ТОП 10:

Международные отношения СССР и КНР.



Международные отношения СССР и КНР.

 
 

Уже на следующий день после победы китайских коммунистов, 2 октября 1949 г. последовало признание СССР Китайской Народной Республики и установление с ней дипломатических отношений.
Тесное межгосударственное сотрудничество двух стран началось уже в 1950 г. Вскоре после провозглашения КНР ее лидер Мао Цзэдун отправился с визитом в СССР, где он находился с декабря 1949 до середины февраля 1950 г.
14 февраля 1950 г. в Москве был подписан договор о дружбе, союзе и взаимной помощи между СССР и КНР сроком на тридцать лет. Стороны обязались предпринимать все необходимые меры, чтобы не допустить повторения агрессии со стороны Японии или любого другого государства. В случае агрессии в отношении одной из сторон, другая договаривающаяся сторона должна была немедленно оказать военную и иную помощь.
СССР и КНР заявили о своей готовности участвовать во всех международных действиях, направленных на обеспечение мира и безопасности народов.
Договор между СССР и КНР положил начало периоду политического, военного, экономического, дипломатического сотрудничества между двумя странами.
В начале 1950-х годов сотрудничество двух стран успешно развивалось. С помощью СССР в Китае восстанавливались и строились крупные промышленные предприятия, железнодорожные и другие объекты. Более 10 тыс. советских инженеров оказывали помощь в модернизации экономики. Советский Союз помогал укреплять вооруженные силы КНР. Немаловажное значение имело и открыто враждебное отношение США и их союзников к коммунистическому Китаю, который они отказывались признавать. В середине 50-х годов советско-китайское экономическое сотрудничество достигло апогея, в рамках которого Китай получил помощь в модернизации хозяйства и подготовки кадров.
Ухудшение советско-китайских отношений принято связывать с изменениями позиции советского руководства, провозглашенными на ХХ съезде КПСС. Мао Цзэдун отрицательно отнесся к осуждению культа личности И. Сталина. Двусторонние отношения серьезно ухудшились в связи с разрывом советско-китайского соглашения в области ядерной энергии в 1959 г., а затем и с отзывом в 1960 г. советских технических специалистов со строек китайского народного хозяйства.
Разногласия стали проявляться и во внешнеполитической сфере. Так, СССР фактически отказался поддерживать КНР в Тайваньском кризисе (август 1958 г. В 1959 и 1962 во время вооруженного конфликта между Китаем и Индией, советское правительство заняло нейтральную позицию, отказавшись подержать Китай.
Не сошлось советское и китайское руководство с оценками Карибского кризиса. Впервые открыто в печати Пекин критиковал внешнеполитическую линию Москвы, назвав размещение ракет на Кубе авантюризмом.
Серьезные противоречия возникли по территориальным вопросам. Китайское руководство предъявило Советскому Союзу значительные территориальные претензии, касающиеся Дальнего Востока, части Восточной Сибири. Пекин выдвинул тезис о том, что царская Россия захватила более 1,5 млн. кв.км «исконно китайских земель».

Карибский кризис

Самой реальной возможностью ядерной войны стал Карибский кризис 1962 года. Накануне кризиса, в 1961 году, США разместили на территории Турции ракеты средней дальности, которые своим присутствием создавали угрозу западной части Советского Союза и были способны «накрывать» Москву и ключевые промышленные центры. Адекватным ответом этому стали размещенные советским руководством на территории Кубы ракеты средней дальности Р-12. На этот период на Кубе был установлен дружеский режим. СССР получил союзника прямо под боком у США.
Непосредственное начало кризиса произошло 14 октября 1962 года. В этот день самолёт-разведчик США при очередном облёте кубинской территории выявил присутствие советских ракет средней дальности Р-12. Президентом США Джоном Кеннеди был срочно создан специальный Исполнительный комитет, на котором осуществлялся поиск возможных путей решения этой проблемы. В результате была объявлена военно-морская блокада Кубы и пригрозили уничтожить ракеты.
Президент США выступил с инициативой по отношению к Советскому Союзу о демонтаже установленных ракет. Советское руководство в ответ предложило вывести американские ракеты из Турции. В итоге начался демонтаж советских ракет, после чего произошло снятие кубинской блокады. Карибский кризис длился 13 дней.

 

Распад СССР. Причины

Современные исследователи вопроса выделяют целый ряд причин, приведших к краху всего социалистического лагеря и Союза в частности. Распад СССР провоцировало следующее:

1. Громоздкая и недостаточно эффективная система управления, базировавшаяся на жесткой централизации власти. В последние десятилетия социалистическое управление привело к длительному экономическому застою, который в свою очередь способствовал развалу политической системы.

2. Непропорциональное экономическое развитие, когда львиная доля бюджета уходила в тяжелую и оборонную промышленность, а необходимые потребительские товары были в недостатке. В восьмидесятых это вылилось в масштабный дефицит повседневной продукции, вызвавший недовольство населения.

3. Централизация политической власти в Москве и доминантное положение русскоязычной культуры также стимулировало недовольство национальных республик и их руководство. В итоге при первых послаблениях руками этих республик и был осуществлен распад СССР.

4. Подрывная работа западных спецслужб, а так же поражение СССР в войне за престиж. Советские граждане в решающий момент отнеслись с симпатией к капиталистическим ценностям и проявили желание их перенять.

5. Неудачная афганская война, ряд техногенных катастроф и провальные реформы пошатнули народное доверие к советской власти. Совсем уж опустил уровень доверия тот факт, что подобные инциденты замалчивались. Свой вклад внесли открытые в восьмидесятых ранее неизвестные факты о так называемом голодоморе и некоторых других действиях власти.

 

Экономический кризис 1994 г.
Нерешенность макроэкономических проблем, усиленное политической борьбой, становились причинами периодических кризисов. Первый - валютный кризис, известный как «черный вторник», - разразился 11 октября 1994 г., когда курс американского доллара подскочил за один день на 27%. Естественно, это увеличило недоверие к рублю среди населения. Валютный кризис вызвал новый рост инфляции. Второй - банковский кризис, известный как «черный четверг», имел место 11 августа 1995 г., когда рухнул рынок межбанковских кредитов из-за высоких ставок рефинансирования.

Причины: 1)Отечественные предприниматели предпочитали не инвестировать средства в производство, а вывозить деньги за границу или «прокручивать» в коммерческих банках. Из-за непомерно высоких и разорительных налоговых ставок широкие масштабы приобрело уклонение от уплаты налогов. В силу этого продолжала расти «теневая» экономика. В 1995-1996 гг. на ее долю приходилось 25-40% ВВП, в 1998 г. – 40-70%. Чтобы было понятно: допустимый уровень теневой экономики в ВВП – 10-30%. Если он выше, то речь идет об угрозе национальной безопасности. Если же иметь в виду требования так называемой «благополучной экономики», то ее уровень должен составлять 5-10%.

2) Понятно, что такие схемы способствовали криминализации экономики.В 1994 г., по официальным данным, до 50% национальной экономики контролировалось преступными элементами. Они сумели наладить механизм присвоения доходов, которые в нормальных условиях должно взимать государство в виде налогов. Возросло количество заказных убийств, заказных уголовных дел. Вывоз капитала за рубеж приобрел катастрофический для экономики размах.

3) Получили распространение различные «серые» схемы получения доходов. Ими стали торговля через оффшор, т.е. продажа продукции по низким ценам оффшорным компаниям с последующей перепродажей по мировым ценам. Понятно, что при этом и предприятием, и оффшорной фирмой часто руководили одни и те же лица. Использовался и такой способ, как получение доходов только за переработку чужого сырья без приобретения права собственности на него. Как правило, это право принадлежало зарубежным фирмам, в которых активное участие принимали менеджеры предприятий.

 

Экономический спад усугублялся олигархическим режимом, который не был заинтересован в сильном дееспособном государстве. Но без этого рынок не мог работать эффективно. Выходило, что выигрыш от действий государства получали частные лица, а издержки ложились на государственный бюджет. Свертывание госбюджета, массовое уклонение от налогов привели к росту государственного долга. Внешний долг России постоянно увеличивался. Так, в 1992 г. он составлял 108 млрд. долларов, в 1994 г. – 100, 1996 г. – 109, 1998 г. – 123,2.

Из-за внешнего долга возникла зависимость нашей страны от кредиторов, прежде всего от МВФ, который фактически контролировался США. Каждый год государственный бюджет приходилось утверждать в МВФ. При любой попытке проводить самостоятельную политику, не вполне согласующуюся с рекомендациями Запада, перед страной возникала угроза дефолта.

Этот период отмечен снижением доходов населения. На фоне резко выросшего социального расслоения это означало, что огромное количество граждан России просто скатилось к состоянию нищеты. К 1999 г. почти 50 млн. граждан России (34%) имели уровень доходов ниже официально установленного прожиточного минимума. Социальную политику того времени надо признать неэффективной. Принималось огромное количество решений о жилищных кредитах, достройке незавершенных домов, защите прав потребителей, которые просто не выполнялись в виду отсутствия средств.

Показателем безуспешности экономической политики стало решение о секвестре федерального бюджета – резком сокращении расходных статей, проведенном в 1997 г. по инициативе А. Чубайса. Но это тоже не исправило ситуации и в марте 1998 г. президент отправил в отставку правительство В. Черномырдина.

Экономический кризис 1998 г.К 1998 г. государство оказалось обремененным огромным долгом. Положение усугублялось неблагоприятной международной конъюнктурой, которая характеризовалась двумя болезненными для России тенденциями. Первая - международный финансовый кризис, который разразился с осени 1997 г. Рынки стран Юго-Восточной Азии дестабилизировались. Акции многих компаний стали падать в цене, и инвесторы начали выводить деньги на более надежные рынки Европы и США. Россия попала в эту волну. Инвестиции стали уходить из экономики. Для страны это означало, что произойдет сокращение налоговых сборов, спад производства и невыполнение бюджетных обязательств. Поскольку экономика в это время находилась в неустойчивом равновесии, то впоследствии кризис развивался вполне автономно и достиг пика к тому времени, когда ситуация в странах Юго-Восточной Азии начала улучшаться.

Вторая проблема – резкое падение цен на нефть с начала 1998 г. В итоге они опустились ниже 10 долларов за баррель, что делало нашу нефть нерентабельной.

Важным фактором развития кризиса стало то, что значительная часть внимания и усилий российской элиты была направлена на разрешение политических, а не экономических проблем. На стадии вызревания кризиса было отправлено в отставку правительство В. Черномырдина. Новым премьером был назначен С. Кириенко. Именно в этот момент произошло резкое обострение политико-экономического кризиса в Индонезии, которое привело к резкому увеличению оттока капитала из России.

Из-за смены правительства соглашение с МВФ о финансировании программы в 1998 г. было заключено только в конце июня. Отсутствие соглашения в апреле – мае было важным фактором неопределенности и неуверенности на рынках, однако в июне это соглашение уже не оказало практически никакого влияния на текущую ситуацию.

Правительство С. Кириенко столкнулось с острейшими проблемами: шахтёрские забастовки сопровождались перекрытием железнодорожных магистралей, стремительно рос государственный долг, резко сократились валютные запасы Центрального банка. Кириенко выступил за проведение жёсткой финансовой политики. Была разработана антикризисная программа. Она включала расширение прав налоговых органов, ужесточение контроля за проведением экспортно-импортных операций, снижение тарифов на транспортные перевозки. В МВФ был получен срочный займ в размере 4 млрд. долларов. Но эти меры стали проводиться слишком поздно, к тому же программа встретила сопротивление оппозиции. Правительство внесло в Думу пакет стабилизационных законов, основанных на сверхжёсткой экономии государственных расходов, однако парламент их не принял.

Бремя долгов стремительно нарастало. Летом 1998 г. правительство должно было выплатить 60 млрд. долларов по внешнему и внутреннему долгу. Долги по пенсиям на конец марта 1998 г. составили около 1 млрд. рублей, долг оборонному заказу – 17 млрд. рублей. Доходы в этот же период составили чуть более 20 млрд. долларов.

Тогда 17 августа 1998 г. правительство провело девальвацию (границы ранее установленного валютного коридора были расширены с 6 до 9,5 рублей за доллар) и объявило дефолт (отказ платить долги). Был введён мораторий на выплату долгов коммерческих банков иностранным инвесторам. 23 августа Ельцин отправил правительство Кириенко в отставку. Но это только усилило кризис. Валютный курс окончательно обвалился, вырвавшись далеко за пределы обновлённого валютного коридора и превысив 20 рублей за 1 доллар. Российская банковская система оказалась на грани краха. Несколько крупных банков разорились. Вклады населения в коммерческих банках упали на 15% в рублёвом исчислении, а в реальном выражении – на 52%. Вкладчики не могли получить свои деньги из коммерческих банков иногда в течение нескольких месяцев. Во многих случаях выплаты проводились по старому курсу. Резко увеличились цены на товары широкого потребления. Разорилось множество коммерческих фирм. Сотни тысяч людей, принадлежавших к так называемому среднему классу, потеряли работу и источники дохода.

Тем не менее, троекратная девальвация рубля позволила экономике войти в полосу восстановления. Падение рубля дало возможность продукции отечественных производителей конкурировать с импортными товарами. И уже с начала 1999 г. ситуация в экономике стала стабилизироваться. Был отмечен рост производства, особенно в сфере товаров народного потребления, продуктов питания. Следствием этого стало увеличение налоговых поступлений в бюджет.


 

Общественно-политическое развитие РФ с 2000 по настоящее время.

 

1. Усиление вертикали власти. 31 декабря 1999 г. исполняющим обязанности Президента РФ стал В.В. Путин, который занял эту должность после мартовских выборов 2000 г. Для нового руководства страны на первый план вышла задача укрепления российской государственности. В мае 2000 г. были созданы 7 федеральных округов: Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Уральский, Южный, Сибирский и Дальневосточный. В каждом из них назначался полномочный представитель Президента РФ (полпред). В функции полпредов входила организация работы органов исполнительной власти на местах, представление президенту регулярных отчетов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе и др.

 

2. Изменения символики РФ. В 2000 г . были приняты законодательные акты, изменившие символику РФ. Парламент утвердил конституционные законы о Гербе, Флаге и Гимне страны.

 

3. Национальная политика. Для страны важнейшей целью стало разрешение чеченской проблемы. Российское правительство сделало ставку на непримиримую борьбу с террористами, поддержку лидеров, отвергающих вооруженную борьбу и выступающих за проведение мер по восстановлению экономики. Были предприняты шаги по стабилизации жизни мирного населения. В марте 2003 г.проведен референдум по вопросу о единстве с Россией и принята Конституция Чеченской республики.

 

4. Местное самоуправление. Для укрепления экономики регионов было проведено слияние отдельных субъектов Федерации и образование новых. Появились Пермский (2005 г.) и Забайкальский края (2008 г.). В 2009 г. был создан восьмой федеральный округ – Северо-Кавказский, а полпред А. Хлопонин совместил этот пост с должностью вице-премьера. В октябре 2003 г. принят Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Его реализация в последующие годы стала одной из приоритетных задач государства.

 

5. Поправки в Конституцию РФ. В конце 2008 г. Президент России Д. Медведев подписал закон о поправках к Конституции РФ. Они касались увеличения сроков полномочий президента (до шести лет) и Государственной думы (до пяти лет). Кроме того, был принят закон о контрольных полномочиях Госдумы в отношении правительства. Теперь депутатам предоставлялось право рассматривать ежегодные отчеты правительства о результатах его деятельности.

 

6. Борьба с коррупцией. Принимались меры по лишению возможности использовать должностными лицами своих властных полномочий и прав для личной выгоды. В целях предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд принимались соответствующие Законы в 2005 и 2013 гг. В конце 2008 г. вступил в силу закон «О противодействии коррупции», заложивший правовую основу в борьбе с этим злом.

 

7. Реформа МВД. В 2009 г. по инициативе Президента России началась реформа Министерства внутренних дел. Ее главной целью являлось повышение эффективности правоохранительной системы России, борьбы с коррупцией и улучшение имиджа правоохранительных органов. В феврале 2011 г. был издан закон «О полиции», тем самым милиция в Российской Федерации официально прекратила своё существование. В 2013 г. президент издал ряд антикоррупционных указов. Согласно новым требованиям чиновники должны отчитываться о расходах, покупках зарубежной недвижимости и избавится от счетов в иностранных банках. В противном случае – отставка.

 

8. Учреждение звания Герой Труда. В марте 2013 г. Указом президента России было учреждено почетное звание Герой Труда. Оно присваивается за особые трудовые заслуги на производстве, в общественной жизни, за научные открытия и творческие достижения. Первыми Героями труда стали пять россиян: нейрохирург А. Коновалов, дирижер В. Гергиев, механизатор Ю. Коннов, токарь К. Чуманов и машинист В. Мельник.

9. Сочинская Олимпиада. Крупнейшим общественным и спортивным событием в жизни страны в 2014 г. стало проведение XXII зимних Олимпийских игр в г. Сочи. И спортивные объекты, и олимпийские деревни для спортсменов, и красочные церемонии открытия и закрытия Олимпиады – все было сделано на высшем уровне. Успешно решена и непростая задача обеспечения безопасности гостей и участников Игр. Триумфальными эти Игры оказались и для российской сборной: страна заняла первое место в общемедальном зачете, завоевав 33 медали, 13 из которых – золотые.
10. Крым в составе России. В 2014 г. были внесены изменения в государственно-территориальное устройство Российской Федерации. 18 марта президент России В. Путин подписал договор о принятии Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации. Совет Федерации ратифицировал этот договор и одобрил Федеральный конституционный закон об образовании новых субъектов РФ. После подписания президентом России соответствующих законов и их опубликования, они вступили в силу. Президентским Указом от 21 марта 2014 г. образован Крымский федеральный округ Российской Федерации. Все эти решения стали возможным после того, как в Автономной республике Крым и в Севастополе (Украина) прошёл референдум о статусе Крыма. По результатам референдума 96,77 % избирателей республики и 95,6 % избирателей Севастополя выбрали воссоединение с Россией.

1. Переломные годы. В начале 2000-х гг. были преодолены тяжелые последствия экономического кризиса 1998 г. и началось постепенное оживление всей хозяйственной системы. Ставка делалась на дальнейшее формирование и совершенствование рыночных отношений. Шел постепенный процесс преобразования государственной собственности в коллективную и частную формы.

2. Средний и мелкий бизнес. В негосударственном секторе российской экономики в 2003 г. действовали 76,8% предприятий из всех имеющихся. Малых предприятий насчитывалось свыше 280 тыс. По отраслям хозяйства они распределялись крайне неравномерно. Если, например, в торговле их насчитывалось до 47 % от всего количества, то на аграрный сектор приходилось всего 2%. Вносились существенные изменения в Земельный кодекс. Закреплялось право собственности на землю. Устанавливались льготные кредиты для сельскохозяйственных предприятий. Расширялись возможности развития сельхозкооперации и фермерских (крестьянских) хозяйств.

3. Большой бизнес. Крупные предприятия заняли прочные позиции в газовой и нефтяной промышленности, в электроэнергетике. Среди них созданные еще в 1990-е годы: ЛУКОЙЛ, Сибнефть, Газпром, ЮКОС, Норильский никель, РАО «ЕЭС» (Единая энергетическая система). Некоторые промышленники и компании ради получения сверхприбылей допускали различные злоупотребления. Они нарушали налоговое законодательство, подкупали чиновников, внедряли своих представителей в органы власти и др. Потребовалось упорядочить отношения государственной власти и бизнеса. В октябре 2002 г. Государственная Дума внесла существенные изменения и дополнения в Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Усилилось регулирование деятельности монополий в электроэнергетической сфере. Чтобы не допустить сращивания бизнеса и силовых структур, спецслужбам запрещалось излишнее вмешательство в работу предприятий. Совершенствовалось налоговое законодательство, а к нарушителям его применялись жесткие меры. Усилил антимонопольное законодательство принятый в июле 2006 г. Закон «О защите конкуренции».

4. Нефтегазовый комплекс. Добыча нефти и газа продолжала играть приоритетную роль в экономике. Рост цен на нефть на мировом рынке требовал особого внимания к его развитию, улучшения способов добычи, повышения качества нефтепродуктов. Было введено в действие крупное Ванкорское нефтяное месторождение в Красноярском крае. Если 2006–2008 гг. добыча нефти в стране постепенно уменьшалась, но в последующие пять лет проявилась тенденция к росту. Активно проводилась разведка залежей «черного золота». Только в 2014 г. были открыты новые нефтяные месторождения в Астраханской области, Республике Коми, Карском море.

5. Сельское хозяйство. С трудностями проводились рыночные реформы в аграрном секторе экономики. Медленного развивались фермерские хозяйства. Сохранялось отставание технологий производства сельхозпродукции. Не был отрегулирован рынок ее сбыта. Для преодоления этих и других трудностей была разработана государственная программа развития сельского хозяйства на 2008–2012 гг. Это дало положительный эффект.

 

6. Стабилизационный фонд РФ. В начале января 2004 г. был создан специальный государственный фонд, используемый в целях стабилизации экономики. Его появление стало возможным благодаря началу экономического роста. По сути, это финансовые активы, которыми напрямую могло распоряжаться правительство.

7. Погашение внешнего долга. В течение 2004–2007 гг. руководство страны предприняло ряд шагов по досрочному погашению значительного внешнего долга, накопившегося в период нахождения у власти М. Горбачёва и Б. Ельцина. К 2008 г. внешний долг сократился до уровня, который считается одним из самых низких в мире.

8. Национальные проекты. В 2005 г. Президентом России была сформулирована программа приоритетных национальных проектов в области образования, жилищного строительства, сельского хозяйства, здравоохранения. Так, в рамках национального проекта «Образование» решались вопросы своевременных выплат классным руководителям, проводились конкурсы инновационных школ и вузов. К финансированию работы учебных заведений подключались регионы. В рамках национального проекта «Здравоохранение» в медицинские учреждения поставлено 22 тыс. 652 единицы диагностического оборудования. На треть обновился санитарный автопарк: введено в эксплуатацию 6 тыс. 723 новых машин. Повысилась зарплата врачей.

9. Программы развития регионов. Осуществлялись федеральные программы экономического и социального развития Чеченской Республики, Дальнего Востока и Забайкалья. Велись работы по превращению Владивостока в центр международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Именно здесь в сентябре 2012 г. проходила двадцать четвёртая ежегодная встреча лидеров экономик Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Это был первый саммит, который проходил в России. Подготовка к нему шла с 2007 г.

10. Правительственная антикризисная программа. В 2008–2009 гг. разразился мировой экономический кризис, охвативший США, развитые страны Европы и ряд азиатских государств. Он повлиял и на развитие экономики России. Потребовались чрезвычайные меры для укрепления финансовой системы и снятия напряженности в сфере занятости населения. Государство предоставило значительные кредиты российским банкам. Субъекты Федерации получили право самостоятельно решать вопросы введения неполной рабочей недели и сокращения рабочего дня. Продолжало сокращаться производство, росло число безработных в стране. В апреле 2009 г. был принят федеральный антикризисный бюджет, ставший ядром антикризисной политики правительства. Согласно бюджету на антикризисные меры выделялось 2412 млрд руб. Основные вложения направлялись на поддержку банковской системы и отдельных отраслей народного хозяйства. Около 27% федерального бюджета отводилось на социальную поддержку населения. Увеличивались расходы на жилищное и дорожное строительство, на развитие наиболее эффективно действующих промышленных, в том числе оборонных, предприятий.

 


Экономический кризис особенно тяжело отразился на уровне жизни малообеспеченных семей и пенсионеров. Государство несколько раз принимало меры для повышения их материального благосостояния. Антикризисная программа позволила несколько стабилизировать социальную ситуацию в стране.
К середине 2009 г. экономический спад в России приостановился, а в следующем году продолжился восстановительный рост. В октябре 2010 г. В.В. Путин заявил, что глобальный экономический кризис стал для России серьёзным испытанием, но его уроки подтвердили правильность избранного правительством пути. Руководители государства выдвинули на первый план всестороннюю модернизацию экономики и переход на инновационный путь развития – путь новых технологий и создание благоприятных условий для их внедрения
В 2011–2012 гг. рост российской экономики продолжился, но в следующие два года наступила стагнация – застой или почти незаметный рост. Она была связана с геополитической напряженностью в отношениях России и Запада, спадом инвестиций и сокращением промышленного производства.

11. Экономические санкции. После присоединения Крыма к РФ, а затем начавшихся военных действий на юго-востоке Украины США и Евросоюз ввели целый ряд ограничений в отношении компаний, банков и целых секторов российской экономики. В ответ Россия ограничила импорт ряда сельскохозяйственных товаров из стран, которые ввели в отношении нее санкции: США, государств ЕС, Канады, Австралии и Норвегии.

12. Концепции внешней политики. Изменения в мире и самой Российская Федерация не могли не отразится на определении приоритетов международной политики государства. Повышалась роль России в международных делах и ее ответственность за происходящее в мире. В связи с этим в разные периоды: в 2000 г., 2008 г. и 2013 г. формулировались новые концепции внешней политики страны.

13. Борьба с международным терроризмом. После атаки террористов на Нью-Йорк и Вашингтон 11 сентября 2001 г. Россия поддержала усилия США в борьбе с международным терроризмом. В частности, речь шла о военной операции США и их союзников против международных террористических группировок, создавших базы в Афганистане. В рамках ООН Россия присоединилась ко всем 12 крупным международным конвенциям и, в общей сложности, к 46 резолюциям Совета Безопасности ООН по проблеме борьбы с терроризмом. Российское руководство разрешило транспортировку военных грузов в Афганистан, через свою территорию. Российские боевые корабли совместно с силами НАТО, проводили операции против морского пиратства.

14. Россия и страны АТР. Беспрецедентно высокого уровня достигли российско-китайские отношения, которые из года в год развивались в направлении последовательного углубления партнерства и стратегического взаимодействия. Китай стал одним из ключевых внешнеторговых партнеров России. Новые торговые контракты были подписаны с Индией. В апреле 2013 г. впервые за последние десять лет состоялся официальный визит в Российскую Федерацию премьер-министра Японии, по итогам которого принято совместное заявление о развитии партнерства.

15. Отношения с США и Евросоюзом. С 2000-х гг. непросто складывались отношения России со странами Запада. С одной стороны, достаточно динамично развивались контакты в сфере энергетики, сельского хозяйства, транспорта, культуры. С другой стороны, трудно проходил диалог по созданию новой архитектуры евроатлантической безопасности. Ещё в 2002 г. Соединённые Штаты в одностороннем порядке вышли из договора по ограничению систем противоракетной обороны (ПРО). Затем началась подготовка к развертыванию противоракетных комплексов на территории некоторых государств Центральной и Восточной Европы. Страны НАТО активно обсуждали вопрос о приёме в члены этой организации Украины и Грузии. После грузинского нападения на Южную Осетию в августе 2008 г. была прервана работа Совета Россия–НАТО (создан в мае 2002 г.). Взаимодействие возобновилось в апреле 2009 г., но с апреля 2014 г. в связи с событиями на Украине оно снова было приостановлено. Провозгласив победу в «холодной войне» США и ЕС нацелились на расширение своего влияния без учета баланса законных интересов всех народов Европы. Было отвергнуто российское предложение (ноябрь 2009 г.) о разработке Договора о европейской безопасности. Вашингтон открыто продекларировал свое право использовать военную силу в одностороннем для отстаивания собственных интересов. Бомбардировками Югославии, вторжением в Ирак, нападением на Ливию, провалом миссии в Афганистане США и их союзники нарушили устойчивость международной системы. Лишь благодаря дипломатическим усилиям, прежде всего, России была предотвращена агрессия против Сирии в 2013 г. Организуя различные «цветные революции» США добивались смены неугодных режимов. Жертвой такой политики стала Украина. США и Евросоюз поддержали государственный переворот в этой стране в феврале 2014 г., стали безоглядно оправдывать любые действия самопровозглашенных киевских властей.

16. Россия и постсоветские государства. Как и раньше, руководство РФ стремилось к расширению отношений с участниками Содружества Независимых Государств (СНГ). В октябре 2000 г. Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан подписали Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Целью этой организации являлось продвижение процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства. При этом с 2000-х гг. Россия стала проводить более прагматический курс в отношении соседей. Серьезным испытанием для российской внешней политики в странах СНГ в 2000-е гг. стали так называемые цветные революции в Грузии (2003 г.), Украине (2004 г.) и Киргизии (2005 г.), а также глубокий политический кризис на Украине (2014 г.) Занявший прозападную ориентацию президент Грузии М. Саакашвили летом 2008 г. попытался силовым путем решить конфликт с Южной Осетией. Такая же участь ждала и Абхазию. Совершалось это при фактическом попустительстве администрации Дж. Буша в Вашингтоне. Россия оказала военную помощь Южной Осетии и после ликвидации конфликта объявила о признании независимости Южной Осетии и Абхазии. На их территории были размещены российские военные базы. 24 ноября 2014 г. президенты РФ и Абхазии подписали новый договор о союзничестве и стратегическом партнерстве двух государств, который, в частности, подразумевает формирование общего пространства обороны и безопасности. В конце 2014 г. подготовлен проект договора о союзничестве и интеграции между Россией и Южной Осетией.
Появились осложнения и во взаимоотношениях с Украиной после «оранжевой» революции и прихода к власти В.Ющенко, известного своими антироссийскими взглядами. Так, в 2005 – 2009 гг. произошла серия экономических конфликтов по поводу поставок Россией природного газа на Украину, а также транзита газа европейским потребителям. После победы на украинских президентских выборах 2010 г. кандидата от Партии регионов В. Януковича напряженность в отношениях двух стран несколько снизилась. Но в результате государственного переворота в феврале 2014 г. Янукович был отстранен от должности, бежал из страны. К власти пришли силы, которые опирались на националистические экстремистские группировки.

Международные отношения СССР и КНР.







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.24.192 (0.037 с.)