Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сидорина Т.Ю. Государство всеобщего благосостояния: от утопии к кризису. М.: РГТУ, 2013. - 356 с.Стр 1 из 13Следующая ⇒
Сидорина Т.Ю. Государство всеобщего благосостояния: от утопии к кризису. М.: РГТУ, 2013. - 356 с. Сидорина Т.Ю. Государство всеобщего благосостояния: от утопии к кризису. М.: РГТУ, 2013. - 349 с. ISBN 978-5-7281-1471-0 В книге представлены история возникновения феномена государства всеобщего благосостояния, этимология и трактовки данного понятия. Рассмотрены концепции идеального государства, общественного идеала, социальные утопии, предлагавшие модели оптимальной организации общества. Автор обращается к эволюции теории государства всеобщего благосостояния, знакомит читателя с подходами к типологии, дает оценку социальной политики в рамках теории государства всеобщего благосостояния. Для студентов и аспирантов гуманитарных и социально-экономических специальностей, преподавателей, научных исследователей и всех интересующихся социальной историей и теорией современности. Сидорина Государство всеобщего благосостояния 2013
УДК 330.8 ББК 65.02 С34 Рецензенты: член-корреспондент АН РАН, доктор экономических наук B.C. Автономов; доктор философских наук, профессор Б.И. Пружинил Художник Михаил Гуров ISBN 978-5-7281-1471-0 Сидорина Т.Ю., 2013 Российский государственный гуманитарный университет, 2013 Оглавление Предисловие..................................................................................13 Глава 1 У истоков теории государства всеобщего благосостояния 1.1. Мечта об идеальном государстве, ее место в сочинениях мыслителей прошлого.................................................................18 Утопия как социальный проект.........................................18 От социальных утопий к теории общественного договора ....................................................19 Попытки воплощения мечты об идеальном государстве.................................................21 Проекты экономистов: И. Бентам и Б. де Мандевиль......22 1.2. Проблема общественного идеала..........................................26 Общественный идеал как философская проблема...........26 Вопрос о реализуемости социально-утопических проектов ..............................................................................30 1.3. Поиски модели оптимального общественного устройства на рубеже XIX-XX вв................................................33 Либерализм против эгалитаризма как модели общественного устройства.................................................33 От социального реформирования к модели смешанной экономики.....................................................34
1.4. Проект государства всеобщего благосостояния..................35 5 Глава 2 Понятие государства всеобщего благосостояния 2.1. Тенденции в исследовании феномена государства всеобщего благосостояния......................................40 2.2. Понятие государства всеобщего благосостояния: подходы к определению...............................................................42 Глава 3 Формирование теории государства всеобщего благосостояния в XX столетии 3.1. Факторы, определившие историю государства всеобщего благосостояния в XX столетии.............48 3.2. Концептуальные истоки политики государства всеобщего благосостояния......................................55 Великобритания и план социального обеспечения У.Бевериджа .......................................................................55 Из истории вопроса..................................................55 Проект государственного вмешательства................59 Модели социальной поддержки: Беверидж и/или Бисмарк.........................................68 Вопросы теории государства всеобщего благосостояния в работах Т.Х.Маршалла ....................................................71 Научная биография и основные идеи......................71 На пути к государству всеобщего благосостояния .........................................................73 Вопросы теории государства всеобщего благосостояния в работах P.M.Титмасса .....................................................78 Научная биография и основные идеи......................78 Модели социальной политики................................79 Дилемма универсальности и адресности социальных услуг ......................................................81 Четыре способа обеспечения социальных услуг.....88 Глава 4 Развитие теории государства всеобщего благосостояния во второй половине XX - первом десятилетии XXI вв. 4.1. Миры государства всеобщего благосостояния.....................90 РОГАЛЕВА Типология Г. Эспинг-Андерсена.......................................90 Принципы разделения.............................................90 Характеристика типов государства всеобщего благосостояния .......................................91 Значение уровня декоммодификации.....................92 Политические основания типологии......................94 «Режимы» государства всеобщего благосостояния..........96 Критика типологии Г. Эспинг-Андерсена........................98
4.2. Множественность подходов к построению моделей государства всеобщего благосостояния(вторая половина XX - первое десятилетие XXI вв.)...............100 ФЕКЛИСТОВА Предшественники............................................................100 Модели благосостояния и власть....................................103 Модель Н. Мэннинга.............................................103 Гипотезы О. Кангаса...............................................106 Типологии систем социального обеспечения.................107 СЕМЕНОВА Модели В. Корпи и X. Палма.................................107 Социальная поддержка пожилых людей Й.Альбера...............................................................108 Различия в пенсионных системах Ч. Реджина......109 Классификация экономических порядков М.Альбера и П.Козловски......... 114 Многомерные миры благосостояния..............................116 МОШАГИН Модель С. Бислева и X. Хансена...........................116 Четыре модели Ш. Лейбфрида.............................. 117 «Семьи народов» Ф. Кастлза.................................. 119 Модель покрытия...................................................120 Двумерный подход Дж. Боноли.............................122 «Семьи народов»..............................................................124 М. Феррера: в поисках южноевропейской модели благосостояния.............................125 СИДОРОВА Б. Хэкер: политика благосостояния в странах Центральной и Восточной Европы.......................128 М. Абу Шарк и Я. Гоуф: режимы благосостояния стран, зависящих от предшествующего развития... 131 Гендер и государство всеобщего благосостояния...........135 КУРНОСЕНКОВА Э. Орлофф о значении гендерной составляющей...........................................135 Модели мужчины-кормильца Дж. Льюис.............140 Феномен дефамилизации......................................145 4.3. Сравнительный анализ типологий государства всеобщего благосостояния (вторая половина XX — первое десятилетие XXI вв.)............148 ФАМУТДИНОВА Таксономия благосостояния............................................148 Проблема выбора.............................................................151 Анализ В. Артса и Дж. Гелиссена.....................................156 Глава 5 Расцвет и кризис государства всеобщего благосостояния 5.1. Welfare State как символ процветания.................................162 5.2. Политика благосостояния в условиях кризиса..................166 5.3. Что же произошло с государством всеобщего благосостояния?.......................................................169 Неолиберальная программа и критика государства всеобщего благосостояния...........................169 Триумфальное падение Welfare State................................ 171 Социальная политика vs. экономический рост.............. 175 5.4. Изменение пространственных масштабов.........................176 8 5.5. Социальное иждивенчество — оборотная сторона благоденствия.............................................................................181 Определения понятия «иждивенчество».........................181 Социальное иждивенчество как последствие социальной политики государства..................................182 Опыт Спинхемленда (1795)....................................182 Ловушка эгалитаризма...........................................185 Двести лет после Спинхемленда............................187 5.6. Угрожает ли демонтаж государству всеобщего благосостояния?.......................................................198 5.7. Государство всеобщего благосостояния или управляющее сообщество?.................................................201 Глава 6 Гражданское общество в системе Welfare State 6.1. Институты самоорганизации «получают шанс».................205 6.2. Развитие гражданского общества как параметр типологии. Модель Л. Саламона и X. Анхейера.......................207 6.3. Институты самоорганизации в системе Welfare mix...........209
Welfare mix vs. Welfare State...............................................209 Направления деятельности и возможности общественных некоммерческих организаций................213 Роль институтов самоорганизации в формировании Welfare mix............................................215 6.4. Партнерство государства и НКО в реализации социальной политики................................................................220 Эволюция отношения к пониманию роли НКО............220 Модели взаимоотношений государства и НКО в реализации социальной политики................................221 Глава 7 Welfare State вместо благотворительности? 7.1. Благотворительность в истории..........................................225 Благодеяние, дарение, жертвование как основа традиций филантропии в эпоху Античности..................225 Деятельность благотворительных учреждений в Средние века..................................................................227 Развитие благотворительной деятельности в Европе в Новое время: рост коллективной филантропии...................................................................234 Возникновение национальных государств и особенности благотворительной деятельности в европейских странах......................................................235 Благотворительность в европейских странах и США в XIX в..................................................................237 Благотворительная деятельность в условиях усиления роли государственной социальной поддержки в конце XIX- начале XX вв............................................239 7.2. Welfare State вместо благотворительности?.........................242 Минусы и плюсы благотворительной деятельности....................................242 Что приобретено и что утрачено?....................................246 7.3. Перспективы благотворительности в современном мире...................................................................249 Глава 8 Было ли государство всеобщего благосостояния в СССР? 8.1. СССР и патерналистская модель социальной политики................................................................254 10 8.2. Российские и зарубежные исследователи о социальной политике СССР...................................................258 Попытки определения советской модели социальной политики......................................................258 Оборотная сторона социальной политики......................259 Успехи советской социальной политики........................261 Коммунистическое наследие в области социального обеспечения (страны бывшего социалистического лагеря и СССР)................................264 Что было? Тип социального обеспечения в бывших социалистических странах....................266 Что произошло?......................................................269 Последствия социальных трансформаций
в странах социализма.............................................269 8.3. Кризис советского общества, либеральные реформы 1990-х годов, социальная цена перехода к рынку.....................270 8.4. Социальные последствия государственного патернализма................................................272 Россия в условиях нового общества, новой экономики, рынка труда и глобализации.............272 Феномен столичного иждивенчества..............................274 Глава 9 К вопросу о будущем Welfare State 9.1. Будущее социальной политики национального государства.......................................................277 9.2. Переосмысливая стратегии социальной политики. На пути к новому государству всеобщего благосостояния?.......279 9.3. Возможен ли новый социальный контракт?......................283 11 9.4. Станет ли социальная политика более социальной?.....................................................................288 Заключение..................................................................................290 Примечания.................................................................................294 Библиография..............................................................................327 Contents........................................................................................350 Synopsis.......................................................................................357 Об авторе....................................................................................358
Предисловие В конце 1990-х годов социальная политика представлялась мне концептуально непривлекательной и далекой от полета теоретической мысли. Я полагала, что обращение к истории и теории социальной политики требует объяснения, поэтому монографию «Два века социальной политики» открывает вопрос «Почему и о чем написана эта книга?». Сегодня уже не вызывает сомнения, что социальная политика — это неотъемлемая часть внутренней политики государства, что в условиях рыночной экономики разные акторы должны участвовать в проведении социальной политики, разделять социальные обязательства государства и быть его партнерами. В мире, и в России в частности, все более востребована социальная деятельность институтов гражданского общества. Изучение истории социальной политики позволило мне обнаружить, что она непосредственно связана с извечными мечтами человека о справедливом обществе, обеспеченной жизни, счастливой семье, благополучной старости. И социальная политика, которая представлялась мне сводом нормативных документов, обзоров статистики, расчетов социальных выплат и проч., вдруг оказалась волшебным миром, где существует государство всеобщего благосостояния, где люди, завершив свой трудовой век, выходят на пенсию и путешествуют по миру, где жизнь устроена так, чтобы люди спокойно заводили детей, не боясь за свое и их будущее, где человек, наконец, может почувствовать себя человеком, а не машиной для зарабатывания денег или выполнения домашних обязанностей. На протяжении столетий люди мечтали о такой жизни, придумывали проекты, пытались осуществить свои мечты на практике, создавали некие подобия «общин счастливой жизни». Но только в XX в. эта мечта Предисловие смогла осуществиться: появилось государство всеобщего благосостояния — и как концепт, и в действительности.
В работе «Два века социальной политики» государству всеобщего благосостояния посвящена одна из глав. Однако со временем появилась мысль написать монографию, в которой я хотела рассказать об истории государства всеобщего благосостояния, о его концептуальных основах, ученых, которые создали теорию Welfare State, политиках и экономистах, которые воплотили идею в жизнь. Учитывая многоаспектный характер феномена государства всеобщего благосостояния, я рассматриваю его в нескольких ракурсах. Прежде всего государство всеобщего благосостояния концептуально связано с комплексом социальных проектов прошлого, в том числе с трудами античных мыслителей, социальными утопиями эпохи Возрождения, теорией общественного договора, либеральными и эгалитарными моделями социального развития. В книге проводится сопоставительный анализ социальных проектов прошлого и современности на предмет выявления особенностей трактовки наиболее благоприятного общественного устройства: от идеи идеального государства к оптимальному общественному порядку в контексте субсидиарное™. Другой ракурс рассмотрения феномена Welfare State состоит в особенности реализации этой модели социальной политики, социального обеспечения в XX в. В работе прослеживаются истоки модели государства всеобщего благосостояния в законодательной деятельности Бисмарка, политике Нового курса Рузвельта, социального рыночного хозяйства Эрхарда, шведского социального эксперимента Мюрдаля. Значительное, даже превалирующее место в работе занимает рассмотрение истоков возникновения, истории формирования, разработки теоретических оснований государства всеобщего благосостояния в Великобритании. Чем это обусловлено? Опыт Великобритании во многих отношениях был примером для других стран, включившихся в процесс индустриализации позднее. Были периоды, когда Великобритания лидировала в области социальной политики, но она также искала примеры для подражания в других странах, в частности в Германии. Нет типичного 14 Предисловие пути формирования социальной политики, но Великобритания значительно повлияла на развитие этой сферы общественной деятельности. Третий ракурс рассмотрения феномена Welfare State — создание теории государства всеобщего благосостояния. В книге представлен корпус идей и концепций зарубежных социальных теоретиков, которые составили основание данной теории во второй половине XX столетия. Важное место в работе занимает ретроспектива подходов к типологии государства всеобщего благосостояния. В 1990-е годы в ответ на фундаментальное исследование Г. Эспинг-Андерсена появился широкий спектр исследований и работ, посвященных вопросу классификации, выяснению особенностей государства всеобщего благосостояния в разных странах, в различных социально-экономических условиях. В данной работе предпринята попытка систематизации существующих подходов, также для ознакомления российского читателя представлено изложение концепций, ранее не известных и не переводившихся на русский язык. Существенно проработана тема особенностей политики социального обеспечения в СССР и странах бывшего социалистического лагеря. Эта тема крайне важна, поскольку социальная политика социалистического режима продумывалась и предпринималась в те же годы, что и политика государства всеобщего благосостояния. В какой-то мере она являлась альтернативой кейнсианской модели. В главе, посвященной социальной политике СССР, как и в книге в целом, сделана попытка ответить на вопрос об успешности реализации социальных проектов, а также о том, что приобрело, а что потеряло человечество в результате проведения различных социальных экспериментов. Книга состоит из 9 глав, предисловия и заключения. Первая глава посвящена первым проектам государства всеобщего благосостояния, социальным утопиям, философии общественного идеала и общественного договора — «молочным рекам и кисельным берегам». Вторая глава вводит читателя в систему понятий теории государства всеобщего благосостояния. Третья глава знакомит с идеями, концепциями, биографиями основоположников 15 Предисловие Предисловие теории государства всеобщего благосостояния — У. Бевериджа, Т.Х. Маршалла, P.M. Титмасса. Четвертая глава представляет многообразие подходов к типологическому анализу государства всеобщего благосостояния во второй половине XX — первом десятилетии XXI вв. Пятая глава посвящена анализу причин и природы кризиса государства всеобщего благосостояния. В шестой главе рассматривается вопрос о месте и роли гражданского общества в условиях кризиса государства всеобщего благосостояния. Исследователи и политики связывают с институтами самоорганизации граждан возможные перспективы демократии благосостояния. В седьмой главе я рассматриваю дилемму «Welfare State или благотворительность», рассуждаю о возможном взаимодействии этих сфер социального обеспечения. Некоторое время назад вопрос «Было ли государство всеобщего благосостояния в СССР?» находился в центре научных дискуссий. Интерес к данной теме не иссяк и в настоящее время, она обсуждается как в отечественных, так и в зарубежных изданиях1. Этой теме посвящена восьмая глава. В девятой главе рассматриваются перспективы и будущее государства всеобщего благосостояния в XXI в. Следует отметить, что цель создания книги во многом определила ее характер, подбор и изложение материала. В основе своей книга хрестоматийна, поскольку прежде всего я стремилась представить комплекс основных идей и теорий, составляющих ядро и шлейф концепции государства всеобщего благосостояния. Это обусловило необходимость широкого привлечения работ современных исследователей, энциклопедий, фрагментов классических сочинений. Использованы также некоторые главы книги «Два века социальной политики», существенно обновленные, переработанные и дополненные. Благодарности Я хочу выразить благодарность многим людям, друзьям, коллегам, которые на протяжении более 10 лет поддерживают мою увлеченность данной тематикой. ЭтоО.И. Шкаратан, В.Н. Лексин, С.Н. Смирнов, Л.И. Якобсон, Ж.Т. Тощенко, А.М. Руткевич, 16
В.П. Филатов, В.Д. Губин, B.C. Автономов, P.M. Нуреев, Б.И. Пру-жинин, И.А. Григорьева, П.В. Романов, Е.Р. Ярская-Смирнова. Я благодарна коллегам по Национальному исследовательскому университету «Высшая школа экономики» за предоставленную возможность читать курсы по данной тематике в течение многих лет, и прежде всего Н.Е. Тихоновой, Т.А. Протасевич, Т.В. Коссо-вой, В.Н. Данилиной. Помощь и поддержку оказали коллеги из Великобритании — С. Уайт (университет г. Глазго), Т. Билецкая (университет г. Глазго), М. Стивен (университет г. Ланкастер), В. Феклунина (университет г. Ньюкасл), с которыми в течение ряда лет мы обсуждали особенности и инновации в социальной политике Великобритании. Спасибо К.И. Хомутскому и ГА. Ястребову за оказанную лингвистическую поддержку. Я также благодарна моим коллегам из Института философии НАН Украины (в том числе профессору Л. Ситниченко), исследование тематики Welfare State было частью наших совместных проектов. Спасибо помогавшим мне студентам факультета философии НИУ ВШЭ — Я. Покровской, О. Тимченко, Д. Козлову— и, конечно, студентам факультета экономики, с которыми в рамках курса по социальной политике мы обсуждали вопросы государства всеобщего благосостояния, спорили, находили общие решения, надеялись, что у государства всеобщего благосостояния есть будущее. Т. Ю. Сидорина Москва — Тракай — Вильнюс — Глазго, 2008-2012 гг. Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Первом десятилетии XXI вв. Во второй половине XX столетия экономически развитые страны Запада приступили к построению государства всеобщего благосостояния, в основу которого были положены принципы социального реформирования, акты социального законодательства, разработанные в конце XIX— первой половине XXвв. В отсутствие единой программы возникли разные модели Welfare State, что стало предметом исследования социальной теории.
Таблица 4.8 Глава 5 Глава 7 Глава 8 В СССР? По первоначальному замыслу предполагалось рассмотреть в книге феномен государства всеобщего благосостояния как порождение западноевропейской культуры, его трактовку в контексте развития западной социальной политики. Но в ходе работы возникали вопросы: а что было в СССР, можно ли рассматривать проводившуюся в стране социальную политику как своеобразный вариант государства благосостояния? Казалось, что это совсем другая тема, что в СССР Welfare State не было и быть не могло, что государство всеобщего благосостояния — исключительно феномен систем с рыночной экономикой. Этот аргумент неоднократно выдвигался на проходивших несколько лет назад дискуссиях, приводился он и в работе «Два века социальной политики» (2005). «Мы уже переступили порог XXI века... Какой будет и будет ли социальная политика? Очень много написано о кризисе... государства всеобщего благосостояния, однако не предложено ни одной новой модели, способной по значимости соперничать с этой концепцией. Социальную политику СССР вряд ли можно рассматривать как самостоятельное воплощение, как евразийскую ветвь политики Welfare State. Государство благосостояния и его социальная политика — атрибуты демократического гражданского общества, правового социального государства. Там, где есть исторические основания для диктатуры, многовековые традиции рабства, меньше всего думают о таком механизме социального и экономического развития, как социальная политика Welfare State... В СССР, бесспорно, проводилась социальная политика, вполне соответствовавшая идеологии этого государства и его плановой экономике; социальная политика, обеспечивавшая интересы номенклатуры и минимальный уровень потребления остальных слоев населения, карикатурно повторявший номенклатурный по набору услуг, но не по их качеству. 253 Глава 8. Было ли государство всеобщего благосостояния в СССР? В определенном смысле это была стройная система мер по обеспечению насущных социальных потребностей. Население нашей страны, родившееся и выросшее в пресловутую советскую эпоху, до сих пор с ностальгией вспоминает о своих гарантированных социальных правах на труд, на отдых и др. Однако сегодня не имеет смысла говорить о размерах зарплат, социальных отчислениях, уровне пенсионного обеспечения в контексте реального экономического положения страны даже последних лет советского периода. Реальная экономическая ситуация, ее политическое и статистическое выражение никогда не были доступны рядовому советскому человеку, и еще менее вероятно, что, собственно, благодаря системе социальных отчислений (даже при всей ее плановой упорядоченности) обеспечивалось реальное решение социальных вопросов»1. Несколько смущало, что в книге о государстве благосостояния, о социальной политике XX-XXI вв. не приводится сопоставлений с Россией, в которой в течение 70 лет также предпринимались серьезные действия по организации социального обеспечения; так появилась настоящая глава. Если это и не государство всеобщего благосостояния в его западном рыночном варианте, то своего рода попытка осуществления мечты об идеальном государства, социальной справедливости, равном распределении, удовлетворении социальных потребностей. В данном случае важно не то, было ли в СССР именно Welfare State и какой модели в типологии Г. Эспинг-Андерсена оно соответствует. Вопрос заключается в том, в какой мере социальная политика СССР соответствует модели «заботливого» государства, решающего социальные проблемы, так же как государство всеобщего благосостояния представляется воплощением мечты об идеальном государстве на Западе. 8.1 СССР и патерналистская модель социальной политики В истории государства всеобщего благосостояния в XX в. есть свои парадоксы и аномалии. Так, шведскую модель государства всеобщего благосостояния нередко называют социалистиче- 254 8.1. СССР и патерналистская модель социальной политики ской, говорят о феномене шведского социализма. И действительно, принципы социальной политики, проводившейся в Швеции, во многом совпадают с принципами социальной политики, проводившейся в СССР. Следует также отметить, что при всем своем разнообразии модели государства благосостояния в западных странах (с установкой на благосостояние для всех) неизбежно в том или ином объеме предполагали контроль и участие государства, привлечение формальных социальных процедур, наличие и формирование основных инструментов, с помощью которых государство стремится гарантировать соответствующий уровень благосостояния и посредством которых оно перераспределяет ресурсы нерыночными способами. Таким образом, в своей основе западные доктрины во многом тяготеют к идее государственной опеки над социальной сферой, что сближает их с основными принципами патерналистской модели. Остановимся на особенностях модели государственного патернализма. В директивной экономике нашей страны и других социалистических стран реализовывалась так называемая патерналистская модель социальной политики. Именно патернализм представлял собой важнейшую черту данной социальной модели. Венгерский социолог и экономист Януш Корнай определяет патернализм как модель, при которой «центральное руководство берет на себя ответственность за экономическое положение и одновременно претендует на использование любого инструмента из арсенала административных средств, который представляется ему наиболее целесообразным»2. На первый взгляд, государство, сосредоточивая в своих руках основную массу ресурсов, необходимых для экономического и социального развития, может распределять их с наибольшей эффективностью, удовлетворяя по мере возможности наиболее насущные потребности членов общества. Однако в условиях тоталитарного правления патернализм оборачивается засильем и бесконтрольностью бюрократии, что создает предпосылки для возникновения коррупции, принятия неэффективных решений, вторжения государства в частную жизнь граждан. Худшим последствием патернализма является рост социальной пассивности граждан, упование на государство как на высшую инстанцию в решении всех социальных проблем. 255 Глава 8. Было ли государство всеобщего благосостояния в СССР? 8.1. СССР и патерналистская модель социальной политики В учебнике «Управление социальной сферой» (1998) предлагается следующая характеристика патерналистской модели социальной политики с акцентом на особенностях ее применения в СССР и странах социалистического содружества. Одна из характерных черт патерналистской модели — жесткое директивное регулирование производства, распределения и обмена социальными благами и услугами. Последствием такого регулирования в СССР явилась не только непомерная для государства «ноша» в виде попытки директивно сбалансировать объем и структуру спроса и предложения на товары и услуги, но и резкое снижение заинтересованности производителя в изучении потребительского рынка, что привело в конечном счете к полному диктату производителя3. Следующая черта патерналистской модели — этатизм, огосударствление социальной сферы, ее отдельных отраслей и учреждений. Этатизм является логическим продолжением патернализма и служит инструментом прямого вмешательства государства в функционирование социальной сферы и вытеснения из нее любых субъектов, способных не только составить конкуренцию, но и предложить сотрудничество в решении социальных проблем. Прямое следствие этатизма — чрезвычайно слабое развитие, а часто и отсутствие, рыночных отношений в отраслях социальной сферы. Причем уровень развития рыночных отношений весьма различается по отраслям. В таких отраслях, как образование, здравоохранение, социальное обеспечение, практически полностью отсутствовали платные формы, и ресурсы для их развития направлялись из государственного и местного бюджетов и из средств предприятий. В отраслях культуры, связи и физической культуры, на пассажирском транспорте рыночные отношения приняли модифицированную форму, предусматривавшую платные формы обслуживания населения, но при этом на услуги данных отраслей устанавливались заниженные по сравнению с себестоимостью цены, требовавшие постоянных и все возраставших дотаций. В третьей группе отраслей — торговле, общественном питании, бытовом обслуживании — исторически сохранялись элементы реального рынка, присутствовала и некоторая доля частной собственности. Но особенно активно рыночные отношения в этих отраслях развивались в форме теневой экономики4. 256 Еще одна существенная черта патерналистской модели — эгалитаризм (равенство в потреблении материальных благ и услуг). Данный принцип социальной политики сыграл важную роль в обеспечении общедоступности социальных благ. На его основе в СССР была достигнута всеобщая грамотность, улучшены жилищные условия миллионов людей, снижена заболеваемость по большинству болезней, увеличена продолжительность жизни. Вместе с тем эгалитаризм снижал стимулы к труду у населения, отрицательным образом влиял на качество предоставляемых услуг. При этом декларируемые государством эгалитаристские принципы часто вступали в противоречие с многочисленными привилегиями номенклатурного класса. Следующая черта патерналистской модели — гарантированная всеобщая занятость — была обусловлена отсутствием реального рынка труда. По мере интенсификации общественного производства политика всеобщей занятости столкнулась со значительными трудностями, в частности, в создании все новых рабочих мест. В то же время слаборазвитая система переподготовки и переквалификации кадров в сочетании с массовой первичной подготовкой кадров не позволяла оперативно реагировать на запросы народного хозяйства. С другой стороны, в стране существовала скрытая безработица, причем не только в форме занятости в домашнем и личном подсобном хозяйстве, но и вследствие неэффективного использования рабочего времени, особенно со стороны инженерно-технических работников и младшего управленческого персонала5. Таким образом, применение патерналистской модели социальной политики во многом было предопределено исторически, соответствовало особенностям российского менталитета и в приложении к характеру российской социально-экономической и политической ситуации в течение нескольких десятилетий давало положительные результаты в разных областях социальной сферы. На протяжении десятилетий государство играло роль монопольного субъекта социальной политики в России, что не могло не отразиться на характере и результатах проводимой политики. Государство выполняло функции не только субъекта социальной политики, но и ее гаранта, отвечая за реализацию многих необходимых направлений жизнедеятельности как общества, так и отдельного человека. 257 L, Глава 8. Было ли государство всеобщего благосостояния в СССР? Однако на определенном этапе развития общества патерналистская модель социальной политики стала существенным препятствием к совершенствованию социально-экономических отношений. Поэтому по мере реформирования российского общества возникла потребность поиска альтернативной модели социальной политики. 8.2 Российские и зарубежные исследователи о социальной политике СССР Попытки определения советской модели социальной политики Мы отмечали, что вопрос «Было ли в СССР государство всеобщего благосостояния?» широко обсуждался как в отечественной, так и зарубежной научной среде, эта тема и сегодня вызывает интерес. Фундаментальный анализ этой проблемы представлен Г.М. Ивановой в работе «На пороге "государства всеобщего благосостояния". Социальная политика в СССР (середина 1950-х - начало 1970-х годов)», опубликованной в 2011 г.6 Согласно Ивановой, в Советском Союзе проводились обширные исследования социальной политики. Большинство работ написано экономистами, обществоведами, философами, в меньшей мере — историками. «В 1970-е и в первой половине 1980-х годов в общественных науках наблюдался "социальный бум", что явилось откликом советских ученых на призыв партии расширить исследования по теоретическим вопросам развитого социализма»7. В 1980-е годы было сформировано определение социалистической социальной политики, под которой подразумевалась «последовательная политика, направленная <...> на преодоление классовых различий в социалистическом обществе, развивающемся на собственной основе. В конечном счете, это политика построения бесклассового социально однородного общества»8. После XXVII съезда КПСС (1986) социальная политика СССР была подвергнута острой критике. Главным аргументом 258 8.2. Российские и зарубежные исследователи о социальной политике СССР было то, что социальная политика финансировалась по остаточному принципу. В постперестроечный период российские исследователи предпринимали попытки на основании сравнения с типологией, разработанной Г. Эспинг-Андерсеном, выявить сходство советской модели социальной политики с одним из трех базовых типов. Например, говорили о сходстве социальной политики в СССР с социал-демократической и консервативной моделями этой типологии9. Но такая позиция подвергалась жесткой критике: «сходство советской и западной моделей было чисто внешним, а в СССР действовали иные институты и практики, чем на Западе»10.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 556; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.119.66 (0.123 с.) |