Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Занятие №14. Нарушения сердечного ритма.
1. Тема и ее актуальность. Нарушения сердечного ритма занимают существенную долю в структуре сердечно – сосудистой патологии среди детей и подростков. Медико – социальное значение аритмий определяется их высокой распространенностью (до 40%), склонностью к хроническому прогрессирующему течению, риском внезапной смерти, возможностью инвалидизации. По данным ведущих кардиологических педиатрических клиник, в структуре госпитализированных больных дети с нарушениями сердечного ритма составляют 50 – 70%. Некоторые нарушения сердечного ритма и проводимости характеризуются высоким риском жизнеугрожающих состояний (аритмогенная кардиомиопатия, сердечная недостаточность др.). На ранних стадиях большинство нарушений сердечного ритма характеризуются хорошей субъективной переносимостью, что затрудняет раннюю диагностику. В то же время при отсутствии своевременной адекватной терапии нарушения ритма и прогрессируют, приводят к развитию дисфункции миокарда, рефрактерности к лекарственной терапии. В настоящее время разработаны эффективные схемы лечения аритмий, методы хирургической коррекции, что позволяет значительно улучшить качество жизни детей с данной патологией. 2. Учебные цели: Владение алгоритмом постановки предварительного диагноза, составления плана дальнейшего обследования с участием других специалистов - педиатров для пациентов с нарушениями сердечного ритма Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать (исходные базисные знания и умения): - анатомию и физиологию сердечно - сосудистой системы; - возрастные особенности; - методику исследования; - методику проведения, анализа и интерпретации ЭКГ, ЭхоКГ, рентгенографии сердца, суточного мониторирования ЭКГ; - клиническую фармакологию антиаритмических препаратов; - клиническую картину и инструментальную диагностику острой ревматической лихорадки, врожденных и приобретенных пороков сердца. Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь: - собрать анамнез, провести объективное обследование по органам и системам; - назначить план дополнительного обследования; - оценить результаты клинических и лабораторно – инструментальных данных;
- сформулировать диагноз в соответствии с современной классификацией; - назначить лечение; - рекомендовать профилактические мероприятия. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов: 3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы: 3.1. Вопросы для самоподготовки: · Механизмы возникновения аритмий, причины, разрешающие факторы. · Методы диагностики нарушений сердечного ритма. · Классификация нарушений сердечного ритма и проводимости. · Аритмии с нарушением автоматизма синусового узла: причины, патогенез, клиника, диагностика, данные ЭКГ, холтеровского мониторирования, осложнения. течение и исходы, лечение, диспансерное наблюдение, профилактика. · Аритмии с нарушением проведения импульса: причины, патогенез, клиника, диагностика, данные ЭКГ, холтеровского мониторирования, осложнения, течение и исходы, лечение, диспансерное наблюдение, профилактика. · Аритмии с нарушением образования импульса (возбудимости): причины, патогенез, клиника, диагностика, данные ЭКГ, холтеровского мониторирования, осложнения, течение и исходы, лечение, показания к назначению противоаритмических препаратов и электроимпульсной терапии, диспансерное наблюдение, профилактика. · Неотложная помощь при жизнеугрожающих нарушениях ритма сердца. 3.2. После изучения материала заполните в тетради для самоподготовки следующие таблицы: 3.2.1. Классификация нарушений сердечного ритма
3.2.2. Классификация экстрасистолии
3.2.3. Выпишите рецепты на препараты для лечения нарушений сердечного ритма(панангин, аспаркам, кордарон в таблетках и ампулах, верапамил в таблетках и ампулах, АТФ, лидокаин в амп., магне – В6, анаприлин). 4. Вид занятия: практическое занятие. 5. Продолжительность занятия: 6 часов. 6. Оснащение: 6.1. Дидактический материал и оборудование: мультимедийный атлас и ситуационные задачи,. 6.2. Компьютерный класс РДКБ: тестирование (t-Tester/Выбрать группу/Выбрать студента/Раздел/Начать тестирование), мультимедийный атлас для практических занятий (Диск С/6 курс/Кардиоревматология), мультимедийные презентации лекций (Диск С/6 курс/ Кардиоревматология).
Содержание занятия. 7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений. Задания для самоконтроля: (решение студентами индивидуальных наборов тестов по теме).
Ответы на тесты по теме «Нарушения ритма сердца»:
7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия. 7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме. 7.4. Аудиторная самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя: · Проведите клиническое обследование больного с нарушением сердечного ритма, обратив внимание на жалобы, данные анамнеза и симптомы, указанные в таблице. · Проведите оценку физического развития больного, используя центильные таблицы. · Дайте заключение по анализам, имеющимся в истории болезни больного. · Оцените ЭКГ у данного больного, пользуясь алгоритмом. · Оформите обоснование клинического диагноза и этапный эпикриз. · Составьте алгоритм дифференциальной диагностики для данного больного. · Составьте план лечения данного больного. Выпишите рецепты. · Составьте план диспансерного наблюдения и реабилитации больного в условиях поликлиники. Алгоритм анализа ЭКГ у детей с нарушениями ритма сердца: 1. Определение основного источника ритма (синусовый, гетеротопный). 2. Оценка частоты основного и/или гетеротопного ритмов. 3. Измерение продолжительности зубцов и интервалов. 4. Определение морфологии зубца Р и комплекса QRS. 5. Характеристика гетеротопного ритма (источник ритма, оценка предсердно-желудочкового соотношения, тип аритмии). 6. Оценка состояния реполяризации (амплитуда и морфология зубца Т и сегмента ST). 7. Выявление потенциально значимых ЭКГ-феноменов (синдром ранней реполяризации желудочков, дельта-волна и др.).
7.5. Контроль конечного уровня усвоения темы (решение ситуационных задач). Задача №1. Больная Н., 13 лет, поступает с жалобами на быструю утомляемость, головные боли, головокружения, колющие боли в сердце, плохую переносимость транспорта и душных помещений, чувство нехватки воздуха, ощущение перебоев в работе сердца. Объективно: состояние удовлетворительное. Кожные покровы чистые, бледно – розовые. Дистальный гипергидроз. Дермографизм красный. Удовлетворительного питания. Грудная клетка правильной формы. Перкуторно ясный легочный звук. Дыхание везикулярное. Область сердца не изменена. Пульс удовлетворительного наполнения. Границы сердечной тупости не расширены. Тоны сердца звучные. Мягкий систолический шум на верхушке. ЧСС 60 в 1 мин. В положении лежа выслушиваются экстрасистолы с частотой 8 в 1 мин. В положении лежа и после физической нагрузки (20 приседаний) экстрасистолы не регистрируются. АД 90/50 мм рт.ст. Живот мягкий, безболезненный. Печень, селезенка не увеличены. Гемограмма: эритроциты 4,5х1012/л, гемоглобин 128 г/л; лейкоциты 6,4х109/л, эозинофилы 4%, нейтрофилы 58%, лимфоциты 30%, моноциты 8%, СОЭ 8 мм/час. Общий анализ мочи: удельный вес 1016, реакция кислая, белок отр., лейкоциты 2-4-2 в поле зрения. ЭКГ: на фоне синусового ритма регистрируются суправентрикулярные экстрасистолы. ЭОС не отклонена. ЭхоКГ: полости сердца не расширены, Сократительная способность миокарда сохранена. ЭКГ–проба с атропином: через 15 и 30 минут после введения атропина экстрасистолы не зарегистрированы. Через 60 минут единичные экстрасистолы. РЭГ: снижение тонуса крупных сосудов, незначительное затруднение венозного оттока. Задание: 1. Выделите синдромы, скомпоновав их из имеющихся симптомов. Сформулируйте предварительный диагноз. 3. Оцените результаты проведенных исследований. 4. Сформулируйте и обоснуйте клинический диагноз. 5. Назначьте лечение. Эталон ответов к задачам: Задача 1. Синдром вегетативной дисфункции по ваготоническому типу, суправентрикулярная экстрасистолия. Место проведения самоподготовки: читальный зал, учебная комната для самостоятельной работы студентов, учебная лаборатория, палаты больных, кабинеты функциональной диагностики, модуль практических навыков, компьютерный класс. Учебно-исследовательская работа студентов: Оформление демонстрационной истории болезни ребенка с экстрасистолией. Демонстрация больного с нарушением сердечного ритма. Подготовка реферативного сообщения “ЭКГ – диагностика экстрасистолии”. Подготовка реферата «Неотложная помощь при пароксизмальной тахикардии». Подготовка реферата «Значение суточного мониторирования ЭКГ в диагностике нарушений сердечного ритма и проводимости».
Литература: Основная литература: 1. Шабалов Н.П. Детские болезни.- СПб., 2005. Дополнительная литература: 1. Типовые тестовые задания для итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности 060103 (040200) "Педиатрия" / Под ред. Н. Н. Володина, Н. В. Полуниной, Г. Н. Буслаевой. - 5-е изд.. - М.: ФГОУ ВУНМЦ Росздрава, 2006. - 439 с. (к/15766) 2. Сборник типовых ситуационных задач по детским болезням (с эталонами ответов): для подготовки к итоговой государственной аттестации выпускников медицинского вуза по специальности 040200 (060103) "Педиатрия" /Сост.: Э. Н. Ахмадеева, З.М.Еникеева, Р.Ф.Гитиятуллин и др. - Уфа: Изд-во БГМУ, 2005. - 162 с. (к/14790) 3. Методика исследования здорового и больного ребенка: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 060103-Педиатрия / Под ред. Т.Б.Хайретдинова. - Уфа: Изд-во БГМУ, 2007. - 165 с. (к/15856) 4. Белозеров, Ю.М. Детская кардиология / Ю. М.Белозеров. - М.: МЕДпресс-информ, 2004. - 597 с. (к/14489) 5. Середа, Ю.В. Электрокардиография в педиатрии: основные диагностические алгоритмы: учебное пособие.- СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2004. - 101 с. (к/14728) 6. Руководство по фармакотерапии в педиатрии и детской хирургии: в 5 т. / Под ред. А. Д. Царегородцева, В. А. Таболина. - М.: Медпрактика-М, 2004 - Т.5.- 396 с. (к/14701) 7. Детская кардиоревматология: учебное пособие /Под ред. В.С.Приходько. - Киев: Здоров'я, 2005. - 519 с. (к/15887) 8. Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней.- СПб., 1999. 9. Типовые тестовые задания для итоговой государственной аттестации выпускников педиатрических факультетов медицинских вузов по специальности «Педиатрия».- М., ГОУ ВУНМЦ, 2006. 10. Типовые ситуационные задачи для итоговой государственной аттестации выпускников педиатрических факультетов медицинских вузов по специальности «Педиатрия».- М., ГОУ ВУНМЦ, 2004. 11. Лекция «Нарушения сердечного ритма у детей».
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 985; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.049 с.) |