Форма баланса денежных доходов и расходов Российской Федерации (прогноз) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Форма баланса денежных доходов и расходов Российской Федерации (прогноз)



Доходы Расходы
1. Фонд оплаты труда 1. Покупка товаров и оплата услуг, в том числе покупка товаров, оплата услуг и другие расходы
2. Социальные трансферты, в том числе пенсии и пособия, стипендии 2. Обязательные платежи и добровольные взносы
3. Доходы населения от собственности, предпринимательской деятельности, кредитно-финансовых операций 3. Прирост вкладов в банках, приоб­ретение недвижимости, валюты, об­лигаций, государственных займов и т.д.
Всего денежных доходов Всего денежных расходов
Превышение расходов над доходами Превышение доходов над расходами
Баланс Баланс

 

Следующие данные характеризуют прогнозные расчеты де­нежных доходов и расходов населения на 1996 г., на январь— август 1997 г.* и отчетные данные за 1996 г. и январь—июнь 1997 г. (см. табл. 2.2).

* Деньги и кредит. — 1996. —№12. — С. 25; 1997г. — №8, — С.7.


 

Таблица 2.2.

Прогнозные расчеты денежных доходов и расходов населения

    Прогноз на 1996 г. Отчет за 1996 г. Прогноз на январь — август 1996 г. Отчет за январь— июнь 1997 г.
Денежные доходы населения, трлн руб. 1370,4 1346,8 1058,5 770,2
Денежные расходы населения, трлн руб. 1355,0 1328,0 1027,5 745,5
Превышение доходов над расходами, трлн руб. 15,4 18,8 31,0 34,7
Доля оплаты труда в денеж­ных расходах населения, %        

 

Приведенные расчеты показывают, что доля оплаты труда в прогнозируемых денежных расходах составляет 44 и 42%. Тен­денции изменения оплаты труда являются определяющими для динамики расходов населения и их структуры. Отчетные дан­ные за 1996 г. показывают, что доходы населения по сравнению с прогнозом снизились на 23,6 трлн руб., а денежные расходы — на 27 трлн руб. Та же тенденция сохранилась и в течение 6 месяцев 1997 г. Снижение денежных доходов объясняется увеличением задолженности по выплате заработной платы на предприятиях промышленности, в сферах образования, науки и здравоохранения. В структуре сбережений населения в первом полугодии 1997 г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года возросла доля покупки валюты на 9%, а доля сбережений во вкладах и ценных бумагах сократилась на 8,9%.

С 1991 г. в нашей стране осуществлен переход от кредит­ного и кассового планирования к составлению прогнозов кас­совых оборотов, основной целью которых является определе­ние потребности в наличных деньгах в целом по Российской Федерации, по регионам и учреждениям банков, а также разра­ботка мероприятий по стабилизации денежного обращения. Прогнозы кассовых оборотов отражают объем и источник по­ступлений всех наличных денег в кассы банков, размеры и це­левое направление выдач всех наличных денег предприятиям, организациям и отдельным лицам, а также эмиссионный ре­зультат, т.е. сумму выпуска или изъятия денег из обращения.

Основная задача банков всех уровней в работе по прогнозирова­нию кассовых оборотов состоит в достижении наибольшей достовер­ности и реальности составляемых расчетов и определении измене­ния наличной денежной массы в обороте. Не менее важна разра­ботка мероприятий по увеличению поступлений наличных денег, их экономному расходованию с целью ограничения эмиссии.

С 1997 г. кредитные организации составляют прогноз по следующей форме (см. табл. 2.3).

Головные расчетно-кассовые центры (ГРКЦ), РКЦ, главные управления Банка России составляют приходную и расходную части прогноза кассовых оборотов по вышеуказанной форме. В итоге показывается эмиссионный результат — выпуск или изъятие денег из обращения. При выпуске денег в обращение в прогнозе кассовых оборотов предусматриваются перечисления денег в обо­ротную кассу из резервных фондов учреждений Банка России, а при изъятии наличных денег — перечисления денег из оборотной кассы в резервные фонды учреждений Банка России.


Таблица 2.3.

Прогноз кассовых оборотов

ПРИХОД РАСХОД
Поступления торговой выручки от продажи потребительских товаров независимо от каналов их реализации Выдачи на заработную плату
Поступления выручки пассажирского транспорта Выдачи на стипендии
Поступления квартирной платы и коммунальных платежей Выдачи на расходы, не относящиеся к фонду заработной платы и выпла­там социального характера
Поступления выручки зрелищных предприятий Выдачи на выплаты социального характера
Поступления выручки предприятий, оказывающих прочие услуги Выдачи на закупки сельскохозяйст­венных продуктов
Поступления налогов и сборов Выдачи на выплату пенсий, пособий и страховых возмещении
Поступления от реализации недвижимости Выдачи на другие цели
Поступления на счета по вкладам граждан (кроме Сберегательного банка Российской Федерации) Выдачи ссуд индивидуальным заем­щикам и денег на операции ломбар­дов (кроме Сберегательного банка Российской Федерации)
Поступления от предприятий Мини­стерства связи Российской Федерации Выдачи со счетов по вкладам граж­дан (кроме Сберегательного банка Российской Федерации)
Поступления от учреждений Сберегательного банка Российской Федерации Выдачи со счетов граждан, осуществ­ляющих предпринимательскую дея­тельность без образования юридиче­ского лица
Поступления на счета граждан, осуще­ствляющих предпринимательскую деятельность без образования юриди­ческого лица Выдачи подкреплений предприятиям Министерства связи Российской Федерации
Поступления наличных денег от реа­лизации государственных и других ценных бумаг (кроме Сберегательного банка Российской Федерации) Выдачи наличных денег на выплату дохода, погашение и покупку госу­дарственных и других ценных бумаг (кроме Сберегательного банка Рос­сийской Федерации)
Возврат заработной платы и других приравненных к ней выплат Выдачи подкреплений учреждениям Сберегательного банка Российской Федерации
Прочие поступления    
Итого по приходу Итого по расходу
Превышение расходов над приходом Превышение прихода над расходом
Поступление денег в операционную кассу кредитной организации из обо­ротной кассы РКЦ Пересылка наличных денег из опе­рационной кассы кредитной органи­зации в оборотную кассу РКЦ
Баланс Баланс

 

Статистические отчеты о кассовых оборотах составляются за месяц и по пятидневкам по установленной форме.

В случае значительного расхождения фактических кассовых оборотов с прогнозируемыми анализируются причины расхож­дения и разрабатываются мероприятия по стабилизации денеж­ного обращения как в отдельных регионах, так и в целом по территории России.

Глава 3 Законы денежного обращения. Денежная масса и скорость обращения денег

§ 1. Характеристика законов денежного обращения

Закон стоимости и форма его проявления в сфере обраще­ния — закон денежного обращения характерны для всех обще­ственных формаций, в которых существуют товарно-денежные отношения. Анализируя пути развития форм стоимости и де­нежного обращения, К. Маркс открыл закон денежного обра­щения, сущность которого выражается в том, что количество денег, необходимых для выполнения функции средства обра­щения, должно быть равно сумме цен реализуемых товаров, деленной на число оборотов (скорость обращения) одноимен­ных единиц. Закон денежного обращения выражает экономи­ческую взаимозависимость между массой обращающихся това­ров, уровнем их цен и скоростью обращения денег.

С развитием товарного производства, денежного обраще­ния, использования денег в функции средства платежа закон денежного обращения приобретает следующий вид:

Таким образом, на количество денег, необходимых для об­ращения, влияют разнообразные факторы, которые зависят от условий развития производства. Одним из них является изме­нение количества обращающихся товаров.

Потребность хозяйства в деньгах определяется также уров­нем цен на товары и услуги.

Обратное влияние на количество денег, необходимых для обращения, оказывают:

• степень развития кредита, так как чем большая часть то­варов продается в кредит, тем меньшее количество денег требу­ется в обращении;

• развитие безналичных расчетов;

• скорость обращения денег.

При металлическом обращении количество денег в обраще­нии регулировалось стихийно, с помощью денег в функции сокровища: если потребность в деньгах сокращалась, то из­лишние деньги (золотая монета) уходили из обращения в со­кровище, если увеличивалась — происходил прилив денег в обращение из сокровищ. Следовательно, количество денег в обращении всегда поддерживалось на необходимом уровне. При обращении разменных на золото банкнот возможность их свободного размена на металл (золото и серебро) исключает нахождение в обращении их излишнего количества.

Если обращение обслуживается банкнотами, не разменны­ми на золото, или бумажными деньгами (казначейскими биле­тами), то в этом случае обращение наличных денег совершается в соответствии с законом бумажно-денежного обращения: «Специфический закон обращения бумажных денег может воз­никнуть лишь из отношения их к золоту, лишь из того, что они являются представителями последнего. И закон этот сводится к тому, что выпуск бумажных денег должен быть ограничен тем их количеством, в каком действительно обращалось бы симво­лически представленное ими золото (или серебро)».*

* Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т. 23. - С. 138.

 

Следовательно, когда количество выпущенных бумажных денег будет равно теоретическому количеству золотых денег, необходимому для обращения, никаких отрицательных явлений не возникнет — бумажные деньги или неразменные банкноты будут исправно играть роль денежных знаков, т.е. заместителей золотых денег. Указанное требование обеспечивает устойчи­вость денег и имеет силу во всех общественных формациях, где существует денежное обращение.

Ничем не ограниченная эмиссия денег приводит к наруше­нию этого закона, переполнению сферы денежного обращения излишними денежными знаками и их обесценению.

Условия и закономерности поддержания денежного обра­щения определяются взаимодействием двух факторов: потреб­ностями хозяйства в деньгах и фактическим поступлением де­нег в оборот. Если в обороте больше денег, чем требуется хо­зяйству, то это ведет к обесценению денег — понижению покупательной способности денежной единицы.

§2. Денежная масса и скорость обращения денег

Важнейшим количественным показателем денежного обра­щения является денежная масса, представляющая собой сово­купный объем покупательных и платежных средств, обслужи­вающих хозяйственный оборот и принадлежащих частным ли­цам, предприятиям и государству.

Для анализа количественных изменений денежного обра­щения на определенную дату и за определенный период, а также для разработки мероприятий по регулированию темпов роста и объема денежной массы используются различные пока­затели (денежные агрегаты).

К основным денежным агрегатам, применяемым в финан­совой статистике промышленно развитых стран, относятся:

агрегат Ml — включает наличные деньги в обращении (банкноты, металлические монеты, а в некоторых странах — казначейские билеты) и средства на текущих банковских счетах;

агрегат М2 — состоит из агрегата Ml плюс срочные и сбе­регательные вклады в коммерческих банках (до четырех лет);

агрегат М3 — содержит агрегат М2 плюс сберегательные вклады в специализированных кредитных организациях;

агрегат М4 — состоит из агрегата М3 плюс депозитные сер­тификаты крупных коммерческих банков.

В США для определения денежной массы используются че­тыре денежных агрегата, в Японии и Германии — три, в Анг­лии — пять.

Для расчета совокупной денежной массы в обращении в Российской Федерации предусмотрены следующие денежные агрегаты:

агрегат М0 — наличные деньги;

агрегат Ml — равен агрегату М0 плюс средства расчетных, текущих и прочих счетах (специальные счета, счета капитальных вложений, аккредитивы и чековые счета, счета местных бюджетов, счета бюджетных, профсоюзных, общественных и других организаций), плюс средства Госстраха, и плюс вклады в коммерческих банках; плюс депозиты до востребования в Сбербанке;

агрегат М2 — равен агрегату Ml плюс срочные вклады в Сбербанке;

агрегат М3 — включает агрегат М2, депозитные сертифика­ты и облигации государственных займов.

Самостоятельным компонентом денежной массы в России является денежная база. Она включает агрегат М0 плюс денеж­ные средства в кассах банков, обязательные резервы, банков и их средства на корреспондентских счетах в ЦБ РФ.

Совокупный объем денежной массы (денежный агрегат М2) возрос в России в 41,1 раза на 1 января 1997 г. по сравнению с 1 января 1993 г. (с 7,18 трлн руб. до 295,2 трлн руб.), а налич­ных денег (денежный агрегат М0) — в 58 раз за соответствую­щий период (с 1,79 трлн руб. до 103,8 трлн руб.). Положительной тенденцией является сокращение удельного веса наличных де­нег (агрегат М0) в совокупном объеме денежной массы (агрегат М2) с 40% на 1 января 1993 г. до 35,2% на 1 января 1997г.

Анализ структуры и динамики денежной массы имеет важ­ное значение при выработке центральными банками ориенти­ров кредитно-денежной политики. Банк России ежегодно при формировании основных направлений денежно-кредитной по­литики устанавливает целевой ориентир для роста денежного агрегата М2. Например, при определении денежно-кредитной политики на 1997 г. был установлен предел роста денежного агрегата М2 22—30% в год или 1,7—2,2% в месяц при инфляции (среднемесячные темпы прироста потребительских цен) — 0,93.

Использование различных показателей денежной массы по­зволяют дифференцированно подойти к анализу состояния денежного обращения.

Изменение объема денежной массы может быть результатом как изменения массы денег в обращении, так и ускорения их оборота.

Скорость обращения денег — показатель интенсификации движения денег при функционировании их в качестве средства обращения и средства платежа. Он трудно поддается количественной оценке, поэтому для его расчета используются косвен­ные данные.

В промышленно развитых странах в основном исчисляются два показателя скорости роста оборота денег:

• показатель скорости обращения в кругообороте доходов — отношение валового национального продукта (ВНП) или на­ционального дохода к денежной массе, а именно к агрегату Ml или М2; этот показатель раскрывает взаимосвязь между денеж­ным обращением и процессами экономического развития;

• показатель оборачиваемости денег в платежном обороте — отношение суммы переведенных средств по банковским теку­щим счетам к средней величине денежной массы.

В Российской Федерации в практике статистической работы в зависимости от полноты охвата оборота наличных денег раз­личают: во-первых, скорость возврата денег в кассы учрежде­ний Центрального банка России как отношение суммы поступ­лений денег в кассы банка к среднегодовой массе, денег в об­ращении; во-вторых, скорость обращения денег в наличноденежном обороте, исчисляемую путем деления суммы поступ­лений и выдачи наличных денег, включая оборот почты и уч­реждений Сберегательного банка, на среднегодовую массу де­нег в обращении.

Изменение скорости обращения денег зависит от многих факторов как общеэкономических (циклического развития эко­номики, темпов экономического роста, движения цен), так и чисто монетарных (структуры платежного оборота, развития кредитных операций и взаимных расчетов, уровня процентных ставок на денежном рынке и т.д.).

Ускорению обращения денег способствуют развитие систе­мы взаимных расчетов, внедрение ЭВМ в банковское дело, применение систем электронных платежей. При прочих равных условиях ускорение скорости обращения денег равнозначно увеличению денежной массы и является одним из факторов инфляции.

В России в период с начала проведения экономических ре­форм характерной долгосрочной тенденцией развития денеж­ной сферы являлось замедление темпов прироста скорости об­ращения денег, а в 1996 г. впервые происходит абсолютное снижение скорости обращения среднегодовой денежной массы. Скорость обращения среднегодовой денежной массы определяется как отношение ВВП, произведенного за год, к среднего­довой денежной массе. Скорость обращения будет продолжать снижаться при переходе экономики в фазу экономического роста, что будет выражаться в увеличении спроса на деньги, а также в изменении структуры денежной массы за счет повы­шения доли менее ликвидных компонентов. На рост спроса на деньги (М2) дополнительно окажут влияние, во-первых, факт присоединения России к VIII статье Устава МВФ, что повлечет за собой более широкое использование рубля в международных расчетах, а во-вторых отмена ограничений на вывоз за границы Российской Федерации наличных рублей.

Глава 4 Денежные системы

§1. Типы денежных систем

Денежная система — это форма организации денежного об­ращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством. Денежные системы сформи­ровались в XVI—XVII вв. с возникновением и утверждением капиталистического способа производства, хотя отдельные их элементы появились в более ранний период. По мере развития товарно-денежных отношений и капиталистического способа производства происходят существенные изменения в денежной системе.

Тип денежной системы зависит от того, в какой форме функционируют деньги: как товар — всеобщий эквивалент или как знаки стоимости. В связи с этим выделяют следующие ти­пы денежных систем:

• системы металлического обращения, при которых денеж­ный товар непосредственно обращается и выполняет все функ­ции денег, а кредитные деньги разменны на металл;

• системы обращения кредитных и бумажных денег, при которых полноценные деньги вытеснены из обращения.

В зависимости от металла, который в данной стране был принят в качестве всеобщего эквивалента, и базы денежного обращения различаются биметаллизм и монометаллизм.

Биметаллизм — денежная система, при которой роль все­общего эквивалента закрепляется за двумя благородными ме­таллами (обычно за золотом и серебром), предусматриваются свободная чеканка монет из обоих металлов и их неограничен­ное обращение.

При системе параллельной валюты соотношение между зо­лотыми и серебряными монетами устанавливалось стихийно, в соответствии с рыночной ценой металла. При использовании системы двойной валюты государство фиксировало соотноше­ние между металлами, а чеканка золотых и серебряных монет и прием их населением производились по этому соотношению.

При системе «хромающей» валюты золотые и серебряные монеты являлись законным платежным средством, но не на равных основаниях, например, если чеканка монет из серебра производилась в закрытом порядке, то они практически высту­пали знаками золота.

Биметаллизм был широко распространен в XVI—XVII вв., а в раде стран Западной Европы и в XIX в. В 1865 г. Франция, Бельгия, Швейцария и Италия попытались сохранить биметал­лизм при помощи международного соглашения — так называе­мого Латинского монетного союза. В заключенной монетной конвенции была предусмотрена свободная чеканка монет из обоих металлов достоинством от 5 франков и выше с установ­лением законного ценностного соотношения между золотом и серебром 1:15,5.

Однако биметаллическая денежная система не соответство­вала потребностям развитого капиталистического хозяйства, так как использование в качестве меры стоимости одновременно двух металлов — золота и серебра — противоречит природе этой функции денег. Всеобщей мерой стоимости может слу­жить только один товар. Кроме того, устанавливаемое государ­ством твердое стоимостное соотношение между золотом и се­ребром не соответствовало их рыночной стоимости. В результа­те удешевления производства серебра в конце XIX в. и его обесценения золотые монеты стали уходить из обращения в сокровище. В этом проявилось действие закона Коперника— Грешема: «плохие деньги вытесняют из обращения хорошие».

Развитие капитализма требовало устойчивых денег, единого всеобщего эквивалента, поэтому биметаллизм уступает место монометаллизму.

Монометаллизм — денежная система, при которой один ме­талл (золото или серебро) служит всеобщим эквивалентом и основой денежного обращения, функционирующие монеты и знаки стоимости разменны на золото или серебро. Серебряный монометаллизм существовал в России в 1843—1852 гг., в Индии - в 1852—1893, в Голландии — в 1847—1875 гг.

В царской России система серебряного монометаллизма была введена в результате денежной реформы 1839—1843 гг. Денежной единицей стал серебряный рубль содержанием в 4 золотника и 21 долю чистого серебра. Были выпущены в об­ращение и кредитные билеты, обращавшиеся наравне с сереб­ряной монетой и свободно разменивавшиеся на серебро. Одна­ко эта реформа в условиях разлагающегося крепостничества при дефиците государственного бюджета и внешнеторгового баланса не могла на длительный период существенно упорядо­чить денежное обращение. Крымская война 1853—1856 гг. по­требовала большой дополнительной эмиссии кредитных денег, и они фактически превратились в бумажные деньги.

Впервые золотой монометаллизм (стандарт) как тип денеж­ной системы сложился в Великобритании в конце XVIII в. и был законодательно закреплен в 1816 г. В большинстве других государств он был введен в последней трети XIX в.: в Германии — в 1871—1873 гг., в Швеции, Норвегии и Дании — в 1873, во Франции — в 1876—1878, в Австрии — в 1892, в России и Япо­нии — в 1897, в США — в 1900 г.

В зависимости от характера размена знаков стоимости на золото различают три разновидности золотого монометаллизма: золотомонетный стандарт, золотослитковый стандарт и золотодевизный (золотовалютный) стандарт.

Золотомонетный стандарт наиболее соответствовал требо­ваниям капитализма периода свободной конкуренции, способ­ствовал развитию производства, кредитной системы, мировой торговли и вывозу капитала. Этот стандарт характеризуется следующими основными чертами:

• во внутреннем обращении страны находится полноценная золотая монета, золото выполняет все функции денег;

• разрешается свободная чеканка золотых монет для част­ных лиц (обычно на монетном дворе страны);

• находящиеся в обращении неполноценные деньги (банкноты, металлическая разменная монета) свободно и неог­раниченно размениваются на золотые;

• допускается свободный вывоз и ввоз золота и иностран­ной валюты и функционирование свободных рынков золота.

Функционирование золотомонетного стандарта требовало наличия золотых запасов у центральных эмиссионных банков, которые служили резервом монетного обращения, обеспечивали размен банкнот на золото, являлись резервом мировых денег.

В годы первой мировой войны рост бюджетных дефицитов, покрытие их займами и растущим выпуском денег привели к росту денежной массы в обращении, значительно превышаю­щей по своему объему золотые запасы эмиссионных банков, что ставило под угрозу свободный размен неполноценных денег на золотые монеты. В этот период золотомонетный стандарт прекратил свое существование в воевавших странах, а затем и в большинстве других стран (кроме США, где он продержался до 1933 г.) был прекращен размен банкнот на золото, запрещен вывоз его за границу, золотые монеты ушли из обращения в сокровище. По окончании первой мировой войны, в условиях развития общего кризиса капитализма ни одно капиталистиче­ское государство не смогло осуществить стабилизацию своей валюты на основе восстановления золотомонетного стандарта.

В ходе денежных реформ (1924—1929 гг.) возврат к золотому стандарту был произведен в двух урезанных формах — золото­слиткового и золотодевизного стандартов.

При золотослитковом стандарте, в отличие от золотомо­нетного, в обращении отсутствуют золотые монеты и свободная их чеканка. Обмен банкнот, как и других неполноценных де­нег, производится только на золотые слитки. В Англии цена стандартного слитка в 12,4 кг равнялась 1700 ф. ст., во Фран­ции цена слитка весом 12,7 кг — 215 тыс. франков.

В Австрии, Германии, Дании, Норвегии и других странах был установлен золотодевизный (золотовалютный) стандарт, при котором также отсутствуют обращение золотых монет и свободная чеканка. Обмен неполноценных денег на золото производится с помощью обмена на валюту стран с золото­слитковым стандартом. Таким путем сохранялась косвенная связь денежных единиц стран золотодевизного стандарта с зо­лотом. Поддержание устойчивости курса национальной валюты осуществлялось методом девизной политики, т.е. посредством купли или продажи национальных денег за иностранные в за­висимости от того, снижается или повышается курс нацио­нальной валюты на рынках. Таким образом, при золотодевизном стандарте валюты одних стран ставились в зависимость от валют других государств.

В результате мирового экономического кризиса 1929—1933 гг. золотой стандарт был отменен во всех странах (например, в Великобритании — в 1931 г., в США — в 1933, во Франции — в 1936 г.) и утвердилась система неразменного банкнотного обращения.

Созданная в 1944 г. Бреттон-Вудская мировая валютная систе­ма представляла собой систему межгосударственного золотодевизного стандарта, по существу золотодолларового стандарта, для стран со свободно конвертируемой валютой. Особенность золотодолларового стандарта состояла в том, что он был уста­новлен лишь для центральных банков и правительственных учреждений других стран. Приэтом только одна единственная валюта — доллар США — сохранила связь с золотом. В связи с сокращением золотых запасов правительство США с 1971 г. официально прекратило продажу золотых слитков на доллары и золотодолларовый стандарт прекратил свое существование.

В условиях современного капитализма банкноты сохраняют кредитную природу — они предназначены для кредитования экономики, государства, выпускаются под прирост официаль­ных золотовалютных резервов, но подчиняются закономерно­стям бумажно-денежного обращения.

Следует иметь в виду, что состояние денежной системы оп­ределяется процессами развития капиталистического воспроиз­водства, на которое она воздействует, сдерживая или ускоряя его. Влияние денежной системы на экономику усиливается с развитием государственно-монополистического капитализма.

§2. Современная денежная система промышленно развитых стран

Современная денежная система включает следующие эле­менты: денежную единицу; масштаб цен; виды денег, эмисси­онную систему; государственный или кредитный аппарат регу­лирования денежного обращения.

Составной частью денежной системы является националь­ная валютная система, хотя она и относительно самостоятельна.

Денежная единица — это установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит для соизмерения и вы­ражения цен всех товаров. Денежная единица, как правило, де­лится на мелкие кратные части. В большинстве стран установлена десятичная система деления 1:10:100. (1 доллар США равен 100 центам; 1 фунт стерлингов — 100 пенсам; 1 индонезийская рупия — 100 сенам и т.д.).

Официальный масштаб цен утратил экономический смысл с развитием государственно-монополистического капитализма и прекращением размена кредитных денег на золото. В результате Ямайской валютной реформы 1976—1978 гг. официальная цена золота и золотое содержание денежных единиц отменены.

Виды денег, являющиеся законным платежным средством, — это в основном кредитные банковские билеты, а также бумаж­ные деньги (казначейские билеты) и разменная монета. На­пример, в США в обращении находятся: банковские билеты в 100, 50, 20, 10, 5, 2 и 1 долл. (выпуск банкнот в 500 и выше долларов прекращен); казначейские билеты в 100 долл.; сереб­ряно-медные и медно-никелевые монеты в 1 долл., 50, 25, 10, 1 цент. В Великобритании в обращении находятся банкноты в 50, 20, 10, 5 и 1 ф. ст., монеты в 1 ф. ст., 50, 10, 5, 2 пенса, 1 и ½ пенни. Имеют хождение старые монеты в 2 и 1 шиллинг, которые по стоимости соответствуют новым 10 и 5 пенсам. Если в промышленно развитых странах, как правило, не вы­пускаются государственные бумажные деньги в узком смысле слов (казначейские билеты), то в некоторых развивающихся государствах они имеют достаточно широкое обращение.

Эмиссионная система в развитых капиталистических странах означает порядок выпуска банковских билетов центральными банками, а казначейских билетов и монет — казначействами в соответствии с законодательно установленным эмиссионным правом. Главный канал эмиссии денег в этих странах — депозитно-чековая эмиссия: увеличение депозитов на счетах клиен­тов и соответственно массы чеков, обслуживающих платежный оборот. В ней участвуют коммерческие банки и другие кредит­ные организации. Например, в США право выпуска банкнот предоставлено Федеральной резервной системе (Центральный банк), а мелкокупюрных денежных билетов, серебряных долла­ров и разменной монеты — казначейству.

В связи с тем, что денежная политика тесно связана с кредитной, в условиях современного капитализма осуществ­ляется государственное денежно-кредитное регулирование экономики. Во многих промышленно развитых странах с 70-х годов было введено таргетирование, т.е. установление целе­вых ориентиров в регулировании прироста денежной массы в обращении на предстоящий период, которых придержива­ются в своей политике центральные банки. В США с 1975 г. Федеральная резервная система (ФРС) периодически отчи­тывается перед Конгрессом о планируемых темпах роста или сокращении денежной массы в обращении на предстоящие 12 месяцев.

Характерными чертами современных денежных систем промышленно развитых капиталистических государств являются:

• отмена официального золотого содержания и размена банкнот на золото; демонетизация золота;

• переход к неразменным на золото кредитным деньгам;

• выпуск банкнот в обращение не только в порядке банков­ского кредитования хозяйства, но и в значительной мере для покрытия расходов государства (эмиссионным обеспечением являются в основном государственные ценные бумаги);

• преобладание в денежном обращении безналичного оборота;

• усиление государственного монополистического регули­рования денежного обращения.

Образовавшиеся в период и после мирового экономиче­ского кризиса 1929—1933 гг. валютные блоки обеспечили со­хранение в развивающихся странах денежных систем, зависи­мых от метрополий, которые контролировали эмиссионные институты и их операции. Размеры эмиссии обусловливались состоянием платежных балансов, а не потребностями хозяйст­ва. Во время и после второй мировой войны на базе довоенных валютных блоков были созданы валютные зоны, характерными чертами которых являются: поддержание твердого курса валют по отношению к основной валюте; хранение национальных валют в банках страны-гегемона; льготный порядок валютных расчетов внутри зоны.

В начале 80-х годов в большинстве малых государств, в том числе островных, были созданы национальные денеж­ные системы, обеспечение устойчивости которых является важнейшим условием нормального развития национальных экономик.

§3. Денежная система Российской Федерации

Правовые основы функционирования денежной системы в России определены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банк России)» от 26 апреля 1995 г. На Банк России возложена организация наличного де­нежного обращения и безналичных расчетов. Он координирует, регулирует и лицензирует расчетные, в том числе клиринговые системы, устанавливает правовые формы и стандарты осущест­вления безналичных расчетов.

Официальной денежной единицей (национальной валютой) является рубль. Законом запрещен выпуск иных денежных единиц и денежных суррогатов, подчеркнута ответственность лиц, нарушающих единство денежного обращения. Официаль­ное соотношение между рублем и золотом или другими драго­ценными металлами не устанавливается. Исключительное право выпуска наличных денег, организации обращения и изъятия их из обращения на территории Российской Федерации принад­лежит Центральному банку Российской Федерации (ЦБ).

Видами денег, имеющими законную платежную силу, явля­ются банковские билеты (банкноты) и металлическая монета, образцы которых утверждаются Банком России. Банкноты и металлическая монета являются безусловными обязательствами ЦБ и обеспечиваются его активами. Они обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории Россий­ской Федерации во все виды платежей, а также для зачисления на счета, вклады, аккредитивы и для перевода.

Закон разделил полномочия Правительства РФ и ЦБ в об­ласти изготовления денежных знаков. Центральный банк несет ответственность лишь за планирование объемов их производст­ва. В целях организации наличного денежного обращения на него возложены следующие функции:

• прогнозирование н организация производства банкнот и металлических монет;

• создание резервных фондов банкнот и монет;

• определение правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег;

• установление признаков платежности денежных знаков и порядка замены и уничтожения денежных знаков;

• утверждение правил ведения кассовых операций для кре­дитных организаций.

С июня 1997 г. Банк России ввел в действие Положение «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» от 25 марта 1997 г. № 56. Правительство Российской Федерации совместно с Цен­тральным банком разрабатывает основные направления эконо­мической политики, в том числе денежной и кредитной. Осу­ществление денежно-кредитного регулирования экономики Центральным банком проводится путем использования общепринятых в рыночной экономике инструментов: изменения процентных ставок по кредитам коммерческим банкам, резерв­ных требований и проведения операций на открытом рынке. Он регулирует величину и темпы роста денежной массы.

Для осуществления эмиссионно-кассового регулирования, кассового обслуживания кредитных организаций, а также пред­приятий, организаций и учреждений в главных территориаль­ных управлениях Центрального банка, расчетно-кассовых цен­трах имеются оборотные кассы по приему и выдаче наличных денег и резервные фонды денежных билетов и монет. В 1992 г. созданы также региональные запасные фонды денежных биле­тов и монет в отдельных главных территориальных управлениях Центрального банка. Остаток наличных денег в оборотной кас­се лимитируется, поскольку они включаются в общую массу денег, находящуюся в обращении. Если количество денег в оборотной кассе превышает установленный лимит, то излиш­ние деньги передаются из оборотной кассы в резервные фонды.

Резервные фонды денежных билетов и монет — это запасы не выпущенных в обращение билетов и монет в хранилищах Цен­трального банка. Эти фонды создаются по распоряжению Цен­трального банка, который устанавливает их величину исходя из размера оборотной кассы, объема налично-денежного оборота, условий хранения. Образование резервных фондов позволяет удовлетворять потребности народного хозяйства в наличных деньгах, оперативно обновлять денежную массу в обращении, поддерживать необходимый покупюрный состав, сокращать затраты на перевозку и хранение денежных знаков.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.163.218.81 (0.074 с.)