Каково социальное назначение государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Каково социальное назначение государства



Социальное назначение раскрывает, для чего предназначено государство, каким целям оно должно служить, в чем его полезность для общества.

Главное предназначение государства — служить обществу. В этих целях государство должно:

- устанавливать в обществе определенный порядок и поддерживать его, используя в необходимых случаях и принуждение;

- выступать социальным арбитром в отношениях между различными группами, слоями общества при столкновении их интересов;

-защищать личность от произвола, создавать нормальные
условия для жизни всех слоев общества, особенно для социально
ущемленных (инвалидов, безработных, пенсионеров, неполных
семей, детей-сирот и т.д.);

- обеспечивать безопасность общества и его членов от преступных элементов и страны от внешней агрессии со стороны
других государств;

- выступать интегрирующей силой, добиваясь мира и согласия в обществе.

В идеале назначение государства — служить человеку, создавать условия для того, чтобы он мог максимально развиваться проявлять свои способности и дарования, поскольку человек высшая из всех ценностей на Земле.

Социальное назначение государства тесно связано с его сущностью: какова сущность государства, таковы цели, задачи, которые оно ставит перед собой. Демократически устроенное государство должно действовать во имя всеобщего блага, выступать инструментом социального компромисса (по содержанию) и быть правовым по форме.

Что такое типология государств

Типология государств — это их классификация по одному из самых крупных и высших систематических критериев — типу. Под типом понимаются общие системообразующие сущност­ные признаки, присущие конкретной группе государств и рас­крывающие закономерности их организации и развития.

Классификации, как известно, могут проводиться по разным основаниям (критериям). Типология государств позволяет про­следить закономерности их развития, содействует более глубо­кому выявлению сущности государств, их качеств, признаков и свойств, дает возможность прогнозировать их дальнейшее суще­ствование.

Типология государств — не абстрактная умозрительная кон­струкция. Она базируется на обобщении большого фактическо­го материала исторического, социологического, экономическо­го, правового и иного характера, на изучении объективных про­цессов и связей, существующих в конкретном обществе, на анализе особенностей функционирования государственно-пра­вовых явлений и систем.

В настоящее время в юридической литературе применяются два подхода к типологии государств — формационный и цивилизационный.

В чем смысл формационного подхода

В соответствии с марксистскими положениями о формационном подходе классовая сущность государства, как и других социальных институтов, в конечном счете определяется экономическим фактором, состоянием производственных отношений, способом производства в целом, а само государство является лишь надстройкой над экономическим базисом. Иначе говоря, по существу и по форме государство обусловлено экономическим строем общества. Оно вторично, экономика первична. Основным классификационным критерием служит способ производства (уровень развития производительных сил и производственных отношений), который определяется господствующей формой собственности на средства производства.

Каждой формации соответствует свой тип государства и права (рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический). Переход от одной формации к другой происходит под воздействием изменений в экономическом базисе и носит объективный характер. Замена одного экономического строя другим влечет изменения в государственно-правовой надстройке. При этом общественно-экономические формации сменяют друг друга закономерно, а весь исторический процесс развития общества есть последовательная смена формаций и соответствующих типов государств.

Формационный подход присущ марксистскому учению о государстве. Выделялись пять формаций: первобытно-общинный (безгосударственная), рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (первой стадией которой является социализм). Каждый тип государства, присущий той или иной формации (кроме первобытно-общинной), охраняет и защищает экономический строй общества, выражает интересы экономически господствующего класса, служит ему. Таким образом, марксистская теория устанавливает зависимость классовой сущности, типа государства от системы социально-экономических отношений той или иной формации.

Рабовладельческое государство – это первый исторический тип государства, возникший в результате разложения первобытнообщинного строя и представлявший собой политическую организацию экономически господствующего класса рабовладельцев. Экономический базис рабовладельческого общества составляет полная собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на работников производства – рабов.

Формационная теория, в ее преимущественно сталинской интерпретации, относит к рабовладельческому типу государств помимо античных государств – Афинского и Римского – многочисленные государства Древнего Востока: Египет, Вавилонское государство, Ассирия, Индию и Китай. Это противоречит последним изысканием юридической науки в области истории происхождения и развития государства. Не рабы являлись основной производственной силой в государствах Египта, Ближнего востока, и других регионах, Основной социально-экономической силой являлись общинники-земледельцы. Только в Древней Греции и Древнем Риме труд раба составил экономическую жизнь общества, определил сущность этих обществ и их государственное образование как рабовладельческое. Одно наличие рабского труда еще не дает основания для зачисления общества в рабовладельческое. Иначе пришлось ба отнести к таковому и США в 18-19вв. – труд негров – рабов.

Феодальное государство является вторым историческим типом государства. Экономический базис феодального государства, основу производственных отношений феодального государства, основу производственных отношений феодального общества составляет собственность феодалов на землю как главное средство производства в эпоху феодализма.

Буржуазное государства- базис- частная собственность на средства производства.

Социалистическое государство определяется как организация политической власти трудящихся во главе с рабочим классом.

Только буржуазное государство представляет собой историческую разновидность государства, имеющую универсальный характер. Что же касается других большинства государств. Рабовладельческие государства в их чистом виде существовали практичсеки только в Греции и Риме. Феодальные государства в их классическом виде существовали только лишь в Европе. В других регионах земли типичны были либо смешанные гсоударственные образования, либо государственность, возникшая на фундаменте азиатского способа производства. В основе этих государств лежит внеэкономическое принуждение, и лишь после промышленного переворота возникает буржуазное государство, основанное на экономической зависимости.

Азиатский способ производства и основанное на нем государство охватывают эпоху всемиронй истории фактичсеки от разложения первобытнообщинного строя до установления капиталистического строя. Наиболее полного расцвета азиатский способ производствадостиг в древневосточных цивилизациях, но многие его существенные черты сохранились до сегодняшнего дня в странах Азии, Африки, Латинской Америки, а еще недавно в ССР и странах восточной Европы. Этото способ производства представляет собой своеобразную систему земледельческих общин, объединенных государством, имеющим своим базисом общественную собственность на землю и коллективный труд. Взимая натуральную ренту, государство присваивало прибавочный продукт, фактичсеки захватывая таким образом верховную собственность на землю и воду, эти основные средства производства. Господствующий класс совпадает с иерархией, осуществляющей управление и возглавлявшейся деспотичным правителем. Поэтому можно говорить о том, что при азиатском способе производства в определенном смысле не классы создают государство, а наоборот, государство, захватившее средства производства, и прежде всего землю, создает в лице чиновничества господствующий класс. Фактичсеки социалистическое государство освящало и защищало крепостнические формы порабощения труда, хотя в его идеи экономическому фундаменту – общественной собственности на орудия и средства производства – присутствуют черты социализма. В целом социалистический тип государства во многом оказался одной из разновидностей восточных деспотий, порожденных «азиатским способом производства».

Итак, главные недостатки этого подхода состоят в следующем, что он, во-первых, базируется на материале европейских стран. Восточные же государства, отличавшиеся большим своеобразием и спецификой государственной организации, не укладывались в рамки формационной теории. Во-вторых, этот подход характеризует развитие обществ и государств как одномерное, линейное, заранее предопределенное: одна формация закономерно сменяет другую, это движение имеет необратимую силу и все народы должны обязательно пройти все формации. Однако это положение не всегда подтверждается социальной практикой.

Формационный подход пока не в состоянии объяснить, почему разные народы, начав много тысяч лет назад свое развитие по одной и той же стартовой линии — первобытно-общинного строя в дальнейшем оказались на разных стадиях и пошли разными государствообразовании.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.205.154 (0.005 с.)