Организация проблемных уроков в целом даёт повышение эффективности обучения, активизирует умственную, творческую деятельность учащихся. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация проблемных уроков в целом даёт повышение эффективности обучения, активизирует умственную, творческую деятельность учащихся.



Эти факты исследований учёных-педагогов подтверждают в моей практике ряд проблемных уроков изучения нового материала

(Приложения 1.2)

Структура проблемного урока, в отличие от структуры непроблемного, имеет элементы логики познавательного процесса (логики продуктивной мыслительной деятельности), а не только внешней логики процесса обучения.

Задачи проблемного урока.

Обучающие: изменение мотивации всех участников – субъектов образования, способствовать актуализации, закреплению и обобщению полученных знаний, самостоятельному конструированию новых знаний.

Развивающие: способствовать овладению культурой ведения дискуссий, умению высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности, создавать целостное видение проблемы.

Воспитательные: изменение отношения к содержанию образования как к синтезу самообразования, самоорганизации, самоконтроля; моделированию собственной системы ценностей и вариативному проектированию модели своего поведения, базирующихся на идее развития и свободы выбора.

Основные этапы и приёмы их реализации.

Организационный момент урока изучения нового материала.

Преимущества самого первого этапа проблемного урока хорошо видны при сравнении с другими типами организации обучения. Предполагает активизацию познавательного интереса.

Придерживаюсь мнения, что каждый урок должен отличатся от предыдущих своим началом.

· Рифмованное начало урока.

Начало урока с элементами театрализации.

С эпиграфа к уроку.

С высказывания выдающихся людей, относящихся к теме урока.

Игры – энергизаторы.

· Первичное введение материала с учётом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся.

· Указание на то, что учащиеся должны запомнить.

· Сообщение либо актуализация техники запоминания.

Цели данного этапа:

-психологический настрой учащихся;

-обеспечение учащемуся, с учётом индивидуальных способностей и личностных качеств, условий для успешного выполнения задания, заинтересовать его самим познавательным процессом.

 

Актуализация знаний. Постановка учебной проблемы.

В проблемном уроке особое место занимает актуализация прежних знаний, которая в какой-то степени занимает место опроса. Однако актуализация более широкое понятие, она может включать опрос как составную часть. Если при опросе задача учителя заключается в том, чтобы выявить объём и качество знаний и умений и навыков учащихся, то основная цель актуализации – посредством воспроизведения ранее полученных знаний подготовит почву для активного усвоения нового материала, то есть прежние задания сделать актуальными в данный момент. Именно на этапе актуализации ставятся проблемные вопросы, возникают проблемные ситуации и ставятся учебные проблемы.

Поиск решений.

Первичное закрепление.

Самостоятельная работа учащихся.

Итог урока.

2. Домашнее задание.

Уроки-путешествия. (Приложения 3,4).

Н-р, урок математики во 2 классе составлен в виде путешествия по стране Многоугольников с использованием групповой формы работы.

Цель: сформировать умение выделять существенные признаки многоугольников

Задачи:

1. ознакомление с существенными признаками квадрата, как одним из видов многоугольников;

2. способствовать развитию логического мышления: умению анализировать, синтезировать, классифицировать, сравнивать и обобщать;

3. воспитывать и активизировать интерес к предмету, творческому поиску на уроке математики.

«Активные» методы, приёмы и формы обучения младших школьников.

Все методы, формы, приёмы, которые использованы на уроках формируют УУД учащихся.

Творческие задачи.

Развитию творческих способностей учащихся в значительной мере способствуют задачи, требующие использования жизненного опыта и повседневных наблюдений. Жизненный опыт часто вступает в противоречие с полученными на занятиях сведениями, порождая проблемные ситуации, дискуссии, споры, что является предпосылкой для создания творческой атмосферы на уроке.

Основные задачи учителя по развитию творческих способностей учащихся:

- Обучение школьников самостоятельному видению проблем в стандартных ситуациях.

- Ближнему и дальнему переносу знаний и умений в новую ситуацию.

- Видению новой функции знакомого объекта.

- Умению увидеть элементы объекта в связи.

- Умению альтернативно мыслить, комбинировать ранее усвоенные способы деятельности в новой ситуации. (И.Лернер).

Творческая задача – это задача, при которой необходимо найти новый алгоритм решения. Условия таких задач не говорят о том, какие знания понадобятся для их решения. Поэтому деятельность учащихся направлена на их выявление и подбор необходимых сведений

Творческие задачи позволяют:

- обобщить, повторить и усвоить учебный материал;

- ознакомить учащихся с последними достижениями области науки и техники;

- развивать творческие способности учащихся, познавательный интерес, абстрактное и логическое мышление;

- формировать навыки совместной работы;

- устанавливать межпредметные связи.

Лучше предлагать открытые задачи: т.е. допускающие варианты условия, разные пути решения, набор вероятных ответов. Такие задачи можно назвать творческими: они содержат противоречия, допускают серию ответов, часто взаимоисключающих; для их решения требуется применение знаний из разных областей науки.

Примеры:

- Почему змеи заползают на спящих людей? (Змеи хладнокровные и заползают погреться).

- Некоторые морские птицы могут подолгу сопровождать теплоходы. Почему? (надёжный источник пищи).

Задачи на наблюдательность.

К задачам на наблюдательность относятся такие, для решения которых достаточно обратиться к известным фактам и явлениям. Систематическая работа в этом направлении побуждает учащихся иначе взглянуть на обычные явления.

Например: - Когда на уроке физкультуры вы выполняете команду: «Положите руки на бёдра!», в действительности на какие кости опираются ваши руки? Ответы учащихся: тазовая кость, бедренная кость.

Этот простой вопрос даёт возможность выяснить, правильно ли школьники различают научные термины и житейские названия, верно ли представляют топографию скелета. Они учатся анализировать факты обыденной жизни и, прежде всего, обучаются подмечать их.

Ещё один важный вопрос – организация наблюдения над материалом. Задача учителя - будить мысль, давать простор самостоятельным суждениям, выводам и умозаключениям детей.

Например, как в 1, так и во 2 классе фразеологизмы даны в упражнениях. Можно в дополнение к заданиям упражнений использовать фразеологический словарик, ставя перед учениками различные задачи, организуя их наблюдения.

К примеру:

- к какому случаю из жизни подходит один из фразеологизмов (сел в галошу, клевать носом, льёт как из ведра);

- у кого бывало такое настроение, из-за чего (вешать нос, потерять голову,

проглотить язык, сидеть сложа руки);

- какие фразеологизмы близки по смыслу (навострить уши, ушки на макушке, взять себя в руки)?

Работая над фразеологизмами, пословицами, загадками как устойчивыми сочетаниями слов, можно проводить с детьми наблюдение над известными в речи крылатыми выражениями (образные, меткие выражения). Много крылатых выражений дают нам басни И.А.Крылова. Полезно порекомендовать детям прочитать басни «Квартет», «Стрекоза и Муравей», «Слон и Моська» и обсудить, в каком смысле употребляются в речи крылатые выражения из этих басен.

Наблюдения во 2 классе можно начать с понятия «свободные и устойчивые сочетания слов».

1) Прочитайте.

Лесной ключ, горный ключ, прозрачный родник, запасной ключ, нотный ключ, новый ключ.

2) Какой смысл имеют данные словосочетания7 С какими словами можно соединить слово ключ? Придумайте словосочетания.

3)Придумайте словосочетание со словом родник. Синонимом какого слова является слово родник?

Правило: В речи одни и те же слова(ключ, родник, ручей и т.п) могут соединяться с разными словами. Такие словосочетания называются свободными. (Шумит горный ключ. Из родника течёт ручеёк. Новый ключ лежал на столе).

При составлении задач на установление причинных связей возможно использование наблюдений самих учеников.

Например: - В большинстве стран в жару пьют прохладительные напитки, а вот в странах Азии принято пить горячий чай даже в самые знойные часы. Как это объяснить? Ответы учащихся: - горячий чай утоляет жажду, улучшает потоотделение; с потом из организма удаляются вредные вещества;

- употребление горячего напитка повышает температуру тела. По мере поступления в пищеварительный тракт горячий напиток принимает температуру тела, но при этом усиливается потоотделение и расширяются сосуды. Что ведёт к охлаждению организма.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.207.218.95 (0.034 с.)