Типизация стран мира по уровню развития туризма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типизация стран мира по уровню развития туризма



В настоящее время существуют различные подходы к типизации стран мира на основе такого сложного фактора как сфера туризма. Для примера рассмотрим одну из применяемых схем туристской типизации стран, предложенную А. Ю. Александровой (2004). Эта типизация включает пять главных типов стран, подразделенных на основе размеров территории, численности населения, уровня социально-экономического развития и особенностей развития туризма.

Первый тип экономически высокоразвитые страны со зрелой социально-экономической системой международного туризма, комплексной туристской специализацией, образующие Центр мирового туристского пространства.

К этому типу относятся крупные ведущие традиционно туристские страны мира, в которых международный туризм имеет длительную историю. Развитые туристские системы этих стран стабилизировались как ведущие в пространственной иерархической структуре международного туризма. Внутри типа выделены три основных подгруппы стран:

1.1. Главные туристские страны мира – США и Канада, Германия, Франция, Великобритания, Италия, Испания, Япония.

Страны этой группы выделяются не только по своему экономическому и научно-техническому, но и по туристскому потенциалу. В них зарождаются и сюда направляются крупнейшие мировые туристские потоки. Их отличает диверсифицированный рынок международного туризма, на котором представлены все известные виды путешествий, самая широкая туристская специализация, а также высокая интенсивность туристских обменов.

1.2. Небольшие по территории и численности населения высокоразвитые туристские страны Западной Европы – Австрия, Швейцария, Бельгия, Нидерланды.

Страны Австрия и Швейцария стабилизировались на мировом рынке туризма как дорогие туристские направления с высоким уровнем сервиса. Они имеют туристскую специализацию в области оздоровительного, культурно-познавательного, спортивного и делового туризма. Международный туризм в этих странах оказывает существенное влияние на национальную экономику. Они выделяются среди развитых стран самой высокой интенсивностью туристских обменов. По сравнению с ними, Бельгия и Нидерланды, занимающие стабильное положение на мировом рынке туризма, отличаются более узкой, но пропорциональной структурой туристского рынка. Они специализируются преимущественно на культурно-познавательном и деловом туризме, привлекают развитой инфраструктурой и высоким уровнем туристского сервиса, чем обеспечивают большой объем транзитных туристских потоков.

1.3 Канада выделена в самостоятельную подгруппу. Такое выделение страны в самостоятельную группу связано, прежде всего, со своеобразием экономического развития Канады в целом как «страны переселенческого капитализма». Кроме того, это связано и с формированием здесь национального рынка международного туризма под сильным влиянием и при активном участим США.

Второй тип новые туристские страны с интенсивно формирующейся при поддержке государства полифункциональной системой международного туризма, преимущественно внутрирегиональной ориентацией туристских потоков и растущим межрегиональным туристским обменом.

Страны, относящиеся к этой группе (Индия, Малайзия, Таиланд, Китай, Филиппины, Турция, Египет, ОАЭ) ускоренно проходят стадию формирования современного рынка международного туризма. Отмечается высокая интенсивность внешних туристских обменов и рост международных туристских прибытий, возрастание доли этих стран на мировом рынке туристских услуг. Рынок предложений насыщен туристским продуктом широкого спектра, улучшается качество обслуживания, идет процесс дальнейшей диверсификации туристских предложений, освоение новых рекреационных зон. Страны этого типа специализируются на следующих видах туризма: оздоровительном (пляжном), спортивном, познавательном, конгрессно-выставочном, деловом (поощрительный, инсентив-туризм).

Третий типсреднеразвитые страны с полифункциональной системой международного туризма в стадии трансформации, с экстенсивным путем развития и внутрирегиональной ориентацией туристских потоков.

К этой группе относятся страны Центральной и Восточной Европы – Венгрия, Польша, Словения, Чехия, а также Россия, переживающие трансформацию системы международного туризма, переход от планового к рыночному типу. Отмечается взрывной характер развития выездного и въездного туризма.

Развитие международного туризма происходит ускоренно, но отличается нестабильностью, носит экстенсивный характер, идет путем прямого наращивания въездных и выездных туристских потоков. С переориентацией части выездных туристских потоков на внутренний рынок туризма и соответственным увеличением доли внутреннего и въездного туризма улучшается структура национальных туристских рынков этих стран. Государственная политика в области туризма находится в стадии формирования. При этом постепенно усиливается влияние международного туризма на экономику этих стран.

Основная специализация – на оздоровительном, познавательном, деловом и коммерческом (шоп-туры) туризме. На мировом рынке туризма эти страны представлены как дешевые туристские направления с относительно высоким уровнем обслуживания.

Четвертый типмалые островные государства Карибского бассейна, представляющие собой американский курорт приморского типа.

К этой группе относятся Багамские и Антильские острова, которые отличаются комфортными природно-климатическими условиями и близостью к крупнейшему в Западном полушарии рынку выездного туризма – Северной Америке, США и Канаде, которые являются здесь основными инвесторами в сфере гостиничного и туристского бизнеса.

Страны этой группы имеют отсталую структуру экономики, в которой международный туризм, наряду с сельским хозяйством выступает одной из основных отраслей хозяйства. Международный туризм рассматривается как «точка роста» всей национальной экономики. Государства оказывают прямую финансовую поддержку всему туристскому бизнесу.

Малые островные страны Карибского бассейна ориентированы на обслуживание туристского потока из Северной Америки. Специализация этих стран – приморский оздоровительный туризм (массовый зимний купально-пляжный и круизный туризм).

Пятый типразвивающиеся страны со слаборазвитым рынком международного туризма и его природно-ориентированным типом.

В эту группу входят страны Восточной и Южной Африки с уникальным природным потенциалом – Кения, Танзания, Намибия, Ботсвана, Зимбабве, в которых рынок международного туризма находится в стадии формирования.

Развитие международного туризма в этих странах носит анклавный характер, большая часть территории этих стран исключена из сферы туризма. Международный туризм (как въездной, так и выездной) здесь имеет элитарный характер, при этом оказывает существенное влияние на национальную экономику и рассматривается как важный источник валютных поступлений в страны.

Государства этого типа поддерживают сектор международного туризма. Страны этой группы, обладающие уникальным природным потенциалом, специализируются на природно-ориентированном туризме. Специализация – экологический туризм на базе сети национальных парков, сафари, охотничий и приключенческий туризм на базе сети национальных парков, природных резерватов и заказников.

Следовательно, имеются основания утверждать, что мировой туризм обладает огромным потенциалом, а социальные и экономические тенденции в развитых странах позволяют предполагать устойчивый рост спроса, как на внутренний, так и на международный туризм в XXI веке, который не случайно объявлен веком сферы обслуживания и туризма.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Раскройте сущность и правила сравнения

2. Раскройте сущность сравнительного метода в страноведении

3. Раскройте сущность классификации и типологии в страноведении

4. Какие показатели лежат в основе типовой схемы страноведческой

характеристики территории?

5. Назовите основные группы стран мира по уровню социально-экономического развития

6. Раскройте сущность типизации стран мира по уровню социально-экономического развития

7. Каково применение типологии стран мира в политическом страноведении?

8. Раскройте сущность типологии стран мира по уровню развития туризма

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.187.103 (0.006 с.)