ТОП 10:

Концептуальные мировоззрения



 

Естественные науки, познающие природу, извлекающие качественную и количественную информацию о ней, основываются на объективно существующей реальности. Через всю историю естествознания проходят два взаимоисключающих концептуальных воззрения на единую реальность – окружающий мир. Одно из них – атомистическое (субстанциальное) ведет свое начало от Левкиппа и Демокрита, а другое – континуальное (релятивистское) сложилось при Анаксагоре и Аристотеле.

Атомистическое мировоззрение было развито в новое время Г. Галилеем, И. Ньютоном, Ж. Лагранжем и другими учеными, создавшими картину мира на основе классической физики, а континуальное мировоззрение – К. Лейбницем, Д. Юмом, И. Кантом, Г. Гегелем, А. Пуанкаре, Х. Лоренцем, А. Эйнштейном, В.А. Фоком и другими, создавшими теорию относительности, квантовую механику, волновые теории света и электромагнитных полей.

При изучении различных проблем человеком его поведение, степень эффективности решаемых им задач зависит от того, насколько адекватно и глубоко его понимание реальности, в какой мере он может правильно оценивать ту ситуацию, в которой приходится действовать и применять свои знания. От этого зависит адекватность представлений человека о реальном окружающем мире.

С развитием человечества задачи, им решаемые, усложнялись, постепенно все большее значение приобретали не только те знания, которые имели непосредственное практическое значение, но и те, которые относились к общим представлениям об окружающем мире.

Современная наука нацелена на построение единой целостной картины мира, изображая ее как единство живой и неживой природы, как бытие вне нас. Бытие в нас как отражение сознания, отношения духовного и окружающего мира составляет основу сильно развитых религиозных философий, например философии экзистенциализма и др. Известно, что ряд выдающихся ученых-физиков не противопоставлял духовный мир личности и общества естественно-научной картине мира.

В общественном сознании исторически складываются и постепенно изменяются разные картины мира, которые обычный человек воспринимает как данность, как объективность, существующую независимо от имеющихся личных мнений.

Логичнее всего рассматривать научный взгляд на мир, который возник в рамках естественных наук и называется естественно-научной картиной мира.Существенный вклад в эту картину вносит физика. С каждым естественно-научным открытием система научных представлений о мире становится все полнее. С развитием науки на смену одной картины мира приходит другая. Это называют научной революцией, понимая под ней коренную ломку прежних представлений о мире.

Научная картина мира – это наши теоретические представления о мире. Она являет собой не только итог развития знания, но и самое общее теоретическое знаниесистему важнейших понятий, принципов, законов, гипотез и теорий, лежащих в основе описания окружающего нас мира. Картина мира не только обобщает все ранее полученные знания о природе, но и вводит в естествознание новые философские принципы и гипотезы, которые коренным образом меняют основы физического теоретического знания. Термин «картина мира» говорит, что речь идет не о части или фрагменте знания, а о целостной системе. Поэтому она позволяет видеть мир, не используя опыт и не зная многих его деталей, а также качественно объяснять и не охваченные теориями явления.

Когда используют термин «картина мира», то предполагают, что есть мир и есть еще его картина, точно так же, как считают, что есть события и есть еще восприятие событий. Данный термин указывает на отнесенность наших знаний к объекту – миру в целом – и свидетельствует об относительностичеловеческого знания. Картина мира является необходимым элементом современного естественно-научного мировоззрения, методологического мышления.







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.78.142 (0.003 с.)