Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ползучесть и упруговязкие свойства асфальтобетона
Испытание асфальтобетона на ползучесть позволяет установить изменение деформации во времени. Ползучесть – процесс нарастания пластической деформации асфальтобетона при постоянной статической нагрузке (на стоянках транспорта) или постепенного накопления такой деформации при приложении кратковременных динамических транспортных нагрузок. Ползучесть асфальтобетона оценивается путем определения роста деформации образца асфальтобетона, увеличивающейся во времени. Ползучесть зависит от величины нагрузки и температуры (рис. 8.13). Проявление ползучести асфальтобетона на дорожных покрытиях выражается в виде образующихся волн, наплывов, колеи (особенно при проходе тяжеловесных автомобилей, следующих «след в след». Ползучесть проявляется при любом виде нагружения: растяжении, изгибе, сжатии. Физика процесса накопления остаточных пластических деформаций видна из рис. 8.14.
Релаксация напряжений – постепенное снижение, «рассасывание» напряжений в образце при его неизменной деформации. Растянув образец асфальтобетона и закрепив его концы так, чтобы деформация оставалась неизменной в течение всего времени испытания, можно видеть уменьшение напряжений по времени или скорости уменьшения напряжений, что показано на рис. 8.15. В расчетах дорожных одежд нежесткого типа применяют два показателя прочности асфальтобетона: статический и динамический модуль упругости. Статический модуль упругости асфальтобетона характеризует воздействие автомобиля на стоянке, остановке и перекрестках (табл. 8.6). Таблица 8.6 Модуль упругости и прочность асфальтобетона при растяжении при изгибе
Его определяют при приложении единичной нагрузки в середине пролета образца-балочки: , (8.10) где Р – вертикальная нагрузка; ℓ - расчетный пролет балочки (0,14 м); f – упругий прогиб балочки; I – момент инерции сечения образца (I = bh3/12); b и h – ширина и высота балочки. Величину Р обычно принимают 0,2…0,3 от разрушающей нагрузки.
Динамический (кратковременный) модуль упругости Значение кратковременного модуля упругости соответствует режиму воздействия подвижных нагрузок на асфальтобетонное покрытие. Как видно из табл. 8.7, значение кратковременного модуля упругости понижается с повышением температуры. Таблица 8.7 Зависимость кратковременного модуля упругости асфальтобетона от температуры
Динамический модуль упругости определяют по вышеприведенной формуле, но при продолжительности действия нагрузки 0,1 с.
Релаксация напряжений Теоретические положения, относящиеся к релаксации напряжений в различных материалах, изложены в главе 2. Ниже лишь затронуты особенности этого свойства применительно к асфальтобетону. На характер релаксации напряжений в асфальтобетоне существенное влияние оказывает начальное напряжение, сообщаемое материалу. При кратковременном приложении нагрузки, возникающее напряжение не успевает отрелаксировать полностью, что стимулирует накопление остаточных деформаций. Нагрузочные режимы, которые испытывают асфальтобетонные покрытия в летнее и зимнее время (скорость и частота приложения) могут быть одинаковыми, но деформационный «отклик» на них будет различным в зависимости от температурного режима их работы. Процесс нагружения – это совокупность двух одновременно протекающих процессов: происходит рост напряжений и их релаксация (рассасывание). Поэтому, чем медленнее растет нагрузка (или скорость ее приложения кратковременна), тем большая часть напряжений успевает отрелаксировать в процессе нагружения. Исходя из этого, в жаркий период года желательно, чтобы транспорт (особенно тяжеловесный) двигался с максимально возможной скоростью, создавая кратковременные нагрузки на покрытие.
Поэтому при высоких положительных температурах интенсивность снижения напряжений служит показателем деформационной сдвигоустойчивости. При низких отрицательных температурах возникновение трещин можно предупредить в том случае, если напряжения будут рассасываться быстро. Поэтому при низких температурах показателем трещиноустойчивости асфальтобетона может быть также интенсивность снижения напряжений, т.е. релаксация напряжения.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.180 (0.008 с.) |