Классификация асфальтобетонных смесей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация асфальтобетонных смесей



 

Смеси в зависимости от содержания в них щебня или гравия, вида песка, качественных показателей подразделяются на типы и марки, указанные в табл. 8.1.

По качеству составляющих материалов и физико-механическим свойствам асфальтобетон подразделяется на марки:

I – II – III – для горячего плотного асфальтобетона;

I – II – для горячего пористого и высокопористого асфальтобетона;

I – II –для холодного асфальтобетона.

Таблица 8.1. – Классификация смесей

Тип смеси Количество щебня (гравия), % по массе Вид песка Марка смеси
Горячая и теплая Холод-ная Горячая и теплая Холод-ная
           
Плотные асфальтобетоны
Щебеночно-мастичная (С) - Щебень св. 65 до 80 включ. Дробленый или из отсева дробления; природный I -
А - Щебень св. 50 до 65 включ. I, II -
Б Бх Щебень или гравий св. 35 до 50 включ. I, II, III I, II
В Вх Щебень или гравий св. 20 до 35 включ. II, III II
Г Гх - Природный – до 30%; дробленый или из отсева дробления I, II, III I
Д Дх - Дробленый или из отсева дробления – до 30 %; природный II, III II

 

Окончание табл. 8.1.

 

           
Пористые асфальтобетоны
Крупно- и мелко-зернистая - Щебень или гравий св. 35 до 73 включ. Дробленый или из отсева дробления; природный I, II -
Высокопористые асфальтобетоны
Крупно- и мелко-зернистая - Щебень или гравий св. 35 до 73 включ. Дробленый или из отсева дробления; природный I, II -
Песчаная - -

 

Условные обозначения смеси при заказе должны состоять из сокращенного обозначения:

- первая буква – указание материала заполнителя: Щ – щебень, Г – гравий; П – песок;

- вторая буква – указание крупности материала заполнителя: К – крупнозернистая; М – мелкозернистая;

- третья буква – указание типа смеси: плотные смеси – А, Б, В, Г, Д; щебеночно-мастичные смеси – С;

- третья и четвертая буквы для пористых и высокопористых смесей – соответственно П и ВП;

- индексы г, т, х – соответственно для горячих, теплых и холодных видов смесей. Для щебеночно-мастичных смесей индекс обозначает вид стабилизирующей добавки, индекс ц – при использовании в качестве стабилизирующей добавки целлюлозы;

- марка смеси – I, II, III;

- предел прочности при сдвиге при температуре 50 °С (Rсдв, МПа);

- обозначение данного стандарта.

Примеры условного обозначения

1 Щебеночная мелкозернистая горячая плотная смесь типа А марки I с пределом прочности при сдвиге при температуре 50 °С не менее 2,75 МПа:

ЩМАг – I/2,75 СТБ 1033-2004.

2 Гравийная крупнозернистая теплая плотная смесь типа Б марки II:

ГКБт – II СТБ 1033-2004.

3. Песчаная холодная плотная смесь типа Д марки II:

ПДх – II СТБ 1033-2004.

4. Гравийная крупнозернистая теплая высокопористая смесь марки II:

ГКВПт – II СТБ 1033-2004.

5 Щебеночно-мастичная мелкозернистая горячая плотная смесь с пределом прочности при сдвиге при температуре 50 °С не менее 2,2 МПа:

ЩМСц – I/2,2 СТБ 1033-2004.

Плотные мелкозернистые асфальтобетоны применяют для устройства верхних слоев покрытий на дорогах с тяжелым интенсивным движением, а крупнозернистые плотные – для нижних слоев.

Пористые и высокопористые асфальтобетоны, как правило, применяют для устройства слоев только оснований.

Асфальтобетоны типов А и Б предназначены для дорог высоких технических категорий (I и II), а асфальтобетон типа В – для дорог не выше III категории.

В зависимости от вида применяемого песка различают два вида песчаного асфальтобетона:

- тип Г – на основе песка из отсевов дробления или смесей отсевов дробления с природным песком при содержании последнего не более 30 % по массе;

- тип Д – на основе природного песка или смесей природных песков с отсевами дробления при содержании последних не менее 70 % по массе.

Асфальтобетон типа Г допускается использовать на дорогах не выше III категории.

Асфальтобетон типа Д используют главным образом на дорогах не выше IV технической категории, а также при благоустройстве территорий (дворов, местных проездов и т.п.) в городах.

В связи с увеличением интенсивности движения и ростом осевых нагрузок грузовых автомобилей дорожные покрытия даже из плотных щебенистых асфальтобетонов начали давать сдвиговые деформации в виде волн и колей. В качестве меры против этого разработан новый тип асфальтобетона – щебеночно-мастичный.

 

Щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА)

ЩМА – разновидность горячего плотного асфальтобетона. Он был разработан в 60-х годах в Германии в центральной лаборатории компании «Strabog – Bau AG» с целью борьбы с повреждениями, вызываемыми транспортом с шипованными шинами. Кроме этого, разработчики стремились обеспечить сдвигоустойчивость покрытий в условиях транспортного движения при высоких температурах. В результате первоначально был создан асфальтобетон, состоящий приблизительно из 70 % прочного щебня и 30 % растворной части (мастики), который мог укладываться за один проход. Во избежание расслоения при транспортировке (вытекания вяжущего) в состав включалась стабилизирующая волокнистая целлюлозная добавка.

В зависимости от максимальной крупности применяемого щебня щебеночно-мастичные асфальтобетонные смеси делятся на виды:

- ЩМА-10 – максимальная крупность щебня 10 мм;

- ЩМА-15 – максимальная крупность щебня 15 мм;

- ЩМА-20 – максимальная крупность щебня 20 мм.

Особенности ЩМА по сравнению с асфальтобетоном типа А видны из следующего (табл. 8.2).

 

Таблица 8.2 Сравнение ориентировочных составов щебеночно-мастичного асфальтобетона и асфальтобетона типа А

 

Вид асфальтобетона Состав по объему, % S
Битум Песок Щебень Мин. порошок Поры
ЩМА-15            
Средняя толщина битумной пленки 12,2 мм Добавка волокон 0,4 %            
Тип А            
Средняя толщина битумной пленки 10,8 мм            

 

В 1968 году ЩМА был впервые уложен на государственных дорогах Германии. Накопленный положительный опыт подтвердил эффективность работы покрытий из этого асфальтобетона и в 1984 году ЩМА был признан официально для повсеместного применения.

В настоящее время технические нормативы на ЩМА имеются во всех странах мира. В России этот вид асфальтобетона также нашел широкое применение и на него разработан нормативный документ: ГОСТ 31015-2002 «Смеси асфальтобетонные и асфальтобетоны щебеночно-мастичные. Технические условия».

Повышенное (по сравнению со стандартными асфальтобетонами) содержание битума препятствует прониканию влаги внутрь слоя, что повышает устойчивость к старению, водо- и трещиностойкость. В конечном счете, значительно увеличивается долговечность покрытий. В некоторых зарубежных странах срок службы покрытий с применением ЩМА при интенсивном и тяжелом движении составляет более 10 лет.

Применение ЩМА экономически эффективно: он укладывается тонким слоем, а предварительная обработка нижележащего слоя перед укладкой смесей ЩМА требует значительно меньшего количества битума или битумной эмульсии.

В ЩМА используется щебень кубовидной формы, что в сочетании с его высоким содержанием обеспечивает высокую сдвигоустойчивость (повышенный коэффициент угла внутреннего трения). Этот показатель значительно выше у ЩМА, по сравнению с асфальтобетоном типа А, который считается наиболее сдвигоустойчивым из стандартных видов асфальтобетона (рис. 8.2).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 534; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.165.248.212 (0.026 с.)