Группам. ( андреева. Богомолова, Петровская) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Группам. ( андреева. Богомолова, Петровская)



Генетический подход.

Помимо изучения процесса формирования аттитюдов в рамках

психологических и социологических подходов формирование

аттитюдов может быть рассмотрено также и с точки зрения

генетики (Olson, Zanna, 1993).

Н а первый взгляд вопрос о наследственности аттитюдов,

например, к наказанию смертной казнью или к занятиям спортом

может казаться абсурдом, если предполагать. что специфические

гены напрямую продуцируют комплекс социального поведения

человека. Однако, влияние генов на аттитюды может быть не

прямым, а опосредованным такими факторами, как врожденные

различия в темпераменте, интеллектуальные способности,

наконец, врожденные биохимические реакции и т.д. Например, на

основе близнецового метода (дифференциальная психология) Эрвей с

соавторами выявил, что примерно 30% наблюдаемых фактов

трудолюбия зависят от генетических факторов. Другими словами

субъективные аттитюды к работе могут быть частично унаследованы.

Ивес с соавторами установили (по опросам респондентов), что

наиболее “наследуемым” аттитюдом является аттитюд на

преступность (это может быть связано с врожденной агрессией и

другими характеристиками индивида). Американский психолог Тиссер

(Tesser 1992)в своей теоретической работе заключает, что

наследственные аттитюды - всегда более сильные и при этом более

доступные, по сравнению с приобретенными. Кроме того,

генетически обусловленные аттитюды устойчивы к изменениям. Это

объясняется тем, что такие социальные установки имеют в своей

основе биологический субстрат, что делает их изменение

практически невозможным. Кроме того сохранение “врожденных”

аттитюдов поддерживается с помощью различных защитных

механизмов.

Мы рассмотрели несколько подходов, в которых по-разному

обосновываются процесс и механизмы формирования аттитюда. В

бихевиористской ориентации, в теориях научения формирование

установки обусловлено различными механизмами: ассоциативным,

подражанием, наблюдением и подкреплением. Мотивационные теории

в качестве промежуточной переменной рассматривают различные

умозаключения относительно выгоды формирования того или иного

отношения к объекту. Когнитивистская ориентация основывает

формирование новых аттитюдов на поддержании соответствия между

некоторыми когнитивными элементами, а также когнициями и

аффектами. Здесь установка выступает зависимой от других

когнитивных структур.

В интеракционизме существует так называемый структурный подход.

Здесь установка рассматривается как элемент структуры

межличностных отношений как в группе, так и в обществе.

Проблема формирования социальных установок тесно связана с

изучением возможностей изменения уже сформированных аттитюдов.

Тема изменения установки является не только предметом

пристального теоретического изучения, но представляет огромный

интерес и для различных областей практики. Она охватывает

явления и проблемы, которые в равной степени касаются

исследований личности, культуры, политических событий, интересов

потребителей. Формирование общественного мнения путем

пропаганды, через убеждение - это примеры изменения установки,

но то же самое можно сказать и про развитие или устранение

предрассудков, про социализацию, в ходе которой человек начинает

придерживаться ценностей, характерных для его культуры. Даже

изменение взаимных чувств и ожиданий в процессе знакомства

людей или при психотерапии есть изменение установки.

&. 4. Изменение аттитюдов.

П р об лема изменения аттитюдов - это проблема

социального влияния, которое может проходить целенаправлено

(например, при воспитании ребенка) или осуществляться стихийно

(например, в ходе стихийной социализации, под влиянием

объективных обстоятельств жизни человека и общества). В

некотором смысле проблема изучения социальной установки в

социальной психологии представляет собой изучение особенностей

и возможностей изменения аттитюда.

Интерес к этой проблеме обусловлен, в частности, тем, что

аттитюд обладает структурой, в которую входят как когниции

(мнения, убеждения, образы социального объекта), так аффекты,

интенции и поведение. Все элементы социальной установки тесно

взаимосвязаны и могут оказывать взаимное влияние. Тем самым

изменение когниций предположительно может изменять намерения или

даже реальное поведение человека в отношении некоего социального

объекта. Более всего эта проблема рассматривается в таких

теоретических ориентациях как необихевиоризм и когнитивизм.

Од ни м из самых известных направлений эмпирических

исследований изменения аттитюда являются исследования убеждающей

коммуникации, проводившиеся в 50-х годах в Йельском

университете (США) и связанные с именами К.Ховланда

(C.I.Hovland) и его коллег И. Джаниса (I.L. Janis), Г.Келли

(H.H. Kelley), М.Шерифа (M. Sherif) и др.. Планируя свои

эксперименты в рамках широко известной концепции процесса

коммуникации, эти исследователи продемонстрировали влияния на

установки многочисленных характеристик самого источника

информации (коммуникатора), содержания сообщения и характеристик

аудитории. (см., например, Богомолова, 1991, Гулевич, 1999,

Майерс, 1997). При этом убеждающее сообщение трактовалось как

стимул, а происходящее под его воздействием изменение социальной

установки (сначала когниций, а затем аффектов и поведения) - как

приобретенную реакцию. Было показано, что между коммуникативными

стимулами и изменяемыми социальными установками располагаются

“имплицитные конструкты”, играющие в процессе убеждающей

коммуникации роль медиаторов. К ним могут быть отнесены: во-

первых, убеждения самих реципиентов, во-вторых,

предрасположенность реципиентов к принятию убеждающего

воздействия и, наконец, факторы, опосредующие психологические

процессы (внимание, понимание, принятие).

Эти идеи Йельской школы получили свое воплощение в схеме

убеждающей коммуникации (см ____________. рис. 2. цит. по Проблемы речевого



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.243.184 (0.008 с.)