Петр I, синодальное управление православной Церковью и крепостное право. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Петр I, синодальное управление православной Церковью и крепостное право.



Хотя российская православная Церковь до Петра I была в подчинении у самодержавия, она все же еще сохраняла свою отдельность от государства и некоторое подобие автономии. Она имела своего патриарха, свои административные, судебные и налоговые органы и земельные владения, жителей которых она судила и облагала налогами. Петр I окончательно покончил с самоуправлением в православии и слил его с государственным аппаратом. После смерти патриарха Адриана, управлявшего Российской православной Церковью с 1690 по 1700 гг., Петр I упразднил патриархат, судебный иммунитет Церкви, конфисковал доходы Церкви. Церковь не сопротивлялась. Ни один православный епископ, кроме епископа Арсения Мацеевича, сосланного в ссылку, не протестовал против уничтожения царем патриархата.

Учреждается Монастырский приказ и с его учреждением Церковь лишается контроля над своими доходами, и финансовый кризис поражает все стороны церковной жизни: монастыри, церковное строительство, церковное просвещение. Разработка церковной реформы была в целом завершена к 1720 г. и основным законодательным актом, который был положен в ее основу, стал Духовный регламент, составленный в 1718-1720 гг. епископом Феофаном Прокоповичем и исправленный самим Петром I. Для выполнения функций церковной власти, взятых на себя государством, создана "Духовная коллегия", вскоре названная Святейшим Синодом. Св. Синод действовал как правительственное учреждение, которое, подобно Сенату, Государственному совету или Кабинету министров, имело на то полномочия от верховной власти. Все распоряжения Синода выходили под штемпелем "По указу Его Императорского Величества" и утверждались императорской властью — "Быть по сему".

Кроме того, распоряжения Синода подлежали визированию со стороны обер-прокурора Св. Синода — назначаемого императорской властью государственного чиновника, на которого и была, по существу, возложена высшая исполнительная власть в Церкви.

Именно он ведал всеми сношениями с государственной властью. Он делал доклады императору. На совещания, на которых обсуждались церковные дела, государь приглашал в основном только обер-прокурора. Синод часто не мог обращаться к государственной власти иначе, как через обер-прокурора, который, таким образом, сделался посредником между императором и Церковью.

Церковная реформа не встретила поддержки в церковных кругах, но ей не было оказано и серьезного сопротивления.

Была установлена присяга, должная приноситься членами Духовной коллегии: "Исповедую же с клятвою крайняго судию Духовныя сея Коллегии быти самого Всероссийского Монарха, Государя нашего всемилостивейшего. Клянусь и еще Всевидящим Богом, что вся сия мною обещанная — не инако толкую в уме моем, яко провещеваю устами моими". Текст этой присяги наглядно свидетельствовал, что и Духовный регламент, и вся церковная реформа были актами государственной власти и не имели никакого канонического достоинства. Из этого текста отчетливо видно, что "во главе Церкви, по законодательству Петра, стоит та же самодержавная власть, что и во главе государства". Почти 200 лет эта присяга принималась русской иерархией. Только император Николай II согласился упразднить эту присягу.

Принятием Духовного регламента и дополнительных к нему документов не завершается реформаторская деятельность Петра I. Вплоть до своей смерти он ведет работу по своеобразной "протестантизации" религиозной жизни России.

Петр I делает православное духовенство придатком полицейской машины: "Если на исповеди кто-либо откроет священнику пусть и несовершенное, но уже задуманное преступное деяние, особенно измену или бунт против Самодержца или Государства, или злой умысел против чести или здравия Государя и семейства Его Величества... исповеднику должно не только отпустить ему грехи, в которых он открыто исповедался... но и незамедлительно донести о нем в специально обозначенное для сего место в согласии с личным указом Его Императорского Величества... в силу чего за слова, затрагивающие высокую честь Его Императорского Величества и наносящие ущерб государству, сии злоумышленники должны быть незамедлительно схвачены и препровождены в назначенные места" (Полное собрание законов Российской империи с 1649 г., СПб, 1830 г., т. 6, стр. 701).

После издания "Регламента" духовенство регулярно сотрудничало с полицией. Например, оно было обязано помогать полиции отыскивать уклоняющихся от переписи населения, доносить на политически инакомыслящих. Никто из духовенства не протестовал против "Духовного регламента". Духовенство было обязано нести также полицейскую повинность в виде отбывания караулов по улицам, явки на пожары.

Для защиты православия применяются жестокие меры. Особенно показателен в этом отношении указ Петра I о введении смертной казни за совращение православных в иную веру, а также жестокие наказания, предусмотренные за богохульство и святотатство. Органам государственной власти вменялось следить за регулярностью посещения гражданами храмов, их присутствием на исповеди. Широко известен высочайший указ 17 февраля 1718 г., обязывавший всех подданных ходить в воскресные дни к вечерне, заутрене и особенно литургии и указ 1737 г., которым священникам предписывалось давать точные сведения о не исполнивших долг исповеди, а гражданским властям взыскивать с таких людей штрафы.

В результате реформы Церковь во многом лишилась возможности быть воспитательницей народа, свободно отзывавшейся на все явления его жизни, и народ, вполне естественно, либо уходил от нее в поисках новых учителей, либо впадал в состояние религиозного безразличия.

При воцарении Петра I из 12-13 млн. крестьян — 750 000 было у Церкви. В 1762 г. Петр I повелел слить церковные земли с государственными и тоже никто не протестовал. Через 2 года Екатерина 2 подтвердила этот указ. В 1767 г. около 1 000 000 крестьян от Церкви перешли к государству. Духовенство переведено на государственное жалованье. Епархии совмещены с губерниями для лучшего надзора за ними со стороны государства.

Политика подчинения Церкви государству продолжалась и при последующих императорах и императрицах.

Утилитарный прагматический взгляд Екатерины II на православную веру отчетливо проявился и в ее решениях назначить на должность обер-прокурора Св. Синода масонов: Мелиссино и Чебышева. Первый вошел в историю как человек, предложивший ослабить и сократить посты, уничтожить почитание икон и св. мощей, запретить ношение образов по домам, сократить церковные службы, отменить составленные в позднейшие времена стихиры, каноны, тропари, назначить вместо всенощных бдений краткие моления с поучениями для народа, дозволить избрание епископов из священников без пострижения в монашество, изменить облачение духовенства, приблизить его к светской одежде, отменить поминовение усопших, дозволить вступать в брак свыше трех раз, запретить причащать младенцев до десятилетнего возраста. А. Чебышев известен открытыми заявлении о своем неверии в бытие Божие.

Александр I — российский император (родился в 1773 г.). С 1783 г. их главным наставником был масон полковник Лагарп, в те годы швейцарский республиканец, восторженный поклонник отвлеченных идей французской просветительской философии. В. О. Ключевский отзывается о нем, как о "ходячей и очень говорливой либеральной книжке", и пишет, что "во всем, что он говорил или читал своим питомцам, шла речь о могуществе разума, о благе человечества, о договорном, происхождении государства". При том этот наставник "не разъяснял ход и строй человеческой жизни", а "полемизировал с исторической действительностью, которую учил не понимать, а только презирать". В результате такого воспитания будущий император получил значительный запас величавых самоновейших политических идей, самых доброжелательных устремлений. Но эти идеи и устремления имели тот серьезный недостаток, который перечеркивал все их достоинства. И этот недостаток также был связан с личностью наставника — Лагарпа, как отмечает Ключевский, был атеистом. Позднее Александр I так оценил результаты своего воспитания: "Я был, как и все мои современники, не набожен". Действительно, что еще можно сказать о религиозном состоянии человека, который только в самый канун Наполеонова нашествия впервые прочитал Новый Завет (т.е. в 35 лет).

Подведем итоги состояния российского православия относительно его зависимости от светской власти. В чем должны состоять по мнению российских самодержцев функции видимого главы Церкви? Они состоят в издании церковных законов, назначении на епископские места и в произведении высшего суда по всем отраслям церковного управления. Об этом пишут учебники церковного права. "Высшая правительственная власть в русской православной Церкви принадлежит самодержавному Императору" (Н. Суворов, Учебник церковного права. Москва, 1902, стр. 228). "В русской православной Церкви законодательная власть во всем, что касается устроения юридического порядка Церкви, принадлежит самодержавному монарху, не в смысле только государственного согласия, а в смысле внутренне-церковной правообразующей силы" (там же, стр.264).

То есть русский Государь не только имеет право соглашаться или нет на изданные церковной властью законы (что приписывали себе и некоторые западные государи), но он есть источник церковного права и церковных полномочий. Он даже "определяет границы, в которых должны действовать органы церковного учительства", то есть пастыри (там же стр.229). Относительно функций "Правительствующего Синода" он "власть свою заимствует от Монарха" (там же стр.230).

Члены Синода присягали на верность Государю, как главе Синода: "Исповедаю же с клятвою крайнего Судию духовныя сея коллегии (то есть Синода) быти самого Всероссийского Монарха, Государя нашего Всемилостивейшаго" (Духовный регламент, стр.6). А другие епископы при своём посвящении присягали: "Обещаюся во все дни живота (жизни) моего повиноваться всегда св. Прав. Синоду, яко правильной власти, от... Петра Вел. Установленной" ("Чин избрания и рукоположения архиерейского", Москва, 1816).

Таким образом, видимым главой русской православной Церкви являлся Император, он правил православной Церковью вплоть до 1917 г. Хорошо это или плохо? Соответствует ли это Евангелию? "Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу" (Мф.22:21) — отвечает Евангелие. Следовательно, порядок в православной Церкви не соответствовал учению Христа. Самые честные защитники русского православия скажут: "Верно Церковь у нас была порабощена государственной властью; но её в этом обвинять нельзя; это самовольный захват её государством". На это можно ответить: Церковь, основанная Иисусом Христом, Церковь, которой обещано, что врата адовы не одолеют её, не должна подчиниться чуждой для неё власти. Между тем русская Церковь, возможно и скрепя сердце, всё таки подчинилась государству. Епископы не только молчаливо согласились, но даже под клятвою исповедывали, что самым высшим правителем Церкви считают Государя.

Крепостная зависимость крестьянства в католической Европе, образовавшаяся из-за неразвитости торгово-денежных отношений и завоевания народов древней Римской империи германскими племенами с развитием христианских отношений в католической Европе существовала в более мягких формах, уменьшаясь исчезла. Уничтожением крепостного права в Западной Европе мы обязаны христианству. Ведь католическое духовенство везде подало пример освобождения от крепостной зависимости крестьян и римские папы первые добились уничтожения рабства в областях, подчинённых их духовному управлению.

В России крепостная зависимость расцвела в период наибольшего укрепления православия: возникновения Русского патриархата и его наибольшего влияния: при набожном царе Федоре Ивановиче (1584-1598), влиятельных патриархах: Иове (первом патриархе, 1589-1607 гг.), Филарете (1619-1633) — отце царя Михаила Романова и властном Никоне с 1652 года.

Так, в 1597 г. были определены урочные года, в течении которых крестьян можно было отлавливать и возвращать прежнему помещику. Первоначальным таким сроком (при набожном царе Федоре Ивановиче) был срок в 5 лет. Затем этот срок был увеличен до 10 и до 15 лет.

На земском соборе 1648 г., (в царствование набожного царя Алексей Михайловича), принят закон разрешавший дворянам искать и возвращать к себе беглых крестьян без урочных лет. Это означало полное закрепощение крестьянства.

В 16 веке холопы подать не платили, т.к. считались собственностью помещиков. С конца 17 века по велению Петра I подать государству стали брать и с них, что привело с течением времени к полному смешению крестьян с холопами, к отождествлению государственных тягловых людей-крестьян, живших на частных землях помещиков с помещичьими рабами-холопами.

Помещик мог переселить крестьян с одной земли на другую, а в случае неповиновения крестьян ему мог требовать себе помощи властей.

При Екатерине II на Украине прекращен свободный переход крестьян и введено крепостное право. Под влиянием крестьянских волнений помещики получили право без суда ссылать своих крестьян в Сибирь на каторжные работы. Помещики без всяких ограничений, по давней привычке распоряжались трудом, имуществом и жизнью своих крестьян, продавали их и переселяли, судили и наказывали часто с большой жестокостью.

Почему православная Церковь не протестовала против насилия одной части народа против другой?

Православная Церковь никогда не находила общего языка с образованной и прогрессивной частью населения России, так как она перестала быть совестью нации благодаря прислужничеству власть имущим и своему консерватизму в области просвещения и обрядоверию. Она удивляла своей антиинтеллектуальностью. Поэтому образованных людей в ней было мало.

Начальным образованием Церковь занялась только с 1860 г. и то по приказу правительства. Дворянству вступать в духовенство было запрещено, поэтому подавляющее большинство российского духовенства происходила из простолюдинов, часто из самых низших социальных слоев населения и было обычно малообразованным и не пользовалось уважением.

В итоге православие:

а) не отстояло церковной автономии по Мф.22:21: "Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу" и стало служанкой государства;
б) в церковном споре между Константинополем и Апостольской Столицей последовав за ним в церковный раскол изолировало Россию от христианского Запада, а создав идею 3-го Рима, противопоставило себя Западной Европе в своей религиозной нетерпимости, став с некоторого времени тормозом в культурном развитии России;
в) не боролось с крепостным правом, противоречившим христианской этике;
г) было равнодушно к социально-политической несправедливости.

Благодаря идеологической, организационной и нравственной своей несостоятельности православие потеряло авторитет в народе, особенно у интеллигенции, в высших слоях общества. В итоге в России образовался социально-идеологический вакуум, который не смогло заполнить самодержавие и который ("природа не терпит пустоты") был заполнен идеологической и политической оппозицией самодержавию.

Вместо того, чтобы искать себе уроков в старой, религиозной Европе, заложившей в её народах тот духовный потенциал, благодаря которому она стала лидером духовного и материального прогресса в мире, российская интеллигенция пошла на поводу "новых" Европы и США, где под влиянием антихристианских идеологий моральная жизнь переживала упадок.

В 1917 г. произошла февральская революция, организованная российскими масонами с соответствующей ей антихристианской идеологией, а затем октябрьская, так называемая, "социалистическая революция" с установлением атеистической диктатуры, начавшая открытое преследование христианства. В результате разгрома большевиками православной Церкви, с вновь избранным патриархом Тихоном, новое руководство Церкви, во главе с заместителем патриаршего местоблюстителя Сергеем, стало на путь пресмыкательства перед атеистической диктатурой и сотрудничества с ней. Остатки настоящих, гонимых православных христиан, спасаясь от истребления, ушли в подполье [9, 10, 11, 12, 19].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.88.16.192 (0.069 с.)