Древнерусский этап зарождения методики обучения грамоте. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Древнерусский этап зарождения методики обучения грамоте.



Вопросы развития методики обучения грамоте принято относить к особой отрасли методики как науки - истории методики обучения русскому языку. Обычно изложение истории методики обучения русскому языку начинают с 1844 года – года публикации книги Ф. И. Буслаева «О преподавании отечественного языка», в которой впервые методика была представлена как целостная отрасль научных знаний. Вместе с тем в истории методики есть и другая дата ее начала – 1574 год, «год выхода [«Азбуки»] Ивана Федорова, в которой прослеживается методическая система обучения чтению, письму, орфографии, грамматике»[1]. Безусловно, букварь Ивана Федорова представлял собой первую отечественную методическую систему, и в первую очередь, обучения грамоте. Тем не менее методическая система Ивана Федорова не возникла на пустом месте, ее созданию предшествовало длительное зарождение и распространения обучения грамоте в Древней Руси. Именно этот исторический процесс, по существу подготовивший появление букваря Ивана Федорова, должен рассматриваться как первый древнерусский этап зарождения и становления отечественной букваристики. Он характеризовался целым рядом значимых для развития методики обучения грамоте обстоятельств.

Во-первых, уже задолго до принятия на Руси христианства славяне имели собственную письменность. Например, по свидетельству болгарского монаха Храбра, русичи в дохристианские времена писали «чертами» и «резами»[2]. Сегодня исследователями древней культуры восточных славян доказано, что на Руси еще в VI-IХ вв. использовалась одна из разновидностей рунического письма[3], а само письмо в целом представляло собой письменную традицию древнерусского литературного языка[4]. Если учесть, что в общинно-семейном воспитании славян использовалась целая «программа» устно-речевого образования детей[5], то эти обстоятельства позволяют предполагать, что восточные славяне уже в дохристианский период имели достаточно развитую письменную культуру, которая неизбежно сопровождалась практикой обучения грамоте в составе складывавшегося общинно-семейного воспитания (образования) отроков (детей 7-14 лет).

Во вторых, в IХ веке восточными славянами использовалась и так называемая «неустроенная» азбука [6], в которой использовались протокириллическая система письма [7]. Она была обнаружена на стене киевского Софийского собора и представляла собой дополненный отдельными славянскими буквами греческий алфавит, который включал 27 букв: 23 – соответствующих греческому алфавиту и 4 (Б, Ж, Ш, Щ) славянских. (См.: Приложение 1) Очевидно, «неустроенной» азбука появилась в результате миссионерской (просветительской) деятельности на Руси в середине IХ века греческих христиан. Это подтверждает «Паннонское житие», в котором упоминается о существовании у славян до принятия христианства Евангелия и Псалтыря, написанных «русскими письменами».

Постепенно с развитием городской культуры новая грамота становится у славян обыденным явлением, выступая частью уклада их жизни. Так, найденный при раскопках Гнездовских курганов близ Смоленска глиняный сосуд первой половины Х века с надписью «горухша» или «горушна» (горчица, горчичное семя) однозначно говорит об использовании письменности не только в культовых целях, но и в быту [8]. Вместе с ней в общинно-семейное воспитание повсеместно проникает и методика индивидуального обучения грамоте [9], в которой уже присутствовали осознаваемые обучающим цели: научить читать и писать.

В-третьих, с принятием христианства (988 г.) вместе с новой письменностью (кириллицей) и книжным церковно-славянским языком в Древнюю Русь проникает «учение книжное» [10]. В соответствии с византийской традицией под «ученьем книжным» понималась получаемая через божественную благодать мудрость, открывающая человеку путь к богу и к праведной жизни [11]. А могла «привести человека к богу» только книга, поэтому она в «ученьи книжном» «подобна иконе – это духовный авторитет и духовный руководитель» [12]. Чтение книг воспринимается как богоугодное дело и как нравственная обязанность [13]. В целом с распространением христианской книжности основной целью «общерелигиозного» обучения на Руси становится воспитание грамотного христианина, предполагавшее изменение мировоззрения славян на основе христианского вероучения. Основным средством реализации данной цели становится заимствованная из Византии церковно-славянская методика, которая постепенно оказывается не только религиозной, но и светской традицией, обеспечившей в ХI-ХII вв. достаточно высокий уровень как образованности древнерусского общества [14], так и его культуры. (См.: Приложение 2)

В-четвертых, факт достаточно широкой грамотности в средневековой Руси подтверждается археологическими находками [15]. Известные сегодня берестяные грамоты прямо указывают на то, что грамотой в Х веке владели не только знать и духовенство, но и многие посадские люди [16]. Более того, реконструкция содержания берестяных грамот показывает, что церковно-славянская методика имела свою методическую организацию, или систему определенных канонов (священных законов) начального обучения грамоте.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.37.35 (0.006 с.)