Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Улучшение свойств вязких битумов
В разных странах проведены и проводятся многочисленные исследования, направленные на повышение качества битумов за счет введения добавок полимеров, ПАВ, пластификаторов, специальных структурообразующих добавок. Эти работы вызваны необходимостью решения следующих проблем: − изменение свойств битумов таким образом, чтобы их можно было бы эффективно использовать в тех технологических и эксплуатационных условиях, где они вовсе непригодны или малоэффективны; − экономия дефицитных по разным причинам в данном регионе или на данном объекте органических вяжущих, естественно без ухудшения их качества и качества готового материала и конструкции, где они применяются; − расширение ресурсов органических вяжущих материалов, в частности, с целью увеличения объемов строительства дорог с твердым покрытием, с целью решения социальных вопросов и снижения транспортных расходов; − повышение качества традиционных органических вяжущих материалов с целью повышения межремонтных сроков службы, в частности, дорожных одежд, а, следовательно, экономии органических вяжущих и минеральных материалов, трудо- и энергозатрат за счет уменьшения объемов ремонтных работ на дорогах, мостах и аэродромах, а также на объектах промышленного, гражданского и гидротехнического строительства; − поиск и разработка новых видов органических вяжущих материалов с целью упрощения технологии их получения, расширения области применения органических вяжущих, как по климатическим зонам, так и по конструкциям; упрощения транспортировки вяжущих к местам потребления, увеличения сети дорог с твердым покрытием. Все указанные задачи продиктованы нуждами практики, поэтому модифицированные битумы находят широкое применение в дорожном строительстве многих стран. В СНГ объемы применения таких материалов весьма ограничены. При этом следует отметить, что добавки, как правило, выбираются эмпирически, без должного научного обоснования, часто оказываются неэффективными, а иногда приводят к отрицательному эффекту. В связи с этим возникла необходимость разработки теоретических основ получения и применения комплексных органических вяжущих для дорожного строительства. Исходя из известного принципа, согласно которому качество асфальтобетонов определяется, главным образом, качеством битумных вяжущих, исследователи и дорожники-практики многих развитых стран пришли к выводу о целесообразности замены обычных битумов битумами, модифицированными полимерами (БМП). Начиная с 60-х годов, это направление битумных технологий развивалось достаточно интенсивно, но бессистемно: использовались разнообразные полимеры (на первом этапе – отходы производства), шел поиск технологий их совмещения с битумом. Только в конце прошлого столетия на Западе были сформулированы основные положения получения битумов, модифицированными полимерами. Они сводятся к следующему:
1) эффективными модификаторами битумов являются термоэластопластические полимеры; 2) замена в разнообразных асфальтобетонах обычного битума битумом с добавкой полимера повышает их долговечность; 3) для достижения высокого уровня качества БМП перспективным является непосредственное введение полимеров в битум; 4) выбор компонентов БМП должен учитывать соотношение параметров его качества и стоимости. Учитывая важность вопроса для развития дорожной отрасли, в странах ЕС (2005 г.), в России (2003 г.) и в Украине (2007 г.) разработаны государственные стандарты на эти вяжущие. Более чем 10 % битумов, что используются в индустриально развитых государствах, содержат полимерные добавки. По объемам применения полимеры размещаются в таком порядке: термоэластопласты типа стирол-бутадиен-стирол (СБС); термопласты типа этилен-винил-ацетата, полиизобутилен, полипропилен, разнообразные блоксополимеры; полимерные латексы; терполимеры типа этиленглицидилакрилата. Термоэластопласты, благодаря своему составу и структуре, при других равных условиях отличаются высокой эластичностью (способностью к большим обратимым деформациям после прекращения деформирования или после снятия нагрузки). Содержание таких полимеров в БМП может достигать 3-10 %. Термопласты обладают подобными свойствами, но им присуща низкая эластичность, а также меньшее усиливающее действие и деформативность при низких температурах (их расход в БМП 5-12 %). Латексы являются водными дисперсиями каучуков (содержат около 30 % воды), технологично они более приемлемы для изготовления битумополимерных эмульсий (их содержание в эмульсиях около 3 %). Терполимеры отличаются способностью вступать в реакцию с компонентами битумов (асфальтосмолистыми веществами), за счет чего приемлемые технические свойства БМП достигаются при меньших расходах (около 1,5-2,2 %).
Принципиальный механизм регулирования свойств битума разными полимерами одинаковый. Он состоит в создании более-менее развитой сетки полимера в битуме, в который он добавляется. Результаты модификации в каждом отдельном случае зависят от совместимости полимера и битума, их количественного соотношения, температурных режимов приготовления. Накопленный опыт свидетельствует о преимуществах асфальтобетонов на модифицированных полимерами битумах по сравнению с обычными асфальтобетонами в отношении: прочности и, в частности, сдвигоустойчивости; температуры хрупкости (при соответствующем содержании полимера); устойчивости в водной среде и, в конечном итоге, долговечности асфальтополимербетонных покрытий. В то же время обеспечение этих преимуществ требует усложнения технологической подготовки вяжущих, приводит к удорожанию вяжущего из-за высокой стоимости полимеров. При этом неизбежен значительный дополнительный расход энергоресурсов, необходимых для проведения всех технологических процессов при температурах на 15-25 °С выше, чем в случае традиционных битумов и асфальтобетонов. Компенсация этих затрат может быть обеспечена за счет удлинения межремонтных сроков асфальтополимербетонного покрытия и уменьшения объемов его ремонта. К сожалению, подтверждение справедливости последнего утверждения на основе производственных данных в настоящее время достаточно проблематично. Применению битумов, модифицированных полимерами, должно предшествовать в каждом конкретном случае технико-экономическое обоснование, поскольку стоимость модифицированного битума намного превосходит стоимость битума. Для улучшения свойств вязких битумов используют ряд способов. 1. Общепринятой практикой в ряде стран стал способ, когда в состав вязких битумов вводят добавки из полимерных материалов или побочных продуктов их производства в количестве 1-3 %. Такие добавки увеличивают прочность пленки битума. Необходимым условием применения таких добавок является их растворимость в битуме, обеспечивающая однородность структуры модифицированного битума. В качестве добавок используют побочные продукты производства полиэтилена, полипропилена, полистирола и поливинилхлорида. 2. Для повышения деформативности битума при отрицательных температурах (во избежание на покрытиях трещин) с одновременным обеспечением его сдвиговой прочности при высоких летних температурах покрытий (избежание деформаций в виде волн и колей) в состав битума вводят побочные продукты производства синтетических смол и каучуков в количестве 2…5 % от массы битума. Здесь также предъявляется требование, чтобы эти добавки имели хорошую совместимость с битумом – набухали и растворялись в нем до получения однородной массы. Помимо требований к температурно-вязкостным сдвиговым свойствам, к битумам предъявляется также одно из основных требований – обеспечить их высокую адгезию к минеральным материалам. Для этого в его состав вводят поверхностно-активные вещества (ПАВ). Суть действия ПАВ объясняется строением их молекул. Молекула ПАВ состоит из двух частей – углеводородного радикала (СnHm), который не имеет электрического заряда (он неполярен) и полярной функциональной группы (которая может иметь положительный или отрицательный заряд). По знаку (полярности) функциональных групп ПАВ делят на анионактивные (со знаком «-») и катионактивные (со знаком «+»). Поэтому для улучшения прилипания битума к поверхности основных горных пород (на которой преобладает положительный заряд) в состав битума необходимо вводить анионактивные ПАВ, а если необходимо усилить адгезию битума к поверхности кислых пород (наиболее распространенных), то в состав битума добавляют катионактивные ПАВ.
При смачивании битумом поверхности каменных материалов молекулы ПАВ ориентируются полярной функциональной группой к поверхности минерального материала, а радикалы – к пленке битума. При этом происходит взаимодействие электрических зарядов противоположного знака, что способствует сцеплению битума с каменным материалом. Механизмы такого повышения адгезионного взаимодействия представлены на рис. 7.9. Желательно выбирать такие ПАВ, которые в дальнейшем химически (хемосорбционная адгезия) взаимодействуют с поверхностью каменного материала, что обеспечивает длительную водостойкость пленки битума. Наиболее характерными представителями анионактивных веществ являются мыла карбоновых кислот, а катионактивных – соли ароматических и алифатических аминов. Поскольку некоторые ПАВ могут значительно ухудшить свои свойства при воздействии повышенных температур при нагреве битума, то нагревать битум с ПАВ следует строго в соответствии с нормативными документами. Избыток ПАВ в битуме, а также их недостаточное количество ухудшают адгезионные свойства битума. Поэтому добавки ПАВ вводят в битум также строго нормированно. Для качественного улучшения структуры и свойств дорожных битумов самым эффективным способом, позволяющим получать качественно новое органическое вяжущее, является модификация битумов полимерами. К модифицированным битумным вяжущим относятся нефтяные вязкие битумы, содержащие до 10 % (по массе) полимерных добавок (модификаторов).
В настоящее время разработан СТБ 1220-2000 «Битумы модифицированные дорожные. Технические условия».
Модифицированные битумы
Согласно СТБ 1220-2000 «Битумы модифицированные дорожные. Технические условия» модифицированные битумы в зависимости от назначения и глубины проникания иглы подразделяются на марки: - БМА 50/70, БМА 70/100, БМА 100/130 – для приготовления горячих асфальтобетонных смесей; - БМП 100/150, БМП 150/200 – для устройства поверхностных обработок; - БММ 130/150 – для устройства битумополимерных прослоек (мембран) по цементобетонным покрытиям; дорожным основаниям, укрепленным минеральным вяжущим; старым асфальтобетонным покрытиям с сеткой температурных трещин; гравийно-эмульсионным основаниям и покрытиям перед устройством последующего конструктивного слоя или фрикционного слоя износа. Условное обозначение модифицированного битума при записи в других документах и заказе должно состоять из наименования, марки модифицированного битума и обозначения настоящего СТБ. Пример обозначения модифицированного битума: Битум модифицированный дорожный БМА 50/70 СТБ 1220-2000. По физико-химическим показателям модифицированные битумы должны соответствовать нормам, приведенным в табл. 7.4.
Таблица 7.4. – Физико-химические показатели свойств модифицированных битумов
Для производства модифицированных битумов следует применять битумы нефтяные дорожные вязкие марок БНД (БН) 60/90, БНД (БН) 90/130 и БНД (БН) 130/200 по ГОСТ 22245 и битумы марок БД 60/90, БД 90/130 и БД 130/200 по СТБ 1062.
В качестве модификаторов битума применяют эластомеры: термоэластопласты марок ДСТ-30-01, ДСТ-30Р-20ПС, ДСТ-30Р, а также их зарубежные аналоги; синтетический каучук этиленпропиленовый, синтетический каучук СКС по ГОСТ 11138 или ГОСТ 23492, а также комбинации каучуков, выпускаемых по соответствующим нормативным документам. В качестве пластификаторов применяют: экстракты селективной очистки масел, экстракты фенольной очистки масел, индустриальные масла марок И-20А, И-30А, И-40А, И-50А по ГОСТ 20799, масло ПН-6, сырье для производства нефтяных вязких дорожных битумов. В качестве ПАВ применяют амины алифатические (С17–С20)технические или катионоактивные ПАВ на основе жирных алифатических аминов зарубежного производства. Для производства модифицированных битумов допускается использовать другие эластомеры, пластификаторы и ПАВ, применение которых согласовано с органами Госнадзора. В Беларуси построено государственное предприятие «Вёска», которое работает с 1997 года (рис. 7.10). Производимая продукция используется при строительстве и ремонте дорог в Республике Беларусь. Отдельные виды продукции используются в странах СНГ. Структура предприятия включает установку по производству битума, цех битумных эмульсий и битумно-полимерных вяжущих.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 687; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.172.68 (0.018 с.) |