Проявление внимания к человеку во время деловых встреч, бесед, разговоров — основа организаторской этики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проявление внимания к человеку во время деловых встреч, бесед, разговоров — основа организаторской этики.



К разговору необходимо подготовиться, если хотите серьезно поговорить, а не просто переброситься несколь­кими словами. Продумайте, хотя бы схематично, план бе­седы. Чего вы хотите добиться от разговора с челове­ком — решить надо заранее. Может быть, вам надо дать поручение, высказать просьбу, снять напряжение у чем-то расстроенного товарища, уточнить какие-то факты, наладить отношения, сделать замечание — все это надо иметь в виду и добиваться достижения цели. Учтите, что вначале вам покажется трудной такая подготовка к разговору, но потом это войдет в привычку, и все будет про­исходить как бы само собой.

В какой форме провести разговор, будет зависеть от

— личных особенностей собеседника (вспыльчивость, молчаливость, обидчивость, замкнутость и др.);

— его состояния в этот момент (расстроен, нервнича­ет, раздражен, весел, подавлен и т. д.);

— его отношения к вам (недоверчивость, антипатия, привязанность, равнодушие и т. д.);

— его предполагаемого отношения к теме разговора.

Начало задает тон всему разговору. Особенно если вы не знаете или плохо знаете собеседника. Поменьше де­журных фраз типа «Как живешь?», «Как настроение?», «Что нового?». Наивно думать, что они сразу же созда­дут обстановку взаимного доверия и расположения. Если началу разговора будут предшествовать вопросы, где вы покажете свою осведомленность в успехах, неудачах со­беседника, его занятиях, увлечениях, в интересных собы­тиях, в которых ему пришлось принимать участие («Го­ворят, что у вас здорово прошел классный «огонек»; «Что-то ты мрачный ходишь, все никак не успокоишься после проигрыша в волейбол?», «Ну как тебе вчерашний фильм?» и т. д), то это поможет вам быстрее найти вза­имопонимание.

Если же вам приходится встре­чаться с собеседником часто, до­статочно дружеского приветствия. Но все равно, не сбрасывайте со счета его состояние в данный мо­мент.

Верный сигнал вашей добро­желательности и призыв к откро­вению — добрая улыбка. Она ни­чего не стоит, но может сделать многое. Не ожидайте, что участ­ники вашего разговора первыми проявят к вам дружелюбие и при­ветливость, начинайте с этого са­ми. Может случиться, что они не будут реагировать на ваше внимание. Имейте терпение! В конце концов, вежливость одержит верх.

Проявление уважения и внимания к человеку — это обращение к нему по имени. Каждый человек вправе счи­тать свое имя лучшим словом из всего лексического за­паса. Если вы запомнили имя человека, с которым вам придется впервые работать, это будет для него компли­ментом и одновременно знаком того, что вы вниматель­ный человек.

К откровенной беседе располагает, если вы

— не подчеркиваете без надобности разницы между собой и собеседником в должностном положении;

— критически относитесь к собственным недостатка и неполадкам в работе организации;

— высказываете свои соображения доброжелательно, в форме совета;

— проявляете искренний интерес к личности собе­седника;

— умеете внимательно слушать собеседника.

Умение выслушать человека не менее важно, чем уме­ние убедительно говорить. Очень часто человеку надо дать именно «выговориться». Это естественная потреб­ность, возникшая в минуты напряженного, нервозного со­стояния в результате каких-либо неприятностей, недора­зумений или, наоборот, в моменты, когда человеку хочет­ся поделиться радостью, своими приятными пережива­ниями.

Хороший, сердечный разговор может помочь человеку обрести душевное равновесие, создать нормальный рабо­чий настрой. Если собеседник увидит, что вы искренне заинтересованы, что вас волнует разговор, что вы пере­живаете вместе с ним, это принесет делу только пользу. Не следует в этот момент без необходимости перебивать человека, отвлекаться, смотреть куда-то в сторону. Что касается сочувственной мимики, то она придет к вам са­ма, если вы действительно искренни.

Дав собеседнику «выговориться», можно постепенно направлять разговор в нужное вам русло. Стоит выяснить факты, уточнить детали, предложить еще раз в спокой­ной обстановке изложить существо дела.

Организатору нужно уметь «разговорить человека». Ведь не всегда мы встречаем готовность собеседника от­крыться нам, вести откровенный разговор. Тут могут быть разные причины: и замкнутость человека, и его подавлен­ное состояние, и недоверие к организатору. Доверитель­ная беседа предполагает особую осторожность, деликат­ность, умение увидеть застенчивость и стыдливость, не­желание сразу же обнажать перед другим свой собствен­ный мир. Человек ждет взамен на свое откровение со­хранения, как раньше говорили, «тайны исповеди», га­рантию того, что его «секреты» не станут назавтра темой пересудов одноклассников.

 

Самая злая кража —

Кража

доверья.

Вот где нужна бы стража,

Крепкий замок на двери!

Тайно открыл ты другу

То, чем душа согрета,

Он же в часы досуга

Выдал твои секреты!

Тут не корысть, не злоба,—

Просто болтать охота.

Он тебя предал,

чтобы

Поразвлек'ать кого-то.

Он дорогую тайну

Отдал в чужие руки —

Отдал ее случайно,

От пустоты, от скуки.

Вот где нужна бы стража,

Крепкий замок на двери!

Самая злая кража —

Кража

доверья!

(О. Высотская. «Кража»)

Взаимопонимание легче достигается, когда организа­тор не пытается с ходу докопаться до истины, а выстраивает цепочку вопросов, когда он дает понять, что их раз­говор носит доверительный характер.

 

 

От «Песчаной

Россыпи»

К «Горящему факелу»

Дирижер коллектива. — Путь к вершине.Станции: «Песчаная рос­сыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горя­щий факел».— Как формировать коллектив.Самоаттестация.Программа роста.В ногу с коллективом.Советы организатору,

Очень часто мы слышим, что коллектив является луч­шим воспитателем человека. И это правильно, но при условии, если коллектив является по-настоящему друж­ным и сплоченным. Ведь далеко не о каждой классной группе или другом объединении (бюро ВЛКСМ, комитет комсомола, совет дружины, штаб или совет дела и др.) можно сказать, что здесь живут и действуют по правилу «один — за всех и все — за одного». Когда в таких груп­пах каждый сам по себе, когда люди беспокоятся лишь о собственном благополучии, выгоде, разве по плечу им такая сложная задача — воспитывать своих членов? Если организатор постоянно взывает к совести учащихся, «тя­нет» всю работу один или с несколькими активистами, о каком дружном коллективе может идти речь?

Даже очень хороший организатор не сможет длитель­ное время один нести это тяжкое бремя руководителя, ес­ли у него не будет твердой и надежной опоры под назва­нием коллектив. Вот почему сверхзадачей организатора является формирование и сплочение коллектива.

Что значит «формировать»? Это значит создавать, ле­пить, придавать чему-либо новую форму. Но люди не ку­сок глины, поддающийся любому воздействию. Этот че­ловеческий материал может сопротивляться, неожиданно принимать непредусмотренные мастером-организатором формы, «уплывать» из рук мастера.

Слово «сплотить» означает плотно соединить, добить­ся единства. Сплочение людей не механическая подгонка одного к другому. В открытом музее русского зодчества в Костроме стоят прекрасно сработанные русскими умель­цами избы, терема, в которых вы не найдете ни единого гвоздя. Мастера так умели «слышать» каждую балку, каждую перекладину, что ловко могли соединить их, за­ставить опираться одна на другую и одновременно под­держивать все без исключения элементы строения. Мож­но, разумеется, сколотить все это огромными гвоздями, но насколько долговечно будет такое сооружение? Можно и ребят посадить за одну парту, записать помимо их ин­тересов в какой-нибудь кружок, но это соединение будет механическим, искусственным.

Ничего не получится у того организатора, который, придя в класс, заявит: ты дружи с этим, а ты с тем; тебе лучше проявлять симпатии к тому, а тебе знаки внима­ния к этому. Смешно. В жизни так никогда не получится. Но почему?

Одно из удивительных свойств коллектива — его спо­собность к саморазвитию. Без всяких команд извне люди начинают знакомиться, радость одного может переда­ваться другим, неудача товарища может повлиять на са­мочувствие остальных, энтузиазм руководителя может охватить всех учащихся. В трудные моменты люди стре­мятся быть ближе друг к другу — опасность легче пре­одолеть сообща. Люди сами выбирают себе друзей, то­варищей, объясняются в любви, клянутся в верности, ссо­рятся.

Организатор должен в этих условиях быть дирижером, руководить, управлять процессом становления коллектива, его формированием. Он не волен заставить дружить ре­бят, но помочь каждому раскрыться, показать свои луч­шие стороны, которые могут привлечь к нему сверстни­ков,— это ему под силу. Организатор может создать та­кие условия, в которых взаимопомощь, сотрудничество, взаимопонимание всех ребят станут обязательными для всех.

Обратите внимание, как точно и образно говорит о задачах организаторов В. И. Ленин. «Чтобы центр мог не только советовать, убеждать, спорить (как делалось до сих пор), а действительно дирижировать оркестром,— писал он,— для этого необходимо, чтобы было в точно­сти известно, кто, где и какую скрипку ведет, где и как какому инструменту обучался и обучается, кто, где и по­чему фальшивит (когда музыка начинает ухо драть), и кого, как и куда надо для исправления диссонанса пере­вести и т. п.».

Формирование и сплочение коллектива — это как вос­хождение к вершине. Одному туда никак не добраться. Только сообща можно штурмовать пик, именуемый «кол­лектив».

Если считать, что у подножия этой вершины группу людей мы еще не можем назвать коллективом (хотя в жизни мы часто называем коллективом любую группу лю­дей), а оказавшейся на вершине «присваивается» это «звание», то весь путь будет состоять из переходов раз­ной сложности, каждый из которых заканчивается вообра жаемой станцией. Давайте условно обозначим эти стан­ции-ступени.

У самого подножия расположилась станция «Песча­ная россыпь». На расстоянии одного перехода — «Мяг­кая глина». Примерно на середине пути к коллективу — ступень «Мерцающий маяк». Дальше дорога круче, и при­водит она к «Алому парусу». Еще один рывок, правда са­мый сложный, и вершина — «Горящий факел».

Чтобы было понятно, что означает каждая ступень, дадим им более подробную характеристику. А вы попы­тайтесь одновременно сопоставить описание с уровнем развития вашего класса.

«Песчаная россыпь»

Присмотритесь к песчаной россыпи — сколько песчи­нок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет его по площадке. Дунет ветер по­сильней, и не станет россыпи.

Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый от­дельно. Нет того, чтобы что-то «сцепляло», соединяло лю­дей. Здесь люди или еще мало знают друг друга, или про­сто не решаются, а может быть, и не желают пойти на­встречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, «рассыпчатости» группы.

Группа эта существует формально, не принося радо­сти и удовлетворения всем, кто в нее входит.

«Мягкая глина»

Известно, что мягкая глина — материал, который срав­нительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера, а таким в группе может быть бюро, комсорг, организатор дела, этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие, но он может остаться простым ку­ском глины, если к нему не приложить усилий. Больше того, когда мягкая глина окажется в руках неспособного человека, она может принять самые неопределенные формы.

В группе, находящейся на этой ступени, заметны пер­вые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Не все получается у организаторов, нет достаточного опы­та совместной работы.

Скрепляющим звеном здесь еще являются формаль­ная дисциплина и требования старших. Отношения раз­ные — доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Су­ществуют замкнутые приятельские группировки, кото­рые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Под­линного мастера — хорошего организатора пока нет, или ему трудно себя проявить, так как по-настоящему его некому поддержать.

«Мерцающий маяк»

В штормовом море маяк и опытному и начинаю­щему мореходу приносит уверенность: курс выбран пра­вильно, «так держать!». Заметьте, маяк горит не постоян­но, а периодически выбрасывает пучки света, как бы го­воря: «Я здесь. Я готов прийти на помощь».

Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание — это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиноч­ных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители» маяка, те, кто не дает погаснуть огню,— организаторы, актив.

Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хва­тает сил подчиниться коллективным требованиям у неко­торых членов группы. Недостаточно проявляется инициа­тива, не столь часто вносятся предложения по улучше­нию дел не только в своем классе, но и в целом в школе. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех.

«Алый парус»

Алый парус — символ устремленности вперед, неуспо­коенности, дружеской верности, преданности своему дол­гу. Здесь действуют по принципу «один — за всех, все — за одного».

Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной тре­бовательностью. Командный состав парусника — знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обращаются за помощью, и они беско­рыстно оказывают ее.

У большинства членов «экипажа» проявляется чувст­во гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Группа живо интересуется, как обстоят дела в других группах, соседних классах, от­рядах. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом попросят.

Хотя группа и сплочена, но бывают такие моменты, когда она не готова идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено.

«Горящий факел»

Горящий факел — это живое пламя, горючим мате­риалом которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, от­ветственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Да, здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели на ступени «Алый па­рус». Но это еще не все.

Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, подымаясь на скалы, спускаясь в ущелья, проторяя пер­вые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастли­вым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя груп­пы, которым нужна помощь и твоя крепкая рука. Настоя­щий коллектив тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая, по­добно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим.

Если представить себе, что на пути к «Горящему фа­келу» находятся все классные группы вашей школы, то можно быть уверенным — цепочка растянулась по всей горе. Кто-то вырвался вперед и приближается к верши­не, кто-то топчется у «Песчаной россыпи», кто-то нахо­дится на переходе от одной станции к другой.

Интересным бывает это движение. Вот какой-то класс решил в два прыжка достигнуть вершины. Ничего не вышло, порастеряли дорогой свой состав: дружные груп­пировки, прибывшие на высотные станции, обнаружили, что некоторые одноклассники так и остались внизу. На­до спускаться и помогать остальным. Забыли, что к вер­шине группировками не добраться, можно прийти только всем составом.

Не всегда зависит скорость продвижения к коллекти­ву от того, в каком классе вы учитесь. Нередко восьми­классники достигают высотных станций, в то время как усталые десятиклассники надолго решили остановиться у «Мерцающего маяка».

У каждого класса может быть свой путь к коллективу. Как это выглядит на практике?

Недавно мы обратились с необычной просьбой ко мно­гим старшеклассникам-организаторам школ Костром­ской области: рассказать о своем классе так, будто они рассказывают об отдельном человеке с его характером, способностями, сильными и слабыми сторонами, его радо­стями и огорчениями. Кроме того, мы попросили юно­шей и девушек попытаться определить, на какой ступени развития находятся их классы. О наших станциях все они знали.

Были написаны сотни сочинений на тему «Я и мой класс». Среди портретных характеристик классов не ока­залось двух одинаковых. Да и не могло быть. Для одних ребят класс выступал добрым, симпатичным и целе­устремленным, для других он открывался малопривлека­тельным, трудным, рассерженным... В сочинениях старше­классники пытались разобраться во взаимоотношениях, выяснить причины успехов и неудач.

Вчитайтесь внимательно в эти строчки:

«Мой класс не блещет ничем среди других в школе. Класс не дружный, дружат только два-три человека, а остальные не находят себе друзей не только в своем клас­се, но даже в школе. Некоторые даже враждуют.

Есть у нас хорошие организаторы, они ведут за собой ребят, но не на хорошие дела... Немало ребят думают только о себе, если что и делают, то лишь бы прославить­ся, утверждая, что если бы не они, то в классе ничего бы не было. Сколько раз я пытался собрать ребят вокруг се­бя, сдружить их — ничего не получалось. Мы на «Песча­ной россыпи», и не мешало бы нам добавить цементу и воды для скрепления» (Виктор Г., VIII класс).

«В этот класс я пришла четыре года назад из другой школы. Всех держал в руках главный заводила Сергей Р. Класс был страшно неорганизованным, я даже испуга­лась. Все изменилось в VII классе. Многие ребята и де­вочки вступили в комсомол. А Сергей Р. стал дружить с одной девочкой и изменил свое отношение к нам. Остальные мальчишки, может глядя на него, стали тоже относиться к нам по-хорошему.

Хотя класс сейчас у нас и дружный, но иногда еще вспыхивают небольшие ссоры. Но особенно нас сдружил лагерь труда и отдыха этим летом. Все мы лучше узнали друг друга, стали смотреть на всех другими глазами.

Я думаю, что наш класс находится на ступени «Мер­цающий маяк». Иногда все ребята делают что-то для класса, стараются как лучше, а то вдруг затихнут и си­дят, как кроты в норе. Конечно, так бывает не со всеми. Часть ребят постоянно активно работает.

Но все же я люблю свой класс. Когда я иду в школу, то думаю, что мы снова будем весь день вместе. Труднее сказать, как класс воспринимает меня. Если что-то не ла­дится, то просят помочь, что-то посоветовать. Но не надо думать, что все гладко и у меня неудач не бывает. Всякое встречается. Самое главное — когда мне плохо, все при­ходят на помощь» (Вера Т., X класс).

«Вместе с нашим классом мы прожили восемь лет. За эти годы много было радостей и огорчений. Сначала мы как-то не могли понять друг друга. Все началось, мне ка­жется, со школьного конкурса «Вот какие наши мальчиш­ки!», где наши ребята заняли первое место, а торт раз­делили на весь класс. Вот с тех пор мы все время вместе. Работа ведется интересная и большая. Очень удаются та­кие дела, как походы, встречи с интересными людьми, кон­курсы между девчонками и мальчишками, задушевные классные «огоньки». Мы любим обсуждать прочитанные книги, собираемся для этого просто так, без официаль­ных объявлений. Вместе ходим в кино. Всюду вместе с нами наш классный руководитель. Он наш старший това­рищ и приложил немало сил, чтобы сдружить нас, увлечь общим делом.

Все ребята у нас задорные, хорошие организаторы. Инициативу одного подхватывают все. В нашей комсо­мольской организации действует не ядро, а весь коллек­тив. Что касается меня, то я такая же, как и все. Только должность — комсорг. А класс наш «Горящий факел» (Наталья Г., IX класс).

«Такой сильной группы комсомольцев, в которой больше половины учатся на «4» и «5», нет ни в одном клас­се школы. Наш класс почти во всех делах впереди. Для других он внешне дружный, сильный. Но это внешне. А на деле? Собираем металлолом: девчонки таскают тяжести, а предприимчивые мальчишки на машине привезут и — домой! А девчонки все еще работают.

В классе есть кучка активистов, которые участвуют во всех делах. Другие остаются в тени. Отношения между мальчишками и девчонками плохие. Мальчишка может обидеть девчонку, девчонка в свою очередь наябедничает учителю. Да и между девчонками часто идут ссоры. Пы­тались провести собрание без учителя, поговорить начи­стоту обо всем — все впустую.

Кажется, и хотим стать дружными, но что-то еще ме­шает, чего-то не хватает. Из класса может получиться хороший коллектив, только нужен хороший организатор, нужно внимание друг к другу. Ведь некоторые дела мы можем делать!

Класс находится между «Мягкой глиной» и «Мерцаю­щим маяком», но ближе, кажется, к «Мягкой глине» (Анна Ю., IX класс).

«Для учителей наш класс — это самый бедовый, са­мый сумасшедший из всех трех параллельных классов. Может быть, мы, правда, бываем иногда такими. Но все же ни один из нас ни за что не согласился бы променять его на другой.

Нет, мы далеко не идеальные. С учебой у нас не со­всем. Хотелось бы лучше, но зато в труде все становятся неузнаваемыми, один к одному. У нас редко случает­ся, что кто-то отлынивает от работы, таких у нас пре­зирают.

У нас добрый и справедливый класс. Может, потому класс дружный, что у нас много общих дел. Всем клас­сом мы работали на стройке у наших шефов. Это было совершенно самостоятельное дело. Видел бы кто, как мы работаем. Ведь обычно в трудовых делах рядом стоит кто-нибудь из учителей и указывает: ты сделай то-то, ты — это... А здесь ребята такую деятельность развернули! И организаторскую, и трудовую. Жутко уставали, но вы­полняли задание и домой уходили счастливые. Выполнили партийное поручение, данное нам коммунистами шко­лы (в нашей школе существует традиция партийных по­ручений), заработали на этой стройке свыше пятидесяти рублей и передали в фонд школы.

К сожалению, у нас есть и пассивные ребята. Рабо­таем «взрывами»: придумаем какое-то дело или идею кто подбросит — и загораемся, буквально горы ворочаем. А дело закончится, и все остывают. Думаю, что наш класс на ступени «Алый парус».

О себе. Как организатор я не очень. Честно. Есть у нас более способные люди. Но с нашими ребятами мы пони­маем друг друга, мне доверяют самое сокровенное, тай­ное» (Ольга Ш., IX класс).

Нелегок путь к коллективу. Даже у тех, кто прибли­зился к вершине, не может быть самоуспокоения. Доста­точно небольшой остановки, как вас может отбросить на­зад. Опыт показывает, что первые ступени роста группа­ми преодолеваются быстрее, но, начиная с «Мерцающего маяка», движение затрудняется, путь к единству стано­вится сложнее. В чем дело? А дело в том, что взаимоот­ношения здесь начинают строиться не на уровне личных симпатий и привязанностей, а на чувстве долга, ответст­венности перед коллективом. Интересы личные не явля­ются главными, они на этих ступенях развития коллек­тива уступают дорогу отношениям ответственной зави­симости, отношениям сотрудничества. А наладить их бывает сложнее.

Может возникнуть вопрос: почему в одной и той же школе, в одних и тех же условиях классы-соседи находят­ся зачастую на разных ступенях развития? Почему одни упорно, постепенно продвигаются к цели, а других по­стоянно лихорадит? Почему ряд классных групп на про­тяжении нескольких лет так и не может «перевалить» че­рез «Мерцающий маяк»?

Причины тут разные. Замечено, например, что в клас­сах с меньшей численностью учащихся взаимопонимание достигается быстрее. Это и понятно, в большом коллек­тиве имеется опасность «потеряться» отдельной личности. Бывает, что ребята «устают» от однообразия отношений, если учатся вместе длительное время. Монотонность об­становки приводит к тому, что может потеряться интерес не только друг к другу, но и к делам. Точно так же как постоянная бурливость, «взрывы» могут изматывать ребят и в конечном счете приостанавливать продвижение коллектива вперед. Нужно разумное сочетание темпа коллективной деятельности.

Можно говорить о том, что у разных классов слишком разные перспективы — эти «звездочки», к которым стре­мится приблизиться каждый коллектив. Двигаться впе­ред можно значительно быстрее, если к себе манит об­щее интересное дело. Трудно создавать коллектив, если цель, да и вся деятельность неинтересна ребятам. Тут не помогут ни давление учителя, ни усилия организаторов. Увлекательная цель — это не значит, что она должна вы­глядеть веселой и занимательной. Дело, которое несет серьезный гражданский смысл, которое необходимо лю­дям, увлекает не менее глубоко, чем иное яркое, эмоцио­нально окрашенное дело.

Работа по достижению общей цели должна быть обя­зательно совместной. Хорошее, интересное дело в клас­се можно провести усилиями нескольких человек. Но кол­лектив от этого навряд ли станет сплоченнее. Нужна та­кая организация, при которой каждый человек станет активным участником дела. Как это легче сделать? Рас­пределять поручения, задания между небольшими груп­пами, как постоянными, так и специально создаваемыми. В таких группах можно лучше проявить инициативу, са­мостоятельность, творчество, здесь нет опасности зате­ряться в пассиве. Это не говорит о том, что старшеклас­сники не должны действовать и в одиночку. Однако такие действия нельзя возводить в правило.

Но главное в становлении и развитии коллектива — это умелое руководство им. Классный руководитель и ком­сомольские организаторы должны быть настоящими про­водниками вышедших натрудный маршрут ученических групп.

Формирование коллектива — процесс непрерывный. Но прежде чем ставить цель и конкретные задачи перед клас­сом на какой-то период, скажем на учебный год, надо бо­лее точно определить его «местонахождение» на пути к коллективу. Точно так же как штурман, прежде чем проложить маршрут, определяет положение своего кораб­ля, так и организатор, класс в целом должны знать ту точку, от которой отправляется в путь класс.

Как это лучше организовать? Костромские школьни­ки, например, используют для этого ежегодные коллективные самоаттестации. Коллективная самоаттестация ставит своей целью дать диагноз развития коллектива в классе, выяснить, вырос ли класс как коллектив за про­шедший период, и если вырос, то насколько. Задача са­моаттестации — составить программу роста коллектива на следующий срок.

Нет каких-то очень строгих правил проведения само­аттестации. В костромских школах инициаторами кол­лективных самоаттестаций являются комсомольские ор­ганизации. Самоаттестация проводится раз или два раза в год. В ряде школ самоаттестация приурочена к общест­венно-политической аттестации по программе Ленинского зачета. Самоаттестация имеет смысл, если во время ее проведения создана дружеская, доверительная обстанов­ка, атмосфера взаимной требовательности.

Вот как была проведена самоаттестация в одной из школ. Она проходила по следующему плану:

1. Вступительное слово ведущего самоаттестацию
(в данном случае это был комсорг класса).

2. Общий разговор «Кто мы, какие мы».

3. Наша программа роста.

Во вступительном слове комсорг говорит о значении коллектива в жизни каждого человека, о необходимости сознательно всем вместе участвовать в его становлении, быть обеспокоенными за его судьбу.

Затем комсорг знакомит с условными ступенями раз-, вития коллектива, дает краткую характеристику каждой ступени (как это сделали мы в этой книге). Он просит всех присутствующих принять участие в разговоре о сво­ем классе, напоминает, что задача разговора состоит не в отгадывании ступени своего развития, а в анализе ра­боты классной группы в целом, степени вклада каждого учащегося в становление коллектива. Важно отметить, что удалось сделать группе за этот период, продвинулась ли она вперед, где находится сейчас и почему, что надо сделать, чтобы подняться выше.

В процессе подготовки самоаттестации были написаны и вывешены вопросы:

Делаем ли мы полезное, нужное дело всем классом вместе: для класса? для школы? По своей инициативе или нас просят об этом?

Можно ли сказать, что у нас в классе отличная орга­низация и мы «один — за всех, все — за одного»? Если да, то в чем это проявляется? Если нет, то почему это так?

Все ли мы внимательны друг к другу? Переживаем ли мы все, если кому-то из нас очень плохо? Радуемся ли мы успехам товарищей? Успехи и неудачи класса прини­маются ли близко к сердцу всеми или только некоторыми?

Достаточно ли мы понимаем друг друга, умеем ли на­ходить общий язык, вырабатывать общее мнение по важ­ным вопросам?

Когда трудности, когда «надо», можем ли, готовы ли мы собрать свою волю в кулак, проявить настойчивость, принципиальность?

Какое общее дело мы можем поднять в новом году?

Под силу ли нам «Алый парус»?

Все эти вопросы помогли живому обсуждению судьбы класса, настоящей и будущей.

Следующая важная сторона самоаттестации — выра­ботка программы роста своего классного коллектива: по­становка конкретных задач перед классом и определение путей их достижения. Составление программы роста — дело коллективное.

Программой роста могут стать предложения, выска­занные на самоаттестации. Они могут потом войти в план работы комсомольской организации. Программа роста коллектива не может быть одинаковой для всех классов, ведь мы говорили, что путь к коллективу у каждого клас­са бывает индивидуален.

Но вернемся к самоаттестации, о которой мы расска­зывали выше. Вот какие предложения были внесены в программу роста коллектива в этом классе.

Определив свое «местоположение» на ступени «Мер­цающий маяк», ребята посчитали возможным укрепить свое положение в предстоящем году и подойти к ступени «Алый парус». Для этого необходимо:

— работать по принципу: коллективно планируем, кол­лективно действуем, коллективно подводим итоги;

— инициативу в делах держать в своих руках;

— чтобы никому не было в классе плохо, а каждый на­ходил себе дело, а дела находили каждого;

— научиться не только красиво говорить, но так же красиво и делать;

— чтобы весь класс стал коллективным вожатым в пионерском отряде;

— выбрать трудовой объект — строительство стрел­кового тира. Работать, чтоб дух захватывало;

— выйти на тесную связь с другими классами: при­глашать их на наши дела. Провести совместный диспут «Как живешь, товарищ коллектив?»;

— организовать туристский поход.

Как мы видим, ребята кратко сформулировали на этот период свои задачи и основные конкретные дела. Они и помогут в организации коллективной работы. Это, разумеется, не вся работа классного коллектива, его ком­сомольской организации. Это стержень, сверхзадача.

Как показывает опыт, сам факт проведения такой са­моаттестации, откровенный разговор на ней дают много полезного для формирования и сплочения коллектива. Главное, что каждый имеет возможность взглянуть на свой класс, как будто немного отойдя в сторону, посмо­треть на себя со стороны. Ведь не секрет, что очень мно­го старшеклассников не задумываются серьезно о сво­ем классе как коллективе, еще недостаточно осознают роль коллектива в жизни класса. Свидетельство тому — сочинения «Я и мой класс». В них подавляющее боль­шинство юношей и девушек откровенно признавали, что впервые задумываются над тем, насколько зрелым яв­ляется их класс, почему «так получается», можно ли самим развивать, строить и поднимать коллектив. Очень хорошо, что в коллективной дискуссии на самоаттеста­ции ребята могут аргументировать свои мнения по по­воду уровня развития класса, сами разбираться в неко­торых «секретах» коллектива, законах его движения.

Каждый уровень развития классного коллектива тре­бует своих способов организации и руководства им. Со­гласитесь, что действия организатора должны отличать­ся, если он работает с людьми в группе, где нет настоя­щей ответственности, разболтанная дисциплина, где всем «все равно», и если он руководит слаженным, дружным коллективом.

Свойство хорошего организатора — учитывать все из­менения, происходящие в группе. Если группа не стоит на месте, если она развивается, становится зрелым кол­лективом, то необходимо изменять способы руководства. Если этого не делать, может пострадать не только кол­лектив, не только авторитет организатора, но и дело. При­ведем пример.

На комсомольском собрании секретарем бюро в клас­се, который считался в школе одним из трудных, была избрана энергичная и волевая девушка. Хотя ребята к ней не питали особых симпатий, она привлекала их своей «цепкостью», умением доводить дело до конца, че­го бы это ни стоило. Работала она с удовольствием, не­много жестковато, себя не жалела, но и другим сидеть сложа руки не давала. Ей было очень трудно, но резуль­таты не заставили себя ждать. В течение года классная организация стала одной из лучших в школе, класс ста­вили в пример, а комсорг стала популярной личностью в школе.

На следующий год ее избрали комсоргом вторично. Она так же энергично взялась за дело. Через некоторое время в ее адрес все чаще стала раздаваться критика на собраниях, в разговорах одноклассников. Ее упрекали во властолюбии, нежелании советоваться с людьми, в стрем­лении действовать приказом, а не убеждением (узнаете стиль «Разящие стрелы»?). Стали возникать конфлик­ты. Дело дошло до того, что часть ребят стала требовать вывести ее из бюро, не дожидаясь отчетно-выборного со­брания.

В чем дело? Почему комсомольская организация вдруг отвергла те качества, которые ранее ценила в ком­сорге? Ведь девушка, в сущности, не изменила своего поведения во взаимоотношениях с группой. Все дело в том, что за это время изменилась сама группа. Когда-то она была на уровне «Мягкой глины», но постепенно развивалась, сплачивалась под руководством своего комсорга и становилась зрелой — подошла к «Алому па­русу». А здесь «разящие стрелы» комсорга стали тормо­зом. Группа на этой ступени требовала других, более де­мократических способов руководства. Комсорг, к сожа­лению, не почувствовала этих качественных перемен.

Помню, как на заседании комитета комсомола шко­лы члены комитета горячо выступили в поддержку комсорга, обвиняя «неблагодарный класс» в предвзято­сти, необъективности. Копья ломались тогда отчаянно.

Разобрались в этом конфликте с трудом. Кто-то пред­ложил не горячиться и спокойно поговорить обо всем в классе. Так и сделали. Разговор пошел на пользу и клас­су, и его комсоргу, которая честно и откровенно пообе­щала пересмотреть свой организаторский багаж

Одна из основных задач организатора состоит в том, чтобы, сплачивая и поднимая группу, расти вместе с ней, совершенствовать свой стиль руководства и всю орга­низаторскую работу в целом.

Организатору, работающему с классными или другими группами, находящимися на разных ступенях развития, мы можем посоветовать следующее:

В группах на уровне «Песчаная россыпь» предпочти­тельнее может оказаться стиль руководства «Разящие стрелы» (настаивающий, требующий, приказывающий). Подчеркиваем, стиль предпочтительный, а не единствен­ный: все зависит от конкретных условий. Здесь будет преобладать единоначалие, четкость в определении за­дач, подробный инструктаж, жесткий контроль на всех этапах работы. Другие стили руководства могут иметь вспомогательное значение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.112 с.)