Глава 3. Конституционное право 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Конституционное право



Глава 3. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

Обязанности граждан, закрепленные в Конституции РФ

1. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сбо­ры. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие по­ложение налогоплательщика, обратной силы не имеют.

2. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бе­режно относиться к природным богатствам.

3. Долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации является защита Отечества.

Гражданин России может самостоятельно осуществлять в пол­ном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Гражданин Российской Федера­ции может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или между­народным договором Российской Федерации.

Изложенные права, свободы и обязанности граждан составля­ют основы правового статуса личности в Российской Федерации и могут быть изменены только в порядке, установленном Кон­ституцией.

ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ

В составе Российской Федерации находятся субъекты, пред­ставление о которых дает схема 10, они объединены в 7 федераль­ных округов.

Статус каждой республики определяется Конституцией Рос­сии и конституциями республик. Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного окру­га определяется Конституцией России, уставом субъекта РФ.

Территория России включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды, территориальное море, воздушное простран­ство над ними.

Государственным языком России является русский язык. Рес­публики вправе устанавливать свои государственные языки. У всех народов России есть право на сохранение родного языка, созда­ние условий для его изучения и развития.

Столицей России является город Москва.

Конституция разграничивает компетенцию субъектов РФ, оп­ределяя также вопросы, которые решаются совместно федерацией и ее субъектами. Субъекты РФ самостоятельно устанавливают свою систему органов государственной власти. Федеральные органы ис­полнительной власти могут создавать и создают на территории субъектов РФ свои органы для осуществления своих полномочий.

В совместном ведении России и ее субъектов находятся следую­щие вопросы:

1. Обеспечение соответствия конституций и законов субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам.

2. Защита прав и свобод человека и гражданина, прав нацио­нальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режима пограничных зон.

3. Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, не­драми, водными и другими природными ресурсами.

4. Разграничение государственной собственности.

5. Природопользование, охрана окружающей среды и обеспе­чение экологической безопасности, особо охраняемые природ­ные территории, охрана памятников истории и культуры.

6. Общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта.

7. Координация вопросов здравоохранения, защита семьи, ма­теринства, отцовства и детства, социальная защита, включая со­циальное обеспечение.

8. Установление общих принципов налогообложения и сбо­ров в РФ.

9. Административное, административно-процессуальное, тру­довое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательства, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

 


Схема 10

ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ

Президент России является главой государства. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государ­ства, представляя Россию как внутри страны, так и вовне, в меж­дународных отношениях.

Президент избирается на 4 года гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Им может быть избран гражданин России не моло­же 35 лет, постоянно проживающий на ее территории не менее 10 лет.

Важнейшей задачей Президента является защита конституци­онных прав и свобод человека, суверенитета, независимости и цело­стности государства, обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия основ государственной власти. Компетенция Пре­зидента России заключается в том, что он:

— назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;

— имеет право председательствовать на заседании Правитель­ства РФ;

— принимает решение об отставке Правительства РФ;

— представляет Государственной Думе кандидатуры для на­значения на должность председателя Центрального банка РФ, ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности председателя Центрального банка РФ;

— по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Предсе­дателя Правительства РФ, федеральных министров;

— представляет Совету Федерации кандидатуру для назначе­ния на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ, вносит в Совет Федерации предло­жение об освобождении Генерального прокурора РФ, назначает судей других федеральных судов;

— формирует и возглавляет Совет безопасности РФ, статус которого определяется федеральным законом;

— утверждает военную доктрину РФ;

— формирует Администрацию Президента РФ;

— назначает и освобождает полномочных представителей Пре­зидента РФ;

— назначает и освобождает высшее командование Вооружен­ных Сил РФ;

— назначает и отзывает после консультаций с соответствую­щими комитетами или комиссиями палат Совета Федерации дип­ломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях;

— назначает выборы Государственной Думы;

— распускает Государственную Думу;

— назначает референдум в порядке, установленном федераль­ным конституционным законом;

— вносит законопроекты в Государственную Думу;

— подписывает и обнародует федеральные законы;

— обращается к Федеральному Собранию с ежегодным посла­нием об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;

— приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конститу­ции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до ре­шения этого вопроса соответствующим судом;

— ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

— подписывает ратификационные грамоты;

— является верховным главнокомандующим Вооруженных Сил Российской Федерации;

— в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии вводит в стране или в отдельных ее территориях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Фе­дерации и Государственной Думе.

И др.

В тех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Прави­тельства РФ. Исполняющий обязанности Президента РФ не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положе­ний Конституции РФ.

Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Фе­дерации только на основании выдвинутого Государственной Ду­мой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента признаков преступле­ния и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении от должности должны быть приняты 2/3 голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее 1/3 депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Го­сударственной Думой.

Решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения про­тив Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, то обвинение против Президента считается от­клоненным (схема 11).

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИИ

Федеральное Собраниепарламент, представительный и зако­нодательный орган России. Оно состоит из двух палат (схема 12). К ведению Совета Федерации относятся:

— утверждение изменения границ между субъектами РФ;

— утверждение указов Президента РФ о введении военного по­ложения, о введении чрезвычайного положения;

— решение вопроса о возможности использования Вооружен­ных Сил РФ за пределами территории РФ;

— назначение выборов Президента РФ;

— отрешение Президента РФ от должности;

— назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;

Схема 12

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИИ  
Палата  
Совет Федерации   Государственная Дума  
— два представителя от каж­дого субъекта РФ: один от представительного органа госу­дарственной власти, другой от исполнительного органа власти; — депутаты обладают непри­косновенностью   — состоит из 450 депутатов; — избирается на срок 4 года; — депутатом может быть граж­данин, достигший 21 года; — депутат не может находиться на государственной службе, выпол­нять обязанности на професси­ональной постоянной основе; — депутаты обладают неприкос­новенностью  

— назначение на должность и освобождение от должности Ге­нерального прокурора РФ;

— назначение на должность и освобождение от должности за­местителя председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

К ведению Государственной Думы относятся:

— дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

— решение вопроса о доверии Правительству РФ;

— назначение на должность и освобождение от должности пред­седателя Центрального банка РФ;

— назначение на должность и освобождение от должности пред­седателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

— назначение на должность и освобождение от должности Упол­номоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

— объявление амнистии;

— выдвижение обвинения против Президента РФ для отреше­ния его от должности.

Важнейшей задачей Федерального Собрания является приня­тие законов. Процедура принятия законов включает следующие действия:

1. Организации, обладающие правом законодательной инициа­тивы, вносят проект закона в Государственную Думу.

Правом законодательной инициативы обладают не все граж­дане и организации, а лишь те, которые перечислены в ст. 104: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, де­путаты Государственной Думы, Правительство России, законо­дательные, представительные органы субъектов РФ, Конститу­ционный Суд России, Верховный Суд РФ, Высший Арбитраж­ный Суд РФ.

2. Федеральный закон принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

3. Принятые законы в течение 5 дней передаются в Совет Феде­рации.

4. Совет Федерации одобряет закон, если за него проголосова­ли более половины от общего числа членов этой палаты или если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

5. Если закон отклонен Советом Федерации, то палата создает согласительную комиссию для преодоления разногласий.

6. После этого закон вновь принимается Государственной Думой.

7. Принятый закон в течение 5 дней направляется Президенту России для подписания и обнародования.

8. Президент может не подписать закон. Тогда он вновь направ­ляет закон в Федеральное Собрание.


9. Если Федеральное Собрание большинством в 2/3 голосов вновь примет закон в старой редакции, Президент обязан его подписать.

Президент имеет право распустить Государственную Думу в следующих случаях:

— если она три раза отклонит кандидатуру Председателя Пра­вительства;

— при повторном выражении недоверия Правительству.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИИ

Правительство России осуществляет исполнительную власть. Структура Правительства может быть представлена следующим образом (схема 13).

Схема 13

Председатель Правительства

Заместители Председателя

Федеральные министры

Председатель Правительства представляет Президенту предло­жения о структуре федеральных органов исполнительной власти. Правительство решает следующие вопросы:

— разрабатывает и представляет в Государственную Думу фе­деральный бюджет и обеспечивает его исполнение, предоставля­ет в Государственную Думу отчет об исполнении бюджета;

— обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образова­ния, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

— осуществляет управление федеральной собственностью;

— осуществляет меры по обеспечению обороны страны, госу­дарственной безопасности, реализации внешней политики РФ; ' — осуществляет меры по обеспечению законности, прав и сво­бод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

— осуществляет иные полномочия, возложенные на него Кон­ституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

Постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению в РФ, но они не могут противоречить федеральным законам.

Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом России.

 

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

Конституционный суд

(нет нижестоящих конституционных судов*)

Совет судей

Судебный департамент


Верховный Суд РФ**:

• три коллегии (гражданская, уголовная, военная);

• Президиум (13 членов);

• Пленум;

• всего 115 членов

Суды второй инстанции:

субъектов Федерации (всего 89)


Высший Арбитражный Суд***

Арбитражные суды второй инстанции:

окружные арбитражные суды (всего 10)

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Население России самостоятельно решает все вопросы мест­ного значения, владения, пользования и распоряжения муници­пальной собственностью на основе местного самоуправления. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура и названия местных органов управ­ления определяются населением самостоятельно.

Население через органы местного самоуправления самостоя­тельно решает следующие вопросы:

1) принятие и изменение уставов муниципальных образова­нии, контроль за их соблюдением;

2) владение, пользование и распоряжение муниципальной соб­ственностью;

3) формирование, утверждение и исполнение местного бюд­жета, установление местных налогов и сборов1, решение других финансовых вопросов местного значения;

4) комплексное социально-экономическое развитие муници­пального образования;

5) содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений;

6) организация, содержание и развитие муниципальных уч­реждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;

7) организация, содержание и развитие муниципальных уч­реждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополу­чия населения;

8) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуще­ствление контроля за их деятельностью;

9) регулирование планировки и застройки территорий муни­ципальных образований;

Местные налоги и сборы — налоги и сборы, устанавливаемые органами мест­ного самоуправления самостоятельно.

10) создание условий для жилищного и социально-культурно­го строительства;

11) контроль за использованием земель на территории муници­пального образования1;

12) регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ис­копаемых, а также недр для строительства подземных сооруже­ний местного значения;

13) организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло-, водоснабжения и канализации;

14) организация снабжения населения и муниципальных уч­реждений топливом;

15) муниципальное дорожное строительство и содержание до­рог местного значения;

16) благоустройство и озеленение территории муниципально­го образования;

17) организация утилизации и переработки бытовых отходов;

18) организация ритуальных услуг и содержание мест захоро­нения;

19) организация и содержание муниципальных архивов;

20) организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи;

21) создание условий для обеспечения населения услугами тор­говли, общественного питания и бытового обслуживания;

22) создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;

23) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности (муниципальная собственность — собственность муниципального образования);

24) организация и содержание муниципальной информацион­ной службы;

25) создание условий для деятельности средств массовой ин­формации муниципального образования;

26) создание условий для организации зрелищных меропри­ятий;

27) создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании;

28) обеспечение социальной поддержки и содействие занятос­ти населения;

Муниципальное образование — городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населен­ная территория, предусмотренная настоящим Федеральным законом, в преде­лах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

 

29) участие в охране окружающей среды на территории муни­ципального образования;

30) обеспечение противопожарной безопасности в муниципаль­ном образовании, организация муниципальной пожарной службы.

Муниципальные образования вправе принимать к своему рас­смотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного зна­чения законами субъектов РФ, а также вопросы, не исключен­ные из их ведения и не отнесенные к ведению других муници­пальных образований и органов государственной власти.

Местное самоуправление может наделяться законом государ­ственными полномочиями.

Граждане РФ имеют равные права на осуществление местного -самоуправления как непосредственно, так и через своих предста­вителей независимо от пола, расы, национальности, языка, про­исхождения, имущественного и должностного положения, отно­шения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Каждый гражданин Российской Федерации имеет право изби­рать и быть избранным в органы местного самоуправления.

Граждане реализуют свое право на местное самоуправление в форме референдума, выборов, в других формах. Границы терри­тории можно изменить только с учетом мнения населения соот­ветствующей территории.

В местных органах самоуправления работают муниципальные служащие, положение которых определено Федеральным зако­ном «Об основах муниципальной службы в Российской Федера­ции (1997)».

Согласно ст. 3 этого закона, граждане РФ имеют равный доступ к муниципальной службе (право на муниципальную службу) не­зависимо от пола, расы, национальности, языка, происхожде­ния, имущественного и должностного положения, места житель­ства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к об­щественным объединениям.

Муниципальные должности подразделяются на выборные (на­пример депутаты) и замещаемые (вступают в силу путем заключе­ния трудового договора, контракта).

 



Глава 4. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Принципы гражданского права

Принципами, или основными началами, гражданского зако­нодательства являются:

— равенство участников регулируемых отношений;.

— неприкосновенность собственности;

— свобода договора;

— недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела;

— обеспечение восстановления нарушенных прав;

— судебная защита нарушенных прав.

Физические лица

Для того чтобы участвовать в имущественных отношениях, граж­данин должен обладать двумя свойствами: правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособность, как отмечалось ранее, это способность иметь гражданские права и нести обязанности. Она признается в равной мере за всеми гражданами, независимо от возраста, так как возникает в момент рождения и прекращается со смертью. Правоспособность включает: право иметь имущество в собствен­ности; наследовать и завещать его; заниматься предприниматель­ской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; со­здавать юридические лица самостоятельно или совместно с дру­гими гражданами и юридическими лицами; совершать любые, не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов научных трудов, произведений литературы и искусства, изобретений, иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

Дееспособность — это способность гражданина своими действи­ями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершен­нолетия, т. е. при достижении 18 лет.

Дееспособность возникает в имущественных отношениях с 6 лет. Она называется дееспособностью малолетних. Согласно ст. 28 ГК РФ, малолетние от 6 до 14 лет вправе совершать три вида сделок:

— мелкие бытовые сделки, например, покупка игрушек, школь­ных принадлежностей, продуктов питания, билетов в кино и т. д.;

— сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государствен­ной регистрации. Это, например, принятие подарков, безвозмез­дное пользование имуществом и т. д.;

— сделки по распоряжению средствами, предоставленными за­конным представителем или с согласия последнего третьим ли­цом для определенной цели или для свободного распоряжения. Под такими средствами обычно понимаются только деньги.

Имущественную ответственность по этим сделкам за малолет­него несут его родители, усыновители или опекуны.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе само­стоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечите­лей совершать следующие сделки:

— распоряжаться своим заработком, стипендией и иными до­ходами;

— осуществлять права автора научных трудов, произведений литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;

— вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

— совершать те сделки, право на которые они имели с 6 лет.

За совершенные сделки несовершеннолетние несут самостоя­тельную ответственность. Другие сделки они могут осуществлять с письменного согласия своих законных представителей: родителей, усыновителей или попечителей.

Опека. Попечительство

Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граж­дан, а также в целях воспитания детей.


Опека устанавливается над малолетними и над гражданами, при­знанными судами недееспособными вследствие психического рас­стройства.

Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.

Органами опеки и попечительства являются органы местного са­моуправления. Они назначают конкретных опекунов и попечителей по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечении.

Юридические лица

Юридическое лицо — это организация, которая обладает сле­дующими свойствами:

— имеет в собственности, хозяйственном ведении или опера­тивном управлении обособленное имущество;

— отвечает по своим обязательствам за это имущество;

— может от своего имени приобретать и осуществлять иму­щественные и личные неимущественные права, нести обязан­ности;

— может быть истцом и ответчиком в суде;

— имеет самостоятельный баланс или смету.

Правоспособность юридического лица возникает с момента его создания и прекращается в момент его ликвидации.

Если на определенную деятельность нужна лицензия (разре­шение), то право на эту деятельность возникает у юридического лица с момента получения лицензии и прекращается по истече­нии срока ее действия.

Юридическое лицо действует на основании устава, либо учре­дительного договора и устава, либо только учредительного дого­вора (схемы 17, 18).

Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в органах юстиции. Данные государственной регистрации включаются в Еди­ный государственный реестр лиц, открытый для всеобщего озна­комления.

Организации могут быть коммерческими и некоммерческими. Основная цель коммерческих организаций — извлечение прибыли. Они могут иметь разные формы: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и му­ниципальные унитарные предприятия (схема 19 на с. 70).

Некоммерческие организации не ставят целью извлечение при­были для распределения ее между участниками. К ним относятся: потребительские кооперативы, общественные и религиозные орга­низации (объединения), фонды, учреждения.


Схема 17

 


 


Объем вещных прав

Юридического лица на

используемое им имущество:

• право оперативного управле­ния;

• право хозяйственного ведения;

• право собственности


 


Состав учредителей:

• только юридические лица (напр., союзы, ассоциации);

• только государство (напр., уни­тарное предприятие);

• любые (напр., все остальные юри­дические лица)

Характер прав участников в отношении юридического лица:

• учредители имеют право собствен­ности или иные вещные права на имущества юридического лица (напр., в унитарном учреждении);

• учредители имеют обязатель­ственные права (напр., в хозяйственном товариществе, обществе, кооперативе);

• участники не имеют обязатель­ственных прав (напр., в общест­венном объединении, фонде и т.д.)


Формы участия участников:

• личное (напр., товарищество = = объединение лиц);

• имущественное (напр., общест­во = объединение капиталов)

Учредительные документы:

• договорные юридические лица (напр., в товариществе);

• договорно-уставные юриди­ческие лица (напр., в ООО);

• уставные организации (напр., в АО)

Порядок образования:

• разрешительный;

• нормативо-явочный

Число учредителей:

• одно лицо;

• не менее двух лиц


Схема 19

 


 


Простое товарищество* (ст. 1041—1054)


 


негласное (ст. 1054)

Индивидуальное предпринимательство (ст. 18)


 


Представительство иностранного юридического лица


Представительство российского юридического лица (ст. 55)


 


Филиал иностранного юридического лица


Филиал российского юридического лица (ст. 55)


 


Неюридические лица

 


 


ОБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

Объекты прав — это то, по поводу чего стороны вступают в правоотношения. К ним относятся: вещи, информация, результа­ты деятельности, нематериальные блага.

Вещи

Вещи делятся на недвижимые и движимые. Недвижимыми ве­щами являются: участки недр, обособленные водные объекты, зе­мельные участки и все, что прочно связано с землей, т. е. объек­ты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назна­чению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания и сооружения.

Это также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

Движимые вещи не относятся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги. Как правило, эти вещи не требуют регистрации.

Животные рассматриваются как имущество, и к ним приме­няются правила об имуществе. Но при этом не допускается жес­токое обращение с животными, противоречащее принципам гу­манности.

Ценные бумаги

Ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюде­нием установленной формы и обязательных реквизитов имуществен­ные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. С передачей ценной бумаги переходят все удо­стоверяемые ею права.

Существуют следующие виды ценных бумаг: государственные облигации, облигация, вексель, чек, депозитный чек, сберегатель­ный сертификат, банковская сберегательная книжка на предъяви­теля, акция, приватизационные ценные бумаги и другие доку­менты, которые законно отнесены к ценным бумагам.

 

СДЕЛКИ

Сделка — действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обя­занностей.

Сделки могут быть многосторонними (договоры) или одно­сторонними. Сделка может заключаться как в устной форме, так и в письменной. Если для заключения сделки законом не установ­лена письменная форма, она может заключаться устно. В пись­менной форме сделка заключается составлением документа. Следует иметь в виду, что при некоторых обстоятельствах сдел­ки могут оказаться недействительными. Эти обстоятельства изло­жены в ст. 166—181 ГК РФ. Нередко сделки совершает человек от имени другого человека. Полномочия для заключения таких сделок основываются на дове­ренности или явствуют из обстановки.


Схема 20

 


 


Основания ответственности


 


вина (ст. 151)

без вины* (ст. 1100),

в случаях, если вред причинен:


 


жизни и здоровью гражданина источником повышенной опасности

гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности и т.д. (ст. 1100)

распространением сведении, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию

в иных случаях, предусмотренных законом


 


Понятие морального вреда

(ст. 151)


Понятие душевного страдания

Нравственное страдание, т.е. унижение, раздражение, гнев, стыд, отчаяние, ущербность, дискомфортное состояние и т.д.

Физическое страдание, т.е. физическая боль, физическое заболевание, выкидыш и другие проявления физической неполноценности


Юридическое основание ответственности:

во всех случаях ответствен­ность за причинение ду­шевного страдания требует наличие вины либо в фор­ме умысла, либо по неосто­рожности. Американское право не допускает ответ­ственности без вины за при­чинение душевного стра­дания


 


Схема 22

 


 


ДЕЛИКТ ПО ГК РФ

Понятие: деликт* — внедоговорное обязательство вследствие при­чинения вреда имуществу или нематериальным благам (ст. 1064)


 


Требования (состав деликта)


Способы защиты от деликта

(ст. 12, 1082)


 


противоправность поведения (дей­ствия или бездействия) причинителя вреда** (презюмируется)

наступление вреда причинная связь между поведени­ем и наступившим вредом


возмещение убытков (ст. 12, 15, 1082)

пресечение действий (принуждение прекратить соответствующую деятель­ность) (п. 2 ст. 1065)


 


вина причинителя вреда (презюмируется)***

деликтоспособность причинителя вреда (обычный возраст деликтоспо-собности — 18 лет, но есть исклю­чения из этого общего правила — ст. 1073, 1074, 1076, 1077, 1078)


компенсация морального вреда неза­висимо от возмещения имущественно­го вреда (ст. 1099)

возмещение вреда в натуре (ст. 12)

другие подходящие способы (ст. 12)


 


* В самом законодательстве термин «деликт» не употребляется. Латинское йеПс1ит означает гражданское правонарушение (проступок) и широко употреб­ляется в литературе.

** В исключительных случаях ответственность наступает из правомерных дей­ствий (п. 2 ст. 1064, ст. 1067); поведение является противоправным лишь в том случае, если причинитель вреда не был уполномочен нести вред.

*** В исключительных случаях наличия вины не требуется.

Примечание. Российское деликтное право опирается на принцип генерально­го деликта в отличие от американского права, которое опирается на принцип сигулярных (поименованных) деликтов.


Схема 23

 


 


Материальный вред


 


причинен деятельностью, создаю­щей повышенную опасность для окружающих (п. 1 ст. 1079)


причинен распространением сведе­ний, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию (ст. 152, 1100)


 


причинен вследствие недостатков товаров, работ или услуг (ст. 1095)

причинен жизни и здоровью граж­данина источником повышенной опасности (ст. 1100)


причинен вследствие незаконного осуждения, привлечения к уголов­ной ответственности, заключения под стражу, наложения админист­ративного взыскания (п. 1 ст. 1070, ст. 1100)


 


в других случаях, предусмотренных законом (ст. 1100)

Доверенность — это письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьим лицом. Ее выдают на срок не более 3 лет. Если срок в доверенности не указан, то она действует в течение одного года со дня ее соверше­ния. Но если в доверенности не указана дата ее совершения, она считается недействительной.

ПРАБО СОБСТВЕННОСТИ

Собственность — отношения между людьми по поводу судьбы ве­щей. Собственник имеет право владения, пользования, распоряже­ния своим имуществом. Имущество — это материальные вещи: дома, оборудование и т. д. и нематериальные права. Вещи, являясь объекта­ми права собственности, делятся на недвижимые и движимые.

Владение — это право реально обладать имуществом. Пользова­ние — право извлекать из имущества пользу, выгоду в виде дохо­дов, продукции и т.д.

Распоряжение — это право определять судьбу имущества: его можно подарить, продать, сдать в аренду или распорядиться им другим способом. Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу — доверительному управляющему. Имущество может находиться в собственности граждан и юри­дических лиц Российской Федерации, субъектов РФ, муници­пальных образований.


Права всех собственников защищаются равным образом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.125.7 (0.201 с.)