ТОП 10:

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРАВИЛ ПО УХОДУ ЗА ПАРОВЫМИ ТУРБОАГРЕГАТАМИ И ИХ ОБСЛУЖИВАНИЮ



Тема № 5

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРАВИЛ ПО УХОДУ ЗА ПАРОВЫМИ ТУРБОАГРЕГАТАМИ И ИХ ОБСЛУЖИВАНИЮ

ВВОД В ДЕЙСТВИЕ

Обслуживание судовых паровых турбоагрегатов и уход за ними выполняется в соответствии с Правилами технической эксплуатации (ПТЭ), утвержденными ММФ в 1974г.

 

ПТЭ определяют общие требования к планированию и организации технической эксплуатации главных и вспомогательных турбомашин (за исключением турбин отработавшего пара) различных типов. В них рассматриваются как нормальные, так и особые (аварийные) режимы.

 

В ПТЭ разбираются общие вопросы и положения, относящиеся к подготовке и пуску главных и вспомогательных турбоагрегатов, систем, к обслуживанию их в период остановок и к поддержанию в состоянии готовности на различных эксплуатационных режимах; освещаются возможные неисправности, их причины и способы устранения; даются указания по проведению технического обслуживания и ремонта, дефектации, разборке и сборке турбомашин.

 

Ввод турбоагрегата в действие относится к числу наиболее ответственных операций по обслуживанию судовых паровых турбин в период эксплуатации.

 

Это обусловлено тем, что в указанный период в турбине протекают неустановившиеся тепловые процессы, в результате которых в деталях корпуса и ротора возникают максимальные температурные градиенты, сопровождающиеся значительными тепловыми напряжениями и деформациями, изменением радиальных и осевых зазоров в проточной части и в уплотнениях.

Напряжения и деформации, характер изменения осевых и радиальных зазоров в проточной части зависят от конструктивных особенностей турбин (одно- или двухслойный корпус, дисковый или барабанный ротор, место расположения упорного подшипника), ее состояния (холодная, не полностью остывшая, горячая), способа ее прогревания, скорости нагружения и реверсирования.

 

Подготовка паротурбинного агрегата к действию.

Подготовка начинается с проверки состояния агрегата и обслуживающих систем.

При осмотре турбин и зубчатых передач убеждаются в наличии всех штатных контрольно-измерительных приборов и их исправности, проверяют состояние указателей расширения корпусов и скользящих опор, производят замеры осевого и радиального положения валов и осевого положения корпусов.

Подготовка масляной системы сводится к тому, что в случае низкой температуры масла подогревают его до 30 ÷ 36°С, запускают масляный насос и проверяют поступление масла на смазку трущихся деталей.

При подготовке валопровода отжимают его тормоз и в случае необходимости ослабляют дейдвудный сальник, проверяют уровень масла в подшипниках и работу системы их охлаждения.

Проворачивание турбоагрегата валоповоротным устройством производится при закрытых быстрозапорном и маневровых клапанах. Прослушивают турбину и зубчатую передачу и наблюдают по амперметру за нагрузкой электродвигателя.

Высокая потребляемая сила тока указывает на неисправности, до устранения которых проворачивание прекращают. Подготовка паропроводов и системы управления заключается в том, что проверяют, закрыты ли клапаны отбора пара из турбины, и открывают клапаны продувания.

При закрытых разобщительных клапанах открывают и закрывают быстрозапорный, маневровые и сопловые клапаны, чтобы убедиться в исправности их действия.

Перед прогреванием турбин или одновременно с его началом медленным открытием главных разобщительных клапанов прогревают главный паропровод.

При подготовке конденсационной установки открывают приемный и отливной клинкеты и пускают главный циркуляционный насос с пониженной производительностью.

(Заполняют сборник конденсата питательной водой и включают конденсатный насос на рециркуляцию (через холодильники эжекторов и обратно в конденсатор).

 

Прогревание турбин.

Обычно прогревание производят при вращении роторов вначале валоповоротным устройством, а затем — рабочим паром.

При прогревании турбины ее тепловое состояние и скорость повышения температуры корпуса и ротора определяются расходом и параметрами греющего пара, а также способом и режимом прогревания.

В настоящее время наибольшее распространение в эксплуатации нашел способ прогревания турбин ГТЗА проворачиванием их роторов паром на стоянке на малой частоте вращения.

 

Прогревание выполняют следующим образом.

После введения в действие конденсационной установки, масляной системы, подготовки турбин и зубчатых передач к работе (осмотр, проворачивание, прогревание трубопроводов) подается пар на вторую ступень пароструйного эжектора (или включается вакуумный насос), а также на систему укупорки концевых уплотнений.

Поступающий через концевые уплотнения в турбину пар начинает ее прогревать.

Прогревание паром концевых уплотнений продолжается в течение времени, необходимого для повышения давления в главном конденсаторе до 66 ÷ 73кПа (15 ÷ 20мин).

Во время прогревания турбины паром концевых уплотнений ротор ее непрерывно вращают валоповоротным устройством (ВПУ) или проворачивают им на 1/3 оборота через 5 ÷ 7мин.

После достижения указанного давления в конденсаторе турбину отсоединяют от валоповоротного устройства и страгивают ее ротор паром, впускаемым в ТВД для вращения на передний ход и в ТЗХ — для вращения на задний ход.

При впуске следят за давлением пара перед соплами; оно не должно превышать значения, предусмотренного инструкцией по эксплуатации для страгивания ротора.

После страгивания ротора клапан впуска пара закрывается, турбину и зубчатую передачу прослушивают.

 

При отсутствии посторонних звуков и других отклонений от нормы приступают к прогреванию турбины свежим паром.

Прогревание производится при нормальном давлении в конденсаторе путем попеременного вращения ротора на передний и задний ход или постоянным вращением его на передний ход в зависимости от указаний инструкции по эксплуатации.

Давление греющего пара выбирают из условия, чтобы частота вращения гребного винта во время прогревания составляла 10 ÷ 15об/мин.

Для поддержания такой частоты вращения используют задатчик частоты вращения системы управления ГТЗА.

При прогревании проверяют работу всех механизмов и систем, обслуживающих турбоагрегат (циркуляционную, масляную системы, системы укупорки и отсоса пара концевых уплотнений, системы автоматического управления, регулирования и контроля).

Прогревание турбин ГТЗА свежим паром на стоянке продолжается 35 ÷ 45 мин.

Особенностью режима прогревания посредством проворачивания паром главных турбин судна на стоянке является ограниченная частота вращения гребного винта, обусловленная опасностью обрыва швартовов и шлангов (на танкере), размыва причала, засорения конденсатора и т. п.

Поэтому из-за низких расходов и температуры греющего пара прогревание на стоянке возможно только до уровня, значительно отличающегося от требуемого для развития номинальной мощности ГТЗА. Дальнейшее прогревание турбины продолжают на ходу судна.

Прогревание ведется таким образом, что частота вращения гребного винта после отхода судна быстро повышается до значения, указанного в инструкции (для ГТЗА ТС-1 и ТС-2 такая частота составляет 60об/мин на передний ход и 50 об/мин — на задний), а в последующем частота вращения повышается до номинальной постепенно (на 10об/мин через 5 ÷ 7мин).

При частоте вращения гребного винта 60об/мин на передний ход ГТЗА должен проработать не менее 35 ÷ 45мин.

Опыт эксплуатации и специальные исследования показывают, что к факторам, влияющим на надежность работы турбин в период прогревания и во время набора мощности, относятся:

1.)разность температур по толщине стенок и фланца корпуса.

Термические напряжения в стенках корпуса и фланцевом соединении при разности температур 100 ÷ 110°С близки по значению к пределу текучести литого корпуса из стали 25ХМЛ.

2) разность температур верхней и нижней частей корпуса, вызывающая его тепловой прогиб, а при 70 ÷ 80°С — радиальные задевания в уплотнениях и даже в проточной части.

3) абсолютное расширение корпуса, характеризующее его усредненное тепловое состояние.

По тепловому расширению (определяемому по индикаторам у скользящих или гибких опор) можно судить о степени общего прогрева турбины;

4) относительное удлинение ротора.

Ротор расширяется в процессе нагревания в сторону от упорного подшипника, в то время как корпус (вместе с упорным подшипником) перемещается от фикс-пункта.

Удлинение ротора и корпуса при прогревании не одинаково, что и приводит к изменению осевых и радиальных зазоров в проточной части.

5) тепловой прогиб ротора, термические и механические напряжения в нем.

Тепловой прогиб ротора возможен при его прогревании в неподвижном положении. При, наличии положительной разности температур «верх—низ» в корпусе верхняя часть ротора имеет большую температуру, чем нижняя.

В результате этого ротор прогибается стрелкой вверх, поскольку верхние слои металла ротора удлиняются по отношению к нижним.

6) вибрация турбины, которая может быть вызвана нарушением балансировки ротора, его прогибом вследствие неравномерного прогревания, касанием о неподвижные части в корпусе, нарушением смазки в подшипниках наличием воды в корпусе и др.

 

ПУСК И ОБСЛУЖИВАНИЕ ТУРБОАГРЕГАТА ВО ВРЕМЯ ХОДА СУДНА

После окончания прогревания турбин циркуляционный, конденсатный и масляный насосы переводят на нормальный режим работы и поднимают вакуум в главном конденсаторе до нормального.

Получив команду дать ход, плавным открытием маневрового клапана доводят частоту вращения ротора до заданной.

При этом тщательно прослушивают турбины и редуктор и следят за равномерностью расширения корпусов турбин, положением роторов, температурой и давлением масла, уровнем конденсата в конденсаторе.

При переходе на установившийся режим работы открывают сопловые клапаны, причем из таблиц выбирают такую же комбинацию, чтобы маневровый клапан был максимально открыт.

Закрывают клапаны продувания и клапан рециркуляции конденсата и открывают клапаны отбора пара.

Регулируют обжатие дейдвудного сальника.

 

В задачу обслуживания парового турбоагрегата входят:

- обеспечение заданной мощности ГТЗА и частоты вращения гребного вала;

- поддержание на всех режимах давления и температуры пара перед БЗК близкими к спецификационным;

- регулирование работы конденсационной установки с целью установления оптимального режима (выбор давления в конденсаторе, числа и частоты вращения циркуляционных насосов);

- обслуживание турбин и зубчатой передачи; обслуживание масляной системы.

Во время работы ГТЗА турбины и зубчатую передачу периодически прослушивают стетоскопом с целью обнаружения посторонних шумов, вызванных касанием в турбине вращающихся и неподвижных частей, попаданием в ее корпус постороннего предмета или воды, вибрацией ротора или корпуса, поломкой зубьев передачи и т. д.

Контролируют показатели теплового расширения корпусов.

Систематически проверяют давление в контрольных точках турбины (в камере регулировочной ступени, в местах отбора пара, перед соплами, в ресивере и т. д.).

Работу масляной системы контролируют по давлению масла за масляным насосом в системе регулирования, в точках поступления масла на подшипники и к зацеплениям шестерен и колес зубчатой передачи, а также по температуре масла за маслоохладителем, при входе и выходе из подшипников.

Во время работы турбоагрегата масло систематически сепарируют, контролируют его параметры и поддерживают в пределах нормы его качество.

Качество масла проверяют, устанавливая, не засолено ли, не обводнено ли оно, нет ли в нем механических примесей, нет ли кислотности. По мере роста перепада давлений масляные фильтры очищают.

 

Во время работы турбинной установки вахтенный механик держит под особым наблюдением следующие показатели:

- частоту вращения валов;

- температуру и давление свежего пара;

- давление пара в камерах отборов и системе уплотнений;

- вакуум в конденсаторе;

- температуру и давление масла;

- температуру подшипников;

- осевое положение роторов и тепловое расширение корпусов турбин;

- температуру, уровень и соленость конденсата в конденсаторе.

 

Вахтенный механик обязан записывать в машинный вахтенный журнал все полученные команды, показания контрольно-измерительных приборов (обычно не реже одного раза в час) и все сведения о выявленных неисправностях.

 

Система продувания ГТЗА.

 

Главные турбины и паровпускные клапаны имеют систему продувания, предназначенную для удаления скопившегося конденсата из внутренних полостей.

Несвоевременное удаление воды приводит к коррозии, преждевременному износу деталей, а при работе турбин — и к гидравлическим ударам, вызывающим аварии.

 

Система продувания ГТЗА (рис. 65) состоит из трубопроводов продувания: в трюм 1, на магистраль продувания высокого давления 2, на деаэратор З, на уравнительный коллектор 4 на главный кoндeнcaтop и на промежуточные ступени турбин.

Рис. 65 Система продувания турбин ГТЗА:

1 — в трюм; 2 — в магистраль продувания ВД;

3 — на деаэратор; 4 — на уравнительный коллектор

 

Масляная система.

Масляная система судовой паро- и газотурбинной установки обеспечивает смазкой все опорные и упорные подшипники, зубчатую передачу и валопровод, навешенные механизмы, а также систему регулирования и другие элементы установки.

 

Требования, предъявляемые к масляной системе:

- предохранение масла от преждевременной порчи;

- минимальные утечки;

- возможность очистки, удаления загрязненного масла и пополнения новым.

 

В современных турбинных установках приняты два типа масляных систем: система без напорных цистерн и система с напорными цистернами, или гравитационная система.

Масляная система без цистерн более компактна и легка. Масло поступает на трущиеся поверхности и в систему регулирования под напором, создаваемым масляным насосом.

 

Рис. 2.26 Гравитационная система смазки ГТЗА

Масляная система с цистернами (гравитационная) более надежна, так как при внезапной остановке масляного насоса цистерны обеспечивают смазку в течение нескольких минут, что достаточно для остановки турбоагрегата, если невозможно запустить резервный масляный насос.

Кроме того, в напорных цистернах осуществляется отстой масла, что улучшает качество смазки.

 

В транспортных судах с ПТУ и судах с ГТУ тяжелого типа обычно применяют гравитационную систему смазки.

Принципиальная ее схема дана на рис. 2.26.

В состав системы входят цистерна запасного 1 и отработавшего 4 масла, две напорные расходные цистерны 2 и 3 и сточная (маслосборная) цистерна 10.

Из сточной цистерны масло через невозвратный клапан с приемной сеткой 11 и магнитный фильтр 12 забирается электромасляным насосом 13 или 14 и после очистки в сетчатом фильтре 15 и охлаждения в маслоохладителе 17 или 18 подается в работающую расходную цистерну, откуда поступает на смазку трущихся поверхностей.

Часть масла после сетчатого фильтра 15 идет в систему регулирования, управления и защиты (РУЗ).

Для обеспечения в системе требуемого давления используется редукционный клапан 16.

Для поддержания постоянного уровня масла в расходных цистернах установлена переливная труба со смотровым стеклом 19.

Цистерны снабжены сигнализаторами уровня, воздушными трубами для выпуска паров масла и змеевиками для подогрева масла паром.

В нижней части сточной цистерны 10 предусмотрен отстойник для воды, которая удаляется ручным насосом 9 или насосом 6 сепаратора масла 7.

При сепарации масло подогревается в подогревателе 5 и после сепаратора 7 напорным насосом 8 перекачивается в сточную цистерну 10.

Смешанное регулирование

Смешанное регулирование заключается в использовании количественного регулирования на основных режимах и качественного – на промежуточных.

Рассмотрим случай, когда регулирующие органы состоят из одного маневрового и трех сопловых клапанов (рис. 2.2).

Рис.2.2. Схема соплового аппарата при смешанном регулировании

 

1- маневровый клапан; 2- подвод пара к нижней группе сопел;

3- сопловые клапаны II−IV.

 

От маневрового клапана 1 по трубопроводу 2 пар направляется непосредственно в нижнюю группу сопел, по второму – к трем сопловым клапанам 3.

При полном открытии маневрового клапана в группу сопел 1 поступает 50% расчетного расхода пара G0.

Сопловые клапаны при полном открытии пропускают соответственно 10, 20,и30% G0.

Следовательно, возможны сопловые комбинации с пропуском пара от 50 до 110% G0 через каждые 10%.

До G0 = 0,5 G0 регулирование мощности – качественное, маневровым клапаном; промежуточные режимы между указанными также осуществляются с помощью подрегулирования маневровым клапаном.

Таким образом, наличие маневрового и трех сопловых клапанов обеспечивает количественное регулирование в широком диапазоне мощностей, а также позволяет применять при маневрировании более простое качественное регулирование.

Обводное регулирование

Оно используется в паровых турбинах с большим расходом пара, у которых мощность расчетного режима существенно (в несколько раз) меньше номинальной.

Осуществляется посредством вывода из работы на расчетном режиме ступеней малых ходов (эти ступени расчитаны на пропуск малого количества пара и имеют короткие лопатки). В этом случае КПД установки повышается.

При таком способе регулирования свежий пар направляется по обводному каналу к основной группе ступеней, минуя ступени малого хода, по которым проходит только небольшая часть пара для их охлаждения (рис.2.3).

Рис.2.3. ТВД с внутренним обводом ступеней малого хода

Для уменьшения числа ступеней малого хода их выполняют двухвенечными. По сравнению с другими типами регулирования на расчетном режиме будут иметь место дополнительные потери трения и вентиляции в неработающих ступенях.

Как следует из рис. 2.4, для турбин, работающих в широком диапазоне нагрузок, наивыгоднейшим является обводное регулирование.

Обводное регулирование используется также в утилизационных турбогенераторах (например, ТД-400, ТД-500), имеющих байпасные клапаны, открывающиеся при снижении давления пара в утилизационном котле в связи с понижением нагрузки главного двигателя.

Рис.2.4. Зависимость КПД от мощности турбоагрегата

1- качественное регулирование; 2- количественное регулирование; 3- обводное регулирование.

 

Подготовка к ревизии

Для определения износа деталей и узлов производится ревизия (планово-предупредительный осмотр и ремонт): главных турбин — один раз в четыре года, а вспомогательных — один раз в два года.

 

При необходимости сроки между ревизиями могут быть сокращены.

 

Ревизию, как правило, осуществляет судоремонтный завод, но может выполнять и личный состав под руководством шеф-инженера завода-строителя или старшего (главного) механика.

Перед постановкой турбоагрегата на ревизию необходимо зафиксировать его эксплуатационные показатели.

 

В турбинах осевые зазоры в проточной части и в уплотнениях настолько малы, что не допускают ни осевых, ни боковых перемещений снимаемых частей по отношению к неподвижным.

 

Поэтому при вскрытии турбин требуется применение специальных устройств и приспособлений, необходима большая осторожность.

 

Кроме того, должны быть приняты особые меры, чтобы предотвратить попадание при вскрытии внутрь корпуса посторонних предметов.

 

Тема № 5

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРАВИЛ ПО УХОДУ ЗА ПАРОВЫМИ ТУРБОАГРЕГАТАМИ И ИХ ОБСЛУЖИВАНИЮ

ВВОД В ДЕЙСТВИЕ

Обслуживание судовых паровых турбоагрегатов и уход за ними выполняется в соответствии с Правилами технической эксплуатации (ПТЭ), утвержденными ММФ в 1974г.

 

ПТЭ определяют общие требования к планированию и организации технической эксплуатации главных и вспомогательных турбомашин (за исключением турбин отработавшего пара) различных типов. В них рассматриваются как нормальные, так и особые (аварийные) режимы.

 

В ПТЭ разбираются общие вопросы и положения, относящиеся к подготовке и пуску главных и вспомогательных турбоагрегатов, систем, к обслуживанию их в период остановок и к поддержанию в состоянии готовности на различных эксплуатационных режимах; освещаются возможные неисправности, их причины и способы устранения; даются указания по проведению технического обслуживания и ремонта, дефектации, разборке и сборке турбомашин.

 

Ввод турбоагрегата в действие относится к числу наиболее ответственных операций по обслуживанию судовых паровых турбин в период эксплуатации.

 

Это обусловлено тем, что в указанный период в турбине протекают неустановившиеся тепловые процессы, в результате которых в деталях корпуса и ротора возникают максимальные температурные градиенты, сопровождающиеся значительными тепловыми напряжениями и деформациями, изменением радиальных и осевых зазоров в проточной части и в уплотнениях.

Напряжения и деформации, характер изменения осевых и радиальных зазоров в проточной части зависят от конструктивных особенностей турбин (одно- или двухслойный корпус, дисковый или барабанный ротор, место расположения упорного подшипника), ее состояния (холодная, не полностью остывшая, горячая), способа ее прогревания, скорости нагружения и реверсирования.

 

Подготовка паротурбинного агрегата к действию.

Подготовка начинается с проверки состояния агрегата и обслуживающих систем.

При осмотре турбин и зубчатых передач убеждаются в наличии всех штатных контрольно-измерительных приборов и их исправности, проверяют состояние указателей расширения корпусов и скользящих опор, производят замеры осевого и радиального положения валов и осевого положения корпусов.

Подготовка масляной системы сводится к тому, что в случае низкой температуры масла подогревают его до 30 ÷ 36°С, запускают масляный насос и проверяют поступление масла на смазку трущихся деталей.

При подготовке валопровода отжимают его тормоз и в случае необходимости ослабляют дейдвудный сальник, проверяют уровень масла в подшипниках и работу системы их охлаждения.

Проворачивание турбоагрегата валоповоротным устройством производится при закрытых быстрозапорном и маневровых клапанах. Прослушивают турбину и зубчатую передачу и наблюдают по амперметру за нагрузкой электродвигателя.

Высокая потребляемая сила тока указывает на неисправности, до устранения которых проворачивание прекращают. Подготовка паропроводов и системы управления заключается в том, что проверяют, закрыты ли клапаны отбора пара из турбины, и открывают клапаны продувания.

При закрытых разобщительных клапанах открывают и закрывают быстрозапорный, маневровые и сопловые клапаны, чтобы убедиться в исправности их действия.

Перед прогреванием турбин или одновременно с его началом медленным открытием главных разобщительных клапанов прогревают главный паропровод.

При подготовке конденсационной установки открывают приемный и отливной клинкеты и пускают главный циркуляционный насос с пониженной производительностью.

(Заполняют сборник конденсата питательной водой и включают конденсатный насос на рециркуляцию (через холодильники эжекторов и обратно в конденсатор).

 

Прогревание турбин.

Обычно прогревание производят при вращении роторов вначале валоповоротным устройством, а затем — рабочим паром.

При прогревании турбины ее тепловое состояние и скорость повышения температуры корпуса и ротора определяются расходом и параметрами греющего пара, а также способом и режимом прогревания.

В настоящее время наибольшее распространение в эксплуатации нашел способ прогревания турбин ГТЗА проворачиванием их роторов паром на стоянке на малой частоте вращения.

 

Прогревание выполняют следующим образом.

После введения в действие конденсационной установки, масляной системы, подготовки турбин и зубчатых передач к работе (осмотр, проворачивание, прогревание трубопроводов) подается пар на вторую ступень пароструйного эжектора (или включается вакуумный насос), а также на систему укупорки концевых уплотнений.

Поступающий через концевые уплотнения в турбину пар начинает ее прогревать.

Прогревание паром концевых уплотнений продолжается в течение времени, необходимого для повышения давления в главном конденсаторе до 66 ÷ 73кПа (15 ÷ 20мин).

Во время прогревания турбины паром концевых уплотнений ротор ее непрерывно вращают валоповоротным устройством (ВПУ) или проворачивают им на 1/3 оборота через 5 ÷ 7мин.

После достижения указанного давления в конденсаторе турбину отсоединяют от валоповоротного устройства и страгивают ее ротор паром, впускаемым в ТВД для вращения на передний ход и в ТЗХ — для вращения на задний ход.

При впуске следят за давлением пара перед соплами; оно не должно превышать значения, предусмотренного инструкцией по эксплуатации для страгивания ротора.

После страгивания ротора клапан впуска пара закрывается, турбину и зубчатую передачу прослушивают.

 

При отсутствии посторонних звуков и других отклонений от нормы приступают к прогреванию турбины свежим паром.

Прогревание производится при нормальном давлении в конденсаторе путем попеременного вращения ротора на передний и задний ход или постоянным вращением его на передний ход в зависимости от указаний инструкции по эксплуатации.

Давление греющего пара выбирают из условия, чтобы частота вращения гребного винта во время прогревания составляла 10 ÷ 15об/мин.

Для поддержания такой частоты вращения используют задатчик частоты вращения системы управления ГТЗА.

При прогревании проверяют работу всех механизмов и систем, обслуживающих турбоагрегат (циркуляционную, масляную системы, системы укупорки и отсоса пара концевых уплотнений, системы автоматического управления, регулирования и контроля).

Прогревание турбин ГТЗА свежим паром на стоянке продолжается 35 ÷ 45 мин.

Особенностью режима прогревания посредством проворачивания паром главных турбин судна на стоянке является ограниченная частота вращения гребного винта, обусловленная опасностью обрыва швартовов и шлангов (на танкере), размыва причала, засорения конденсатора и т. п.

Поэтому из-за низких расходов и температуры греющего пара прогревание на стоянке возможно только до уровня, значительно отличающегося от требуемого для развития номинальной мощности ГТЗА. Дальнейшее прогревание турбины продолжают на ходу судна.

Прогревание ведется таким образом, что частота вращения гребного винта после отхода судна быстро повышается до значения, указанного в инструкции (для ГТЗА ТС-1 и ТС-2 такая частота составляет 60об/мин на передний ход и 50 об/мин — на задний), а в последующем частота вращения повышается до номинальной постепенно (на 10об/мин через 5 ÷ 7мин).

При частоте вращения гребного винта 60об/мин на передний ход ГТЗА должен проработать не менее 35 ÷ 45мин.

Опыт эксплуатации и специальные исследования показывают, что к факторам, влияющим на надежность работы турбин в период прогревания и во время набора мощности, относятся:

1.)разность температур по толщине стенок и фланца корпуса.

Термические напряжения в стенках корпуса и фланцевом соединении при разности температур 100 ÷ 110°С близки по значению к пределу текучести литого корпуса из стали 25ХМЛ.

2) разность температур верхней и нижней частей корпуса, вызывающая его тепловой прогиб, а при 70 ÷ 80°С — радиальные задевания в уплотнениях и даже в проточной части.

3) абсолютное расширение корпуса, характеризующее его усредненное тепловое состояние.

По тепловому расширению (определяемому по индикаторам у скользящих или гибких опор) можно судить о степени общего прогрева турбины;

4) относительное удлинение ротора.

Ротор расширяется в процессе нагревания в сторону от упорного подшипника, в то время как корпус (вместе с упорным подшипником) перемещается от фикс-пункта.

Удлинение ротора и корпуса при прогревании не одинаково, что и приводит к изменению осевых и радиальных зазоров в проточной части.

5) тепловой прогиб ротора, термические и механические напряжения в нем.

Тепловой прогиб ротора возможен при его прогревании в неподвижном положении. При, наличии положительной разности температур «верх—низ» в корпусе верхняя часть ротора имеет большую температуру, чем нижняя.

В результате этого ротор прогибается стрелкой вверх, поскольку верхние слои металла ротора удлиняются по отношению к нижним.

6) вибрация турбины, которая может быть вызвана нарушением балансировки ротора, его прогибом вследствие неравномерного прогревания, касанием о неподвижные части в корпусе, нарушением смазки в подшипниках наличием воды в корпусе и др.

 

ПУСК И ОБСЛУЖИВАНИЕ ТУРБОАГРЕГАТА ВО ВРЕМЯ ХОДА СУДНА

После окончания прогревания турбин циркуляционный, конденсатный и масляный насосы переводят на нормальный режим работы и поднимают вакуум в главном конденсаторе до нормального.

Получив команду дать ход, плавным открытием маневрового клапана доводят частоту вращения ротора до заданной.

При этом тщательно прослушивают турбины и редуктор и следят за равномерностью расширения корпусов турбин, положением роторов, температурой и давлением масла, уровнем конденсата в конденсаторе.

При переходе на установившийся режим работы открывают сопловые клапаны, причем из таблиц выбирают такую же комбинацию, чтобы маневровый клапан был максимально открыт.

Закрывают клапаны продувания и клапан рециркуляции конденсата и открывают клапаны отбора пара.

Регулируют обжатие дейдвудного сальника.

 

В задачу обслуживания парового турбоагрегата входят:

- обеспечение заданной мощности ГТЗА и частоты вращения гребного вала;

- поддержание на всех режимах давления и температуры пара перед БЗК близкими к спецификационным;

- регулирование работы конденсационной установки с целью установления оптимального режима (выбор давления в конденсаторе, числа и частоты вращения циркуляционных насосов);

- обслуживание турбин и зубчатой передачи; обслуживание масляной системы.

Во время работы ГТЗА турбины и зубчатую передачу периодически прослушивают стетоскопом с целью обнаружения посторонних шумов, вызванных касанием в турбине вращающихся и неподвижных частей, попаданием в ее корпус постороннего предмета или воды, вибрацией ротора или корпуса, поломкой зубьев передачи и т. д.

Контролируют показатели теплового расширения корпусов.

Систематически проверяют давление в контрольных точках турбины (в камере регулировочной ступени, в местах отбора пара, перед соплами, в ресивере и т. д.).

Работу масляной системы контролируют по давлению масла за масляным насосом в системе регулирования, в точках поступления масла на подшипники и к зацеплениям шестерен и колес зубчатой передачи, а также по температуре масла за маслоохладителем, при входе и выходе из подшипников.

Во время работы турбоагрегата масло систематически сепарируют, контролируют его параметры и поддерживают в пределах нормы его качество.

Качество масла проверяют, устанавливая, не засолено ли, не обводнено ли оно, нет ли в нем механических примесей, нет ли кислотности. По мере роста перепада давлений масляные фильтры очищают.

 

Во время работы турбинной установки вахтенный механик держит под особым наблюдением следующие показатели:

- частоту вращения валов;

- температуру и давление свежего пара;

- давление пара в камерах отборов и системе уплотнений;

- вакуум в конденсаторе;

- температуру и давление масла;

- температуру подшипников;

- осевое положение роторов и тепловое расширение корпусов турбин;

- температуру, уровень и соленость конденсата в конденсаторе.

 

Вахтенный механик обязан записывать в машинный вахтенный журнал все полученные команды, показания контрольно-измерительных приборов (обычно не реже одного раза в час) и все сведения о выявленных неисправностях.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.168.112.145 (0.031 с.)