ТОП 10:

Отставание разработки соответствующего законодательства, что создавало почву для масштабных злоупотреблений и коррупции при проведении приватизации.



Отсутствие механизмов социальной защиты малообеспеченных слоев населения, на которые обрушился мощный удар кризиса в процессе рыночной перестройки.

Эти особенности определили крайне противоречивые результаты реформ:

А. В экономике:

Неизбежное в процессе столь радикальных реформ и разрушения сложившихся хозяйственных связей двойное падение промышленного производства.

Следствием этого стала гиперинфляция, ознаменовавшая провал теории «монетаризма», ибо неудержимый рост цен без хотя бы частичной периодической индексации зарплаты неизбежно привел бы к социальному взрыву. За 4 года деньги обесценились в 10 000 раз.

Б. В социальной сфере:

1. Резкое обнищание основной массы населения, особенно работников бюджетных учреждений и пенсионеров; обнуление многолетних вкладов граждан в государственном Сбербанке без соответствующей индексации, по существу – ограбление государством вкладчиков.

Сосредоточение собственности в руках крупного капитала нерыночным путем. Отчасти это происходило через теневые махинации и коррупцию при проведении аукционов по приватизации госпредприятий, продававшихся по цене в десятки раз ниже себестоимости; отчасти – путем т. н. «директорской приватизации» с использованием служебного положения отраслевой хозяйственной номенклатуры, по существу присвоившей себе госсобственность (именно так были созданы холдинги «Газпром» и «Лукойл»).

В итоге, в России в рекордно короткие сроки, не имеющие аналогов в мире, были созданы миллиардные состояния. Так, если в США культовой фигурой бизнеса считался Дж. Рокфеллер-старший, сколотивший в XIX в. подобное состояние за 40 лет, то в постсоветской России уже через 5 лет после начала реформ насчитывалось 12 миллиардеров.

3. Результатом этого стало фактическое ограбление государства, характерными чертами которого были: а) невиданный расцвет коррупции (одной из причин этого стало то, что в России, в отличие от бывших соцстран Европы, у руля государственного аппарата осталась значительная часть морально переродившейся старой партийной номенклатуры); б) крупномасштабные аферы т. н. «финансовых пирамид» типа компании МММ, заключавшиеся в скупке ваучеров у населения под дутые спекулятивные акции с последующим банкротством; в) утечка капиталов за границу (по некоторым данным, составившая 40 млрд долларов), поскольку сами «новые русские» не очень верили в прочность своего положения.

Разочарование широких масс народа в реформах, сопровождавшееся резкой социальной поляризацией (от «олигархов» до бомжей) при упадке инфраструктуры социальной защиты.

Следствием этого стала масштабная «утечка мозгов» за границу.

Ситуация усугублялась волной беженцев из бывших союзных республик, пораженных еще более острым социальным кризисом и межэтническими конфликтами.

Неизбежным следствием всего перечисленного стал рост преступности (особенно в условиях введенного с 1995 г. моратория на смертную казнь).

В. В духовной жизни общества: вакуум моральных и политических ценностей, как следствие разочарования в обманутых надеждах. Он усиливался тем, что, по существу, взамен старой, потерпевшей крах коммунистической идеологии пришедшие к власти либеральные реформаторы не дали народу новой. Ее подменили слепое поклонение Западу и культ наживы любой ценой.

Финалом этой авантюры стал разразившийся в августе 1998 года дефолт – финансовый кризис с признанием неплатежеспособности государства по долгам. Дефолт сопровождался новым витком инфляции, крахом большинства крупнейших коммерческих банков России, скупавших ГКО у государства, и разорением их вкладчиков.

Это событие стало поворотным пунктом, после которого наступило отрезвление правящих кругов. В 1998–1999 гг. новое правительство Е.М. Примакова приняло экстренные меры по реструктуризации банковской системы России и сумело остановить кризис. Были усилены механизмы государственного регулирования экономики, начата разработка соответствующего законодательства (как только острота кризиса миновала, Примаков был уволен Ельциным в отставку за излишнюю самостоятельность и прямолинейность).

Формирование политической системы. Президентство Б.Н. Ельцина (1991–1999) стало эпохой формирования как экономической, так и политической системы новой России. Его начальный период (1991–1993) был ознаменован острой политической поляризацией, которая являлась следствием поляризации социальной. По существу сложилось новое двоевластие между президентом и прокоммунистическим парламентом – Верховным советом России во главе с Р. Хасбулатовым. Когда ситуация зашла в тупик, в сентябре 1993 г. Ельцин пошел на фактическое нарушение конституции: распустил Верховный совет и назначил референдум о принятии новой конституции (до этого формально действовала еще советская конституция РСФСР с поправками, принятыми при Горбачеве).

Результатом стали кровавые события 3–4 октября 1993 года в Москве. Сторонники распущенного Верховного совета ВЫСТУПИЛИ ПРОТИВ РАЗВАЛА СТРАНЫ Ельциным, провозгласили поддержавшего их вице-президента генерала А. Руцкого и. о. президента, захватили мэрию и телецентр. В ответ президент ввел в Москву танки, с их помощью подавил мятеж и расстрелял «Белый дом» (за два года до этого, наоборот, бывший его оплотом). Всего, по данным независимых источников, погибло около 500 чел., предводители мятежа во главе с Руцким и Хасбулатовым были арестованы (спустя несколько месяцев амнистированы по решению Государственной думы вместе с членами ГКЧП).

Эти события ознаменовали конец двоевластия. 12 декабря 1993 года была принята вынесенная на референдум и действующая по сегодняшний день Конституция Российской Федерации. В России утвердилась президентская республика с двухпалатным парламентом на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании – Федеральным собранием, нижней палатой которого является Государственная дума, верхней палатой – Совет Федерации, представляющий интересы регионов.

В названии государства отразилось федеративное устройство регионов с выборами губернаторов и местных органов самоуправления. Поскольку распад Союза создавал определенную угрозу цепной реакции распада самой России, еще в 1992 году был заключен Федеративный договор между Россией и входящими в ее состав национальными автономными республиками. Ради сохранения целостности государства пришлось пойти на предоставление им большего объема прав и привилегий (в частности, меньшие отчисления в федеральный бюджет и т. п.) по сравнению с русскоязычными субъектами Федерации.

Федеративный договор не был признан Чеченской республикой, в которой власть захватили радикальные исламские террористы. «Чеченский узел» обернулся двумя затяжными и кровавыми вооруженными конфликтами (1994–1996 и с 1999 г.), в ходе которых чеченские террористы совершали нападения на сопредельные республики Северного Кавказа и теракты в различных городах России (в т. ч. в Москве). В целом вторая чеченская война завершилась истреблением основных банд террористов и их предводителей, умиротворением Чечни и сохранением ее в составе России.

В 90-х годах в России в основном сформировалась многопартийная система (впервые возникшая в 1905 г. и уничтоженная Октябрьской революцией). Вследствие размытости идеологических приоритетов и разочарования масс в результатах реформ, ее формирование неоправданно затянулось и не завершилось до сих пор. Однако общие контуры оформились уже в первые годы. Вкратце три основных политических лагеря развивались следующим образом.

А. Либеральный фланг составило движение, выступившее инициатором реформ 90-х годов и до 1995 г. находившееся у власти. На думских выборах 1993 г. оно оформилось в партию «Выбор России» Е. Гайдара, хотя в самой Думе сразу же уступило место ЛДПР и коммунистам. Поскольку острый социально-экономический кризис скомпрометировал либеральные идеи в глазах основной массы населения, уже на выборах 1995 г. президент Ельцин отказался от поддержки «выбороссов» и сделал ставку на формирование центристской коалиции. Потерпев поражение, «Выбор России» вскоре распался.

В дальнейшем либеральные силы предприняли новую попытку консолидации. На современном этапе их представляют две партии: «Союз правых сил» (СПС, с 1999), наиболее откровенно выражающий либерально-западнические идеи, и «Яблоко» Г. Явлинского (с 1995), близкое по духу, но с определенной корректировкой в сторону социальных задач государства. Разочарование масс в либеральных реформах обусловило непопулярность этого фланга политической жизни России. На думских выборах 2003 г. СПС и «Яблоко» вообще не преодолели 7-процентного барьера, необходимого для избрания в парламент. В настоящее время между ними ведутся переговоры об объединении для консолидации всех либеральных сил. Однако их социальная база сравнительно малочисленна – это предпринимательский класс (да и то не целиком) и либеральные слои интеллигенции.

Б. Центр был сформирован властью накануне думских выборов 1995 г. после краха либерально-западнического курса и сразу же, с 1995 г. и поныне, занял правящее положение. Первоначально его представляла партия «Наш дом – Россия» (НДР), но после банкротства олицетворявшего ее правительства В. Черномырдина, перед выборами 1999 г. была сформирована партия «Единство», в дальнейшем преобразованная в «Единую Россию», остающуюся правящей партией до сих пор. Ее идейные приоритеты: частная собственность и рынок при сбалансированном государственном регулировании, авторитарной президентской власти и прагматичной политике по отношению к Западу с учетом собственных национальных интересов.

К центру, по существу, примыкает и основанная на национал-пат­риотической риторике (и поэтому поначалу имевшая большую попу­лярность) партия ЛДПР В. Жириновского (Либерально-демократиче­ская партия России, вопреки названию не имеющая ничего общего ни с либерализмом, ни с демократией. Практически со дня своего основания в 1990 г. ЛДПР служит власти для отвода голосов от реальной левой оппозиции).

В. Левый фланг с 1993 г. возглавляет КПРФ (Коммунистическая партия Российской Федерации) Г. Зюганова, унаследовавшая идеи и традиции КПСС. КПРФ признает лишь «трудовую» частную собственность и выступает за пересмотр приватизации, что реально могло бы вызвать гражданскую войну. Используя в основном популистские лозунги, КПРФ имеет устойчивый многочисленный электорат в лице наименее обеспеченных слоев населения (в особенности среди старшего поколения, наиболее остро пережившего социальный кризис).

Весь кризисный период 90-х годов КПРФ неизменно набирала большинство на парламентских выборах. Пиком ее успеха были президентские выборы 1996 года, на которых Г. Зюганов едва не победил Б. Ельцина, и лишь благодаря сплочению власти и бизнеса, в т. ч. в сфере СМИ, и при финансовой поддержке Запада возможность коммунистического реванша была ликвидирована.

4.Общее состояние внешней политики в первые годы после распада СССР можно характеризовать как катастрофу. Ее основными чертами были:

1. Резкое сокращение территории и населения страны, падение геополитических позиций и международного влияния, утрата статуса сверхдержавы, как следствие: а) распада социалистического лагеря; б) распада империи, в последние 70 лет существовавшей под названием СССР; в) прихода к власти в большинстве бывших республик антирусских проамериканских сил с последующим расширением НАТО на восток (большинство бывших соцстран Восточной Европы, Прибалтика, на очереди – Грузия и Украина); г) кризиса ВПК и сокращения армии, результатом чего стали изменение соотношения обычных вооружений в Европе от 3:1 в пользу СССР до 3:1 в пользу НАТО, разрушение единой системы ПВО и ПРО, существовавшей ранее в рамках Союза.

2. Крах надежд на равноправное партнерство с Западом. Имевшие место громкие взаимные заявления на этот счет (Кэмп-Дэвидская декларация Буша–Ельцина 1992 года об окончании «холодной войны», формальное приглашение России в «Большую семерку» ведущих в экономике стран мира) не были наполнены реальным взаимовыгодным содержанием. На практике вместо этого Россия получила: а) долговую зависимость от Запада (при том, что Россию убедили «простить» больше половины долгов странам «третьего мира», ее долги «прощать» никто не собирался); б) продолжение невыгодного, практически одностороннего разоружения (договор ОСНВ-2).

Поворот во внешней политике наступил в конце 90-х годов и был отмечен следующими характерными чертами:

Переход от непрерывных уступок Западу (первый ельцинский министр иностранных дел А. Козырев был прозван в США «господином Да» за то, что неизменно соглашался со всеми американскими предложениями) к защите национальных интересов, начиная с правительства Е. Примакова (первым явным рубежом стал югославский кризис 1999 г., в котором Россия открыто осудила агрессию США и независимо проявила себя в миротворческом процессе).

2. На пространстве образованного после распада СССР СНГ (Содружество Независимых Государств – формальная интеграция 12 республик бывшего СССР без Прибалтики) – переход большинства национальных республик от радужных надежд устроиться без России либо за ее счет, в результате чего они оказались поражены еще более острым кризисом, к возобновлению реальной экономической и военно-политической интеграции (особенно с Белоруссией). Хотя в рамках СНГ происходит борьба влияний России, Запада (к которому на данный момент тяготеют правительства Украины, Грузии и Молдавии), исламского мира и Китая (на южных рубежах Содружества), позиции России заметно укрепились. Во многом это связано с растущей долговой зависимостью республик СНГ от России и ее энергоресурсов.


 

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.189.171 (0.006 с.)