Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологи, с именами которых связано становление отечественной психологии
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы:
1. Расскажите о современных науках, изучающих человека как биологический вид
2. Дайте определение психологии как науки
3. В чем состоят различия между научной и житейской психологией?
4. Что является предметом психологии? Дайте классификацию психических явлений.
5. Какие методы психологических исследований вы знаете?
6. Расскажите о взаимосвязи психологии и других современных наук.
7. Что относится к фундаментальным отраслям современной психологии?
8. Расскажите об основных прикладных отраслях современной психологии.
9. Изложите суть понятия «психика»
10. Какие вы знаете основные этапы развития психики?
11. Что такое «раздражимость», «чувствительность», «ощущение»?
12.Объясните суть понятия «сознание»
12. Какие вы знаете основные функции психики?
13. Что такое инстинктивное поведение?
14. Назовите отличительные характеристики интеллектуального поведения животных.
15. Каковы основные характеристики сознания?
16. Раскройте содержание основных положений культурно-исторической теории развития высших психических функций Л. С. Выготского.
Познавательные психические процессы. Интеллектуальная сфера личности Как связаны познавательные психические процессы и интеллект личности
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие познавательные психические процессы вы знаете? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ощущение - ________________________________________________________ ________________________________________________________________
Физиологическая основа ощущений _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Виды ощущений Систематическая классификация ощущений Ч. Шеррингтона Интероцептивные ощущуния______________________________________ ____________________________________________________________________ Проприоцептивные ощущения_______________________________________ ________________________________________________________________ Э кстероцептивные ощущуния________________________________________ ____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________ Генетическая классификация Х. Хэда ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Свойства ощущений _____ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Закон Бугера—Вебера______________________________________________ ________________________________________________________________ Основной психофизический закон или закон Вебера—Фехнера _____________ _________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Сенсибилизация___________________________________________________ ________________________________________________________________ Синестезия_______________________________________________________ _________________________________________________________________
Рис. Систематическая классификация ощущений Восприятие - ________________________________________________________ ________________________________________________________________ Физиологическая основа восприятия _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Виды восприятия ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Рис. Виды восприятия Свойства восприятия_____________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Контрольные вопросы: 1. Почему восприятие нельзя сводить к простой сумме ощущений? Как следует понимать положение о том, что восприятие — результат сложной аналитико-синтетической деятельности?
2. Исследования показали, что при рассматривании объекта глаз никогда не остается в покое: он совершает скачкообразные движения, останавливаясь на отдельных деталях воспринимаемого образа и фиксируя их, а затем переходя к следующим деталям. Если человек рассматривает портрет, его взор скачкообразно перемещается по отдельным частям этого портрета, выделяя те детали, которые несут максимальную информацию. Объясните, какую роль играют движения глаз в сложном зрительном восприятии. Почему процесс восприятия рассматривают как перцептивную деятельность субъекта?
3. Объясните: почему у других заметить ошибку легче, чем у себя? Почему ошибки рекомендуется исправлять красным карандашом.
4. Расплывающееся на бумаге чернильное пятно обычно воспринимается как целостный предмет (птица, какое-то животное и т. д.). Какая важная особенность человеческого восприятия в этом проявляется?
5.Объясните следующий факт: почему, когда человек впервые идет по незнакомой местности, самостоятельно разыскивая дорогу, он без тру да найдет ее вторично; если же он идет вместе со спутником, которому дорога хорошо известна, человеку трудно будет самостоятельно проделать этот путь в следующий раз? 6. Человек мгновенно может распознать любую фигуру, например квадрат, независимо от того, большой он или маленький, расположен ли он вертикально или под углом, нарисован ли он белым цветом на черном фоне или черным на белом фоне или просто очерчен контуром. Более того, человек распознает квадрат даже в том случае, если бумага, на которую он нанесен, наклонена так, что изображение, падающее на сетчатку глаза, выглядит параллелограммом. От какой закономерности восприятия зависит эта способность человека?
7. При одновременном восприятии белого круга на черном фоне и черного круга на белом фоне последний кажется меньше. Какая закономерность восприятия проявляется в этом примере?
8. Известно, что один и тот же отрезок времени в разных ситуациях воспринимается по-разному. Объясните некоторые закономерности субъективной оценки времени человеком. Память - _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Причины, влияющие на продуктивность памяти __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Этапы памяти: 1 этап - __________________________________________________________ 2 этап- ___________________________________________________________ 3 этап- ___________________________________________________________ 4 этап- ___________________________________________________________
Типы памяти ____________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Виды памяти
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рис. Основные виды памяти
Общие и частные законы памяти _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Рис. Механизмы запоминания
Контрольные вопросы 1.Определите важнейшие особенности памяти как познавательного психического процесса.
2. Ш., обладавшему феноменальной памятью, в многолюдной аудитории прочитали длинный ряд слов и попросили воспроизвести их. С этим он справился безукоризненно. Затем ему предложили назвать из всего списка слов одно, обозначающее инфекционное заболевание. Все присутствующие люди с самой обыкновенной памятью мгновенно вспомнили это слово («тиф»), а Ш. потребовалось целых две минуты, чтобы выполнить задание. Оказывается, в течение всего этого временя он перебирал в уме по порядку все заученные слова. Какой тип запоминания проявился в этом случае?
3.Многие люди для лучшего запоминания прибегают к кратким записям. Почему такой прием способствует лучшему запоминанию материала?
4. В одном эксперименте группе испытуемых было предложено решить пять арифметических задач. В другом эксперименте тем же учащимся примерно через 15 мин предложили придумать пять аналогичных задач. После этого от них потребовалось воспроизвести числа из условий всех десяти задач. В каком эксперименте испытуемые лучше запомнят числа, содержащиеся в задачах, и почему?
5. Чем отличается ретроактивное торможение от проактивного?
6. В чем конкретно проявляется учет индивидуальных различий памяти человека в процессе практической деятельности?
7. Закономерности запоминания сложны и многообразны. По данным психологической литературы и собственным наблюдениям определите: Почему необходимым условием успешного запоминания является активность мыслительной деятельности? Как влияет на запоминание отношение к запоминаемому материалу (целевая установка, понимание значимости, интерес и т. д.)? Чем объяснить, что примеры, придуманные самостоятельно, запоминаются лучше? Какие ошибки часто допускаются при повторении материала и как надо правильно его организовывать? Как предупреждать забывание важного материала? Мышление -________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рис. Мышление как психический познавательный процесс
Отличие мышления от чувственных ступеней (ощущение, восприятие) познания мира:
во-первых, ____________________________________________________________________во-вторых, ____________________________________________________________________в-третьих, _______________________________________________________ Формы мышления _________________________________________________ Понятие___________________________________________________________ Суждение_________________________________________________________ Умозаключение ________________________________________________________________________________________________________________________
Операции мышления _______________________________________________ Сравнение________________________________________________________ Анализ____________________________________________________________ Синтез______________________________________________________________ Абстрагирование __________________________________________________
Рис. Виды мышления Виды мышления ____________________________________________________ Наглядно-действенное мышление_____________________________________ Наглядно-образное мышление__________________________________________ Словесно-логическое мышление_______________________________________ По Б.М. Теплову Теоретическое понятийное мышление _______________________________________________ Теоретическое образное мышление __________________________________________________ Практическое наглядно-образное мышление __________________________________________ Практическое наглядно-действенное мышление _______________________________________
По Дж. Гилфорду Конвергентное мышление________________________________________ ____________________________________________________________ Дивергентное мышление________________________________________ ___________________________________________________________
Дж. Гилфорд указал на принципиальное различие между двумя типами мышления. Конвергентное мышление, согласно Дж. Гилфорду, актуализируется, когда человеку надо на основе множества условий найти единственно верное решение. Способность к конвергентному мышлению Дж. Гилфорд отождествлял с тестовым интеллектом. Дивергентное мышление допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам. Дж. Гилфорд считал операцию дивергентности основой креативности как общей творческой способности и выделил основные параметры интеллектуальной креативности: 1) способность к обнаружению и постановке проблемы, 2) способность к генерированию большого числа идей, 3) гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи, 4) оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартно, 5) способность усовершенствовать объект, добавляя детали, 6) способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу. На основе этих теоретических предпосылок Дж. Гилфорд и его сотрудники разработали тесты исследования способностей (ARP), которые тестируют преимущественно дивергентную продуктивность.
По мнению П.Я. Гальперина, процесс формирования умственных действий совершается поэтапно: 1 этап____________________________________________________________ 2 этап_____________________________________________________________ 3 этап_______________________________________________________________ 4 этап____________________________________________________________ 5 этап_______________________________________________________________ в процессе интериоризации происходит переход внешнего (предметного) действия во внутреннее (умственное).
Контрольные вопросы: 1.В чем проявляется отличие мышления человека от мышления животных? Приведите примеры, подтверждающие многогранность человеческого мышления.
2. Назовите специфические особенности мышления как высшей формы познавательной деятельности. Раскройте отличие мышления от чувственного познания.
3. Перечислите основные этапы решения мыслительных задач и укажите психологические условия, необходимые для их решения. Дайте сравнительную характеристику способов поиска решений.
4. Укажите некоторые общие закономерности формирования умственных действий.
5. Какого характера умозаключения проявляются при решении задач? Приведите примеры.
6. В чем отличие понятий от представлений и как они взаимосвязаны? Проиллюстрируйте примерами. 7. Назовите основные мыслительные операции, которые необходимы для сравнения понятий. Речь -___________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________ Рис. Общая характеристика речи
Функции речи ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Виды речи ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие способы развития мышления и речи Вы знаете? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Воображение - _____________________________________________________ ________________________________________________________________
Общее и отличное мышления и воображение ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рис. Виды воображения
Виды воображения_______________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы: 1. Сравните воображение с другими познавательными психическими процессами и свойствами личности. Можно ли говорить о наличии воображения у животных? Дайте психологические объяснения. 2. Объясните, в чем основное отличие воображения от представлений памяти. По каким признакам это можно установить? 3. Определите, какие приемы создания образов воображения использованы изобретателями при конструировании ими дирижабля, танка, амфибии, аэросаней, троллейбуса и других механизмов. 4. Известный советский психолог А.Р. Лурия описал человека, которому достаточно было что-нибудь представить себе, как можно было наблюдать удивительные перемены, происходящие в его теле. В специальных опытах наблюдали, как он мог повысить температуру правой руки на 2" и понизить температуру левой руки на 1,5º. Для этого ему было достаточно «увидеть», что его правая рука лежит на краю теплой плиты, а левой он держит кусок льда. Без большого труда он ускорял ритм работы сердца ("видя" себя бегущим за трамваем) или замедлял его ("видя" себя спокойно лежащим в постели). Чем можно объяснить этот факт? 5.Объясните, почему, прочитав описание того или иного заболевания, не искушенный в медицине человек воображает, что он заболел именно этой болезнью, и у него развиваются соответствующие симптомы. 6. Какой вид воображения преобладает в деятельности художника, писателя? По каким признакам это можно установить? 7. Подберите примеры полезной мечты и пустой мечтательности. Проанализируйте роль мечты в вашей деятельности. Внимание – это ___________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Почему внимание называют особым психическим процессом? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что является физиологическим механизмом внимания? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рис. Виды внимания
Свойства внимания
Направленность ________________________________________________________________________________________________________________________ Объем _________________________________________________________________________________________________________________________________ Распределение _______________________________________________________________________________________________________________________________ Переключение__________________________________________________________________________________________________________________________ Концентрация или интенсивность ________________________________ ________________________________________________________________ Устойчивость ________________________________________________________ _________________________________________________________________
Контрольные вопросы:
1.Возможна ли разумная деятельность без внимания? Чем может быть обусловлена невнимательность человека? Перечислите и объясните причины.
2. С помощью каких несложных методик можно получить сравнительные характеристики устойчивости, переключения, широты и других свойств внимания?
3. В чем отличие послепроизвольного и произвольного внимания?
4. Назовите основные пути развития внимания. 5. Правила активизации внимания
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 527; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.222.152 (0.227 с.) |