Занятие №16. Диффузные болезни соединительной ткани. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие №16. Диффузные болезни соединительной ткани.



СИСТЕМНЫЕ ВАСКУЛИТЫ.

 

1. Тема и ее актуальность. Диффузные болезни соединительной ткани (ДБСТ) – группа заболеваний, характеризующихся системным типом воспаления соединительной ткани и сосудов с выраженными нарушениями гуморального и клеточного иммунитета и склонностью к избыточному фиброзообразованию. Учение о системных заболеваниях соединительной ткани возникло в 1942 году, когда P.Klemperer и соавт. описали генерализованную альтерацию коллагеновых волокон при системной красной волчанке и системной склеродермии, что позволило объединить эти два заболевания под названием «диффузная коллагеновая болезнь». В последующие годы аналогичные морфлогические изменения соединительной ткани были обнаружены при других ревматических заболеваниях, что привело к созданию концепции «коллагеновых болезней (коллагенозов)». В 1965 году Е.М.Тареев объединил в группу «больших коллагенозов» системную красную волчанку, системную склеродермию, дерматомиозит и узелковый периартериит. Важную роль в развитии учения о системных заболеваниях соединительной ткани сыграла разработка F.M.Burnet (1956) клонально – селекционной теории иммунитета, которая привела к открытию аутоиммуннных механизмов СЗСТ. С развитием фундаментальных морфологических и иммунологических исследований было показано, что при «коллагеновых болезнях» поражаются все структуры соединительной ткани, т.е. возникает ее диффузное поражение, что привело к обозначению указанных заболеваний как диффузных заболеваний соединительной ткани (ДБСТ). В последние десятилетия в данную группу были включены и другие заболевания (см. классификацию).

В 90-х годах стала очевидной целесообразность объединения ДБСТ с системными васкулитами - гетерогенной группой заболеваний, основным морфологическим признаком которых является воспаление сосудистой стенки, а спектр клинических проявлений засисит от типа, размера и локализации пораженных сосудов и тяжести сопутствующих воспалительных нарушений. Необходимо также отметить, что васкулит является характерным вторичным проявлением диффузных заболеваний соединительной ткани.

Этиологию системных заболеваний соединительной ткани следует рассматривать с точки зрения мультифакториальной концепции аутоиммунитета, согласно которой развитие СЗСТ обусловлено взаимодействием инфекционных, генетических, эндокринных факторов и факторов внешней среды.

В основе патогенеза СЗСТ лежит нарушение толерантности к собственным антигенам, поликлональной клеточной активации и гиперпродукции аутоантител, направленных против аутоантигенов, которые присутствут на собственных клетках, во внутри- и внеклеточном пространствах человеческого организма.

Диффузные болезни соединительной ткани являются актуальной проблемой детской ревматологии, что обусловлено полисистемностью поражения, прогрессирующим течением, инвалидизацией больных, трудностью диагностики на ранних этапах. В последние годы разработаны новые эффективные методы лечения, позволяющие увеличить продолжительность и улучшить качество жизни больных с данной патологией (пульс - терапия, синхронизированный плазмаферез).

2. Учебные цели: владение алгоритмом постановки предварительного диагноза, составления плана дальнейшего обследования с участием других специалистов - педиатров для пациентов с диффузными болезнями соединительной ткани и системными васкулитами.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать (исходные базисные знания и умения):

- анатомо - физиологические особенности костно – мышечной системы и соединительной ткани;

- методику исследования костно – мышечной системы;

- методику проведения и анализа иммунологического анализа крови, рентгенограмм суставов;

- клиническую фармакологию нестероидных противовоспалительных препаратов, глюкокортикоидных гормонов, цитостатических препаратов;

- клиническую картину и инструментальную диагностику острой ревматической лихорадки, ювенильных хронических артритов.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:

- собрать жалобы, анамнез заболевания и жизни,

- провести объективное обследование ребенка по всем органам и системам,

- составить план лабораторно-инструментального обследования,

- оценить результаты дополнительных методов исследования (ОАК, ОАМ, биохимический анализ крови, коагулограмма, иммунограмма),

- оценить тяжесть состояния больного, выделить ведущий синдром,

- обосновать клинический диагноз и провести дифференциальную диагностику,

- назначить лечение, лечебную диету,

- составить план диспансерного наблюдения.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

3.1. Вопросы для самоподготовки:

· Понятие о системных заболеваниях соединительной ткани. Этиология и патогенез. Общие проявления и принципы лечения

· Системная красная волчанка: этиопатогенез, клиника, диагностические критерии СКВ, дифференциальный диагноз. Течение и исходы.

· Лечение системной красной волчаннки, показания к пульс-терапии и плазмаферезу.

· Дерматомиозит: классификация, клинические проявления, диагностические критерии. Специфические лабораторные, электрофизиологические и морфологические методы исследования. Дифференциальный диагноз. Лечение. Прогноз.

· Системная склеродермия: патогенез, клиника очаговой и системной склеродермии, диагностические критерии, течение, лечение,прогноз.

· Системные васкулиты (узелковый периартериит, аортоартериит, гранулематоз Вегенера, слизисто-кожный синдром): клиника, диагностические критерии, лечение, прогноз.

· Организация медицинской помощи детям с ревматическими болезнями в РБ.

3.2. После изучения материала заполните в тетради для самоподготовки следующие таблицы:

3.2.1. Классификация системных васкулитов

Калибр пораженных сосудов Первичный васкулит
Крупные артерии  
Средние артерии  
Средние и мелкие артерии  
Мелкие сосуды  

3.2.2. Выпишите рецепты на препараты для лечения диффузных болезней соединительной ткани и системных васкулитов(плаквенил, преднизолон в таблетках, азатиоприн, циклофосфан во флаконах, купренил, пентоксифиллин, гепарин, Кальций – Д3 – Никомед, лидаза во флаконах, Солю – Медрол, Медрол).

4. Вид занятия: практическое занятие.

5. Продолжительность занятия: 6 часов.

6. Оснащение:

6.1. Дидактический материал и оборудование: мультимедийный атлас и ситуационные задачи,.

6.2. Компьютерный класс РДКБ: тестирование (t-Tester/Выбрать группу/Выбрать студента/Раздел/Начать тестирование), мультимедийный атлас для практических занятий (Диск С/6 курс/Кардиоревматология), мультимедийные презентации лекций (Диск С/6 курс/ Кардиоревматология).

Содержание занятия.

7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений.

Задания для самоконтроля: (решение студентами индивидуальных наборов тестов по теме).

Вопрос
1. При ревматизме решающее значение в этиологии имеют: 1) бета-гемолитический стрептококк группы А 2) бета- гемолитический стрептококк группы В 3) стафилококки 4) вирусы
2. Остроту течения ревматического процесса определяет выраженность: 1) деструктивных изменений соединительной ткани 2) неспецифического экссудативного компонента воспаления
3. При ревматизме инвалидизация возможна вследствие поражения: 1) клапанного аппарата сердца 2) поражения суставов
4. Признаком недостаточности митрального клапана является: 1) систолический шум на верхушке 2) диастолический шум на верхушке 3) систолический шум в 5-й точке
5. Особенностями ревматического полиартрита являются: 1) симметричное поражение мелких суставов 2) поражение крупных суставов 3) <летучий> характер полиартрита 4) продолжительность полиартрита более 10 дней
6. Лечение острой ревматической лихорадки с явлениями кардита обязательно включает: 1) антибактериальные препараты пенициллинового ряда 2) нестероидные противовоспалительные препараты 3) глюкокортикостероиды 4) сульфаниламиды 5) седативные препараты 6) антигистаминные препараты
7. Об обострении острой ревматической лихорадки [повторная атака] достоверно свидетельствуют: 1) субфебрилитет 2) суставной синдром 3) расширение границ относительной сердечной тупости 4) появление новых органических шумов в сердце 5) увеличение лимфатических узлов
8. Наиболее выражены изменения кожи в виде индурации и атрофии при: а) склеродермии б) узелковом периартериите в) системной красной волчанке г) ювенильном ревматоидном артрите
9. Клинические проявления системн. крас. волчанки включают синдромы: 1) бронхообструктивный 2) кожный 3) суставной 4) висцеральный 5) поражение глаз
10. Факторами, предрасполагающими к развитию системной красной волчанки, могут быть: 1) возраст женщин от 14 до 24 лет 2) гиперинсоляция 3) переохлаждение 4) возраст до 1 года
11. При системной красной волчанке в общем анализе крови наиболее вероятны изменения: 1) увеличение числа лейкоцитов 2) уменьшение числа лейкоцитов 3) увеличение СОЭ 4) нормальные показатели СОЭ
12. При подозрении на заболевание из группы диффузных болезней соединительной ткани в план обследования необходимо включить: 1) велоэргометрию 4) анализ протеинограммы 2) эхокардиографию 5) общий анализ мочи 3) ЭКГ 6) общий анализ крови
13. Для узелкового периартериита характерны следующие синдромы: 1) миокардит 2) олигофрения 3) мочевой синдром 4) повышение артериального давления 5) кожные отеки или сухие некрозы
14. При системной красной волчанке (СКВ) в общем анализе крови наиболее вероятны изменения: а) увеличение числа лейкоцитов; б) уменьшение числа лейкоцитов; в) увеличение СОЭ; г) нормальные показатели СОЭ. Выберите правильную комбинацию ответов: 1. 2,3 2. 1,3 3. 2,4 4. 1,2,3 5. 1,2
15. При СКВ специфичными клеточными изменениями являются: 1. тельца Каунсильмена 2. рисовые тельца 3. тельца Коундри 4. гематоксилиновые тельца
16. При СКВ сыпь локализуется преимущественно на: 1) ушных раковинах 2) туловище 3) ногах 4) спинке носа и щеках
17. Из перечисленных иммунологических показателей наибольшее диагностическое значение имеет: 1) иммуноглобулин М 2) иммуноглобулина А 3) иммуноглобулины G 4) антитела к ДНК
18. При дерматомиозите наиболее часто наблюдается: 1) синдром Рейно 2) генерализованное поражение мышц 3) нейропатия 4) нефропатия
19. Инсоляция провоцирует развитие: 1) острой ревматической лихорадки 2) системной красной волчанки 3) реактивного артрита 4) синдрома Рейтера
20. Для дерматомиозита характерны все перечисленные синдромы, кроме: 1) лиловой эритемы вокруг глаз 2) красной сыпи на лице по типу «бабочки» 3) поражение мышц 4) креатинурия
21. Диагностическое значение при узелковом периартериите имеют: 1) узелки по ходу сосудов 2) астмоподобный синдром 3) гиперэозинофилия 4) все перечисленное
22. Что не характерно для системных поражений соединительной ткани: 1) увеличение гамма – глобулинов крови 2) снижение гамма – глобулинов крови 3) повышение альфа-2-глобулинов крови 4) снижение альбуминов крови
23. Для какого заболевания характерно отсутствие пульса на одной руке: 1) узелковый периартериит 2) периодическая болезнь 3) болезнь Такаясу 4) болезнь Стилла
24. Клиническими признаками системной красной волчанки являются: 1) неэрозивный артрит 2) дискоидная сыпь 3) фотосенсибилизация 4) все перечисленное
25. В анализах крови при системной красной волчанке обнаруживают: 1) лейко- и тромбоцитопению 2) волчаночный антикоагулянт 3) лимфопения 4) все перечисленное

 

Эталоны ответов к тестам:

 

1-1 6-1,2,3 11-2,3 16-1 21-4
2-2 7-1,2,3,4 12-4,5,6 17-4 22-2
3-1 8-1 13-3,4,5 18-2 23-3
4-1 9-2,3,4 14-1 19-2 24-4
5-2,3 10-1,2,3 15-4 20-2 25-4

 

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

7.4. Аудиторная самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя:

· 1.Проведите клиническое обследование больных с различными диффузными болезнями соединительной ткани и системными васкулитами, обратив внимание на жалобы, данные анамнеза и симптомы, указанные в таблице.

· 2.Проведите оценку физического развития больного, используя центильные таблицы.

· 3.Дайте заключение по анализам, имеющимся в истории болезни больного.

· 4.Оформите обоснование клинического диагноза и этапный эпикриз.

· 5.Составьте алгоритм дифференциальной диагностики для данного больного.

· 6.Составьте план лечения данного больного. Выпишите рецепты.

· 7.Составьте план диспансерного наблюдения и реабилитации больного в условиях поликлиники.

7.5. Контроль конечного уровня усвоения темы (решение ситуационных задач).

Задача №1.

Мальчик И., 11 лет, поступил в отделение самотеком. Из анамнеза известно, что 2,5 месяца назад он перенес скарлатину (типичная форма, средней степени тяжести). Получал антибактериальную терапию. Через месяц был выписан в школу. Тогда же стали отмечать изменения почерка, мальчик стал неусидчивым, снизилась успеваемость в школе, появилась плаксивость, Вскоре мама стала замечать у мальчика подергивания лицевой мускулатуры, неточность движений при одевании и во время еды. Периодически повышалась температура до субфебрильных цифр, катаральных явлений не было. Обратились к врачу, был сделан анализ крови, в котором не выявлено изменений. Был поставлен диагноз: грипп, астенический синдром. Получал оксациллин в течение 7 дней без эффекта. Неврологические расстройства нарастали: усилились проявления гримасничанья, мальчик не мог самостоятельно одеться, иногда требовалась помощь при еде, сохранялась плаксивость и раздражительность, в связи с чем больной был госпитализирован.

При поступлении состояние тяжелое. Мальчик плаксив, раздражителен, быстро устает, отмечается скандированность речи, неточное выполнение координационных проб, мышечная гипотония, гримасничанье. В легких дыхание везикулярное, хрипов нет. Область сердца визуально не изменена. Границы сердца: правая - по правому краю грудины, верхняя - по III ребру, левая - на 1 см кнутри от средне-ключичной линии. Тоны сердца умеренно приглушены, выслушивается негрубый систолический шум на верхушке, занимающий 1/6 систолы, не проводится, в ортостазе его интенсивность уменьшается. Живот мягкий, доступен глубокой пальпации. Печень и селезенка не увеличены.

Общий анализ крови: НЬ 120 г/л, эритроциты 4,5x1012/л, лейкоциты 4,5x109/л, п/ядерные 2%, ядерные 46%, эозинофилы 2%, лимфоциты 48%, моноциты 2%, СОЭ 10 мм/час..

Общий анализ мочи: удельный вес - 1018, белок – отр., лейкоциты 2-3 в п/з, эритроциты - отсутствуют.

Задание:

1. Обоснуйте и сформулируйте предварительный диагноз по классификации.

2. Какие клинические проявления определяют в данном случае активность процесса?

3. Какие еще обследования следует провести больному для уточнения диагноза и определения характера сердечных изменений?

4. Проведите дифференциальный диагноз.

5. Составьте план лечения больного.

6. В консультации какого специалиста нуждается данный пациент?

7. Какие патоморфологические изменения определяют сущность клапанных изменений? Назовите стадии процесса, вероятную продолжительность.

8. Какие патоморфологические изменения являются абсолютными маркерами (маркером) заболевания?

9. Преимущественно в каком возрастном периоде заболевание встречается впервые?

10. Если показана кортикостероидная терапия, то с какой целью?

11. Каков механизм действия кортикостероидов в данной ситуации?

Задача №2.

Больная Н., 14 лет, поступает с жалобами на слабость, утомляемость, головные боли, повышение температуры до 380С, боли в коленных и лучезапястных суставах, сыпь на лице.

Болеет в течение месяца: стала повышаться температура до 390С в течение 3 дней, появились слабость, утомляемость. В последующие дни сохранялись подъемы температуры до 380С, появились боли и припухлость в коленных и лучезапястных суставах, через 3 недели эритема на лице.

Объективно: состояние тяжелое. Кожные покровы бледноватые. На лице эритема по типу “бабочки”. Подкожно – жировой слой пастозный, отечность век. Незначительная припухлость и местная гипертермия коленных и лучезапястных суставов. Грудная клетка правильной формы. Перкуторно ясный легочный звук. Дыхание везикулярное, проводится во всех отделах. Область сердца не изменена. Пульс ритмичный, удовлетворительного наполнения. Границы сердечной тупости не расширены. Тоны сердца приглушены. Неинтенсивный систолический шум на верхушке. ЧСС 102 в 1 мин. АД 140/90 мм рт.ст. Живот мягкий, безболезненный. Печень, селезенка не увеличены.

Общий анализ крови: эритроциты - 3,8х1012/л, гемоглобин - 98 г/л, лейкоциты – 3,8х109/л: эозинофилы - 4%, нейтрофилы - 58%, лимфоциты - 32%, моноциты - 6%. Тромбоциты – 120х10*9/л. СОЭ - 58 мм/час.

Общий анализ мочи: светло - желтая, удельный вес - 1008, реакция - кислая, белок - 0,66%0, лейкоциты - 4-2-4 в поле зрения, эритроциты - в большом количестве.

Биохимический анализ крови: белок - 76 г/л, альбумины - 44,2%, глобулины - 55,8% (альфа1-глобулины - 5,1%, альфа2-глобулины - 12,2%, бета-глобулины - 12,0%, гамма-глобулины - 26,5%), билирубин - 10,5 мкмоль/л, тимоловая проба - 4 ед., АЛТ - 25 ед/л, мочевина - 12,5 ммоль/л, креатинин - 135 мкмоль/л.

Проба Реберга: клубочковая фильтрация - 68 мл/час, канальцевая реабсорбция - 92%.

Иммунограмма: IgA - 1,5 г/л, IgM - 1,2 г/л, IgG - 22,7г/л, ЦИК - 120 у.е. Обнаружены антитела к ДНК, LE – клетки.

УЗИ брюшной полости и почек: печень у края реберной дуги, структура однородная средней эхогенности. Поджелудочная железа, селезенка без особенностей. Почки увеличены в размерах, паренхима гиперэхогенная. В брюшной полости небольшое количество жидкости.

ЭхоКГ: гиперэхогенность миокарда. Незначительное расширение полости левого желудочка и снижение сократительной способности миокарда. В полости перикарда небольшое (7 мм) количество жидкости.

ЭКГ: ЭОС не отклонена. Ритм синусовый, регулярный.

Задание:

1.Выделите синдромы, скомпоновав их из имеющихся симптомов.

2.Сформулируйте предварительный диагноз.

3. Оцените результаты обследования.

4.Сформулируйте и обоснуйте клинический диагноз.

5.Назначьте лечение.

6.Укажите наиболее частые побочные действия лекарственных препаратов, применяющихся при данном заболевании.

Эталоны ответов к задачам:

Задача 1. Острая ревматическая лихорадка, без явный сердечных изменений, хорея, активность III ст.

Задача 2. Системная красная волчанка, острое течение, активность III ст., нефрит с нарушением функции почек, эритема, артрит, кардит, панцитопения.

Место проведения самоподготовки: читальный зал, учебная комната для самостоятельной работы студентов, учебная лаборатория, палаты больных, кабинеты функциональной диагностики, модуль практических навыков, компьютерный класс.

 

Учебно-исследовательская работа студентов:

· Оформление демонстрационной истории болезни ребенка с системной красной волчанкой.

· Демонстрация больного с различными вариантами диффузных болезней соединительной ткани.

· Подготовка реферативного сообщения “Интенсивная терапия диффузных болезней соединительной ткани у детей”.

· Реферат «Диагностика и лечение глюкокортикостероидного остеопороза».

 

Литература:

Основная литература:

1. Шабалов Н.П. Детские болезни.- СПб., 2005.

Дополнительная литература:

1. Типовые тестовые задания для итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности 060103 (040200) "Педиатрия" / Под ред. Н. Н. Володина, Н. В. Полуниной, Г. Н. Буслаевой. - 5-е изд.. - М.: ФГОУ ВУНМЦ Росздрава, 2006. - 439 с. (к/15766)

2. Сборник типовых ситуационных задач по детским болезням (с эталонами ответов): для подготовки к итоговой государственной аттестации выпускников медицинского вуза по специальности 040200 (060103) "Педиатрия" /Сост.: Э. Н. Ахмадеева, З.М.Еникеева, Р.Ф.Гитиятуллин и др. - Уфа: Изд-во БГМУ, 2005. - 162 с. (к/14790)

3. Методика исследования здорового и больного ребенка: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 060103-Педиатрия / Под ред. Т.Б.Хайретдинова. - Уфа: Изд-во БГМУ, 2007. - 165 с. (к/15856)

4. Белозеров, Ю.М. Детская кардиология / Ю. М.Белозеров. - М.: МЕДпресс-информ, 2004. - 597 с. (к/14489)

5. Середа, Ю.В. Электрокардиография в педиатрии: основные диагностические алгоритмы: учебное пособие.- СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2004. - 101 с. (к/14728)

6. Руководство по фармакотерапии в педиатрии и детской хирургии: в 5 т. / Под ред. А. Д. Царегородцева, В. А. Таболина. - М.: Медпрактика-М, 2004 - Т.5.- 396 с. (к/14701)

7. Детская кардиоревматология: учебное пособие /Под ред. В.С.Приходько. - Киев: Здоров'я, 2005. - 519 с. (к/15887)

8. Сайт www.rheumatolog.ru

9. Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней.- СПб., 1999.

10. Типовые тестовые задания для итоговой государственной аттестации выпускников педиатрических факультетов медицинских вузов по специальности «Педиатрия».- М., ГОУ ВУНМЦ, 2006.

11. Типовые ситуационные задачи для итоговой государственной аттестации выпускников педиатрических факультетов медицинских вузов по специальности «Педиатрия».- М., ГОУ ВУНМЦ, 2004.

12. Лекция «Системные заболевания соединительной ткани».

 


ПРИЛОЖЕНИЯ

Таблица 1

Значения процентилей роста (см) у мальчиков в возрасте от 1 года до 17 лет

 

Возраст, годы Процентили
             
  71,7 72,8 74,3 76,1 77,7 79,8 81,2
  82,5 83,5 85,3 86,8 89,2 92,0 94,4
  89,0 90,3 92,6 94,9 97,5 100,1 102,0
  95,8 97,3 100,0 102,9 105,7 108,2 109,9
  102,0 103,7 106,5 109,9 112,8 115,4 117,0
  107,7 109,6 112,5 116,1 119,2 121,9 123,5
  113,0 115,0 118,0 121,7 125,0 127,9 129,7
  118,1 120,2 123,2 127,0 130,5 133,6 135,7
  122,9 125,2 128,2 132,2 136,0 139,4 141,8
  127,7 130,1 133,4 137,5 141,6 145,5 148,1
  132,6 135,1 138,7 143,3 147,8 152,1 154,9
  137,6 140,3 144,4 149,7 154,6 159,4 162,3
  142,9 145,8 150,5 156,5 161,8 167,0 169,8
  148,8 151,8 156,9 163,1 168,5 173,8 176,7
  155,2 158,2 163,3 169,0 174,1 178,9 181,9
  161,1 163,9 168,7 173,5 178,1 182,4 185,4
  164,9 167,7 171,9 176,2 180,5 184,4 187,3

 

Таблица 2

Значения процентилей роста (см) у девочек в возрасте от 1 года до 17 лет

 

Возраст, годы Процентили
             
  69,8 70,8 72,4 74,3 76,3 78,0 79,1
  81,6 82,1 84,0 86,8 89,3 92,0 93,6
  88,3 89,3 91,4 94,1 96,6 99,0 100,6
  95,0 96,4 98,8 101,6 104,3 106,6 108,3
  101,1 102,7 105,4 108,4 111,4 113,8 115,6
  106,6 108,4 111,3 114,6 118,1 120,8 122,7
  111,8 113,6 116,8 120,6 124,4 127,6 129,5
  116,9 118,7 122,2 126,4 130,6 134,2 136,2
  122,1 123,9 127,7 132,2 136,7 140,7 142,9
  127,5 129,5 133,6 138,3 142,9 147,2 149,5
  133,5 135,6 140,0 144,8 149,3 153,7 156,2
  139,8 142,3 147,0 151,5 155,8 160,0 162,7
  145,2 148,0 152,8 157,1 161,3 165,3 168,1
  148,7 151,5 155,9 160,4 164,6 168,7 171,3
  150,5 153,2 157,2 161,8 166,3 170,5 172,8
  151,6 154,1 157,8 162,4 166,9 171,1 173,3
  152,7 155,1 158,7 163,1 167,3 171,2 173,5

Таблица 3

 

Значения 90 и 95 процентилей систолического и диастолического АД

у мальчиков от 1 года до 17 лет

 

Возраст, годы Процентили АД Систолическое АД Диастолическое АД
Процентили роста Процентили роста
                           
  90-й 95-й                            
  90-й 95-й                            
  90-й 95-й                            
  90-й 95-й                            
  90-й 95-й                            
  90-й 95-й                            
  90-й 95-й                            
  90-й 95-й                            
  90-й 95-й                            
  90-й 95-й                            
  90-й 95-й                            
  90-й 95-й                            
  90-й 95-й                            
  90-й 95-й                            
  90-й 95-й                            
  90-й 95-й                            
  90-й 95-й                            

 


Таблица 4

 

Значения 90 и 95 процентилей систолического и диастолического АД

у девочек от 1 года до 17 лет

 

Возраст, годы Процентили АД Систолическое АД Диастолическое АД
Процентили роста Процентили роста
                           
  90-й 95-й                            
  90-й 95-й                            
  90-й 95-й                            
  90-й 95-й                            
  90-й 95-й                            
  90-й 95-й                            
  90-й 95-й                            
  90-й 95-й                            
  90-й 95-й                            
  90-й 95-й                            
  90-й 95-й                            
  90-й 95-й                            
  90-й 95-й                            
  90-й 95-й                            
  90-й 95-й                            
  90-й 95-й                            
  90-й 95-й                            

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 945; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.241 (0.087 с.)