Развитие отечественной методики обучения грамоте в ХVI-ХVII вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие отечественной методики обучения грамоте в ХVI-ХVII вв.



На своем втором этапе в ХVI-ХVII вв. отечественная методика обучения грамоте развивалась под воздействием целого ряда факторов, среди которых наиболее существенными были следующие события.

1. Образование на основе Московского княжества самостоятельной российской государственности с собственной культурой, национальным языком и образованием.

2. Создание по решениям Стоглавого собора 1551 года системы православного образования и приобретение церковно-славянской методикой официального статуса. Система православного образованиявключала начальную, среднюю и высшую ступени. Начальная ступень, в частности, предусматривала овладение грамотой в специальных приходских школах. Наряду с приходскими школами начинают появляться и частные, где обучались в основном дети ремесленников и купцов. В них уже преподавали не монахи, а учителя-миряне – «мастера грамоты». Как правило, такие школы были обычными школами грамотности, где учили чтению, письму и счету. Тем не менее, следует подчеркнуть, что в обучении грамоте продолжали повсеместно использоваться методики (рукописные азбуки), которые описывали не живой разговорный русский язык, а литературный церковнославянский.

3. Появление бумаги и рост делопроизводственной документации привели к возникновению полууставного письма и скорописи. Скоропись начинает использоваться грамотными людьми и в бытовых целях. Об этом свидетельствует, например, письмо жены думного дворянина И.С.Ларионова, в котором она просит мужа: «Да пиши, друг мой, и Катюшке грамотки уставом, хотя небольшие».[25] Очевидно, в семье дворянина письмо на бумаге использовалось не только для переписки, но и для обучения дочери чтению, для которой устав (печатное письмо) был более доступным, чем скоропись.

4. Интенсификация культурных контактов Московского государства с европейскими странами, в том числе, по линиям образования и методики обучения грамоте способствует проникновению в страну передовых идей западноевропейской педагогики. В 1516 году приглашается видный ученый и педагог Максим Грек (1475-1555 гг.), благодаря которому в школах начинают изучаться философия, иностранные языки, риторика. Под его влиянием появляется целая плеяда ярких русских педагогов, среди которых выделялись И. Сабуров, И. Токмаков, В. Тучков и др. Но основным посредником в культурных контактах выступало существовавшее тогда Брест-Литовское княжество (Юго-Западная Русь), в состав которого, заметим, входила и территория современной Смоленской области. Через него в Московское государство проникали передовые педагогические идеи и все новшества в образовании.

В этот период заметное влияние на образование в Московии оказывают так называемые «братские» школы и несколько позже целый ряд первых государственных школ Юго-Западной Руси (Луцкая, Львовская, Виленская, Киевская и др.). Так, в Луцкой школе (открыта в 1620 г. при Крестовоздвиженской церкви) обучались не только дети богатых, но и бедных, взаимоотношения между учениками и учителями строились на уважении и почитании. Впервые используется согласно уставу школы разноуровневое обучение: «Дети в школе должны быть разделены натрое: одни, которые будут распознавать буквы и складывать; другие, которые будут учиться читать и выучивать разные уроки; третьи будут приучаться объяснять прочитанное, рассуждать и понимать».[26] Обучение грамоте начиналось с 7 лет и было рассчитано на два года.

Даже из приведенного отрывка устава Луцкой школы видно, что начальное обучение грамоте строилось во многом так же, как и во времена Древней Руси. На первом этапе обучения применялись различные рукописные азбуки, а также прописи, азбуковники и переводные буквари. После Азбуки учились по Часовнику, который с середины ХVII века стал называться Часословом, а затем – по Псалтыри (как келейной, так и следованной) Апостолу, Октоиху (книга для обучения церковному пению). Но основными учебными книгами все же были Часовник и Псалтырь. Они применялись в средневековом церковном образовании не случайно – предназначенные для богослужения Часовник и Псалтырь полностью удовлетворяли задачам начального обучения. Эти книги имели огромное прикладное и воспитательное значение, так как давали комплекс элементарных знаний, необходимых христианину для того, чтобы он мог понимать церковную службу, самостоятельно совершать молитвы и таким образом с детства приобщаться к православным ценностям.

Так, Часовник содержал большинство литургических текстов, повторявшихся ежедневно и связанных с суточным кругом служб. Это были самые общие и важные тексты, отобранные и отшлифованные веками для запоминания и произнесения вслух. Недаром уже в 1631 г. именно в Часовник добавляется краткий букварь или «Краткое учение человеком…».

В свою очередь Псалтырь воспринималась в народе как «царь-книга» или «книга книг». Знаменательно в этой связи то, что, по оценкам современных исследователей, «текст песен Псалтыри создавался народом в течение многих веков, и в ней в предельно точной, присущей народному творчеству образной форме передано бесконечное разнообразие общечеловеческих чувств, тонких оттенков эмоциональной и духовной жизни, хотя все это и подано в «перевернутом» виде, «опрокинуто» в сферу взаимоотношений человека с некой высшей силой».[27] Безусловно, Псалтырь благодаря своей высокой художественной форме была идеальным, ненавязчивым проповедником идеологии христианства. Вместе с Часовником она обеспечивала, как и в доордынский период, главную цель книжного обучения – воспитание грамотного христианина и законопослушного члена сословного государства.

5. Интенсификация культурных контактов Московского государства способствует проникновению в страну не только передовых идей западноевропейской педагогики, но и новых учебников. Кроме традиционных пособий по обучению грамоте: различных рукописных азбук, Часовника (Часослова), Псалтырей (келейной и следованной), Апостола, Октоиха (книга для обучения церковному пению), - начинают использоваться, например, «Азбука языка славенского написана скорописью учитися писати», «Буквица языка словенского», Тюбингенский букварь 1561 г., азбука в венецианском молитвеннике 1571 г. и др. В российских школах появляются переводные грамматики «Донат» Дмитрия Герасимова (1522 г.), греко-церковнославянская грамматика «Адельфотис» (1591 г.), «Грамматика словенская» Лаврентия Зизания (1596 г.), «Грамматика» Мелетия Смотрицкого (изд. 1619, 1648, 1721 гг.) и др. Постепенно с расширением круга используемой в школах учебной литературы начинает осуществляться переход обучения языку с чисто текстового, начетнического к аналитическому [235], который объективно потребовал профессионально подготовленных учителей – «мастеров грамоты».

6. При всей значительности происшедших в ХVI-ХVII вв. событий решающим для развития отечественной букваристики фактором стало книгопечатание. С выходом в печати первых русских букварей методика обучения грамоте приобретает свой вариативный объект и технологические основы обучения в виде методических принципов организации и отбора содержания обучения первоначальному чтению. Начался этот процесс с появления первой методической системы в отечественной букваристике - букваря [«Азбуки»] первопечатника Ивана Федорова.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.172 (0.004 с.)