Латентное семейное нарушение и его причины. Семейный диагноз 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Латентное семейное нарушение и его причины. Семейный диагноз



Латентное семейное нарушение — это такое нарушение, которое не оказывает существенного отрицательного воздействия на жизнь семьи в обычных условиях, однако играет значительную роль в трудных жизненных ситуациях, определяя неспособность семьи им противостоять. Как в норме, так и при кризисе члены семьи общаются, испытывают друг к другу определенные чувства, распределяют между собой права и обязанности, выполняют разнообразные семейные функции. В обычных (а тем более «тепличных») условиях определенные нарушения во всех этих сферах вполне допустимы (не слишком значительные осложнения взаимопонимания, умеренно выраженная конфликтность, пониженная способность членов семьи регулировать уровень требований друг к другу) и не влияют негативно на жизнь семьи в целом. Однако в трудных ситуациях характерной для семьи степени взаимопонимания, привязанности и устойчивости к стрессу оказывается недостаточно. Вот здесь-то и проявляется разница в реакциях на проблемы. В семьях, где латентных нарушений нет или они минимальны, оказывается возможной внутренняя мобилизация. Там, где есть такие нарушения, это трудно осуществимо. В результате формируются предпосылки для возникновения семейно-обус-ловленных психотравмирующих состояний: глобальной семейной неудовлетворенности, «семейной тревоги», чувства вины, непосильного нервно-психического и физического напряжения (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В., 1999; Системная семейная психотерапия, 2002).

Представление о латентных нарушениях дает возможность более точно и разносторонне понять особенности функционирования семьи в критические момен-

ты. В соответствии с этими представлениями трудные условия (семейный стресс) не просто выступают как фактор, нарушающий те или иные стороны жизнедеятельности семьи, но также как индикатор, выявляющий именно латентные нарушения ее жизнедеятельности, в свою очередь определяющие стратегии совлада-ния (семейный копинг) с проблемой.

Латентные семейные нарушения могут быть обусловлены действием двух сил: а) особенностями внутрисемейных отношений и б) индивидуально-психологическими особенностями членов семьи. В первом случае в качестве латентных можно выделить следующие осложнения внутрисемейных отношений:

— нарушение представлений родственников о семье и личности друг друга;

— нарушение межличностных коммуникаций в семье;

— нарушение механизмов интеграции семьи;

— нарушение структурно-ролевого аспекта жизнедеятельности семьи. Во втором случае в их основе будут лежать:

— сексуальная дисгармония супругов;

— психологическая несовместимость (противоречие темпераментов, акцентуаций характера, эмоциональных отношений);

— несовместимость уровня духовности и культуры (различие в ценностных ориентациях, уровне образования, социальном происхождении, культурных нормах и традициях и пр.).

Все вышеизложенное показывает, насколько сложным, многоуровневым и дифференцированным должен быть подход к пониманию семьи и оценке ее благополучия. В следующей главе мы рассмотрим методы семейной диагностики, которые позволяют выявить явные и скрытые семейные нарушения и установить семейный диагноз. Под семейным диагнозом мы понимаем, во-первых, выявление в жизнедеятельности определенной семьи тех нарушений, которые способствуют возникновению и сохранению у одного или нескольких ее членов трудностей в повседневной жизни и нервно-психических расстройств. Во-вторых — определение тех психологических особенностей семьи и ее членов, от которых зависит коррекция этих нарушений и которые, соответственно, нужно учитывать при выборе метода оказания психологической помощи (семейного консультирования или психотерапии) и при ее осуществлении.

Глава 2

МЕТОДЫ СЕМЕЙНОЙ ДИАГНОСТИКИ

2.1. Рисунок семьи

Широко используемый в психодиагностике «Рисунок семьи» относится к классу неструктурированных проективных методик. Такие методики дают человеку возможность по-своему отражать и интерпретировать внешнюю и внутреннюю реальность (Романова Е. С, Потемкина О. Ф., 1991; Лосева В. К., 1995; Бурла-чук Л. Ф.; Морозов С. М.; 1999, Берне Р. С, Кауфман С. X., 2000; Маховер К., 2000; Дилео Д., 2001). Полученный в результате их применения продукт творческой деятельности раскрывает индивидуально-типологические характеристики личности клиента: представления, настроения, состояния, чувства, отношения.

«Рисунок семьи» в первую очередь предназначен для выявления особенностей внутрисемейных отношений и эмоциональных проблем. На основе выполненного изображения, комментариев и ответов клиента на вопросы психолога, касающегося рисунка, эта методика раскрывает его чувства к тем членам семьи, которых он считает самыми важными, чье влияние, как положительное, так и отрицательное, для него наиболее значимо.

Для работы испытуемому предлагают лист белой бумаги размером 15 х 20 см или 21 х 29 см, ручку или простой карандаш. Ластик использовать не рекомендуется. Если клиент сочтет, что его рисунок испорчен, можно дать еще один лист, а потом сравнить изображения. Взрослые могут зачеркнуть то, что им не нравится, и нарисовать по-другому.

Допустимо использовать различные варианты инструкций.

1. «Нарисуй свою семью». В этом случае не рекомендуется объяснять, что означает слово «семья», а в ответ на вопросы следует лишь еще раз повторить инструкцию.

2. «Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом»

3. «Нарисуй свою семью, как ты ее себе представляешь».

4. «Нарисуй свою семью в виде фантастических (несуществующих) существ».

5. «Нарисуй свою семью в виде метафоры, образа, символа, который выражает ее особенности».

При этом клиентам (особенно детям) необходимо напомнить, что отметок здесь не ставят и художественные способности не оценивают.

При индивидуальной диагностике в протоколе отмечается последовательность рисования персонажей и предметов, паузы более 15 с, попытки исправления деталей, спонтанные комментарии, эмоциональные реакции и их связь с содержанием изображения.

После выполнения задания обычно задаются следующие вопросы: «Кто тут нарисован?», «Где они находятся?», «Что они делают?», «Какое у них здесь настроение?», «О чем они думают?» и т. д. При опросе психолог должен стараться выяснить смысл нарисованного: чувства к отдельным членам семьи; причины, которые заставили не изображать кого-то из них (если так произошло) или, напротив, нарисовать лиц, к семье не принадлежащих. Прямых вопросов следует избегать, на ответах не настаивать, так как это может вызвать тревогу и спровоцировать защитные реакции.

Рисунки оцениваются качественно. Для их интерпретации рекомендуется собрать семейный анамнез: сведения о составе и возрасте членов семьи и о ее основной проблематике. Практика показывает, что обычно в рисунке семьи не бывает случайностей. Ведь клиент, как ребенок, так и взрослый, рисует не предметы с натуры, а отражает в своих представлениях отношения между близкими ему людьми и свои переживания по их поводу.

На основании таких рисунков можно определить следующее:

1. Особенности внутрисемейных отношений и эмоционального самочувствия в семье. Например, если члены семьи стоят рядом, взялись за руки, делают что-то совместно, улыбаются — это говорит об их сплоченности и положительном настрое. На разобщенность и плохое настроение указывает обратное: члены семьи стоят отвернувшись и далеко друг от друга, отрицательные эмоции сильно выражены.

2. Особенности состояния клиента во время рисования. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто говорят о неблагоприятном физическом состоянии, напряженности, скованности. Напротив, большие размеры, использование для рисования всего листа могут свидетельствовать об обратном: хорошем расположении духа, раскованности, отсутствии напряженности и утомления.

3. Степень изобразительной культуры, стадию изобразительной деятельности, на которой находится клиент. Следует обратить внимание на примитивность изображения или, напротив, на четкость и выразительность образов, изящество линий, эмоциональную выразительность.

При интерпретации рисунков всегда следует обращать внимание на те случаи, когда нарисовано больше или меньше членов семьи, чем это есть на самом деле (например, изображен папа, которого нет, или напротив, не нарисован старший брат).

Приведем основные критерии, по которым можно более подробно оценить особенности внутрисемейных отношений (Лосева В. К., 1995; Дилео Д., 2001). 1. Отсутствие на рисунке одного их членов семьи означает: А. Наличие бессознательных негативных чувств к этому человеку, которые субъект воспринимает как запретные: «Я должен любить этого человека, а он меня раздражает, и это плохо, поэтому я не буду его рисовать» (рис. 2.1,

2.2). Б. Отсутствие эмоционального контакта с данным персонажем — его как бы

нет во внутреннем мире субъекта.

■ Анализ рисунка семьи Димы Б., 8 лет, ученика 1-го кл. (рис. 2.1)

Диагноз: резидуально-органическое поражение головного мозга.

Дима изобразил себя и своего отца. Мама и бабушка, с которыми он на момент обследования проживает в одной семье, на рисунке отсутствуют.

Рассказ и диалог с психологом по рисунку: Дима: «Мыс папой едем в гости к Никите. Играть в компьютер будем». Психолог: «А почему вдвоем?» — «Мама по выходным работает». — «Как тебе здесь, на рисунке, с папой?» — «Нравится, я его люблю. Маму тоже, но...» Далее следует пауза и разговор обрывается.

Со слов матери, родители развелись больше года назад. Отца Дима видит не чаще, чем раз в месяц. Обычно отец забирает его на выходной день и везет к своим родителям или в гости. По мнению мамы, ее сына отличают «упрямство, негативизм, низкая мотивация к обучению, неуважительное отношение к маме и бабушке». Мама вынуждена постоянно следить за учебой сына, делать с ним уроки: «Последнюю четверть закончил без троек. Но чего мне это стоило!» Отец в учебе сына никакого участия не принимает. Сложности в отношениях с сыном послужили поводом для обращения к психологу. Отсутствие на рисунке мамы и бабушки указывает, что на бессознательном уровне Дима к ним относится отрицательно. Он тянется к отцу, с которым приятно проводит время, не занимаясь скучной учебой.

■ Анализ рисунка семьи Антона В., 9 лет, ученика 3-го кл. (рис. 2.2)

Диагноз: тик. Внешне гиперкинетическое расстройство проявляется как постоянные качания головы из стороны в сторону, как будто ребенок говорит «нет».

На рисунке изображена белая крыса Ванда. Мама, папа и сам мальчик не нарисованы. Антон прокомментировал рисунок так: «Это — моя семья. Ванда — коварная, злобная, кусачая, с огромными зубами. Сама маленькая, а зубы большие. Нравится, когда злая. Рычит — как журчит. Хорошо от журчанья. Подруга моя. С ней весело. А всех других я не буду рисовать».

Со слов мамы, у нее с мужем хронически конфликтные отношения. Она даже советовалась с сыном, стоит ли им развестись. Антон против развода. Отсутствие родителей на рисунке говорит о наличии к ним бессознательных негативных чувств, которые мальчик воспринимает как запретные: «Я должен любить своих родителей, а они меня своими конфликтами раздражают, и это плохо, поэтому я не буду рисовать их вообще». Отсутствие самого Антона на рисунке свидетельствует о сложностях самовыражения в отношениях с близкими людьми: «Мне трудно найти здесь свое место». Выбор белой крысы в качестве единственного изображенного члена семьи указывает на ту значимость, которую для мальчика имеют ее природные характеристики, им перечисленные: «коварная, злобная, кусачая». По-видимому, на символическом уровне они отражают его скрытое напряжение и агрессию по отношению к обстановке в семье, проявляющуюся в гиперкинетическом синдроме.

Рис. 2.1. Рисунок семьи Димы Б.

2. Отсутствие на рисунке самого автора рисунка:

А. Трудности самовыражения в отношениях с близкими людьми, связанные с чувством неполноценности: «Меня здесь не замечают», «Мне трудно найти здесь свое место» (рис. 2.2, 2.3);

Б. Безразличие к близким (отсутствие вовлеченности): «Я не стремлюсь найти здесь свое место», «Меня здесь ничто не волнует».

3. Пространство листа — это аналог жизненного пространства. Как и в реальной жизни, в плоскости листа каждый человек бессознательно стремится занять собой и продуктами своей деятельности столько места, сколько он, по его мнению, заслуживает. Иными словами, если у него низкая самооценка, то он занимает мало места в реальном мире и, рисуя на листе бумаги, займет лишь небольшую его часть (рис. 2.3). Напротив, люди уверенные, хорошо приспособленные, рисуют свободно, с размахом, и могут занять весь лист.

Рис. 2.3. Рисунок семьи Филиппа Г.

■ Анализ рисунка семьи Филиппа Г., 15 лет, ученика 9-го кл. (рис. 2.3)

Диагноз: вегетососудистая дистония по гипотоническому типу

Поводом для обращения к психологу послужила реакция подростка на разлуку с семьей (отъезд мамы, отчима и младшего брата в другой город). Филипп двое суток лежал, отвернувшись к стене, отказывался от пищи и не разговаривал с бабушкой. Затем у него возникли трудности с учебой, и он стал отказываться ходить в школу. Его состояние ухудшалось, и тогда мама решила вернуться к сыну.

На рисунке изображены мама, отчим и младший брат (от брака мамы с отчимом). Рассказ по рисунку. Филипп: «Меня здесь нет. Но если бы себя нарисовал, стоял бы за спиной у мамы с Николкой. Мама собирается играть с Николкой, думает, куда с ним пойти, как его развлечь. Настроение у нее хорошее, радостное. Николка смеется, что будет гулять. Папа его слушает и думает — пойти на деловую встречу или отменить ее? Потом решает пойти погулять». П с и х о л о г: «А ты бы о чем думал?» — «Думал бы, что мне надеть? Николка у нас такой — везде лезет, лезет».

Отсутствие автора на рисунке указывает на трудности самовыражения в отношениях с близкими людьми, связанные с чувством неполноценности: «Меня здесь не замечают», «Мне трудно найти здесь свое место». О низких самооценке и уровне притязаний Филиппа свидетельствует также изображение семьи в виде группы маленьких фигур в нижней левой части листа: «Даже та малость, на которую я претендую, у меня не получается».

4. Если группа маленьких фигур изображена внизу листа, это указывает на сочетание низкой самооценки с низким же уровнем притязаний: «Я в жизни и так уже много от чего отказался, но даже та малость, на которую я претендую, у меня не получается» (рис. 2.3). Если маленькое по размеру изображение помещено наверху листа, а большая нижняя часть листа пустая, это говорит о том, что низкая самооценка сочетается с высоким уровнем притязаний: «Мне в жизни много чего хочется, но у меня мало что получится» (рис. 2.4).

5. Неодушевленные предметы, изображенные на рисунке, являются объектом особой привязанности семьи и нередко замещают ее членов (рис. 2.4).

■ Анализ рисунка Мити П., 17 лет, студента 1-го курса (рис. 2.4)

Диагноз: эпизодическое употребление наркотиков.

На рисунке отсутствуют члены семьи: мама, папа, сам Митя и его младшая сестра Катя 15 лет. Вместо людей нарисован дом без дверей, гараж и соединяющий их забор. Название рисунка: «Семейный очаг».

Комментарии к рисунку на основании вопросов психолога: «Как папа чувствует себя в доме?» — «Не знаю...» — «Как мама?» — «Не знаю... Мне тоскливо, безнадежно — с родителями не договориться, не переубедить, они консерваторы в мировоззрении. Сестре — беззаботно, ей переживать еще рано».

Замещение семьи неодушевленными предметами показывает, что замкнутый мир дома без дверей, по-видимому, является здесь самой большой семейной ценностью. Отсутствие на рисунке членов семьи указывает на дефицит эмоционального контакта с ними. Отсутствие самого Мити говорит о том, что он не видит себе места в этом мире. Относительно небольшое по размеру изображение дома расположено наверху, а большая нижняя часть листа — пустая, что является признаком сочетания низкой самооценки Мити с высоким уровнем притязаний: «Мне в жизни многого хочется, но у меня мало что получится».

Рис. 2.4. Рисунок семьи Мити П.

Мамин стиль воспитания — доминирующая гиперпротекция («Никто в семье никуда не уходит, чтоб я не знала»). Она всю жизнь руководила сыном во всех его делах, особенно в учебе (репетиторы с пятого класса, поступление в вуз по знакомству и за взятку, контроль общения). На момент исследования Митя — студент факультета мировой экономики престижного вуза. Однако он считает, что не способен учиться, и поэтому решил быть диджеем («Потому что экономист работает, а диджей отдыхает в окружении друзей, с хорошей музыкой, общается, и за это 6-10 тыс. долларов в месяц получает»). Все вечера и ночи Митя проводит за играми в компьютерном клубе, где он и начал употреблять наркотики. Чтобы он не уходил, мама забирает у него ключи, запирает двери, караулит, но сын все равно убегает из Дома.

При интерпретации рисунка дома можно отметить следующие моменты. Отсутствие дверей указывает на то, что субъект испытывает трудности в стремлении раскрыться перед другими, особенно в домашнем кругу. Размещение рисунка над центром листа — что он чувствует тяжесть своей борьбы и относительную недостижимость цели, поэтому склонен искать удовлетворение в фантазиях. Перспектива «над субъектом» (взгляд снизу вверх) отражает то, что автор рисунка отвергнут, отстранен, не признан дома. Присутствие построек (забор, гараж) указывает на агрессию против фактических хозяев дома или бунт против того, что субъект считает искусственными культурными стандартами.

6. Размер изображенного персонажа или предмета выражает его субъективное значение для ребенка и показывает, какое место в его душе занимают отношения с

Рис. 2.5. Рисунок семьи Толи Т.

этим персонажем или предметом в данный момент времени (рис. 2.5). Размер используется для выражения значимости, страха и уважения.

7. Самым «умным» членом семьи автор считает того, кому он нарисовал самую большую голову (рис. 2.5, 2.6).

8. Большой по размеру и/или заштрихованный рот — символ агрессии, нападения. Если рот у человека отсутствует или изображен точечкой, то он не имеет права высказывать свое мнение и влиять на других (рис. 2.5).

9. Чем более могущественным воспринимается персонаж, тем большие у него руки. Отсутствие рук у детей старше 6 лет — показатель застенчивости, пассивности, ЗПР. Спрятанные руки выражают чувство вины. Преувеличенный размер рук, выделение рук и пальцев — указывает на склонность к агрессии (рис. 2. 5).

■ Анализ рисунка семьи Толи Т., 7,5 лет, ученика 1-го кл. (рис. 2.5)

Диагноз- здоров. Жалобы на нарушения поведения в школе (со слов учителя: «Стал замыкаться, на уроках встает - не может долго находиться в покое, кусает тех учеников, кто его бьет или за волосы дергает»).

На рисунке изображены все члены семьи: мама, Толя, бабушка и дедушка (мальчик называет его папой). Отец из семьи ушел, когда Коле было три годика. Рассказ и диалог по оисунку Толя: «Мама смеется анекдоту, который я рассказал. Я бегаю, играю в футбол, бабуля готовит ужин. Папа-дедуля пишет диссертацию». Психолог: «А кто тут самый главный на рисунке?» - «Самый главный папа-дедуля. Он всем приказывает. И бабуля, она тоже всем все приказывает». - «А вы с мамой какие?» - «Мама, я - добрые. Не ругаем-

ся — и все». „,

Самая большая фигура на рисунке, с самой большой головой и с самым большим ртом - это мама. По-видимому, это связано с тем, что подсознательно Толя испытывает к ней страх и уважение, зависит от ее оценок и считает самой умной1. В беседе Толя рассказал, что мама нередко его бьет, наказывает за плохие, с ее точки зрения, учебу и поведение. Из-за этого мальчик очень переживает. Он мечтает, чтобы мама его любила и ласково к нему относилась. На рисунке у Толи маленький рот, и это означает, что он еще не умеет или не имеет права высказывать свое мнение. Однако сравнительно большие руки и ладони, похожие на кулаки, которые мальчик нарисовал себе и которые сравнимы по размерам с руками и ладонями других членов семьи, позволяют предположить, что Толя может «пустить их в дело».

10. Изображение на рисунке персонажа, который к семье официально не принадлежит (например, члена родственной семьи, друга семьи и пр.) говорит о неудовлетворенных потребностях по отношению к этому персонажу. Эти желания субъект реализует в своей фантазии, в воображаемом общении с данным человеком (рис. 2.6). На эту же тенденцию указывает наличие вымышленного (например, сказочного) персонажа.

11. Расположение себя в пространстве листа напротив другого лица говорит о хороших (близких) отношениях с ним (рис. 2.6).

■ Анализ рисунка семьи Федора П., 11 лет, ученика 7-го кл. (рис. 2.6)

Диагноз: навязчивые страхи (боится находиться в квартире один; боится что не выключил газ, вытяжку, что не потушил свет, когда уходил из дома).

На момент исследования проживает вместе с мамой и кошкой Мурой. Родители не разведены, но уже несколько месяцев живут отдельно. До их разъезда Федор никогда не оставался один в квартире, так как папа днем всегда был дома. На рисунке изображены последовательно папа, мама, Федор, Мура и двоюродная сестра Аня 16 лет (одна из трех дочерей замужней сестры матери, с которой Федор общается летом на даче). Рассказ по рисунку: «Настроение у всех хорошее. Папа смотрит телевизор, играет со мной. Мама готовит, по телефону разговаривает. Я уроки делаю. Мура играет, мусорит. А Аня слушает плейер».

Появление на рисунке папы и Ани свидетельствует о том, что Федор испытывает дефицит общения, нуждается в поддержке и защите. На значимость отца и Ани в его жизни указывает также размер их изображений. Расположение себя в пространстве листа напротив Ани показывает, насколько хорошие отношения связывают двоюродных брата и сестру.

1 Более подробно этот случай будет проанализирован в главе «Арт-методы в семейном консультировании и психотерапии».

Рис. 2.6. Рисунок семьи Федора П.

12. Согласно принципу вертикальной иерархии, выше всего на рисунке расположен персонаж, обладающий, по мнению его автора, наибольшей властью в семье (хотя он может быть самым маленьким по линейному размеру). Ниже всех расположен тот, чья власть в семье минимальна (рис. 2.7).

13. Расстояние между персонажами (линейная дистанция) связано с дистанцией психологической. Кто субъекту ближе всех в психологическом отношении, того он изображает ближе к себе пространственно. То же относится и к другим персонажам: кого данный человек воспринимает как близких между собой, тех он нарисует рядом друг с другом (рис. 2.7).

■ Анализ рисунка семьи Лены Г., 13 лет, ученицы 9-го кл. (рис. 2.7)

Диагноз: нарушение осанки.

Жалобы: упрямство, негативизм, конфликты со всеми членами семьи. С помощью опросника ПДО определена истероидно-эпилептоидная акцентуация характера, выраженная реакция эмансипации, риск социальной дизадаптации.

На рисунке девочка изобразила всех членов семьи: в верхнем ряду — маму, бабушку и папу, в нижнем — себя, брата Гошу 11 лет и кота Тимошу. Из рисунка следует, что взрослые в этой семье с точки зрения девочки обладают значительно большей властью, чем дети. Об этом также говорит отсутствие у девочки на рисунке кистей рук, а у ее брата — стоп ног. В подсистеме взрослых между собой близки мама и бабушка, в подсистеме детей — Лена и Гоша.

Рис. 2.7. Рисунок семьи Лены Г.

Семья проживает в двух комнатах коммунальной квартиры, в одной комнате — бабушка, в другой — родители с детьми. Дети никогда не остаются одни, без присмотра старших: дома всегда присутствует бабушка, а в школе, где они учатся, мама работает учительницей.

14. Персонажи, которые непосредственно соприкасаются друг с другом (например, руками) пребывают в столь же тесном психологическом контакте (рис. 2.8). Персонажи, которые не соприкасаются, таким контактом не обладают.

15. Персонаж или предмет, вызывающий у субъекта наибольшую тревогу, изображается либо с усиленным нажимом, либо сильно заштрихован, либо его контур обведен несколько раз (рис. 2.8). Но в некоторых случаях он может быть обведен очень тоненькой, дрожащей линией. Автор как бы не решается его изобразить.

16. Персонажи с большими, расширенными глазами воспринимаются автором как тревожные, беспокойные, нуждающиеся в том, чтобы их спасли. Персонажи с глазами-«точечками», «щелочками» несут в себе внутренний «запрет на плач», то есть боятся просить о помощи (рис. 2.8).

17. Чем больше площадь опоры у ног, тем более твердо стоящим на земле воспринимается персонаж (рис. 2.8). Отсутствие ступней, маленькие, неустойчивые ноги — признак неуверенности, нестабильности, отсутствия крепкого основания, недостатка базового чувства защищенности.

18. Если персонажи на рисунке изображены в один ряд, необходимо мысленно провести горизонтальную линию по самой нижней точке ног. Тогда опору в ре-

альности имеют только те люди, которые «стоят» на этой линии Остальные, «повисшие в воздухе», по мнению субъекта, самостоятельной опоры в жизни не имеют (рис. 2.8).

■ Анализ рисунка семьи Насти К., 16 лет, ученицы 10-го кл. (рис. 2.8)

Диагноз: распространенный нейродермит. /

На рисунке изображены все члены семьи: Настя, мама, папа и брат Петя. Вначале Настя нарисовала всех членов семьи отдельно, но затем рисунок исправила: от себя протянула руку к маме и как бы взяла маму под руку, а от мамы протянула руку к папе, так что изображенная мама тоже как бы взяла папу под руку. Рассказ по рисунку: «Я держу маму под руку, когда гуляю. Мамочка держит за руку папу (гуляет). Братик Петя идет рядом (независимый). У меня настроение'хорошее, у мамы — хорошее, у папы — среднее. У Пети — хорошее».

Настя — идентифицированный пациент. Она стала болеть вскоре после того, как брат начал открыто конфликтовать со злоупотребляющим алкоголем отцом и даже избил его. Заболев, Настя переключила внимание членов семьи на себя, и конфликты отца с сыном стали возникать реже. Из рисунка видно, что Настя как бы оттягивает маму, а мама, соответственно, папу, подальше от Пети, так что Петя теперь «независимый». Свой контур Настя обвела несколько раз — по-видимому, ее болезнь вызывает у нее большую внутреннюю тревогу. Кроме того, выделены рука Насти, которая тянется к маме, и рука мамы, которая тянется к папе, что указывает на субъективную значимость напряженного «сцепления дочери с родителями». Однако в отличие от других изображенных членов семьи, у девочки на рисун-

Рис. 2.8. Рисунок семьи Насти К.

ке нет глаз, и это означает, что она запрещает себе просить о помощи. Просьбу о помощи выражают большие круглые глаза матери, которая и привела дочь на консультацию. Себе Настя нарисовала самые большие ступни ног, кроме того, если мысленно провести горизонтальную линию по самой нижней точке ног, то окажется, что Настя приписывает себе чувство наибольшей «опоры в реальности». Она полагает, что спасти семью, разрешить конфликт между Петей и папой — ее долг.

Методика «Рисунок семьи» удобна в применении, способствует установлению хорошего эмоционального контакта, доступна лицам со сниженным интеллектом. Особенно продуктивно ее использование в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда у детей нередко имеют место трудности вербализации. Вместе с тем эту технику и правила ее интерпретации можно с успехом применять и в работе со взрослыми. Методика обладает значимостью не только для диагностики межличностных отношений в семье, но также для выбора тактики психологической коррекции и психотерапии нарушенных семейных отношений. В главе «Арт-методы в семейном консультировании и психотерапии» об этом будет сказано более подробно.

2.2. Семейная социограмма

«Семейная социограмма» также относится к рисуночным проективным методикам (Эйдемиллер Э. Г., Черемисин О. В., 1990; Эйдемиллер Э. Г., 1996; Системная семейная психотерапия, 2002). Она позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье — прямой или опосредованный.

Испытуемым дают бланк с нарисованным кругом диаметром 110 мм (рис. 2.9).

Инструкция: «На листе перед вами изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя и членов своей семьи в форме кружков и подпишите их именами». Члены семьи выполняют это задание, не советуясь друг с другом.

Нами предложены следующие критерии, по которым производится оценка результатов психодиагностики:

1) число членов семьи, попавших в площадь круга;

2) величина кружков;

3) расположение кружков относительно друг друга;

4) дистанция между ними.

Оценивая результат по первому критерию, исследователь сопоставляет число членов семьи, изображенных испытуемым, с реально существующим. Возможно, что родственник, с которым субъект находится в конфликтных отношениях, не попадет в большой круг, он будет «забыт». В то же время кто-то из посторонних лиц, животных, любимых предметов может быть изображен в качестве члена семьи.

Далее мы обращаем внимание на величину кружков. Больший, по сравнению ^ Другими, кружок «Я» говорит о достаточной самооценке, меньший — о занижен-

ной. Величина кружков других членов семьи говорит об их значимости в глазах испытуемого.

Следует обратить внимание на расположение кружков в площади тестового поля и по отношению друг к другу (третий критерий). Расположение испытуемым своего кружка в центре круга может говорить об эгоцентрической направленности личности, а размещение себя внизу, в стороне от других членов семьи — на переживание эмоциональной отверженности.

Наиболее значимые члены семьи изображаются испытуемым в виде больших по размеру кружочков в центре или в верхней части тестового поля.

Наконец, определенную информацию можно получить, проанализировав расстояния между кружками (четвертый критерий). Удаленность одного кружка от других может говорить о конфликтных отношениях в семье, эмоциональном отвержении испытуемого. Своеобразное «слипание», когда кружки наслаиваются один на другой, соприкасаются или находятся друг в друге, свидетельствует о недифференцированное™ «Я» у членов семьи, наличии симбиотических связей.

В качестве примера приводим семейную социограмму, выполненную матерью девочки Лены, больной шизофренией (рис. 2.10). Отметим, что подобный резуль-

тат, условно названный нами «матрешкой», встречается примерно в 3% случаев тестирования здоровых и социально адаптированных родителей.

Использование «семейной социограммы» позволяет в считанные минуты в ситуации «здесь и теперь» во время консультации или сеанса семейной психотерапии наглядно представить взаимоотношения членов семьи, а затем, рассмотрев бланки, обсудить, что получилось (рис. 2.11).

■ Семейные социограммы Жени Т., 8 лет, и его мамы (рис. 2.11)

Поводом для обращения на консультацию к психологу явились проблемы мальчика, которые изложила мама: непослушание в школе («лежит на английском на парте») и дома («берет у сестры без спросу фломастеры»); трудности с уроками («делает уроки часами, все время отвлекается, меня всю трясет и даже бабушка с ним не может справиться»); реакции оппозиции («ложится на пол, стучит ногами, кричит, рыдает, хлопает дверью»); дневной

энурез.

На своей социограмме Женя (рис. 2.11, А) изобразил всех членов семьи, а также собаку и кошку (Ф — кот Филя, Ю — пес Юся, Я — сам Женя, Б — бабушка со стороны отца, Д — сестра Дина, М — мама, П — папа). Это показывает, что животных мальчик считает такими же полноправными членами семьи, как и людей. Самый большой кружок —бабушка, далее — мама и папа, и это говорит об их значимости в глазах Жени. Себя Женя изобразил самым маленьким кружком, что указывает на его низкую самооценку. Кружки, обозначающие бабушку и папу, слипаются, это свидетельствует о тесных отношениях между ними. Себя Женя поместил напротив мамы, сестру Дину — напротив папы. По-видимому, это может быть признаком более близких отношений между мальчиком и мамой, между девочкой и папой.

На своей социограмме Женина мама в качестве членов семьи нарисовала только людей. Взрослые помещены «на одной линии», в последовательности: жена, муж, свекровь. Это позволяет предположить, что мама общается со своей свекровью опосредованно, через мужа. Кружки, изображающие мужа и свекровь, слипаются, тогда как между женой и мужем

Рис. 2.11. Семейные социограммы Жени Т. (А) и его мамы (Б)

существует небольшое расстояние. Это говорит о том, что, по мнению женщины, ее муж находится со своей матерью в более тесных отношениях, чем с ней самой.

Кружки, обозначающие детей, слипаются с материнским, возможно, женщина воспринимает себя ближе к детям, чем ко взрослым членам семьи.

Анализ и обсуждение социограмм выявили сходство и различие в восприятии семейных взаимоотношений между матерью и сыном. Сходной оказалась на обоих рисунках близость между бабушкой (свекровью) и папой (мужем). Основное различие проявилось в отношениях между супругами и детьми. Женя изобразил себя ближе к маме, а сестру Дину, напротив, ближе к папе. На социограмме его матери эта особенность не отразилась, Мать показала, что оба ребенка ей в равной степени близки. Однако после знакомства с рисунком сына женщина согласилась, что его социограмма более верна, что сын действительно ей ближе, чем дочь. «Наша семья, — сказала мама, — делится на «успевающих» и «неуспевающих». «Успевающие» — это свекровь, мужи дочка Дина. А «неуспевающие» — мы с Женькой. У нас всегда все получается не так, как надо». Далее в беседе стало ясно, что близость между собой и сыном мать порой создает специально, более или менее осознанно ограждая Женю от общения с отцом, жалея, опекая и тем самым подкрепляя его инфантильные реакции. Подсознательно мать все время боится, что отец ненароком травмирует «неуспевающего» Женю мужскими требованиями и санкциями.

Методику «Семейной социограммы» можно также использовать для оценки динамики семейных взаимоотношений в процессе психотерапии (рис. 2.12).

■ Семейные социограммы матери в начале и при завершении семейной психотерапии (рис. 2.12)

В начале психотерапии мать изобразила себя, сына и своих родителей «в линию» (с мужем мать в разводе). Интерпретируя этот результат, можно сказать, что у нее недостаточно дифференцированные отношения к членам семьи и опосредованное (через бабушку) отношение к своему отцу (А).

А Б

Рис. 2.12. Семейные социограммы матери до начала (А) и после (Б) психотерапии

При завершении семейной психотерапии социограмма, созданная матерью, содержала уже две семейные подсистемы: подсистему матери с сыном и подсистему ее родителей. Комментируя свой рисунок, женщина сказала: «У меня есть своя семья — это я и мой сын. К вам, родители, у меня есть уважение, но мои семейные дела для меня важнее» (Б).

И. М. Никольская в процессе семейной диагностики предлагает испытуемому последовательно нарисовать несколько вариантов семейной социограммы:

1) стандартную социограмму, на которой изображены сам испытуемый и все

члены его семьи;

2) социограммы, на которых могут отсутствовать определенные члены семьи (рис. 2.13) и/или присутствовать люди и объекты, которые к семье номинально не принадлежат (рис. 2.14, 2.15).

3) социограммы, которые относятся к разным этапам жизненного цикла семьи

(рис. 2.15).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1091; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.161.132 (0.102 с.)