Существует ли связь между аттитюдом и поведением. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Существует ли связь между аттитюдом и поведением.



Во прос о том, связаны ли наши аттитюды с поведением

выходит за рамки изучения социальной установки. На самом деле,

эта проблема гораздо шире - о природе человека, о том,

насколько тесна связь между “внутренним” личным миром человека

и его “внешними” проявлениями.

В основе многих психологических учений лежит предпосылка,

что личные убеждения и чувства определяют социальное поведение

людей. Для того, чтобы изменить поведение, необходимо изменить

образ мыслей человека, его оценки социальных объектов. В

конечном итоге, вопрос о связи поведения и установок - это

вопрос о возможности целенаправленного влияния на поведение.

Н ад о сказать, что проблема взаимосвязи поведения и

установок являлась одной из самых дискуссионных на протяжении

всей истории изучения аттитюдов.

Так, в самом начале пути исследования социальных установок,

не было сомнений в том, что по аттитюдам людей можно

предсказывать их поступки. Но результаты эксперимента Р.

Лапьера (LaPiere), опубликованные им в 1934 году, не только

разрушили привычную аксиому взаимосвязи социальной установки и

поведения, но надолго ослабили интерес к ее изучению.

И сс ледование Лапьера длилось в течение двух лет. Он

путешествовал с парой китайских молодоженов, посещая рестораны и

гостиницы, в общей сложности посетив 251 место. Это путешествие

было предпринято в то время, когда в Америке существовало

стойкое предубеждение против выходцев из Азии. Однако спутники

Лапьера только один раз за все время путешествия получили отказ

поселить их в гостиницу. Спустя шесть месяцев Лапьер разослал

во все отели, где они благополучно останавливались во время

путешествия, письма с просьбой принять его и китайцев еще раз.

Ответы пришли из 128 мест и 92% из них содержали отказ. Таким

образом, проявилось расхождение между аттитюдами и реальным

поведением хозяев гостиниц в отношении к китайцам. Результаты

этого исследования показали несоответствие аттитюда и

поведения и получили название “парадокс Лапьера”.

П од обные исследования, проведенные позже, подтвердили

отсутствие связи аттитюдов и поведения. Так, например, в

одном из исследований группа из двух белых и одной чернокожей

женщины беспрепятственно посетили 11 ресторанов. Позднее они

звонили по телефону с просьбой зарезервировать для них место в

этих же ресторанах. В шести из одиннадцати звонков они

получили отказ (Kutner, Wilkins, Yarrow, 1952).

Но вый удар предполагаемой связи аттитюдов и поведения

людей был нанесен в 1969 году социальным психологом Аланом

Уикером. Он опубликовал результаты нескольких десятков научных

исследований установок и поведения самых разных людей, и сделал

обобщенный вывод: по установкам, о которых говорят люди, нельзя

предсказать их поведение. Так, например, приписываемые себе

рассовые установки едва ли соответствуют поведению в реальной

ситуации. Достаточно сильные установки к религии в лучшем

случае выливаются в редкие посещения службы (Wicker, 1969).

Множество подобных фактов говорит о том, что нет однозначной

связи между установками и поведением людей.

Однако далеко не все исследователи были согласны с этой

позицией. Например, С.Келли и Т.Мирер анализировали влияние

аттитюдов на поведение избирателей в ходе четырех выборов

президентов США. Они показали, что в 85% случаев аттитюды людей,

участвовавших в выборах, были связаны с их поведением при

голосовании, несмотря на то, что выявлялись аттитюды за месяц до

голосования (Kelley, Mirer, 1974).

Ученые, уверенные во взаимосвязи аттитюдов и поведения,

подвергли критике организацию эксперимента, проведенного

Лапьером. Так, указывалось, что ответы были получены только от

половины владельцев гостиниц. Кроме того, отсутствовали

сведения - был ли принимвший китайцев и отвечавший на письмо

Лапьеру, одним и тем же человеком или, возможно, отвечал кто-то

из родственников или служащих. Были высказаны и содержательные

предположения о том, почему в эксперименте Лапьера и других

подобных экспериментах происходило расхождение между аттитюдом и

поведением. Так, М.Рокич высказал идею, что у человека может

существовать одновременно два подобных аттитюда: непосредственно

на объект и на ситуацию, связанную с этим объектом. Эти аттитюды

действуют попеременно. В эксперименте Лапьера аттитюд на объект

был негативным (отношение к китайцам), но возобладал аттитюд на

ситуацию - согласно принятым нормам поведения хозяин гостиницы

или ресторана должен принять посетителя. Другим объяснением

стала мысль Д.Каца и Э.Стотленда о том, что в разных ситуациях

может проявляться то когнитивный, то аффективный компоненты

аттитюда и результат поэтому будет различным (см. Андреева

Г.М., 1996). Кроме всего, поведение хозяев гостиниц могло не

соответствовать их установке в случае, если было расхождение

между эмоциональным и когнитивным компонентами в самом

аттитюде(Norman, 1975; Millar, Tesser, 1989).

Бы ли предложены и другие объяснения результатов

эксперимента Лапьера, в частности, М.Фишбайном и А.Айзеном. Они

заметили, что практически во всех ранних работах, связанных с

изучением установок, измеряемые аттитюды и поведение имели

различные уровни специфичности. Так, когда измеряемая установка

является общей (например,. отношение к азиатам), а поведение

очень специфическое (принимать или не принимать китайскую пару)

не следует ожидать точного совпадения аттитюдов и поступков. В

этом случае установка не будет предсказывать поведение (Ajzen,

1982). Например, общая установка на здоровый образ жизни врят ли

подскажет конкретные действия людей, имеющих такие установки.

То есть, зная общую установку человека на здоровый образ жизни,

остается неясным, какие действия при этом он будет

предпринимать - будет ли он делать пробежки, заниматься

зарядкой. соблюдать диету и т.д. Делает ли человек пробежки

или нет, скорее всего зависит от его аттитюда относительно

преимуществ занятия бегом.

А.Айзен и М.Фишбайн разработали четыре критерия, по которым

должны быть сопоставлены уровни поведения и установки: элемент

действия, элемент цели, элемент контекста (ситуации) и элемент

времени (см. Андреева Г.М., 2000).

По следующие многочисленные эмпирические исследования

подтвердили, что специфические установки действительно

предсказывают поведение, но только соответствующее их уровню.

Например, в одном из экспериментов респондентов спрашивали об

их отношении к религии и частоте посещений церкви. Корреляция

между аттитюдом и реальным поведением была очень низка. Но когда

респондентов спрашивали об их отношении к необходимости частого

посещения и их реальном посещении храма, была обнаружена

высокая степень корреляции.

Предметом __________другого исследования стало влияние аттитюдов на

благотворительную помощь для слепых детей. Даже очень сильные

альтруистические установки не являлись гарантом того, чтобы люди

вносили пожертвования на конкретную программу обучения слепых.

Специфические же аттитюды (аттитюды, сформированные к данной

конкретной обучающей программе) предсказывали поведение очень

точно, даже по прошествии нескольких месяцев или лет (см.

Гулевич О.А. Безменова И.Б., 1999). Можно сделать определеннй

вывод: чтобы аттитюды направляли поведение, они должны быть

специфичными для данного рода поведения.

Еще одним объяснением возможного несовпадения аттитюда и

поведения может служить теория “смывающего потока” Л.Райтсмена

(Wrightsman L, 1973). Он предположил, что связь социальной

установки и поведения нарушается (может быть “размыта”)

различными факторами,

Во-первых, установка на целостный объект может не

совпадать с установкой на какую-то часть, составляющую этот

объект. Например, негативная установка на телевизионную рекламу

в целом, вовсе не означает, что не существует позитивной

установки на какой-то конкретный, полюбившейся рекламный ролик

(например, “тетя Ася приехала” или “ Ты где был...?” и т.п.).

Во-вторых, необходимо учитывать, что поведение

детерминировано не только установками, но и ситуацией, в

которой оно разворачивается.

В-третьих, поведение может определяться несколькими

противоположными друг другу аттитюдами, что также нарушает

однозначную связь аттитюд-поведение.

В- четвертых, расхождение аттитюда и поведения может

произойти от того, что человек неправильно или неточно выразил

свою позицю по отношению к социальному объекту (см. Андреева

Г.М., 2000, с.154).

Таким образом, на современном этапе изучения аттитюдов, их

взаимосвязь с поведением не подвергается сомнению. Но

существует ряд условий, факторов, которые ослабляют или

прерывают эту взаимосвязь.

В каких же случаях аттитюды предсказывают поступки? На этот

вопрос существует множество предположений. Например, Д.Майерс

указывает, что установки определяют поведение, если:

* другие влияния уменьшены;

* установка соответствует действию (этот момент был рассмотрен

М. Фишбайном и А. Айзеном - прим. О.Т.)

* установка сильна, потому что что-то напоминает нам о ней;

потому что ситуация активизирует бессознательную установку,

которая незаметно направляет наше восприятие событий и реакцию

на них: или же потому, что мы поступили именно так, как было

необходимо для усиления установки” (Майерс, 1997, с. 162).

Рассмотрим подробнее, какими должны быть установки, чтобы

направлять поведение.

& 2. Установки, предсказывающие поведение.

Ус та новка лучше предсказывает поведение, когда она

является сильной или обладает свойством доступности, что было

доказано во множестве проведенных экспериментов. При этом

индикатором доступности аттитюда чаще всего выступает

скорость оценочной реакции человека на какой-либо объект или

на ситуацию. Так, в одном из психологических исследований с

помощью “быстроты реакции” людей было предсказано, кто из них

будет голосовать за Рональда Рейгана, а кто - за Уолтера

Мондейла (Fazio R, Williams K, 1986). За 5 месяцев до

президентских выборов 1984 года Р.Фазио и К.Уильямс провели

опрос посетителей одного из торговых центров. Респондентам

необходимо было дать оценку каждого из двух претендентов на

пост президента. Скорость ответа фиксировалась с помощью

микрокомпьютера и рассматривалась исследователями как мера

доступности аттитюда на того или иного кандидата.

П ос ле состявшихся выборов тех же самых респондентов

опрашивали, за кого же они в итоге проголосовали. Оказалось, что

те, у кого за 5 месяцев до выборов имелись легкодоступные

аттитюды (очень быстро была дана оценочная реакция на

кандидата), проголосовали за “своего” кандидата, а те у кого

были менее доступные аттитюды, в итоге могли проголосовать за

другого. Наиболее предсказуемым поведение оказалось у

избирателей с высокой степенью доступности аттитюдов на

претендента в президенты.

Какие же установки являются более доступными и от чего

это может зависеть? Прежде всего доступность аттитюда

характеризуется тесной связью между установкой и объектом, на

который она направлена, что, в свою очередь, дает возможность

быстро актуализировать соответствующую поведенческую реакцию.

При этом совсем не обязательно происходит осмысление установки,

она “срабатывает” автоматически. В этом случае чаще всего

аттитюды выступают в роли эвристик (Андреева, 2000).

Аттитюды руководят поведением и в том случае, если они

находятся в поле сознания человека. Такой особенности аттитюдов,

как их “осознанность”, было посвящено большое число

исследований. Например, Марк Снайдер и Уильям Суонн опрашивали

студентов университета штата Миннесота об их отношении к

политике решительных действий в области занятости. Спустя две

недели этих студентов пригласили поучаствовать в ролевой игре

- присутствовать в жюри на слушании импровизированного дела о

половой дискриминации при приеме на работу. У студентов,

которым с помощью специальной инструкции давали возможность

вспомнить свои рассуждения, высказанные в опросе, ранее

сформированные установки влияли на вынесение окончательного

приговора. У студентов, не имевших возможности воспроизвести в

памяти аттитюды к проблеме занятости, высказанные ими на первом

этапе эксперимента, установки не оказывали влияния на вынесение

вердикта (Гулевич О.А., Безменова И.К., 1999). Итак, осознание

установки приводит к влиянию на поведение человека.

Ещ е одним фактором, влияющим на доступность аттитюда,

является знание об объекте этого аттитюда. Теоретически чем

больше человек знает об объекте, тем более доступной становится

оценка этого объекта, и с большей вероятностью можно делать

прогноз о поведении человека. Эта гипотеза была подтверждена и

в серии исследований, проведенных У.Вудом. Результаты показали,

что аттитюды, подкрепленные большим количеством информации об

объекте, являются более доступными и в большей степени

определяют действия человека (Wood W., 1982).

В серии экспериментов Р.Фазио и М.Занны было показано,

что сила установки зависит и от того, каким способом она была

сформирована. Оказалось, что аттитюды, образованные на основе

непосредственного опыта, являются более доступными и лучше

предсказывают поведение, чем установки, возникшие каким-либо

другим путем. Это происходит потому, что они лучше закрепляются

в памяти человека и более устойчивы к различного рода

воздействиям. Кроме того, такие аттитюды легче извлекаются из

памяти, чем те, которые базируются на умозаключениях.

Подтверждением этого тезиса стал естественный эксперимент,

проведенный в Корнельском университете. Сокращение ассигнований

на строительство вынудило руководство учебного заведения

разместить некоторых первокурсников на несколько недель в общих

спальнях, в то время как остальные продолжали жить в отдельных

комнатах. Во время опроса, проведенного Д.Реганом и Р.Фазио,

студенты обеих групп в равной степени отрицательно высказывались

по поводу попыток администрации разрешить проблему таким

образом. Когда же студентам предоставили возможность поступить в

соответствии с их аттитюдами - подписывать петиции, собирать

подписи студентов, недовольных таким положением дел, вступить в

комитет по изучению ситуации, этим стали заниматься только те,

чьи установки были выработаны в результате непосредственного

опыта, связанного с жилищным вопросом (Майерс Д.,1997).

На доступность аттитюдов влияет также и то, насколько часто

мы ими пользуемся. Установка - это связь, создаваемая между

объектом и его оценкой. Для того чтобы усилить связь между двумя

переменными, необходимо повторение. Чем чаще твердят об

установке, тем более прочной становится нить между объектом и

оценкой. И чем сильнее будет эта связь, тем сильнее становится

установка.

И так, влияние аттитюдов на поведение определяется такой

характеристикой как сила или доступность аттитюдов. Доступность

аттитюда определяется высокой степенью его осознанности

индивидом, наличием обширных знаний об объекте аттитюда.

Наиболее доступной для осознания и регуляции поведения

социальная установка становится тогда, когда она была

сформирована в непосредственном опыте взаимодействия с объектом

или многократно закреплена в памяти индивида. Сила аттитюда

может определяться скоростью оценочной реакции на его объект.

Будут ли аттитюды определять поведение человека зависит не

только от силы аттитюдов, но и от личностных и ситуационных

факторов, опосредующих их взаимосвязь.

&. 3. Личностные факторы, влияющие на взаимосвязь аттитюдов

И поведения.

Влияние на то, будут ли люди действовать в соответствии со

своими аттитюдами или нет, оказывают “внутренние” - личностные

и индивидуальные переменные. Рассмотрим некоторые из них.

Прежде всего к “внутренним”, личностным факторам, определяющим

взаимосвязь “аттитюд - поведение” может быть отнесен

мотивационный фактор,

Ч ас то люди руководствуются в своих действиях

альтернативными аттитюдами в зависимости от того, насколько им

это выгодно и необходимо. Например, принимая решение пойти или

не пойти на встречу с человеком, по отношению к которому

существует негативный аттитюд, мы можем оценивать прежде

всего то, насколько эта встреча нам важна. Если такая встреча

необходима, “срабатывает” аттитюд не на человека, а на дело,

осуществить которое можно только с помощью другого. Или,

например, принимая решение о том, выступить ли в защиту

окружающей среды (например, подписать петицию о запрете

производства химических веществ), человек будет

руководствоваться не только оценкой угрозы загрязнения природы,

но и тем, что он может потерять работу в связи с закрытием

предприятия. В этом случае проявляется влияние мотивационных

факторов на “выбор” из альтернативных аттитюдов в связи с

необходимостью удовлетворения более значимых для человека

потребностей.

Другая переменная, влияющая на связь аттитюда и поведения -

личная заинтересованность человека. Под личной

заинтересованностью в данном случае понимается ощущение

человеком степени важности, необходимости чего-либо в своей

жизни. Личная заинтересованность может определяться в свою

очередь как мотивационными, так и ценностными факторами. При

этом, чем более важен для человека результат действий, тем

сильнее связь атитюда и действия. Этот феномен был

продемонстрирован Л.Сивацеком и У.Крано во время подготовки

референдума в штате Мичиган относительно возраста, с которого

может быть разрешено употребление спиртных напитков (Sivacek

L., Crano W.D., 1982). Власти штата решили повысить возрастную

планку с 19 до 21 года. Мичиганский референдум был для Сивацека

и Крано естественной возможностью оценить силу влияния личной

заинтересованности на взаимосвязь аттитюда и поведения. Для

этого были измерены аттитюды студентов в отношении к проведению

такого референдума. Спустя две недели всем участникам опроса,

высказавшимся против, было предложено вступить в организацию,

противодействующую проведению референдума и работать в

соответствующем направлении. При этом участники опроса были

распределены на группы в соответствии со степенью их личной

заинтересованности, которая в этом случае определялась

возрастом. Среди студентов были те, кому уже исполнилось 21 год.

Они определялись как “слабо заинтересованные”. Те, кому еще

только исполнялось 19 лет вошли в группу “ сильно

заинтересованных” и, наконец, те. кто занимал промежуточное

положение (20 лет), определялись как “умеренно

заинтересованные”. Во всех трех группах аттитюды к проведению

референдума были одинаково отрицательными. Все респонденты не

отличались по количеству потребляемого спиртного и по их

отношению к выпивке. Тем не менее, среди трех групп

наблюдалась существенная разница в количестве высказавших

желание вступить в организацию по отмене референдума. Так, 47%

наиболее личностно заинтересованных (возраст менее 19 лет)

вызвались добровольно работать против проведения референдума.

Только 26% студентов, принадлежащих к умеренной группе, были

согласны присоединиться к ним. И лишь 12% наиболее взрослых

студентов выразили свое согласие. Таким образом, на связь

аттитюда (в данном случае негативного по отношению к проведению

референдума) и поведения (организация действий против

референдума) повлияла личная заинтересованность студентов в этом

вопросе (см. О.А.Гулевич, И.К.Безменова, 1999, с.61).

О дн о й из важных индивидуальных характеристик,

опосредующих связь между аттитюдами и поведением человека,

является самомониторинг. Это понятие было введено М.Снайдером и

означает способ презентации себя в социальных ситуациях и

регулирование поведения с целью произвести желаемое впечатление

(Snyder M., Tannke E.D., 1976). Для некоторых людей умение

произвести хорошее впечатление является образом жизни. Постоянно

отслеживая свое поведение и отмечая про себя реакцию других, они

меняют свой образ действий, если он не производит в обществе

ожидаемого эффекта. Это люди с высокой степенью самомониторинга.

Такие люди ведут себя как социальные хамелеоны - они

подстраивают свое поведение под внешние обстоятельства, очень

внимательны к тому, как их воспринимают другие и легко поддаются

влиянию окружающих (Д. Майерс, 1997, с.177). Подгоняя свое

поведение под ситуацию, они готовы полностью отдаваться

установке, которой на самом деле не придерживаются. Чувствуя

отношение других, они менее всего действуют в соответствии с

собственными установками. Благодаря самоконтролю такие люди с

легкостью адаптируются к новой работе, новым ролям и

взаимооотношениям.

Люди с низким уровнем самомониторинга, напротив, уделяют

меньше внимания тому, что о них думают другие, и,

соответственно, меньше подвержены влиянию своего социального

окружения. Они как правило, более склонны доверять собственным

аттитюдам. Вполне вероятно, что аттитюды и поведение по-разному

связаны с высоким и низким уровнем самомониторинга. Это было

продемонстрировано в эксперименте М.Снайдера и У.Сванна (Snyder

M., Swann W.B., 1976). Испытуемым предлагалось сыграть роль

присяжных заседателей в игровом судебном процессе. Им было

необходимо оценить степень предвзятости работодателя, принявшего

на работу мужчину, а не женщину. Участникам была предоставлена

вся необходимая информация: 1) о квалификации кандидатов; 2)

доказательства, выдвигаемые обоими кандидатами. Испытуемые

должны были вынести вердикт и обсудить основания решения.

Главной целью эксперимента было определить силу, с которой

аттитюды респондентов в отношении половой дискриминации влияют

на принятие решения. У респондентов с высоким уровнем

самомониторинга не было обнаружено связи между аттитюдами и

поведением, им была значима информация, представленная о

кандидатах - о статусе и влиянии работодателя. Для людей с

низким самомониторингом важна была собственная позиция в

отношении половой дискриминации (см. О.А.Гулевич,

И.К.Безменова, 1999, с. 59).

П ол учив такие результаты М.Снайдер модифицировал

процедуру эксперимента. По-прежнему в эксперименте измерялись

аттитюды и уровень их самомониторинга. Испытуемым рассказывалась

история, которая якобы произошла на самом деле. Им говорили, что

некая миссис Гаррисон судится с университетом в Мейне. Причина -

дискриминация по половому признаку. Утверждалось, что

университет не взял ее на работу только потому, что она -

женщина. На ее место был принят мужчина, некто мистер Салливан.

Далее всем участникам предлагалось вынести вердикт - свое

решение по этой ситуации. При этом условия, в которых люди

принимали свое решение, на этот раз были различны. Одной группе

было предложено сравнить резюме Гаррисон и Салливана, а также

объективные документы и на основе их анализа принять решение.

Такая ситуация не активизировала собственные аттитюды ни у людей

с низким, ни у людей с высоким уровнем самомониторинга. Другая

группа испытуемых должна была обратиться к собственной

установке, подумать несколько минут, затем вынести вердикт. В

такой ситуации активизировались собственные аттитюды, которые

влияли на принятие решений. Этот эффект был в большей степени

выражен у людей с низким уровнем самомониторинга. Третья группа

слушала рассказ работника суда о его аттитюдах в отношении

вынесения вердикта. Это больше влияло на людей с высоким уровнем

самомониторинга.

Результаты подтвердили, что низкий уровень самомониторинга более

предпочтителен, когда действие должно направляться собственными

аттитюдами человека (Snyder M., Kendzierski D., 1982). Таким

образом, поведение людей с низким самомониторингом находится в

большей взаимосвязи с поведением, чем у людей с высоким уровнем

самомониторинга.

Итак, влияние аттитюдов на поведение определяется не только

тем, насколько сильны наши установки, но и другими “внутренними”

переменными, в частности, мотивами, ценностями человека, а также

его индивидуальными особенностями. При этом нельзя забывать, что

взаимосвязь аттитюда и поведения во многом зависит от

“внешних”, ситуационных факторов, оказывающих влияние как на

аттитюды, так и на регулируемое ими поведение. Поэтому при

прогнозировании поведения в зависимости от существующих у

человека установок нельзя не учитывать ситуационный фактор,

зачастую играющий основную роль в определении социального

поведения человека.

&. 4 Влияние ситуационных переменных на взаимосвязь

Аттитюда и поведения

Н екоторые исследователи, в частности, Г.Триандис, а

так же Р. Краус насчитали более 40 различных факторов, делающих

связь установки и поведения более сложной, опосредованной или

вообще недоступной (Triandis H., 1994; Kraus S., 1995).

Влияние ситуационных переменных на взаимосвязь установки и

поведения может быть проиллюстрирована схемой, предложенной

Д.Майерсом (Майерс Д., 1997, с.156).

Схема Майерса.(рис.)

На рисунке видно, что влияние, оказываемое внешними

факторами определяет не только реальную, но и выраженную

установку, то есть ту, которую человек высказывает в устной или

письменной оценке объекта. В экспериментах Эдварда Джонса и

Гарольда Сигалла и Ричарда Пейджа было показано отличие личных

установок и выражаемых внешне. На первом этапе эксперимента с

помощью опроса были измерены аттитюды в отношении темнокожих

американцев. В целом было зафиксировано позитивное отношение

практически у всех студентов Рочестерского университета. На

втором этапе студентам была продемонстрирована некая машина.

Испытуемые должны были держаться за заблокированное колесо,

стрелка которого при деблокировании могла поворачиваться налево

и направо, соответственно указывая на несогласие или согласие

студента на заданный экспериментатором вопрос. После наложения

на руки студентов электродов мнимая машина якобы начинала

измерять мышечные сокращения, которые заставляли колесо

поворачиваться налево, показывая тем самым отрицательный ответ

или направо, если ответ был положительным. Чтобы

продемонстрировать работу машины исследователь задавал

испытуемым вопросы, а машина “сама” отвечала на них. После ярких

вспышек и гудения машина выдавала аттитюды студентов, которые

были на самом деле ничем иным, как данными забытого всеми

исследования. Студенты, находясь вневеденьи насчет коварства

экспериментаторов, были потрясены возможностями машины. Как

только студенты поверили, что от этой машины нельзя скрыть свои

мысли, таким образом нельзя скрыть их и от экспериментаторов,

машина была спрятана и на третьем этапе был проведен опрос об

отношении к темнокожим. По результатам опроса было

продемонстрировано более негативное отношение к американцам

африканского происхождения, чем в первой серии. Таким образом,

было показано, что люди как в исследованиях, так и в жизни

выражают установки, которых на самом деле не придерживаются.

Внешнее выражение установок будет зависеть от множества

ситуационных причин и социальных влияний. Изучение именно

выраженных установок не дает возможности прогнозировать

поведение, поскольку оно может направляться

“истинными”.аттитюдами.

Д ру гая часть схемы Д.Майерса. также показывает нам,

насколько неоднозначна связь “аттитюд - поведение” из-за

влияний, оказываемых извне. Под ситуационными переменными (

“прочие влияния” - в схеме Д.Майерса) могут пониматься как

глобальные социальные воздействия (например, ситуация

социальной нестабильности, экономическая и политическая ситуация

в стране и т.д), так и более “частные” ситуативные влияния

(например, дефицит времени на принятие решения и т.д.). Кроме

того могут быть рассмотрены различные уровни социального влияния

- социальные и культурные, институциональные и групповые и,

наконец, межличностные влияния. Эта проблема в приложении к

личности была представлена подробно в первой главе учебного

пособия, а также затрагивалась в связи с обсуждением внешних

детерминант социального поведения человека (глава).

Н а до сказать, что влияние ситуационных факторов на

поведение человека, в той или иной форме, было предметом

рассмотрения социальной психологии в течении всей истории ее

существования. Не имея возможности (по понятным причинам)

подробно остановиться на рассмотрении даже части всех

исследований влияния ситуационных факторов на поведение

человека, остановимся лишь на тех, которые чаще всего

упоминаются при изучении взаимосвязи установок и поведения. К

ним могут быть отнесены:

1) влияние на поведение человека аттитюдов и норм других людей

(влияние значимых других и групповое давление), 2) отсутствие

приемлемой альтернативы, 3)воздействие непредсказуемых событий

и, наконец 4) нехватка времени. (см., например, Ф.Зимбардо,

М.Ляйппе, 2000; Alcock J.E., Carment D.W. & Sadava S.W.,

1988).

Ч еловек, желающий быть в согласии с группой, с другими

людьми, может поступиться своими аттитюдами и вести себя так,

как этого хочет большинство. В этом случае поведение человека

может определяться не своими, а чужими аттитюдами. Вспомним,

как в ходе экспериментов, проведенных С.Ашем, многие участники

поддавались групповому давлению - принимали мнение большинства.

Это в свою очередь определяло действия этих участников

эксперимента - они публично признавали одинаковыми два отрезка

разной длины. Не менее знаменитый эксперимент С. Милграма

показал, что люди вопреки своим убеждениям, ценностям и

установкам могут причинять боль другим следуя установке

экспериментатора (см., например, Э.Аронсон, 1998, с.62). При

этом влияние окружающих людей непостоянно, и может изменяться в

зависимости от ситуации. Так, в исследованиях Р.Шлегеля, К.

Крауффорда и М. Санборна изучались установки подростков к

употреблению пива, ликера и вина (SchlegelR.P, Crawford C.A.&

Sanborn M.D., 1977). Выявленные аттитюды предсказывали частоту

их употребления в компаниях сверстников. Но дома поведение

подростков зависело в большей степени от установок родителей к

этим спиртным напиткам.

Помимо социального влияния на связь аттитюда и поведения

могут влиять и такие переменные, как отсутствие приемлемой

альтернативы, а также воздействие непредсказуемых событий.

Отсутствие приемлемой альтернтивы заключакется в том, что

несоответствие аттитюда и поведения определяется лишь

отсутствием возможности реализовать свой аттитюд на практике, в

реальности. Так, например, люди могут быть вынуждены покупать

те товары, к которым испытывают негативное отношение,

поскольку других просто нет. Воздействие непредсказуемых событий

заключается в том, что неожиданная ситуация заставляет поступать

человека иногда даже вопреки своим аттитюдам. Например, одинокий

человек, который не любит свою соседку (отрицательный

аттитюд), заболев, вынужден обращаться к ней за помощью.

Наконец, еще один ситуативный фактор, способный изменить

связь “аттитюд -поведение” - это нехватка времени, вызванная

занятостью человека или попыткой решить им сразу несколько

задач. Влияние этой ситуативной переменной было

продемонстрировано в одном остроумном эксперименте, проведенном

Дж.Дарли и Д.Бэтсоном, фабула которого была почерпнута из

евангальской притчи о добром самаритянине (Darley J. & Batson

D,, 1973).

В эксперименте участвовали студенты Пристонской духовной

семинарии. Вначале студенты заполняли вопросник, целью которого

было выявить их установки на помогающее поведение. Большинство

признавали установку на помощь другим как наиболее важную для

себя. Далее студентам давали задание произнести краткую

импровизированную речь перед товарищами в здании недалеко от

места их нахождения. Необходимо заметить, что речь должна

была быть посвящена притче о добром самаритянине. После

получения указаний от экспериментатора одним испытуемым

говорили: “Вы опаздываете, Вас ждут уже несколько минут”. Другим

говорили наоборот:”Не торопитесь, у Вас есть некоторое время,

прежде чем все будет готово к Вашему приходу”. На дороге к месту

назначения семинаристы натыкались на человека, упавшего в

дверях, который был не в состоянии поднять голову, стонал и

заходился от кашля. Лишь 10% опаздывающих семинаристов, заметим,

с позитивными установками на помощь, оказывали эту помощь в

действительности. В то же время 63% от общего числа

семинаристов, располагавших временем, оказали помощь человеку.

Таким образом, поведение испытуемых определялось не

установками, а той ситуацией, в которую они были поставлены

(ситуация спешки или ситуация, когда студенты наоборот могли не

спешить).

Мы рассмотрели некоторые из тех случаев, когда ситуация

становится “сильнее” аттитюда и может влиять на поведение

человека. Какие же факторы в свою очередь обеспечивают влияние

ситуации на действия людей? Ответами на этот вопрос может

служить множество самых разнообразных предположений.

Особый вклад, в изучение ситуационных и диспозиционных

детерминант поведения был сделан К.Левиным и его учениками

(подробнее см. Левин К., 2000; Росс Л., Нисбет Р., 1999).

Основным положением ситуационизма К.Левина являлся тезис о том,

что социальный контекст пробуждает к жизни мощные силы,

стимулирующие или ограничивающие поведение. Однако и самые

незначительные характеристики ситуации в силах изменить

поведение человека, согласуя или несогласуя его с аттитюдами.

Док аз ательством этого может служить эксперимент

Г.Левенталя, Р.Сингера и С. Джонса, в котором проверялось

насколько позитивные аттитюды студентов на вакцинацию против

столбняка могут претвориться в конкретные действия. Для этого

со студентами старших курсов была проведена беседа о риске

заболевания столбняком и необходимости прививки. Письменный

опрос студентов после беседы показал высокую степень

сформированности позитивного аттитюда на прививку. Тем не менее

только 3% из них отважились сделать инъекцию вакцины. Но если

испытуемым, прослушавшим ту же беседу, давали карту



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 735; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.14.219 (0.352 с.)