Потестарная теория происхождения государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Потестарная теория происхождения государства.



 

Познание государства и права следует начинать с вопроса о происхождения государства: всегда ли в истории человеческого общества существовал этот социальный институт или же оно появилось на определенном этапе развития общества.

В настоящее время благодаря успехам археологии и этнографии знание о первобытном обществе, этапах и тенденциях его развития существенно обогатилось. Если в 19- начале 20 века историческое знание об общественном развитии охватывало период примерно в 3 тыс. лет, что было до этого, определялось как предыстория (из-за отсутствия письменных и других источников), то в настоящее время. История многих регионов насчитывает 10-12 тыс. лет.

Действительно, длительное время наш предок - кроманьонский человек (его появление датируется 40 тыс. лет назад) занимался охотой, рыболовством, собирательством плодов и корней растений, т.е. занимался присвоением готовых животных и растительных форм.

Социальная организация кроманьонцев характеризовалась се­мейной общиной (малой локальной группой, кланом), которой руководили ее члены - наиболее авторитетные и опытные добыт­чики пищи, знатоки обычаев и обрядов. В основе семейной общи­ны лежали родственные отношения, объединявшие, как правило, несколько поколений: родителей, молодых мужчин и женщин, детей. Характерным был и их относительно кочевой образ жизни на определенной территории.

Семейные общины могли объединяться, но только на родствен­ной основе, в более крупные образования для защиты от нападе­ний, для организации военных походов, коллективных охот. По­скольку в основе социальной организации первобытного общества лежали родственные отношения, постольку эту организацию оп­ределяют как родовой строй.

Разумеется, такая организация знала и властные институты: власть предводителя, совета старейшин. Причем существовала выборность, сменяемость вождей, предводителей, совета старей­шин. Форма власти в первобытном обществе называется, в отли­чие от власти в государственно организованном обществе, потестарной (от лат. «ро1;е-81аз» - власть, мощь).

Например, потестарная власть предводителя семейной общины, базировалась не только на его авторитете, но и на возможности жесткого принуждения. Нарушитель сложившихся правил пове­дения мог быть строго наказан, вплоть до лишения жизни.

Словом, такая социальная организация первобытного общества тысячелетиями воспроизводила присваивающую экономику, обеспе­чивала гармоничное взаимодействие человека и природы, была пер­вым, отличным от всех последующих, способом существования че­ловеческого общества, полностью соответствовала его потребностям.

10-12 тыс. лет назад возникли экологические кризисные явления, которые угрожали существованию, человечества как биологического вида. Произошли неблагоприятные изменения климата, началось вымирание мегафауны, мамонтов например, которые были основным источником питания человека в некоторых районов.

Человечество ответило на эти кризисные явления переходом к новому способу существования и воспроизводства – к производящей экономике, произошла «неолитическая революция».

Постепенно от охоты, рыболовства и собирательства, а также архаичных форм земледелия, скотоводства человечество переходит к развитым формам земледелия (подсечно-огневому, неполивному, поливному, в т.ч. ирригационному) и скотоводства (пастбищному, отгонному, а затем и кочевому). Эти новые формы организации хозяйственной жизни стали играть основную экономическую роль в жизни общества.

На этапе перехода к производящей экономике в разных районах были одомашнены многие растения и животные. Северная Америка – индейка, обычная фасоль, подсолнечник; Мезоамерика – какао, хлопок, маис (кукуруза), тыква, картофель, помидоры; Южная Америка – лама, морская свинка, арахис. Обычная фасоль, картофель; Африка – кофе. Просо, рис, арбуз; Европа – капуста, виноград, свекла; Ближний Восток – крупный рогатый скот, осел, коза, свинья, овца, ячмень, финик, инжир, лен, овес, чечевица, лук, горох, груша, рожь, пшеница; Юго-Восточная Азия – банан, хлебное дерево, кокосовый орех, сахарный тростник, чай; Дальний Восток – лук, персик, соевые бобы, капуста.

В Европе были одомашнены овцы и козы, В Азии и Африке – коровы, в Северной и Южной Америке – ламы и морские свинки, дикие свиньи жили в обширных зонах – от Турции до Китая, а уж собаки водились попросту повсюду.

Т.е., в основе перехода к производящей экономике лежат кризисные явления, которые поставили под угрозу само существование человечества.

Итогом «неолитической революции» явилось возникновение в некоторых регионах земного шара ранних земледельческих обществ (например в районах Ближнего Востока оно относится примерно к 7 тыс. веку до н.э.). На следующем этапе социально-экономического развития (примерно к 4 – 3 тыс. до н.э.) происходит рассвет ранних земледельческих обществ. На их основе возникают первые цивилизации – происходит становление раннеклассовых обществ. Они возникли, как правило, в долинах крупных рек; Тигра и Евфрата, Нила, Инда, Янцзы и др.).

Переход к производящей экономике обеспечил рост человечества «демографический взрыв», необходимый для существования и рассвета цивилизации.

Как правило, древнейшие государственные образования закономерно возникают на социально-экономической основе раннеземледельческого общества и характеризуются как раннеклассовые государства. Эти первичные государства возникают к 4-3 тыс. до н.э. в Месопотамии, Месоамерике, в Горном Перу, в некоторых других районах разновременно независимо друг от друга. Первоначально они возникают как города- государства.

Первоначальной государственной формой стал город, выполняющий по отношения к прилегающим к нему селениям функции управления: руководство строительством оросительных систем, исполнением общезначимых ритуалов, в том числе религиозных, регулирование товарообмена, правосудие, организация обороны.

Для регулирования новых общественных отношений, которые уже не могли обеспечиваться обычаями, создается право. (КНИГА) …………………

Всю историю человечества можно разделит на два этапа:

- догосударственное общество,

- государственно-организованное общество

Возникновение государства – сложный длительный процесс, начавшийся много тысяч лет назад в различных регионах мира.

Формирование государства у различных народов мира шло различными путями.

Современная наука выделяет два этапа в развитии первобытного общества: этап присваивающей экономики и этап производящей экономики. Между ними лежал важный рубеж неолитический революции, когда произошли серьезные изменения мегафауны и постепенно исчезли многие животные и растения, которые человек употреблял в пищу. На этой теории эволюции человека основана современная теория происхождения государства, названная потестарная (от лат. сила, власть). Примерно 10-12 тыс. лет тому назад на Земле произошло резкое возрастание численности населения (демографический взрыв) и одновременно возникли экологические кризисные явления (изменения климата, вымирание животных, служивших предметом охоты). Сочетание этих факторов угрожало самому существованию человека как биологического вида. Охота, рыболовство и собирательство уже не могли обеспечить потребности общества. Человечество ответило на этот кризис переходом к принципиальному новому пути хозяйствования (охота, рыбная ловля, собирательство) оно перешло к экономике производящей (земледелие, ремесло, скотоводство). Процесс перехода к производящей экономике называют неолитической революцией. Произошла она в 7-3 тыс. до н.э.

Производящая экономика привела к разделению труда, что способствовало усложнению организации производства, появления новых организационных и управленческих функций, необходимости нормировать и учитывать вклад каждого члена общины в труд, распределять созданный продукт и т.д.

Создание орудий труда вызвало рост его производительности и появлению прибавочного продукта. А это, в свою очередь, привело к расслоению общества по социальному признаку. На этом этапе происходит сакрализация личности вождя, а сама власть отождествляется с собственностью того, кто занимает властную должность. Власть-собственность начинает решать вопросы распределения материальных благ. На следующем этапе проявляются ранние государственный образования – сначала протогосударства, затем города-государства.

Особенности нормативного регулирования в первобытном об­ществе:

1)нормы складывались стихийно, существовали исключи­тельно в сознании людей и передавались из поколения в поко­ление;

2)ведущим способом регулирования был запрет;

3)характерным было отсутствие субъективных прав, зарож­дение зачатков обязанностей. Право и обязанность члена родовой общины составляли единое целое;

4)нормы поведения обеспечивались всем коллективом об­щины, а не специальным аппаратом принуждения, отсутство­вавшим впервобытном обществе.

5) Другие теории возникновения государства:

6)Государство и право- сложнейшие явления. Отсутствие документальных свидетельств о процессе их становления и особенностях человечесткого разума, который не в силах, как правило, уловить момент качественного перехода из одного состояния в другое, породили множество теорий, объясняющих причины возникновения государства и права.

7)В глубокой древности возникла теологическая теория.

8)1) теократическая (или теологическая) теория. Сторонники этой теории утверждали, что государство и право – результат Божьей воли. Утверждение святого апостола Павла: «Нет власти не от Бога». Ее авторы средневековые богословы – Тертуллиан, Фома Аквинский, Аврелий Августин. Они рассматривали государство как Божий промысел, смысл которого в установлении на Земле порядка и гармонии, аналогичных тем, что существуют в «Царстве Божьем. Представители этой теории считают, что государство производит из непосредственного божественного откровения. Государство представляется установлением божественным.

ВОПРОС К СЕМИНАРУ: ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ, ШКОЛЫ.

1) патриархальная теория. Основатель данной теории – Аристотель. Эта теория трактует появление государства в результате разрастания семей, соединения родов в племена, а племен в более крупные общества, вплоть до государства. Государственная власть является наследницей власти патриархальной, получившей свои права от естественного порядка, установленного природой или Богом. Правитель действует во благо подданных, его власть ничем не ограничена.

В Китае патриархальную теорию развивал Конфуций (Кун-цзы ок. 551-479 до н.э.). Государство рассматривалась им как большая семья, где отношения между правящими и подданными уподоблялись семейным отношениям: подданные (младшие) должны быть преданы правителям (страшим), почитать и слушаться во всем старших, а старшие обязаны заботиться о младших.

2) договорная или естественно-правовая теория. Данная теория основывает государство на «общественном договоре». Государство стало результатом действий представителей человеческого общества по их объединению, разделению обязанностей, предоставлению определенному кругу лиц соответствующих прав. То есть люди передают государству часть своих личных прав по так называемому «общественному договору» для согласования взаимных интересов, совместной жизни и защиты. Провозглашена передача власти от народа (как изначального «владельца» власти) к государству. Иначе говоря, договорная теория основывается на двух положениях: 1) до возникновения государства и права люди жили в так называевом естественном состоянии; 2) государство возникает в результате общественного договора.

Представителями этой теории были Гуго Гроций (1583-1645) – Голландия, Томас Гобсс (1588-1679), Дж. Локк (1632-1704) – Англия, Ж.Ж. Руссо (1712-1778) – Франция, А.Н. Радищев.

Достоинство этой теории в том, что она а) провозгласила народ источников государственной власти и принадлежность суверенитета народу. Правители – лишь уполномоченные народа и могут быть смещены по воле народа; б) впервые порвала с религиозной трактовкой причин возникновения государства и опиралась на достоверные исторические факты, касающиеся заключения договоров между отдельными феодальными государствами-городами и приглашаемыми для управления ими князьями и иными правителями (Псков, Новгород, Генуя, Венеция и др.); в) вносит демократичсекий характер, так как исходит из того, что права и свободы человека принадлежат ему от рождения и ни кем ему не подарены, а все люди равны между собой. Но эта теория не может объяснить происхождение государства у разных народов.

материалистическая (классовая) теория. Авторами являлись К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин. Государство возникло в результате экономического развития. Общественное разделение труда (земледелие, скотоводство, ремесло, торговля) повлекло появление прибавочного продукта. Следствием этого стало возникновение частной собственности и деление общества на классы. Каждой формации соответствуют свои классы, один из которых подавляется другим (рабовладельческий строй – класс рабов и рабовладельцев, феодализм – класс феодалов и крепостных и т. д.). Для регулирования новых отношений в обществе было создано государство, отражающее интересы привилегированных лиц.

Основоположники марксизма оценивали факт появления государства положительно, но считали что, выполнив свою миссию, государство постепенно отомрет вместе с исчезновением классов. (У ИКОННИКОВОЙ).

теория насилия объясняет появление государства в результате действия военно-политического фактора – завоевания одних племен и народов другими. Победители стремятся с помощью государства утвердить свое господство и заставить побежденных подчиняться. Сторонниками этой теории были немецкий философ и экономист Е. Дюринг (1833-1921), австрийский социолог и правовед Л. Гумплович (1838-1909), немецкий социалист К. Каутский (1854-1938). Эта теория опираласт на конкретные историчсекие события. Так, Франкское государство действительно возникло в результате войн, но восточнославянские государства форимровались без насилия. Очевидно, что военный фактор был не главным, а сопутствующим в возникновении государственной организации общества.

Большое распространение имела и психологическая теория, родоначальником которой считается Л.И. Петражицкий (1867-1931). Он объяснял возникновение государства особыми свойствами человеческой психики. В том числе стремлением людей к поиску авторитета, которому можно было бы подчиняться. Таким образом, государство и право порождаются эмоциями и переживаниями людей, а не материальными условиями жизни. Без этих эмоций невозможно существование устойчивых социальных групп, общества и государства.

Л.И. Петражицкий считал причинами возникновения государства определенное состояние психики людей: постоянная зависимость людей от авторитета вождей, колдунов или шаманов, страх перед их магической силой привели к возникновению государственной власти, которой люди подчиняются добровольно.

Оценивая эту теорию, следует сказать, что те или иные свойства психики людей, в частности эмоциональное восприятие государственно-правовой действительности, имеют важное значение, но не являются решающими в причинах возникновения государства.

Были разработаны и иные гипотезы и обоснования причин появления государства, например расовая теория, органическая, ирригационная, теория инцеста. Только анализируя рассмотренные теории, можно приблизиться к осознанию процесса возникновения государства. Совокупность ряда объективных факторов (этнографических, экономических, социальных и других), сложившихся в истории человечества, позволяет понять эволюцию общества и достижение результата этой эволюции – возникновения государства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1465; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.177 (0.024 с.)