Каким образом соотносятся теория выявленных предпочтений и традиционная теория потребительского поведения? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Каким образом соотносятся теория выявленных предпочтений и традиционная теория потребительского поведения?



Теория потребительского поведения и спроса изучает совокупность взаимосвязанных принципов и закономерностей, руководствуясь которыми индивидуум формирует и реализует свой план потребления различных благ, ориентируясь при этом на наиболее полное удовлетворение своих потребностей. Важнейшими принципами потребительского поведения являются: учет личных вкусов и предпочтений, учет покупательной способности, т.е. дохода и уровня рыночных цен. Теория потребительского поведения и спроса исходит из принципа заданности этих параметров.

Для того чтобы правильно распределить свой доход между разнообразными потребностями, потребитель должен иметь какую-то общую основу для их сопоставления. В качестве такой основы в конце ХIХ в. было принято понятие «полезность».

Полезность вещи выступает в качестве такого ее свойства, благодаря которому она приобретает статус блага и оказывается вовлеченной в круг интересов индивидуума.

Все действия потребителя в конечном счете направлены на то, чтобы максимизировать полезность, которую он может извлечь из своего дохода. Стремясь к этой цели, индивидуум вынужден, опираясь исключительно на свои вкусы и предпочтения, каким-то образом сравнивать между собой различные блага или наборы благ, оценивать их полезность и отбирать те из них, которые в наибольшей мере способствуют решению поставленной задачи.

Выявленное предпочтение — предпочтение, информация о котором получена в результате наблюдения за поведением экономического агента. Концепция выявленных предпочтений — это один из методов моделирования потребительского поведения в условиях определённости, который был предложен в 1938 году американским экономистом Полом Самуэльсоном. Метод основан на том, что у агентов имеются определённые устойчивые предпочтения, в соответствии с которыми они осуществляют выбор.

При построении теории подход основанный на выборе (выявленные предпочтения) является в определенном смысле альтернативой другому подходу, основанному на заранее заданных предпочтениях (см. Эквивалентность подходов).

Пусть имеется множество альтернатив, из которых в принципе агент может делать выбор. Рассмотрим некоторое подмножество, которое описывает конкретную ситуацию выбора, то есть набор альтернатив, из которых можно делать выбор в сложившихся условиях. Примером такой ситуации может служить бюджетное множество.

Рассмотрим также семейство всевозможных для потребителя ситуаций выбора, его выбор в конкретной ситуации можно описать как некоторое отображение (вообще говоря, точечно-множественное)

Содержательно это означает, что из списка доступных альтернатив агент выбирает одну или несколько, которые он считает предпочтительными. В этом случае говорят, что выбранная альтернатива выявленно не хуже, чем любая другая из списка.

Свойства выявленного предпочтения

Выявленное предпочтение не является полным в том смысле, что исследователь не в состоянии проверить абсолютно все ситуации выбора, и всегда имеется некоторая неопределенность относительно возможного поведения потребителя.

Естественным образом возникает вопрос, является ли выявленное предпочтение следствием рационального поведения потребителя. Иными словами, существует ли такое рациональное предпочтение, которое дает тот же самый результат, то есть рационализирует наблюдаемый выбор. Ответить на этот вопрос полностью или частично можно, опираясь на следующие утверждения

1. Слабая аксиома выявленных предпочтений (WARP).

2. Теорема (Эрроу (1959))

3. Сильная аксиома выявленных предпочтений (SARP).

Слабая аксиома выявленных предпочтений это, если агент в одной ситуации считает одну альтернативу не хуже другой, то выбирая вторую в иной ситуации, он автоматически вместе с ней выберет и первую при условии, что они обе доступны.

Доказывается, что если агент ведет себя рационально, то слабая аксиома выполняется, то есть является следствием такого поведения. Обратное утверждение неверно.

Теорема Эрроу (1959)

Теорема, условно назваемая здесь теоремой Эрроу, впервые была доказанна Кеннетом Эрроу в 1959 году. Она утверждает, что если выполнена слабая аксиома и множество содержит все одно-, двух- и трехэлементные подмножества, то выявленное предпочтение рационализирует наблюдаемый выбор.

Этот результат является скорее теоретическим, так как на практике проверить все одно-, двух- и трехэлементные подмножества, как правило, невозможно. Классический пример — бюджетное множество — никогда не содержит абсолютно все элементы пространства альтернатив.

Сильная аксиома выявленных предпочтений

Предположим, что есть наблюдение за выбором потребителя, то есть набор товаров в зависимости от соотношения «цены-доход» в момент наблюдения. Пусть все они различны и пусть каждый последующий набор был доступен потребителю в предыдущий момент. Пусть также в момент последнего наблюдения потребитель не мог позволить себе приобрести самый первый набор. Тогда мы говорим выполняется сильная аксиома выявленных предпочтений.

Доказывается, что при выполнении сильной аксиомы существует предпочтение, которое рационализирует потребительский выбор.

Эквивалентность

Концепция выявленных предпочтений (подход, основанный на выборе) вообще говоря не эквивалентна подходу, основанному на предпочтениях. Для того, чтобы можно было говорить о согласованности или полной эквивалентности необходимо, что выявленное предпочтение отвечало дополнительным условиям (см. выше). В качестве примеров можно привести следующие утверждения.

Если поведение удовлетворяет слабой аксиоме, то оно выявленное предпочтение не противоречит гипотезе о рациональности агента.

Если поведение удовлетворяет слабой аксиоме и условиям «теоремы Эрроу», либо сильной аксиоме, то можно утвреждать, что существует рациональное предпочтение, которое рационализирует наблюдаемый выбор.

 

Задачи

1. Функция полезности задана в виде TU=X^1/3Y^2/3. Доход потребителя 200 руб. Какое количество товаров купит потребитель, если цены Рх=5руб., Рy=6 руб.? Чему равна предельная полезность денег потребителя? Что отражают показатели 1/3, 2/3 в функции полезности потребителя? Каков их экономический смысл?

2. Функция полезности потребителя задана уравнением ТU=X^2Y. Общий доход, которым располагает потребитель, равен 240 у.е. Цена товара Х: Рх=4 у.е.; цена товара У: Ру=8 у.е. Если цена товара У снижается до Рy2=5 у.е., рассчитайте эффект замещения, эффект дохода и общий эффект (по Хиксу). Охарактеризуйте данный товар.

3. Функция полезности: TU=QаQв; бюджет потребителя 36 ден. ед.Из всего множества доступных потребителю при сложившихся ценах наборов благ известны два: Qа=6; Qв=2 и Qа=3; Qв=4. Как потребитель должен использовать свой бюджет, чтобы получить максимум полезности?

 

4. Потребитель имеет финансовые средства в объёме 360 условных денежных единиц, которые он готов потратить на приобретение двух видов продукции А и В. При известных ценах за единицу каждого вида продукций Рх=3 усл.ден.ед. и Ру=4усл.ден.ед. (соответственно) найти такое количество продукций видов Х и У, которые может приобрести потребитель, максимизируя свою полезность ТU(x; у)=x^4/5 *у^1/5, где х – количество продукта вида Х, у – количество продукта вида У. При этом потребитель должен использовать финансовые средства в полном объёме. Решить с использованием множителей Лагранжа.

5. Потребитель имеет доход 200 ден.ед. и тратит его на приобретение блага Х по цене 10 ден.ед. и блага Y по цене 20 ден.ед. Выбор потребителя, который максимизирует полезность, включает 12 единиц Х и 4 единице Y. Увеличение цены товара Х до 20 ден.ед. вызывает смещение точки равновесия (4Х; 6Y), снижение цены Х до 5 ден.ед. — соответственно (20Х; 5Y).
а) Изобразите графически, как будет изменяться положение бюджетной линии в случае снижения и повышения цены.
б) Постройте линию «цена-потребление»; в) Используя линию «цена-потребление», постройте кривую спроса потребителя на товар Х.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.126.74 (0.009 с.)