Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 3. Конституционное правоСтр 1 из 10Следующая ⇒
Глава 3. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО Обязанности граждан, закрепленные в Конституции РФ 1. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщика, обратной силы не имеют. 2. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. 3. Долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации является защита Отечества. Гражданин России может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Изложенные права, свободы и обязанности граждан составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и могут быть изменены только в порядке, установленном Конституцией. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ В составе Российской Федерации находятся субъекты, представление о которых дает схема 10, они объединены в 7 федеральных округов. Статус каждой республики определяется Конституцией России и конституциями республик. Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией России, уставом субъекта РФ. Территория России включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство над ними. Государственным языком России является русский язык. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. У всех народов России есть право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Столицей России является город Москва. Конституция разграничивает компетенцию субъектов РФ, определяя также вопросы, которые решаются совместно федерацией и ее субъектами. Субъекты РФ самостоятельно устанавливают свою систему органов государственной власти. Федеральные органы исполнительной власти могут создавать и создают на территории субъектов РФ свои органы для осуществления своих полномочий.
В совместном ведении России и ее субъектов находятся следующие вопросы: 1. Обеспечение соответствия конституций и законов субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам. 2. Защита прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режима пограничных зон. 3. Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами. 4. Разграничение государственной собственности. 5. Природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры. 6. Общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта. 7. Координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение. 8. Установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ. 9. Административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательства, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
Схема 10 ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ Президент России является главой государства. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляя Россию как внутри страны, так и вовне, в международных отношениях. Президент избирается на 4 года гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Им может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий на ее территории не менее 10 лет. Важнейшей задачей Президента является защита конституционных прав и свобод человека, суверенитета, независимости и целостности государства, обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия основ государственной власти. Компетенция Президента России заключается в том, что он: — назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; — имеет право председательствовать на заседании Правительства РФ;
— принимает решение об отставке Правительства РФ; — представляет Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность председателя Центрального банка РФ, ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности председателя Центрального банка РФ; — по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров; — представляет Совету Федерации кандидатуру для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ, вносит в Совет Федерации предложение об освобождении Генерального прокурора РФ, назначает судей других федеральных судов; — формирует и возглавляет Совет безопасности РФ, статус которого определяется федеральным законом; — утверждает военную доктрину РФ; — формирует Администрацию Президента РФ; — назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ; — назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ; — назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Совета Федерации дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях; — назначает выборы Государственной Думы; — распускает Государственную Думу; — назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом; — вносит законопроекты в Государственную Думу; — подписывает и обнародует федеральные законы; — обращается к Федеральному Собранию с ежегодным посланием об основных направлениях внутренней и внешней политики государства; — приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом; — ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации; — подписывает ратификационные грамоты; — является верховным главнокомандующим Вооруженных Сил Российской Федерации; — в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии вводит в стране или в отдельных ее территориях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. И др. В тех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ. Исполняющий обязанности Президента РФ не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении от должности должны быть приняты 2/3 голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее 1/3 депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой. Решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, то обвинение против Президента считается отклоненным (схема 11). ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИИ Федеральное Собрание — парламент, представительный и законодательный орган России. Оно состоит из двух палат (схема 12). К ведению Совета Федерации относятся: — утверждение изменения границ между субъектами РФ; — утверждение указов Президента РФ о введении военного положения, о введении чрезвычайного положения; — решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ; — назначение выборов Президента РФ; — отрешение Президента РФ от должности; — назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; Схема 12
— назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ; — назначение на должность и освобождение от должности заместителя председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. К ведению Государственной Думы относятся: — дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; — решение вопроса о доверии Правительству РФ; — назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка РФ; — назначение на должность и освобождение от должности председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
— назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; — объявление амнистии; — выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. Важнейшей задачей Федерального Собрания является принятие законов. Процедура принятия законов включает следующие действия: 1. Организации, обладающие правом законодательной инициативы, вносят проект закона в Государственную Думу. Правом законодательной инициативы обладают не все граждане и организации, а лишь те, которые перечислены в ст. 104: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство России, законодательные, представительные органы субъектов РФ, Конституционный Суд России, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ. 2. Федеральный закон принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. 3. Принятые законы в течение 5 дней передаются в Совет Федерации. 4. Совет Федерации одобряет закон, если за него проголосовали более половины от общего числа членов этой палаты или если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. 5. Если закон отклонен Советом Федерации, то палата создает согласительную комиссию для преодоления разногласий. 6. После этого закон вновь принимается Государственной Думой. 7. Принятый закон в течение 5 дней направляется Президенту России для подписания и обнародования. 8. Президент может не подписать закон. Тогда он вновь направляет закон в Федеральное Собрание. 9. Если Федеральное Собрание большинством в 2/3 голосов вновь примет закон в старой редакции, Президент обязан его подписать. Президент имеет право распустить Государственную Думу в следующих случаях: — если она три раза отклонит кандидатуру Председателя Правительства; — при повторном выражении недоверия Правительству. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИИ Правительство России осуществляет исполнительную власть. Структура Правительства может быть представлена следующим образом (схема 13). Схема 13 Председатель Правительства Заместители Председателя Федеральные министры Председатель Правительства представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. Правительство решает следующие вопросы: — разрабатывает и представляет в Государственную Думу федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, предоставляет в Государственную Думу отчет об исполнении бюджета; — обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; — осуществляет управление федеральной собственностью; — осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ; ' — осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
— осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ. Постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению в РФ, но они не могут противоречить федеральным законам. Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом России.
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ Конституционный суд (нет нижестоящих конституционных судов*) Совет судей Судебный департамент Верховный Суд РФ**: • три коллегии (гражданская, уголовная, военная); • Президиум (13 членов); • Пленум; • всего 115 членов Суды второй инстанции: субъектов Федерации (всего 89) Высший Арбитражный Суд*** Арбитражные суды второй инстанции: окружные арбитражные суды (всего 10) МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ Население России самостоятельно решает все вопросы местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью на основе местного самоуправления. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура и названия местных органов управления определяются населением самостоятельно. Население через органы местного самоуправления самостоятельно решает следующие вопросы: 1) принятие и изменение уставов муниципальных образовании, контроль за их соблюдением; 2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; 3) формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов1, решение других финансовых вопросов местного значения; 4) комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования; 5) содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений; 6) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования; 7) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения; 8) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью; 9) регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований; Местные налоги и сборы — налоги и сборы, устанавливаемые органами местного самоуправления самостоятельно. 10) создание условий для жилищного и социально-культурного строительства; 11) контроль за использованием земель на территории муниципального образования1; 12) регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения; 13) организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло-, водоснабжения и канализации; 14) организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом; 15) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; 16) благоустройство и озеленение территории муниципального образования; 17) организация утилизации и переработки бытовых отходов; 18) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; 19) организация и содержание муниципальных архивов; 20) организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи; 21) создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания; 22) создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании; 23) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности (муниципальная собственность — собственность муниципального образования); 24) организация и содержание муниципальной информационной службы; 25) создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования; 26) создание условий для организации зрелищных мероприятий; 27) создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании; 28) обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения; Муниципальное образование — городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная настоящим Федеральным законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
29) участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования; 30) обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы. Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов РФ, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти. Местное самоуправление может наделяться законом государственными полномочиями. Граждане РФ имеют равные права на осуществление местного -самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Каждый гражданин Российской Федерации имеет право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления. Граждане реализуют свое право на местное самоуправление в форме референдума, выборов, в других формах. Границы территории можно изменить только с учетом мнения населения соответствующей территории. В местных органах самоуправления работают муниципальные служащие, положение которых определено Федеральным законом «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации (1997)». Согласно ст. 3 этого закона, граждане РФ имеют равный доступ к муниципальной службе (право на муниципальную службу) независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Муниципальные должности подразделяются на выборные (например депутаты) и замещаемые (вступают в силу путем заключения трудового договора, контракта).
Глава 4. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО Принципы гражданского права Принципами, или основными началами, гражданского законодательства являются: — равенство участников регулируемых отношений;. — неприкосновенность собственности; — свобода договора; — недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела; — обеспечение восстановления нарушенных прав; — судебная защита нарушенных прав. Физические лица Для того чтобы участвовать в имущественных отношениях, гражданин должен обладать двумя свойствами: правоспособностью и дееспособностью. Правоспособность, как отмечалось ранее, это способность иметь гражданские права и нести обязанности. Она признается в равной мере за всеми гражданами, независимо от возраста, так как возникает в момент рождения и прекращается со смертью. Правоспособность включает: право иметь имущество в собственности; наследовать и завещать его; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые, не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов научных трудов, произведений литературы и искусства, изобретений, иметь иные имущественные и личные неимущественные права. Дееспособность — это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т. е. при достижении 18 лет. Дееспособность возникает в имущественных отношениях с 6 лет. Она называется дееспособностью малолетних. Согласно ст. 28 ГК РФ, малолетние от 6 до 14 лет вправе совершать три вида сделок: — мелкие бытовые сделки, например, покупка игрушек, школьных принадлежностей, продуктов питания, билетов в кино и т. д.; — сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации. Это, например, принятие подарков, безвозмездное пользование имуществом и т. д.; — сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения. Под такими средствами обычно понимаются только деньги. Имущественную ответственность по этим сделкам за малолетнего несут его родители, усыновители или опекуны. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителей совершать следующие сделки: — распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами; — осуществлять права автора научных трудов, произведений литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; — вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими; — совершать те сделки, право на которые они имели с 6 лет. За совершенные сделки несовершеннолетние несут самостоятельную ответственность. Другие сделки они могут осуществлять с письменного согласия своих законных представителей: родителей, усыновителей или попечителей. Опека. Попечительство Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан, а также в целях воспитания детей. Опека устанавливается над малолетними и над гражданами, признанными судами недееспособными вследствие психического расстройства. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Они назначают конкретных опекунов и попечителей по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечении. Юридические лица Юридическое лицо — это организация, которая обладает следующими свойствами: — имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество; — отвечает по своим обязательствам за это имущество; — может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности; — может быть истцом и ответчиком в суде; — имеет самостоятельный баланс или смету. Правоспособность юридического лица возникает с момента его создания и прекращается в момент его ликвидации. Если на определенную деятельность нужна лицензия (разрешение), то право на эту деятельность возникает у юридического лица с момента получения лицензии и прекращается по истечении срока ее действия. Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора (схемы 17, 18). Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в органах юстиции. Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Организации могут быть коммерческими и некоммерческими. Основная цель коммерческих организаций — извлечение прибыли. Они могут иметь разные формы: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия (схема 19 на с. 70). Некоммерческие организации не ставят целью извлечение прибыли для распределения ее между участниками. К ним относятся: потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, учреждения.
Объем вещных прав Юридического лица на используемое им имущество: • право оперативного управления; • право хозяйственного ведения; • право собственности
Состав учредителей: • только юридические лица (напр., союзы, ассоциации); • только государство (напр., унитарное предприятие); • любые (напр., все остальные юридические лица) Характер прав участников в отношении юридического лица: • учредители имеют право собственности или иные вещные права на имущества юридического лица (напр., в унитарном учреждении); • учредители имеют обязательственные права (напр., в хозяйственном товариществе, обществе, кооперативе); • участники не имеют обязательственных прав (напр., в общественном объединении, фонде и т.д.) Формы участия участников: • личное (напр., товарищество = = объединение лиц); • имущественное (напр., общество = объединение капиталов) Учредительные документы: • договорные юридические лица (напр., в товариществе); • договорно-уставные юридические лица (напр., в ООО); • уставные организации (напр., в АО) Порядок образования: • разрешительный; • нормативо-явочный Число учредителей: • одно лицо; • не менее двух лиц
Простое товарищество* (ст. 1041—1054)
Индивидуальное предпринимательство (ст. 18)
Представительство иностранного юридического лица Представительство российского юридического лица (ст. 55)
Филиал иностранного юридического лица Филиал российского юридического лица (ст. 55)
ОБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА Объекты прав — это то, по поводу чего стороны вступают в правоотношения. К ним относятся: вещи, информация, результаты деятельности, нематериальные блага. Вещи Вещи делятся на недвижимые и движимые. Недвижимыми вещами являются: участки недр, обособленные водные объекты, земельные участки и все, что прочно связано с землей, т. е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания и сооружения. Это также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Движимые вещи не относятся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги. Как правило, эти вещи не требуют регистрации. Животные рассматриваются как имущество, и к ним применяются правила об имуществе. Но при этом не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности. Ценные бумаги Ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права. Существуют следующие виды ценных бумаг: государственные облигации, облигация, вексель, чек, депозитный чек, сберегательный сертификат, банковская сберегательная книжка на предъявителя, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законно отнесены к ценным бумагам.
СДЕЛКИ Сделка — действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Сделки могут быть многосторонними (договоры) или односторонними. Сделка может заключаться как в устной форме, так и в письменной. Если для заключения сделки законом не установлена письменная форма, она может заключаться устно. В письменной форме сделка заключается составлением документа. Следует иметь в виду, что при некоторых обстоятельствах сделки могут оказаться недействительными. Эти обстоятельства изложены в ст. 166—181 ГК РФ. Нередко сделки совершает человек от имени другого человека. Полномочия для заключения таких сделок основываются на доверенности или явствуют из обстановки.
Основания ответственности
без вины* (ст. 1100), в случаях, если вред причинен:
жизни и здоровью гражданина источником повышенной опасности гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности и т.д. (ст. 1100) распространением сведении, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию в иных случаях, предусмотренных законом
Понятие морального вреда (ст. 151) Понятие душевного страдания Нравственное страдание, т.е. унижение, раздражение, гнев, стыд, отчаяние, ущербность, дискомфортное состояние и т.д. Физическое страдание, т.е. физическая боль, физическое заболевание, выкидыш и другие проявления физической неполноценности Юридическое основание ответственности: во всех случаях ответственность за причинение душевного страдания требует наличие вины либо в форме умысла, либо по неосторожности. Американское право не допускает ответственности без вины за причинение душевного страдания
ДЕЛИКТ ПО ГК РФ Понятие: деликт* — внедоговорное обязательство вследствие причинения вреда имуществу или нематериальным благам (ст. 1064)
Требования (состав деликта) Способы защиты от деликта (ст. 12, 1082)
противоправность поведения (действия или бездействия) причинителя вреда** (презюмируется) наступление вреда причинная связь между поведением и наступившим вредом возмещение убытков (ст. 12, 15, 1082) пресечение действий (принуждение прекратить соответствующую деятельность) (п. 2 ст. 1065)
вина причинителя вреда (презюмируется)*** деликтоспособность причинителя вреда (обычный возраст деликтоспо-собности — 18 лет, но есть исключения из этого общего правила — ст. 1073, 1074, 1076, 1077, 1078) компенсация морального вреда независимо от возмещения имущественного вреда (ст. 1099) возмещение вреда в натуре (ст. 12) другие подходящие способы (ст. 12)
* В самом законодательстве термин «деликт» не употребляется. Латинское йеПс1ит означает гражданское правонарушение (проступок) и широко употребляется в литературе. ** В исключительных случаях ответственность наступает из правомерных действий (п. 2 ст. 1064, ст. 1067); поведение является противоправным лишь в том случае, если причинитель вреда не был уполномочен нести вред. *** В исключительных случаях наличия вины не требуется. Примечание. Российское деликтное право опирается на принцип генерального деликта в отличие от американского права, которое опирается на принцип сигулярных (поименованных) деликтов.
Материальный вред
причинен деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих (п. 1 ст. 1079) причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию (ст. 152, 1100)
причинен вследствие недостатков товаров, работ или услуг (ст. 1095) причинен жизни и здоровью гражданина источником повышенной опасности (ст. 1100) причинен вследствие незаконного осуждения, привлечения к уголовной ответственности, заключения под стражу, наложения административного взыскания (п. 1 ст. 1070, ст. 1100)
в других случаях, предусмотренных законом (ст. 1100) Доверенность — это письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьим лицом. Ее выдают на срок не более 3 лет. Если срок в доверенности не указан, то она действует в течение одного года со дня ее совершения. Но если в доверенности не указана дата ее совершения, она считается недействительной. ПРАБО СОБСТВЕННОСТИ Собственность — отношения между людьми по поводу судьбы вещей. Собственник имеет право владения, пользования, распоряжения своим имуществом. Имущество — это материальные вещи: дома, оборудование и т. д. и нематериальные права. Вещи, являясь объектами права собственности, делятся на недвижимые и движимые. Владение — это право реально обладать имуществом. Пользование — право извлекать из имущества пользу, выгоду в виде доходов, продукции и т.д. Распоряжение — это право определять судьбу имущества: его можно подарить, продать, сдать в аренду или распорядиться им другим способом. Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу — доверительному управляющему. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Права всех собственников защищаются равным образом.
|
|||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.125.7 (0.201 с.) |