В ходе производственной (педагогической) практики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В ходе производственной (педагогической) практики



ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Методические указания
по производственной практике для студентов направления
подготовки 050100.62 Педагогическое образование

(профиль «Изобразительное искусство и дополнительное

образование»)

 

Магнитогорск

Составитель О.П.Савельева

 

 

Педагогическая практика в сфере дополнительного образования: Методические указания по производственной практике для студентов направления подготовки 050100.62 - Педагогическое образование (профиль «Изобразительное искусство и дополнительное образование»). Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. ун-та, 2015. 32 с.

 

Публикация содержит программу практики, перечень заданий, указания по составлению и оформлению отчета студента, а так же список рекомендуемой литературы. Методические указания способствуют успешной организации и прохождению производственной практики, которая призвана закрепить в практической деятельности теоретические знания полученные на учебных занятиях в вузе.

Предназначены для студентов-бакалавров кафедры академического рисунка и живописи

 

 

Рецензент А.А. Исаев

 

 

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Высшее профессиональное образование по направлению 050100.62 - Педагогическое образование (профиль «Изобразительное искусство и дополнительное образование») нацелено на подготовку бакалавра.

«Область профессиональной деятельности бакалавров включает образование, социальную сферу, культуру.

Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются обучение, воспитание, развитие, образовательные системы.

Бакалавр по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

- педагогическая;

- культурно-просветительская;

- научно-исследовательская.

Бакалавр по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

в области педагогической деятельности:

- изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов образовательных программ, дисциплин и индивидуальных маршрутов обучения, воспитания, развития;

- организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику областей знаний (в соответствии с реализуемыми профилями);

- организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач профессиональной деятельности;

- использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий;

- осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;

в области культурно-просветительской деятельности:

- изучение, формирование и реализация потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;

- организация культурного пространства;

в области научно-исследовательской деятельности:

- сбор, анализ, систематизация и использование информации по актуальным проблемам науки и образования;

- разработка современных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания, обучения и развития личности;

- проведение экспериментов по использованию новых форм учебной и воспитательной деятельности, анализ результатов.

(выдержки из ФГОС 050100 - Педагогическое образование, №46 от 17.01.2011 г.)

Раздел ООП бакалавриата «Учебная и производственная практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Методические рекомендации по производственной практике для студентов направления подготовки 050100.62 - Педагогическое образование (профиль «Изобразительное искусство и дополнительное образование») учитывают особенности и требования основной образовательной программы подготовки студентов-бакалавров, опираются на основной закон государства – Конституцию Российской Федерации, а также законы РФ и другие правовые акты.

Целью производственной (педагогической практики в сфере дополнительного образования) по направлению подготовки 050100.62 - Педагогическое образование (профиль «Изобразительное искусство и дополнительное образование») является подготовка студентов к выполнению функций педагога изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства и дизайна в учреждении дополнительного и начального профессионального образования (детские художественные школы и школы искусств).

Задачи производственной (педагогической) практики:

- углубление и закрепление теоретических знаний, применение этих знаний в учебно-воспитательной работе с учащимися;

- овладение методикой учебно-воспитательного процесса на занятиях в системе дополнительного образования детей;

- овладение современными педагогическими технологиями для проведения занятий изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства, дизайна;

- освоение форм и методов работы с детьми, проявляющими способности в области изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства и дизайна;

- развитие умений самостоятельной педагогической деятельности в качестве руководителя художественной студии или кружка;

- развитие умений студентов выявлять, анализировать и преодолевать собственные педагогические затруднения;

- изучение уровня эстетического развития и художественно-творческих способностей учащихся;

- формирование приемов владения аудиторией;

- овладение некоторыми умениями научно-исследовательской работы в области педагогических наук, наблюдения, анализа и обобщения передового педагогического опыта.

 

Место практики в структуре ООП: Учебная практика на 5 курсе проводится в преддверии будущей профессиональной деятельности студентов. Она является составной частью курсов «Методика обучения изобразительному искусству», «История и теория художественного образования», «Методика обучения рисунку и графике», «Методика обучения живописи и колористике», «Методика обучения черчению», «Методика обучения дизайну», «Психология художественного творчества», «Информационные и коммуникационные технологий в образовании», «Художественное оформление в образовательном учреждении», «Основы музейно-выставочной работы», «Современные проблемы организации дополнительного образования», которые входят в профессионально-образовательную программу подготовки бакалавра квалификации «Учитель изобразительного искусства». Практика обеспечивает фундамент для формирования основных практических педагогических умений и навыков у будущих учителей.

Педпрактика ориентирована на все сферы педагогической деятельности: учебную деятельность учащихся и ее методическую оснащенность, воспитательное взаимодействие и его организацию, исследовательско-поисковую работу и овладение ее методикой.

 

Проведение практики направлено на формирование у студентов следующих компетенций:

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

- способен разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

- способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-7);

- способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10).

 

В результате выполнения программы практики студент должен:

знать:

- государственный общеобразовательный стандарт школы по предмету «Изобразительное искусство»;

- знать новейшие технологии обучения художественной педагогики и уметь анализировать, критически оценивать и использовать передовой педагогический опыт;

уметь:

- уметь разрабатывать дидактические пособия для занятий изобразительным, декоративно-прикладным искусством и дизайна, создавать авторский методический фонд кабинета;

- уметь модифицировать содержание национально-регионального художественного компонента в образовательных программах дополнительного образования детей;

- уметь проводить развернутый самоанализ занятия, а так же анализировать кружковые занятия педагогов УДОД и своих товарищей;

- уметь организовывать и руководить процессом освоения ценностей пластических искусств учащимися и развивать их интерес до уровня потребности в постоянном общении с искусством;

владеть:

- владеть методикой преподавания изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна;

- владеть навыками организации воспитательной работы с детьми.

 

 


Структура, содержание и объем работы практикантов

ЗАДАНИЯ, ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ

Задание Вид деятельности Формы отчетности
     
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Установочная конференция/ до начала практики
Заполнить стр.1-2 дневника студента-практиканта Ознакомление с программой, сроками, отчетной документацией Оформление дневника студента-практиканта
Подготовить методическую часть ВКР к апробации Составить блок занятий, приготовить конспекты, наглядные пособия Конспект занятия
Ознакомление со ОУ/первая неделя практики
Знакомство с ОУ Ознакомление со УДОД, беседы с администрацией, организатором воспитательной работы. Записи в Дневнике
Посещение занятий педагогов Изучение характера преподавания в данном ОУ, обобщение опыта лучших педагогов. Анализ занятия
Знакомство с группой Изучение обучающихся на основе ознакомления с журналами, творческими работами детей, беседы с учащимися, педагогами, родителями, составление психолого-педагогических характеристик. Записи в Дневнике
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЭТАП Планирование своей учебно-воспитательной работы на период практики/ первая неделя
Составить график пробных и зачетных занятий Составление графика ведения занятий под руководством педагога или методиста. Записи в Дневнике - Расписание зачетных занятий
Разработать планы-конспекты занятий и воспитательных мероприятий оставление планов-конспектов занятий и воспитательных мероприятий Планы-конспекты занятий и воспитательных мероприятий
Проведение учебной и воспитательной работы/ вторая и последующие недели
Посещение занятий педагога Посещение и анализ открытых занятий, изучение научной и методической литературы Записи в Дневнике
Подготовка к проведению занятий Разработка планов-конспектов занятий, подбор и изготовление дидактического материала и наглядных пособий  
Проведение пробных и зачетных занятий Проведение занятий, организация воспитательной работы по изобразительному искусству   Оценки за проведенные занятия в сводной ведомости оценок
Посещение занятий других студентов Посещение и анализ уроков и воспитательных мероприятий других студентов   Записи в Дневнике
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП Просмотр методических материалов/ первая неделя по окончании практики
Оформление материалов практики Просмотр методических материалов, детских работ, выполненных в период практики Оценка в сводной ведомости
Итоговая конференция/ первая неделя по окончании практики
Подготовить и оформить отчет, доклад и презентацию. Подведение итогов практики, обсуждение механизма проведения практики, уровня прохождения практики, выставление оценок Отчет, фотоматериалы к выступлению от ОУ в виде презентации

ИТОГОВАЯ ФОРМА КОНТРОЛЯ

 

Аттестация по итогам практики проводится в форме итоговой конференции. По результатам аттестации выставляется оценка – «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Таблица 3.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ДОКУМЕНТАЦИИ

 

В ходе практики целесообразно вести дневник студента-практиканта. Это позволит грамотно спланировать свою учебно-воспитательную и научно-исследовательскую работу.

Дневник можно оформить как в обычной тетради, так и в электронном виде (на выбор студента). Записи дневника используются в отчете по практике.

Основные элементы дневника:

Титул – содержит информацию о месте, сроках практики, ФИО педагога, директора образовательного учреждения и другие сведения справочного характера.

Расписание занятий, которые будет проводить студент. Там должны быть указаны ка пробные так и зачетные занятия.

Записи наблюдений – в какие дни и какие виды работы были выполнены. Лучше это делать в форме таблицы.

Ведомость пробных и зачетных занятий.

В течение первой недели после окончания практики каждый студент сдает отчет, включающий:

- титульная страница (СТРОГО ПО ОБРАЗЦУ);

- первая страница с информацией о сроках и месте прохождения практики;

- расписание зачетных занятий;

- записи наблюдений и выполняемых заданий;

- анализ уровня преподавания ИЗО, ДПИ, дизайна в данном образовательном учреждении;

- изучение методов работы педагога и анализ занятия;

- конспекты и методическое обеспечение уроков (с комплектом наглядного материала и детскими работами);

- определение уровня художественно-творческого развития воспитанников с которыми работал практикант;

- портфолио студии детского творчества (класса ДХШ)/ каталог отчетной выставки/ фотоматериалы по оформленной экспозиции выставки (на выбор по согласованию с руководителем практики);

- анкету- отчет о практике.

 

На последней странице отчета студент ставит подпись и дату.


Пример оформления титульного листа отчета студента-практиканта

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова» (ФГБОУ ВПО «МГТУ»)

Кафедра академического рисунка и живописи

ОТЧЕТ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Исполнитель: ____________ студент _5_ курса, группа _______

(Ф.И.О.)

Руководитель практики: _________________________________________

(Ф.И.О. должность, уч. степень, уч. звание)

Руководитель практики от предприятия_____________________________

подпись, ИОФ

 

 

Работа защищена "_____" _______ 20__г. с оценкой__________

(оценка) (подпись)

 

Магнитогорск, 20___


Страница отчета

 

Фамилия _________________________________________________

Имя Отчество____________________________________________

Педагогическая практика проводится в ОУ __________________

________________________________________________________

 

Класс/ группа____________________________________________

 

Педагог ________________________________________________

 

Директор ОУ____________________________________________

Адрес ОУ, № телефона___________________________________

Руководитель практики ___________________________________

Таблица 4.

ЗАПИСИ НАБЛЮДЕНИЙ

И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА

Данный раздел отчета заполняется по всем рабочим дням практики, кратко описывается деятельность и ее объем – знакомство с ОУ, с администрацией, с программой преподавания ИЗО, черчения, ДПИ, дизайна, с методическим фондом, анализ методики преподавания в ОУ, подготовка к пробному занятию, проведение занятия, оформление отчетной документации и т.д. Целесообразнее это делать в таблице.

Таблица 5.

 

Дата Что делали, что наблюдали
   
ХХ.ХХ.ХХ Установочная конференция
  Встреча в ОУ с педагогом
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
 
  Заключительный день в ОУ, оформление документации

АНАЛИЗ УРОВНЯ ПРЕПОДАВАНИЯ

ИЗО, ЧЕРЧЕНИЯ, ДПИ, ДИЗАЙНА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Данный раздел отчета направлен на умение провести анализ программно-методического обеспечения занятий в студии, используемые педагогом методики, педагогические технологии, наглядные пособия. Выполняется в форме краткой аналитическая справка – объем 1 стр. Желательно ответить на следующие опорные вопросы:

 

 

1. Уровень образования (общее, дополнительное, начальное профессиональное, высшее) –

 

2. Наименование образовательной программы (по которой ведется преподавание в студии. Это может быть типовая программа, экспериментальная программа педагога) –

 

3. Используемое программно-методическое обеспечение (опубликованное или авторское. Перечисляются и кратко характеризуются авторские пособия) -

 

4. Организация рабочих мест воспитанников, наличие специализированного оборудования, оформление кабинета, наличие экспозиционно-выставочной зоны -

5. Общая оценка и выводы об уровне преподавания в ОУ (традиционное/ инновационное, результативность, достижения студийцев и т.д.) -


АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ

В отчете оформляется анализ одного занятия. Сначала указываются общая информация, сам анализ можно провести в таблице-матрице (Таблица №6). В конце делается общий вывод и даются рекомендации по улучшению работы.

ФИО_____________________ (педагога/практиканта, чье занятие анализируется) дата_____

Тема ____________________________________________________

Цели ____________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

Место темы в общей системе занятий, в программе

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

Таблица 6.

Критерии анализа Оценка (1-5 / 0 – если не предусмотрено)
1. Художественно-творческая активность детей  
1.1 Вариативность выполнения заданий  
1.2 Самостоятельность выполнения  
1.3 Умение воплотить фантазию в работе  
1.4 Передача эмоциональности в работе  
1.5 Свободное использование изобразительных материалов  
1.6 Интерес к работе, к занятию  
1.7 Анализ собственных работ и работ товарищей  
2. Методические приемы  
2.1 Многовариантный показ аналогов  
2.2 Сравнение как способ организации мышления  
2.3 Педагогический показ (поэтапность выполнения работы, технология работы в материале, компоновка изображения, варианты изображения)  
2.4 Упражнения  
2.5 Коллективная деятельность  
2.6 Дифференциация задания  
2.7 Коллективное обсуждение результата, защита коллективной работы  
3. Психолого-педагогическая оценка занятия  
3.1 Осуществление дидактических принципов и правил  
3.2 Соответствие методов и целей занятия  
3.3 Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся  
3.4 Общая педагогическая культура  
3.5 Использование ИКТ  

Выводы и рекомендации____________________________________

_________________________________________________________

I. Доэкспозиционный период

 

1. Решить, готовы ли, вы вынести работы на всеобщее обозрение, действительно ли нужна эта выставка. Каковы цели и задачи организации выставки.

2. Определить характер вашей выставки, общую идею, которую должна раскрыть экспозиция. Важно учитывать актуальность темы, эстетическое содержание.

3. Определить место проведения выставки, договориться о количестве времени проведения выставки. Оформление всех разрешительных документов (приказов, распоряжений).

4. Формирование организационного комитета.

5. Оформление нормативных документов:

- Положение о выставке. Необходимо указать (название выставки, цели и задачи выставки, организатора выставки, срок проведения выставки.

- Программы по выставке. В программу входят: организационная программа, где по числам и часам расписаны мероприятия связанные с открытием и работой выставки, указывается ответственный секретарь выставки; программа проведения, где более подробно расписаны все этапы, обозначаются приглашенные официальные гости, выступления.

- Сметы на материальные затраты, необходимые для проведения выставки.

- Оформление заявок на участие в выставки (если участвуют несколько учреждений).

 

6. Подготовка и разработка логотипа выставки, афиши, каталога, книги – отзывов, пресс-релиза, пригласительных.

7. Проведение рекламной компании: статья в СМИ, размещение информации на сайте, распространение афиш, рассылка пригласительных.

8. Разработка сценария открытия выставки

9. Монтаж и оформление выставки. Поиск образа выставки, созвучие содержания выставки и ее оформления, эскизы оформления выставки. Расположение экспонатов.

10. Разработка экскурсии и мастер-классов на основе планируемой экспозиции.

11. Приглашение творческих коллективов, официальных гостей на открытие выставки.

II. Экспозиционный период

 

1. Торжественное открытие выставки: на открытие могут быть проведены творческие беседы, показаны перфомансы, приглашены творческие коллективы (танцевальные выступления, поэтические, музыкальный концерт), организованы мастер – классы, театрализованные представления и т.д., приглашены СМИ, почетные гости.

2. Прием официальных делегаций, организация экскурсий по выставке.

3. Организация сопутствующих программ: продажа каталогов, художественных произведений с выставки (на выставке-продаже) и т.д.;

4. Проведение опросов, диагностических исследований и т.д.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Абрамова Л.А. Образовательная программа дополнительного образования детей «Волшебная иголочка»/Отв. ред. О.Ю. Леушканова. - Магнито­горск: МаГУ, 2007.
  2. Авторская программа дополнительного образования детей «Фламин­го»: Художественная графика, художественное проектирование с элементами дизайна /отв. ред. О.Ю. Леушканова. - Магнитогорск: МаГУ, 2006.

3. Аполлон. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Архитектура: Терминологический словарь / под общ. ред. А. М. Кантора. – М.: Эллис Лак, 1997.

4. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: Занятия с младшими школьниками: Учеб.-метод. пособие/ Под ред. Т.Я.Шпикаловой.- М.: ВЛАДОС, 2001.

5. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок живопись композиция. - М.: Просвещение, 1981.

  1. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

7. Бирич И.А. Основы художественной культуры. Изобразительное искусство и архитектура. Тестовые задания для оценки развития творческих и художественных способностей школьников и абитуриентов вузов. В двух кн. – М.: ВЛАДОС, 1999.

8. Бишляга М.В., Неретина Л.В. Воспитание и дополнительное образование детей на основе интегративного подхода: монография. – Магнитогорск: МаГУ, 2008.

  1. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество / Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской.- М.: ВЛАДОС, 2000.
  2. Веселая палитра. Образовательная программа дополнительного образования детей /Отв. ред. О.Ю. Леушканова - Магнито­горск: МаГУ, 2008.
  3. Выставка детского творчества: Методические рекомендации по орга­низации, оформлению и проведению/Отв. ред. О.Ю. Леушканова - Магнито­горск: МаГУ, 2006.
  4. Гагарин Б.Г. Конструирование из бумаги.– Ташкент: Изд-во ЦК компартии Узбекистана, 1988.

13. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». – М.:ВЛАДОС, 2008.

  1. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2002.
  3. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г. Организация дополнительного образования детей: Практикум: Учеб. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2003.
  4. Жданова Н.С. Конспекты уроков. Основы обучения дизайну.. – М.: ВЛАДОС, 2013.
  5. Жданова Н.С. Методика преподавания дизайна в средней школе. Учебно-методическое пособие. - Магнитогорск: МаГУ, 2010.
  6. Зодчество Урала как региональный компонент худо­жественного образования: материалы регион. науч­.-практ. конф. 27-28 апр. 2001 г. / отв. ред. В.И. Колякина. - Магнитогорск: МаГУ, 2001.
  7. Игнатьев, С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2007.
  8. Изобразительное искусство и основы эскизного проектирования. Программа и методические материалы для начальной и средней школы. – М.: МИРОС. 1996. – 82 с.
  9. Использование цифровых образовательных ресурсов на учебных занятиях по МХК и ИЗО: методические рекомендации по проблемам внедрения информационно-коммуникационных технологий в художественном образовании /Под ред. О.Ю.Леушкановой. – Магнитогорск: МаГУ, 2006.
  10. Катханова Ю.Ф. Дизайн для младших школьников. – М.: ВЛАДОС и АКИМ, 1994.
  11. Кожаринова А.А., Савельева О.П. Художественное конструирование поздравительной открытки. Методические рекомендации в помощь педагогу ИЗО и ДПИ. - Магнитогорск: МаГУ, -2007.
  12. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. – М.: ВЛАДОС, 2002.

26. Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: основы объемного конструирования. – Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2001.

  1. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: Учеб. пособие. – М.: АГАР, 1998.

28. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учебное пособие для студентов вузов. – М.: ВЛАДОС, 2012.

  1. Медведев Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку. - М.: Просвещение, 1986.
  2. Минервин Г.Б., Мунипов В.М. О красоте машин и вещей /Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1981.

31. Неретина Л.В. Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору: 1 кл. – М.: ВЛАДОС, 2004.

  1. Лаврентьев А. Н. История дизайна: учеб. пособие - М.: Гардарики, 2006.
  2. Основы дизайна. Программа для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев /Под ред. В.С. Кузина. - М.: Издательский дом «Дрофа», 1999.

34. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. - М.: Просвещение, 2008.

35. Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей: метод. пособие / под ред. Е.П.Кабковой – М.: Просвещение, 2009.

36. Петрович Л.Г. Использование педагогической технологии мастерских в развитии творческих способностей детей и подростков на занятиях керамикой - Магнитогорск: МаГУ, 2007.

  1. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академический Проспект, Гаудеамус, 2006.

38. Повышение уровня профессионально-педагогической компетентности педагога: Изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, мировая художественная культура, дизайн, графика. Методические рекомендации /отв. ред. О.П.Савельева. – Магнитогорск: МаГУ, 2006.

  1. Полуянов Ю. А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. – Рига, 2000.
  2. Претте М. Творчество и воображение – 2-е изд. – М.: Советский художник, 1985.

41. Программа «Мастерская цвета» для дошкольного возраста - Магнитогорск: МаГУ, 2004.

42. Программы дополнительного художественного образования детей/ Ред. сост. Н.И.Кучер, Е.П.Кабкова - М.: Просвещение, 2007.

  1. Рунге В. Ф. История дизайна, науки и техники. В 2 кн. Кн. 1: учеб. пособие для вузов - М.: Архитектура -С, 2006.
  2. Савенкова Л.Г. Интегративная программа полихудожественного развития на основе взаимодействия искусства «Изобразительное искусство и среда (природа – архитектура - пространство)». – М.: ИЦЭВ РАО, 1995.
  3. Сокольникова Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2012.

46. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5 – 8 кл.: В 4 ч. Ч.1. Основы рисунка. – Обнинск: Титул, 1996.

  1. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5 – 8 кл.: В 4 ч. Ч.2. Основы живописи. – Обнинск: Титул, 1996.
  2. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5 – 8 кл.: В 4 ч. Ч.3. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996.
  3. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5 – 8 кл.: В 4 ч. Ч.4. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1996.
  4. Столяров Б.П. Педагогика художественного музея: От истоков до современности – С-Пб.: Специальная литература, 1999.
  5. Терегулов Ф. Ш. Передовой педагогический опыт: Теория распознавания, обобщения, распространения и внедрения. – М.: Педагогика, 1991.
  6. Усатая Т.В., Жданова Н.С. Дизайн в третьем классе. Тетрадь на печатной основе. Магнитогорск: МаГУ, 2000.
  7. Фомина Т.В., Жданова Н.С. Дизайн во втором классе. Тетрадь на печатной основе. Магнитогорск: МГПИ, 1999.

54. Шабанов Н.К. Художественно-педагогический словарь/ Сост. Н.К. Шабанов, О.П.Шабанова и др. – М.: Академический проект: Трикста, 2005.

55. Электронный учебно-методический комплекс «Методика преподавания дизайна в средней школе» М.: ВНТЦИ. – № 50201050240 от 07.12.2010 Свидетельство о регистрации электронного ресурса № 16475 от 07.12.2010

 

 

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Методические указания
по производственной практике для студентов направления
подготовки 050100.62 Педагогическое образование

(профиль «Изобразительное искусство и дополнительное

образование»)

 

Магнитогорск

Составитель О.П.Савельева

 

 

Педагогическая практика в сфере дополнительного образования: Методические указания по производственной практике для студентов направления подготовки 050100.62 - Педагогическое образование (профиль «Изобразительное искусство и дополнительное образование»). Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. ун-та, 2015. 32 с.

 

Публикация содержит программу практики, перечень заданий, указания по составлению и оформлению отчета студента, а так же список рекомендуемой литературы. Методические указания способствуют успешной организации и прохождению производственной практики, которая призвана закрепить в практической деятельности теоретические знания полученные на учебных занятиях в вузе.

Предназначены для студентов-бакалавров кафедры академического рисунка и живописи

 

 

Рецензент А.А. Исаев

 

 

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Высшее профессиональное образование по направлению 050100.62 - Педагогическое образование (профиль «Изобразительное искусство и дополнительное образование») нацелено на подготовку бакалавра.

«Область профессиональной деятельности бакалавров включает образование, социальную сферу, культуру.

Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются обучение, воспитание, развитие, образовательные системы.

Бакалавр по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

- педагогическая;

- культурно-просветительская;

- научно-исследовательская.

Бакалавр по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

в области педагогической деятельности:

- изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов образовательных программ, дисциплин и индивидуальных маршрутов обучения, воспитания, развития;

- организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику областей знаний (в соответствии с реализуемыми профилями);

- организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач профессиональной деятельности;

- использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий;

- осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;

в области культурно-просветительской деятельности:

- изучение, формирование и реализация потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;

- организация культурного пространства;

в области научно-исследовательской деятельности:

- сбор, анализ, систематизация и использование информации по актуальным проблемам науки и образования;

- разработка современных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания, обучения и развития личности;

- проведение экспериментов по использованию новых форм учебной и воспитательной деятельности, анализ результатов.

(выдержки из ФГОС 050100 - Педагогическое образование, №46 от 17.01.2011 г.)

Раздел ООП бакалавриата «Учебная и производственная практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Методические рекомендации по производственной практике для студентов направления подготовки 050100.62 - Педагогическое образование (профиль «Изобразительное искусство и дополнительное образование») учитывают особенности и требования основной образовательной программы подготовки студентов-бакалавров, опираются на основной закон государства – Конституцию Российской Федерации, а также законы РФ и другие правовые акты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 2012; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.104.214 (0.151 с.)