Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Реформы Петра I: причины, сущность, значение.
В первой четверти 18 века Петром 1 (1682 - 1725) был осуществлён комплекс реформ, охватывающих все стороны жизни страны. Сущностью реформ было формирование дворянско-чиновничьего централизованного аппарата абсолютизма. Считается, что основной причиной этих реформ было отставание России от Западной Европы. Но никто не был заинтересован в реформах Петра I, кроме него самого и его окружения. Причины реформ: Россия - отсталая страна, что представляет опасность для независимости народа, крепостническая промышленность малая, плохо вооруженное и обученное войско, неповоротливый госаппарат, отсталость в области духовной культуры, неграмотность. · Петр I был очень своеобразно воспитан – его отослали от двора, туда где была “немецкая слобода” => он не был воспитан в стиле московского царя. Русские традиции были для него непонятны, он не считал, что Москва –передовое государство; · В 16-17 лет он совершил поездку в Архангельск и увидел корабли => глубокий след в душе. (”если бы я не был русским царем, я был бы адмиралом в Англии”); · Великое посольство в Европу (1697-1698) – Петр I поехал инкогнито (урядник преображенского полка Петр Михайлов), целью, кроме поиска союзников, была разведка – как живет Европа. Петра не устраивали темпы жизни России. Он хотел, чтобы в России было так же, как в Европе, особенно корабли. · Война. Россия+Дания+Польша+Саксония против Швеции, в то время самой развитой и мощной страны. Во главе Швеции стоял Карл XII (18 лет), который показал себя очень хорошим полководцем. Первое сражение –Дания (берет Копенгаген). Второе – Нарва – Россия. Потом Август II (Саксония) начинает бегать от Карла => Россия получает несколько лет передышки. Поражение – это военная катастрофа. Необходимо создать новую армию, которая сможет воевать со Швецией. · Все реформы Петра I были направлены на создание армии + создание промышленности. Он заставлял служить дворян (указ о единонаследии). На армию требуются средства – налоги => реформируются приказы, создаются коллегии по образцу Швеции. · Сенат был создан потому что Петр ушел в прусский поход, а страной надо было управлять. Реформы: 1) Государственные: · Боярская дума -> консилии – временный совет начальников приказов.
· Сенат (1711) – исполнительная, судебная, законодательная власти (9 членов). · Фискалы – доносчики о людях, вредящих гос-ву (тайный надзор). Прокуроры (1722) – гласный надзор. · Приказы -> 12 коллегий (1717-1718). · Главный магистрат (1720) подчиняет себе магистраты и ратуши всех городов. Коллегии получили право издавать указы по входившим в их компетенцию вопросам. · В 1721 – принятие Петром 1 титула императора. · Раздел страны на 8 губерний (1708-1709) (после на 11), Губернатор – исполнительная и судебная власти, командование войсками. В каждой губернии – губернские канцелярии. Образование провинций - 50 шт. (1719). Губерния (губернатор, ратуши) -> провинция (воевода) -> дистрикт (уезд) (земский комиссар). Управление городов: Губернские – губернские магистраты, уездные – ратуши. · В 1722 г. был издан указ о престолонаследии, по которому император сам назначал преемника. · Табель о рангах 1722 г., вводила для дворян новый порядок прохождения службы. Табель ликвидировала прежнее деление господствующего класса на сословия. Служебная лестница состояла из 14 ступеней, или рангов. · 1718-1724 – проведение подушной переписи и введение подушной подати. 2) Военные: созданы регулярные полки: Преображенский, Семеновский. 1696 – создание российского ВМФ: это способствовало перелому в ходе северной войны (1700-1721) и закреплении России на берегах Балтийского моря. Ввод рекрутской системы (1705) (дворяне - офицеры, крестьяне - солдаты). Бессрочная военная служба. Принят Воинский устав (1716). С 1723 набор в соответствии с кол-вом мужчин. Для дворян служба обязательна. Регулярная армия за счет гос-ва (мануфактурная реформа – в 10 раз больше мануфактур, покупка крепостных, причисление к мануфактурам). 3) Церковные: Партиаршеский разряд -> монастырский приказ, Духовная коллегия. Доходы церквей большей частью отходят гос-ву. Частичная секуляризация земель. Регламентирован штат монастырей, запрет на строительство новых, переход из одного в другой. Обязательство создания начальных школ и богоделен. Дела церкви передаются Святейшему правительствующему Синоду во главе с президентом (1721). С 1722 г. надзор за Синодом осуществлял обер-прокурор, назначаемый самодержцем из числа высокопоставленных чиновников. Фактически церковная реформа привела к ликвидации самостоятельной роли церкви и подчинила ее государству.
4) В области образования: открыт ряд учебных заведений узкоспециализированного профиля (Навигацкая, Артиллерийская, Инженерная школы, Медицинское училище). Введены так называемые «цифирные школы» для подготовки местных чиновников и гарнизонные школы для обучения солдатских детей. «Обмирщение» школы, преобладание среди преподаваемых дисциплин точных наук. Одновременно с реформой образования бурное развитие получило издательское дело. Был введен новый гражданский шрифт, стала выходить первая русская газета, появились учебники. 1719 г. – открыта для всеобщего обозрения Кунсткамера – первый в России естественно-исторический музей. В отличие от литературы XVII в., проникнутой сильным влиянием церковной идеологии, литература петровского времени имела чисто светский сюжет, близкий к запросам современности. Значения: рост территорий страны, выход на международную арену, превращение в европейскую державу, стабилизация экономики, улучшение внутренней и внешней торговли, рост мануфактур, становление абсолютной монархии, первый музей – кунсткамера, светские уч. заведения, выпуск учебников, новый годовой календарь, журналы. У Петра получились реформы, т.е. они были нужны государству, а общество от них проиграло – оно было поставлено на службу государству + налоги + цивилизационный раскол – европеизированные верхи и низы, оставшиеся на позициях Московского царства. Петровские реформы затормозили развитие России по пути капитализма. Он не прервал его, а поставил препятствие на его пути.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 4219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.197 (0.006 с.) |