Понятие и исторические аспекты усыновления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и исторические аспекты усыновления



ВВЕДЕНИЕ

Забота о детях, всемерная охрана их интересов является важнейшим принципом, закрепленным в действующем законодательстве. Чтобы принцип был действенным, необходимы механизмы его реализации, закрепленные в нормах права. В свою очередь, чтобы нормы права реально работали на практике, необходима система гарантий, воплощающих в себе механизмы для реализации норм права. Систему гарантий, позволяющих реализовать нормальное правовое регулирование, составляют гарантии разного направления: правовые, социальные, экономические, политические и другие.

Системный кризис, в состоянии которого Республика Беларусь находится уже несколько лет, привел к снижению уровня жизни населения и к массовым нарушениям прав детей, что предопределили появление значительного числа детей-сирот в нашей стране.

Актуальность данной дипломной работы предопределена тем, что проблема сиротства является одной из наиболее актуальных социальных проблем, стоящих на современном этапе времени, перед белорусским обществом.

Каждый ребенок имеет право на воспитание, заботу и содержание со стороны родителей с момента своего рождения. Однако сегодня наблюдается большой рост количества детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения. Причины данного явления различны. Во-первых, это может быть сложное экономическое положение в стране, во-вторых, невозможность детей получать содержание, помощь в семье, что часто связано с предыдущим фактором. Кроме того, следует назвать и такие причины, как отсутствие эффективного правового регулирования некоторых вопросов защиты прав детей.

На современном этапе развития общества и государства усыновление является приоритетной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью. Его актуальность обусловлена, прежде всего, обострением проблемы социального сиротства вследствие падения престижа семьи, переживающей большие экономические трудности, роста внебрачной рождаемости и увеличения большого количества родителей, ведущих асоциальный образ жизни.

Сказанное с достаточной степень достоверности свидетельствует об актуальности данной дипломной работы.

При оценке степени разработанности тематики дипломной работы, была выявлена ее общая недостаточность. В отечественной научной литературе небольшое количество монографических трудов, специально посвященных анализу усыновления как формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением учебников и комментариев к законам). И это не случайно, так как такое исследование предполагает комплексный анализ многих институтов не только семейного, но и других отраслей права. Как правило, отдельные правовые формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Во время написания дипломной работы были использованы разнообразные источники, такие так нормативные правовые акты Республики Беларусь, а также нормативные правовые акты других государств. Также были изучены работу таких авторов как А.М. Нечаевой, М.В. Анткольской, Е.М. Ворожейкина, П.В. Крашенникова. Рассмотрены авторефераты диссертаций по данной тематике И.Н. Левшук, И.А. Малюженец.

Объектом исследования дипломной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с усыновлением и его отменой, производимые с целью защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

Предмет исследования составляют нормативные правовые акты Республики Беларусь, регулирующие институт усыновления, а также нормативные правовые акты других государств, в частности Российской Федерации, теории и исследования ученых по рассматриваемой теме, статистические данные, обобщения и обзор судебной практики по усыновлению детей.

Целью дипломной работы является, прежде всего, комплексный анализ института усыновления, изучение правовых проблем усыновления, а также рассмотрение порядка и последствий усыновления в Республике Беларусь.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

· исследование развития института усыновления на определенных этапах исторического развития;

· рассмотрение понятия и правовой сущности института усыновления;

· определение условий и оснований усыновления и их детальное рассмотрение;

· выявление проблемных аспектов тайны усыновления;

· исследование порядка, оснований и отмены усыновления в Республике Беларусь.

Методологической основой исследования является научная диалектика, теория семейного, гражданского и гражданского процессуального права. При изучении проблематики усыновления комплексно использовались такие методы как методы познания, как метод системно-структурного анализа, сравнительно-правовой метод и формально-юридический.


ГЛАВА 1

ГЛАВА 2

ГЛАВА 3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

1. Усыновление как социальное явление встречается во всяком обществе. Поэтому институт усыновления развивался во все времена, даже начиная со Свода Законов Хаммурапи до современного времени. Во все времена люди пытались решить проблему, остро стоящую, усыновления. Со временем люди пытались усовершенствовать данный институт, они издавали все новые нормативные правовые акты, регламентирующие данный вопрос и изменяли существующие законодательные акты. Нужно отдельно выделить, что в 1918 году был восстановлен институт усыновления, необдуманно отмененный. С принятием Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1926 года семейное законодательство вступает в полосу стабильности. Данный Кодекс просуществовал до 1968 года, хотя в 1936 и 1944 годах в него вносились значительные коррективы.

2. Усыновление в Республике Беларусь является приоритетной формой устройства детей. Хотя в современное время много детей, оставшихся без попечения родителей, находится на воспитании в детских интернатных учреждениях. Республика Беларусь стремится избавиться от данной проблемы, ужесточая меры ответственности родителей за детей, проводя среди них воспитательную работу, а также ищет наилучшие формы устройства детей на воспитание в семью. Особо следует подчеркнуть, что усыновление является сложным социально-правовым институтом. Кроме обеспечения и защиты прав и интересов детей, усыновление позволяет многим людям, не имеющих собственных детей, обрести радость материнства и отцовства.

Еще важным вопросом является возникновение между усыновителем и усыновленными детьми как личных имущественных, так и неимущественных прав и обязанностей. Данные права и обязанности являются равными как у родителей и детей. И правовые последствия усыновления (удочерения) детей закреплены не только в семейном законодательстве, а также и в других отраслях права.

3. Единого понятия усыновления, а также условий усыновления быть не может, поскольку невозможно отразить многоаспектную правовую природу этого явления. Вместе с тем действующее законодательство придает правовое значение усыновлению, прежде всего как форме воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей. Таким образом, нужно сказать, что законодатель исходит из основного принципа в своих требованиях к личности усыновителя – это его способность осуществлять надлежащее воспитание и содержание ребенка. Также, и это обоснованно, законодатель подчеркивает необходимость учитывать интересы детей при усыновлении.

Необходимо еще выделить и такое понятие как согласие родителей на усыновление ребенка. Данное понятие является необходимым условием усыновления, поскольку оно является одним из важнейших конституционных прав родителей, а именно право на личное воспитание ребенка.

Дела об усыновлении рассматриваются в закрытом судебном заседании с обязательным участием самих усыновителей (удочерителей), представителей органа опеки и попечительства, прокурора и ребенка, достигшего возраста четырнадцати лет. Дела об усыновлении рассматриваются судами в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством.

Для принятия правильного решения по делу об усыновлении важно выяснить, смогут ли усыновители обеспечить необходимые условия жизни для ребенка, а также необходимую заботу о его здоровье, смогут ли подготовить ребенка к самостоятельной жизни в обществе.

4. Тайна усыновления (удочерения) в Республике Беларусь охраняется законом. Раскрытие данной тайны влечет уголовную ответственность. Разглашение сведений об усыновлении может причинить как моральные страдания ребенку, так и воспрепятствовать нормальной семейной обстановки в семье.

По существу, вопрос о разглашении или неразглашении тайны усыновления – дело самих усыновителей. Сохранение тайны усыновления является в большинстве проблематичным и ненужным этапом. Поэтому факт усыновления не следует скрывать от усыновленного ребенка. Однако просто отказаться от тайны усыновления тоже нельзя.

5. Тщательная подготовка к усыновлению должна служить достаточной гарантией для установления стабильных отношений, исключающих проблему отмены усыновления. Однако многообразие возникающих ситуаций могут создать некоторые трудности и препятствия как на пути к усыновлению, так и после него.

Таким образом, усыновление, возникнув однажды, становится длящимся, бессрочным, потому что нельзя усыновлять детей на определенный период времени. Однако из-за ряда причин усыновление может быть прекращено временно, например это может быть стечение тяжелых обстоятельств, или болезненное состояние усыновителей.

Отдельно нужно выделить, что действующее семейное законодательство предусматривает возможность отмены усыновления в судебном порядке, но не устанавливает правил признания усыновления недействительным.

6. Отмена усыновления рассматривается как мера семейно-правовой ответственности, как способ охраны прав и законных интересов ребенка, а иногда – его родителей или усыновителей. Основанием прекращения усыновления является его отмена в судебном порядке и осуществляется по правилам искового производства. Таким образом, суду предоставляются широкие возможности по установлению иных оснований для отмены усыновления, что налагает на суд колоссальную ответственность при рассмотрении дел данной категории.

Отмена усыновления допускается лишь тогда, когда усыновление перестает соответствовать интересам ребенка. При отмене усыновления возникает вопрос о сохранении за ребенком присвоенных ему при усыновлении новых имени, фамилии и отчества, измененных даты и места рождения. В случае отмены усыновления суд вправе взыскать с бывшего усыновителя алименты в пользу ребенка. В качестве единственного критерия, который должен использовать суд при решении этого вопроса, закон называет интересы ребенка.

Таким образом, изучив правовое регулирование усыновления (удочерения) в Республике Беларусь следует отметить необходимость внесения в законодательство следующих положений:

1. Необходимость при усыновлении ребенка, не достигшего десяти лет, учитывать его мнение, которое должно быть выявлено с учетом его возраста и зрелости.

2. Предоставление права самому ребенку, не достигшему десяти лет, участвовать в судебном заседании при рассмотрении дел данной категории с того момента, когда ребенок может ясно и четко формулировать свое мнение.

3. Возможность рассмотрения дел об усыновлении ребенка в исковом производстве.

4. Необходимость применения к искам об отмене усыновления альтернативной подсудности.


ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

ЗАЯВЛЕНИЕ О РЕГИСТРАЦИИ УСЫНОВЛЕНИЯ

  Заявление принято «_____» ___________ 20____ г. регистрационный № ________ _______________________________ (подпись должностного лица, принявшего заявление)   В _______________________________________ (наименование органа, регистрирующего акты гражданского состояния) _________________________________________ от _______________________________________ (фамилия, собственное имя, отчество усыновителя) _________________________________________, (фамилия, собственное имя, отчество усыновителя) проживающего(их) по адресу________________ _________________________________________ документ(ы), удостоверяющий(ие) личность: _________________________________________ серия ________________ № _________________ выдан ___________________________________ «______» _________________ __________ г.
    ______________________________________ серия ________________ № _____________ выдан ________________________________ «______» _________________ __________ г.
      Запись акта об усыновлении № ____ от «_____»_________ 20_____ г.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

ЗАЯВЛЕНИЕ О ВЫДАЧЕ ПОВТОРНОГО СВИДЕТЕЛЬСТВА ОБ УСЫНОВЛЕНИИ

 

Заявление принято

«_____» ___________ 20_____ г.

регистрационный № ________

__________________________

(подпись должностного лица)

В_______________________________________

(наименование органа, регистрирующего акты гражданского состояния/

________________________________________

архива органов записи актов гражданского состояния)

от ______________________________________

(фамилия, собственное имя, отчество заявителя)

проживающего(ей) по адресу ______________

________________________________________________

документ, удостоверяющий личность_______

________________________________________

серия _______ № ___________ выдан ________

________________________________________

(наименование органа, выдавшего документ)

«______» _______________ ________ г.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

 

УТВЕРЖДАЮ

Начальник управления

(заведующий отделом) образования

______________ ___________________

(подпись) (инициалы, фамилия)

М.П.

_______________________

(дата)

 

АКТ

обследования условий жизни и воспитания усыновленного ребенка

 

1. Фамилия _________________ собственное имя _____________________

отчество (если таковое имеется) ___________________________________

дата рождения ________________ школа __________________ класс ____

детский сад ______________________________ группа ________________

дата усыновления (удочерения) ____________________________________

2. Обследование проводил ______________________________________

(фамилия, собственное имя, отчество

_______________________________________________________________

(если таковое имеется) и должность лица, составившего акт)

дата проведения обследования _____________________________________

3. Сведения об усыновителях.

Фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) ___________

_______________________________________________________________

возраст ___________ (количество полных лет) образование ____________

профессия ____________________ место работы _____________________

_______________________________________________________________

Фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) ___________

_______________________________________________________________

возраст _______ (количество полных лет) образование ________________

профессия __________________ место работы _______________________

4. Характеристика жилищно-бытовых условий семьи.

Место жительства _______________________________________________

общая площадь _______________ (кв. м) жилая площадь _________(кв. м)

количество жилых комнат __________

Зарегистрированы по месту жительства (пребывания) _________________

Проживают на правах: собственника, нанимателя, поднанимателя (нужное подчеркнуть)

Принадлежность дома, квартиры: государственный, частный (нужное подчеркнуть)

Благоустроенность жилья: благоустроенное, неблагоустроенное, с частичными удобствами (нужное подчеркнуть)

Санитарно-гигиеническое состояние: хорошее, удовлетворительное,

неудовлетворительное (нужное подчеркнуть)

Дополнительные сведения о жилье: ________________________________

_______________________________________________________________

Какие другие члены семьи проживают вместе:

 

Фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) Дата рождения Родственные отношения
     

 

5. Условия проживания ребенка и использование денежного пособия.

Наличие у ребенка:

 

отдельной комнаты да нет

 

отдельной кровати да нет

 

отдельного места для игр да нет

 

отдельного места для выполнения учебных заданий да нет

 

игрушек да нет

 

книг да нет

 

режима дня да нет

 

режима питания да нет

 

Приобретение для ребенка за последний год:

 

одежды да нет

 

обуви да нет

 

мягкого инвентаря да нет

 

игрушек да нет

 

школьно-письменных принадлежностей да нет

 

оплата специализированных школ, кружков да нет

 

лекарства да нет

 

другие расходы _________________________________________________

6. Микроклимат семьи (заполняется по результатам диагностики)

_______________________________________________________________

(доверие, доброжелательность, демократизм, удовлетворенность отношениями)

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

7. Характеристика семейного воспитания (представление родителей о ребенке, отношение к ребенку, тип воспитания (авторитарный, либеральный, демократический) ______________________________________

_______________________________________________________________

8. Психофизическое развитие ребенка (психическое, эмоциональное состояние, физическое развитие, соответствие развития возрастным нормам, состояние здоровья) _______________________________

_______________________________________________________________

9. Социальное развитие ребенка (адаптация ребенка в семье, освоение ролевой позиции члена семьи, посещение детского сада (школы), участие в работе кружков, секций и т.п., общение с ровесниками) ___________

_______________________________________________________________

10. Трудности, с которыми усыновители столкнулись при воспитании ребенка __________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

11. Оценка усыновления:

 

  Очень удовлет- ворен(а) Удовлет- ворен(а) Немного удовлет- ворен(а) Затрудняюсь ответить Немного неудов- летворен(а) Не удовлет- ворен(а) Очень не удовлет- ворен(а)
Мать              
Отец              
Ребенок              

 

Заключение: _______________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

(подпись лица (лиц), проводившего(их) обследование)

ВВЕДЕНИЕ

Забота о детях, всемерная охрана их интересов является важнейшим принципом, закрепленным в действующем законодательстве. Чтобы принцип был действенным, необходимы механизмы его реализации, закрепленные в нормах права. В свою очередь, чтобы нормы права реально работали на практике, необходима система гарантий, воплощающих в себе механизмы для реализации норм права. Систему гарантий, позволяющих реализовать нормальное правовое регулирование, составляют гарантии разного направления: правовые, социальные, экономические, политические и другие.

Системный кризис, в состоянии которого Республика Беларусь находится уже несколько лет, привел к снижению уровня жизни населения и к массовым нарушениям прав детей, что предопределили появление значительного числа детей-сирот в нашей стране.

Актуальность данной дипломной работы предопределена тем, что проблема сиротства является одной из наиболее актуальных социальных проблем, стоящих на современном этапе времени, перед белорусским обществом.

Каждый ребенок имеет право на воспитание, заботу и содержание со стороны родителей с момента своего рождения. Однако сегодня наблюдается большой рост количества детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения. Причины данного явления различны. Во-первых, это может быть сложное экономическое положение в стране, во-вторых, невозможность детей получать содержание, помощь в семье, что часто связано с предыдущим фактором. Кроме того, следует назвать и такие причины, как отсутствие эффективного правового регулирования некоторых вопросов защиты прав детей.

На современном этапе развития общества и государства усыновление является приоритетной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью. Его актуальность обусловлена, прежде всего, обострением проблемы социального сиротства вследствие падения престижа семьи, переживающей большие экономические трудности, роста внебрачной рождаемости и увеличения большого количества родителей, ведущих асоциальный образ жизни.

Сказанное с достаточной степень достоверности свидетельствует об актуальности данной дипломной работы.

При оценке степени разработанности тематики дипломной работы, была выявлена ее общая недостаточность. В отечественной научной литературе небольшое количество монографических трудов, специально посвященных анализу усыновления как формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением учебников и комментариев к законам). И это не случайно, так как такое исследование предполагает комплексный анализ многих институтов не только семейного, но и других отраслей права. Как правило, отдельные правовые формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Во время написания дипломной работы были использованы разнообразные источники, такие так нормативные правовые акты Республики Беларусь, а также нормативные правовые акты других государств. Также были изучены работу таких авторов как А.М. Нечаевой, М.В. Анткольской, Е.М. Ворожейкина, П.В. Крашенникова. Рассмотрены авторефераты диссертаций по данной тематике И.Н. Левшук, И.А. Малюженец.

Объектом исследования дипломной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с усыновлением и его отменой, производимые с целью защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

Предмет исследования составляют нормативные правовые акты Республики Беларусь, регулирующие институт усыновления, а также нормативные правовые акты других государств, в частности Российской Федерации, теории и исследования ученых по рассматриваемой теме, статистические данные, обобщения и обзор судебной практики по усыновлению детей.

Целью дипломной работы является, прежде всего, комплексный анализ института усыновления, изучение правовых проблем усыновления, а также рассмотрение порядка и последствий усыновления в Республике Беларусь.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

· исследование развития института усыновления на определенных этапах исторического развития;

· рассмотрение понятия и правовой сущности института усыновления;

· определение условий и оснований усыновления и их детальное рассмотрение;

· выявление проблемных аспектов тайны усыновления;

· исследование порядка, оснований и отмены усыновления в Республике Беларусь.

Методологической основой исследования является научная диалектика, теория семейного, гражданского и гражданского процессуального права. При изучении проблематики усыновления комплексно использовались такие методы как методы познания, как метод системно-структурного анализа, сравнительно-правовой метод и формально-юридический.


ГЛАВА 1

ПОНЯТИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УСЫНОВЛЕНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.115.179 (0.1 с.)