Договор поставки товаров для государственных нужд 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Договор поставки товаров для государственных нужд



 

1) Понятие договора.

2) Заключение договора

3) Особенности исполнения договора и ответственности сторон.

 

Литература: см. выше, информационное письмо Президиума Верховного Арбитражного Суда РФ "О федеральном законе, о конкурсах на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных нужд" от 10 июня 1999.

Нормативные акты: федеральный закон от 2 декабря 1994 № 53 "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд.

¨ ФЗ от 13 декабря 1994 №60ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд".

¨ ФЗ от 6 мая 1999 №97 "О конкурсах на размещение заказов, выполнение работ для государственных нужд".

¨ ФЗ от 29 дек 1994 "О государственном материальном резерве".

¨ от 27 дек 1995 №213 "О государственном оборонном заказе".

¨ Постановление правительства от 26 июня 1995 №594, от 13 марта 1995 №241

Вопрос 1.

По договору поставки товаров для государственных нужд, поставка осуществляется на основании государственного контракта и заключаемых в соответствии с ним договоров поставки. Под государственными нуждами понимаются определяемые в установленном законом порядке потребности РФ или ее субъектов, обеспечиваемые за счет средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования. Специфика правового регулирования подобных отношений состоит в обеспечении приоритета защиты публичных интересов при сохранении минимального уровня защиты интереса частного. Цель заключения договора - удовлетворение федеральных нужд.

Федеральные нужны и федеральные целевые программы, и объемы финансирования определяются в законе о бюджете на очередной финансовый год. Основные цели, которые должны преследоваться при разработке этих программ указаны в законе "О поставках товара для государственных нужд", это создание и поддержание государственного материального резерва, поддержание необходимого уровня обороноспособности, обеспечение экспортных поставок для исполнения обязательств перед другими государствами и другие. На уровне субъектов перечень государственных нужд определяется исполнительной властью.

Правовое регулирование, иерархия:

1. Нормы параграфа №4 главы 30.

2. Нормы законов о поставке для государственных нужд.

3. Нормы параграфа №3 главы 30.

4. Параграф №1 главы 30.

5. Общие положения ГК об обязательствах, сделках, договорах.

6. Иные правовые акты, издаваемые в этой области, которые не должны противоречить федеральным законам и ГК.

Государственный контракт - это основной документ, определяющий права и обязанности сторон по поставке товаров, заключаемый между государственным заказчиком и поставщиками.

Особенности:

1. По государственному контракту поставщик обязуется передать товары государственному заказчику, либо по его поручению другому лицу, а государственный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров. Договор является двусторонним, возмездным, консенсуальным.

Простая структура договорных связей имеет место только при заключении государственного контракта и исполнении самому заказчику. Сложная структура договорных связей, на основании государственного контракта - государственный заказчик выдает извещение о прикреплении поставщика(ов) к конкретным покупателям, которое является основанием для заключения между ними договора поставки.

2. Субъекты. Государственным заказчиком может быть либо федеральный орган исполнительной власти, либо федеральное казенное предприятие, либо государственное учреждение. В зависимости от вида поставляемого товара и его назначения, нормативные акты возлагают функции государственного заказчика на те или иные органы. Так в соответствии со ст.4 федерального закона "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции" в качестве государственного заказчика могут выступать федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта России, коммерческие организации и некоммерческие в форме потребительских кооперативов. Кроме того, функции государственного заказчика могут выполнять продовольственные корпорации, создаваемые на основании соглашений между субъектами РФ. Заключение государственного контракта обязательно для поставщика, если это указано в законе. При этом убытки, причиненные поставщику исполнением государственного контракта, возмещаются государственным заказчиком, это положение не применяется в отношении казенных предприятий. Смотрим п.4 ст.9 федерального закона "О государственном материальном резерве", п.7 ст.3 федерального закона "О поставке товаров для государственных нужд", п.2 ст.5 того же закона.

3. Особенность предмета - особенностью этих отношений является установление ограничений по заключению государственных контрактов с иностранным поставщиком. Это допускается лишь в случаях, если производство товара на территории России невозможно или экономически нецелесообразно. Так п.4 ст.3 федерального закона "О поставках для государственных нужд" - не допускается поставка товаров иностранного производства, за исключением случаев, когда в России их производство невозможно или экономически нецелесообразно.

4. Расширенный перечень существенных условий, это постановление Правительства от 26 июня 1995 №594 п.12 утвержденного им порядка. Во-первых, предмет, состоящий из наименования и количества товара, во-вторых, условия о качестве, в-третьих, приемлемая цена, сроки исполнения государственного контракта, права, обязанности, ответственность сторон.

Вопрос 2.

Порядок заключения государственного контракта. Проект разрабатывается государственным заказчиком и направляется поставщику, рекомендуемая форма проекта прилагается к вышеуказанному постановлению правительства. Поставщик обязан в 30-дневный срок рассмотреть контракт и сообщить о своем решении государственному заказчику:

a) подписывает договор и возвращает один экземпляр заказчику;

b) либо уведомляет об отказе в заключении договора;

c) либо подписывает и составляет протокол разногласий.

Протокол разногласий государственный заказчик должен рассмотреть также в 30-дневный срок. Если протокол разногласий отклоняется государственным заказчиком, либо истек 30-дневный срок его рассмотрения, то в течение следующих 30-ти дней разногласия могут быть переданы на рассмотрение в арбитражный суд. Необходимым условием для судебного рассмотрения является обязательность заключения государственного контракта с поставщиком.

Основным правилом для заключения этого договора является проведение конкурса. Как указано в п.5 ст.4 федерального закона "О поставках продукции для государственных нужд", заключении таких договоров путем проведения конкурса призвано противостоять коррупции. Проводится два вида конкурсов:

1. Открытый - в нем участвуют любые поставщики, отвечающие требованиям, указанным в конкурсной документации. Бывают случаи, когда организаторы в нарушение закона проводят предвыборный отбор, и тогда в конкурсе участвуют только те, кто прошел отбор, но это не правильно. Извещение о проведении конкурса публикуется в СМИ: должны быть указаны сведения об организаторе конкурса, времени и месте проведения, условия государственного контракта и существо требований к конкурсанту. После такой публикации в течение 45-ти дней можно направить заявку на участие, заявку можно отозвать до окончания сроков приема этих заявок. Причем заявки направляются в запечатанных конвертах, которые на конкурсе вскрывают и выбирают поставщика по наилучшим предложенным им условиям. Результаты конкурса публикуются в СМИ, если стоимость публикации не превышает 10% стоимости государственного заказа.

2. Закрытый - проводится по согласованию с уполномоченными органами исполнительной власти в двух случаях: во-первых, если предметом контракта является поставка для нужд обороны и безопасности страны в части, составляющей государственную тайну, во-вторых, если предметом являются технически сложные товары, производимые ограниченным количеством поставщиков. Извещение направляется каждому конкурсанту в отдельности, результаты не публикуются.

Как правило, проводится двухэтапный конкурс.

1. Это подача заявок без цен, на этой стадии можно проводить переговоры, результатом этой стадии является корректировка конкурсной документации. Это делается для того, чтобы уточнить, сформулировать условия для организатора конкурса.

2. Подача заявок с ценами.

Приоритет отдается проведению открытого конкурса, уполномоченным по контролю, проведению является Минэкономики.

Договор поставки заключается при сложной структуре договорных связей. В качестве субъектов выступают поставщик по государственному контракту и определенные извещения о прикреплении к покупателю. Извещение направляется в течение 30-ти дней после подписания государственного контракта. Это основание для заключения договора, его порядок описан в ст.529 и мало чем отличается от процедуры заключения государственного контракта. Извещение о прикреплении не является плановым административным актом, порождающим правовые последствия, за исключением обязанности заключить договор. Покупатель вправе отказаться от заключения договора поставки, уведомив об этом государственного заказчика, негативные последствия при этом для него не наступают. После получения уведомления поставщика об отказе покупателя заключить договор, государственный заказчик в течение 30-ти дней обязан либо выдать новое извещение о прикреплении нового покупателя, либо направить поставщику отгрузочную разнарядку, либо сообщить о своем согласии принять и оплатить товар. Если государственный заказчик не выполняет этих обязанностей, то он должен оплатить товар, либо возместить расходы, связанные с продажей другому покупателю.

Цена в договоре поставки формулируется в соответствии с условиям ст.532.

Вопрос 3.

Если товар поставляется непосредственно заказчику или указанному им лицу, то взаимоотношения сторон регулируются нормами о договоре поставки, т.к. не имеют особенностей (ст.531). Если иное не установлено государственным контрактом, то оплата товаров полученных по отгрузочной разнарядке возлагается непосредственно на государственного заказчика.

При сложной структуре, оплата товара возлагается на покупателя, т.е. лица подписавшего договор. Цена указывается такая же как в государственном контракте, либо с соответствии с порядком, указанным в государственном контракте. Цена, сформированная сторонами в договоре, может быть либо равной указанной в государственном контракте, либо меньше ее. Государственный заказчик является поручителем по исполнению покупателем обязательства по оплате товаров.

Особенности п.4 ст.5 федерального закона "О поставках продукции": государственный заказчик имеет право отказаться от оплаты товара частично или полностью, если имеются недостатки товара или нарушения качества. Государственный заказчик вправе в установленных законом случаях отказаться от исполнения договора на любой его стадии. В этом случае он обязан возместить убытки, причиненные поставщику, если убытки были причинены также и покупателю, то он обязан возместить убытки и покупателю. Убытки исчисляются по ст.15, порядок их возмещения установлен ст.533.

Неустойка может быть установлена законом, либо государственным контрактом, либо договором. Применяются те же правила о суммировании обязательств по договору поставки. Установлена законная неустойка: за необоснованный отказ от заключения государственного контракта, если его заключение для поставщика являлось обязательным, взыскивается штраф с поставщика в размере стоимости продукции подлежащей поставки в соответствии с проектом государственного контракта. После уплаты штрафа, он обязан все равно заключить договор.

При поставке некачественной и некомплектной продукции она в принципе считается не поставленной. За недопоставку товаров установлена ответственность в виде штрафа в размере 50% стоимости от недопоставленного товара, которая установлена в правилах о сложении обязанностей.

 

Договор электроснабжения

 

1) Значение и сущность договора электроснабжения.

2) Порядок заключения договора.

3) Предмет договора, условия о количестве и качестве.

4) Тарифы на электроэнергию и порядок расчета.

5) Ответственность по договору энергоснабжения.

 

Литература: Корнеев М.С. "Договор о снабжении электроэнергии между социалистическими организациями" М.1956; Сейнароев Б.М. "Договор энергоснабжения" вестник ВАС №6,7.

Нормативные акты: федеральный закон от 14 апреля 1995 "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ"; указ Президента от 1 августа 1996 №1129 "О дополнительных мерах по обеспечению промышленности электроэнергией"; Положение о государственном энергетическом надзоре, утверждено постановлением Правительства от 12 мая 1993 №447; Постановление Правительства от 4 апреля 2000 №294 "Об утверждении порядка расчетов за электрическую и тепловую энергию и природный газ", Постановление от 16 сентября 1997 №1174 "Правила о рассмотрении споров между субъектами", Постановлением от 5 января 1998 №1 утвержден порядок прекращения или ограничения подачи энергетической или тепловой, Постановление №601 о том какие объекты отключению не подлежат.

Вопрос 1.

Под потребителями электроэнергии понимаются абоненты и субабоненты. Характерные черты:

1. Подача электроэнергии осуществляется через присоединенную сеть.

2. Абонент обязан соблюдать предусмотренный договором режим потребления электроэнергии и обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей и приборов.

3. Электрическая энергия предстает в виде товара, т.е. в виде материального блага, которое передается на возмездной основе.

Энергия хотя и выступает в качестве товара, не может выступать в договоре имущественного0 найма, договора хранения, по мнению Ветрянского энергия не является вещью, а полезным свойством материи, выражающемся в способности энергии производить полезную работу. По мнению Агаркова поскольку электроэнергия не является ни правом, ни вещью, то энергоснабжающая организация обязуется выполнить работу, т.е. это относится к договору подряда. Корнеев хотел выделить отдельно договор энергоснабжения, т.к. он имеет специфический предмет. Садиков полагал, что договор поставки и снабжения газом, это один и тот же вид договора и поэтому договор поставки газа следует считать договором поставки. Савантье: энергия - это вещь определенная родовыми признаками, которые выражаются только в результатах ее использования, продается в соответствии с единицами измерения и не может быть объектом права собственности. Он полагал, что энергия не может быть выражена иначе, как в форме обязательств.

Главные отличия договора энергоснабжения от договора поставки - во-первых, товар в виде энергии представляет собой специфический объект правового воздействия, во-вторых, это способ подачи товара потребителю.

Вопрос 2.

Заключение договора энергоснабжения существенно отличается в зависимости от того, кто является абонентом - гражданин или организация. Если абонентом является гражданин, то договор считается заключенным с момента первого фактического присоединения абонента в установленном порядке к присоединенной сети, причем если иное не предусмотрено соглашением сторон, то такой договор считается заключенным на неопределенный срок. Специфика договора в том, что подключение постоянное. Предполагается, что договор энергоснабжения заключенный на определенный срок считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действий ни одна из сторон не заявит о его прекращении, изменении или заключения нового договора. Согласно п.2 ст.540 это правило относится в равной степени, как к физическим, так и юридическим лицам.

Кроме того, если одна из сторон сделала предложение:

¨ если заявлено требование о прекращении договора, он завершается в соответствии со сроками первоначального договора, если в нем не указано иное.

¨ если сделано требование об изменении или заключении нового договора, то до того пока стороны не придут к согласию, первоначальный договор будет действовать, даже если истекут его сроки.

Самой большой нерешенной проблемой является отсутствие в ГК надлежащей регламентации вопроса о структуре договорных связей по договору энергоснабжения. Раньше существовали правила пользования энергетической и тепловой энергией, но они утратили силу 1 января 2000. Напр., есть энергоснабжающая организация, которая снабжает несколько абонентов, а субабоненты заключают договор купли-продажи электроэнергией с абонентами. Если абонент решает что невыгодно содержать субабонентов, и это вопрос до сих пор не решен.

При выборе структуры договорных связей следует учитывать:

1. Наличие присоединенных сетей.

2. Рациональность избираемого варианта энергоснабжения.

3. Надежность электроснабжения.

4. Наименьшие потери при передаче товара по электролиниям.

5. Технические возможности линий передач

Ст.426 - договор энергоснабжения является публичным только, если мы говорим о договоре энергоснабжения между абонентом и электроснабжающей организацией, если говорим о договоре между абонентом и субабонентом, то этот договор не является публичным, и по правилу свободы заключения договора (ст.401) электроснабжающая организация может не заключать договор с субабонентом, если она не хочет заключать договор с абонентом, то ст.441.

Правила по энергоснабжению, которые не урегулированы ГК, устанавливаются федеральным законом и установленными с ними правилами

Вопрос3.

Существенные условия договора энергоснабжения.

1. Предмет. Это энергия как особое свойство материи, а также действия сторон по ее передаче, приему и оплате. Энергоснабжающая организация имеет право осуществлять контроль за техническим состоянием энергетических установок, приборов и оборудования. В соответствии со ст.541 электрическая энергия подается через присоединенную сеть в количестве предусмотренном договором и с соблюдением согласованного режима подачи. Почему важен режим подачи, так если по договору поставки поставят 1000 утюгов сразу, ничего особого не будет, а если подадут сразу энергию за месяц, абоненту мягко говоря придет конец.

2. Количество зависит от вида поставляемой энергии, а также зависит от группы абонента, условия договора о количестве считаются согласованными, во-первых, если согласовано количество киловатт часов или гигакаллорий, а также согласован режим мощности электроустановки. Потребитель вправе получить предусмотренное договором количество энергии с учетом обусловленной договором величины присоединенной или заявленной мощности. Есть одно ограничение, которым может воспользоваться энергоснабжающая организация: суммарные договорные величины потребления энергии не могут превышать возможностей энергоснабжающей организации, поэтому мощность может быть раздроблена между абонентами.

3. Качество. Обязанность электроснабжающей организации по поводу количества, считается выполненной в случае, если постоянно поддерживается ток в сети и предоставляет потребителю возможность непрерывно получать электроэнергию в обусловленном договором количестве. В договоре на снабжение электрической энергией указывается максимум тепловой нагрузки, т.е. сколько гигакаллорий подается в час. Количество тепловой энергии подаваемой для отопления определяется в зависимости от температуры наружного воздуха. В случае, если абонентом является гражданин, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве. Если абонентом является юридическое лицо, оно обязано возместить энергоснабжающей организации расходы понесенные той, в связи с недобором или перебором энергии потребителю. Качество должно соответствовать требованиям государственном стандартов, обязательных правил и условий договора. Характеристики качества для электроэнергии: напряжение и частота тока, для тепловой - температура и давление. При отпуске некачественной энергии потребитель вправе отказаться от ее оплаты, энергоснабжающая организация вправе взыскать с потребителя стоимость сбереженной электроэнергии.

В договоре энергоснабжения с организациями определяется граница ответственности сторон за состояние и обслуживание энергетических сетей, приборов и оборудования, как правило,, это оформляется актом разграничения прилагаемом к договору, зависит от того, у кого на балансе находятся приборы. Абоненты обязаны немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях и других неисправностях, возникающих при использовании энергии, в противном случае на абонента могут быть возложены имущественные последствия за эти нарушения. Требования, которым должны соответствовать оборудование, приборы определяется правилами устройства электроустановок, правилами техники безопасности и т.д. Если абонентом по договору выступает гражданин, то обязанность обеспечить надлежащее состояния сетей и приборов учета, расположенных вне квартиры, возлагается на энергоснабжающую организацию, в отношении внутриквартирной проводки, приборов учета в пределах квартиры, то обязанность обеспечения надлежащего состояния возлагается на собственника квартиры, если иное не предусмотрено законом, договором. Абонент не в праве без согласия энергоснабжающей организации осуществлять передачу электроэнергию субабонентам, это необходимо, прежде всего, для того чтобы не превысить суммарную мощность энергоснабжения.

4. Режим потребления.

5. Цена.

6. Условия по обеспечению содержания и безопасности эксплуатации сетей, приборов и оборудования.

Вопрос 4.

Тарифы на электроэнергию регулируются федеральным законом от 14 апреля 1995 №41 и постановления Правительства от 4 февраля 1997 №12.

Государственное регулирование выражается в установлении тарифов двумя органами, это федеральная энергетическая комиссия и региональная энергетическая комиссия. Есть еще и третий орган, если его можно так назвать, органы местного самоуправления, они определяют тарифы на электроэнергию в том случае, если энергоснабжающая организация является муниципальной. Полномочия энергетических комиссий установлены в ст.11,12 ФЗ №41, споры с установлением государственных тарифов рассматриваются в арбитражном суде. Постановлением Правительства № 1174 1997-го года установлен порядок разрешения спора.

П.2 ст.544 ГК - оплата энергии производится за фактические принятые количества ее в соответствии с приборами учета, если иное не предусмотрено законами, иными правовыми актами или соглашениями сторон. Если иное не предусмотрено договором то в соответствии с постановлением Правительства 2000 г., должна применяться либо предварительная форма оплаты, либо аккредитивная, если иное не предусмотрено соглашением сторон. В соответствии с указом Президента №1091 1999г. предусмотрена возможность безакцептной формы расчета за поставляемую энергию. Порядок применения безакцептной формы расчета установлен положением Банка России 2-Б от 12 апреля 2001 или 2000.

Вопрос 5.

Основы ответственности определены в ст.547, т.е. сторона нарушившая условия договора обязана другой стороне возместить причиненный реальный ущерб. Т.е. взыскание упущенной выгоды по договору энергоснабжения законодательством не предусмотрено, во-вторых, определена равная ответственность сторон.

В соответствии с п.2 ст.547 в отличие п.3 ст.401, энергоснабжающая организация в случае, если допущен перерыв в снабжении энергией абонента несет ответственность только при наличии вины. При условии, что этот перерыв был допущен вследствие регулирования режима потребления энергии, осуществленного на основании закона и иных правовых актах, во всех иных случаях несет ответственность энергоснабжающая организация по п.3 ст.401

Энергоснабжающая организация, допустившая перерыв энергоснабжения без предупреждения абонента, обязана возместить убытки вызванные этими действиями. В одностороннем порядке энергоснабжающая организация обязана прекратить подачу энергии в случае, когда состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу безопасности или жизни граждан, при условии что это подтверждено органом государственного энергетического надзора. Однако и в этом случае энергоснабжающая организация обязана предупредить об этом абонента, без предупреждения отключается по ст.546. Если абонентом является юридическое лицо, то энергоснабжающая организация вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора по основаниями установленным статьей 523 ГК, за исключением случаев предусмотренных законом и иными прав актами, наиболее распространёнными случаями является неоднократная неоплата абонентом поставленной электроэнергии. Для организаций, которые отключать нельзя - ст.523 для них не действует.

Договор считается расторгнутым по ст.523 с момента получения одной стороной уведомления от другой стороны, если иной срок не указан в самом уведомлении или не указан в соглашении сторон.

К договору энергоснабжении неприменимо правило о восполнении не переданного количества энергии в будущем.

Выводы судебно-арбитражной практики:

1. Энергоснабжающая организация не вправе передавать право требования оплаты потребленной энергии с должника третьей организации при сохранении правоотношения по договору энергоснабжения между ней и этим потребителем.

2. Учреждения, финансируемые из бюджета и осуществляющие функции некоммерческого характера, отвечают по своим обязательствам лишь при наличии вины, в том числе и в случае несвоевременной оплаты переданной ему энергии.

3. Запрет на ограничение или прекращение подачи электроэнергии в текущем периоде не может являться мерой обеспечения по иску о восполнение электроэнергии, не поставленной в предыдущем периоде

4. Безакцепная форма расчетов за отпускаемую тепловую энергию не применяется к объектам жилищно-коммунального хозяйства.

 

Договор контрактации

1) Понятие договора контрактации.

2) Особенности исполнения договора и ответственности сторон.

3) Особенности договора контрактации при закупках сельскохозяйственной продукции для государственных нужд.

 

Нормативные акты: федеральный закон от 2 декабря 1994 №53-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд"; указ Президента РФ от 22 сентября 1993 №1401 "Об упорядочении расчетов за сельскохозяйственную продукцию и продовольственные товары"; постановление Правительства от 13 марта 1995 №341 "О мерах по реализации ФЗ №53-ФЗ".

Вопрос 1.

В законодательстве РФ понятие договора контрактации впервые появилось в основах гражданского законодательства 1991-го года, затем оно было перенято новым ГК.

Проблема правового регулирования этих отношений состояла в том, что закупка товаров была лишена экономического содержания (деньги - товар), т.к. после 1917-го года, вопросы собственности решались административными методами. В ГК 1964-го года, хотя понятие договора контрактации и отсутствовало, но было очевидно, что это отдельный вид договора купли-продажи.

Особенности - стороной в приоритетной защите является не покупатель, а продавец.

Понятие договора контрактации (ст.535) - по договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную или произведенную им сельскохозяйственную продукцию заготовителю, т.е. лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи.

Квалифицирующие признаки договора контрактации:

1. В качестве продавца выступает производитель сельскохозяйственной продукции, как правило, это сельскохозяйственные коммерческие организации и граждане, занимающиеся профессионально этим видом деятельности, в том числе главы крестьянских хозяйств. Если обычное физическое лицо продает выращенную на собственном участке продукцию заготовителю, это тоже будет контрактацией.

2. В качестве покупатель выступает заготовитель - это организация или предприниматель.

3. Предмет - сельскохозяйственная продукция, выращенная или произведенная в хозяйстве производителя. Под выращенной продукцией понимается вообще что растет, под произведенной продукцией понимается продукция животного типа (скот, шерсть и т.п.). В том случае, если производитель произвел переработку продукции, то при реализации переработанной продукции должны применяться нормы либо купли-продажи, либо поставки.

4. Цель покупки - продукция должна приобретаться для переработки или продажи, т.е. продукция не должна приобретаться для личных домашних и иных подобных целей.

5. Существенными условиями являются условия о количестве и ассортименте закупаемого товара.

Правовое регулирование отношений по контрактации: параграф №5 главы 30, параграф №3, №1, а также общие положения о договоре, сделках и обязательствах. Если осуществляется закупка продукции для государственных нужд, то применению подлежат нормы параграфа №4 главы 30. Существует точка зрения, что договор контрактации является разновидностью договора поставки.

Вопрос 2.

Основные права и обязанности по договору.

Основные обязанности производителя - обязанность по передачи выращенной или произведенной сельскохозяйственной продукции. В виду особенности самого товара, способа производства существенными являются условия о количестве и ассортименте. Причем условия количества являются согласованными, если стороны определили количество приблизительно, напр., если устанавливается условие, что производитель должен передать от 1 до трех тонн, и заготовитель не в праве отказаться от принятия и оплаты передаваемых ему в этих пределах продукции, а производитель вправе представить минимальное количество этой продукции (в оговоренных рамках конечно же).

Если иное не предусмотрено договором, то заготовитель обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения и обеспечить ее вывоз. Договором контрактации может быть предусмотрена обязанность заготовителя возвращать производителю отходы, образующиеся при переработке продукции, что должно оплачиваться производителем по цене установленной договором. Если просрочена передача сельскохозяйственной продукции, то заготовитель вправе отказаться от её приемки при следующих условиях: во-первых, если он направил производителю уведомление о том, что передача просрочена и он ее отказывается принимать; во-вторых, если товар был доставлен производителем после получения такого уведомления; в-третьих, он вправе отказаться лишь той конкретной партии продукции, передача которой была просрочена.

Ответственность сторон. Производитель несет ответственность при наличии его вины. Если производитель является субъектом предпринимательской деятельности, это правило является исключением из п.3 ст.401. Заготовитель несет ответственность независимо от вины, причем указом №1401 Президента за задержку в расчетах сельскохозяйственной производителями, установлена неустойка 1% в день.

Вопрос 3.

Общие правовые основы этих отношений заложены федеральным законом "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции для государственных нужд". Законодатель строго разграничивает понятия "закупка" и "поставка". Закупка продукции - это форма организованного приобретения государством сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия у товаропроизводителей для дальнейшей переработки или реализации. Поставка - это форма организованных договорных отношений между товаропроизводителем-поставщиком и потребителем-покупателем готовой для использования сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

Цели закупки:

1. Удовлетворение федеральных потребностей и потребностей субъектов РФ.

2. Выполнение федеральных программ.

3. Обеспечение экспорта сельскохозяйственной продукции.

4. Формирование государственного резерва.

5. Обеспечение сил обороны и государственной безопасности.

Государственные заказчики по закупке определяются либо правительством, либо органом исполнительной власти субъекта РФ. Ими могу выступать: из коммерческих юридических лиц могут быть товарищества и общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия, из некоммерческих - потребительские кооперативы.

Функции государственного заказчика:

1. Осуществляет выбор товаропроизводителя.

2. Определяет конкретных покупателей и сроки закупок.

3. Согласовывает с потребителями ассортимент, объемы и сроки поставок.

4. Гарантирует товаропроизводителям оплату поставленной продукции по ценам и срокам, установленным в договоре.

Государственные заказчики вправе передать свои функции на конкурсной основе другим организациям.

Схема заключения договора:

1. Правительство РФ или исполнительный орган субъекта РФ определяет необходимый объем закупки сельскохозяйственной продукции по ее видам на предстоящие пять лет с ежегодным уточнением и ежегодным доведением уточненных сведений не позднее, чем за 6-ть месяцев до начала закупки. Началом периода является начало года.

2. Государственный заказчик не позднее, чем за три месяца до начала года, доводит сведения до конкретных товаропроизводителей.

3. Договор должен быть заключен до начала года между государственным заказчиком (или указанным им лицом) и товаропроизводителем.

В договор могут включаться льготы для товаропроизводителей, направленные на стимулирования исполнения договора. Стороны не вправе расторгнуть договор в виду несогласия одной из сторон с договорной ценой, в тоже время, договорная цена подлежит индексации с учетом инфляции. Государственный заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора, если необходимость в закупке отпала, при условии возмещения всех убытков товаропроизводителю.

Устанавливается определенный уровень цен, достаточный для извлечения прибыли и ведения расширенного товаропроизводства производителем. Государство гарантирует производителям растениеводства авансовую оплату в размере 50% от общей суммы, 25% после заключения договора, 25% после завершения посева. Это достаточно серьезная норма.

Для производителей животноводства гарантируется выплата дотаций из бюджета для обеспечения рентабельности производства. Формой расчета являются расчеты по инкассо, если иное не установлено договором. Срок оплаты, при инкассовой форме расчета - 10 дней, по скоропортящимся товарам - до 5 дней после поступления расчетных документов в банк плательщика. При наличии устойчивых хозяйственных связей, расчеты должны производиться не реже 1-го расчета в три месяца.

Ответственность. Если Правительством или органом исполнительной власти не соблюдаются условия о выделении авансовых платежей, либо дотаций, то штрафные санкции и убытки возмещаются товаропроизводителям за счет соответствующего бюджета.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.249.158 (0.091 с.)