Создание строительной базы данных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Создание строительной базы данных



САДИ

Кафедра ИТС

Дисциплина «Информационные базы данных в строительстве»

 

СОЗДАНИЕ строительной БАЗЫ ДАННЫХ

С ПОМОЩЬЮ

СУБД MS Access

Или

СУБД Open Office.org Base

 

Методические указания

По изучению курса ИБД для ПГС

Год


Концепция БД, Основная терминология, назначение БД

В основе всех информационных систем строительного профиля лежит технология баз данных. База данных (БД) - система специальным образом организованных данных, относящихся к одной предметной области, предназначенная для хранения, обработки, накопления, многоцелевого использования информации. Предметная область - та область профессиональной деятельности, информация о которой и будет являться объектом формализации, хранения, обработки.

Совокупность объектов и связей между ними образует предметную область. Основополагающим понятием для баз данных и единицей хранения данных в базе данных является запись. Запись, как правило, хранит информацию о некотором объекте предметной области.

Запись – это составная единица информации, она представляет собой упорядоченную последовательность атрибутов. Атрибут - это единица информации, отображающая отдельное свойство объекта. Основным назначением баз данных является быстрый поиск и анализ содержащейся в них информации, что обеспечивается использованием компьютерных баз данных.

Наибольшее применение получили БД на основе реляционных моделей данных. Информационными единицами являются домены, атрибуты, отношения.

Отношение (реляционное отношение) можно наглядно представлять двумерной таблицей, именами столбцов которой являются имена атрибутов. Совокупность атрибутов (их имен, типов и свойств данных) образует тип (или структуру)записи. Экземпляры записи (кортежи) состоят из экземпляров значений атрибутов (это строки таблиц), значения атрибутов извлекаются из доменов. Каждому атрибуту соответствует его домен – область определения атрибута. Атрибуты в реляционных базах называются полями (это столбцы).

Замечание. На самом деле никаких таблиц нет. Хранение бинарных кодов данных осуществляется иначе. Но пользователю этого можно не знать. Для его удобства на экран подаются представления данных в виде таблиц.

Каждому объекту предметной области соответствует одно или несколько отношений (таблиц). Такие отношения часто называют объектными. Могут проектироваться отношения, которые отражают взаимозависимость между объектами предметной области (или отображают процессы, взаимодействия, происходящие в предметной области). Такие отношения часто называют связующими.

Структура отношения – это структура (тип) соответствующей записи (структура - имена атрибутов и их домены). Связи между объектами предметной области фиксируются посредством некоторых, вводимых в отношения атрибутов (связующих атрибутов - первичными и внешними ключами). Между записями, соответствующими связанным объектам предметной области, в реляционных базах данных устанавливаются связи не в явном виде, а динамически, в соответствии со значениями связующих атрибутов.

Для хранения, анализа, накопления, модификации и выдачи информации, хранящейся в базе данных, необходима система управления базами данных (СУБД). СУБД представляет собой комплекс компьютерных программ, позволяющих проектировать и эксплуатировать базу данных.

В последнее время распространение для организации персональных БД получили системы управления базами данных, входящие в комплекты приложений Microsoft Office и OpenOffice.org. Это СУБД MS Access и OpenOffice.org Base. В этих СУБД принято называть отношение - таблицей, кортеж - записью, атрибут - полем.

Таким образом, запись (экземпляр записи) состоит из совокупности значений полей. Тип записи называют структурой таблицы.

При создании структуры определяют (задают): из каких по именам полей состоит каждая запись данной таблицы (отношения), какой тип данных должно иметь каждое из полей, назначают форматы и свойства данных в каждом поле.

Вся информация о предметной области (данные базы) хранится в нескольких разных по структуре таблицах. Кроме таблиц, которые должны быть в БД обязательно, база данных может содержать и другие компоненты. Это запросы, формы, отчеты, макросы, модули. Их обычно называют конструкторскими объектами.

Каждое отношение в связанной базе данных должно иметь ключ, определяемый при проектировании отношения.

Ключ – это одно поле (простой ключ) или совокупность нескольких полей (составной ключ), обладающие свойством уникальности значений (для простого ключа) или уникальности значений в строке по совокупности полей составного ключа в пределах данного отношения.

Ключи используются для защиты целостности данных и для установления связей между записями разных отношений базы данных.

Все компоненты этих БД хранятся в одном общем файле (что не всегда хорошо, но удобно для пользователя). Расширение имени файла программа MS Access задает по умолчанию.mdb (до Access2003), accdb (для Access 2007, 2010), а OpenOffice.org Base (.odb).

Создание базы данных всегда начинается с ее проектирования.

При проектировании базы данных (БД) необходимо предварительно обдумать цели и задачи, которые нужно будет решать с помощью созданной базы данных. От этих целей и задач будет существенно зависеть принципиальная схема данных (макет), а также те структуры, которые этот макет составят.


ПРОЕКТИРОВАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ

Рассмотрим аспекты процесса проектирования и создания реляционной многотабличной БД на простом примере.

Проектируется база данных, содержащая информацию о предприятии, занимающимся строительством или инженерными коммуникациями. Или база данных для проектирования в ГИС или в других ИС с пространственной локализацией, в которой хранятся атрибутивные данные.

В таблицах базы данных должна содержаться информация с той или иной степенью подробности. Степень подробности описания зависит от информационных потребностей. При этом желательно предварительно определить цели и задачи, которые нужно будет решить с помощью создаваемой БД.

Цели и структура БД (на примере).

В базу данных поместим информацию для учета производимых работ по нескольким заданным типовым проектам, на нескольких объектах (объектов больше, чем проектов, некоторые объекты имеют одинаковые типовые проекты). Для производства работ нужны строительные материалы, затраты материалов на единицу работы известны. Для проектов известны объемы работ, виды работ. Для бригад известны виды работ, которые могут выполняться, требуемое время на единицу каждой работы. Для объектов известны месторасположение, проект, дата начала, объемы работ по привязке проекта, сметная стоимость.

БД хранит информацию о предметной области в нескольких, связанных между собой, таблицах. Информация распределяется в отдельные таблицы, прежде всего по смыслу и существующим взаимозависимостям между данными, которые следуют из предметной области. Основу правильного распределения данных по отношениям задает теория нормализации (здесь не рассматривается).

Таблица должна иметь уникальное имя в базе данных.

Ограничимся набором таблиц, в которых разместится информация:

Проекты,

Объекты,

Виды_работ,

Материалы,

Бригады,

Производство,

Материалы_для_работ,

Проекты_работы.

СОЗДАНИЕ отношений (таблиц)

Процесс создания таблиц в MS Access2003 (пример).

Создание запросов к БД

Сформулировать необходимые запросы. Обратить внимание на имена запросов, которые обязательно должны отражать их смысл и назначение!

ТИПЫ ЗАПРОСОВ

1) многотабличные запросы на выборку с условиями в разных полях - 1 минимум.

2) итоговые запросы по одной таблице – 1 запрос минимум.

3) итоговые запросы по нескольким таблицам – 1 запрос минимум.

4) итоговые запросы с выборкой по другому полю – 1 запрос минимум;

5) итоговые запросы на основе запросов на выборку – 1 минимум

Эти номера 1-5 использовать в названиях запросов первым символом. Слово «запрос» в названиях запрещено!

Создание запросов осуществляем в режиме Конструктора.

Запрос 1.

В этом примере выводятся количество работ по каждому проекту, вид работы задается через параметр.

Это окно Конструктора. В верхней половине добавленные источники данных для запроса. Ниже показано, как их добавить.

В нижней половине – бланк запроса, там формулируются условия отбора. Если в строке условия текст в квадратных скобках – это запрос с параметром, параметр принимает значения условия отбора.

В качестве параметра в окне введен вид работ Штукатурка. Далее не сохраняя запрос, исполним его кнопкой!

Запуск запроса вызывает его исполнение и показ результата Запуск осуществляет эта кнопка на панели инструментов в режиме Конструктора. После запуска запрос можно сохранить и дать ему имя. Созданный запрос появляется на вкладке Запросы.

Запрос 2.

В этом запросе требуется показать суммарное количество работ каждого вида, предусмотренное в проектах. Это итоговый запрос (запрос с групповыми операциями) Группировка – перестановка записей по группам с одинаковыми значениями в поле группировки. Здесь это поле работы. Агрегирующая функция Sum суммирует все значения в поле, где она назначена, в пределах группы.

Ниже показан этот запрос в Конструкторе и ниже в окне – результат.

Запрос 3.

Требуется выполнить расчеты: сколько материалов каждого вида требуется для каждого проекта. Вычисляемое поле будет создано, курсор размещается в первый пустой столбец справа в бланке запроса. Затем вызывается Построитель (кнопка), который формирует формулы в столбце.

 

Формула строится с помощью этого окна, где операторы формул и другие элементы формируются, выбирая в этом окне. Имя нового поля Выражение1, переименовать можно в бланке запроса, куда попадает выражение после закрытия окна Построителя. Результат исполнения запроса показан ниже.

Запрос 4.

Работы по проекту «Дом 10 этажный жилой» Процесс построения показан в окнах.

Запрос 5.

Суммарные объемы бригад. Показан запрос в Конструкторе и его результат

Создание простых форм ввода и просмотра.

Формы нужны для эксплуатации баз данных с целевым заданным видом показа результата и для удобного ввода данных в таблицы.

Покажем форму ввода и форму просмотра.

Форма ввода делается из таблиц.

На экране форма сделана через меню Вставка/Автоформа на вкладке Таблицы.

 

 

Форма ввода Проекты создана Мастером форм, на вкладке Формы, через создание.

 

Форма просмотра создана на основе Запроса. Редактирование форм, вставка элементов управления делается в Конструкторе форм. Можно открыть созданную Мастером форму и ее редактировать Конструктором.


Задания для работы и правила оформления

Создать базу данных, полностью следуя подробно рассмотренного в данном указании примера.

Дать имя базе данных, вводя в название на титульный лист Вариант (тему) предметной области, Фамилию, шифр группы, год создания, предмет в виде ИТС (для ПГС), СИ (для ТГС).

Например:

Фундамент_Иванов_СТЗСб1з_2012_ИТС.

Фундамент - вариант предметной области. Тогда таблицы Работы – это работы по устройству фундамента сооружения, Материалы – это сваи, плиты, блоки и др. Расширение будет создано автоматически.

Таблицы создать в соответствии с темой, по данному примеру, в одной из СУБД.

Составить краткое пояснение объектов и деятельности в предметной области,

Продумать задачи и цели БД по теме и вписать их вместо приведенного текста в примере (см Цели БД).

Назначить таблицы для объектов предметной области и связей между ними по смыслу деятельности в предметной области

Указать связующие поля - атрибуты, которыми будут связаны полученные отношения. В этой таблице число строк по количеству связей в окне схема данных.

№ с Таблица глав (симв1) Поле (первич.ключ) Таблица подч (симв∞) Поле внеш.ключ)
  Виды_материалов Шифр_материала Материалы_для_работ Материал
         
         
         
         
         
         

Ввести в базу данных собственные данные в таблицы, по 5-10, (а в Производство 10-15) записей в каждое отношение.

Создать запросы по своему варианту, по образцу рассмотренного примера.

Создать формы в мастере форм для таблиц и запросов.

Пример таблиц (для темы Устройство фундаментов):

Конструкции (для фундаментов) с полями: шифр, название, типоразмер, единица измерения (штука или 100 штук)

Бригады с атрибутами: номер, название, число_рабочих

Работы с атрибутами: наименование, шифр, единица измерения (штука, тонна, час и др)

Проекты с атрибутами: код_проекта, наименование, чертежи (объект – файл)

Проекты_работы: проект, работа, количество_работы

По существу, это технологическая карта с указанием того, сколько каких работ заложено в этом проекте. Проект займет в таблице столько строк, сколько работ по нему предусмотрено.

Ежедневно_производство_работ: бригада, работа, объект, дата, объем

для каждого дня, по каждой работе, для каждой бригады, по каждому объекту указывается выполненный фактически объем работы в ее единицах.

Затраты_материалов: материал, работа, количество

Указывается сколько надо израсходовать материалов (из таблицы Материалы) на единицу каждой работы.

Оформление работы.

Сдаются электронные документы, два файла на диске:

1) Пояснительная записка к КР с титульным листом Имя файла – имя БД, как было указано. Пояснительная записка исполняется в моем шаблоне, для этого скопировать задание, лишнее удалить, стили, заголовки и шрифты не менять! Пояснительная 3-4 страницы с титульным листом. Не надо описывать ход выполнения, это удалите.

Примечание: Пояснительная с титульным листом (образец прилагается) в Word пишется элементарно, коротко, по существу. Излагать основы БД ни в коем случае нельзя.

Варианты тем (можно свое)

Строительство коттеджей

Строительство жилых домов

Строительство гаражей

Железобетонный завод

Кирпичный завод

Устройство фундаментов

Прокладка трубопроводов

Устройство крыш и кровли

САДИ

Кафедра ИТС

Дисциплина «Информационные технологии в строительстве» или «Строительная информатика»

Контрольная работа

Год

 

САДИ

Кафедра ИТС

Дисциплина «Информационные базы данных в строительстве»

 

СОЗДАНИЕ строительной БАЗЫ ДАННЫХ

С ПОМОЩЬЮ

СУБД MS Access

Или

СУБД Open Office.org Base

 

Методические указания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 2690; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.163.218.81 (0.065 с.)