Профессиональная, персональная и универсальная этики. Профессиональные дилеммы и «нравственная слабость». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиональная, персональная и универсальная этики. Профессиональные дилеммы и «нравственная слабость».



Профэтика: нравственные качества специалиста. Концептуализация понятия профессионал.

Профессионал – это сотрудник, обладающий специальными знаниями, умениями и навыками, демонстрирующий в своей работе высокие показатели, получающий за свою работу денежное вознаграждение, соответствующее уровню его реальной квалификации.

Профессионала отличает:

1.Чётко выраженная социально-профессиональная идентификация – осознание себя в границах данной профессии

2. Освоенные стереотипы профессионального поведения – модели конфигурирующие и определяющие действия представителя данной профессии в контексте взаимодействия с социумом.

3. Профессиональная идеология - система идей, обосновывающая предназначение профессии, направленная на повышение престижа данной профессии в обществе.

4. Высокий уровень профессионального самосознания – это самосознание специалиста, ориентированное выполнение профессионального долга,

стимулирующее саморазвитие в ходе осуществления трудовой деятельности, обосновывающее индивидуальное предназначение («специалист на своём месте»).

Профессиональные качества специалиста (Под профессионально качествами понимаются индивидуальные качества субъекта труда, влияющие на эффективность профессиональной деятельности и успешность ее усвоения):

А) «Базис»

Профессиональные знания

· Профессиональная приверженность

· Практический интеллект – способность гибко и эффективно использовать свои знания и опыт в решении конкретных практических задач

· Социальный интеллект – способность интерпретировать поступки и действия других людей, налаживать контакт с коллегами, создавать благоприятную среду для осуществления трудовой деятельности

· Адекватность самооценки – способность к самонаблюдению и самоконтролю, исправлению собственных ошибок.

Б) «Надстройка»:

· Способность к самообучению; умение обучать

· Ответственность

· Терпеливость и упорство

· Ориентированность на высокие показатели в рамках своей деятельности

· Способность создавать и предлагать новые решения

· Умение ценить собственное время и время коллег

· Уважительное отношение к коллегам и руководству

· Эмоциональная устойчивость, устойчивость к стрессу (ПУНКТ «Б»: «ЗДЕСЬ СТУДЕНТ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ СВОЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СПЕЦИАЛИСТА. С СОБСТВЕННЫМИ КОММЕНТАРИЯМИ)

 

Культура управленческих решений: руководитель как возможный образец нравственного поведения

Руководитель-человек который принимает значимые ключевые решения для организации. Руководитель посредник между целью и работником. Если в организации прописана цель и есть люди её поддерживающие (эту цель) руководитель выступает в роли соединяющего звена.

Функции руководителя:

1) планирование

2) организация процесса

3) координирование

4) мотивирование

5) контроль

Почему руководитель должен быть образцом?

Руководитель создаёт организацию, закладывает основы корпоративной культуры организации.

На руководителя ориентируются сотрудники. Он для них образец. Но если плох образец плохо и подобие.

Руководитель: обязанности постоянного информирования персонала

(см рисунок в тетради)

 

1) Если руководитель ответственен за перспективы его организации значит руководитель должен доносить информацию о целях перспектив до персонала

2) Этим он развеивает слухи и недомолвки

3) Это показатель степени доверия к персоналу

Руководитель: ответственность за развитие персонала

В рамках организации должен развиваться и руководитель и персонал

 

Профессиональная, персональная и универсальная этики. Профессиональные дилеммы и «нравственная слабость».

Профессиональная этика базируется на понятиях профессионального долга, фиксирующего служебные обязанности человека, отражающего место и роль данной профессии в жизни общества («я-профессия-организация»)

Персональная этика основывается на реализации индивидом собственных морально-нравственных ценностей и принципов («я - другие люди («близкие/ далёкие) – общество»)

Фундамент универсальной этики – нормы, которыеявляются обязательными для всех людей, независимо от их профессиональной принадлежности и статуса («мир» - «я»).

Немалая часть проблем этического характера связана с противоречиями на указанных уровнях: а) «профессиональная этика»/ «персональная этика» (например: интересы компании ставятся выше интересов конкретного сотрудника); б) «персональная этика/ универсальная этика» (например: «волеизъявление одного человека», проявление его нравов может противоречить интересам общества»; в) «профэтика/ универсальная этика» (например: «проблема моногородов»: организация обеспечивает работой, жителей региона при этом наносит непоправимый вред окружающей среды; закрытие предприятия, продиктованное «экологическими законами», приведёт к социальному взрыву на данной территории).

Подобные противоречия нередко описываются как дилеммы. Наиболее сложными для решения являются профессиональные моральные дилеммы, т.к. они предполагают конфликт между двумя нравственными требованиями («позициями»), оба из которых аргументированы. Например, Как должен вести себя врач по отношению к коллеге, страдающему от вредных привычек, если он считает, что это может отразиться на качестве оказываемой этим коллегой помощи?

Нравственная слабость - недостаточная твёрдость и последовательность в отстаивании собственных этических принципов, отказ от выполнения профессионального долга в угоду собственным интересам или другого лица; под давлением внешних обстоятельств.

Нравственная слабость проявляется:

А) из-за неготовности к решению

Б) из-за моральной неустойчивости («размытости» внутренних принципов)

В) из-за отсутствия опыта выбора

Г) из-за первоначальной ориентации индивида на выход за рамки этичного поступка

 

 

11)Профессиональная этика как система норм, регулирующих деятельность профессиональных групп (пункт «этика наказания» - исключён) В фокусе внимания профэтики три основных вопроса:

а) что данная профессия дает объективно для общественного развития; б) что эта профессия дает человеку (профессионалу) в плане морально-нравственного нравственного развития; в) что является этической базой на которой строится конструктивное взаимодействие субъектов профессии и профессиональных групп. Система норм, регулирующих деятельность профессиональных групп, как правило «закрепляется» в профессиональных этических кодексах (ПЭК).

Профессиональный этический кодекс (ПЭК) - свод нравственных норм, предписываемых к исполнению, принятый профессиональной ассоциацией или профессиональным союзом, служащий стандартом этических отношений в профессиональной деятельности.ПЭК важнейший объект изучения в рамках профессиональной этики.Профессиональные этические кодексы призваны выполнять следующие функции:

 

· обеспечить адекватную профессии этическую регламентацию;

· создать единую морально-нравственную основу профессиональной деятельности;

· служить базовым критерием для определения профессиональной пригодности специалиста;

· унифицировать поведение специалистов на основе предъявляемых к ним единых этических требований;

· обеспечить однонаправленность действий специалистов на основе определенной общей системы ценностей;

· обеспечить непротиворечивость этических норм, положенных в основу деятельности;

· обеспечить этичность поведения и действий специалиста

· дать сотрудникам определенную свободу действий для решения поставленных задач в рамках этических норм и принципов;

· содействовать повышению уровня моральности - работников, их клиентов и социального окружения клиентов, всего общества;

· обосновать необходимость постоянного нравственного совершенствования специалистов;

· повышать моральный авторитет профессии в обществе;

· гарантировать этическую чистоту профессии (НА ЭКЗАМЕНЕ МОЖНО ОГРАНИЧИТЬСЯ 5-7 ПУНКТАМИ)

 

Этические требования к характеру профессиональной деятельности представлены в форме принципов, норм, правил:

 

· принципы, которыми должен руководствоваться работник (профессионал)в своей повседневной деятельности.

· моральная норма - общее содержательное требование к поведению и деятельности работника (профессионала), справедливое во всех ситуациях и обстоятельствах. Можно говорить об общих нормах профессиональной морали (например, требование быть гуманным, добрым, объективным и т.п.) и частных нормах, конкретизирующих общие (например, честность в отношениях с клиентом и т.п.);

· моральные правила - конкретные требования к поведению и деятельности специалиста в процессе его труда. Моральные правила наиболее гибки и подвижны, постоянно обогащаются по своему содержанию.

 

Соблюдение работником этического кодекса - критерий ее общественной значимости и ценности, условие роста авторитета профессии, самоуважения и самоутверждения личности специалиста в профессиональной группе и в обществе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 401; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.234.62 (0.016 с.)