Условия вступления в брак в русском законодательстве IX – XVIII вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия вступления в брак в русском законодательстве IX – XVIII вв.



Условия вступления в брак в России на протяжении веков устанавливались Церковью, однако в имперский период государство стало активно вторгаться в данную сферу. XVIII - начало XX в. - новый этап в развитии семейного права, важнейшими чертами которого стали усиление роли светского законодательства и попытки устранения с его помощью пробелов в существующем каноническом праве. Во-первых, в первой половине XIX в. к Российской империи были присоединены новые районы, населенные представителями различных вероисповеданий. Естественно, возникал вопрос о смешанных браках. Российскому правительству необходимо было не вызвать сопротивления местного населения, но при этом - унифицировать законодательство.

Для заключения брака надо было соблюсти установленный законом возраст[4].

Кормчая разрешала брак в двенадцать лет для девушки и в пятнадцать лет для юноши. Это первое условие для брака не согласовывалось с обычаями – в России традицией было женить детей в восемь – десять лет. Мотивы поведения родителей были разными: материальная выгода выдать дочь замуж в определенную семью, желание породниться с друзьями и др. А главной причиной было стремление управлять судьбой детей. Необходимость соблюдать брачный возраст не находила сочувствия у подданных. Однако церковная политика была направлена на строгое соблюдение закона. В 1551 году Стоглавый собор подтвердил норму о брачном возрасте:

Но и Стоглав не прекратил нарушений правила о брачном возрасте–венчания происходили при попустительстве приходских священников, которые не меньше прихожан были подвержены языческим традициям, не говоря уже о том, что они иногда вынужденно.венчали малолетних, чтобы угодить приходу, получая к тому ж денежное вознаграждение за соучастие в выгодной сделке.

В начале XVIII в. Петр I установил новый брачный возраст: для юноши – двадцать лет, для девушки – семнадцать лет. Указ Петра затронул компетенцию церковной власти и по сути дела, отменил византийскую норму права. Вряд ли этот поступок государя вызвал одобрение у руководителей русской церкви, скорее, наоборот. Действовал Петр I сообразно с государственными интересами. Ранний брак связывал молодых людей, а Петр I хотел изменить привычный образ жизни, создать такую ситуацию, при которой экономически выгоднее было не сидеть у себя в имении и проживать не самим нажитые деньги, а пробовать свои силы в военном, дипломатическом деле н др[5].

Многочисленные военные походы в его царствование требовали участия в них грамотных, хорошо обученных военнослужащих. Для выполнения этих задач нужны были свободные, необремененные женами и детьми молодые люди, заинтересованные сделать карьеру с самоотверженностью, соответствующей их возрасту и энергии. Повышение брачного возраста давало возможность законодательно регулировать эти процессы. Однако введенная Петром I норма закона не применялась даже в период его царствования. Новшества Петра I вызывали недовольство у подданных, так как ломали многовековые традиции народа, стиль русской жизни, казались кощунственными и неправомерными.

Поэтому многие указы Петра I остались на бумаге. В еще большой мере это касалось столь малоподвижной, столь консервативной области права, какой являются брачно-семейные отношения, которые строились на обычае.Существовал и максимальный брачный возраст, записанный в Кормчей:

«Вдова шестидесятилетняя а аще паки восхочет сожительствовати мужу, да не удостоится приобщением Святыни…» Русское законодательство самостоятельных законов на этот счет не создавало и всегда считало шестьдесят лет максимальным возрастом для вступления в брак, при решении дел такого рода ссылаясь на Кормчую.

Вторым условием для заключения брака было отсутствие запрещенных степеней родства, свойства, а также духовного родства, которые устанавливались исключительно по Кормчей книге. В ней было записано об этом, как об одном из условий для брака. Священник должен был знать, как определить степени, запрещенные к браку. Кровное родство не разрешалось до седьмой степени включительно; его было проще всего установить. Более сложным был вопрос об определении степени свойства. Свойство возникало посредством брака, в результате которого муж и его родственники считались в свойстве с родственниками жены и наоборот. Оно запрещалось до шестой степени включительно. Трудность установления степени свойства состояла в том, что многие родственники могли не поддерживать каких-либо контактов между собой и не знать о браках их дальней родни[6].

Существовало еще одно условие препятствия к браку – духовное родство.

Духовное родство возникало путем крещения, когда один был крестным отцом или матерью, а другой крестником. Духовное родство запрещалось до седьмой степени включительно, но только по нисходящей линии. Еще одним видом препятствия к браку было усыновление.

Таким образом, существовала сложная система, запрещавшая браки в определенных степенях родства, свойства, духовного родства и усыновления.

Русская церковь по этим вопросам признавала действующим византийское законодательство и не создавала самостоятельных документов. Различные законодательные акты, грамоты митрополитов и патриархов повторяли о необходимости помнить характер родственной или свойственной близости между будущими супругами.

Русская церковь всегда стремилась к тому, чтобы условия о соблюдении канонизированных степеней родства и свойства соблюдались как прихожанами, так и священниками приходов. В разное время существовали тонкие различия вприменении Кормчей книги; но, в целом, руководство церковью строгоподходило к возможности какого-либо смягчения закона, тяготело кужесточению канонических ограничений[7].

Следующим условием заключения брака было разрешение вступать в брак неболее трех раз, четвертый брак признавался недействительным: Вслед заКормчей ограничение количества браков было повторено Стоглавом: (1-йбрак–закон, 11-и – прощение). В этой норме совершенно не учитывалисьпричины расторжения или прекращения предыдущих трех браков, а также возрастженщины и мужчины. Третий брак также не одобрялся, налагал на виновникацерковную епитимью. Однако это не мешало священникам венчать и пятые браки,причем с молитвами, что вообще было запрещено в аналогичных случаях. В 1572году церковный собор признал законным четвертый брак Иоанна IV.

Еще одним условием для брака было вероисповедание жениха и невесты.

Священное писание разрешало брак лиц, если один из супругов не исповедуетхристианство: «… если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна сним жить, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужаневерующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибоневерующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящаетсямужем верующим». Кормчая книга запрещала брак лиц разных религий. ВРоссии до начала XVIII в были запрещены браки лиц разных исповеданий,поскольку церковь руководствовалась Кормчей книгой. Но при Петре Iпроизошли важные изменения в этом вопросе. Указ 1721 года разрешал шведскимпленникам жениться на русских без перемены веры. Но с них брали «сказку»,что они не будут принуждать своих жен менять веру, а детей обязываликрестить в православной вере. Однако в дальнейшем браки с иноверцамипродолжали оставаться проблемой и от них требовали либо принятияправославия, либо получения особого разрешения Синода на каждый такой брак.

Последним каноническим условием для заключения брака было согласиеродителей жениха и невесты на брак. Законодательно согласие на брак женихаи невесты и родителей было уравнено[8].

Петр I сделал попытку решить вопрос женитьбы введением присяги дляродителей при венчании. Указ Петра I, разосланный по всем епархиям, долженбыл исполняться «неотложно».

Формально присяга просуществовала до 1775 года. Согласие на бракдолжны были давать и помещики при бракосочетании принадлежащих им крестьян.

Указ Петра требовал н помещиков приводить к присяге с целью удостоверения,что они не принуждают своих крепостных к браку.

Кроме канонических условий для вступления в брак действовали условия,введенные светским законодательством. Таким условием являлось состояниездоровья жениха и невесты. В Кормчей книге нет запрещения венчаться, еслижених и невеста больны душевной болезнью.

В XVIII в. возникло новое условие для заключения брака, созданноесветским законодательством, – согласие на брак военнослужащих должны былидавать их полковые командиры. Сначала новая норма относилась только кгардемаринам, а потом была распространена на всех военнослужащих. Нельзязабывать и о том, что полковые командиры были одними из тех, кто давалсогласие на брак, к тому же согласие родителей на супружество сынавоеннослужащего не отменялось.

И, наконец, последним условием для вступления в брак, введеннымсветским законодательством, было изучение математики. По указам Петра I,дворянские дети, дети дьячих и подьячих в возрасте от десяти до пятнадцатилет должны были учиться. При завершении обучения молодым людям выдавались«свидетельствованные письма», без коих «жениться их не допускать и венечныхпамятей не давать». Следить за наличием у молодых людей«свидетельствованных писем» обязаны были архиереи, которые в случаеневыполнения предписаний подвергались штрафу[9].

Таким образом, для заключения брака нужно было соблюсти значительноеколичество условий. Неудивительно поэтому, что одно, а чаще несколькоусловий, нарушали. Законодатель не стремился облегчить заключение брака. Небыло сделано ни одной попытки отменить какое-либо условие или смягчить егодействие. Церковная власть стояла на страже выполнения норм канонического исветского права: священнослужителе» обязывали следить за законностьюзаключаемых браков. Для проверки соблюдения всех условий вступления в браквенчанию предшествовала длительная процедура, составные которойобразовывали порядок заключения брака.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 758; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.122.162 (0.008 с.)