Основные этапы в истории Древнего Египта. Общественный и государственный строй. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этапы в истории Древнего Египта. Общественный и государственный строй.



Основные этапы в истории Древнего Египта. Общественный и государственный строй.

Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. В конце IV тысячелетия до н.э. в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, которое стало одним с самых великих центров мировой культуры.

В Египте раньше чем в других странах, сложилось классовое рабовладельческое общество и впервые в мире возникло государство.

Ко времени образования единого египетского царства на его территории было примерно 40 отдельных областей (номов) во главе стояли – номархи.

Египет делился на несколько периодов:

- Ранее царство

-Древнее царство (2700-2400 до н.э)

-Среднее царство

-Новое царство (1575 – 1087 до н.э)

-Позднее царство

Ранее царство.

Общины фактически владели землей на основе общинного землевладения, однако государственная власть считала себя верховным собственником всей земли и взимала в свою пользу часть доходов свободного населения общин. В период Раннего царства начинает формироваться государственный аппарат. В данный период во главе государства стоял царь, которого окружал многочисленный двор, состоявший из придворных чинов и прислужников. Значение царской власти подчеркивалось обожествлением ее носителей.

Древнее царство.

Особенность государственного строя Древнего царства заключается в централизации управления. При помощи религиозной идеологии обоготворения царя и его деяний укрепляют авторитет фараона. В его руках сосредоточена вся законодательная, исполнительная и судебная.

Такая форма социально-политического устройства, при которой глава государства, обладающей всей полнотой власти, обожествляется, а свободное население страны обременено различными государственными повинностями, называется восточной деспотией.

Среднее царство.

Начало эпохи Среднего царства характеризуется почти неограниченной властью номархов. В период Среднего царства фараоны, стремясь к объединению государства и укреплению центральной власти, пытаются ограничить власть номархов, заменяя старых, независимых правителей областей новыми, подчиненными царской власти.

Новое царство.

Основной чертой государственного строя в период Нового царства становится укрепление системы централизованного бюрократического управления. Страна была разделена на два административных округа: Верхний и Нижний Египет, каждым из которых руководил особый наместник фараона. Административные округа делились на области - номы. Города и крепости возглавляли начальники, которых назначал фараон.

Основные черты права Древнего Египта

Источником права первоначально был обычай.

Древнеегипетское право знало ряд договоров. Среди них договор займа, найма,, купли-продажи, аренды земли.

 

Образование государственности в Месопотамии. Усиление Вавилона. Государственный строй Вавилона. Нововавилонское царство.

В Азиатском Междуречье, между реками Тигр и Евфрат, первые государства возникли в начале III тысячелетия до н. э. В общественном и государственном строе этих небольших городов-государств долго сохранялись черты родоплеменной организации.

Государство Шумер получило свое название от народа шумеров, древнейшего населения страны, заложившего основы цивилизации в Междуречье. Постепенно всю территорию государства захватили проживавшие к северу от шумеров аккадцы, создав могучее Шумеро-Аккадское царство.

Около 2000 г. до н. э. Междуречье захватили кочевники-амореи, которые победили Шумеро-Аккадское царство и расселились на его территории. Одним из опорных пунктов кочевников был Вавилон. Возвышению Вавилона способствовало удобное географическое положение, и при царе Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н. э.) Вавилон сделался столицей огромного государства, которое включало в себя большую часть Междуречья.

. Особенностью общественного строя Древнего Шумера является сохранение пережитков родоплеменной организации.

Центрами управления сельским хозяйством были храмы. Сначала они не имели собственной земли - каждая деревня выделяла своему храму участок земли, который обрабатывался крестьянами-общинниками, а собранный урожай отдавался храму. Постепенно храмы стали вести на этих землях хозяйство самостоятельно, присвоив их себе. Увеличение территории храмовых земель происходило за счет их купли-продажи, которая рано была разрешена в Шумере. Высшие слои шумерского общества составляло жречество, игравшее огромную роль в жизни Шумера. Храмы организовывали прокладку каналов, собирали налоги, управляли жизнью соседних городов и деревень.

Рабами в Шумере были в основном чужеземцы, плененные или купленные. Рабов могли иметь и храмы, и частные лица.

Государственный строй Древнего Шумера отличается тем, что на территории Шумера находилось несколько десятков самостоятельных городов и областей, не составлявших единого государства. Главой города и области был верховный жрец главного городского храма, носивший титул "энси". Они предводительствовали войском, председательствовали в совете старейшин и народном собрании.

Органами, ограничивавшими власть правителя, были совет старейшин и народное собрание. Они избирали правителя, давали ему рекомендации, производили общий контроль над его деятельностью, осуществляли суд и управление общинным имуществом.

Сельская община.

Важнейшим компонентом социального, общественного и экономического строя в Маурийский период была община, поскольку объединяла значительную часть населения - свободных земледельцев. Самой распространенной формой общины была сельская, хотя кое-где еще существовала и примитивная родовая.

Вначале глава общины выбирался на собрании общинников, затем утверждался государственной властью, постепенно превращаясь в ее представителя. В общине наблюдался процесс имущественного разделения:

верхушка, эксплуатировавшая рабов и наемных работников;

-общинники, которые сами работали на своих участках;

-разорившиеся общинники, которые лишались земли и орудий труда и были вынуждены ---работать в качестве арендаторов.

Рабство в Древней Индии.

Рабство Древней Индии отличается своей неразвитостью - наряду с рабовладельческими отношениями продолжают сохраняться пережитки первобытнообщинного строя: индийские рабы могли иметь семьи, собственность, право на наследование, право собственности на получаемые дары. Свободный, становясь рабом, не терял своих семейных, родовых и кастовых связей.

Характерной чертой древнеиндийского рабства было наличие законодательства, направленного на ограничение произвола хозяина по отношению к рабам.

Государственный строй

Главой государства являлся царь. При переходе власти строго соблюдался принцип наследования - еще при жизни царь назначал одного из своих сыновей наследником престола.

Царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодательной властью - был главой фискальной администрации, верховным судьей, издавал эдикты, назначал крупных государственных чиновников. Важное место при дворе занимал царский жрец, принадлежавший к влиятельному брахманскому роду. При царе существовали советы:

- паришад - совет царских сановников; приобрел функции политического совета, занимаясь проверкой всей системы управления и выполнением приказов царя. Он состоял из военной и жреческой знати, которая стремилась сохранить свои привилегии и ограничить абсолютную власть правителя.

- тайный совет;

- раджа-сабха, или царский совет; преобразования претерпела и сабха - ранее широкое по составу собрание знати и представителей городского и сельского населения. К эпохе Маурьев состав сабхи становится значительно уже, она тоже приобретает характер царского совета - раджа-сабхи.

 

В эпоху Маурьев государство имело следующее административно-территоральное деление:

-главные провинции; (во главе царевичи)

-обычные провинции (джанапады); (во главе раджуки)

-области (прадеши);

-округа (ахале);

-деревни.

Законы Ману.

Законы Ману являются так называемой дхармашастрой - сборником норм (дхарм), правил, определявших поведение индийцев в их повседневной жизни. Данные нормы носили религиозный характер и были этическими, а не правовыми. Понятия права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, в Древней Индии не было.

Право собственности.

В период создания законов Ману в Индии уже хорошо понимали разницу между собственностью и владение. Законы указывают 7 способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находка, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, получение милостыни.

За незаконное чужой собственности накладывается большой штраф, а присвоившего чужую землю объявляли вором.

2)Обязательства. В Законах Ману рассматриваются и обязательственные отношения. В основном в Законах говорится об обязательствах из договоров. Рассматриваются следующие виды договоров:

договор займа;

договор найма рабочей силы;

договор аренды земли;

договор купли-продажи;

договор дарения.

Наиболее подробно описывается договор займа. Закон устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долга в срок, он обязан был его отработать. Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.

Вследствие применения труда свободных наемных работников (карма-каров) Законы Ману уделяют большое внимание договору найма рабочей силы. Условия заключения договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, а виновному не выплачивалось жалованье. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и нанявшийся, выздоровев, исполнял работу, он мог получить жалованье.

Договор аренды земли получил развитие в Древней Индии ввиду проникновения в общину процесса имущественной дифференциации - землю были вынуждены арендовать разорившиеся общинники, которые лишались ее.

Договор купли-продажи в соответствии с Законами Ману должен был совершаться в присутствии свидетелей и считался действительным лишь в этом случае. В качестве продавца мог выступать только собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету договора и запрещал продавать товар плохого качества, недостаточный по весу. Сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин, но не позднее чем в течение 10 дней после совершения купли-продажи.

В Законах Ману рассматриваются также обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства указывались порча имущества, вред, причиненный движением повозки по городу. Виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.

Брачно-семейные отношения.

В Древней Индии брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью.

 

Главой семьи был муж. Законы Ману требовали от жены почитать своего мужа как бога, даже если он "лишен добродетели". Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей - в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа - под властью сыновей. За неверность она подвергалась суровому наказанию вплоть до смертной казни.

Уголовное право и процесс.

Законам Ману известны следующие понятия уголовного права:

-формы вины; (умысел и неосторожность)

-рецидив;

-соучастие;

-тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к --определенной варне.

Виды преступлений, называемых Законами Ману:

государственные преступления;

преступления против собственности;

преступления против личности;

преступления, посягающие на семейные отношения

Законы детально регламентируют использование свидетельских показаний, которые служили основным источником доказательств. Ценность показаний соответствовала принадлежности свидетеля к определенной варне. В качестве свидетеля не могли выступать заинтересованные лица и женщины.

Гомеровская Греция.

Население объединялось в общины. Период военной демократии. Совет старейшин- буле, возглавлял базилевс. Гомеровская Греция была раздроблена на множество мелких самоуправляющихся округов – полюсы.

Архонты и ареопаг.

Управлялись Афины девятью архонтами, ежегодно избиравшимися из среды аристократов. По окончанию срока архонты в ступали в ареопаг – высший государственный совет, заменивший совет старейшин. (могли быть только эвпатриды)

К VII в. До н.э. в Афинах упрочилась власть родовой аристократии. Общество раскололось на аристократию и демос (людей незнатного происхождения), среди которых было не мало состоятельных людей. К началу VI в. До н. э. противоречия в обществе зашли так далеко, что возникла угроза гражданской войны. В этих условиях в 592 г. Избирается Солон.

Реформы Солона.

1 реформа сисахфия. Она освободила массу должников.

2. Отмена долговой кабалы заключалось в том, что дальнейшее развитие рабства происходило уже не за счет сокращения числа свободных членов общины, а за счет ввоза рабов-иноземцев.

3. Землю можно отчуждать и закладывать на законном основании под видом завещания.

4. Тимократическая реформа (разделение по имущественному положению на 4 разряда)

(пентокосиомедимны, всадники, зевгиты, феты- освобождены от налогов)

5. Совет четырехсот. Феты не могли войти)

6. Гелиэи - Суд присяжных

Реформы Писистрата.

1. Сохр. Солоновскую конституцию.

2. все органы дейст. По-прежнему.

3. введен подоходный налог, в целом его политика оказала положит. влияние на гос. Порядка. Укрепил касс крестьян.

Реформы Клисфена.

  1. Разделение Аттики на 3 территориальных округа:1) Афины 2)внутренняя центральная полоса 3) береговая полоса. Территория – тритии, филы, демы(староста – глава )
  2. замена совета четырехсот на совет пятисот.
  3. Новый орган – коллегия стратегов. В которую входило по одному представителю от каждой филы. В результате в Афинах сложилось Рабовладельческое Государство в форме демократической республики.

Общественный строй.

-Народное собрание;

-Совет пятисот;

-гелиэя;

-коллегия стратегов;

-коллегия архонтов

Реформы Сервия Туллия.

Плебеи не были допущены к дележу захваченных территорий. Земельный вопрос переплелся с вопросам о политических правах плебеев.

Деление всего свободного населения Рима на шесть имущественных разрядов и на сотни - центурии. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек. Римляне разделены на 193 сотни – центурии.

- Из них 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий. Поскольку каждая центурия имела один голос, то голоса богатых и самых богатых центурий составляли большинство.

Начало господства богатых и знатный не зависимо, патриций или плебей.

Территория города разбита на 4 округа – трибы.

Реформа Сервия Туллия разрушала общество, базировавшееся на родоплеменном строе, и вместо него создала государственное устройство.

Магистратура.

Высшими должностными лицами – магистрантами – были консула, преторы, народные трибуны. (Ординарная,обычная)

Консулы занимались всеми первостепенными делами по гражданской и военной части.

Преторы, приобретшие значение самостоятельной магистратуры, занимался судебными спорами. Благодаря преторам судебный процесс становиться формулярным, т.е. определяемые формулой претора, его волей, его отношение к рассматриваемому иску.

Народные трибуны сначала защищали плебеев от произвола патрицианских магистров; потом, они взяли на себя функцию блюстителей законности, защитников всякого не винного обиженного гражданина.

Важную роль в политической жизни Рима играла коллегия цензоров. Цензоры должны были распределять людей по центуриям с определением их имущественного ценза.

Экстраординарные магистратуры. Диктатор. Назначался одним из консулов по соглашению с сенатом. Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев.

 

Государственный строй.

1)Принципат

2)Доминат

Принципат сохраняет видимость республиканской формы правления и почти все учреждения республики: созываются народные собрания, заседает сенат, по-прежнему избираются консулы, преторы и народные трибуны. Но все это только прикрытие постреспубликанского государственного строя. Фактически принципат был монархией, поскольку при сохранении старых республиканских учреждений власть была сосредоточена в руках одного человека - первого сенатора, то есть принцепса.

Право собственности

Со времен Законов двенадцати таблиц римское право подразделяло собственность на два типа:

-К 1 типу (рес манципи)- относились земля, рабочий скот, рабы, здания и сооружения. Для отчуждения вещей первой категории требовалось соблюдение формальностей, носивших название МАНЦИПАЦИИ. Она сообщала приобретателю неоспоримое право собственности. (5 свидетелей)

- Ко 2 типу - все прочие вещи, которые переходили от одного владельца к другому посредством бес формальной передачи на условиях, установленных договором - так называемой традиции.

Что касается займа, Законы 12 таблиц помимо обычных займовых операций, связанных с %, закладом и пр. знают еще и так называемый НЕКСУМ, т. е. самозаклад должника- долговое обязательство под гарантией свободы.

Семейное право.

Римская семь патриархальна. Когнатическое – кровнородственное родство, Агнатическое – родство между подвластными домовладыки.

В Древнем Риме были известны три формы заключения брака:

-брак, совершавшийся в форме священной клятвы и отдававший жену под власть мужа;

-брак в форме покупки невесты, также отдававший жену под власть мужа; (манципационная форма)

-брак «сине Ману» - без власти мужа.

Уголовное право.

Законы 12 таблиц отличались крайней суровостью. Применялась смертная казнь. Членовредительство, побои, наказывались штрафом. Преступления раба суд рассматривал особо. У раба не было прав.

Судебный процесс.

В Древнем Риме форма рассмотрения спорных случаев, так называемый легисакционный.

Делился на 2 стадии. В 1 стадии истец и ответчик должны были прийти к магистратуру, там назначался время и день суда. Для 2 стадии был назначен судья. (вынос. Реш.)

Римский суд во времена империи превратился в сословный. Лица, принадлежащие к высшим привилегированным сословиям империи, судились самим императором.

Разделения на предварительное и судебное следствие не существовало. Судья сам производил дознание, сам выступал обвинителем и сам выносил приговор. Наиболее распространенным средством установления истины была пытка.

 

Новые экономические отношения потреб. Создания нового права. Преторское право.

Процесс назывался формулярным. (судья был обязан следовать приказу претора, выраж. в виде формулы)

3 части

1)Интенция (треб. истца.)

2) Экстенция (возр. ответчика)

3) Кондемнация (приказ претора)

 

Обязательственное право.

Все договоры римское право разделяло на четыре группы:

-вербальные договоры; (на основе этого договора совершались сделки разнообразных видов - купли-продажи, мены, займа и т. д. Для его действительности требовалось произнесение слов "даю", "сделаю". Устанавливалось клятвой.)

-литеральные; ( письменные обязательства)

-реальные;

-консенсуальные.

Реальные контракты, обязательность исполнения и связанная с ней ответственность наступают по реальным договорам не с момента соглашения, а с момента передачи вещи.

К таким контрактам, например, относились:

- договоры хранения;

- договоры займа - являются веши, наделенные родовыми признаками: деньги, вино, зерно, то есть все заменимые вещи;

- договоры ссуды, с которыми римское право связывало вещи индивидуально определенные, незаменимые в принципе: подлежит возврату именно то, что было дано в ссуду.

При консенсуальном д оговоре ответственность сторон возникает не при передаче вещи, а немедленно по заключении письменного или устного соглашения. К таким договорам относился, например, договор купли-продажи, а также договор найма.

 

Династия Меровингов.

В период ее правления у франков зарождаются феодальные отношения.

Утверждается частная собственность на землю (аллод) Быстрыми темпами возрастало число обезземеленных крестьян. Чаще всего обезземеленные закабалялись по средствам договора прекария. 1) передача крестьянину участка господской земли в пользование на условиях определенных повинностей.

В этот период возникла система патроната. В условиях нарастающих притеснений и злоупотреблений крестьяне были вынуждены прибегать к защите сильных и влиятельных. Коммендация предусматривала 1) передачу господину прав собственности на землю с последующим ее возвращением в виде держания 2) установление личной зависимости слабого от своего патрона; 3) выполнение в пользу патрона ряд повинностей.

Все это вело к постепенному закрепощению франкского крестьянства.

Определения преступления Салическая правда не дает. Из смысла статей, посвященных преступлениям, вытекает, что в это понятие включались причинение вреда личности или имуществу и нарушение королевского мира.

Виды преступления по Салической правде можно разделить на четыре группы:

-преступления против личности - убийство, членовредительство, клевета, оскорбление, изнасилование;

-преступления против собственности - кража, поджог, грабеж;

-преступления против порядка отправления правосудия - неявка в суд, лжесвидетельство;

-нарушение предписаний короля.

Судебный процесс Салическая правда наделяла состязательным характером. Процесс был устным, гласным, отличался строгим формализмом. Дело возбуждалось только по инициативе истца. Стороны имели равные права.

В качестве доказательств на судебном процессе Салическая правда признает следующие:

-соприсяжничество - обвиняемого являлись его родственники, друзья или соседи;

-свидетельства очевидцев;

-ордалии.

 

Управление на местах.

Местное управление характеризуется тем, что власть короля признавалась только в его собственном домене, а в земельных владениях крупных феодалов были свои системы местного управления.

Суд. «суд равных» Подсудность каждого лица зависела от той ступени иерархии, на которой он находился.

 

Образование единого государства во Франции. Реформы Людовика 9.

Развитие городов и расширение межобластных экономических связей, а также установление прочных экономических связей между городом и деревней создали благоприятные условия для преодоления феодальной раздробленности, для формирования единого общенационального рынка и дальнейшего экономического и социального развития страны.

В конце периода феодальной раздробленности наметилась тенденция к усилению королевской власти, которая получила поддержку граждан.

Реформы Людовика 9.

Судебная реформа. В королевском домене была запрещена частная война, т.е. разрешение споров между сеньорами путем вооружено борьбы.

-«40 дней короля»

-«королевские судьи»

Финансовая реформа.

- королевская золотая монета

- Введена «счетная палата»

 

С завершением периода феодальной раздробленности государство приобрело форму сословно-представительной монархии. Это стало возможным ввиду того, что:

-укрепились социально-экономические основы союза королевской власти и городов, благодаря росту городской промышленности и торговли города смогли оказывать монархии помощь;

-вокруг королевской власти сплотились- основные группы среднего и мелкого дворянства в надежде защитить свое привилегированное положение силами королевской армии, а также ради получения доходных должностей;

-страна нуждалась в сильной королевской власти для борьбы с внешним врагом.

Французское общество разделилось на три сословия:

-сословие духовенства, (привилегированное – были освобождены от налогов.)

-сословие дворянства, (привилегированные

- Свободные крестьяне ( Платили налоги)

Под влиянием развития товарно-денежных отношений произошли существенные изменения в правовом положении крестьян. Феодалы заменяют часть натуральных повинностей и платежей денежным оброком. К XIV в. меняется форма крестьянского землепользования – появляются цензивой.

Цензивой называлось наследственное земельное держание, держатель которого ежегодно выплачивал своему господину ценз -твердо фиксированную денежную, реже натуральную ренту, а также выполнял определенные повинности. При соблюдении этих условий цензитарий имел право передавать по наследству свою цензиву, закладывать, сдавать в аренду и продавать ее с согласия сеньора и с уплатой особой пошлины.

 

Реформы Ришелье.

1) Защита интересов дворянства

1) Запрещены дуэли

2) «Эдикт милости» - установил свободу вероисповедания, и гугеноты могли занимать должности.

3) Ограничил полномочия парижского парламента.

Значение

Большая часть статей посвящена установлению законности, правопорядка и гарантиям личных прав населения в рамках «общего права».

Великая хартия вольностей также содержала положения о единстве мер и весов, о свободном въезде и выезде из королевства, о запрещении взыскивать произвольные судебные пошлины, запрещении чиновникам привлекать кого-либо к ответственности лишь по устному заявлению без свидетелей, заслуживающих доверия и др.

Кроме закрепления соблюдения королём установленных обычаев, хартия запрещала взымать с феодалов безвозмездные отчисления в пользу короны без их согласия (щитовые деньги), ликвидировала права короля на вмешательство в деятельность феодальных курий и, главное, создавала комитет из 25 баронов, которые в случае нарушения великой хартии вольностей королём имели право начать против него войну.

Особое значение в великой хартии вольностей имеет 39 статья, в которой запрещались арест, заключение в тюрьму, лишение владения, объявление вне закона, изгнание и иное ущемление прав феодалов как свободных людей, иначе как по законному приговору равных.

 

Эти статьи хартии оказались наиболее жизнестойкими и составили основу последующих редакций хартии, придали ей в дальнейшем силу конституционного документа и значение манифеста «прав человека» — такую окончательную трактовку хартия получила в эпоху английской буржуазной революции.

Образование и развитие феодального государства в Германии. (13-19)

По Верденскому договору 843г. из состава Франкской империи в самостоятельное государство бала выделена Германия. Существовала 2 сословия: военное и крестьянство.

В 12 в Германии оформились феодальные сословия. Самым крупным собственником был король. Потом шли герцоги, маркграфы, пфальграфы.

 

Государственный строй.

9-10 веке в Германии происходило усиление королевской власти, обусловленное тем, что многочисленные крупные и средние земельные собственники – аллодисты нуждались в помощи сильной королевской власти для захвата общинных земель и закрепощения свободных общинников.

Оттон 1 стремился ограничить самостоятельность герцогов.

- ввел оттоновские привилегии (территориальное расширение церковного имущества) Таким образом в пределах герцогских территорий были созданы самостоятельные церковные округа непосредственно связанные с королевской властью.

Укрепив свои позиции, Оттон стремился получить императорскую корону. Римский папа в то время нуждался в поддержки германского короля, так как местные феодалы захватили власть в Риме. В 962 – Римский папа возложил на Оттона 1 императорскую корону. Возрожденная империя получала название «Священная римская империя германской нации»

Центром высшей государственной власти был королевский двор.

В н. 11 века при короле образовался совет из высших представителей власти, совместно с которым король рассматривал наиболее важные дела.

В к. 11 в. восторжествовали принципы избирательной монархии. Избирали короля князья.

Общественный строй.

Верховный строй. (аристократия)

Небольшая группа светских и духовных феодалов.

Низшие дворянство (министериалы)

Немецкие города.

- имперские (бывшие непосредственными вассалами короля)

- вольные (не платившие налоги, пользовавшиеся полным самоуправление)

- княжеские (подчинявшиеся тому князю, в княжестве которого они находились.)

 

Государственный строй

Высшая власть в Германии признавалась за коллегией курфюрстов, которые избирали императора и решали важнейшие общегосударственные дела.

 

Император не располагал действенными общеимперскими органами исполнительной власти и общеимперскими финансами, у него не было постоянного общеимперского войска, не существовало общеимперского суда.

 

Общегерманским законодательным органом был рейхстаг, состоявший из трех курий: курии курфюрстов, курии князей и курии имперских городов; мелкое дворянство и крестьянство не имели в рейхстаге своего представительства.

Рейхстаг созывался императором два раза в год. Дела подлежали обсуждению по куриям и окончательно согласовывались на общих собраниях всех курий. Компетенция рейхстага не была точно определена, она включала в себя следующее: установление мира между княжествами, организацию общеимперских военных предприятий, вопросы войны и мира, отношения с другими государствами, обложение имперскими повинностями, территориальные изменения в составе империи и княжеств, изменения в имперском праве и т. д.

 

В княжествах сложились свои местные сословно-представительные учреждения - ландтаги, собрания местных чинов, состоявшие из трех палат и представлявшие духовенство, дворянство и горожан. Уполномоченные, заседавшие в ландтагах, получали от своих избирателей инструкции, носившие характер обязательных. В компетенцию ландтагов входили избрание государя в случае пресечения правящей династии, отправление некоторых функций в области внешней политики, некоторые церковные, полицейские и военные дела. Ландтаг считался верховным судом княжества до образования особых судов. Оказывая влияние на образование состава княжеских советов или на назначение высших чиновников, ландтаги могли вмешиваться в управление государством.

Система судоустройства Германии характеризуется наличием нескольких видов судов:

-сеньориальные, феодальные суды, создававшиеся в поместьях землевладельцев. Первоначально земельный владелец имел право судить лишь своих крепостных, затем его юрисдикция распространилась на все население, жившее в его сеньории;

-церковные суды, юрисдикция которых распространялась, с одной стороны, на определенные категории людей (духовенство и некоторые разряды светских лиц), с другой - на определенный круг дел (дела о браках, духовных завещаниях и т. д.);

- городские суды. Устройство городских судов было различно в отдельных городах. В одних городах суд производился судьей и заседателями, в других - городским советом. В большинстве городов судей выбирала городская община.

 

Вещное право.

В феодальном праве существовали 2 основных вида прав на землю: право собственности и держание.

Аллод как форма земельной собственности имел наибольшее распространение в раннем Средневековье. (Собственник земли самостоятельно осуществлял все права на нее, не неся службы.

Наиболее распространяемым правами на землю были держание – феодальные зависимые права. Держания были свободные и несвободные.

Свободные имели форму бенефиция, под которым понималось имущество, находящееся лишь в пользовании владельца.

Так же можно выделить: Феод – благородное держание земли на основе ленных отношений. Феодальный сеньор уступал часть своих земель лицу, становившимся его вассалом и приним. На себя по феодальному договору обязанность верности и оказания опред. Услуг сеньору.

Во Франции появился вид свободного держания ЦЕНЗИВА. Крестьянин явл. Наследственным пользователем земли. (платил палтеж)

 

Основные этапы в истории Древнего Египта. Общественный и государственный строй.

Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. В конце IV тысячелетия до н.э. в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, которое стало одним с самых великих центров мировой культуры.

В Египте раньше чем в других странах, сложилось классовое рабовладельческое общество и впервые в мире возникло государство.

Ко времени образования единого египетского царства на его территории было примерно 40 отдельных областей (номов) во главе стояли – номархи.

Египет делился на несколько периодов:

- Ранее царство

-Древнее царство (2700-2400 до н.э)

-Среднее царство

-Новое царство (1575 – 1087 до н.э)

-Позднее царство

Ранее царство.

Общины фактически владели землей на основе общинного землевладения, однако государственная власть считала себя верховным собственником всей земли и взимала в свою пользу часть доходов свободного населения общин. В период Раннего царства начинает формироваться государственный аппарат. В данный период во главе государства стоял царь, которого окружал многочисленный двор, состоявший из придворных чинов и прислужников. Значение царской власти подчеркивалось обожествлением ее носителей.

Древнее царство.

Особенность государственного строя Древнего царства заключается в централизации управления. При помощи религиозной идеологии обоготворения царя и его деяний укрепляют авторитет фараона. В его руках сосредоточена вся законодательная, исполнительная и судебная.

Такая форма социально-политического устройства, при которой глава государства, обладающей всей полнотой власти, обожествляется, а свободное население страны обременено различными государственными повинностями, называется восточной деспотией.

Среднее царство.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.113 (0.193 с.)