Производство вязких дорожных битумов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Производство вязких дорожных битумов



 

Технологические процессы производства вязких дорожных битумов основаны на воздействии на остаточные после перегонки нефти гудроны повышенной температуры воздуха, пара, различных окисляющих добавок.

В зависимости от вида нефти и технологического режима ее переработки получают следующие виды битумов: остаточные, окисленные и компаундированные (рис. 7.3).

После получения бензина, керосина, лигроина, дизтоплива, масел, в виде остатка образуется мазут, перегоняющийся при температуре 330-350 °С. Для того, чтобы выделить из него высококипящие фракции (масла), мазут подвергают перегонке при температуре более 500 °С и обрабатывают в установке с применением вакуума. В результате образуется остаточный продукт – гудрон, после обработки которого в крекинговой установке образуются бензин, керосин и крекинг-остаток, который используют как остаточный жидкий дорожный битум марок МГ 40/70, МГ 70/130, а также в качестве сырья для получения вязких дорожных остаточных крекинг-битумов.

Крекирование – химическое расщепление молекул тяжелой части нефти (мазута, гудрона) в результате чего повышается выход более легких (бензино-керосиновых) углеводородов. В остатке получают смолистые вещества. Крекинг-процесс был предложен в 1882 году Д.И.Менделеевым, а в 1891 г. запатентован В.Г.Шуховым для переработки тяжелых нефтяных продуктов (мазута, солярового дистиллята нефти) с целью получения дополнительного количества легких углеводородов (бензина и керосина). Крекинг-процесс происходит при нагревании нефтепродуктов до 425-650 °С и давлении до 5 МПа.

Для производства остаточного вязкого битума желательно использовать высокосмолистые малопарафинистые нефти.

Производство остаточных битумов

Производство остаточных битумов основано на концентрации асфальтенов и смол, содержащихся в гудроне, путем отгона из него части углеводородов. Остаточные битумы получают путем перегонки гудрона в установке глубокого вакуума в присутствии перегретого водяного пара. Перегретый водяной пар, повышенный вакуум и температура нагрева гудрона (420-430 °С) позволяют полнее выделить масляные фракции из гудрона и получить вязкие остаточные битумы.

Технологическая схема получения остаточного вязкого битума показана на рис. 7.4. Нефть нагревают в печи 1, затем она поступает в ректификационную колонну 2. Мазут из этой колонны нагревают, и он идет в вакуумную колонну 3. Полученный гудрон поступает в колонну глубокого вакуума 4, где из него отгоняют масляные фракции, а в остатке получают битум. Маловязкие остаточные битумы могут быть получены в ряде случаев сразу после перегона нефти на атмосферно-вакуумных трубчатых установках.

Производство окисленных битумов

Производство окисленных битумов основано на окислении сырья кислородом воздуха в реакторах битумных установок. В качестве сырья используют в основном гудроны. В ряде случаев в них добавляют некоторые остатки от переработки нефти и нефтепродуктов.

В настоящее время на нефтеперерабатывающих заводах производят вязкие дорожные битумы на битумных установках с реактором колонного типа или со змеевиковым реактором. Технологическая схема битумной установки с реактором колонного типа приведена на рис. 7.5.

Сырье через теплообменник и нагревательную печь 1 подают в реактор 2. Высота реактора колонного типа может быть в пределах 4-25 м, а диаметр – 0,8-3 м. От размеров реактора зависит производительность установки. Воздух поступает в реактор через маточник, расположенный внизу реактора. Форма реактора позволяет полнее использовать кислород воздуха, вступающий в реакцию с компонентами сырья. Готовый битум поступает в емкость для хранения и розлива битума.

Отработанный газ из верхней части реактора идет в конденсатор-холодильник, где его охлаждают водой. Сконденсировавшиеся продукты используют в качестве топлива, а несконденсировавшиеся сжигают. Температура окисления зависит от вида сырья и находится в пределах от 200 до 260 °С. Расход воздуха составляет около 300 м3 на 1 т сырья.

Технологическая схема битумной установки с реактором змеевикового типа показана на рис. 7.6.

Исходное сырье поступает в нагревательную печь 1, где его нагревают до 260 °С. Отсюда сырье подают в емкость для горячено сырья 2, а затем в смеситель 3. Сюда же поступает часть окисленного битума и сжатый воздух. Из смесителя смесь идет в реактор 4. Окисление начинается в смесителе и продолжается в реакторе. Реакция окисления сырья кислородом воздуха протекает в трубах змеевика реактора в пенной фазе. Температура окисляемого сырья около 280 °С.

Продукты реакции из реактора поступают в испаритель 5, где происходит разделение жидкости и газообразной фаз. Отработанные газы поступают в воздушный холодильник, а потом в сепаратор. Сконденсировавшаяся часть нефтепродуктов из сепаратора поступает в емкости для топлива, а несконденсировавшиеся газы сжигают. В испарителе накапливается окисленный битум. Часть этого битума поступает в холодильник, а оттуда – в емкости для хранения и розлива битума. В холодильнике битум охлаждается до 170 °С. Из приведенных двух типов установок наиболее эффективной является установка с реактором колонного типа.

Для производства битумов используют различные битумные установки разной производительности. Малотоннажные установки, устанавливаемые, как правило, на территории асфальтобетонных заводов, имеют производительность до 15 тыс. т битума в год. Обычно это установки с реактором колонного или бескомпрессорного типа.

Технологическая схема производства окисленного вязкого дорожного битума в установке с реактором бескомпрессорного типа приведена на рис. 7.7. Сырье из хранилища 2 поступает в подготовительные котлы 3, где его обезвоживают, а затем закачивают в реакторы 4. Схема реактора приведена на рис. 7.8. Реактор заполняют сырьем на 2/3 его объема. Диспергаторы всасывают воздух и распыляют его в сырье.

При получении окисленных битумов имеет место химическая переработка сырья. При окислении тяжелых остатков нефти идут следующие превращения: масла переходят в смолы, а смолы – в асфальтены.

Наиболее интенсивное окисление компонентов нефти наблюдается в начальный период процесса, в дальнейшем он замедляется. При окислении происходит отщепление кислородом воздуха атомов водорода и образование углекислого газа и воды, которые удаляются.

Исследования свойств битумов, полученных из гудронов, богатых масляными фракциями, показали, что такие битумы имеют пониженную температуру хрупкости, большую температуру размягчения при меньшей вязкости и высокие вязкопластические свойства при низких температурах. Битумы, полученные глубоким окислением, отличаются повышенным содержанием асфальтенов, что делает их более теплоустойчивыми, но менее пластичными.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.212.145 (0.005 с.)