Этапы в развитии методики преподавания психологии, их характеристика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы в развитии методики преподавания психологии, их характеристика.



Этапы в развитии методики преподавания психологии, их характеристика.

В истории развития МПП можно выделить 4 этапа:

1 этап – 18-19 века - носит информационный характер, в рамках философии.

1755 г. – основание Моск. унив-та, где элементы психологических знаний преподавались в рамках философии.

1796 – Михайлов «Наука о душе» -1й опыт систематизации психол. знаний.

1815 – Любовский П. «Краткое руководство к опытному душесловию»

 

2 этап – первая половина 20 века – преподавание носит экспериментальный характер

1912 – Челпанов Г.И. при Москов. ун-те был открыт институт психологии, «Введение в экспериментальную психологию»

Труды Корнилова

1917-1936 – развитие общей, возрастной, педагогической психологии в рамках педологии

 

3 этап – вторая половина 20 века

1940-е - открытие кафедры психологии в МГУ, которую возглавил Рубинштейн, затем Леонтьев, в Ленингр. – Ананьев.

1966 – открытие психологич. факультетов в Москве, Ленинграде, Ярославле, Тбилиси.

1997 – по всей стране более 90 психологич. факультетов.

 

4 этап – нач. 21 века

Создание гос. образ. стандарта по психологии

Попытки создать добровольные сертификаты психологов

Прикладной характер психологии

 

2.Место методики преподавания психологии в системе наук.

Методика – совокупность методов и процедура их использования в конкретной деятельности о получ. и использ. знаний.

Ме́тод — систематизированная совокупность шагов, действий, которые нацелены на решение определённой задачи или достижение определённой цели.

МПП – научно-прикладная дисциплина, кот. напр. на изучение и использование в практике преподавания психологии методич. способов и приемов взаимодействия преподавателя и обучающегося в процессе учебного занятия.

МПП является дисциплиной, развивающейся на пересечении таких предметных областей, как психология и дидактика. Содер­жание, формы, методы и приемы обучения психологии, проверка и оценка знаний опираются на общедидактические принципы. Однако специфика психологии как научной и практической дисциплины неизбежно отражается на особенностях ее преподавания.

 

 

Мпп относится к числу педагогических дисциплин, исследующих закономерности обучения.

Педагогика включает в себя 2 раздела:

1. Дидактика – теория обучения,

2. Теория воспитания.

Основные задачи дидактики:

– Разработка проблем: чему учить и как учить.

– Разработка проблем: когда, где, кого и зачем учить.

Дидактика – это раздел педагогики, раскр. закономерности усвоения и формирования убеждений, опр. объём и структуру содержания образования.

Курс «Методика преподавания психологии» рассматривает различные формы проведения занятий как в средних учебных заведениях (классно-урочная система), так и в высшей школе (лекции, семинары, практические и лабораторные занятия). Особое внимание уделяется использованию активных методов обучения, направленных на формирование у студентов теоретического профессионального мышления психологического склада, умения творчески применять психологические знания в практической деятельности. Именно активные методы обучения и есть ответ дидактики на потребность естественных законов усвоения знаний, открытых психологической наукой. Активные методы, а именно: методы программированного обучения, методы проблемного обучения, методы интерактивного обучения – обеспечивают утверждение системы развивающего обучения в вузе.

 

Большая/небольшая аудитория

Большой обычно считается аудитория более 30 человек. В большой аудитории выступать легче всего (как это ни парадоксально на первый взгляд). Почему?

· Большая аудитория охотнее верит оратору, чем маленькая. Большая аудитория как бы думает: раз мы вместе, мы не ошибемся. В большой аудитории сильно действует механизм заражения.

· В большой аудитории всегда царит несколько приподнятое настроение: сам факт сбора большого количества людей создает обстановку приподнятости. Это, в свою очередь, облегчает воздействие на такую аудиторию — она обычно не настроена критически.

· Реакция большой аудитории всегда интенсивнее и эмоциональнее. Кроме того, действует
закон снижения интеллектуального уровня: чем больше аудитория, тем ниже в итоге оказывается ее средний интеллектуальный уровень.

Методы активного обучения.

Важным фактором успешного обучения является степень активности студентов. Поэтому особый акцент делается на необходимости использования активных методов в обучении психологии. Это методы, активизирующие деятельность обучающихся, это те методы, которые реализуют установку на высокую активность субъекта в учебном процессе, в рамках традиционного подхода студент играет гораздо более пассивную роль.

Активные методы обучения:

-предполагают свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы

-характеризуются высоким уровнем активности учащихся

-ависят от природы и содержания соответствующих методов, способов их использования, мастерства преподавателя.

Активным метод делает тот, кто его применяет

Среди современных активных методов обучения В.Я. Ляудис выделила следующие группы:

-метод программированного обучения. Инструментарий: дозированный шаг программы, алгоритм.

Предполагает перестройку традиционного обучения за счет уточнения и операционализации целей, задач, способов решения, форм поощрения и контроля применительно к предметному содержанию знаний.

-метод проблемного обучения. Инструментарий: проблемная ситуация, типы проблемных ситуации, эвристические программы. Основное внимание уделяют мотивам и способам мыслительной деятельности учащегося, а также процедурам его включения в проблемную ситуацию.

-метод интерактивного (коммуникативного) обучения. Инструментарий: коллективные дискуссии, учебно-ролевые игры, сценарии. Управляют процессом усвоения знаний посредством организации человеческих отношений. Обучение рассматривается как процесс социальный, коллективный.

 

Этапы в развитии методики преподавания психологии, их характеристика.

В истории развития МПП можно выделить 4 этапа:

1 этап – 18-19 века - носит информационный характер, в рамках философии.

1755 г. – основание Моск. унив-та, где элементы психологических знаний преподавались в рамках философии.

1796 – Михайлов «Наука о душе» -1й опыт систематизации психол. знаний.

1815 – Любовский П. «Краткое руководство к опытному душесловию»

 

2 этап – первая половина 20 века – преподавание носит экспериментальный характер

1912 – Челпанов Г.И. при Москов. ун-те был открыт институт психологии, «Введение в экспериментальную психологию»

Труды Корнилова

1917-1936 – развитие общей, возрастной, педагогической психологии в рамках педологии

 

3 этап – вторая половина 20 века

1940-е - открытие кафедры психологии в МГУ, которую возглавил Рубинштейн, затем Леонтьев, в Ленингр. – Ананьев.

1966 – открытие психологич. факультетов в Москве, Ленинграде, Ярославле, Тбилиси.

1997 – по всей стране более 90 психологич. факультетов.

 

4 этап – нач. 21 века

Создание гос. образ. стандарта по психологии

Попытки создать добровольные сертификаты психологов

Прикладной характер психологии

 

2.Место методики преподавания психологии в системе наук.

Методика – совокупность методов и процедура их использования в конкретной деятельности о получ. и использ. знаний.

Ме́тод — систематизированная совокупность шагов, действий, которые нацелены на решение определённой задачи или достижение определённой цели.

МПП – научно-прикладная дисциплина, кот. напр. на изучение и использование в практике преподавания психологии методич. способов и приемов взаимодействия преподавателя и обучающегося в процессе учебного занятия.

МПП является дисциплиной, развивающейся на пересечении таких предметных областей, как психология и дидактика. Содер­жание, формы, методы и приемы обучения психологии, проверка и оценка знаний опираются на общедидактические принципы. Однако специфика психологии как научной и практической дисциплины неизбежно отражается на особенностях ее преподавания.

 

 

Мпп относится к числу педагогических дисциплин, исследующих закономерности обучения.

Педагогика включает в себя 2 раздела:

1. Дидактика – теория обучения,

2. Теория воспитания.

Основные задачи дидактики:

– Разработка проблем: чему учить и как учить.

– Разработка проблем: когда, где, кого и зачем учить.

Дидактика – это раздел педагогики, раскр. закономерности усвоения и формирования убеждений, опр. объём и структуру содержания образования.

Курс «Методика преподавания психологии» рассматривает различные формы проведения занятий как в средних учебных заведениях (классно-урочная система), так и в высшей школе (лекции, семинары, практические и лабораторные занятия). Особое внимание уделяется использованию активных методов обучения, направленных на формирование у студентов теоретического профессионального мышления психологического склада, умения творчески применять психологические знания в практической деятельности. Именно активные методы обучения и есть ответ дидактики на потребность естественных законов усвоения знаний, открытых психологической наукой. Активные методы, а именно: методы программированного обучения, методы проблемного обучения, методы интерактивного обучения – обеспечивают утверждение системы развивающего обучения в вузе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 961; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.012 с.)