ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

С РАССТРОЙСТВАМИ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА



ПРИЛОЖЕНИЕ 4

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА

С РАССТРОЙСТВАМИ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА

Анкетные данные

1. Фамилия, имя ___________________________________________­­­­____________

2. Возраст _______________________________________________________

3. Школа, класс _______________________________________________________

4. Национальность, родной язык, на каком языке общается в семье _______________________________________________________

Анамнез

1. Данные о наличии у родителей и родственников нервно-психических, соматических заболеваний, речевых нарушений, особенно дислексии и дисграфии.

2. Протекание 1-й и 2-й половин беременности. (Выявить, не было ли травм, резус-конфликта, воздействия химических, физических – особенно облучения – факторов, инфекционных заболеваний – особенно краснухи, гриппа, токсоплазмоза, сердечно-сосудистых заболеваний, болезни печени, почек, токсикоза в 1-ю и 2-ю половины беременности, симптомов угрожающего выкидыша).

3. Протекание родов (в срок, досрочные: в 7, 8 мес., нормально протекающие, затяжные, стремительные, обезвоженные и др., использование стимуляции во время родов, ее характер, длительность родов).

4. Состояние ребенка в момент рождения. Наличие травмы во время родов: переломов, кровоизлияний, опухолей, асфиксии (синей, белой); когда закричал (сразу, через несколько секунд, через несколько минут). Наличие врожденных пороков. Вес и рост ребенка при рождении. Когда принесли матери на кормление, каким образом сосал грудь.

5. Данные о соматическом, нервно-психическом и психомоторном развитии ребенка (выписать из медицинской карты или обследовать ребенка у врачей-специалистов).

6. Данные о развитии речи ребенка: время появления гуления, лепета, характер лепета, время появления слов и фразовой речи; имели ли место нарушения слоговой структуры слов, аграмматизмы; какие звуки долго произносились неправильно, характер неправильного произнесения звуков (искажения, замены, отсутствие звуков) до 4 лет, после 4 лет; производилась ли коррекция нарушений звукопроизношения и других речевых расстройств, в течение какого периода, ее результат; характерные особенности понимания речи окружающих.

Состояние звукопроизношения

Определить характер нарушения произнесения звуков речи: отсутствие, замены, смешения, дефектную артикуляцию в различных условиях:

- при изолированном произнесении звуков;

- в слогах: открытых, закрытых, простых и со стечением согласных;

- в начале, середине и конце слов;

- во фразах;

- в тексте.

В процессе исследования звукопроизношения используются сюжетные и предметные картинки, слоги, слова, предложения, стихотворения, чистоговорки, скороговорки, тексты, включающие звук, произнесение которого исследуется.

Примерный речевой и наглядный материал для исследования произнесения звука [р]

1. Исследование произнесения звука [р] в слогах. Повторение слогов:

РА АР ДОР ТРА АТР

РО ОР ЗАР ДРО ОДР

РУ УР ГУР ГРУ УТР

РЫ ИР ВЫР КРЫ ЫДР

РЭ ЮР ЛИР МРЭ ИМР

2. Исследование произнесения звука [р] в словах. Название предметных картинок.

Предлагаются картинки, в названиях которых звук произносится в начале, середине и конце слова, при этом звук находится в различных фонетических условиях.

Примерные картинки:

РАК РОЗА РУКА РЫБА

ЛЮСТРА ГОРЫ КАРАНДАШ ТИГР

ТОПОР ВЕДРО ПОМИДОР СВЕТОФОР

3. Исследование произнесения звука [р] во фразах.

Логопед предлагает придумать предложение по картинке или повторить предложение.

В саду выросла черная смородина. Строители построили красивый дом. Рома раскрашивает картинку разноцветными карандашами.

Повторение скороговорок.

Сорок сорок в короткий срок съели сырок. Карл у Клары украл кораллы. На дворе трава, на траве дрова.

4. Исследование произнесения звука [р] в тексте.

4.1. Чтение стихотворного текста (по программе 2-го класса). Например:

После половодья

Прошли дожди, апрель теплеет.

Всю ночь - туман, а поутру

Весенний воздух точно млеет

И мягкой дымкою синеет

В далеких просеках в бору.

 

И тихо дремлет бор зеленый,

И в серебре лесных озер

Еще стройней его колонны,

Еще свежее сосен кроны

И нежных лиственниц узор.

И. Бунин

 

Мороз, красный нос

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

 

Глядит - хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

Н. Некрасов

 

4.2. Пересказ текста.

Рысь

В темном лесу, у лесной тропинки залег зверь. Это рысь – кошка ростом с большую собаку. Хвост у нее короткий, уши с кисточками, шкура в пятнышках. Лежит рысь на толстом суку и ждет. Не ходи под этим деревом – попадешь в ее когти. Она с дерева так и бросится на добычу.

Е. Чарушин

Журавль

Проснулся журавль на болоте, на моховой кочке, клювом пригладил перья и закурлыкал во весь голос: курлы, курлы!

Полетел на горох – горошку поклевать. Поел, на речку слетал, напился, в чистую воду посмотрелся – до чего хорош: ноги длинные, шея тонкая, сам весь серый. Расправил журка крылья и ногами стал притоптывать, подплясывать, приседать, вертеться, в воду глядеться.

Анализ состава предложения.

Определить количество, последовательность и место слов в предложении.

Примерный речевой материал.

Стоят теплые деньки. Осенью часто льют дожди. Зимой в поле уныло воет ветер. Желтые листья падают на землю. Из леса вышел старик с большой корзиной.

Слоговой анализ и синтез.

Определить количество слогов в слове.

Задания:

2.1. Определить количество слогов в слове, произнесенном логопедом: мыть, кровать, поднос, ласточка, веселее.

2.2. Отобрать картинки, в названиях которых 3 слога (картинки не называются): дом, собака, зонтик, муха, капуста, парта, карандаш, портфель, велосипед.

2.3. Произнести слитно слово, предложение, произнесенное логопедом по слогам.

Примерные слова: ско-во-ро-да, за-мо-ро-жен-ный, ка-на-ва, по-то-лок, те-ле-фон, по-лу-чи-ла, ко-те-лок, бу-ма-га.

Примерные предложения: на-сту-пи-ла вес-на. На сто-ле ле-жат кни-ги. О-сень-ю лас-точ-ки у-ле-та-ют на юг. На де-ревь-ях рас-пус-ти-лись поч-ки.

Фонематический анализ.

Исследуется состояние простых и сложных форм фонематического анализа.

3.1. Выделение звука из слова.

Задания:

1. Есть ли звук [м] в словах: мышка, дерево, рама, рак, дом, кошка, комната, лампа?

2. Есть ли звук [ч] в словах: чулок, горка, качели, чистый, дрова, ночь, печка, табуретка?

3.2. Выделение первого звука в слове.

Задание:

1. Какой первый звук в словах: астра, удочка, иней, мухомор, соловей, шкаф, крон, гребешок, свисток, дрова, рваный?

3.3. Выделение последнего звука в слове.

Задание:

1. Какой последний звук в словах: мак, карандаш, дом, аист, палец, кровать, танкист, милиционер, автомобиль, радуга?

3.4. Определение места звука (начало, середина, конец) в слове.

Задания:

1. Где слышится звук [р] в словах: ракета, арбуз, дрова, самовар, паркет, круг, морж, корка, двор?

2. Где слышится звук [ц] в словах: цапля, цветок, настурция, огурцы, палец, цыпленок, перец?

3.5. Определение количества звуков в словах (количественный анализ).

Задание:

1. Сколько звуков в словах: дым, каша, шапка, крышка, черемуха, стена, овцы, калитка, диктант?

3.6. Определение места звука по отношению к другим звукам в слове (позиционный анализ).

Задания:

1. Какой по счету звук [р] в словах: рыба, пароход, арка, дорога, трава, февраль, завтрак, армия?

2. Назови соседей звука [ш] в словах (какой звук слышится перед звуком [ш], после звука [ш]: кошка, смешно, ушки, солнышко, пороша?)

Фонематический синтез.

Задание: произнести слитно слово, произнесенное логопедом с паузами после каждого звука.

[ч][а][с]; [п][ы][л`]; [т`][м][а]; [п][а][р][к]; [з][в][у][к]; [ф][у][т][б][о][л]; [а][л][ф][а][в][и][т].

5. Фонематические представления (способность осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане, на основе представлений).

Задания:

1.Назвать слова, в которых есть звук [ш].

2.Назвать слова, в которых 4 звука, 5 звуков.

3.Отобрать картинки, в названии которых 5 звуков.

Примерные картинки: роза, крыша, машина, заяц, лампа, сахар, скамейка, диван, волк, марка, чайник, книга, скатерть.

Синицы

(85 слов)

Утром я проснулся. Вдруг слышу – кто-то тихонько в окно постучал: «тук-тук-тук».

Вскочил я с постели, заглянул за занавеску. За форточкой мясо мороженое в сетке висит. А на мясе две синицы. Что есть силы клювом долбят. Стараются выклевать кусочки сала.

Гляжу на ту синицу, что у самой форточки. Головка у нее в черной шапочке. На шее и на груди черный галстучек. Спинка, крылья и хвост темные. А грудка ярко-желтая. И вторая синичка точно такая же. Хлопочут обе, щиплют мясо и сало тоненькими клювами.

По Г. Скребицкому

 

Про нос и язык

(70 слов)

У Кати было два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык один.

– Скажи, бабушка, – просит Катя, – почему это у меня всего по два, а язык один?

– А потому, милая внучка, – отвечает бабушка, – чтобы ты больше видела, больше слышала, больше делала, больше ходила и меньше болтала и нос свой курносый куда не надо не совала.

Вот, оказывается, почему языков и носов бывает только по одному. Ясно?

Е. Пермяк

 

 

Бумажный змей

(более 170 слов)

Хороший ветерок подул. Ровный. В такой ветер бумажный змей высоко летает. Туго нитку натягивает. Весело мочальный хвост развевает. Красота.

Задумал Боря своего змея сделать. Лист бумаги у него был. И дранки он выстрогал. Да недоставало мочала на хвост да ниток, на которых змеев запускают.

А у Сёмы большой моток ниток. Ему есть на чем змеев пускать. Если бы он лист бумаги да мочала на хвост достал, тоже бы своего змея запустил.

Мочало у Пети было. Он его для змея припас. Ниток только ему не хватало да бумажного листа с дранками.

У всех все есть, а у каждого чего-нибудь да не хватает.

Сидят мальчики на пригорке и горюют. Боря свой лист с дранками прижимает. Сёма свои нитки в кулак зажал. Петя свое мочало за пазухой прячет.

Хороший ветерок дует. Ровный. Высоко в небе дружные ребята змея запустили. Весело он мочальный хвост развевает. Туго нитку натягивает. Красота.

Боря, Сёма и Петя тоже бы такой змей могли запустить. Даже лучше. Только дружить они еще не научились – вот в чем беда.

Осень пришла

Все меньше стало теплых дней. В садах и парках цветут последние цветы. Красив сейчас наряд леса: краснеют осинки. Березы стоят в золотом уборе. Вот на землю упал лист клена. Птицы тронулись в дальний путь.

 

Осень

Серая и холодная осень. Чаще льет дождь. Уныло в поле воет ветер. Чуткая тишина в осеннем лесу. Поблекли упавшие на землю листья. Только иногда на голой ветке можно найти маленький флажок. Это последний листок. Над землей плывут хмурые тучи. Вот-вот пойдет снег.

 

Изложение.

Пришла осень

Прошло жаркое лето, дни стали короче. По небу поплыли серые тучи. Трава высохла. Цветы завяли. На поверхности луж уже плавают первые льдинки.

Хмуро темнеет из травы муравьиная куча. Муравьи начали постепенно уходить под землю, и уже редко они показываются наружу.

Недолго пришлось стоять на полянке грибам. С елки заметила их шустрая белочка. Сорвала их и спрятала в дупле.

В кустах под деревом готовится к зиме колючий еж. Он натаскал в ямку сухую траву.

Птицы улетают стаями в теплые края.

По Г. Скребицкому

План изложения:

1. Пришла осень.

2. Муравьи готовятся к зиме.

3. Белка.

4. Как приготовился к зиме ёж.

5. Куда улетают птицы.

 

2. Письмо предложений или текстов с дефектно произносимыми данным учеником звуками.

Например, при нарушении произношения звука [ш].

Летом Маша поехала в гости к бабушке. Машина бабушка умела шить и вязать. Она сшила Маше красный сарафанчик и связала красивую шапочку. У бабушки была пушистая кошка. Он часто ловила мышек в подвале дома. Около бабушкиного дома у пруда росли камыши. Они тихо шуршали от ветра. А на лугу росли белые ромашки, желтые одуванчики и синие васильки. Хорошо у бабушки.

 

Глухие – звонкие

[п] – [б]

Час в добре пробудешь, все горе позабудешь.

Доброму худое на ум не пойдет.

[т] - [д]

Кафтан новый, да дыры стары.

За битого двух небитых дают, да и то не берут.

Не суди по приезду, а суди по отъезду.

[к] – [г]

Голодный откусил бы и от камня.

Загонят, куда Макар телят не гонял.

[ф] - [в]

Фома не купит ума.

Пошел в суд в кафтане, а вышел нагишом.

Ему говорят про Фому, а он про Ерему.

[с] - [з]

Не суди по приезду, а суди по отъезду.

Взглянет, так лес вянет.

Слово - серебро, молчанье золото.

За словом в карман не полезет

[ш] - [ж]

Из ежовой кожи шубы не сошьешь.

Кошка в печурку, стужа - во двор.

Свистящие - шипящие

[c] – [ш]

Скажешь - не воротишь, напишешь - не сотрешь, отрубишь - приставишь.

Доброе слово и кошке приятно.

Из сна каши не сваришь.

Дурное слово, что смола: пристанет - не отлепишь.

[з] - [ж]

Держать язык за зубами.

Незваный, да желанный.

Кто землю лелеет, того земля жалеет.

[ц] - [ч]

Из водицы да из мучицы баба пироги печёт.

Голая речь - не пословица.

Как веревочке ни виться, а конец будет.

Не по отцу почёт, а по уму.

Яйца курицу не учат.

[о] - [а]

Дождь с утра - будет осень вся мокра.

Сама скажет сорока, где гнездо свила.

[о] - [у]

У охотников дым густой, да живот пустой, а у рыбака рубаха грязна, да уха жирна.

Ум хорошо, а два лучше.

Море – наше поле: даст Бог рыбу, даст и хлеб.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА

С РАССТРОЙСТВАМИ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА

Анкетные данные

1. Фамилия, имя ___________________________________________­­­­____________

2. Возраст _______________________________________________________

3. Школа, класс _______________________________________________________

4. Национальность, родной язык, на каком языке общается в семье _______________________________________________________

Анамнез

1. Данные о наличии у родителей и родственников нервно-психических, соматических заболеваний, речевых нарушений, особенно дислексии и дисграфии.

2. Протекание 1-й и 2-й половин беременности. (Выявить, не было ли травм, резус-конфликта, воздействия химических, физических – особенно облучения – факторов, инфекционных заболеваний – особенно краснухи, гриппа, токсоплазмоза, сердечно-сосудистых заболеваний, болезни печени, почек, токсикоза в 1-ю и 2-ю половины беременности, симптомов угрожающего выкидыша).

3. Протекание родов (в срок, досрочные: в 7, 8 мес., нормально протекающие, затяжные, стремительные, обезвоженные и др., использование стимуляции во время родов, ее характер, длительность родов).

4. Состояние ребенка в момент рождения. Наличие травмы во время родов: переломов, кровоизлияний, опухолей, асфиксии (синей, белой); когда закричал (сразу, через несколько секунд, через несколько минут). Наличие врожденных пороков. Вес и рост ребенка при рождении. Когда принесли матери на кормление, каким образом сосал грудь.

5. Данные о соматическом, нервно-психическом и психомоторном развитии ребенка (выписать из медицинской карты или обследовать ребенка у врачей-специалистов).

6. Данные о развитии речи ребенка: время появления гуления, лепета, характер лепета, время появления слов и фразовой речи; имели ли место нарушения слоговой структуры слов, аграмматизмы; какие звуки долго произносились неправильно, характер неправильного произнесения звуков (искажения, замены, отсутствие звуков) до 4 лет, после 4 лет; производилась ли коррекция нарушений звукопроизношения и других речевых расстройств, в течение какого периода, ее результат; характерные особенности понимания речи окружающих.

Состояние звукопроизношения

Определить характер нарушения произнесения звуков речи: отсутствие, замены, смешения, дефектную артикуляцию в различных условиях:

- при изолированном произнесении звуков;

- в слогах: открытых, закрытых, простых и со стечением согласных;

- в начале, середине и конце слов;

- во фразах;

- в тексте.

В процессе исследования звукопроизношения используются сюжетные и предметные картинки, слоги, слова, предложения, стихотворения, чистоговорки, скороговорки, тексты, включающие звук, произнесение которого исследуется.

Примерный речевой и наглядный материал для исследования произнесения звука [р]

1. Исследование произнесения звука [р] в слогах. Повторение слогов:

РА АР ДОР ТРА АТР

РО ОР ЗАР ДРО ОДР

РУ УР ГУР ГРУ УТР

РЫ ИР ВЫР КРЫ ЫДР

РЭ ЮР ЛИР МРЭ ИМР

2. Исследование произнесения звука [р] в словах. Название предметных картинок.

Предлагаются картинки, в названиях которых звук произносится в начале, середине и конце слова, при этом звук находится в различных фонетических условиях.

Примерные картинки:

РАК РОЗА РУКА РЫБА

ЛЮСТРА ГОРЫ КАРАНДАШ ТИГР

ТОПОР ВЕДРО ПОМИДОР СВЕТОФОР

3. Исследование произнесения звука [р] во фразах.

Логопед предлагает придумать предложение по картинке или повторить предложение.

В саду выросла черная смородина. Строители построили красивый дом. Рома раскрашивает картинку разноцветными карандашами.

Повторение скороговорок.

Сорок сорок в короткий срок съели сырок. Карл у Клары украл кораллы. На дворе трава, на траве дрова.

4. Исследование произнесения звука [р] в тексте.

4.1. Чтение стихотворного текста (по программе 2-го класса). Например:

После половодья

Прошли дожди, апрель теплеет.

Всю ночь - туман, а поутру

Весенний воздух точно млеет

И мягкой дымкою синеет

В далеких просеках в бору.

 

И тихо дремлет бор зеленый,

И в серебре лесных озер

Еще стройней его колонны,

Еще свежее сосен кроны

И нежных лиственниц узор.

И. Бунин

 

Мороз, красный нос

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

 

Глядит - хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

Н. Некрасов

 

4.2. Пересказ текста.

Рысь

В темном лесу, у лесной тропинки залег зверь. Это рысь – кошка ростом с большую собаку. Хвост у нее короткий, уши с кисточками, шкура в пятнышках. Лежит рысь на толстом суку и ждет. Не ходи под этим деревом – попадешь в ее когти. Она с дерева так и бросится на добычу.

Е. Чарушин

Журавль

Проснулся журавль на болоте, на моховой кочке, клювом пригладил перья и закурлыкал во весь голос: курлы, курлы!

Полетел на горох – горошку поклевать. Поел, на речку слетал, напился, в чистую воду посмотрелся – до чего хорош: ноги длинные, шея тонкая, сам весь серый. Расправил журка крылья и ногами стал притоптывать, подплясывать, приседать, вертеться, в воду глядеться.





Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.252.156 (0.031 с.)