Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дифференциальная психология: предмет, задачи.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Подготовка к тестированию по «Дифференциальной психологии» Темы Дифференциальная психология: предмет, задачи. Дифференциальная психология – отрасль науки, изучающая индивидуальные различия психики индивидов и группы людей, а также природу, источники и наследствия этих различий. Задачи ДФП: 1. Установить закономерности возникновения и проявления индивидуальных различий психики человека 2. Разработать теоретические основы психодиагностических исследований и психокоррекционных программ. Дфп изучает индивидные, предметно-содержательные и духовно-мировоззренческие свойства индивидуальности, особенности самосознания и осуществление различных видов деятельности.
Предпосылки возникновения дифференциальной психологии. Начало дфп. Термин ввел Уильям Штерн в 1900 году в работе психологии различий. Предпосылки возникновения дфп: 1. Введение экспериментального метода Вундтом в 1879 году. 2. Использование методов статистического анализа (Адольф Кетле). Теория среднего человека.(человек стремится действовать так, как поступает большинство людей) 3. Использование данных психогенетики, предметом которой является происхождение индивидуальных психологических особенностей человека, роль среды и генотипа в их формировании. Наиболее информативный метод – близнецовый метод.
Классификация методов дифференциальной психологии. Методы дифференциальной психологии: 1. Наблюдение – целенаправленное систематическое изучение человека, по результатом которого даётся экспертная оценка. Преимущества: 1) Собираются факты естественного поведения человека 2) Человек воспринимается как целостная личность 3) Отражается контекст жизни субъекта. Недостатки: 1) Слитность с попутными явлениями 2) Пассивность исследователя 3) Нет повторного наблюдения 4) Фиксация в описательной форме
2. Эксперимент – метод целенаправленного манипулирования одной переменной и наблюдения за результатами ее изменения. Преимущества: 1) Можно создавать условия, вызывающие изучаемый психический процесс 2) Возможно многократное повторение опыта 3) Возможно ведение простого протокола 4) Данные эксперимента более однотипны и однозначны по сравнению с наблюдением
Недостатки: 1) Исчезновение естественности процесса 2) Отсутствие целостной картины личности человека 3) Необходимость специальной техники 4) Отрыв от естественного восприятия изучаемой реальности(экспериментатор больше ориентируется на показания стрелок приборов, тестов и т.д)
Концепция свойств нервной системы И.П.Павлова. И. П. Павлов, выделив три свойства нервной системы: силу, подвижность, уравновешенность. Он считал их рядоположными, не разделяя на первичные и вторичные. Правда, в работах 1930-х гг. он говорил уже не просто об уравновешенности возбуждения и торможения, а об их уравновешенности по силе нервной системы, что привело к необходимости считать исходными, первичными силу нервной системы по возбуждению и силу нервной системы по торможению, а баланс между ними расценивать как вторичное свойство, производное от соотношения первичных. P.S:Ну это не то явно, не нашёл я что-то концепцию нигде, поэтому написал минимум из того, что нашёл Сила - слабость нервной системы. Понятие о силе нервной системы выдвинуто И. П. Павловым в 1922 году. Сила нервной системы, по И.П. Павлову, определялась как показатель «работоспособности», «выносливости» нервных клеток при воздействии на них повторяющихся или сверхсильных раздражителей (т.е как показатель способности нервных клеток противостоять развитию в них запредельного торможения). Слабость нервной системы характеризуется низким пределом работоспособности, т. е. свойством развивать запредельное торможение при действии раздражителей сравнительно небольшой интенсивности или при сравнительно недолгом действии условных раздражителей любой интенсивности. При изучении условнорефлекторной деятельности животных было выявлено, что чем больше интенсивность раздражителя или чем чаще он применяется, тем больше ответная условнорефлекторная реакция. Однако при достижении определенной интенсивности или частоты раздражения условнорефлекторный ответ начинает снижаться(слабость, проявление торможения). В целом эта зависимость была сформулирована как «закон силы».
Асимметрия зрения. Как и в отношении двигательной функции, при рассмотрении асимметрии зрительной функции выделяют предпочтение одного глаза в качестве прицельного и уровень функционирования того или иного глаза, т. е. собственно асимметрию по остроте зрения, величине поля зрения и т. д. Известно, что ведущий глаз первый ловит предмет, поэтому быстрее происходит его аккомодация. Объект ведущим глазом воспринимается как больший и контрастный. Асимметрия функционирования орган зрения позволяет нам говорить о вовлечении конкретных структур мозга в акт восприятия окружающего мира: известно, что различие полей зрения у нормальных людей отражает асимметрию их мозга: левое поле зрение соответствует правому полушарию. Такого рода перекрест информации осуществляется через chiasma opticum: правыми половинами сетчатки каждого глаза воспринимается информация, находящаяся в левом поле зрения, которая поступает через зрительный перекрест в правое полушарие. Далее переработанная информация через мозолистое тело поступает в контралатеральное полушарие. Выявлено преобладание правой стороны поля зрения в восприятии вербальных стимулов, что выражено в большей степени у правшей. Прицеливание одним глазом — это фиксация предмета на сетчатке одного глаза (такое расположение головы, при котором ось от предмета идет перпендикулярно к центру сетчатки глаза, которым прицеливаются). Для определения ведущего (прицельного) глаза используется очень простая проба, которая, кстати, заново «открывалась» три раза. Сначала ее описал португальский монах Ла Порта в 1593 году, затем в 1928 году ее снова «открыл» один из американцев, а в 1963 году это же сделал один наш соотечественник. Проба состоит в следующем. На сгибе сложенного пополам листочка нужно вырезать полукруг диаметром около 3 см и, распрямив получившийся кружочек, положить его перед собой на стол на расстоянии 30-40 см. Сидя за столом, взять листок с прорезью и подержать его перед глазами так, чтобы через отверстие в листке был виден вырезанный кружочек. Ведущим будет тот глаз, при закрывании которого кружочек будет другим глазом не виден. По этой пробе выявлено, что для фиксации предмета чаще всего используется правый глаз (табл. 13.1), однако процент случаев его предпочтения не так высок, как предпочтение правой руки (соответственно 65 % и 95 %). Таким образом, по крайней мере, у 30 % людей предпочтение левого глаза не обусловлено праворукостью и доминантностью левого полушария. На самом же деле, и в оставшихся 65 % случаев нет никакой уверенности, что ведущий глаз «подстраивается» под ведущую руку и доминантное полушарие. Другой факт, не совпадающий с теорией доминантного полушария, состоит в том, что нет совпадения между предпочтением одного глаза для прицеливания и асимметрией по остроте зрения. Многочисленные измерения остроты зрения не выявили доминирования какого-либо глаза у большинства обследованных, а если таковое имелось, то оно распределялось приблизительно в равных процентах в пользу того или другого глаза. Доминирование одного глаза отсутствует по величине поля зрения, по величине аккомодации, рефракции и другим функциональным показателям.
Асимметрия слуха. Однако более устойчивым видом сенсорной асимметрии считается слуховая асимметрия, так как зрительная асимметрия нивелируется после 30-35 лет, а слуховая – после 40-50 лет жизни. Наличие межполушарных связей обеспечивает передачу информации в другое полушарие. Большая часть нервных волокон идет в контралатеральное полушарие, то есть контралатеральные проекции мощнее, чем ипсилатеральные проекции от уха. Установлено, что передача информации происходит через подкорковые структуры. Несмотря на то, что контралатеральные пути лежат субкортикально, обмен информацией между полушариями происходит посредством мозолистого тела, причем вербальная информация поступает в левое полушарие, а невербальная - в правое полушарие, поэтому правое ухо ответственно за восприятие смысла, услышанной фразы, а левое ухо – за ее эмоциональную окраску. Было установлено, что низкочастотные звуки воспринимаются правым и левым ухом неодинаково. Так звуки низкой частоты лучше различает левое ухо, а звуки высокой частоты – правое ухо. Предпочтение в использовании одного уха при слушании, прислушивании является твердо установленным фактом. Уже у новорожденного наблюдается предпочтение правого уха при восприятии слов и дискриминации фоне? что свидетельствует о том, что в левом полушарии имеется генетически запрограу мированный нервный субстрат, приспособленный для восприятия дискретных едг ниц, которые составляют основу языка (X. Хекаен [Н. Несаеп, 1976). Еще раньше Р. Пирс (R. Pears, 1953) определял ведущее ухо по тому, каким ухом человек поворачивается к источнику звука, когда тот плохо слышен. По его данным, правое ухо было предпочитаемым в 65.8 % случаев, а левое — в 34,2 %. Большинство людей (13 из 18), по данным Д. Бродбент и М. Грегори (1964) распознавали речевые сигналы точнее правым ухом. Однако В. Д. Еремеевой (1989) выявлено несовпадение предпочтения руки и уха у половины детей 7 лет. Да и по сведениям других авторов, в том числе и приведенных выше, несовпадение ведущей руки и ведущего уха встречается у взрослых приблизительно в одной трети случаев. По остроте слуха различия между правым и левым ухом вообще не выявляются (И. И. Славина, А. И. Качевская, 1959). Генезис право-леворукости. 15.1. ГЕНЕЗИС ПРАВО-ЛЕВОРУКОСТИ Одним из существенных является вопрос: функциональная асим-
Если обобщить данные ряда авторов, то зеркальная асимметрия (один правша, другой - левша) была найдена в 21-23 %, а у одного автора - даже в 46 % случаев.'
Типология К. Юнга. 18.Типы темперамента (акцентуации характера) по К. Леонгарду. Подготовка к тестированию по «Дифференциальной психологии» Темы Дифференциальная психология: предмет, задачи. Дифференциальная психология – отрасль науки, изучающая индивидуальные различия психики индивидов и группы людей, а также природу, источники и наследствия этих различий. Задачи ДФП: 1. Установить закономерности возникновения и проявления индивидуальных различий психики человека 2. Разработать теоретические основы психодиагностических исследований и психокоррекционных программ. Дфп изучает индивидные, предметно-содержательные и духовно-мировоззренческие свойства индивидуальности, особенности самосознания и осуществление различных видов деятельности.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.234.6.167 (0.033 с.) |