Занятие №14. Нарушения сердечного ритма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие №14. Нарушения сердечного ритма.



1. Тема и ее актуальность. Нарушения сердечного ритма занимают существенную долю в структуре сердечно – сосудистой патологии среди детей и подростков. Медико – социальное значение аритмий определяется их высокой распространенностью (до 40%), склонностью к хроническому прогрессирующему течению, риском внезапной смерти, возможностью инвалидизации. По данным ведущих кардиологических педиатрических клиник, в структуре госпитализированных больных дети с нарушениями сердечного ритма составляют 50 – 70%. Некоторые нарушения сердечного ритма и проводимости характеризуются высоким риском жизнеугрожающих состояний (аритмогенная кардиомиопатия, сердечная недостаточность др.). На ранних стадиях большинство нарушений сердечного ритма характеризуются хорошей субъективной переносимостью, что затрудняет раннюю диагностику. В то же время при отсутствии своевременной адекватной терапии нарушения ритма и прогрессируют, приводят к развитию дисфункции миокарда, рефрактерности к лекарственной терапии. В настоящее время разработаны эффективные схемы лечения аритмий, методы хирургической коррекции, что позволяет значительно улучшить качество жизни детей с данной патологией.

2. Учебные цели: Владение алгоритмом постановки предварительного диагноза, составления плана дальнейшего обследования с участием других специалистов - педиатров для пациентов с нарушениями сердечного ритма

Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать (исходные базисные знания и умения):

- анатомию и физиологию сердечно - сосудистой системы;

- возрастные особенности;

- методику исследования;

- методику проведения, анализа и интерпретации ЭКГ, ЭхоКГ, рентгенографии сердца, суточного мониторирования ЭКГ;

- клиническую фармакологию антиаритмических препаратов;

- клиническую картину и инструментальную диагностику острой ревматической лихорадки, врожденных и приобретенных пороков сердца.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:

- собрать анамнез, провести объективное обследование по органам и системам;

- назначить план дополнительного обследования;

- оценить результаты клинических и лабораторно – инструментальных данных;

- сформулировать диагноз в соответствии с современной классификацией;

- назначить лечение;

- рекомендовать профилактические мероприятия.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

3.1. Вопросы для самоподготовки:

· Механизмы возникновения аритмий, причины, разрешающие факторы.

· Методы диагностики нарушений сердечного ритма.

· Классификация нарушений сердечного ритма и проводимости.

· Аритмии с нарушением автоматизма синусового узла: причины, патогенез, клиника, диагностика, данные ЭКГ, холтеровского мониторирования, осложнения. течение и исходы, лечение, диспансерное наблюдение, профилактика.

· Аритмии с нарушением проведения импульса: причины, патогенез, клиника, диагностика, данные ЭКГ, холтеровского мониторирования, осложнения, течение и исходы, лечение, диспансерное наблюдение, профилактика.

· Аритмии с нарушением образования импульса (возбудимости): причины, патогенез, клиника, диагностика, данные ЭКГ, холтеровского мониторирования, осложнения, течение и исходы, лечение, показания к назначению противоаритмических препаратов и электроимпульсной терапии, диспансерное наблюдение, профилактика.

· Неотложная помощь при жизнеугрожающих нарушениях ритма сердца.

3.2. После изучения материала заполните в тетради для самоподготовки следующие таблицы:

3.2.1. Классификация нарушений сердечного ритма

I. Нарушения ритма II. Нарушения проводимости III. Комбинированные нарушения ритма и проводимости
     

3.2.2. Классификация экстрасистолии

Критерий Варианты
По источнику импульса  
По частоте  
По регулярности  
По ответу на функциональные пробы  

3.2.3. Выпишите рецепты на препараты для лечения нарушений сердечного ритма(панангин, аспаркам, кордарон в таблетках и ампулах, верапамил в таблетках и ампулах, АТФ, лидокаин в амп., магне – В6, анаприлин).

4. Вид занятия: практическое занятие.

5. Продолжительность занятия: 6 часов.

6. Оснащение:

6.1. Дидактический материал и оборудование: мультимедийный атлас и ситуационные задачи,.

6.2. Компьютерный класс РДКБ: тестирование (t-Tester/Выбрать группу/Выбрать студента/Раздел/Начать тестирование), мультимедийный атлас для практических занятий (Диск С/6 курс/Кардиоревматология), мультимедийные презентации лекций (Диск С/6 курс/ Кардиоревматология).

Содержание занятия.

7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений.

Задания для самоконтроля: (решение студентами индивидуальных наборов тестов по теме).

1. Что из нижеперечисленного не относится к проводящей системе сердца? коронарный синус атриовентрикулярное соединение синоатриальный узел волокна Пуркинье
2. Автоматическая активность синусового узла происходит в результате: 1) работы натрий – калиевого насоса 2) инактивации быстрых натриевых каналов 3) спонтанной диастолической деполяризации 4) все ответы правильные
3. Зубец Р на ЭКГ соответствует: 1) деполяризации предсердий 2) деполяризации желудочков 3) реполяризации предсердий 4) реполяризации желудочков
4. Зубец R на ЭКГ соответствует: 1) деполяризации предсердий 2) деполяризации желудочков 3) реполяризации предсердий 4) реполяризации желудочков
5. Зубец Т на ЭКГ соответствует: 1) деполяризации предсердий 2) деполяризации желудочков 3) реполяризации предсердий 4) реполяризации желудочков
6. Интервал P-Q(R) соответствует времени проведения возбуждения: 1) от синусового узла до атриовентрикулярного соединения 2) от синусового узла до желудочков 3) по миокарду желудочков  
7. Какие отведения являются стандартными отведениями от конечностей? 1) I, II, III 2) aVR, aVL, aVF 3) V1-6
8. Какие отведения являются однополюсными отведениями от конечностей? 1) I, II, III 2) aVR, aVL, aVF 3) V1-6
9. Какие отведения являются грудными отведениями? 1) I, II, III 2) aVR, aVL, aVF 3) V1-6
10. Какая полярность зубца Р характерна для синусового ритма? 1) положительный зубец Р в отведениях I, II, aVF, V5-6 2) отрицательный зубец Р в отведениях I, II, aVF, V5-6 3) положительный зубец Р в отведении aVR
11. ЭКГ – признаками синусовой брадикардии являются: 1) увеличение интервала Р-Р 2) уменьшение продолжительности интервала P-Q(R) 3) отсутствие зубцов Р
12. Какая частота сердечных сокращений является критерием диагностики синусовой брадикардии у детей до 3 лет? 1) <100 уд/мин 2) <90 уд/мин 3) <80 уд/мин
13. Признаками феномена WPW (Вольфа – Паркинсона – Уайта) на ЭКГ являются: 1) укорочение интервала P-Q(R) 2) уширение комплекса QRS за счет дельта – волны 3) глубокие отрицательные зубцы Т 4) все перечисленное
14. Наиболее частым вариантом тахикардии, возникающей у больных с синдромом WPW, является: 1) пароксизмальная атриовентрикулярная тахикардия 2) мерцательная аритмия 3) желудочковая тахикардия 4) хроническая синусовая тахикардия
15. При атриовентрикулярной блокаде I степени на ЭКГ отмечается: 1) выпадение комплексов QRS 2) удлинение интервала P-Q(R) 3) атриовентрикулярная диссоциация 4) все перечисленное
16. При атриовентрикулярной блокаде II степени на ЭКГ отмечается: 1) выпадение комплексов QRS 2) укорочение интервала P-Q(R) 3) исчезновение зубцов Р 4) уширение комплексов QRS
17. Для атриовентрикулярной блокада II степени I типа (Мобитц I) характерно: 1) отсутствие удлинения интервала P-Q(R) 2) прогрессивное удлинение интервала P-Q перед выпадением QRS 3) блокада ветвей пучка Гиса 4) депрессия сегмента ST
18. Для атриовентрикулярной блокады II ст. II типа (Мобитц II) характерно: 1) постоянство интервалов P-Q(R) 2) прогрессивное удлинение интервала P-Q(R) перед выпадением комплексов QRS 3) выпадение комплексов QRS 4) депрессия сегмента ST 5) верно 1 и 3
19. При атриовентрикулярной блокаде III степени на ЭКГ отмечаются: 1) эпизодическое выпадение комплексов QRS 2) полная атриовентрикулярная диссоциация (отсутствие взаимосвязи между зубцами Р и комплексами QRS) 3) выскальзывающие эктопические ритмы (ритм из АВ – соединения) 4) верно 2 и 3
20. Критериями полной атриовентрикулярной блокады являются: 1) независимое сокращение предсердий и желудочков 2) ритм предсердий более частый, чем желудочков 3) ритм желудочков более частый, чем предсердий 4) верно 1 и 2
21. Полная атриовентрикулярная блокада у детей чаще является: 1) приобретенной 2) наследственной 3) врожденной
22. Врожденная полная атриовентрикулярная блокада нередко сочетается с: 1) дефектом межпредсердной перегородки 2) корригированной (L-) транспозицией магистральных сосудов 3) тетрадой Фалло 4) верно 1 и 2
23. Наследственная форма врожденной полной атриовентрикулярной блокады характерна для: 1) муковисцидоза 2) болезни Фабри 3) синдрома Нунан
24. Абсолютными показаниями к имплантации электрокардиостимулятора у ребенка 5 лет с полной атриовентрикулярной блокадой является: 1) синкопальные состояния в анамнезе 2) кардиомегалия 3) асистолия более 3 сек. 4) ЧСС менее 30 уд/мин 5) Все перечисленное
25. Приступы Морганьи – Адамса – Стокса характерны для: 1) полной атриовентрикулярной блокады 2) синдрома слабости синусового узла 3) хронической непароскизмальной тахикардии 4) пароксизмальной тахикардии 5) верно 1 и 2 6) верно 3 и 4
26. Приступы Морганьи – Адамса – Стокса обусловлены: 1) эпизодами асистолии с синкопальными состояниями 2) длительными приступами тахикардии
27. Причинами врожденной атриовентрикулярной блокады могут быть: 1) врожденный кардит 2) врожденные пороки сердца 3) системная красная волчанка у матери 4) все ответы верные
28. Детям с атриовентрикулярной блокадой проводится лекарственная ЭКГ – проба с: 1) атропином 2) обзиданом 3) гилуритмалом 4) хлоридом калия
29. Причинами атриовентрикулярной блокады I степени может быть: 1) врожденный порок сердца 2) вегето – сосудистая дистония по ваготоническому типу 3) прием антиаритмических препаратов 4) все перечисленное
30. Синдром слабости синусового узла может быть: 1) первичным (идиопатическим) 2) вторичным 3) все ответы правильные
31. Для I варианта синдрома слабости синусового узла характерно: 1) миграция водителя ритма 2) синусовая брадикардия 3) ритм из АВ - соединения 4) правильно 1 и 2
32. Для II варианта синдрома слабости синусового узла по ЭКГ характерно: 1) синусовая брадикардия6 2) эпизоды синоатриальной блокады 3) все ответы правильные
33. Для III варианта синдрома слабости синусового узла характерно: 1) чередование эпизодов синусовой тахикардии и синусовой брадикардии 2) чередование синусовой брадикардии и ускоренного гетеротопного ритма 3) все ответы правильные
34. Какие значения ЧСС свидетельствуют о брадикардии у детей первого года жизни? 1) <100 уд/мин 2) <150 уд/мин 3) <60 уд/мин
35. Какие значения ЧСС свидетельствуют о брадикардии у детей 7-9 лет? 1) <100 уд/мин 2) <80 уд/мин 3) <60 уд/мин
36. Какие значения ЧСС свидетельствуют о брадикардии у детей 13-15 лет? 3) <40 уд/мин 4) <80 уд/мин 3) <50 уд/мин
37. Мальчик 15 лет жалуется на слабость, вялость, плохую переносимость физических нагрузок. На ЭКГ сонусовая брадикардия с ЧСС 40 уд/мин. При Холтеровском мониторировании выявлена асистолия продолжительностью до 3548 мсек. Показана ли ребенку имплантация ЭКС? 1) да 2) нет
38. Мальчик 13 лет жалуется на плохую переносимость транспорта и душных помещений, колющие боли в сердце, головные боли, потливость ладоней и стоп. АД – 90/50 мм рт.ст. При Холтеровском мониторировании выявлены эпизоды синотариальной блокады с паузами ритма до 2008 мсек. Показана ли ребенку имплантация ЭКС? 1) да 2) нет
39. При суправентрикулярной пароксизмальной тахикардии наиболее характерным симптомом является: 1) ЧСС>120 в 1 мин 2) ЧСС>180 в 1 мин 3) ЧСС>140 в 1 мин 4) выпадения сердечных сокращений
40. Для желудочковой пароксизмальной тахикардии на ЭКГ характерно: 1) ритм регулярный 2) ритм нерегулярный 3) узкие комплексы QRS 4) резко деформированные комплексы QRS 5) верно 1 и 3 6) верно 1 и 4 7) верно 2 и 3
41. Начинать купирование приступа суправентрикулярной пароксизмальной тахикардии у ребенка 7 лет при АД 90/60- мм рт.ст. целесообразно с помощью: 1) адреналина внутривенно 2) дигоксина внутримышечно 3) изоптина внутривенно 4) вагальных проб 5) АТФ внутривенно
42. С введения какого препарата целесообразно начать купирование приступа суправентрикулярной пароксизмальной тахикардии ребенку 6 месяцев? 1) новокаинамид внутривенно 2) кордарон внутривенно 3) АТФ внутривенно 4) дигоксин per os
43. Причиной возникновения феномена WPW (Вольфа – Паркинсона – Уайта) является: 1) проведение импульса по дополнительному проводящему атриовентрикулярному пучку 2) ускоренное проведение импульса через атриовентрикулярное соединение
44. Для купирования приступа желудочковой пароксизмальной тахикардии наиболее эффективным препаратом является: 1) лидокаин 2) новокаинамид 3) сердечные гликозиды 4) панангин 5) верно 1 и 2
45. Высоким риском возникновения желудочковой тахикардии типа «пируэт» сопровождается: 1) синдром удлиненного интервала QT 2) синдром WPW 3) синдром слабости синусового узла 4) все перечисленное  
46. Хронической синусовой тахикардией является: 1) однократное выявление учащения синусового ритма более чем на 20% относительно верхней границы возрастной нормы ЧСС 2) учащение синусового ритма более чем на 10% относительно возрастной нормы на всех ЭКГ покоя 3) стойкое учащение синусового ритма на 30% и более относительно возрастной нормы в течение 3 месяцев
47. Хроническая непароксизмальная тахикардия отличается от пароксизмальной: 1) длительным бессимптомным течением 2) меньшей частотой ритма 3) рефрактерностью к антиаритмической терапии 4) вес перечисленное 5) верно 1 и 2
48. Залп желудочковой тахикардии – это: 1) два и более желудочковых комплекса подряд 2) три и более желудочковых комплекса подряд 3) пять и более желудочковых комплекса подряд
49. Приступы пароксизмальной тахикардии провоцируют: 1) эмоциональное и/или физическое перенапряжение 2) резкое изменение положения тела 3) испуг 4) глотание 5) все перечисленное
  Перечислите вагальные пробы, используемые для купирования суправентрикулярной пароксизмальной тахикардии: 1) массаж синокаротидного синуса 2) проба с натуживанием (проба Вальсальвы) 3) проба Ашнера (надавливание на глазные яблоки) 4) вызывание рвотного рефлекса 5) все перечисленное
51. Какой препарат является наиболее эффективным для профилактики повторных приступов суправентрикулярной пароксизмальной тахикардии? 1) изоптин 2) кордарон 3) атенолол 4) дигоксин
52. Укажите способ введения АТФ для купирования приступа суправентрикулярной тахикардии: 1) внутривенно капельно 2) внутримышечно 3) внутривенно струйно быстро (1-3 сек) без разведения
53. Укажите дозу кордарона для внутривенного введения с целью купирования приступа суправентрикулярной пароксизмальной тахикардии: 1) 2 мг/кг 2) 5 мг/кг 3) 10 мг/кг
54. От каких приступов трудно клинически отличить приступ потери сознания при синдрому удлиненного интервала QT: 1) от ортостатичсикх синкопе 2) от синокаротидных синкопе 3) от эпилептических приступов
55. Предсердная экстрасистола на ЭКГ характеризуется: 1. нормальной продолжительностью комплекса QRS 2. продолжительностью комплекса QRS более 0,12 сек. 3. зубец Р расположен за желудочковым комплексом
56. Желудочковые экстрасистолы на ЭКГ характеризуются: 1. увеличением продолжительности комплекса QRS более 0,12-0,14 сек. 2. наличием зубца Р перед желудочковым комплексом 3. нормальной продолжительностью комплекса QRS
57. Массаж каротидного синуса с целью попытки купирования пароксизмальной тахикардии целесообразен только при: 1. трепетании предсердий 2. фибрилляции предсердий 3. наджелудочковой тахикардии 4. желудочковой тахикардии
58. Диагностировать фибрилляцию желудочков сердца можно: 1. по пульсу на крупных артериях 2. по ЭКГ 3. при аускультации 4. по изменению окраски кожных покровов 5. при пальпации верхушечного толчка
59. ЭКГ-признаками мерцания предсердий являются: а) отсутствие изолинии; б) наличие пилообразных волн с частотой до 300 в 1 мин.; в) наличие нерегулярных волн с частотой до 600 в 1 мин.; г) экстрасистолия. Выберите правильную комбинацию ответов: 1. а,в 2. а,б 3. б,г 4. б,в 5. в,г
60. Для контроля мерцательной тахиаритмии, возникшей у больного с синдромом слабости синусового узла, на догоспитальном этапе целесообразно использование: 1. дигоксина 2. верапамила 3. пропранолола 4. новокаинамида
61. Определите варианты нарушений сердечной деятельности, приводящие к полной остановке кровообращения: 5. циркуляторный коллапс с отсутствием пульса на периферических сосудах 6. мерцание предсердий 7. желудочковая брадикардия 8. асистолия, фибрилляция желудочков и желудочковая тахикардия без пульса, электромеханическая диссоциация 9. нарушение автоматизма синусового узла, полная атриовентрикулярная блокада  

 

Ответы на тесты по теме «Нарушения ритма сердца»:

 

1-1 11-1 21-3 31-4 41-4 51-2
2-3 12-1 22-4 32-3 42-3 52-3
3-1 13-4 23-2 33-б 43-1 53-2
4-2 14-1 24-5 34-1 44-5 54-3
5-4 15-2 25-5 35-3 45-1 55-1
6-2 16-1 26-1 36-3 46-3 56-1
7-1 17-2 27-4 37-1 47-4 57-3
8-2 18-5 28-1 38-2 48-2 58-2
9-3 19-4 29-4 39-2 49-5 59-1
10-1 20-4 30-3 40-6 50-5 60-1
          61-4

 

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

7.4. Аудиторная самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя:

· Проведите клиническое обследование больного с нарушением сердечного ритма, обратив внимание на жалобы, данные анамнеза и симптомы, указанные в таблице.

· Проведите оценку физического развития больного, используя центильные таблицы.

· Дайте заключение по анализам, имеющимся в истории болезни больного.

· Оцените ЭКГ у данного больного, пользуясь алгоритмом.

· Оформите обоснование клинического диагноза и этапный эпикриз.

· Составьте алгоритм дифференциальной диагностики для данного больного.

· Составьте план лечения данного больного. Выпишите рецепты.

· Составьте план диспансерного наблюдения и реабилитации больного в условиях поликлиники.

Алгоритм анализа ЭКГ у детей с нарушениями ритма сердца:

1. Определение основного источника ритма (синусовый, гетеротопный).

2. Оценка частоты основного и/или гетеротопного ритмов.

3. Измерение продолжительности зубцов и интервалов.

4. Определение морфологии зубца Р и комплекса QRS.

5. Характеристика гетеротопного ритма (источник ритма, оценка предсердно-желудочкового соотношения, тип аритмии).

6. Оценка состояния реполяризации (амплитуда и морфология зубца Т и сегмента ST).

7. Выявление потенциально значимых ЭКГ-феноменов (синдром ранней реполяризации желудочков, дельта-волна и др.).

 

7.5. Контроль конечного уровня усвоения темы (решение ситуационных задач).

Задача №1.

Больная Н., 13 лет, поступает с жалобами на быструю утомляемость, головные боли, головокружения, колющие боли в сердце, плохую переносимость транспорта и душных помещений, чувство нехватки воздуха, ощущение перебоев в работе сердца. Объективно: состояние удовлетворительное. Кожные покровы чистые, бледно – розовые. Дистальный гипергидроз. Дермографизм красный. Удовлетворительного питания. Грудная клетка правильной формы. Перкуторно ясный легочный звук. Дыхание везикулярное. Область сердца не изменена. Пульс удовлетворительного наполнения. Границы сердечной тупости не расширены. Тоны сердца звучные. Мягкий систолический шум на верхушке. ЧСС 60 в 1 мин. В положении лежа выслушиваются экстрасистолы с частотой 8 в 1 мин. В положении лежа и после физической нагрузки (20 приседаний) экстрасистолы не регистрируются. АД 90/50 мм рт.ст. Живот мягкий, безболезненный. Печень, селезенка не увеличены.

Гемограмма: эритроциты 4,5х1012/л, гемоглобин 128 г/л; лейкоциты 6,4х109/л, эозинофилы 4%, нейтрофилы 58%, лимфоциты 30%, моноциты 8%, СОЭ 8 мм/час.

Общий анализ мочи: удельный вес 1016, реакция кислая, белок отр., лейкоциты 2-4-2 в поле зрения.

ЭКГ: на фоне синусового ритма регистрируются суправентрикулярные экстрасистолы. ЭОС не отклонена.

ЭхоКГ: полости сердца не расширены, Сократительная способность миокарда сохранена.

ЭКГ–проба с атропином: через 15 и 30 минут после введения атропина экстрасистолы не зарегистрированы. Через 60 минут единичные экстрасистолы.

РЭГ: снижение тонуса крупных сосудов, незначительное затруднение венозного оттока.

Задание:

1. Выделите синдромы, скомпоновав их из имеющихся симптомов. Сформулируйте предварительный диагноз.

3. Оцените результаты проведенных исследований.

4. Сформулируйте и обоснуйте клинический диагноз.

5. Назначьте лечение.

Эталон ответов к задачам:

Задача 1. Синдром вегетативной дисфункции по ваготоническому типу, суправентрикулярная экстрасистолия.

Место проведения самоподготовки: читальный зал, учебная комната для самостоятельной работы студентов, учебная лаборатория, палаты больных, кабинеты функциональной диагностики, модуль практических навыков, компьютерный класс.

Учебно-исследовательская работа студентов:

Оформление демонстрационной истории болезни ребенка с экстрасистолией.

Демонстрация больного с нарушением сердечного ритма.

Подготовка реферативного сообщения “ЭКГ – диагностика экстрасистолии”.

Подготовка реферата «Неотложная помощь при пароксизмальной тахикардии».

Подготовка реферата «Значение суточного мониторирования ЭКГ в диагностике нарушений сердечного ритма и проводимости».

 

Литература:

Основная литература:

1. Шабалов Н.П. Детские болезни.- СПб., 2005.

Дополнительная литература:

1. Типовые тестовые задания для итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности 060103 (040200) "Педиатрия" / Под ред. Н. Н. Володина, Н. В. Полуниной, Г. Н. Буслаевой. - 5-е изд.. - М.: ФГОУ ВУНМЦ Росздрава, 2006. - 439 с. (к/15766)

2. Сборник типовых ситуационных задач по детским болезням (с эталонами ответов): для подготовки к итоговой государственной аттестации выпускников медицинского вуза по специальности 040200 (060103) "Педиатрия" /Сост.: Э. Н. Ахмадеева, З.М.Еникеева, Р.Ф.Гитиятуллин и др. - Уфа: Изд-во БГМУ, 2005. - 162 с. (к/14790)

3. Методика исследования здорового и больного ребенка: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 060103-Педиатрия / Под ред. Т.Б.Хайретдинова. - Уфа: Изд-во БГМУ, 2007. - 165 с. (к/15856)

4. Белозеров, Ю.М. Детская кардиология / Ю. М.Белозеров. - М.: МЕДпресс-информ, 2004. - 597 с. (к/14489)

5. Середа, Ю.В. Электрокардиография в педиатрии: основные диагностические алгоритмы: учебное пособие.- СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2004. - 101 с. (к/14728)

6. Руководство по фармакотерапии в педиатрии и детской хирургии: в 5 т. / Под ред. А. Д. Царегородцева, В. А. Таболина. - М.: Медпрактика-М, 2004 - Т.5.- 396 с. (к/14701)

7. Детская кардиоревматология: учебное пособие /Под ред. В.С.Приходько. - Киев: Здоров'я, 2005. - 519 с. (к/15887)

8. Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней.- СПб., 1999.

9. Типовые тестовые задания для итоговой государственной аттестации выпускников педиатрических факультетов медицинских вузов по специальности «Педиатрия».- М., ГОУ ВУНМЦ, 2006.

10. Типовые ситуационные задачи для итоговой государственной аттестации выпускников педиатрических факультетов медицинских вузов по специальности «Педиатрия».- М., ГОУ ВУНМЦ, 2004.

11. Лекция «Нарушения сердечного ритма у детей».

 

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 985; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.049 с.)