Начало работы российских разведчиц 1912 Г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Начало работы российских разведчиц 1912 Г.



В книге Пантюхова «Русским скаутам» (Белград. 1929 г.) на С.26 было сказано: «С первых же шагов моей деятельности ко мне стали поступать просьбы от девочек и их матерей – организовать отряды и для герль гайд. Я очень сочувствовал этой мысли, но рекомендовал найти сначала соответствующих руководительниц (...) Тем не менее, я помогал советами тем группам девочек, которые существовали уже в ближайших к Петрограду финляндских уездах».

В своём приказе 224 от 26 января 1929 г. Пантюхов, утверждая знак трёх подснежников для русских вожатых-гайд, сообщил, что «одним из первых наших звеньев герл гайд в России в 1909-1910 году было звено Подснежника и Царскосельские девочки, выбравшие эту эмблему, гордились ею». Это противоречило сказанному им же в 1923 г. Сараевцы, поступившие мальчишками в НОРС в 1931 г., этого приказа не видели, и долгое время о нём не знали. Считалось, что первый отряд разведчиц в России был основан Анохиным в Киеве, как об этом говорил Борис Лукъянович Солоневич (1896-1989), в 1914 г., и потому ОРЮР 9-23 августа 1964 г., у озера Хантингтон (Калифорния. США), устроила слёт по поводу 50-летия основания в Киеве, якобы, первого в России, отряда разведчиц. Очередные 10-летия, как сообщил М.Данилевский, отмечались в Калифорнии «минислётами» в 1974 г. в Малибу и в 1984 г. у озера Хантингтон. Даже на слёте в Анапе (Россия) в 1994 г. отмечалось 80-летие основания разведчиц в Киеве. О существовании приказа Пантюхова 224, стало известно в 1969 г. из книги «Русские скауты» (С.431). Там же на С.88 было сказано, что первый отряд разведчиц в Киеве был основан не в 1914 г., а в 1915 г., но руководство ОРЮР на это не обратило внимания и в 1974 г. устроило слёт в Декар-Каньоне (Калифорния, США) по случаю 60-летия основания разведчиц.

Судя по тому, что теперь известно, днем основания разведчиц, как сказано выше, следует считать 24 июня 1912 г., когда основанное Янчевецким звено разведчиц, отправилось в лагерь в Ольгино, и Янчевецкого, а не Анохина следует считать основателем разведчиц в России.

В 1997 г. в Москве, в издательстве «Творчество» вышла книга Анны Шободаевой «Движение девочек-скаутов. История и современность», в которой на С.18-19 было сказано, что в журнале «Ученик» № 123 была напечатана достаточно большая заметка Иры В. «Лагерь разведчиц».

В той же книге Шободаева, на С.18 приводит песню Веры Догелло «На взморье. Песня девочек-разведчиц», напечатанную впервые в 1913 г.:

 

Небо темнеет, Мы беззаботно

Ветер свежеет, Плывём охотно,

Лёгкий челнок наш качает. Песенку нашу поём.

За наше дело Солнце высоко,

Примемся смело, Берег далёко,

Буря, ведь нас не пугает. Море и небо кругом.

В 1914 г. в Москве появилась ещё одна песня разведчиц (там же С.20):

Дружно сёстры, тесным строем

В гущу жизни мы пойдём,

Светлый мир себе построим

Счастье сами мы найдём.

 

РАЗВЕДЧЕСТВО-СКАУТИЗМ В РОССИИ В 1912-1917 гг.

Если в 1910 г. разведческая работа велась только в Царском Селе, Петербурге, Москве и Владикавказе, то 1911 г. прошёл без заметных успехов. В 1912 г. были основаны отряды в Пскове, Пернове (по-эстонски Пярну) и Нарве, и это всё, что нам известно.

О работе Нарвского отряда были напечатаны в журнале «Радуга» 1999, № 2 воспоминания «О.Т.», ранее напечатанные в нарвском журнале «Русский скаут» в июне 1937 г. В статье было сказано:

«Нас было человек 12 сверстников – гимназистов (...) В наше время слово «скаут» употреблялось, главным образом, по отношению к заграничным собратьям, в то время как русские скауты назывались «разведчиками». (...) Увлекшись идеями скаутизма, организовали и свой маленький отряд здесь, в Нарве». Нарвские разведчики увлекались походами и жизнью на природе. Читали книгу Баден-Пауэлла «Юный разведчик» и журнал «Ученик». (...) Из скаутской жизни лучше всего запечатлелась в памяти наша выпечка хлеба» (15). У них была офицерская палатка, и отряд устраивал два года подряд свои лагеря. Взрослого начальника у отряда не было. Работа, видимо, прекратилась в 1914 г. или немного позже.

Правительство не разрешило создания единой организации потешных и разведчиков, о создании которой говорилось в упомянутом журнале «Ученик» (1911), что отрицательно повлияло на их дальнейшую работу. Интерес к потешным у детей и взрослых ослаб, а разведчество до начала войны в 1914 г. с трудом привлекало к себе внимание. Собственно говоря, в первые годы, особой разницы между работой с потешными и работой с разведчиками и не было. Потешные в Вильне, заимствуя многое у разведчиков, продолжали называться потешными, а разведчики Янчевецкого упражнялись с посохами, как с ружьями.

Пантюхов, работая с разведчиками в Царском Селе, одновременно хлопотал об утверждении Устава общества содействия юным разведчикам, а Янчевецкий старался при помощи журнала «Ученик» распространить, и не безуспешно, разведчесто среди своих читателей.

В первом же номере «Ученика» в отделе «Юный разведчик» Янчевецкий поместил «Письма к разведчикам» и поставил вопрос «Что такое разведчик?». На него дал ответ Старшина 1-й роты СПб разведчиков: «В военное время из солдат выбираются самые смышлёные, находчивые и ловкие в гимнастике, и им дают наиболее трудную задачу – находится впереди армии и следить за неприятелем. Они должны уметь прятаться за камнями, кустами, кочками, пробираться возможно ближе к врагу и следить за ним». Далее автор написал, что «этим летом группа разведчиков-добровольцев собралась в Петербурге и занималась со мной упражнениями и играми разведчиков (...) Когда мальчики достаточно подучились, мы сделали прогулку за город в лес, пройдя в день 20 верст, и в лесу расположились бивуаком в походной обстановке, готовили на костре пищу и пр.»

Продолжением в № 7 была инструкция «Как устроить патруль». Автор начинает с того, что пишет: «Я вам говорил в прошлом письме кто такие разведчики и какую пользу они приносят на войне. Но как скоро будет война, - неизвестно. Между тем, жизнь, это есть тоже война, где требуется быть разведчиком, чтобы видеть вокруг себя все то, что нуждается в помощи, и стараться всегда быть тем молодцом, который может всем помочь». Не в этом ли ответ на вопрос, почему потешное движение сошло так быстро на нет, а разведчество выстояло?

Потешных учили маршировать с деревянными ружьями, а разведчиков учили, как помочь людям в беде. На призыв служить ближним откликались немногие, но откликнувшиеся были той основой, на которой первые годы строилось разведчество.

О том, как скауты служили ближним, писал в своей книге «Русский скаут» (слово «скаут» стало вытеснять слово «разведчик») министр просвещения Кубанского правительства, в прошлом нач. Царскосельской дружины, Эраст Платонович Цытович (1874-1941) (Армавир. 1919):

«Неоднократно наблюдались случаи спасения скаутами утопавших людей и рисковавших погибнуть на пожарах. Так, один скаут Царскосельского отряда во время стоянки последнего в лагере летом 1916 г. на станции Вырица по Московско-Виндавско-Рыбинской железной дороге, спас в разное время двух лиц, утопавших в быстрой речке Оредежи, на берегу которой находился скаутский лагерь. Один из скаутов Петроградского отряда вынес из пламени горевшего деревянного дома забытого ребенка, с явною опасностью для собственной жизни».

«Скауты Царскосельского, Петроградского и др. отрядов неоднократно принимали живое участие в тушении пожаров, причем один из Царскосельских скаутов на пожаре 5 января 1917 г. в Новой Деревне близь Царского Села, работая наравне с пожарными, окачиваемый из рукавов холод­ной водой, покрывшей его слоями льда в виду грозившей ему опасности загореться, заболел воспалением легких в тяжелей форме, и, таким образом, рисковал своей жизнью, идя на помощь ближнему. Царскосельские скауты в рождественский сочельник 1915 г. устроили одиннадцать елок для бедных семейств Царского Села, произведя предварительно в этом направлении разведки, и путем их установив состав и возраст членов се­мей. Для детей они, собрав денежные суммы, частью приобрели, частью достали из дому лакомства и игрушки, для взрослых заготовили пакеты с мукой, крупой сахаром. Для тех и других - теплые вещи и, украсив деревца елочными украшениями и свечами, частью также принесенными из дому, частью приобретенными, после рождественской всенощной, разбившись на одиннадцать групп, развезли эти елки по бедным семьям, где ра­достям не было конца. По словам скаутов, в одной семье, где не было керосина, и все домашние уже улеглись спать, их не хотели впустить в дом, приняв за недобрых лю­дей, и каково же было радостное чувство у обывателей этой хаты, когда, впустив скаутов, они увидели зажженное деревцо и получили подарки. Скауты отмечали в разговорах, когда они делились впечатлениями, то, что никогда они дома не испытывали чувства такой радости и такого удовлетворения, как тогда, когда доставили эти елки бедня­кам. В следующем 1916 г., в устройстве подобных елок, кроме царскосельских скаутов принимали также участие и царскосельские герль-скауты. На пасху скауты аналогичным образом устраивали для бедняков розговены, но в скромном виде, продовольственная неурядица уже остро чувствовалась, и трудно было доставать пищевые продукты».

«Неоднократно, скауты и герли принимали самое живое участие в уличных денежных сборах, устраиваемых различными общественными организациями с благотворительной целью, и доверие к ним публики давало в их кружки значительную часть общего сбора (до ЗЗ процентов всего сбора). Когда такие сборы были новинками, уча­щаяся молодежь охотно принимала на себя обязанности добровольных сборщиков, но время шло, сборы участились, молодежь к ним охладела и только одни скауты, смотря на производство сбора, как на исполнение долга служения ближнему, по-прежнему неутомимо работали на пользу того или другого большого общественного дела, нуждающегося в денежных средствах. Неоднократно они приглашались принять участие в качестве распорядителей и ближайших сотрудников по организации народных гуляний, детских праздников, благотворительных базаров и лотерей. Всегда они при этом умело брались за дело на народных гуляниях, помогали направлять толпу на детских праздниках, помимо роли распределителей, принимали на себя обязанности по организации различных детских игр и зачастую с таких праздников доставляли домой отставших от взрослых детей. На базарах и лотереях они участвовали не только в роли распорядителей, но и в роли жертвователей различных работ-рисунков, вышивок, изящных работ раз­ного рода, выполненных ими. Немало известно случаев, где скауты оказывали те или иные услуги окружающим, скла­дывали дрова, чинили изгородь, помогали снести тот или другой груз, помогали лошади вытащить, застрявший во время гололедицы воз, уступали место в вагоне железной дороги или трамвая, переписывали бумаги на пишущей машинке. Целый ряд таких и других, или подобных случаев, отмечен периодической печатью и связан с общественной деятельностью скаутов».

Война вызвала всеобщий патриотический подъем. Те, кому рано было идти в армию, объединялись в скаутских отрядах для помощи фронту и тылу. Об этой помощи очень живо написал Цытович в своей, упомянутой книге «Русский Скаут»:

«Начиная с 1914 года, отряды скаутов принимали самое живое участие в деле разгрузки санитарных поездов с ранеными, прибывающих с театра военных действий, и развозки раненых по лазаретам. Так, скауты Царскосельского отряда неоднократно помогали разгружать санитарные поезда, прибывавшие на Царскосельский Особый Эвакуационный Пункт в начале по собственно­му почину, а позже по приглашению начальника этого пункта. Если санитарный поезд подлежал разгрузке во внеурочное время или вечером в будничный день, или в любой момент праздника,то по телефону об этом сообщалось Начальнику отряда, и он высылал последний на вокзал. Благодаря особому существовавшему порядку сбора отряда, начальник последнего передавал по телефону одному из скаутов распоряжение о вызове отряда на вокзал, этот скаут в свою очередь сообщал о том двум другим скаутам, а сам немедленно отправ­лялся на вокзал, каждый из двух скаутов, получивших извещение, передавал сведения о том двум новым скаутам и спешил в свою очередь на вокзал и т.д. Удавалось довольно быстро оповестить и собрать весь отряд и нередко сообщение о прибытии санитарного поезда и разгрузке, переданное за час до начала таковой, позволяло скаутам принимать в ней участие. Более взрослые скауты выносили носилки с ранеными воинами из вагонов, уста­навливали их на экипажах и автомобилях и по прибытии раненых в лазарет, вносили их в приемную комнату. Более юные скауты выносили раненым их обычно несложный и небольшой багаж, следя за тем, чтобы он не отставал от раненых и, наблюдая за правиль­ностью распределения раненых по номерам лазаретов, в которые каждый из них должен был следовать. Помощь и услуги раненым не ограничивались доставкой их в лазареты и скауты, навещая их, время от времени, для чего они между собой уста­навливали особые дежурства, читали раненым письма, книги и газеты, писали им письма, развлекали больных разговорами и игрой с ними в шашки, лото и др. игры, подавали пищу и исполняли отдельные поручения выздоравливающих. При выборе лазаретов, в которых скауты обслуживали раненых, они отдавали предпочтение лазаретам, расположенным на окраинах и потому менее посещаемых публикой, равно как находили более существенным оказывать услуги тем воинским чинам, у которых не было вЦарском Селе родных и знакомых. В августе 1915 г. волна беженцев из Ковенской, Ви­ленской и Гродненской губерний бросилась в Киев. Киевский вокзал был переполнен прибывшим населением из перечисленных губерний. Носильщики на Киевском вокзале, пользуясь случаем, сильно подняли цены и создали много лишних затруднений тем кто потерял последнее свое имущество. Тогда группа старших и более физически выносливых скаутов Киевской дружины, в числе около 150 человек, обратилась к начальнику отряда А. Анохину с просьбой разрешить ей исполнение обязанностей вокзальных носильщиков и после нескольких дней работы на вокзале добились того, что носильщики вынуждены были понизить цены за свой труд. В тоже время в Петроград прибывало много беженцев из Польши, Литвы, и для петроградских скаутов нашлась работа направлять прибывших, распределяя их по национальности, в соответствующие для них приюты беженцев, помогать им носить багаж и детей, доставать для них извозчиков, разыскивать багаж среди груды последнего, прибывавшего в Петроград, следить за тем, чтобы дети не отставали от родителей».

«Киевские скауты на Рождество 1915 г., с разрешения Командующего армией, достави­ли на Запдном фронте лично на передовые позиции рождественские подарки, для заготовки которых в их распоряжение были предоставлены соответственными организациями значительные денежные суммы в несколько тысяч рублей. Во время рождественских каникул I915-16 учебного года Царскосельские скауты поочередно несли дежурства на вокзале, через который проходило много поездов местного и дальнего следования. Здесь они указывали пассажирам, преимущественно третьего класса, кассу, почтово-телеграфные отделения, помогали публике носить багаж, маленьких детей, уезжающих усаживали в поезд, отыскивая для них места, приезжавшим помогали доставать извозчиков, доносили багаж до последних. Был случай, когда скаут, стоявший у вокзала, задержал несшуюся извозчичью лошадь с санками, испугавшуюся проезжавшего автомобиля. В санях сидели сестры милосердия, а извозчик был где то на пути выброшен из них. Скаут дал возможность сестрам сесть на подходивший в это время к станции поезд, приняв от них деньги и передав их извозчику, когда он уже после отхода поезда добежал до вокзала».

«Царскосельские бой и герль скауты работали летом того же года (1917 – прим.РВП) на огородах, предоставленных городским управлением в распоряжение солдаток, живущих на сравнительно маленький паек, и нередко имевших большое количество детей, а герли сверх того, во время пребывания в лагере в Царской Славянке, близь деревень Антроншино и Покровской слободы, в виду недостатка крестьянских рабочих рук, участвовали в работах на огородах и ягодных плантациях. Рaботая, как вышесказано, на общественных огородах, скауты охотно принимали на себя и фун­кции сторожей, охраняя в ночное время их от похищений случайных воришек, желав­ших воспользоваться созревшими овощами, что было легко сделать в виду темноты. Ялтинские скауты занимались с успехом посадкой лекарственных растений - беладоны, белены, дурмана, шафрана и др., имея в виду острую нужду населения в медикаментах. В дни революции организации скаутов, построенные на началах дисциплины и внутреннего порядка, оказались также пригодными для выполнения различных задач общественного характера. Скауты работали на санитарных и питательных пунктах, в районных комиссариатах мили­ции и в Государственной Думе, при чем им было поручено нести службу связи. Образовавшиеся большие залежи почтовой корреспонденции в первые дни после революционного переворота в Петpoградe были разобраны при значительной доле участия скаутов в деле разборки почты. В Царском Селе услугами скаутов часто пользовались различные общественные организации, когда приходилось оповещать население о тех или других собраниях, равно как прибегали к содействию скаутов в деле поддержания внешнего порядка во время таких событий».

Подобная работа проводилась и в других дружинах, но Цытович писал о том, что ему было лучше известно, как начальнику Царскосельской дружины.

В Москве в 1915 г. крупным событием было создание ВАПом – Bладимиром Алексе-евичем Поповым (1875-1942), при содействии О.И. Пантюхова, при журнале "Вокруг света", который редактировал ВАП, "Музей и библи­отеку по скаутизму" - первый такой музей в мире.

В Ригеработа началась в 17 апреля 1917 г. Об этом Валдис Клетниекс, историк латвийского скаутизма, писал в книге «Latviešu skautizma pilgadiba» (Рига 1939): «На праздники приезжали в Ригу рижские школьники из эвакуированных в Юрьев (ныне Тарту, Эстония) школ, которые в Юрьеве вступили в тамошнюю дружину. Они хотели продолжать скаутскую работу в Риге». Далее говорилось, что по объявлению в газетах записалось много новичков. В отряде, который принадлежал Петроградской организации и имел № 92, в самом начале было 120 разведчиков, а вскоре 200. Первым начальником был К.Перешс, а основатель отряда А.Бредерманис – старшим инструктором. Отряд носил оранжевые галстуки и широкополые шляпы.

Первое Торжественное обещание давалось 10 мая 1917 г. в квартире 26 в доме 72 по улице Бруниниеку (в 1930-е гг. Aizsargu). В отряде были и латыши и русские, а 3-е отделение состояло исключительно из немцев.

Когда фронт приблизился к Риге, юные разведчики ходили неоднократно на передовые линии помогать санитарам, а в середине июня 30 юных разведчиков сопровождали санитарный поезд в Петроград.

Первый лагерь рижских разведчиков был устроен в конце июня 1917 г. около озера Киш за зоологическим садом с 80 участниками.

3 сентября 1917 г. немцы заняли Ригу и запретили работу русских и латышских юных разведчиков, а немецкие пфадфиндеры (следопыты) продолжали работать. Пфадфиндеры угрожали подпольным русско-латышским разведчикам сообщить об их работе в немецкую военную комендатуру, но, кажется, не шли дальше угроз. Всё же немцы арестовали и расстреляли начальника 92 отряда Фогельмана.

В России в 1918 г., по подсчётам первого русского скм. Рагнара Акселевича Фернберга (1890-1968), как сообщает Русанов, было скаутов 48 000, гайд 20 000 и волчат тоже 20 000. Всего 88 000 в 82 городах, хотя разные авторы называют разные цифры.

 

ПЕРВЫЙ И ВТОРОЙ СЪЕЗДЫ ПО СКАУТИЗМУ В 1916 и 1917 гг.

Не разрешив объединение всех разведчиков в одну организацию, правительство не было против создания в Петрограде «Общества содействия мальчикам разведчикам «Русский Скаут»», и утвердило 28 августа (8 сентября) 1914 г. его Устав, как общества, чья деятельность не будет распространяться на другие города.

В пар.6 Устава было сказано: «Членами общества могут быть лица обоего пола за исключением: а) не достигших 19-летнего возраста, б) учащихся в низших и средних учебных заведениях. в) состоящих на действительной военной службе низших воинских чинов и юнкеров...».

Хотя Устав давал право вести работу только в Петрограде, петроградское общество «Русский Скаут» стало явочным порядком центром, объединяющим все разведческие организации в России. Таких к концу 1915 г. было всего 24, да и то некоторые только начинали работу. Они были в городах: Петроград, Москва, Царское Село, Петергоф, Киев, Одесса, Астрахань, Вятка, Кострома, Гомель, Пенза, Баку, Бахмут, Царицын, Пермь, Ставрополь, Александровск, Екатеринодар, Валуйки, Бобров, Бирск, Кисловодск, Саратов и в еще одном неназванном городе. С 1 (13) января 1915 г. Общество стало выпускать «Русский Скаут», ставший первым общерусским разведческим журналом.

Петроградское общество “Русский Скаут» провело огромную подготовительную работу для созыва «Первого съезда по скаутизму». Так он назван в документах (а не «Съезд инструкторов и лиц, интересующихся скаутизмом»).

Правительство, опасаясь неизвестно чего, долго не давало разрешения на проведение съезда. Съезд был назначен на 26-30 декабря 1915 г. (8-12 янв. 1916 г.), а разрешение было получено только 19 декабря 1915 г. (1.01.1916) (16).

Съезд состоялся в канцелярии Главнонаблюдающего за физическим развитием народонаселения Российской Империи, свиты Его Величества ген.-майора Владимира Николаевича Воейкова (1868-1947). Воейков, прибыв 29 декабря (11 янв.) на съезд, ограничился только передачей собранию благодарности императора за посланное ему приветствие, но на съезде присутствовали его помощник, Вячеслав Измайлович Срезневский (1849-1937), и правитель канцелярии и одновременно секретарь О-ва «Русский Скаут» Яков Николаевич Репнинский (1877-1948), который в недалёком будущем станет первым начальником Организации Русских Скаутов за границей.

Общество издало «Труды Первого Съезда по скаутизму 26-30 декабря 1915 г. в Петрограде» (П.1916 г. 128 стр., 2 стр. объявлений, илл.). На съезде было прочитано 13 докладов и было вынесено 27 резолюций, среди которых следует отметить:

17. Просить Господина Главнонаблюдающего за физическим развитием народонаселения Российской Империи собрать сведения о всех существующих скаутских и им подобных организациях, и сообщить их Комитету Общества «Русский Скаут».

В резолюциях 23, 24 и 26 были приняты тексты молитв разведчиков, 10 законов разведчиков (переведенных с английского) и обычаев разведчиков, а в резолюции 25 было сказано «Принять текст «Заповедей разведчиков», опустив слова: «и не подражая собаке, сидящей на заборе»...».

Насчёт Дня матери сделала доклад О.Э. Вишневская. Тогда это было новинкой, и британские скауты отмечали его 1 декабря. В докладе было сказано, что в России День Матери введён с 1 декабря 1915 г. обществом «Русский Скаут», и что он был впервые проведен в Царском Селе 26 ноября 1915 г. Видимо, по этому вопросу не было ни обмена мнений, ни резолюции.

Представляет интерес обмен мнений после доклада О.Д. Петрова «Отряды скаутов и их организации». В.И. Срезневский предложил заменить иностранную терминологию на русскую, и докладчик согласился «заменить слово «патруль» - словом «звено», а термин «скаутмастер» - термином руководитель или инструктор» (С.32), но были высказывания и за сохранение иностранной терминологии. Решения по этому вопросу не было вынесено.

В приветствии императору, посланном через Воейкова, было сказано:

«Собравшиеся на первый съезд деятелей по скаутизму в России просят Ваше Превосходительство, как Главнонаблюдающего за физическим развитием населения, повергнуть к стопам Его Императорского Величества Государя Императора чувства верноподданейшей преданности и засвидетельствовать искреннее горячее стремление содействовать воспитанию юношества России в духе любви к родине и нравственного самоусовершенствования».

По предложению председателя Бюро Съезда вице-адмирала в отставке Ивана Федоровича Бострема (1857-1934), председателя петроградского общества «Русский Скаут», съезд послал приветствие О.И. Пантюхову как «одному из пионеров русского скаутизма» и по предложению московского руководителя и редактора журнала «Вокруг Света» Попова Р. Баден-Пауэллу.

Второй съезд по скаутизму был проведен тем же Петроградским о-вом «Русский Скаут» в Петрограде с 28.12.1916 по 3.1 (10-16) января 1917 г. На нем Вениамин Сергеевич Преображенский (1876-1945, с 1921 Епископ Василий Кинешемский, в 1993 г. причислен к лику святых) прочитал доклад «Основы идеологии скаутизма». Было решено, что скаутмастер не должность, как было принято у англичан, а звание и 10 законов, переведенных с английского, были заменены на 12 законов, выработанных русскими руководителями, в том числе 4-й закон – разведчик друг всем и брат всякому другому разведчику. В предыдущих 10 законах такого не было. Ю.Кудряшов считает, что съезд признал близость скаутизма и сокольства и что 4-й закон был составлен под сокольским влиянием, хотя он такой же и у БП, где все члены считаются сёстрами и братьями (в книге 1997 С.134-135, в книге 2005 С.54 и 56).

СКАУТИЗМ И НАРОДЫ РОССИИ

В Российской империи скаутизмом интересовалась не только русская молодежь.

В Финляндии шведские скауты были основаны в 1910 г. Историк шведского скаутизма в Финляндии М.Ланден пишет в своей книге, что швед Фернберг возглавлял в 1910 г. шведскую организацию юных разведчиков «Мальчики-рыцари», которая была запрещена в конце сентября 1911 г., а в 1915 г., как сказано у Кудряшова (А.2005. С.43), до своего переезда в Петроград, работал по скаутской системе с девочками в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки). Вернувшись в Финляндию Фернберг, как сказано у М.Ландена, в 1918 г. снова возглавил шведских скаутов в Финляндии, ставшей к тому времени независимой республикой. Русские скауты в Финляндии начали свою работу осенью 1922 г. (Об этом см. главу «Русские, как меньшинства» С.30).

Польская скаутская организация, основанная во Львове в 1911 г. (в то время Австрия), была с первого дня организацией, имевшей центр и планы работы. В эти планы входило распространение скаутизма среди польских детей и юношей, как в Австрии, так и в Германии и в России.

В Варшаве, которая входила в состав Российской империи, польские скауты появились раньше русских. Известно, что в Варшаве были не только государственные русские школы с преподаванием на русском языке, но и частные польские, с преподаванием на польском, где учились только польские дети. Уже в августе 1911 г. А.Островски, который, вернувшись со съезда молодёжи, состоявшемся в г. Туньце под Краковом (в то время Австрия), организовал отряд харцеров при школе Рыхловского. Отряд назывался «Единица» (Jedynka), хотя Островски хотел ему дать название генерала Р.Траугутта, одного из руководителей польского восстания против России в 1863 г. После «Единицы» в Варшаве, в других польских школах, в том же 1911 г., начали работать отряды «Двойка», «Тройка» и т.д. Работа Островского велась нелегально (17). Харцерскую работу в России не надо было скрывать, но другое дело, если под видом харцерской работы велась антирусская работа в духе ген. Траугутта. В России преследовалась не харцерская работа, а антирусская пропаганда среди польской молодёжи. Разжигание межнациональной вражды преследовалось, и ныне преследуется, во всех странах мира. В Польше, за антипольскую работу в 1928 г., были запрещены украинские пластуны на Волыни, а в 1930 г. в Галиции.

В начале 1912 г. в Варшаву из Львова приехал Гродыньски (J.Grodyński), который провёл первый курс для руководителей, давший сильный толчок дальнейшему развитию харцерства в Варшаве, как среди мальчиков, так и среди девочек. Подобные курсы проводились в 1913 г. и в 1914 г. с участием не только варшавян (18). Харцерская-скаутская работа велась также в Вильно, Лодзи, Люблине, Петракове, Радоме, Сосновце, Седлецах, Плоцке и других польских и украинских местах (19). Звено харцеров в Киеве было основано в 1913 г., а харцерок в 1914 г. (20).

В Варшаве Бронислав Боуффал (Bronisław Bouffał) с 1 января 1913 г. начал издавать двухнедельный польский журнал «Скаут», который выходил легально до начала войны в августе 1914 г. и издал в 1913 г. польский перевод книги Баден-Пауэлла «Skauting dla chłopców» (21).

Среди польских детей и юношества скаутизм, определенно, пользовался бóльшим успехом, чем у русских и других народов Российской империи. Война не остановила польскую скаутскую работу. Когда в 1915 г. русская часть Польши оказалась под немецкой оккупацией, то работа польских харцеров не была запрещена. В 1917 г., в оккупированной немцами Риге русские и латышские скаутские отряды были запрещены, а немецкие и польские продолжали работать.

Известно, что первый литовский скаутский отряд был основан не в Литве, а в России, в Воронеже в 1916 г. и основал его учитель Петрас Юргела из эвакуированных литовских школьников из Литвы.

В Одессе в 1917 г. работали еврейские скаутские отряды. Одним из руководителей был Яков Моисеевич Цвибак (1902-1994). Впоследствии, он стал известным русским журналистом, писавшим под псевдонимом Андрей Седых, редактировавший одно время в Нью-Йорке газету «Новое русское слово».

10 мая 1917 г. в Риге из русского 92 отряда выделилась группа немцев в самостоятельный немецкий отряд, а 3 августа из этого же отряда выделилось человек 50 латышей. Латышский отряд под руководством А.Бредерманиса получил номер 5. (Подробнее ниже в главе «Русские меньшинства» С.30).

Эстонские скауты считают своим основателем учителя физкультуры в ревельском (Tallinn) реальном училище и коммерческой школе Антона Ыунапуу (Anton Ȭunapuu), который основал в 1917 г. в этих школах скаутские отряды. (22).

В мае 1917 г. в Белой Церкви (Украина) был основан отряд, который стал официально называться Перший Білоцерківський курінь українских юнаків-скаутів с девизом «Вартуй». В начале 1918 г. в отряде было около 200 человек (23). Основателем был Евгений Слабченко. Там выходил журнал «Український скавтінг». Отряд просуществовал до 1922 г. Во время немецкой оккупации Украины гетман Павло Петрович Скоропадский (1873-1945) (его сын был петроградским скаутом) приказал создавать скаутские организации при средних школах. Поддерживал украинский скаутизм и Симон Васильевич Петлюра (1879-1926).

Василь Плющ считает отряд, основанный в марте 1917 г. в Чернигове, учеником 8 класса гимназии Олесем В., первым украинским скаутским отрядом. Во время немецкой оккупации в работе отряда принимал участие сотник УСС – Украинских сичевых стрельцов – военного формирования в рядах австрийской армии, воевавшей против России - Иван Чмола, который научил скаутов петь «Ще не вмерла Україна» и «Ой там на горі січ іде» (24).

Кучин в своей книге «Скауты России 1909-2007» на С.171 пишет, что «Во время Первой мировой войны вместе с потоком беженцев из Прибалтийского края, в Москве появились польские скауты – «Харцеры» (или «Гарцеры»): в 1918 году случалось видеть небольшие группы юношей в чёрных плащах и широкополых шляпах. Их одежда заметно отличалась от «классического» типа скаутского костюма. Они носили «бриджи», а не трусики, и галстуки типа «регат», а не косынки. Стетсоновские шляпы носили с полем, загнутым вверх и прикреплённым к тулье с левой стороны. Харцеры держались обособленно, но при встречах русские и польские скауты взаимно приветствовали друг друга салютом. В 1919 году харцеры в Москве уже не встречались, вероятно, все они возвратились на родину». Шляпы с полем загнутым вверх, на манер немецких колониальных войск, носили пфадфиндеры в Германии.

Далее Кучин пишет: «В 1921 году приняла чёткие формы организация еврейских скаутов «Маккаби». Основные кадры её составляли скауты-евреи, бывшие ранее в Московском обществе «Русский скаут». Идейно вдохновляемая и руководимая сионистами, организация «Маккаби» носила откровенно националистический характер. Наименование «Маккаби», связанное с библейскими маккавеями, означает «стража». Знак организации «Щит Давида» - шестиконечная бело-голубая звезда. «Маккаби» носили голубые галстуки-косынки. В их отрядах популяризировался древнееврейский язык, на этом языке пели песни и подавали команды. (...) Руководителем «Маккаби» был Лазарь Ицхов, студент Института восточнных языков».

У Кудряшова говорится, что во Владивостоке, кроме русских скаутов в 1917 г., было ещё две скаутские дружины, одна польская и одна корейская (25).

 

СКАУТИЗМ В ГРАЖДАНСКУЮ ВОЙНУ 1917 – 1922 гг.

Октябрьский переворот в 1917 г. и начавшаяся Гражданскаявойна нарушили нормальный ход развития скаутизма в России. Частьскаутов оказалась на территории, занятой белыми, - другая у красных. Безбожный коммунизм со своими идеями "разрушения старого мира" и "классовой борьбы" был чужд скаутизму. Симпатии подавляющего большинства скаутов, естественно, были на стороне белых.

В силу этого у большевиков, как сказано в "Педагогической энциклопедии" (М.1930,том II,стр.456), «в 1918-19 гг. был поднят вопрос о создании так наз. организации юков (юных коммунистов). Этим делом особенно заинтересовался Наркомздрав. Комсомол и партия не могли уделить достаточ­но внимания этой организации. Она фактически оставалась в руках старых скаутских работников. Все скаутские организации по территориям советской страны стали переименовываться в "юковские", не изменяя даже своего состава».

Русанов сообщает, что некоторые скаутские организации не приняли участия в движении юков, в том числе, лояльная большевикам дружина бойскаутов Общества «Московский скаут» пoд руководством Николая Шульца и дружина Владимира Шнейдерова, и многие петроградские скаутские отряды

Кроме Наркомздрава – Народного комиссариата здравоохранения (другими словами – министерства) и Наркомпроса (просвещение), юкам больше всего покровительствовал Всевобуч – Всеобщее военное обучение – созданное большевиками в марте 1918 г., просуществовавшее до 1923 г. Только после ликвидации Всевобуча Комсомол смог добиться запрещения скаутизма в СССР.

Первое постановление РКСМ – Российского коммунистического союза молодёжи (Комсомола) о ликвидации скаутских отрядов было вынесено в октябре 1919 г. на II съезде РКСМ, но оно не было проведено в жизнь. Прикрываясь именем "юков", скауты в Советской России про­должали свою работу в надежде на скорое падение большевизма.

Скаутские организации на территории, занятой белыми, пользо­вались полной поддержкой антикоммунистических правительств и, со сво­ей стороны, оказывали белым армиям посильную помощь на фронте и в тылу.

На Съезде скаутских руководителей Сибири, Урала и Приуралья, в Челябинске, 20 марта 1919 г., до прихода туда большевиков, при участии Иннокентия Николаевича Жукова (1875-1948), была учреждена Всероссийская организация скаутов, главой которой был единогласно избран Пантюхов, а его заместителем ст. скм. К.А. Перцов. Учреждение Всероссийской организации скаутов в условиях Гражданской войны имело чисто символическое значение, но нельзя и преуменьшать его значения для истории скаутизма в России, как свидетельство желания создать единую скаутскую организацию.

Уже в 1911 г. на Дону делались попытки начать разведческую работу, но об этом нам почти ничего не известно. В 1917 г. делались попытки возобновить эту работу, но только в 1918 г., после изгнания большевиков, была создана Донская скаутская организация. Начало ей было положено в боевой обстановке.

В понедельник, на рассвете 23 апреля (6 мая) 1918 г., в день св. Георгия и второй день Пасхи, Новочеркасск был взят казаками. Шли уличные бои. Один из казачьих командиров, по приказу Походного атамана генерала Попова, разыскал скаутского начальника и приказал ему собрать скаутов и спешить с медикаментами на помощь раненым. Через 15-20 минут собралось три бой-скаута и семь герль-скаутов (терминология того времени), спешивших с медикаментами к раненым, но их перехватили и послали тушить пожар зернового склада. Группа разделилась, пожар был потушен и помощь раненым оказана (26).

После этого Походный атаман дал приказ повсеместно создавать скаутские отряды и дружины. Скаутская организация была признана государственной. Руководители получали жалование. Уже 29 августа и 2 октября 1918 г. (вероятно, по старому стилю) были проведены съезды руководителей (27).

2 (15) августа 1919 г. Донской атаман генерал Африкан Петрович Бог



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.89.116.152 (0.081 с.)