Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципы обучения: исторический очерк ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
На первых этапах развития дидактики принципы и правила обучения выводились эмпирически на основе обобщения опыта преподавания. Например, убедившись в том, что для прочности обучения необходимы упражнения и повторение усвоенного учащимися материала, сформулировали правило: «повторение – мать учения». Исходя из того, что обучение с использованием картин, рисунков и других иллюстраций оказывается более успешным, педагоги сделали вывод о необходимости обучать наглядно. Напомним, что наглядность применялась еще в школах Древнего Египта, Китая, Рима, Древней Греции и других стран. Однако средневековой системе образования с ее догматичностью, схоластическими диспутами, механической зубрежкой не всегда понятных текстов наглядность не была нужна. И лишь в эпоху Возрождения педагоги-гуманисты вновь обратились к идее наглядности обучения. Так, в известном романе Томаса Мора утопийцы широко пользовались наглядными пособиями. Эту идею наглядного обучения на практике осуществил известный педагог Витторино да Фельтре. Он применял наглядные пособия и практические работы в созданной им школе, которую назвал «Дом радости».
Одним из первых, кто сформулировал основные принципы обучения является величайший педагог Я.А. Коменский. Он не только впервые в истории дидактики указал на необходимость руководствоваться принципами в обучении, но и раскрыл сущность принципов: сознательности и активности; наглядности; постепенности и систематичности знаний; упражнений и прочного овладения знаниями и навыками. Принцип сознательности и активности, согласно Я.А.Коменскому, предполагает, что «правильно обучать юношество – это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит - раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки (знания)». Основным свойством сознательного знания Я.А.Коменский считал не только понимание, но и использование знаний на практике. «Ты облегчишь ученику усвоение, если во всем, чему бы ты его не учил, покажешь ему, какую это может принести повседневную пользу в общежитии». Кроме этого, Я.А.Коменский дает целый ряд указаний о том, как осуществлять сознательное обучение. По его мнению, сознательность в обучении неразрывно связана с активностью. «Никакая повивальная бабка не в силах вывести на свет плод, если не будет живого и сильного движения и напряжения самого плода». Поэтому самыми главными врагами обучения Я.А.Коменский считал бездеятельность и лень учащегося.
В основе учения Я.А.Коменского о наглядности лежит сенсуалистически-материалистическая гносеология, нашедшая отражение во фразе, которую он много раз приводил: «Ничего не может быть в сознании, что заранее не было дано в ощущениях». Для правильного осуществления наглядности Я.А.Коменский требует: «Пусть будет для учащихся золотым правилом: все, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-нибудь предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами». Следующее основное положение Я.А.Коменского – «обучение должно вестись последовательно». Содержание этого положения он раскрывает с помощью ряда требований. Первое требование Коменского состоит в том, чтобы был установлен точный порядок обучения во времени, поскольку «порядок – душа всего». Второе требование касается соответствия обучения уровню знаний учащихся и «чтобы вся совокупность учебных занятий должна быть тщательно разделена на классы». Третье требование касается того, чтобы «все изучалось последовательно с начала и до завершения». Четвертое требование – «подкреплять все основания разума – это значит всему учить, указывая на причины, т.е. не только показывать, каким образом что-либо происходит, но также показывать, почему оно не может быть иначе. Ведь знать что-нибудь – это значит называть вещь в причинной связи». Кроме этого, Коменский формулирует ряд конкретных указаний и правил реализации этих требований.
В понятия упражнения и повторения Я.А. Коменский вложил новое содержание. По его мнению, упражнение должно служить не механическому запоминанию слов, а пониманию предметов и явлений, их сознательному усвоению и использованию в практической деятельности. Приведем некоторые правила, которые выдвигает Коменский для реализации этого принципа в обучении: «Обучение нельзя довести до основательности без возможно более частых и особенно искусно поставленных повторений и упражнений». «Ничего нельзя заставлять заучивать, кроме того, что хорошо понято» и др. Как видно, Коменский упражнения и повторения полностью подчиняет задаче сознательного и прочного усвоения знаний учащимися. Это положение Коменского не только явилось крупным достижением дидактики, но и поныне сохраняет свое теоретическое и практическое значение. Принципы обучения, сформулированные Коменским, стали основополагающими для разработки принципов другими авторами. Так, А.Дистервег, исходя из психологических законов усвоения, предложил дидактические правила и распределил их по четырем группам. В первую группу были включены правила относящиеся к ученику, во вторую – касающиеся учебного материала, в третью – определяемые внешними условиями (временем, местом, положением и т.п.), в четвертую - относящиеся к учителю. Принципы обучения также нашли отражение в работах И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, К.Д. Ушинского, Л.Н.Толстого. Они подчеркивали, что необходимо строить процессы обучения и воспитания сообразно природе и культуре народа, т.е. на основе социокультурного соответствия. Исторически это требование выразилось двумя принципами: культуросообразности и природосообразности, которые отражали необходимость строить образование, сообразуясь с природой, внутренней организацией, задатками ребенка, а также с законами окружающей ребенка природной и социальной среды. Большое внимание принципам обучения уделяли и советские педагоги. Внимание работников педагогической науки было сосредоточено на решение основной задачи – вооружение учащихся прочными знаниями основ наук. Именно с этих позиций велась разработка всех основных категорий дидактики. Прежде всего, это нашло отражение в новых подходах к разработке принципов дидактики. Рассматривая принципы обучения в качестве исходных положений дидактики, в которых выражены основные требования к построению процесса обучения в школе, педагоги стали разрабатывать системы принципов, исходящих из необходимости вооружения учащимся прочными знаниями основ наук.
Так, в учебнике «Педагогика» под редакцией И.А. Каирова (1939) указывались следующие принципы обучения: наглядность; сознательность; прочное усвоение знаний; систематическое обучение; доступность. В «Педагогике» под редакцией П.Н. Груздева (1940) были сформулированы такие принципы, как: воспитывающий характер обучения; сознательность в обучении; активность; наглядность в обучении; прочность усвоения; индивидуализация обучения (учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся); последовательность и систематичность в обучении. Система принципов обучения, предложенная М.Н. Скаткиным, включала научность, сознательность, гармоническое сочетание интересов личности и коллектива. Такие принципы дидактики, как наглядность, доступность, систематичность и другие, рассматривались им в качестве подчиненных по отношению к перечисленным выше ведущим принципам обучения.
Более глубокое проникновение в сущность принципов обучения было связано с попытками рассматривать их с точки зрения закономерностей процесса обучения и во взаимосвязи с другими компонентами. М.А.Данилов и Б.П.Есипов в фундаментальном труде «Дидактика» писали: «Принципы обучения – это руководящие положения, определяющие ход преподавания и учения в соответствии с целями воспитания и образования и закономерностями процесса усвоения знаний, умений и навыков учащихся». В данном определении обращает на себя внимание стремление исследователей рассматривать принципы с позиций не только деятельности учителя, но и деятельности ученика. Все большее внимание стало уделяться вопросу о взаимосвязи принципов обучения, их функционированию как системы. По мнению М.А. Данилова, «в каждый момент обучения, в каждом его компоненте действуют все принципы обучения, но в зависимости от специфических задач того или иного компонента, той или иной стороны обучения нередко проявляется ведущая роль того или иного отдельного принципа».
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 622; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.70.9 (0.008 с.) |