Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Группам. ( андреева. Богомолова, Петровская)
Генетический подход. Помимо изучения процесса формирования аттитюдов в рамках психологических и социологических подходов формирование аттитюдов может быть рассмотрено также и с точки зрения генетики (Olson, Zanna, 1993). Н а первый взгляд вопрос о наследственности аттитюдов, например, к наказанию смертной казнью или к занятиям спортом может казаться абсурдом, если предполагать. что специфические гены напрямую продуцируют комплекс социального поведения человека. Однако, влияние генов на аттитюды может быть не прямым, а опосредованным такими факторами, как врожденные различия в темпераменте, интеллектуальные способности, наконец, врожденные биохимические реакции и т.д. Например, на основе близнецового метода (дифференциальная психология) Эрвей с соавторами выявил, что примерно 30% наблюдаемых фактов трудолюбия зависят от генетических факторов. Другими словами субъективные аттитюды к работе могут быть частично унаследованы. Ивес с соавторами установили (по опросам респондентов), что наиболее “наследуемым” аттитюдом является аттитюд на преступность (это может быть связано с врожденной агрессией и другими характеристиками индивида). Американский психолог Тиссер (Tesser 1992)в своей теоретической работе заключает, что наследственные аттитюды - всегда более сильные и при этом более доступные, по сравнению с приобретенными. Кроме того, генетически обусловленные аттитюды устойчивы к изменениям. Это объясняется тем, что такие социальные установки имеют в своей основе биологический субстрат, что делает их изменение практически невозможным. Кроме того сохранение “врожденных” аттитюдов поддерживается с помощью различных защитных механизмов. Мы рассмотрели несколько подходов, в которых по-разному обосновываются процесс и механизмы формирования аттитюда. В бихевиористской ориентации, в теориях научения формирование установки обусловлено различными механизмами: ассоциативным, подражанием, наблюдением и подкреплением. Мотивационные теории в качестве промежуточной переменной рассматривают различные умозаключения относительно выгоды формирования того или иного отношения к объекту. Когнитивистская ориентация основывает
формирование новых аттитюдов на поддержании соответствия между некоторыми когнитивными элементами, а также когнициями и аффектами. Здесь установка выступает зависимой от других когнитивных структур. В интеракционизме существует так называемый структурный подход. Здесь установка рассматривается как элемент структуры межличностных отношений как в группе, так и в обществе. Проблема формирования социальных установок тесно связана с изучением возможностей изменения уже сформированных аттитюдов. Тема изменения установки является не только предметом пристального теоретического изучения, но представляет огромный интерес и для различных областей практики. Она охватывает явления и проблемы, которые в равной степени касаются исследований личности, культуры, политических событий, интересов потребителей. Формирование общественного мнения путем пропаганды, через убеждение - это примеры изменения установки, но то же самое можно сказать и про развитие или устранение предрассудков, про социализацию, в ходе которой человек начинает придерживаться ценностей, характерных для его культуры. Даже изменение взаимных чувств и ожиданий в процессе знакомства людей или при психотерапии есть изменение установки. &. 4. Изменение аттитюдов. П р об лема изменения аттитюдов - это проблема социального влияния, которое может проходить целенаправлено (например, при воспитании ребенка) или осуществляться стихийно (например, в ходе стихийной социализации, под влиянием объективных обстоятельств жизни человека и общества). В некотором смысле проблема изучения социальной установки в социальной психологии представляет собой изучение особенностей и возможностей изменения аттитюда. Интерес к этой проблеме обусловлен, в частности, тем, что аттитюд обладает структурой, в которую входят как когниции (мнения, убеждения, образы социального объекта), так аффекты, интенции и поведение. Все элементы социальной установки тесно взаимосвязаны и могут оказывать взаимное влияние. Тем самым изменение когниций предположительно может изменять намерения или
даже реальное поведение человека в отношении некоего социального объекта. Более всего эта проблема рассматривается в таких теоретических ориентациях как необихевиоризм и когнитивизм. Од ни м из самых известных направлений эмпирических исследований изменения аттитюда являются исследования убеждающей коммуникации, проводившиеся в 50-х годах в Йельском университете (США) и связанные с именами К.Ховланда (C.I.Hovland) и его коллег И. Джаниса (I.L. Janis), Г.Келли (H.H. Kelley), М.Шерифа (M. Sherif) и др.. Планируя свои эксперименты в рамках широко известной концепции процесса коммуникации, эти исследователи продемонстрировали влияния на установки многочисленных характеристик самого источника информации (коммуникатора), содержания сообщения и характеристик аудитории. (см., например, Богомолова, 1991, Гулевич, 1999, Майерс, 1997). При этом убеждающее сообщение трактовалось как стимул, а происходящее под его воздействием изменение социальной установки (сначала когниций, а затем аффектов и поведения) - как приобретенную реакцию. Было показано, что между коммуникативными стимулами и изменяемыми социальными установками располагаются “имплицитные конструкты”, играющие в процессе убеждающей коммуникации роль медиаторов. К ним могут быть отнесены: во- первых, убеждения самих реципиентов, во-вторых, предрасположенность реципиентов к принятию убеждающего воздействия и, наконец, факторы, опосредующие психологические процессы (внимание, понимание, принятие). Эти идеи Йельской школы получили свое воплощение в схеме убеждающей коммуникации (см ____________. рис. 2. цит. по Проблемы речевого
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.243.184 (0.008 с.) |