Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие отечественной методики обучения грамоте в ХVI-ХVII вв.
На своем втором этапе в ХVI-ХVII вв. отечественная методика обучения грамоте развивалась под воздействием целого ряда факторов, среди которых наиболее существенными были следующие события. 1. Образование на основе Московского княжества самостоятельной российской государственности с собственной культурой, национальным языком и образованием. 2. Создание по решениям Стоглавого собора 1551 года системы православного образования и приобретение церковно-славянской методикой официального статуса. Система православного образованиявключала начальную, среднюю и высшую ступени. Начальная ступень, в частности, предусматривала овладение грамотой в специальных приходских школах. Наряду с приходскими школами начинают появляться и частные, где обучались в основном дети ремесленников и купцов. В них уже преподавали не монахи, а учителя-миряне – «мастера грамоты». Как правило, такие школы были обычными школами грамотности, где учили чтению, письму и счету. Тем не менее, следует подчеркнуть, что в обучении грамоте продолжали повсеместно использоваться методики (рукописные азбуки), которые описывали не живой разговорный русский язык, а литературный церковнославянский. 3. Появление бумаги и рост делопроизводственной документации привели к возникновению полууставного письма и скорописи. Скоропись начинает использоваться грамотными людьми и в бытовых целях. Об этом свидетельствует, например, письмо жены думного дворянина И.С.Ларионова, в котором она просит мужа: «Да пиши, друг мой, и Катюшке грамотки уставом, хотя небольшие».[25] Очевидно, в семье дворянина письмо на бумаге использовалось не только для переписки, но и для обучения дочери чтению, для которой устав (печатное письмо) был более доступным, чем скоропись. 4. Интенсификация культурных контактов Московского государства с европейскими странами, в том числе, по линиям образования и методики обучения грамоте способствует проникновению в страну передовых идей западноевропейской педагогики. В 1516 году приглашается видный ученый и педагог Максим Грек (1475-1555 гг.), благодаря которому в школах начинают изучаться философия, иностранные языки, риторика. Под его влиянием появляется целая плеяда ярких русских педагогов, среди которых выделялись И. Сабуров, И. Токмаков, В. Тучков и др. Но основным посредником в культурных контактах выступало существовавшее тогда Брест-Литовское княжество (Юго-Западная Русь), в состав которого, заметим, входила и территория современной Смоленской области. Через него в Московское государство проникали передовые педагогические идеи и все новшества в образовании.
В этот период заметное влияние на образование в Московии оказывают так называемые «братские» школы и несколько позже целый ряд первых государственных школ Юго-Западной Руси (Луцкая, Львовская, Виленская, Киевская и др.). Так, в Луцкой школе (открыта в 1620 г. при Крестовоздвиженской церкви) обучались не только дети богатых, но и бедных, взаимоотношения между учениками и учителями строились на уважении и почитании. Впервые используется согласно уставу школы разноуровневое обучение: «Дети в школе должны быть разделены натрое: одни, которые будут распознавать буквы и складывать; другие, которые будут учиться читать и выучивать разные уроки; третьи будут приучаться объяснять прочитанное, рассуждать и понимать».[26] Обучение грамоте начиналось с 7 лет и было рассчитано на два года. Даже из приведенного отрывка устава Луцкой школы видно, что начальное обучение грамоте строилось во многом так же, как и во времена Древней Руси. На первом этапе обучения применялись различные рукописные азбуки, а также прописи, азбуковники и переводные буквари. После Азбуки учились по Часовнику, который с середины ХVII века стал называться Часословом, а затем – по Псалтыри (как келейной, так и следованной) Апостолу, Октоиху (книга для обучения церковному пению). Но основными учебными книгами все же были Часовник и Псалтырь. Они применялись в средневековом церковном образовании не случайно – предназначенные для богослужения Часовник и Псалтырь полностью удовлетворяли задачам начального обучения. Эти книги имели огромное прикладное и воспитательное значение, так как давали комплекс элементарных знаний, необходимых христианину для того, чтобы он мог понимать церковную службу, самостоятельно совершать молитвы и таким образом с детства приобщаться к православным ценностям.
Так, Часовник содержал большинство литургических текстов, повторявшихся ежедневно и связанных с суточным кругом служб. Это были самые общие и важные тексты, отобранные и отшлифованные веками для запоминания и произнесения вслух. Недаром уже в 1631 г. именно в Часовник добавляется краткий букварь или «Краткое учение человеком…». В свою очередь Псалтырь воспринималась в народе как «царь-книга» или «книга книг». Знаменательно в этой связи то, что, по оценкам современных исследователей, «текст песен Псалтыри создавался народом в течение многих веков, и в ней в предельно точной, присущей народному творчеству образной форме передано бесконечное разнообразие общечеловеческих чувств, тонких оттенков эмоциональной и духовной жизни, хотя все это и подано в «перевернутом» виде, «опрокинуто» в сферу взаимоотношений человека с некой высшей силой».[27] Безусловно, Псалтырь благодаря своей высокой художественной форме была идеальным, ненавязчивым проповедником идеологии христианства. Вместе с Часовником она обеспечивала, как и в доордынский период, главную цель книжного обучения – воспитание грамотного христианина и законопослушного члена сословного государства. 5. Интенсификация культурных контактов Московского государства способствует проникновению в страну не только передовых идей западноевропейской педагогики, но и новых учебников. Кроме традиционных пособий по обучению грамоте: различных рукописных азбук, Часовника (Часослова), Псалтырей (келейной и следованной), Апостола, Октоиха (книга для обучения церковному пению), - начинают использоваться, например, «Азбука языка славенского написана скорописью учитися писати», «Буквица языка словенского», Тюбингенский букварь 1561 г., азбука в венецианском молитвеннике 1571 г. и др. В российских школах появляются переводные грамматики «Донат» Дмитрия Герасимова (1522 г.), греко-церковнославянская грамматика «Адельфотис» (1591 г.), «Грамматика словенская» Лаврентия Зизания (1596 г.), «Грамматика» Мелетия Смотрицкого (изд. 1619, 1648, 1721 гг.) и др. Постепенно с расширением круга используемой в школах учебной литературы начинает осуществляться переход обучения языку с чисто текстового, начетнического к аналитическому [235], который объективно потребовал профессионально подготовленных учителей – «мастеров грамоты». 6. При всей значительности происшедших в ХVI-ХVII вв. событий решающим для развития отечественной букваристики фактором стало книгопечатание. С выходом в печати первых русских букварей методика обучения грамоте приобретает свой вариативный объект и технологические основы обучения в виде методических принципов организации и отбора содержания обучения первоначальному чтению. Начался этот процесс с появления первой методической системы в отечественной букваристике - букваря [«Азбуки»] первопечатника Ивана Федорова.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.172 (0.004 с.) |