Возрастной
период
| Социальная
ситуация
развития
| Ведущая
деятель-ность
| Основные новообразования
| Становление жизненного мира
| |
Центральное
новообразова-ние
| Другие важнейшие новообразования
| |
|
|
|
|
|
|
| |
Новорож-денность
(1— 2мсс.)
| Полная биологи-
ческая зависимость от матери
|
-
|
-
| Комплекс оживления
| Сохраняется первичный
(простой и легкий)
жизненный мир
| |
Младенчест-
во (до 1 года)
| Общая жизнь
ребенка с матерью (ситуация
«Мы»)
| Непосред-
ственно-
эмоциональ-
ное общение с матерью
| Потребность в общении со взрослым
| Дифференцирован-ные ощущения и эмоциональные состояния. Восприя-тие объектов.
Автономная речь.
Начальные формы
наглядно-действенного
мышления.
Кратковременная фиксация на объектах (непроизвольное внимание)
| Появляется трудность
внешнего мира.
Дифференцируются линии развития простого и «как
бы легкого» (трудность
незначима) и простого и трудного жизненного мира.
Первая преобладает
| |
Раннее детство
(1 — 3 года)
| Познание мира окружа-ющих вещей, совместная деятельность
со взрослым
| Предметно-
Манипуля-тивная
деятельность
| Сознание «я сам»
| «Аффективное»
восприятие объектов и ситуаций.
Развитая активная речь.
Наглядно-действен-ное мышление. Формирование внутреннего плана действий.
Узнавание и вос-произведение.
Непроизвольное вни-
мание
|
Продолжаются две ранее выделившиеся линии развития. Доля детей с линией онтогенеза простого и трудного жизненного мира (со значимой труднос-тью) возрастает
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Дошкольное
детство
(3—7 лет)
| Познание мира
человеческих
отношений и их
имитация
| Сюжетно-
ролевая игра
| Соподчинение мотивов.
Самосознание
| Сформированная правильная речь.
Развитая непроизвольная память; начало развития произвольной
памяти.
Целенаправленное анализирующее восприятие.
Наглядно-образное
мышление; в конце периода переход к словесному мышлению
Творческое воображение
| Появляется сложность
внутреннего мира. Дифференцируются линии онтогенеза, ведущие к будущим различным типам жизненного мира
взрослого человека. Преобладает линия развития сложного и трудного мира (со значимыми слож-
ностью и трудностью)
| |
|
|
|
| Дифференциация перцептивных и эмоциональных
процессов. Расширение
круга эмоций.
Эмоциональная
регуляция поведения
|
| |
Младший школьный возраст (7—11 лет)
| Социальный статус школьника (ситуация обучения)
| Учебная деятель-ность
| Произволь-ность.
Чувство компетент-ности
| Словесно-логическое мышление (с опорой на наглядность).
Анализирующее восприятие; появление синтезирующего восприятия (в конце периода).
Произвольная смысловая память.
Произвольное внимание.
Учебные мотивы.
Адекватная самооценка.
Обобщение пережи-
ваний, логика чувств и появление внутренней
жизни
| Закрепление выделившихся в дошкольном детстве линий онтогенеза в связи с развитием мотивов учения
| |
Подростко-
вый возраст
(11— 15 лет)
| Эмансипация от взрослых и группиро-вание
| Интимно-личностное общение со сверст-никами
| Чувство взрослости (младший
подростковый возраст).
«Я-концепция» (старший подростковый возраст)
| Теоретическое рефлексивное мышление.
Интеллектуализация
восприятия и памяти. Личностная рефлексия.
Гипертрофированная
потребность в общении со сверстниками
| Линии онтогенеза жизненного мира оформляются в основных своих чертах как сложившиеся,
развитые типы
| |
Старший
школьный
возраст (16— 17 лет)
| Первоначаль-
ный выбор жизненного пути
| Учебно-
профессио-
нальная деятельность
| Самоопределение
| Дифференциация способностей.
Ориентация на будущее.
Мировоззрение.
Нравственная устойчивость поведения
| Происходит окончательное становление типов жизненного мира
| |