Влияние погодных условий на безопасность движения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние погодных условий на безопасность движения.



Метод конфликтных ситуаций.


В последние годы получает распространение метод конфликтных ситуаций. Он исходит из предпосылки, что случающемуся ДТП предшествуют неоднократно воз­никающие опасные ситуации, для предотвращения которых один или оба участника движения должны изменить режим движения автомобиля. Конфликтной является возникающая на дороге ситуация, при которой автомобили настолько сбли­жаются, что, если их дальнейшее движение останется неизмен­ным, риск столкновения резко возрастет. Опасность происшествия исключается водителями путем маневров или торможения. Поэтому фактическое количество происшествий зна­чительно меньше числа конфликтных ситуаций, но между этими характеристиками существует достаточно устойчивая корреля­ционная связь.

Метод конфликтных ситуаций может быть использован как для исследования существующих дорог при разработке мероприя­тий по их реконструкции и в целях организации движения, так и при проектировании пересечений на новых дорогах.

В первом случае используют данные, собираемые путем на­блюдений за режимами движения, во втором — прибегают к ме­тоду имитационного моделирования на ЭВМ. Наблюдения вы­полняют в часы пик при наибольшей интенсивности движения одним из следующих методов:

многократными проездами ходовой автомобильной лаборато­рии, включающейся в транспортный поток. Находящийся в ней наблюдатель фиксирует места, в которых водителю приходилось тормозить, измерять траекторию движения, совершать резкие маневры, чтобы предотвратить происшествие;

наблюдениями на стационарных постах, на сложных участ­ках дорог, где наиболее вероятны происшествия


8. Роль организации движения в обеспечении его безопасности

Безопасность движения по автомобильной дороге не может быть обеспечена только принимаемыми проектными решениями и мерами текущего содержания. Изменения погодных условий, сезонные и суточные колебания интенсивности движения, а также проводимые на дороге ремонтные работы требуют, наряду с ме­рами, проводимыми ГИБДД по активной организации движения, также вмешательства дорож­ных организаций в избираемые водителями режимы движения с помощью средств пассивной организации движения.

Участие дорожников в организации движения может быть эф­фективным в отношении:

разделения транспортных потоков по скоростям и назначению; регулирования скоростей движения в соответствии с дорож­ными условиями при помощи установки дорожных знаков с по­стоянной или меняющейся информацией;

обеспечения правильного использования автомобилями проез­жей части;

своевременной информации водителей и пассажиров о дорож­ных условиях, расположении населенных пунктов, маршрутов про­езда транзитных автомобилей через крупные населенные пункты.

Организация движения позволяет во многих случаях повысить его безопасность и пропускную способность дорог без капиталь­ной перестройки только путем приведения скоростей движения по ним автомобилей в соответствии с их транспортно-эксплуатационными качествами. Мероприятия по организации движения, как и все инженерные решения, в своей основе вариантны, по­скольку каждый желаемый эффект, например снижение скорости движения автомобилей, может быть достигнут несколькими спо­собами.


Эффективность мероприятий пассивной организации движения во многом зависит от точности соблюдения их рекомендаций во­дителями, часто с ними не считающимися. Поэтому методы регу­лирования дорожными средствами должны сочетаться с контролем органами ГИБДД соблюдения их водителями, особенно в части огра­ничения скоростей. Хорошие результаты дает измерение скоростей дистанционными радарными установками с фиксированием на фотопленку номеров автомобилей — нарушителей и патрулиро­вание дороги вертолетами, с которых наблюдатели передают по радио наземным постам номера автомобилей-нарушителей.

Обеспечение безопасности движения пешеходов: Большое количество жертв на дорогах, оцениваемое в 30—40% от общего количества происшествий, иногда и более вызывается неорганизованными попытками перехода через дорогу при плотных транспортных потоках при малых интервалах времени между проездами автомобилей. Во многом способствует этому неблагоустроенность многих населенных пунктов и не вызванное требованиями грузопотоков проложение дорог с высокой интенсивностью движения через малонаселенные пункты. Решения, вытекающие из идеи разделения потоков людей и автомобилей: устройство тротуаров с одной или двух сторон дороги; рассредоточение в населенных пунктах транзитного движения по нескольким параллельным улицам, разделяя легковые и грузо­вые автомобили; продуманное назначение мест перехода через улицу в увязке с установкой в необходимых случаях светофоров. Через автомобильные магистрали и широкие улицы с интен­сивным движением, где периодически возникают потоки пешехо­дов, устраивают пешеходные мосты или пандусы над дорогой и подземные переходы. Наблюдения показывают, что пешеходы избегают ими пользоваться и часто их приходится до­полнять изгородью, расположенной по оси разделительной полосы.

Управление скоростями движения автомобилей: около 20% происшествий вызываются превышением скорости. Общественное мнение и орга­ны регулирования движения давно уже рассматривают ограниче­ние скоростей движения как эффективное мероприятие по повы­шению безопасности движения. Практикуется как общее снижение скоростей на маршруте, так и местные ограничения на отдельных участках дороги.

В настоящее время в большинстве стран установлено общее ограничение скоростей движения по дорогам. На дорогах обыч­ного типа, не имеющих разделительной полосы, она колеблется от 60 до 100 км/ч. При этом средняя скорость транспортных потоков ниже и соответствует экономичным скоростям с наимень­шим расходом топлива.

Трясущиеся полосы целесообразно устраивать в следующих случаях:

для повышения активности водителей на длинных прямых участ­ках в местности с однообразным степным ландшафтом;

перед опасными участками — примыкания к дорогам с интен­сивным движением, кривые в конце спусков, неохраняемые желез­нодорожные переезды и другие места резкого изменения дорожных условий, на которые с предшествующих участков возможен въезд с повышенной скоростью

Предупреждение водителей о дорожных условиях установкой знаков

На дорогах всегда имеются места, при проезде которых необ­ходимо повышенное внимание водителей и изменение режимов движения автомобилей. Чем больше таких мест, тем опаснее до­рога и, при прочих равных условиях, тем хуже она запроектиро­вана и содержится. Многие дорожные знаки являются по сути распиской дорожников в несовершенстве проектных решений («Опасный поворот», «Крутой поворот») или содержания дороги («Скользкая дорога», «Неровная дорога») и т. п. Необходимо заблаговременно предупреждать водителей о таких местах уста­новкой знаков, характеризующих дорожные условия и подсказы­вающих необходимые для безопасности изменения режимов дви­жения. Эффективность дорожных знаков зависит от правильности их установки и связана с внимательностью водителей и автори­тетностью для них указаний знаков. Условия движения по неудач­но запроектированной дороге нельзя улучшить никакими знаками.

Наиболее обоснованно устанавливать дорожные знаки на осно­ве графиков коэффициентов безопасности или скоростей движе­ния. При проектировании дорог можно использовать графики теоретически рассчитанных скоростей движения. На находящихся в эксплуатации дорогах лучше исходить из скоростей движения, замеренных на сложных участках дорог.

Намеченные места установки знаков должны быть проверены на видимость издалека. При этом под видимостью знака понимают расстояние, на котором распознается изображенный на нем сим­вол или может быть прочтена надпись. Знак не должен закры­ваться для едущих по дороге какими-либо предметами на при­дорожной полосе или проецироваться на фон, на котором он плохо различим. Фон должен иметь меньшую яркость, чем знак


Задачи обследования дорог

Обследования дорог являются первым полевым этапом разработки мероприятий по повышению безопасности движения и совершенствованию транспортно-эксплуатационных качеств дороги. В их устранения опасных мест, реконструкции дорог или организации движения. Для этого необходимо хорошее понимание режимов движения по дороге, причин возникновения помех для движения и сосредоточения в отдельных местах дорожно-транспортных происшествий. Для обоснованной перестройки дороги недостаточно знать только места и количество происшествий. Экономичные и действенные методы повышения безопасности движения и перестройки опасных участков могут быть рекомендованы в результате детальных «генетических» анализов особенностей восприятия водителями дорожных условий и обстановки движения и причин совершаемых ими ошибок. Намеченные при обследованиях в полевых условиях в общих чертах мероприятия впоследствии детально прорабатывают. Технологическая последовательность обследования дорог и разработки мероприятий по повышению безопасности движения показана на рис. Дорожно-эксплуатационные организации не располагают полнотой сведений о планировке опасных участков, размерах их геометрических элементов и состоянии проезжей части. Для недавно построенных дорог в архивах проектных организаций сохраняются экземпляры проектов, которые содержат продольный профиль, а то на стадии строительства в процессе разбивки трассы группы рабочего проектирования вносят изменения в первоначальный проект или строители нарушают его для снижения объемов работ, уменьшая радиусы вертикальных кривых или заменяя при разбивке кривые в плане большого радиуса несколькими кривыми малого радиуса, соединенными прямыми отрезками. Поэтому в большинстве случаев может требоваться проверка размера геометрических элементов трассы.

Для старых дорог такие подробные материалы могут отсутствовать. В дорожно-эксплуатационных организациях имеются технические паспорта, в состав которых входит линейный график дороги в масштабе 1:20 000. Давая комплексную характеристику

дороги, линейные графики содержат неполные данные о ее геометрических элементах, ограничиваясь сведениями о продольных уклонах, превышающих предельные, и о радиусах кривых в плане меньших, чем допустимые для данной категории дорог. Эти сведения недостаточны для разработки мероприятий по обеспечению безопасности движения. В частности, в линейных графиках отсутствуют данные об обеспечиваемой дорогой видимости, которая является одной из важнейших характеристик дороги, определяющей развиваемые на ней скорости движения. Ценные данные о степени безопасности движения по дороге могут быть получены в дорожно-эксплуатационных организациях, которые обязаны учитывать дорожно-транспортные происшествия

на обслуживаемых маршрутах. В уточнении мест наиболее тяжелых происшествий помощь могут оказать старейшие линейные работники. Круг обследований, необходимых для разработки мероприятий по повышению безопасности движения, несколько отличается от обследований, проводимых для оценки транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог. Более точно определяют геометрические элементы трассы, а в отношении дорожных одежд особенно детально учитывают ровность и коэффициент сцепления дорожных покрытий. Комплекс оценки характеристики безопасности движения по дороге включает в себя определение элементов трассы и видимости, оценку планировки пересечений, измерения ровности и коэффициентов сцепления покрытий, измерение скоростей движения, определение интенсивности движения.Обследование дорог, связанное с выходом исполнителей на проезжую часть, относится к категории особенно опасных работ. Участники работ должны быть детально проинструктированы о мерах безопасности. Место производства работ должно быть

обозначено знаком «Дорожные работы», ограждено в соответствии с требованиями инструкции, на участниках надеты оранжевые жилеты или куртки. Должен быть поставлен наблюдатель, предупреждающий о приближении автомобилей.

 

29 Меры обеспечения безопасности движения

 

Меры, необходимые для четкой организации движения, не только на отдельных, особо сложных участках дороги, но и на всем ее протяжении зависят от интенсивности движения. Чем плотнее транспортный поток и выше его «турбулентность», характеризуемая числом обгонов, тем более четкая и продуманная система дорожных мероприятий, организующих движение, должна быть предусмотрена.При необходимости проведения на каком-либо маршруте мероприятий, направленных на повышение безопасности движения, важно найти их минимум, обеспечивающий в кратчайшее время

наибольший эффект. При разной степени загрузки дороги движением необходимы различные строительные и организационные мероприятия. Они должны включать как индивидуальные меры на участках с пониженными значениями коэффициентов безопасности движения (табл10.2), так и общие для всей дороги мероприятия по регулированию движения (табл. 10.3), которые зависят от степени загрузки дороги движением.

 

 

 


В табл. 10.2 и 10.3 предусматривается, что мероприятия для каждой последующей стадии являются дополнительными к рекомендованным для предыдущих стадий. Приведенная система мероприятий является гибкой, может выполняться стадийно и совершенствоваться по мере роста интенсивности движения

30 Роль службы ремонта и содержания дорог в обеспечении безопасности движения

 

При разработке технических условий на проектирование дорог всегда исходят из предпосылки, что все их элементы должны обеспечивать безопасность движения с расчетной скоростью при благоприятных погодных условиях — хорошей атмосферной видимости и чистой сухой или слабо увлажненной поверхности покрытия. В каждом конкретном случае, проектируя дорогу или учитывая стоимость осуществления каждого намеченного варианта, удается в основном удовлетворить требования безопасности, хотя

на отдельных участках высокая стоимость необходимых работ вынуждает принимать решения, делающие необходимым проезд со сниженной скоростью или большим риском происшествия. В процессе последующей службы дороги возрастающая интенсивность движения, появление новых, более грузоподъемных или быстроходных транспортных средств предъявляют к дороге новые требования, более высокие, чем предусмотренные при ее проектировании, а в ряде случаев делающие необходимым частичную перестройку или полную реконструкцию дороги в соответствии с особенностями изменившегося движения. Становится необходимым оповещение водителей о необходимом изменении скоростей движения, об участках дороги, которые нужно проезжать с повышенным вниманием и сниженной скоростью. Требуется проведение на дороге срочных работ по устранению влияния опасных природных воздействий — скользкости от увлажнения и загрязнения покрытия, гололеда, удаление с дороги пыли и грязи, выпавшего снега. На магистральных дорогах с высокой интенсивностью движения в ночное время необходимо устраивать искусственное освещение. Интенсивное движение, особенно автомобилей с высокими нагрузками на ось, вызывает повышенный износ дорожных одежд и повреждение обочин. Объем работ по текущему содержанию и ремонту дорог поглощает до 60% ассигнований на дорожное хозяйство и делает необходимой повседневную работу на дорогах подразделений дорожно-эксплуатационной службы. В ее задачи входит: текущее содержание дороги, устранение влияния опасных природных воздействий на условия движения автомобилей; повышение безопасности движения путем установки ограждений, устройства виражей, обеспечения видимости устройством срезок на кривых, устройством шероховатых поверхностных обработок на скользких участках; ремонт дороги, восстановление и повышение в его процессе транспорт о- эксплуатационных качеств; пассивная организация движения путем рациональной расстановки предупреждающих и воспрещающих знаков, разметки проезжей части и ряда других мероприятий; оперативное оповещение водителей об опасных изменениях состояния дороги установкой временных дорожных знаков и дополнительных табличек. Эта работа основывается на обследованиях состояния дороги. Таким образом, вся деятельность дорожных организаций хотя и направлена в основном на обеспечение стабильности транспортно-эксплуатационных качеств автомобильных дорог, связана с обеспечением безопасности движения. К сожалению, нередки случаи, когда этот -важный --раздел ее деятельности выполняется

попутно и зачастую формально, без внесения в него элементов инициативы и творчества. Некоторые специалисты считают, что вопросы организации движения входят только в обязанности Государственной автомобильной инспекции. Тем не менее успешность мероприятий по повышению безопасности движения во многом зависит от дорожно-эксплуатационной службы. Именно ее сотрудники, которые, много лет работая на дороге, хорошо зная особенности движения по ней автомобилей в любых условиях, могут обоснованно выявлять опасные участки и намечать необходимые мероприятия по их улучшению. Участие дорожных организаций в расследовании происшествий Государственной автомобильной инспекцией должно способствовать правильной оценке причин происшествий. На дорожных участках должен быть поставлен учет происшествий. Он имеет особенно большое значение для оценки эффективности различных мер по повышению безопасностидвижения. Государственная автомобильная инспекция хранит первичные материалы расследования происшествий 3 года. Длительно накапливая многолетнюю

 

31Организация перевозок большегабаритных и тяжеловесных грузов и пропуск интенсивного движения

 

Особые меры предосторожности требуются со стороны дорожников при перевозке по дорогам в случае невозможности до-ставки их по частям или другими видами транспорта крупногабаритных и тяжеловесных грузов, размеры которых превышают установленные Правилами дорожного движения. На перевозку требуется специальное разрешение ГАИ и дорожной организации, которая предварительно должна провести обследование прочности дорожной одежды, грузоподъемности мостов, обеспеченности прохода нагрузки габаритами мостов с ездой понизу и под пересекающими дорогу проводами линий связи и электропередачи. Прочность одежды устанавливают на основе анализа имеющихся в дорожных организациях линейных графиков, которые содержат данные о толщинах одежды и сроках выполнения работ по ремонту разных участков. Должны быть учтены сведения линейного дорожного персонала о местах проявления пучин. В местах, где контрольные расчеты прочности покажут малый коэффициент запаса прочности дорожной одежды, должны быть проведены контрольные испытания с помощью прогибомеров или машин ударного действия. При расчетах прочности и ее оценке опытным путем следует учитывать фактические модули упругости грунта в момент испытаний и при предстоящих перевозках. Отдельные короткие участки с недостаточной прочностью одежды могут быть усилены укладкой по тонкой песчаной прослойке плит сборных бетонных покрытий. При общей недостаточной прочности одежды должна быть рассмотрена возможность отсрочки перевозки на зимний период, когда грунт будет находиться в мерзлом состоянии. Должно быть предусмотрено необходимое усиление мостов, вплоть до постройки рядом временных низководных мостов, оборудованных надежными к ним подъездами с прочной одеждой временного типа.Грузы шириной более 4 м и выступающие за пределы своей полосы движения по проезжей части при перевозке или длиной свыше 30 м сопровождаются патрульным автомобилем ГАИ, а на

дорогах с большими подъемами — дополнительными тягачами или толкачом. Перевозки осуществляют в светлое время суток, в периоды спада интенсивности движения. При негабаритных грузах автомобиль ГАИ, следуя впереди, прикрывает выступающую часть

перевозимого груза. К тяговым средствам и к их тормозному устройству предъявляют повышенные требования в отношении тормозных устройств, обеспечивающих стоянку на уклонах до 160%о и устройства для автоматической остановки при разрыве соединительной магистрали, ведущей к основному тяговому средству. Сверхнормативные нагрузки проезжают мосты со скоростью не более 10 км/ч без остановок, следуя по оси моста или линии, указанной дорожно-эксплуатационной организацией. Габариты, если они. выступают от габаритных огней трейлера более чем на 40 см, обозначают дополнительными фонарями — спереди белого, а сзади красного цвета и сигнальными щитками 40X40 см с нанесенными по диагонали чередующимися красными и белыми полосами. При большой высоте груза на автомобиле прикрытия устанавливают штангу с сигнальной лампочкой желтого цвета, на 5—10 см превышающей высоту габарита автопоезда. При длине автопоезда более 20 м сзади рекомендуется устанавливать табличку с указанием его длины. Особой подготовки требует обеспечение кратковременного интенсивного движения по дорожной сети, примером которого являются перевозки во время сельскохозяйственных уборочных компаний по внутрихозяйственным и местным дорогам, в подавляющей своей части не имеющим твердых дорожных одежд. К этим перевозкам часто привлекают автомобильные хозяйства из других областей и используют большегрузные автомобили и автопоезда. При сухой летней погоде, типичной для уборки зерновых культур, скорости автомобилей бывают высокими и не соответствуют геометрическим элементам дорог — малым радиусам кривых в плане, необеспеченной видимости, неудачно расположенным въездам на дорогу с прилегающих полей. Должна быть продумана сеть используемых полевых дорог, произведен их ремонт, проверена грузоподъемность мостов и выполнено в случаях необходимости их усиление. Для ориентировки водителей маршруты перевозок должны быть обставлены дорожными знаками и указателями, рассчитанными и на ночную видимость. Большую опасность для перевозок создает сильная пылимость грунтовых дорог. В Южном Поволжье, по данным М. М. Девятова, при интенсивности движения от полей к токам 50 авт/сут и от полей к заготовительным пунктам 200 авт/сут было зарегистрировано 0,67 происшествий на 1 млн авт-км. Поднимающиеся облака пыли делают безопасным движение только при интервалах между автомобилями 190 м при суглинистых грунтах и 260 м при глинистых, в 2—2,5 раза больших, чем на дорогах с бес-

пыльными покрытиями. Движение в пыльном облаке приводит к наездам на внезапно затормозивший передний автомобиль или на стоящие на дороге сельскохозяйственные машины и трактора, а попытки обгона пылящих автомобилей — к столкновениям в условиях плохой видимости с встречными автомобилями. Число таких происшествий достигает 0,27 на 1 млн авт-км с очень тяжелыми последствиями, так как на каждые 100 происшествий приходится от 36 до 77 смертельных исходов.Для повышения безопасности рекомендуется при интенсивности движения до 300 авт/сут движение в дневное время с включенными фарами, что повышает видимость на 25—30%, а прибольшей интенсивности вводят одностороннее движение. Во многих случаях его можно организовать, проведя выравнивание грейдером (простружку) летнего пути параллельно существующей дороге, а при наличии полезащитных насаждений — по разные их стороны. По окончании перевозок эти дороги запахивают. На участок дорог с особенно интенсивным движением целесообразно выполнять обеспыливание. Незначительное улучшение может быть достигнуто сгребанием пыли в часы спада движения грейдером в сторону с проезжей части. Более капитальное обеспыливание проводят с использованием хлористого кальция, технической поваренной соли или материалами из отвалов разработки калийной соли — «сильвинита». Обеспыливающий материал в несколько приемов распределяют небольшими порциями пескоразбрасывателями по увлажненной поверхности дороги или разливают в виде раствора по сухой поверхности в небольших количествах, чтобы раствор не стекал с дороги. Считают, что для обеспыливания 100 км дороги необходима 1 раз в месяц двухсменная работа семи пескоразбрасывателей в течение 3 дней, причем каждый раз суммарный расход материалов составляет для хлористого кальция от 0,7 до 1 кг/м2 обрабатываемой площади.

 

 

32. Организация перевозок большегабаритных и тяжеловесных грузов и пропуск интенсивного движения

 

Особые меры предосторожности требуются сб стороны до­рожников при перевозке по дорогам в случае невозможности до­ставки их по частям или другими видами транспорта крупнога­баритных и тяжеловесных грузов, размеры которых превышают установленные Правилами дорожного движения. На перевозку требуется специальное разрешение ГАИ и дорожной организа­ции, которая предварительно должна провести обследование прочности дорожной одежды, грузоподъемности мостов, обеспе­ченности прохода нагрузки габаритами мостов с ездой понизу и под пересекающими дорогу проводами линий связи и электро­передачи.

Прочность одежды устанавливают на основе анализа имею­щихся в дорожных организациях линейных графиков, которые содержат данные о толщинах одежды и сроках выполнения работ по ремонту разных участков. Должны быть учтены сведения ли­нейного дорожного персонала о местах проявления пучин. В ме­стах, где контрольные расчеты прочности покажут малый коэф­фициент запаса прочности дорожной одежды, должны быть про­ведены контрольные испытания с помощью прогибомеров или ма­шин ударного действия. При расчетах прочности и ее оценке опыт­ным путем следует учитывать фактические модули упругости грунта в момент испытаний и при предстоящих перевозках.

Отдельные короткие участки с недостаточной прочностью одежды могут быть усилены укладкой по тонкой песчаной про­слойке плит сборных бетонных покрытий. При общей недостаточ­ной прочности одежды должна быть рассмотрена возможность отсрочки перевозки на зимний период, когда грунт будет нахо­диться в мерзлом состоянии. Должно быть предусмотрено необ­ходимое усиление мостов, вплоть до постройки рядом временных низководных мостов, оборудованных надежными к ним подъездами с прочной одеждой временного типа.

Грузы шириной более 4 м и выступающие за пределы своей полосы движения по проезжей части при перевозке или длиной свыше 30 м сопровождаются патрульным автомобилем ГАИ, а на дорогах с большими подъемами — дополнительными тягачами или толкачом. Перевозки осуществляют в светлое время суток, в пе­риоды спада интенсивности движения. При негабаритных грузах автомобиль ГАИ, следуя впереди, прикрывает выступающую часть перевозимого груза. К тяговым средствам и к их тормозному устрой­ству предъявляют повышенные требования в отношении тормоз­ных устройств, обеспечивающих стоянку на уклонах до 160%о и устройства для автоматической остановки при разрыве соеди­нительной магистрали, ведущей к основному тяговому средству.

Сверхнормативные нагрузки проезжают мосты со скоростью не более 10 км/ч без остановок, следуя по оси моста или линии, указанной дорожно-эксплуатационной организацией. Габариты, если они. выступают от габаритных огней трейлера более чем на 40 см, обозначают дополнительными фонарями — спереди белого, а сзади красного цвета и сигнальными щитками 40X40 см с на­несенными по диагонали чередующимися красными и белыми по­лосами. При большой высоте груза на автомобиле прикрытия устанавливают штангу с сигнальной лампочкой желтого цвета, на 5—10 см превышающей высоту габарита автопоезда. При длине автопоезда более 20 м сзади рекомендуется устанавливать таб­личку с указанием его длины.

Особой подготовки требует обеспечение кратковременного интенсивного движения по дорожной сети, примером которого яв­ляются перевозки во время сельскохозяйственных уборочных ком­паний по внутрихозяйственным и местным дорогам, в подавляю­щей своей части не имеющим твердых дорожных одежд. К этим перевозкам часто привлекают автомобильные хозяйства из других областей и используют большегрузные автомобили и автопоезда.

При сухой летней погоде, типичной для уборки зерновых культур, скорости автомобилей бывают высокими и не соответ­ствуют геометрическим элементам дорог — малым радиусам кри­вых в плане, необеспеченной видимости, неудачно расположенным въездам на дорогу с прилегающих полей. Должна быть продумана сеть используемых полевых дорог, произведен их ремонт, про­верена грузоподъемность мостов и выполнено в случаях необхо­димости их усиление. Для ориентировки водителей маршруты пере­возок должны быть обставлены дорожными знаками и указателями, рассчитанными и на ночную видимость.

Большую опасность для перевозок создает сильная пыли-мость грунтовых дорог. В Южном Поволжье, по данным М. М. Де-вятова, при интенсивности движения от полей к токам 50 авт/сут и от полей к заготовительным пунктам 200 авт/сут было заре­гистрировано 0,67 происшествий на 1 млн авт-км. Поднимаю­щиеся облака пыли делают безопасным движение только при интервалах между автомобилями 190 м при суглинистых грунтах и 260 м при глинистых, в 2—2,5 раза больших, чем на дорогах с бес­пыльными покрытиями. Движение в пыльном облаке приводит к наездам на внезапно затормозивший передний автомобиль или на стоящие на дороге сельскохозяйственные машины и трактора, а попытки обгона пылящих автомобилей — к столкновениям в усло­виях плохой видимости с встречными автомобилями. Число та­ких происшествий достигает 0,27 на 1 млн авт-км с очень тяже­лыми последствиями, так как на каждые 100 происшествий при­ходится от 36 до 77 смертельных исходов.

Для повышения безопасности рекомендуется при интенсивно­сти движения до 300 авт/сут движение в дневное время с вклю­ченными фарами, что повышает видимость на 25—30%, а при большей интенсивности вводят одностороннее движение. Во мно­гих случаях его можно организовать, проведя выравнивание грей­дером (простружку) летнего пути параллельно существующей дороге, а при наличии полезащитных насаждений — по разные их стороны. По окончании перевозок эти дороги запахивают.

На участок дорог с особенно интенсивным движением целе­сообразно выполнять обеспыливание. Незначительное улучшение может быть достигнуто сгребанием пыли в часы спада движения грейдером в сторону с проезжей части. Более капитальное обес­пыливание проводят с использованием хлористого кальция, тех­нической поваренной соли или материалами из отвалов разработки калийной соли — «сильвинита». Обеспыливающий материал в не­сколько приемов распределяют небольшими порциями песко­разбрасывателями по увлажненной поверхности дороги или раз­ливают в виде раствора по сухой поверхности в небольших коли­чествах, чтобы раствор не стекал с дороги. Считают, что для обес­пыливания 100 км дороги необходима 1 раз в месяц двухсменная работа семи пескоразбрасывателей в течение 3 дней, причем каж­дый раз суммарный расход материалов составляет для хлористого кальция от 0,7 до 1 кг/м2

Метод конфликтных ситуаций.


В последние годы получает распространение метод конфликтных ситуаций. Он исходит из предпосылки, что случающемуся ДТП предшествуют неоднократно воз­никающие опасные ситуации, для предотвращения которых один или оба участника движения должны изменить режим движения автомобиля. Конфликтной является возникающая на дороге ситуация, при которой автомобили настолько сбли­жаются, что, если их дальнейшее движение останется неизмен­ным, риск столкновения резко возрастет. Опасность происшествия исключается водителями путем маневров или торможения. Поэтому фактическое количество происшествий зна­чительно меньше числа конфликтных ситуаций, но между этими характеристиками существует достаточно устойчивая корреля­ционная связь.

Метод конфликтных ситуаций может быть использован как для исследования существующих дорог при разработке мероприя­тий по их реконструкции и в целях организации движения, так и при проектировании пересечений на новых дорогах.

В первом случае используют данные, собираемые путем на­блюдений за режимами движения, во втором — прибегают к ме­тоду имитационного моделирования на ЭВМ. Наблюдения вы­полняют в часы пик при наибольшей интенсивности движения одним из следующих методов:

многократными проездами ходовой автомобильной лаборато­рии, включающейся в транспортный поток. Находящийся в ней наблюдатель фиксирует места, в которых водителю приходилось тормозить, измерять траекторию движения, совершать резкие маневры, чтобы предотвратить происшествие;

наблюдениями на стационарных постах, на сложных участ­ках дорог, где наиболее вероятны происшествия


8. Роль организации движения в обеспечении его безопасности

Безопасность движения по автомобильной дороге не может быть обеспечена только принимаемыми проектными решениями и мерами текущего содержания. Изменения погодных условий, сезонные и суточные колебания интенсивности движения, а также проводимые на дороге ремонтные работы требуют, наряду с ме­рами, проводимыми ГИБДД по активной организации движения, также вмешательства дорож­ных организаций в избираемые водителями режимы движения с помощью средств пассивной организации движения.

Участие дорожников в организации движения может быть эф­фективным в отношении:

разделения транспортных потоков по скоростям и назначению; регулирования скоростей движения в соответствии с дорож­ными условиями при помощи установки дорожных знаков с по­стоянной или меняющейся информацией;

обеспечения правильного использования автомобилями проез­жей части;

своевременной информации водителей и пассажиров о дорож­ных условиях, расположении населенных пунктов, маршрутов про­езда транзитных автомобилей через крупные населенные пункты.

Организация движения позволяет во многих случаях повысить его безопасность и пропускную способность дорог без капиталь­ной перестройки только путем приведения скоростей движения по ним автомобилей в соответствии с их транспортно-эксплуатационными качествами. Мероприятия по организации движения, как и все инженерные решения, в своей основе вариантны, по­скольку каждый желаемый эффект, например снижение скорости движения автомобилей, может быть достигнут несколькими спо­собами.


Эффективность мероприятий пассивной организации движения во многом зависит от точности соблюдения их рекомендаций во­дителями, часто с ними не считающимися. Поэтому методы регу­лирования дорожными средствами должны сочетаться с контролем органами ГИБДД соблюдения их водителями, особенно в части огра­ничения скоростей. Хорошие результаты дает измерение скоростей дистанционными радарными установками с фиксированием на фотопленку номеров автомобилей — нарушителей и патрулиро­вание дороги вертолетами, с которых наблюдатели передают по радио наземным постам номера автомобилей-нарушителей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.24.209 (0.04 с.)