ТОП 10:

Тем не менее, тенденции распада первобытного уклада и постепенный перехода ко классовому обществу на данном историческом этапе были определяющими.



Языческая картина мира восточных славян. Основой мировоззрения древних восточных славян было язычество.

Язычество – это система верований, основанных на обожествлении сил природы.

Язычество восточных славян включало в себя:

Анимизм – наделение природных объектов живой душой. Первобытный человек не воспринимал себя как личность. Понятия «я» не существовало. Есть только «мы»: человек не отделяет и не противопоставляет себя природе. Природные силы обожествлялись, а мир наделялся духами: добрыми (берегини, домовые) и злыми (лешие, русалки, упыри). Деревья, травы, вода, камни, орудия труда и т.д. воспринимались первобытным человеком такими же, как и он, живыми существами. Явления природы – дождь, ветер, гроза – осознавались как продукт деятельности живых духов, недоступных человеческому взору, но окружающих людей в их повседневной жизни.

Пантеон (совокупность богов) древних славян представлял собой иерархизированную систему обожествлённых природных сил от создателей Вселенной до мелких божеств, отвечающих за конкретные виды деятельности (например, бог сбора урожая). Главнейшими божествами славянского пантеона на разных этапах его развития были: Род и Рожаницы – создатель и покровители всего живого, Сварог – источник огня и света, ходящий по небу, Перун – бог грозы и огня, покровитель князя и дружины. Среди главных божеств восточных славян необходимо также отметить таких как: Даждьбог – бог солнца, Стрибог – бог ветра, Велес (Волос) – «скотий бог», покровитель скота, Мокошь – женское божество, покровительница домашнего очага.

Необъятность русских просторов во многом определила такие черты русского менталитета как широта, безграничность, открытость миру и людям. Сложность освоения больших пространств и необходимость их постоянной защиты выработали такие русские черты как упорство, умение стоять на смерть за веру и Родину, ощущение континента, государственный инстинкт, державность. Однако сложились и негативные наклонности: фатализм, безразличие, катастрофизм сознания, самоуничижение, излишняя самоизоляция и всплески шовинизма.

Культы родителей, умерших, вождей. Особую роль у восточных славян играл культ Матери-сырой-земли, дающей жизнь всему живому. Этот культ указывает на особое, интимное отношение славян к родной земле, к Родине, утвердившееся в русском характере.

Тотемизм – олицетворение дерева или животного с покровителем рода и первопредком.

Фетишизм – наделение предметов магическими свойствами (амулеты, обереги).

Магия – способность воздействовать на вещи посредством заклинаний.

Славянская мифология не была столь рационалистичной и подробно разработанной, как мифология древних греков, не достигла таких высот в деле культурного творчества. Но при этом её отличали такие особенности как вдумчиво-созерцательное отношение к окружающему миру, сочетающееся с восхищением гармонией и красотой природы, уважением к космическим стихиям. В этом источник таких черт русского менталитета, как стремление жить в согласии с окружающим миром, отзывчивость к чужой беде, желание поделиться радостью с ближним, осознание хрупкости гармонии мира и стремление её сохранить.

ТЕМА 5.

ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВЕННОСТИ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН. НОРМАННСКАЯ ТЕОРИЯ

1. Предпосылки образования государства.

Этапы формирования государства.

Норманнская теория.

4. Особенности и историческое значение образования гос-ва у восточных славян.

-----------------------------------------------------

Государство у восточных славян сложилось в результате взаимодействия целого комплекса факторов — социально-экономических, политических, культурных.

Социально-экономические факторы: развитие пашенного земледелия приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от труда производительного). Благодаря тому, что отдельная большая семья уже смогла обеспечить свое существование, родовая община стала трансформироваться в земледельческую или соседскую (территориальную). Это создавало условия для имущественной дифференциации: разделение на бедных и богатых общинников.

Политические факторы: усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные столкновения, которые ускоряли становление княжеской власти, повышали роль князей и дружины как обороняющих племя от внешних врагов, так и выступающих в качестве арбитра при спорах. Кроме того, межплеменная борьба приводила к складыванию племенных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его вождем (князем). Со временем власть князя, которую он стремился превратить в наследственную, все меньше зависела от воли вечевых собраний, укреплялась, а его интересы все больше отчуждались от интересов соплеменников.

К внешним предпосылкам следует отнести «давление», которое оказывали на славянский мир его соседи — хазары и норманны. Их стремление взять под контроль торговые пути, связывающие Запад с Востоком и Югом, ускоряло складывание княжеско-дружинных группировок, втягивающихся во внешнюю торговлю. Взимая продукты промыслов со своих соплеменников и меняя их на продукты престижного потребления и серебро у иностранных купцов, продавая им захваченных в плен иноплеменников, местная знать все более подчиняла себе племенные структуры, обогащалась и изолировалась от рядовых общинников.

2. На первом этапе образования Древнерусского государства (VIII — сер. IX в.) происходило складывание межплеменных союзов и их центров. В IX в. появляется полюдье (сбор дани с общинников в пользу князя, которая в ту эпоху носила еще добровольный характер и воспринималась как возмещение за военные и управленческие услуги). На втором этапе (2-я пол. IX — сер. X в.) процесс складывания государства ускорился, во многом благодаря активному вмешательству внешних сил — хазар и норманнов (варягов). ПВЛ (Повесть временных лет) сообщает о набегах воинственных обитателей Северной Европы, вынудивших ильменских словен, кривичей и финно-угорские племена чуди и веси платить дань. На Юге хазары собирали дань с полян, северян, радимичей и вятичей. В правление Олега (879—912) в его руках сосредоточилась власть над территорией от Ладоги до низовьев Днепра. Сложилась своеобразная федерация племенных княжений во главе с великим князем киевским. Игорь (912—945) стремился сохранить единство межплеменной федерации, а также защищал ее границы от появившихся грозных кочевников — печенегов.

Третий, завершающий этап складывания государства начинается с реформ княгини Ольги. Отомстив древлянам за смерть своего мужа Игоря, она устанавливает фиксированную норму дани, а для ее сбора устраивает «погосты». Полная ликвидация племенных княжений происходит во время правления Владимира (980—1015), который заменил племенных князей своими сыновьями, призванными защищать новую веру и укреплять власть киевского князя на местах. Укрепление власти дало ему возможность организовать население всей страны для создания мощных оборонительных рубежей на южных границах и переселить сюда часть словен, кривичей, чуди и вятичей.

3. ПВЛ говорит, что в 862 г. славяне решили обратиться к соседям-варягам, называвшимся русью, и их князю – Рюрику. Приглашение было принято, Рюрик сел в Новгороде, его братья Синеус — в Белоозере, Трувор — в Изборске. В 882 г. преемник Рюрика князь Олег захватил Киев, освободил славянские племена от хазарской дани и подчинил своей власти. Так, согласно летописи, произошло образование Древнерусского государства.

Эти данные легли в основу норманнской теории, выдвинутой в 40— 50-е гг. XVIII века немецкими учеными, которые жили и работали в России — Г.Байером и Г.Миллером. Норманисты считали, что государственность на Русь была принесена варягами (скандинавами) и делали вывод об извечной отсталости славян, якобы не способных к самостоятельному историческому творчеству. Эта теория была подвергнута критике со стороны М.В.Ломоносова, который считал ее клеветой на древних славян.

Современные исследователи считают: а) процесс складывания государства начался до варягов, сам факт их приглашения на княжение свидетельствует о том, что эта форма власти была уже известна славянам; б) Рюрик, скорее всего, реальная историческая личность, будучи приглашенным в Новгород на роль арбитра и, может быть, защитника от заморских варягов, захватывает власть, подавив восстание под руководством Вадима (местного племенного князя). Его появление в Новгороде (мирное или насильственное) никак не связано с зарождением государства; в) норманнская дружина, не обремененная местными традициями, активнее использует элемент насилия для сбора дани и объединения славянских племенных союзов, что, в определенной степени, ускоряет процесс складывания государства. Одновременно происходит консолидация местной княжеско-дружинной верхушки, ее интеграция с варяжскими дружинами и славянизация самих варягов; г) Олег, объединив Новгородскую и Киевскую земли и сведя воедино «путь из варяг в греки», подвел экономическую базу под складывающееся государство.

4. Одной из особенностей Древнерусского государства было то, что с самого начала оно являлось многоэтническим (многонациональным) по своему составу. Образование государства имело важное историческое значение для восточных славян. Оно создавало благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли, влияло и на формирование социальной структуры. Благодаря образованию государства формируется древнерусская культура, складывается единая идеологическая система общества. В рамках ДРГ происходило складывание единой народности – основы трех восточнославянских народов: русского, украинского и белорусского.

ТЕМА 6.

ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.21.186 (0.007 с.)