Сущность и элементы амортизационной политики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и элементы амортизационной политики



 

Амортизационная политика представляет собой часть экономической политики государства. Она является важнейшим рычагом, который воздействует на экономические процессы страны. Это воздействие в первую очередь касается процесса обновления основных фондов производственного назначения, способствует ускорению темпов научного и технического прогресса, влияет на инвестиции, а через них и способна повысить эффективность общественного производства [13, с. 17].

Те отрасли, которые значительно влияют на научно-технический прогресс экономики, используют ускоренную амортизацию, установленную государством для них, чтобы они быстрее списывали используемые средства труда и заменяли их более совершенными средствами, при введении которых ущерб от их приобретения перекрывается выгодами. Такой процесс также способствует производству новой техники производителями, является их стимулом.

Покупатель при приобретении техники выигрывает из-за высоких параметров, получает при этом большую производительность и меньшую трудоемкость. Но есть побочный эффект – это продажа списанной техники другим предприятиям для производства товаров, пользующихся спросом. Но такая трактовка взаимосвязи амортизации и научно – технического прогресса несколько упрощенная.

В первую очередь, есть установка использовать ускоренную амортизацию только там, где предприятия влияют на научно – технический прогресс в целом. Но ведь процесс повышения научно – технического прогресса будет более стремительным, если возможность использовать ускоренную амортизацию будет у любого предприятия различных отраслей.

Во вторую очередь, подход к связи научно – технического прогресса и амортизационной политики только через ускоренную амортизацию, является слишком узким. Такая взаимосвязь также реализуется через ускоренную амортизацию, а также с помощью инвестирования в основные фонды амортизационных отчислений и их использования в целом и на другие направления [16, с. 58].

Анализ литературных источников показал, что нет целостного и развернутого определения амортизационной политики.

По нашему мнению, амортизационная политика – это целенаправленная и научно – обоснованная система мер, осуществляемая государством и предприятиями в области расширения воспроизводства амортизируемого имущества для того, чтобы создать благоприятные условия развития предприятия, повышения ускорения научно – технического прогресса в целом.

Из-за взаимосвязи амортизационной политики с научно – техническим прогрессом, улучшением технического оснащения производства, то она направлена на повышение уровня самого производства, а значит, и повышения эффективности деятельности предприятия. На любом этапе проводимой амортизационной политики возможно внесение корректировок исходя из сложившейся ситуации и финансового результата деятельности, а также в зависимости от выбранной стратегии развития предприятия.

Таким образом, можно выделить задачи, которые решает амортизационная политика предприятия:

- ускоряет процесс обновления основных фондов и наращивает производство;

- способствует научно – техническому прогрессу как в производственных процессах предприятия, так и страны в целом;

- оптимизирует сроки полезного использования имеющего имущества;

- аккумулирование средств для расширения производства и других целей;

- создание условия для переоценки имеющегося имущества [17, с. 112].

На основе этих задач можно выделить основные элементы амортизационной политики:

1. Амортизационная политика взаимосвязана с инновационной и инвестиционной политикой предприятия. Это основной источник финансирования и воспроизводства основного капитала за счет начисления амортизации на амортизируемые активы. Та сумма, которая начисленная в результате амортизации определяет и масштабы этих инноваций и инвестиций. Темп развития предприятия характеризуется разницей между валовыми инвестициями и амортизационными отчислениями. Если валовые инвестиции больше амортизационных отчислений, то деятельность предприятия расширяется и эффективна. В результате образуется прирост капитала не только из отчислений, но и из прибыли, т.е. задействованы другие источники. Если ситуация наоборот, то значит инвестиций недостаточно, а объемы предприятия уменьшаются.

На протяжении нескольких лет для российских предприятий было характерно снижать объем производства, а денежные средства из оборота отвлекались, что приводило к старению оборудования, зданий, машин и другой техники. При этом, эта тенденция наблюдалась во всей стране, особенно на крупных предприятиях. На сегодняшний день для крупных, отрасле-образующих предприятий амортизационных отчислений недостаточно для обновления имеющихся основных производственных фондов.

Но в условиях резкого роста конкурентных влияний на рынок, необходимо в первую очередь инвестировать амортизационные отчисления в инновационные процессы, в технологическое обновление устаревшего оборудования, в повышение производительности труда и улучшение качества предоставляемых товаров и услуг, при этом, без существенных затрат на эти процессы.

2. Определение сроков полезного использования имущества, более целесообразного экономически. Сроком полезного использования считается ожидаемый или расчетный период, в течение которого предприятие использует амортизируемый актив, а также это может быть тот объем продукции, который предприятие планирует произвести за счет использования амортизируемого актива. При этом, существует несколько факторов, которые противодействую получению максимального эффекта в процессе использования имущества. Поэтому, в процессе определения сроков, необходимо учитывать следующие факторы:

- планируемый объем использования основных фондов предприятием, определяемым мощностями и физической характеристикой производительности;

- ожидаемый физический износ, который может зависеть от производственных факторов, например, программа назначенного ремонта, количество рабочих смен, возможность обслуживания оборудования, условия хранения, период простоя и т.д.;

- моральный износ из-за планируемого изменения и усовершенствования процесса производства, а также планируемые рыночные показатели спроса на товар и услуги, которые реализует предприятие;

- ограничения на использование основных фондов юридического характера, например, срок аренды [22, с. 15].

Международные стандарты устанавливают срок полезного использования активов опытным путем, на основе оценочного суждения и в сравнении с подобными активами других предприятий или из собственного опыта.

Российская практика шла несколько иным путем, поэтому предприятия использовали в своей работе Постановление Совмина СССР от 22 октября 1990 г. «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР», а также использовались для большинства объектов основных средств ранее действовавшие нормы сроков полезного использования, которые были приняты централизованно. Но из-за перехода к рыночным отношениям, использование такого порядка стало невозможным в сложившейся экономической реальности. Поэтому для предприятий осуществлялись попытки расширить их самостоятельность в части сроков.

Из ПБУ 6/97 [6] мы помним, что устанавливать самостоятельно сроки полезного использования активов могли только те предприятия, активы которых не указаны в перечне, т.е. по ним нет централизованно установленного срока и описания его характеристик.

Принятие ПБУ 6/01[7] внесли изменения для предприятий в порядок определения срока полезного использования основных фондов. Помимо этого, Положением были введены нормы, которые предусматривают возможность изменения сроков полезного использования объекта основных средств тогда, когда принятые нормативные показатели были улучшены реконструкцией или модернизацией. То есть, аналогично международным стандартам финансовой отчетности, в российском законодательстве появилось разрешение предприятиям самостоятельно устанавливать сроки полезного использования основных средств, хотя и при определенных условиях.

Но в МСФО №16 [10] есть такой фактор, как моральный износ, который не учтен в отечественном ПБУ 6/01. Это независимо от того, что на сегодняшний день ускорение научно-технического прогресса играет определяющую роль в развитии экономики.

3. Поиск и внедрение методов начисления амортизации более эффективных для предприятия. На текущий момент законодательство предусматривает несколько методов начисления амортизации, а именно:

- линейный метод;

- ускоренный (нелинейный) метод.

Каждое предприятие имеет право выбора того или иного способа начисления амортизации, разрешенного к применению законодательно. При этом, выбор должен быть в сторону того, который оптимально подходит для действующего предприятия и выполняет именно те цели и задачи, которые возложены на него при наличии сложившихся условий хозяйствования.

4. Создание условий, которые должны обеспечивать максимальное использование амортизационных отчислений согласно их функциональным назначениям. Российский рынок на протяжении нескольких последних лет не удовлетворяет потребности в инвестициях, а для производства конкурентоспособного товара необходимо дополнительное финансирование, т.е. предприятие вынуждено привлекать дополнительные ресурсы. Поэтому, у предприятий не наблюдается массового обновления основного имущества, причем только за счет своих источников. Это и вызывает необходимость амортизационных отчислений как единственного постоянного источника финансирования воспроизводства внеоборотных активов, использование которого должно быть максимальным. Но для такого использования необходимо, чтобы условия начисления амортизации и в дальнейшем именно прямого использования денежных средств по планируемому назначению, должны быть соответствующими.

5. Стимулирование со стороны налогового законодательства ускорения обновления амортизируемого имущества. С 01.01.2002 г. был введен новый порядок начисления амортизационных отчислений, который как раз стимулирует процессы ускорения воспроизводства. Величина прибыли здесь регулируется путем выбора того или иного метода начисления амортизации через налог на прибыль, налог на имущество. То есть, такая ускоренная амортизация выступает в роли своеобразной налоговой скидки, призванной простимулировать внедрение нового оборудования и техники.

6. Методическое руководство процессами разработки и реализации амортизационной политики. Сюда входит подготовка пакета нормативных документов, обмен опытом, проведение мероприятий по обучению персонала, осуществление руководства процесса внедрения новых методов и правил, а также способов начисления амортизации, составления отчетности и их учета, своевременное информирование исполнителей о появлении новых распорядительных документов и другие мероприятия. Такое руководство осуществляется на каждом уровне управления, начиная с местного и заканчивая федеральным уровнем, т.к. эффективность проведения амортизационной политики в большинстве своем зависит от качества принимаемых управленческих решений участников этого процесса.

7. Контроль и мониторинг за реализацией амортизационной политики. Мониторинг представляет собой наблюдение за ведением дел в части амортизационной политики для осуществления контроля за ее ведением и составления прогнозных данных. Проведение мониторинга может осуществляться только по полученным сведениям в установленной форме. Это могут быть оценка условий расходования и накопления начислений амортизации, прогнозирование последствий изменения финансового положения предприятий, подготовленные сводные и обобщающие материалы, а также соответствующие предложения по совершенствованию механизмов начисления амортизации, для обеспечения целевого характера их использования, контроля за расходованием их рационально. Такая полученная информация с помощью мониторинга позволяет рассчитать объем инвестиций, разрабатывать стратегию развития предприятия и его перспективы.

8. Результативность амортизационной политики предприятия. С помощью мониторинга и полученной на его основе информации, определяется результат и эффективность амортизационной политики. Показателями эффективности амортизационной политики могут быть:

- степень износа основных фондов;

- соотношение скорости ввода основных фондов и скорости их выбытия;

- использование амортизационных отчислений согласно функционального назначения;

- доля нематериальных активов в структуре внеоборотных активов;

- средний возраст основных фондов;

- насколько используются мощности оборудования при производстве и выпуске различных видов товаров и услуг;

- долевой состав активной части основных производственных фондов в общей структуре имущества предприятия;

- прирост дохода за счет улучшения использования амортизируемого имущества [24, с. 23].

Оценивать эффективность амортизационной политики, ее применяемых методов и перспектив ее развития важно не только для предприятий, которые осуществляют инвестиции в свои основные фонды, но и для органов управления, которые регулируют экономические процессы на местном, региональном и федеральном уровнях.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.013 с.)