Тема 2. 4 особенности общения лиц с речевой патологией при различных речевых патологиях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. 4 особенности общения лиц с речевой патологией при различных речевых патологиях



Общение как главное условие полноценного развития ребёнка. Особенности взаимодействия ребёнка с речевой патологией со сверстниками. Характер организации собственного речевого поведения ребёнка с речевой патологией. Взаимодействие со взрослым – решающий фактор становления общения ребёнка. Типы общения ребёнка со взрослым.(М.И. Лисина). Особенности типа общения, мотива и средств общения у детей с речевой патологией. Развитие коммуникативных умений и навыков у детей с речевой патологией.

Особенности общения лиц с речевой патологией при различных нарушениях речи.

 

Список литературы

Основная литература

1. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. – М.: Издательский центр «Академия»,2006.

2. Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь: Учебное пособие / Сост. Н.В. Новоторцева. – 4-е изд., перераб. и доп. – СПб.: КАРО, 2006.

3. Косякова О.О. Логопсихология: учебн. пособие / О.О. Косякова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

4. Трошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихология: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

5. Шипилова Е.В. Основы логопсихологии / Е.В. Шипилова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.

 

Дополнительная литература:

6. Аксенова Л.И., Лисеев А.А., Тюрина Н.Ш., Шкадаревич Е.В. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до трех лет // Дефектология. – 2002. - № 3.

7. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро-и патопсихологии. – М., 1997

8. Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: Пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Айрис-пресс, 2005.

9. Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигередо Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью: Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями.- М., 1991.

10. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. – М., 1987.

11. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. – М., 1990.

12. Власенко И.Т. Словесное мышление взрослых и детей с нарушениями речи.- М., 1990.

13. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. – М.: Книголюб,2004.

14. Волковская Т.Н. Особенности работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения для детей с нарушениями развития // Коррекционная педагогика. – 2003. - №2.

15. Волосовец Т.В. Состояние и перспективы развития системы ранней помощи детям // Дефектология. – 2002. - №3.

16. Воронова А.П. Нарушение зрительного гнозиса у дошкольников с речевой патологией // Дефектология. – 1993. - №1.

17. Выготский Л.С. Речь и мышление./ Собр. Соч,: в 6 т. – М.: 1990, Т 2

18. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: 2004

19. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: 2004.

20. Гаркуша Ю.Ф. Опыт развития произвольного внимания у детей с моторной алалией //Дефектология. – 1983.- №4.

21. Глухов В.П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Недоразвитие и утрата речи. – М., 1985.

22. Гуровец Г.В., Маевская С.И. Генезис, клиника и основные направления работы при моторной алалии // Недоразвитие и утрата речи. – М., 1985.

23. Жинкин Н.И. Язык. Речь. Интеллект. // Недоразвитие речи у дошкольников / Под ред. Р.М. Беловой-Давид.- М., 1972.

24. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. – М., 1990.

25. Калягин В. А., Овчинникова Т.С. Психолого-педагогическая диагностика детей и подростков с речевыми нарушениями: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – СПб.: 2005.

26. Ковшиков В.А., Элькин Ю.А. О состоянии мышления и его соотношении с речью у детей с экспрессивной алалией. – Л., 1979.

27. Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений/ Под общ. ред. д.м.н. Е.М. Мастюковой. – М.: АРКТИ, 2003.

28. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. – СПб.: Речь, 2006.

29. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения.- М.: 1986.

30. Маланов С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. Теоретические и методические материалы. – М.: МПСИ, Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001.

31. Мастюкова Е.М. О расстройствах памяти у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 1972.– №5.

32. Основы специальной психологии /Под. ред.Кузнецовой Л.В. – М., 2002.

33. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е.Левиной. – М., 1968.

34. Павлова О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с общим недоразвитием речи: Психолингвистика и современная логопедия. – М., 1998.

35. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002.

36. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.

37. Психические расстройства у детей. Речевые нарушения у детей./ Г.Ю. Окунева, А.А. Белошеева, В.А. Голышева, Л.Г. Неволина. – Пермь.: «Здравствуй», 1999.

38. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. -–СПб,: Речь, 2005.

39. Селивёрстов В.И. О психологии модели феномена фиксированности заикающихся на своём дефекте // Учитель-дефектолог. Проблемы подготовки /Отв. Ред. В.А. Лапшин. – М., 1989.

40. Селивёрстов В.И. Заикание у детей. – М.,1994.

41. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учебн. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

42. Солодянкина О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ, 2007.

43. Соловьёва Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи //Дефектология. – 1996. - №1

44. Шаповал И.А. Специальная психология: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

45. Шаповал И.А Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

46. Уманская Н.М. Приёмы выявления состояния интеллекта у детей дошкольного возраста при речевом недоразвитии // Дефектология. – 1977. –№2.

47. ФотековаТ.А., Переслени Л.И. Особенности познавательной деятельности младших школьников с недоразвитием речи и с задержкой психического развития // Дефектология. –1993.– №5.

48. Чиркина Г.В. Раннее распознавание и коррекция отклонений речевого развития у детей 2 - 4-х лет //Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития. - М., 1999.

49. Щипицина Л.М., Волкова Л.С. Некоторые особенности эмоционально-личностных качеств у младших школьников с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 1993. - №4.


III. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

3.1. Тематический план

 

  Наименование разделов и тем курса Количество часов  
всего В том числе
Лекции   лабораторные   семинарские   самостоятельная работа студентов
           
РАЗДЕЛ I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ          
1.1.Возникновение и развитие логопсихологии          
1.2.Соотношение первичных и вторичных признаков в структуре дефекта          
Итого по разделу:          
РАЗДЕЛ II ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЦ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОЛГИЕЙ          
2.1. Особенности познавательных процессов лиц с речевой патологией          
2.2. Особенности личности при различных речевых патологиях          
2.3. Особенности общения лиц с речевой патологией при различных речевых патологиях          
2.4. Готовность детей с нарушениями речи к обучению в школе          
Итого по разделу:          
ВСЕГО:          

 

 

3.2.Планы лекционных занятий

 

№ п\п Название темы Кол-во часов План лекции
1. Возникновение и развитие логопсихологии.   1.Определение, предмет, объект и основные направления исследования в логопсихологии. 2.Внутрисистемные и межсистемные связи логопсихологии с психологическими, педагогическими и медико-биологическими науками. 3.История развития логопсихологии как науки. 4. Современные методы исследования практической логопсихологии.  

 

Основная литература

1. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. – М.: Издательский центр «Академия»,2006.

2. Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь: Учебное пособие / Сост. Н.В. Новоторцева. – 4-е изд., перераб. и доп. – СПб.: КАРО, 2006.

3. Косякова О.О. Логопсихология: учебн. пособие / О.О. Косякова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

4. Трошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихология: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

5. Шипилова Е.В. Основы логопсихологии / Е.В. Шипилова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.

 

Дополнительная литература:

  1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии.- М., 1997.
  2. Основы специальной психологии /Под. ред.Кузнецовой Л.В. – М., 2002.
  3. Павлова О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с общим недоразвитием речи: Психолингвистика и современная логопедия. – М., 1998.
  4. Усанова О.Н. Специальная психология. – М., 1997.

 

 

№ п\п Название темы Кол-во часов План лекции
2. Соотношение первичных и вторичных признаков в структуре речевого дефекта   1. Понятие структуры дефекта 2. Соотношение первичных и вторичных дефектов в системе речевых нарушений. Л.С.Выготский. А.Р.Лурия о первичной базе формирования речи. 3. 3.Принципы дифференциальной диагностики при разграничении тяжелых речевых нарушений от сходных по внешним проявлениям состояний (ОНР И ЗРР, ОНР и умственная отсталость, сенсорная алалия и нарушения слуха, речевая патология и РДА)

 

Основная литература

  1. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. – М.: Издательский центр «Академия»,2006.
  2. Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь: Учебное пособие / Сост. Н.В. Новоторцева. – 4-е изд., перераб. и доп. – СПб.: КАРО, 2006.

 

Дополнительная литература:

  1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии.- М., 1997.
  2. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. – М., 1987.
  3. Выготский Л.С. Речь и мышление./ Собр. Соч,: в 6 т. – М.: 1990, Т 2
  4. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: 2004
  5. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: 2004.
  6. Маланов С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. – М., 2001.
  7. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. – М., 1990.
  8. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е.Левиной. – М., 1968.
  9. Основы специальной психологии /Под. ред.Кузнецовой Л.В. – М., 2002.
  10. Чиркина Г.В. Раннее распознавание и коррекция отклонений речевого развития у детей 2 - 4-х лет //Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития. - М., 1999.

 

№ п\п Название темы Кол-во часов План лекции
3. Особенности познавательных процессов лиц с речевой патологией   1. 1 Роль речи в развитии познавательных процессов у детей. 2. Особенности внимания при речевой патологии. 3. Особенности восприятия при речевой патологии 4. Особенности памяти при речевой патологии 5. Особенности мышления при речевой патологии  

 

Основная литература

  1. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. – М.: Издательский центр «Академия»,2006.
  2. Косякова О.О. Логопсихология: учебн. пособие / О.О. Косякова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  3. Трошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихология: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Дополнительная литература:

1. Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигередо Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью: Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями.- М., 1991.

2. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. – М., 1990.

3. Власенко И.Т. Словесное мышление взрослых и детей с нарушениями речи.- М., 1990.

4. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: 2004

5. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: 2004.

6. Гаркуша Ю.Ф. Опыт развития произвольного внимания у детей с моторной алалией //Дефектология. – 1983.- №4.

7. Глухов В.П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Недоразвитие и утрата речи. – М., 1985 Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: 2004

8. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: 2004.

9. Гаркуша Ю.Ф. Опыт развития произвольного внимания у детей с моторной алалией //Дефектология. – 1983.- №4.

10. Глухов В.П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Недоразвитие и утрата речи. – М., 1985

11.

 

№ п\п Название темы Кол-во часов План лекции
6. Особенности формирования личности при различных речевых патологиях   1.Понятие о структуре личности. Структура личности по К. Платонову. 2. Типы личности при речевых нарушениях. 3. Акцентуации характера. 4. Самооценка. Ее значение для гармоничного развития личности. Диагностика уровня самооценки.

 

Основная литература

  1. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. – М.: Издательский центр «Академия»,2006.
  2. Косякова О.О. Логопсихология: учебн. пособие / О.О. Косякова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  3. Трошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихология: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Дополнительная литература:

 

  1. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. – М., 1990.
  2. Калягин В. А., Овчинникова Т.С. Психолого-педагогическая диагностика детей и подростков с речевыми нарушениями: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – СПб.: 2005.
  3. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. – СПб.: Речь, 2006.

 

3.3. Планы семинарских занятий

 

 

№ п\п Название темы Кол-во часов План семинарского занятия
2. Соотношение первичных и вторичных признаков в структуре речевого дефекта   1. Определить параметры дифференциальной диагностики при разграничении тяжелых речевых нарушений от сходных по внешним проявлениям состояний (ОНР И ЗПР, ОНР и умственная отсталость, сенсорная алалия и нарушения слуха, речевая патология и РДА)  
Практическое задание: Подготовить опорный конспект: «Значение работ Л.С. Выготского и Р.Е. Левиной в становление логопсихологии». Составить таблицу: «Дифференциальная диагностика общего недоразвития речи и других сходных по проявлениям нарушений (умственная отсталость, задержка психического развития, аутизм)

 

Литература

  1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии.- М., 1997.
  2. Маланов С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. – М., 2001.
  3. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е.Левиной. – М., 1968.
  4. Основы специальной психологии /Под. ред.Кузнецовой Л.В. – М., 2002.
  5. Павлова О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с общим недоразвитием речи: Психолингвистика и современная логопедия. – М., 1998.
  6. Уманская Н.М. Приёмы выявления состояния интеллекта у детей дошкольного возраста при речевом недоразвитии // Дефектология. – 1977. –№2.
  7. Усанова О.Н. Специальная психология. – М., 1997.

 

 

№ п\п Название темы Кол-во часов План семинарского занятия
3. Развитие познавательных процессов у детей с речевой патологией   1. Состояние высших психических функций у лиц с нарушениями речи. 2. Развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста. 3. Исследование сенсорных и тактильных нарушений, виды диагностических тестов. 4. Исследование процессов внимания у детей 5. Исследование процессов памяти. 6. Исследование мышления. 7. Эмоционально-личностные особенности детей с нарушениями речи.
Практическое задание: 1. Конспект: «Связь речи с развитием познавательных процессов детей с речевыми нарушениями» Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды / - М., АРКТИ, 2005. 2. Заполнить таблицу: «Возрастные кризисы развития ребёнка и особенности их протекания у детей с речевыми нарушениями»  

 

Литература

1. Власенко И.Т. Словесное мышление взрослых и детей с нарушениями речи.- М., 1990.

2. Воронова А.П. Нарушение зрительного гнозиса у дошкольников с речевой патологией // Дефектология. –1993. –№1.

3. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М., 2004.

4. Выготский Л.С. Психология развития ребёнка. – М., 2004.

5. Выготский Л.С. Речь и мышление. / Собр. соч.: В 6 т. - М., 1990, Т.2

6. Гаркуша Ю.Ф. Опыт развития произвольного внимания у детей с моторной алалией //Дефектология. – 1988.- №2.

7. Жинкин Н.И. Язык. Речь. Интеллект. // Недоразвитие речи у дошкольников / Под ред. Р.М. Беловой-Давид.- М., 1972.

8. Ковшиков В.А., Элькин Ю.А. О состоянии мышления и его соотношении с речью у детей с экспрессивной алалией. – Л., 1979.

9. Мастюкова Е.М. О расстройствах памяти у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 1972.– №5.

10. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е.Левиной. – М., 1968.

11. Основы специальной психологии / Под ред. Кузнецовой Л.В. – М., 2002.

12. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста // Дефектология. – 1985.- №4.

13. Уманская Н.М. Приёмы выявления состояния интеллекта у детей дошкольного возраста при речевом недоразвитии // Дефектология. – 1977. –№2.

 

№ п\п Название темы Кол-во часов План семинарского занятия
6. Особенности общения лиц с речевой патологией при различных речевых патологиях   1. Формы общения ребёнка со взрослым и со сверстниками 2. Особенности формирования общения у детей с нарушениями речи  
Практическое задание: Заполните таблицы : 1. Основные типы общения ребёнка со взрослым 2. Основные типы общения ребёнка со сверстником
Форма общения мотив Потребность в общении Средства общения

 

 

Литература

 

1. Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигередо Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью: Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями.- М., 1991.

2. Логопедия: Учебник для пед. вузов. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.– М., 2002.

3. Основы специальной психологии /Под. ред.Кузнецовой Л.В. – М., 2002.

4. Селивёрстов В.И. О психологии модели феномена фиксированности заикающихся на своём дефекте // Учитель-дефектолог. Проблемы подготовки /Отв. Ред. В.А. Лапшин. – М., 1989

5. Усанова О.Н. Специальная психология. – М., 1997.

6. Щипицина Л.М., Волкова Л.С. Некоторые особенности эмоционально-личностных качеств у младших школьников с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 1993. - №4.

 

Темы для самостоятельного изучения   Изучаемые вопросы   Кол-во часов     Формы самостоятельной работы     Методическое обеспечение     Форма отчётности  
  Теоретические основы логопсихологии.       Причины возникновения речевых патологий. Функции речи.           Изучение, конспектирование, теоретических источников.   1.Волкова Л.С. Логопедия. – М., 1989. 2.Маланов С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. – М., 2001. 3.Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е.Левиной. – М., 1968.     конспект  
Соотношение первичных и вторичных признаков в структуре речевого дефекта.   Сравнительная характеристика детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с нарушением слуха.   Заполнение таблицы 1. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии.- М., 1987 2.Основы специальной психологии /Под. ред.Кузнецовой Л.В. – М., 2002. 3.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. – М., 1990.   таблица  
  Особенности развития познавательных процессов у детей с нарушениями речи.       Моторное развитие детей с речевой патологией.       Изучение и анализ теоретических источников.   1.Власенко И.Т. Проблемы логопедии и принципы анализа речевых и неречевых процессов у детей с недоразвитием речи // Дефектология.- 1988.- №4. 2.Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить. –Спб., 1998. 3.Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика: Ранний и дошкольный возраст. – М., 1997. .       конспект    
Изучение высших психических функций у детей с речевой патологией.   Обследование внимания, памяти, восприятия, мышления у детей с общим недоразвитием речи и с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Анализ методической литературы. 1.Уманская Н.М. Приёмы выявления состояния интеллекта у детей дошкольного возраста при речевом недоразвитии // Дефектология. – 1977. –№2. 2.Основы специальной психологии / Под ред. Кузнецовой Л.В. – М., 2002. 3.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста // Дефектология. – 1985.- №4. 4.Белякова Л.И., Гаркеуша Ю.Ф., Власенко И.Т. Словесное мышление взрослых и детей с нарушениями речи.- М., 1990.   Протокол обследования Анализ результатов, Индивидуальный коррекцион ный маршрут.  
Возрастные кризисы развития.   Кризис первого года жизни. Кризис трёх лет. Кризис семи лет.     Изучение, анализ и конспектирование теоретического источника. Выготский Л.С. Психология развития ребёнка. – М., 2004.   конспект  
Исследование эмоционально-волевой и личностной сферы у детей с речевой патологией. Изучение эмоционально-волевой сферы детей с общим недоразвитием речи.   Обследование эмоционально-волевой сферы у детей с общим недоразвитием речи. Анализ методической литературы. 1.Основы специальной психологии /Под. ред.Кузнецовой Л.В. – М., 2002. 2.Щипицина Л.М., Волкова Л.С. Некоторые особенности эмоционально-личностных качеств у младших школьников с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 1993. - №4.   Протокол обследования Анализ результатов, Индивидуальный коррекцион ный маршрут.  
Особенности общения при различных формах речевой патологии.   Особенности личности детей с заиканием».   Изучение, анализ и конспектирование теоретического источника.   1.Селивёрстов В.И. Заикание у детей. – М.,1994. 2.Селивёрстов В.И. О психологии модели феномена фиксированности заикающихся на своём дефекте // Учитель-дефектолог. Проблемы подготовки /Отв. Ред. В.А. Лапшин. – М., 1989   опорный конспект  

 

IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Темы рефератов

1. Соотношение первичных и вторичных признаков в структуре речевого дефекта.

2. Принципы дифференциальной диагностики.

3. Особенности восприятия различной модальности у детей с речевой патологией.

4. Влияние нарушений мыслительной деятельности на состояние речевой активности ребёнка.

5. Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с речевой патологией.

6. Особенности межличностных отношений при системных нарушениях речи.

 

 

Темы курсовых работ

 

1. Особенности внимания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

2. Характеристика наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

3. Изучение игровой деятельности у детей с общим недоразвитием речи.

4. Изучение уровня сформированности учебной деятельности у детей с общим недоразвитием речи.

5. Развитие мнестических процессов у детей с речевой патологией.

6. Характеристика слухового восприятия у детей с речевой патологией.

7. Роль слухового внимания в развитии речи у детей.

8. Особенности общения детей с общим недоразвитием речи со взрослыми.

9. Особенности развития личности ребёнка с заиканием.

10. Характеристика воображения у детей с общим недоразвитием речи.

 

 

Темы квалификационных работ

 

1. Особенности внимания у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и общим недоразвитием речи.

2. Формирование словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

3. Коррекционно-педагогическая работа по развитию слухового внимания и восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.

4. Система коррекционно-педагогической работы по формированию зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

 

Вопросы к зачёту

1. Теоретические основы логопсихологии.

2. Соотношение первичных и вторичных дефектов в структуре речевых нарушений.

3. Роль речедвигательного анализатора в развитии речи ребёнка.

4. Виды апраксий, их характеристика.

5. Роль речеслухового анализатора в развитии речи ребёнка.

6. Неречевые формы нарушения слухового восприятия и методика исследования.

7. Роль зрительного анализатора в развитии речи ребёнка.

8. Характеристика предметной зрительной агнозии.

9. Мнестическая деятельность. Особенности нарушения процессов памяти и их влияние на формирование речи у дошкольников.

10. Психологические особенности детей с системными нарушениями.

11. Задачи и методы психологического изучения детей-логопатов.

12. Общая характеристика влияния речевых нарушений на психическое развитие детей.

13. Особенности психического развития дошкольников и подростков, страдающих невротической формой заикания.

14. Особенности поведения дошкольников и детей подросткового возраста, страдающих неврозоподобной формой заикания.

15. Психологические особенности детей, страдающих дизартрией.

16. Психологические особенности детей с ринолалией.

17. Возрастные кризисы и их влияние на проявление речевых нарушений.

18. Особенности слухового восприятия у детей недостатками устной и письменной речи. Примеры.

19. Особенности зрительного восприятия у детей с недостатками устной и письменной речи. Примеры.

20. Особенности моторно-двигательного развития у детей с недостатками устной и письменной речи. Примеры.

21. Особенности мнестической деятельности детей с разными речевыми патологиями. Примеры.

22. Особенности мыслительной деятельности у детей с разными речевыми патологиями. Примеры.

23. Особенности внимания детей с разными нарушениями речи.

24. Объясните положение, что отношение ребёнка-логопата к своему недостатку входит в понятие сложной структуры дефекта.

25. Объясните понятие: «фиксированность заикающихся на своём речевом недостатке».

26. Особенности типа общения, мотива и средств общения у детей с речевой патологией.

27. Особенности взаимодействия ребёнка с речевой патологией со сверстниками.

28. Характер организации собственного речевого поведения ребёнка с речевой патологией.

29. Особенности социального поведения детей при заикании.

30. Особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей с разными речевыми патологиями. Примеры.

31. Определите мероприятия по коррекции эмоционально-волевой сферы и межличностных отношений у детей с нарушениями речи.


Основные понятия


Агнозия

Адаптация

Акустический

Алалия

Амбидекстрия

Амнезия

Анализаторы

Анамнез

Анартрия

Аномальные дети

Апраксия

Астения

Атаксия

Аутизм

Афазия

Аффект

Внимание

Воля

Воображение

Восприятие

Высшие психические функции

Гнозис

Госпитализм ранний

Депривация

Деятельность

Дифференцированное торможение

Заикание

Зрительный анализатор

Интеллект

Инфантилизм

Коммуникативная функция речи

Компенсация

Коррекция

Личность

Локализация функций

Невропатия

Негативизм

Общение

Онтогенез

Ощущение

Оптико-пространственный гнозис

Память

Патогенез

Подражание

Психотерапия

Ринолалия

Самосознание

Сенсомоторный

Сенсорный

Симультанный

Слуховой анализатор

Тактильный

Фонематический слух

Эмоции

Эмоционально-волевая сфера

 


Требования к зачёту

" зачтено" получают студенты,

-усвоившие теоретические основы логопсихологии, необходимые для эффективной организации коррекционно-образовательного процесса в специальном (коррекционном) учреждении,

- овладевшие умениями изучать психическое развитие детей с нарушениями речи, анализировать данные психолого-педагогического исследования, разрабатывать основные направления коррекционно-педагогической работы. Результаты практической деятельности представлены студентами в виде отчёта, который включает:

-исследование психических особенностей ребёнка с речевой патологией,

-индивидуальный коррекционный маршрут,

-содержание коррекционной работы,

-методы и приёмы коррекционной работы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.83 с.)