Краткие пояснения к анализу конфликтной ситуации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткие пояснения к анализу конфликтной ситуации



Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Конфликтная ситуация – это противоречие в позициях людей, сопровождающееся сильной эмоциональной реакцией.

Структура конфликтной ситуации:

- участники (стороны),

- противоречие,

- условия протекания конфликта,

- образы конфликтной ситуации,

- педагогический потенциал.

Типы конфликта:

- межличностный,

- личностно-групповой.

Условия протекания конфликта:

Характер любого разногласия существенно определяется внешней средой, в которой возникает конфликт. Ее характеристики еще недостаточно изучены социальной психологией. Назовем две важнейшие группы условий:

1. Пространственно-временные (место осуществления противоречия и время, в течение которого оно должно быть разрешено).

2. Социально-психологические (климат в конфликтующей группе, тип, этап и уровень общения, степень конфронтации и состояние участников конфликта).

Образы конфликтной ситуации:

1. Представления участников о себе (о своих потребностях, целях ценностях, возможностях и т.п.).

2. Представления участников конфликта о противоположной стороне (о ее потребностях, возможностях, целях, ценностях и пр.).

3. Представление конфликтующих сторон о среде и условиях, в которых протекает конфликт.

Именно различие в представлениях о ситуации (каждый видит ее по-своему) приводит к конфликту.

Возможны четыре исхода конфликта:

- подчинение,

- бегство (прерывание конфликтных действий),

- компромисс (взаимные уступки),

- интеграция (переосмысление ситуации, ее новое видение).

Продуктивными являются компромисс и интеграция, так как предполагают не победу одной стороны над другой, а взаимные усилия по нахождению общей позиции, общего взгляда, изменение ракурса, видения ситуации и как результат изменение отношения к ней и к себе.


ПРИЛОЖЕНИЕ 6

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА СОСТАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧАЩЕГОСЯ

1.Общие сведения об учащемся:

- Ф. И. О., возраст;

- место обучения, профессия, специальность;

- состояние здоровья;

- состав семьи, социальное положение семьи, родители, жилищные и материальные условия, взаимоотношения в семье, отношение к учащемуся со стороны родителей и других родственников.

Методы: изучение документов, беседа, наблюдение.

2. Направленность личности учащегося:

- интересы учащегося вне учебного заведения: посещение театров, музеев, выставок, спортивных секций и т. д.;

- ценностные ориентации (духовное удовлетворение, материальное благополучие, социальные контакты, собственная индивидуальность, престиж, достижения, саморазвитие, обучение и образование, профессиональная жизнь, семья, увлечения, общественная жизнь);

- независимость, самостоятельность и активность в достижении своих целей (локус контроля);

- профессиональная направленность: уровень сформированности профессиональной направленности; мотивы выбора профессии (самостоятельное решение, советы друзей, родственников, родителей, нежелание учиться в общеобразовательной школе и т. д.), отношение родителей к избранной учащимся профессии; склонности, интересы, их структура, мотивы, предпочтения, профессиональный тип личности;

- самооценка, уровень притязаний.

Методы: беседа, тестирование.

3. Индивидуальная культура учащегося (опыт):

- уровень сформированности профессиональных умений и навыков, наличие развития разносторонних умений и навыков;

- успеваемость по различным предметам;

- отношение к учёбе: дисциплинированность, отношение к различным предметам; систематичность, добросовестность, аккуратность выполнения домашних заданий.

Методы: беседа, наблюдение, изучение продуктов деятельности.

4. Характеристика психических процессов учащегося:

- внимание — свойства: объём, распределяемость, переключаемость, избирательность, устойчивость, сосредоточенность (концентрация);

- память — преобладающий вид: образная, словесно-логическая, эмоциональная, двигательная; механическая, смысловая; характеристики продуктивности: объём, точность, скорость запоминания, длительность сохранения информации, лабильность, помехоустойчивость;

- мышление — особенности мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение, систематизация, абстрагирование, конкретизация; преобладающий вид: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое; репродуктивное, продуктивное; особенности: аналитичность, рефлексивность, критичность, самостоятельность, гибкость, подвижность, активность;

- воля — выраженность и генерализованность волевых качеств личности: сила, целеустремлённость, инициативность, самостоятельность, выдержка, самообладание, решительность, настойчивость;

- эмоции — преобладающий фон настроения, эмоциональная сдержанность, тревожность (ситуативная, личностная) и т. д.;

- воображение — яркость представлений, пространственные представления.

Методы: тестирование, эксперимент, наблюдение.

5. Особенности темперамента, характера, способностей учащегося:

- темперамент (экстраверсия, ригидность, эмоциональная возбудимость, темп реакций, активность; уравновешенность, сила нервной системы; тревожность), сила возбуждения и торможения, уравновешенность и подвижность нервных процессов).

- характер (организованность, трудолюбие, коллективизм, любознательность, эстетическое развитие), акцентуации характера.

- способности (интеллектуальные, творческие).

Методы: тестирование, наблюдение.

6. Учащийся в структуре межличностных отношений:

- особенности восприятия группы (индивидуалистический, коллективистический, прагматический);

- ориентация на задачу, на взаимоотношения в группе, на себя;

- особенности поведения в конфликтных ситуациях;

- положение учащегося в группе, его социометрический статус;

- способность к эмпатии;

- уровень агрессивности;

- коммуникативные и организаторские склонности;

- характер взаимоотношений с окружающими: с родителями, преподавателями, друзьями;

- участие в общественной жизни коллектива: отношение к общественным поручениям, качество их выполнения, активность и самостоятельность учащегося в коллективной деятельности;

Методы: тестирование, беседа, наблюдение.

7. Общие выводы и рекомендации по работе с учащимся:

- какие особенности личности учащегося можно охарактеризовать как сильные, а какие требуют коррекционного воздействия;

- насколько соответствуют профессиональные интересы и склонности учащегося выбранной профессиональной деятельности;

- какие свойства личности учащегося способствуют построению положительных межличностных отношений в группе, развитию каких следует воспрепятствовать;

- на какие сильные стороны личности учащегося следует опираться при организации учебной деятельности, какие затрудняют процесс обучения;

- какие характеристики познавательных процессов требуют развивающего воздействия.

 

Примечание: при составлении психолого-педагогической характеристики учащегося следует использовать не менее двух психодиагностических методик.


ПРИЛОЖЕНИЕ 7

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА СОСТАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГРУППЫ УЧАЩИХСЯ

1. Общие сведения об учебной группе:

- место обучения, какая группа, профессия, специальность;

- количество учащихся: число юношей и девушек;

- возраст учащихся;

- социальное положение семей учащихся, жилищные и материальные условия, взаимоотношения в семьях.

Методы: изучение документов, беседа, наблюдение.

2. Направленность учебной группы:

- интересы учащихся вне учебного заведения: посещение кино, театров, музеев, выставок, спортивных секций, чтение литературы и т. д.;

- ценностные ориентации учащихся;

- профессиональная направленность учащихся: уровень сформированности профессиональной направленности; мотивы выбора профессии (самостоятельное решение, советы друзей, родственников, родителей, нежелание учиться в общеобразовательной школе и т. д.), профессиональные склонности, интересы, их структура, мотивы, предпочтения;

Методы: беседа, тестирование.

3. Индивидуальная культура (опыт) учащихся группы:

- уровень сформированности профессиональных умений и навыков, наличие развития разносторонних умений и навыков;

- отношение учащихся к учёбе: отношение к различным предметам; систематичность, добросовестность, аккуратность выполнения домашних заданий;

- успеваемость и дисциплинированность учащихся по различным предметам: перечислить фамилии успевающих и неуспевающих, дисциплинированных и недисциплинированных учащихся, проанализировать причины создавшейся ситуации.

Методы: беседа, наблюдение, изучение продуктов деятельности.

4. Особенности межличностных отношений в учебной группе:

- официальная структура группы: отношение к общественным поручениям, распределение общественных поручений, качество их выполнения, характеристика членов актива группы, общественные дела группы и их направленность;

- неофициальная структура группы: неформальные лидеры, их индивидуально-психологические особенности, изолированные и нейтральные, причины изолированности; наличие микрогруппировок их состав, отношение между микрогруппировками;

- уровень развития группы: её организованность, ответственность, открытость (наличие или отсутствие стремления общаться и сотрудничать с другими группами, отношение к новым членам группы, “новичкам”).

- психологический климат в группе: эмоциональная атмосфера, совместимость, срабатываемость, сплочённость членов группы;

- традиции в группе, проведение вечеров отдыха, праздников, дней рождений;

- особенности поведения учащихся в конфликтных ситуациях.

Методы: тестирование, беседа, наблюдение.

5. Общие выводы и рекомендации по работе с учебной группой и отдельных учащихся:

- насколько соответствуют профессиональные интересы и склонности учащихся выбранной ими профессиональной деятельности;

- меры по улучшению дисциплины и успеваемости в группе;

- какие характеристики познавательных процессов, у каких учащихся требуют развивающего воздействия;

- приёмы по повышению сплочённости, срабатываемости членов группы и т. д.

 

Примечание: при составлении психолого-педагогической характеристики группы учащихся следует использовать не менее двух психодиагностических методик.

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 8

ОБРАЗЕЦ ГАРАНТИЙНОГО ПИСЬМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, ВЫРАЖАЮЩЕГО ГОТОВНОСТЬ ПРИНЯТЬ

СТУДЕНТА НА ПРАКТИКУ

 

Пример оформления гарантийного письма

       
   
 
УГЛОВОЙ ШТАМП УЧРЕЖДЕНИЯ  
 

 


ГАРАНТИЙНОЕ ПИСЬМО

 

Администрация  
(наименование учреждения)
 
примет для прохождения практики с   по   20 __ г.
    (сроки практики)
студента (студентов):
         
  Фамилия, И. О.   Учебная группа  
         
         
Гарантируем выполнение рабочей программы практики в полном объеме, а также
безопасность жизнедеятельности.
 
 
Директор учреждения   И. О. Фамилия
  (подпись)  
ПЕЧАТЬ    
                         

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

 

Подписано в печать ____. Формат 60´84/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.___.Тираж____ экз. Заказ № ____.

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.102.112 (0.026 с.)