Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Каково социальное назначение государства
Социальное назначение раскрывает, для чего предназначено государство, каким целям оно должно служить, в чем его полезность для общества. Главное предназначение государства — служить обществу. В этих целях государство должно: - устанавливать в обществе определенный порядок и поддерживать его, используя в необходимых случаях и принуждение; - выступать социальным арбитром в отношениях между различными группами, слоями общества при столкновении их интересов; -защищать личность от произвола, создавать нормальные - обеспечивать безопасность общества и его членов от преступных элементов и страны от внешней агрессии со стороны - выступать интегрирующей силой, добиваясь мира и согласия в обществе. В идеале назначение государства — служить человеку, создавать условия для того, чтобы он мог максимально развиваться проявлять свои способности и дарования, поскольку человек высшая из всех ценностей на Земле. Социальное назначение государства тесно связано с его сущностью: какова сущность государства, таковы цели, задачи, которые оно ставит перед собой. Демократически устроенное государство должно действовать во имя всеобщего блага, выступать инструментом социального компромисса (по содержанию) и быть правовым по форме. Что такое типология государств Типология государств — это их классификация по одному из самых крупных и высших систематических критериев — типу. Под типом понимаются общие системообразующие сущностные признаки, присущие конкретной группе государств и раскрывающие закономерности их организации и развития. Классификации, как известно, могут проводиться по разным основаниям (критериям). Типология государств позволяет проследить закономерности их развития, содействует более глубокому выявлению сущности государств, их качеств, признаков и свойств, дает возможность прогнозировать их дальнейшее существование. Типология государств — не абстрактная умозрительная конструкция. Она базируется на обобщении большого фактического материала исторического, социологического, экономического, правового и иного характера, на изучении объективных процессов и связей, существующих в конкретном обществе, на анализе особенностей функционирования государственно-правовых явлений и систем.
В настоящее время в юридической литературе применяются два подхода к типологии государств — формационный и цивилизационный. В чем смысл формационного подхода В соответствии с марксистскими положениями о формационном подходе классовая сущность государства, как и других социальных институтов, в конечном счете определяется экономическим фактором, состоянием производственных отношений, способом производства в целом, а само государство является лишь надстройкой над экономическим базисом. Иначе говоря, по существу и по форме государство обусловлено экономическим строем общества. Оно вторично, экономика первична. Основным классификационным критерием служит способ производства (уровень развития производительных сил и производственных отношений), который определяется господствующей формой собственности на средства производства. Каждой формации соответствует свой тип государства и права (рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический). Переход от одной формации к другой происходит под воздействием изменений в экономическом базисе и носит объективный характер. Замена одного экономического строя другим влечет изменения в государственно-правовой надстройке. При этом общественно-экономические формации сменяют друг друга закономерно, а весь исторический процесс развития общества есть последовательная смена формаций и соответствующих типов государств. Формационный подход присущ марксистскому учению о государстве. Выделялись пять формаций: первобытно-общинный (безгосударственная), рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (первой стадией которой является социализм). Каждый тип государства, присущий той или иной формации (кроме первобытно-общинной), охраняет и защищает экономический строй общества, выражает интересы экономически господствующего класса, служит ему. Таким образом, марксистская теория устанавливает зависимость классовой сущности, типа государства от системы социально-экономических отношений той или иной формации.
Рабовладельческое государство – это первый исторический тип государства, возникший в результате разложения первобытнообщинного строя и представлявший собой политическую организацию экономически господствующего класса рабовладельцев. Экономический базис рабовладельческого общества составляет полная собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на работников производства – рабов. Формационная теория, в ее преимущественно сталинской интерпретации, относит к рабовладельческому типу государств помимо античных государств – Афинского и Римского – многочисленные государства Древнего Востока: Египет, Вавилонское государство, Ассирия, Индию и Китай. Это противоречит последним изысканием юридической науки в области истории происхождения и развития государства. Не рабы являлись основной производственной силой в государствах Египта, Ближнего востока, и других регионах, Основной социально-экономической силой являлись общинники-земледельцы. Только в Древней Греции и Древнем Риме труд раба составил экономическую жизнь общества, определил сущность этих обществ и их государственное образование как рабовладельческое. Одно наличие рабского труда еще не дает основания для зачисления общества в рабовладельческое. Иначе пришлось ба отнести к таковому и США в 18-19вв. – труд негров – рабов. Феодальное государство является вторым историческим типом государства. Экономический базис феодального государства, основу производственных отношений феодального государства, основу производственных отношений феодального общества составляет собственность феодалов на землю как главное средство производства в эпоху феодализма. Буржуазное государства- базис- частная собственность на средства производства. Социалистическое государство определяется как организация политической власти трудящихся во главе с рабочим классом. Только буржуазное государство представляет собой историческую разновидность государства, имеющую универсальный характер. Что же касается других большинства государств. Рабовладельческие государства в их чистом виде существовали практичсеки только в Греции и Риме. Феодальные государства в их классическом виде существовали только лишь в Европе. В других регионах земли типичны были либо смешанные гсоударственные образования, либо государственность, возникшая на фундаменте азиатского способа производства. В основе этих государств лежит внеэкономическое принуждение, и лишь после промышленного переворота возникает буржуазное государство, основанное на экономической зависимости. Азиатский способ производства и основанное на нем государство охватывают эпоху всемиронй истории фактичсеки от разложения первобытнообщинного строя до установления капиталистического строя. Наиболее полного расцвета азиатский способ производствадостиг в древневосточных цивилизациях, но многие его существенные черты сохранились до сегодняшнего дня в странах Азии, Африки, Латинской Америки, а еще недавно в ССР и странах восточной Европы. Этото способ производства представляет собой своеобразную систему земледельческих общин, объединенных государством, имеющим своим базисом общественную собственность на землю и коллективный труд. Взимая натуральную ренту, государство присваивало прибавочный продукт, фактичсеки захватывая таким образом верховную собственность на землю и воду, эти основные средства производства. Господствующий класс совпадает с иерархией, осуществляющей управление и возглавлявшейся деспотичным правителем. Поэтому можно говорить о том, что при азиатском способе производства в определенном смысле не классы создают государство, а наоборот, государство, захватившее средства производства, и прежде всего землю, создает в лице чиновничества господствующий класс. Фактичсеки социалистическое государство освящало и защищало крепостнические формы порабощения труда, хотя в его идеи экономическому фундаменту – общественной собственности на орудия и средства производства – присутствуют черты социализма. В целом социалистический тип государства во многом оказался одной из разновидностей восточных деспотий, порожденных «азиатским способом производства».
Итак, главные недостатки этого подхода состоят в следующем, что он, во-первых, базируется на материале европейских стран. Восточные же государства, отличавшиеся большим своеобразием и спецификой государственной организации, не укладывались в рамки формационной теории. Во-вторых, этот подход характеризует развитие обществ и государств как одномерное, линейное, заранее предопределенное: одна формация закономерно сменяет другую, это движение имеет необратимую силу и все народы должны обязательно пройти все формации. Однако это положение не всегда подтверждается социальной практикой. Формационный подход пока не в состоянии объяснить, почему разные народы, начав много тысяч лет назад свое развитие по одной и той же стартовой линии — первобытно-общинного строя в дальнейшем оказались на разных стадиях и пошли разными государствообразовании.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.205.154 (0.005 с.) |