I этап. Определение методологических основ проблемы исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I этап. Определение методологических основ проблемы исследования



Выбор и обоснование темы

Тематика работ соответствует учебным дисциплинам, исходя из этого, и составляется, примерная тематика учебно-исследовательских работ, утверждаемая на кафедре. При формулировании темы работы научным руководителем желательно, помимо названия, определить и круг вопросов, подлежащих решению. Такой подход позволяет студентам глубже представить направление работы, трезво оценить свои возможности, способствует осознанному, продуманному выбору темы с учетом своих способностей. Необходимо соблюдать единство терминологии в пределах работы.

Примечание: доминирующими терминами считаются понятия, заявленные в названии работы.

Изучение литературных источников, их анализ

Проработка проблемы работы начинается со знакомства с выполненными ранее работами, полученными в них результатами, рекомендациями, методикой. Изучение научной литературы позволяет глубже понять исследуемый вопрос. Одновременно дает возможность избежать ошибок, не допустить излишних затрат времени и сил на создание созданного.

Работа по изучению литературы начинается с составления, подбора литературы по своей проблеме. При этом следует придерживаться определенных правил работы с книгой (см. раздел Методика работы с книгой и с интернет-ресурсами).

Отдельно следует остановиться на особенностях работы по поиску информации в сетях Internet. Сегодня Internet предоставляет большие возможности в поиске информации по любому направлению. Существует большое разнообразие источников, электронных каталогов, библиотек разноплановой направленности.

Имея общие представления о проблематике исследования, можно запустить поиск информации. Для этого в сети существуют серверы — мощные поисковые системы. Назовем, в частности, следующие: www.yahoo.ru; www.yandex.ru; www.rambler.ru; www.google.com; www.google.ru; www.altavista.ru и др.

В командной строке Internet Explorer необходимо ввести одно из вышеприведенных имен - загрузится искомая страничка.

Для поиска информации с помощью поисковой машины имеются следующие возможности:

·В строке — «Найти» («Seach») указывается ключевое слово поиска. Далее выставляются списки страниц сайтов, в которых упоминается (упоминаются) ключевые слова. Открывая каждую страницу в новом окне, идет знакомство с её содержанием. При необходимости — копируется информация на компьютер, затем перейдя в строку «Файл» — «Сохранить как…» указывается путь к папке, в которую следует поместить найденную информацию.

·Обычно на главной странице вышеназванных сайтов имеется раздел «Top100», в которые обычно помещаются ссылки на часто запрашиваемые вопросы. Они, чаще всего, сгруппированы для удобства работы по темам, также можно обратиться в тематическую подборку и продолжить поиск информации.

·Поиск информации возможен в следующих системах (имеется договор университета с данными ресурсами):

1. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online», договор с ООО «Нексмедиа» № 587 от 29.07.2015

2. Электронно-библиотечная система издательства «Лань», договор с ООО «Издательство «Лань» № 586 от 29.07.2015

3. База данных периодических изданий (на платформе EastViewEBSCO), договор с ООО «ИВИС» № 381 от 08.06.2015

4. База данных периодических изданий на платформе Научной электронной библиотеки (eLibrary), Договор с ООО «РУНЭБ» № 1051 от 18.11.2015.

5. Электронно-библиотечная система «Электронный читальный зал», договор с ООО «Библиотех» № 059 от 13.09.2010.

6. Электронно-библиотечная система «ЭБ БашГУ», договор с ООО «Открытые библиотечные системы» № 095 от 01.09.2014.

7. Электронно-библиотечная системаZNANIUM.COM, договор с ООО «Научно-издательским центром ИНФРА-М» от 21.03.2016.

8. Электронно-библиотечная система «Электронный читальный зал», договор с ООО «Библиотех» № 059 от 13.09.2010.

9. Электронно-библиотечная система «ЭБ БашГУ», договор с ООО «Открытые библиотечные системы» № 095 от 01.09.2014.

10. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online», договор с ООО «Нексмедиа» № 690 от 26.07.2016.

11. Электронно-библиотечная система издательства «Лань», договор с ООО «Издательство «Лань» № 691 от 01.08.2016.

12. База данных периодических изданий (на платформе EastViewEBSCO), договор с ООО «ИВИС» № 85-П от 10.06.2016.

13. База данных периодических изданий на платформе Научной электронной библиотеки (eLibrary), Договор с ООО «РУНЭБ» № 1051 от 18.11.2015.

Разработка структуры и плана выполнения работы

Продуманный план и структура работы во многом определяют ее результативность, дают возможность четко представить себе цель, задачи, объем и содержание работы. Процесс разработки, составления плана и структуры «погружает» студента в проблему исследования, позволяет осуществлять планирование тесных взаимосвязей с другими предметами, разделами. Поэтому желательно, чтобы первоначальный набросок план и структуры работы составил сам студент. При его обсуждении студент предлагает и аргументирует свои предложения, учитывает пожелания руководителя. Разработанные план и структура в ходе работы могут претерпевать изменения, в них могут вноситься коррективы. Это зависит от успешности выполнения отдельных пунктов плана, результатов опытно-экспериментальной работы для курсовых и дипломных работ (см. Приложение).

Введение включает в себя (научный аппарат в работе оформляется именно в такой последовательности):обоснование актуальности проведения исследования по избранной теме; разработанность (изученность) проблемы, определение темы, объект, предмет, цель, гипотеза, задачи исследования, методы исследования, экспериментальная база исследования, практическая значимость, апробация результатов исследования, структура работы.

Актуальность – теоретическая и практическая значимость исследования в современных условиях. Выделяют два основных направления характеристики актуальности темы. Первое связано с не изученностью данной темы. В данном случае исследование актуально именно потому, что определённые аспекты темы изучены не в полной мере и проведённое студентом исследование направлено на преодоление этого пробела. Второе направление характеристики актуальности связано с возможностью решения определённой задачи на основе полученных в исследовании данных. Одно из этих направлений либо то и другое вместе обычно фигурируют при характеристике этого элемента понятийного аппарата научного исследования.

Разработанность (изученность) проблемы в научной литературе - перечисление прошлых и современных отечественных и зарубежных ученых, занимавшихся данной проблемой.

Проблема определяется на основе краткого анализа современного состояния проблемы, это выявление противоречий между достигнутым уровнем знания и потребностью развития этого знания, теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования. Определение т емы исследования - это представление о проблеме изучения.

Объект — некоторые реальные предметы, процессы, явления, на которые направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта, которые содержат противоречия и порождают проблемную ситуацию.

Предмет – это наиболее значимое с практической и теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта. При проведении исследовательской работы объект и предмет соотносятся между собой как целое и часть, общее и частное. Именно предмет определяет тему исследования.

Цель — дает возможность мысленно предвосхитить, определить научное исследование. Обычно выделяются следующие виды целей:

Гипотеза – это предположение о возможном способе разрешения противоречия, усовершенствования явления.

Задачи исследования – характер и круг вопросов, которые предполагается решить в работе. Определение задач – это выбор путей и средств достижения цели исследования, как правило, решаются три основных вопроса: теоретический – анализ научной литературы; экспериментальный – проведение экспериментального исследования по выявлению определенных проблем, связей, явлений, проведение сравнительно-сопоставительного анализа; практический – разработка программы (комплекса занятий) при формирующем эксперименте, при констатирующем – разработка психолого-педагогических рекомендаций по исследуемой проблеме.

Методы исследования – это целенаправленная система методов, обеспечивающая достаточно полное решение проблемы исследования.

Экспериментальная база исследования: это образовательное учреждение, класс, группа детей, которые включены в данное исследование и составляют источник исследовательского материала, так же определяется контингент и количество испытуемых.

Практическая значимость: определение востребованности результатов исследования, конкретного потребителя и его рабочего места, где будет полезно применение данной работы.

Апробация результатов исследования (в основном, для выпускных квалификационных работ): основные положения, результаты исследования, представленные на конференциях, в каких-либо учреждениях, изложенные в статьях.

Структура работы: составные компоненты (введение, главы, заключение, список использованных источников и литературы, приложение).

В первой главе, состоящей из двух или трех параграфов, приводится анализ литературных источников по выбранной тематике, история исследования данной проблемы, она представляет собой теоретическое, реферативное описание уже имеющихся в данной науке исследований в русле избранной темы (с описанием позиции наиболее крупных исследователей в данной области). Необходимо учитывать и публикации в периодических изданиях, отражающие последние достижения в данной области. Требования к основной части: доказательность, последовательность, отсутствие лишнего, необязательного материала. При ее изложении следует избегать слепого копирования различных учебников, учебных пособий, книг. Грамотно выполненный обзор показывает, насколько глубоко студент знаком с работами, проблемой и сутью ранее выполненных исследований. Это свидетельство знания им предмета своей работы, его эрудиции и культуры.

Наиболее типичные ошибки при изложении этой части:

·стремление построить его на основе только книжного материала;

·неумение анализировать результаты выполненных ранее работ;

·изложение фактов, без раскрытия своего мнения по рассматриваемой проблеме, выявления слабых и сильных сторон;

·стремление насытить текст различными пространными цитатами;

·написание обзора без ссылок на проведенную предыдущими исследователями работу;

·включение рассуждений, не имеющих отношения к исследуемой проблеме.

Во всех случаях, обязательно приводить ссылки на литературные источники, с указанием авторов, из которых взяты те или иные сведения, данные (даже если вы не цитируете их авторов). Оформление ссылок и цитат в тексте представлены в квадратных скобках (см. пункт Оформление работы). В первой части также дается анализ современного состояния проблемы на основе изучения эмпирических данных (анализ практики, учебников, программ и т.д.).

II этап. Подготовка и проведение экспериментального исследования (опытно-экспериментальная работа).

Для проведения экспериментальной (опытно-экспериментальной) работы необходимо определить базу исследования, определить объекты изучения.

Методика проведения исследования разрабатывается на основе общей методологии научных исследований. Методика определяет методы, совокупность способов, приемов и подходов, при помощи которых решают поставленные задачи, раскрывают проблему исследования. В ходе ее разработки опираются, во-первых, на методологию научного познания, т.е. используемые методы и средства должны обеспечивать объективное отражение фактов, явлений и процессов в реальных и конкретных условиях, диалектически взаимосвязанных, взаимодействующих и развивающихся. Важно вскрывать качественные изменения, обнаруживать внутренние противоречия изучаемых процессов, показывать пути преодоления таких противоречий.

Во-вторых, методика исследования определяется содержанием и структурой конкретной работы, условиями ее выполнения, способами достижения поставленной цели. Обязательно рассматривать и методику оценки достоверности, статистических методов обработки результатов исследования.

В зависимости от объекта и предмета исследования выделяются следующие виды экспериментов.

Констатирующий эксперимент - экспериментатор выявляет свойства, явления, определенные качества испытуемых, он не изменяет свойства участника, не формирует у него новых свойств и не развивает те, которые уже существуют.

Формирующий (преобразующий, обучающий) эксперимент ставит своей целью активное формирование, развитие тех или иных сторон психики, уровней деятельности, экспериментатор изменяет участника, формирует у него такие свойства, качества, которых раньше не было или развивает те, которые уже существовали. При проведении формирующего эксперимента предусматривается наличие двух групп испытуемых: экспериментальная группа и контрольная группа.

Экспериментальная группа – это группа, непосредственно подвергающаяся экспериментальному воздействию в процессе исследования, то есть группа, с которой непосредственно работает экспериментатор.

Контрольная группа помещается в те же условия, что и экспериментальная, за исключением того, что испытуемые в ней не подвергаются экспериментальному воздействию.

Для проведения формирующего эксперимента разрабатывается программа (комплекс занятий), к ее составлению предъявляются следующие требования.

Программа (комплекс занятий) – изложение его целей, общей концепции, исходных гипотез вместе с логической последовательностью операций для их проверки; документ, в котором дается изложение и обоснование логики и методов изучения социального объекта в соответствии с решаемыми научными или практическими задачами.

Программа (комплекс занятий) состоит из следующих структурных компонентов:

· Пояснительная записка – в ней определяется актуальность исследования, кто исследует данную проблему, на какие документы, источники опирается автор при составлении программы (комплекса занятий), цель и задачи, ожидаемые результаты, продолжительность (сроки) реализации программы, частота и время проведения занятий.

· Тематический план, с указанием названия вида работы, форм, методов, количества часов (для репрезентативности программы необходимо не менее 20 часов).

· Содержание – полное описание всех видов работ.

· Список использованной литературы при составлении программы (комплекса занятий).

· На программу требуется рецензия специалиста в исследуемой области.

Контрольный эксперимент осуществляется при проведении формирующего эксперимента - это проведение итогового контрольного среза для выявления, сравнения и оценки полученных результатов двух группы между собой.

Сравнительно-сопоставительный анализ заключается в сравнении и сопоставлении результатов исследования, различных групп людей по возрасту, образованию, деятельности и общению, по различным качествам личности.

Интерпретационные методы направлены на теоретическое объяснение, трактовку изучаемого явления, свойства, определенных качеств личности. Интерпретация полученных результатов исследования объясняется на основе той или иной психолого-педагогической теории, выявляется правильность или ошибочность выдвинутой гипотезы исследования.

Завершается исследовательская работа разработкой психолого-педагогических рекомендаций. Психолого-педагогическая рекомендация - это представленный в письменной форме проект возможного педагогического воздействия (содействия), изменения явления, процессов, свойств и качеств личности.

Успешность процесса разработки психолого-педагогических рекомендаций определяется такими факторами: теоретические знания по исследуемой проблеме, знание различных подходов, трактовок изучаемого явления, процесса, свойств и качеств личности; умение моделировать множество конкретных жизненных ситуаций, способствующих наиболее яркому проявлению личностных качеств; владение достаточно большим арсеналом приемов психолого-педагогического воздействия; знание сути психолого-педагогической рекомендации, ее структуры и особенностей; достоверные результаты экспериментального исследования.

Психолого-педагогические рекомендации характеризуются такими свойствами, как адекватность, направленность, уровень обобщённости и др. В ее структуре в качестве основных компонентов выделяются: опора на теоретические положения по исследуемой проблеме, практический опыт, цель, адресат, результаты исследования, конкретные предложения по возможности изменения определенных явлений, проблем, свойств и качеств личности.

Часть материала (по усмотрению научного руководителя и студента) выносится в Приложение (программы (комплексы заданий), тестовые методики, анкеты, первичные данные исследования, таблицы, диаграммы, планы-конспекты, анкеты, рисунки, фотографии и т.д.).

Каждая глава должна содержать выводы, в конце последнего параграфа.

Заключение (выводы) - сжато, в концентрированной форме представлены итоги всей работы, отмечено практическое значение выполненной работы, содержатся выводы из проведённого исследования в соответствии с целями и задачами, заявленными в исследовании, даются психолого-педагогические рекомендации для дальнейшего практического применения.

Список использованных источников и литературы содержит полные выходные данные научных работ, которые упоминались или цитировались студентом.

К оформлению списка литературы в научном исследовании предъявляются следующие требования:

1) список имеет алфавитный порядок;

2) если в списке содержится несколько работ одного автора, они располагаются по хронологии,

3) каждый документ, включенный в список, должен быть описан в соответствии с требованиями следующих ГОСТов (Приложение).

Приложение: в нем представлены первичные результаты исследования, сами методики исследования, программы (комплексы заданий), таблицы, рисунки и т.д.

Приложения, включенные в учебно-исследовательские работы, помещаются после списка литературы и должны иметь номера и заголовки.

III этап. Оформление работы

Оформление работы осуществляется на основе стандартов оформления и в соответствии с положением, разработанным образовательным учреждением.

Общие требования

Работа, как правило, оформляется на стандартных листах писчей бумаги на одной стороне листа формата А 4 (210х297). Объем зависит от ее формы.

· Выдерживаются следующие параметры страниц: ширина полей справа – 10 мм; слева – 30 мм, сверху; снизу по 20 мм, Междустрочный интервал в тексте – 1,15 см (множитель – 1,15 см.), шрифт Times New Roman, размер шрифта 14. Шрифт должен быть четким. Плотность текста должна быть одинаковой. Выравнивание текста (за исключением названий разделов, глав, параграфов) – по ширине; автоматические переносы, абзац (отступ) в тексте равен 1,25. В тексте не допускаются выделения: ни жирным шрифтом, ни курсивом, также не используется подчеркивание.

· Отпечатанные страницы обязательно нумеруются арабскими цифрами, номер страницы проставляют в центре нижней части страницы (титульный лист работы считается первой страницей, номер страницы на титульном листе не проставляется, на следующей странице – оглавлении – ставится цифра «2»).

Каждая часть работы начинается с новой страницы. Названия частей в работе располагаются по центру, без точек в конце и прописными буквами:

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

НАЗВАНИЕ ГЛАВЫ

НАЗВАНИЕ ГЛАВЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.199.138 (0.036 с.)