К вопросу о будущем Welfare State 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К вопросу о будущем Welfare State



Судьба государства всеобщего благосостояния, его будущее волнует ученых и политиков, этой теме посвящены работы как зарубежных, так и отечественных исследователей. Что ждет государство всеобщего благосостояния, будет ли вос­требована эта модель социальной организации?

9.1

Будущее социальной политики национального государства

Одна из проблем современного государства благосостоя­ния — расширение спектра социальных проблем и неспособность социальной политики национального государства их решить.

Социальная политика национального государства, как и проект Welfare State, утрачивает свои возможности, объединенная Европа и в будущем возможно более широкие социальные образо­вания стоят перед неизбежностью и необходимостью выработки новой политики социального обеспечения1. Однако социальная политика остается прерогативой самих национальных государств.

На первый взгляд, по мнению исследователей, «государство благосостояния» Европы, действительно, предстает как совокуп­ность отдельных национальных государств. Не существует обще­европейских законов о социальном обеспечении, прямых налогов или взносов на социальное обеспечение, которые бы обеспечива­ли права индивида; в общем, не существует брюссельской системы управления социальным обеспечением. Принято считать вполне устоявшейся суверенность отдельных территорий с точки зрения социальной политики2. Вместе с тем «государства благосостояния есть национальные государства»3.

277

Глава 9. К вопросу о будущем Welfare State

В работе «Социальная политика Европы: между объединени­ем и разделением» (1995) Лейбфрид и Пирсон отмечают: «Процесс объединения Европы уничтожает как суверенность... так и автоном­ность... членов-государств в области социальной политики. Нацио­нальные государства благосостояния остаются основными институ­тами социальной политики Европы, но они делают это в контексте все более сковывающей многоуровневой системы управления... <...>.

Чем бы ни закончилась политическая борьба за социальные права, движение по направлению к единому рынку будет сопро­вождаться постепенным разрушением автономности и суверенно­сти национальных государств; национальные режимы будут все более опутаны комплексной сетью социальной политики»4.

Объединение отдельных, суверенных государств благосо­стояния в рамках многоуровневой системы социальной политики происходит посредством следующих процессов. «Позитивная» ре­форма проистекает из инициатив, одобренных Европейской ко­миссией и советом министров, а также из установлений Европей­ского суда о том, каково назначение этих инициатив. «Негатив­ная» реформа претворяется в жизнь через введение Европейским судом условий рыночной совместимости, ограничивающих и пе­реопределяющих социальную политику отдельных государств. И последний процесс — объединение Европы создает систему косвенного давления, основанную на отсутствии юридического принуждения, тем не менее дающую стимул национальным госу­дарствам благосостояния адаптировать свои системы социальной политики с целью избежать потенциальных негативных последст­вий экономического объединения.

Рассуждая о последствиях европейской интеграции, Лейб­фрид и Пирсон констатируют фактическое давление на националь­ные государства всеобщего благосостояния в области социальной политики: «На сегодняшний день Европейский союз осуществляет прямое вмешательство в социальную политику государств — членов ЕС по двум направлениям: проведением собственных социально-политических действий и ликвидацией признаков национальной системы, которые рассматриваются как несовместимые с развитием единого рынка (single market). К тому же сам процесс европейской ин-

278

9.2. Переосмысливая стратегии социальной политики...

теграции оказывает косвенное влияние на социальную политику государств — членов ЕС; экономическая политика Европейского союза и реакция социальных деятелей на данную политику вынуж­дают национальные государства всеобщего благосостояния (national welfare states) адаптироваться к их социальным программам»5.

Наиболее часто упоминающимся источником давления на го­сударства всеобщего благосостояния в рамках Европейского союза является вероятность того, что усиленная интеграция может приве­сти к социальному демпингу. Экономическая интеграция ограничи­вает национальную социальную политику. Единый рынок вызывает постепенное движение к суженной группе ставок налога на добав­ленную стоимость6. В силу того что с политической стороны проще поддерживать косвенные налоги, чем прямые, новые правила могут вызвать большее ограничение на доходы государств — членов Евро­союза с вполне ясными последствиями для национальной социаль­ной политики. Движение навстречу к валютному союзу с его строги­ми требованиями к бюджетной дисциплине может также способст­вовать сокращению государственного обеспечения.

Подводя итоги, Лейбфрид и Пирсон отмечают, что будущее государства всеобщего благосостояния отягощено перспективами и особенностями глобализации. Тезис «государства благосостоя­ния есть национальные государства» не выдерживает давления но­вых тенденций глобальной экономики. В современных условиях национальные правительства обладают меньшей степенью конт­роля над многими процессами, которые традиционно поддержи­вали национальные государства всеобщего благосостояния.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.86.235.207 (0.01 с.)