Распространение романских языков за пределы древней романии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Распространение романских языков за пределы древней романии.



1. Образование Латинской Америки. Колонизация Канады. К XVI в; два государства Пиренейского полуострова, Португалия и Испания,, завершив Реконкисту и окрепнув в ходе этой многовековой борьбы вышли в число сильных морских держав. Португалия овладела рядом близлежащих и бо­лее отдаленных островов у западного побережья Африки. Ее мореплавате­ли, обогнув африканский континент с юга проложили Португалии морской путь в Индию или Индии, как тогда говорили, объединяя под этим назва­нием собственно Индию, Китай и Японию - страны, славившиеся своими богатствами и особенно привлекавшие к себе различного рода пряностя­ми, которые в буквальном смысле слова ценились на вес золота.

Испания, завершившая Реконкисту несколько позднее, вышла в число сильных морских держав позднего средневековья тогда, когда морской путь в Индию, находившийся в руках Португалии, оказался для нее закры­тым. Сухопутные же пути в восточные страны также были для Испании недоступны. В это время уже была доказана шарообразность земли и было ясно, что должен существовать западный морской путь к богатым Индиям. Добровольным первопроходцем этого пути стал Христофор Колумб, итальянец (генуэзец) по происхождению, предлагавший ранее свои услуги португальскому королю, но отвергнутый им и принятый благосклонно (хотя тоже не сразу) испанскими королями Фердинандом и Изабеллой. Колумб совершил четыре морских плавания на запад, достигнув ранее не известных островов Карибского моря (впоследствииони получили название Больших и Малых Антильских островов), в том числе Кубы, Ямайки, Гаити, северо-восточных берегов материка Южной Америки (совр. Колумбия). И хотя Колумб и его спутники не нашли во вновь от­крытых ими землях ожидаемых пряностей и хотя природа этих островов была не похожа на то, что они знали об Индии, они так и остались уверен­ными, что пришли к побережью Азии, составлявшей цель их пути.

Путешествия Колумба открыли путь массовым плаваньям испанцев, затем португальцев, французов и др. к новым землям. Эти плавания, в свою очередь, дали европейцам возможность освоить новый материк -Америку.

Открытые земли объявлялись собственностью Испанского королев­ства (затем, по мере открытия земель другими странами, собственностью каждой из них). Началась их интенсивная колонизация. Эскадры кораблей привозили в Америку одновременно тысячи людей, скот, имущество. Колонисты становились постоянными жителями этих земель (многие из них, правда, погибли в борьбе с местным населением и от тропических болезней). Когда к берегам Америки вышла Португалия (это произошло в 1500 г.) и в течение первых десятилетий XVI в. колонизовала Бразилию, на американский континент сотнями тысяч стали завозиться из Африки рабы-негры (рабов ранее завозили и испанцы, но в меньших количествах). Так началось заселение будущей Латинской Америки европейцами, в том числе европейцами романского происхождения, и негритянским населе­нием, принадлежащим к разным африканским этническим группам.

Колонизация Америки сопровождалась безжалостным истреблением местного населения, которое Колумб и его спутники, думая, что они до­стигли Индии, назвали индейцами. Были уничтожены высокоразвитые индейские культуры, существовавшие на территории современной Латин­ской Америки до прихода европейцев и явившиеся результатом много­векового развития древних народов, - культура ацтеков в Мексике, инков в Перу и др. Конкистадоры (по-испански: conquistador 'завоеватель', соп-цишаг 'завоевывать', позднее так стали называть и завоевателей из других стран Европы), одержимые жаждой золота, грабили страну, убивая взрос­лых и детей, буквально истребляя местное население, проводя политику «выжженной земли». Энгельс так характеризует этот период: «До какой степени в конце XV века деньги уже подточили и разъели изнутри феодаль­ную систему, ясно видно по той жажде золота, которая в эту эпоху овладе­ла Западной Европой. Золото искали португальцы на африканском берегу, в Индии, на всем Дальнем Востоке; золото было тем магическим словом, которое гнало испанцев через Атлантический океан в Америку; золото -вот чего первым делом требовал белый, как только он ступал на вновь открытый берег».

Колонизация Америки обеспечила выход романским языкам за преде-лы Европы как когда-то завоевания римлян имели следствием распро­странение латинского языка за пределы Лациума и Италии. Однако эти исторические процессы отличались друг от друга. То, что страны Латинской Америки и некоторые области Канады стали романскими по языку и куль­туре, лишь отчасти объясняется романизацией, т.е. постепенным приобще­нием к языку и культуре завоевателей, местного индейского (в Канаде

также эскимосского) населения и завезенного из Африки негритянского населения, основными же носителями романских языков и романской культуры были здесь прежде всего сами испанцы, португальцы, французы,Заселение американского континента европейцами привело, при всех отрицательных сторонах колонизации, к усиленному развитию в странах этого континента производительных сил и производственных отношении. Колониальная зависимость стала тормозом на пути их прогресса. Началась борьба за независимость. В течение XIX века почти все испанские колонии и Бразилия добились политической самостоятельности, а это, в свою оче­редь, открыло широкие возможности для дальнейшего роста производи­тельных сил, привело к созданию развитых капиталистических государств и формированию на основе слияния разных этнических групп населения латиноамериканских наций аргентинцев, бразильцев, мексиканцев и т.д. Победа социалистической революции на Кубе (1959г.) определила со­циалистический путь развития страны и кубинской нации.

История Канады складывалась в ожесточенной борьбе за господство в Северной Америке между Францией и Англией. Эта борьба закончилась к середине XVIII в. в пользу последней (Семилетняя вомни). Формирова­ние централизованного государства, происходившее в сложных историчес­ких условиях, завершилось в 70-х годах XIX века. Современное население Канады состоит из англо-канадцев и франко-канадцев (численно преобла­дают первые), а также ряда индейско-эскимосских национальных мень-ишиств.

2. Колонизация Африки, Азии, Океании. Процесс деколонизации, В 1487-1488 г. португальский мореплаватель Бартоломеу Диаш открыл южный путь в Индию, а в 1497-1499 г. его соотечественник Васко да Гама совершил первое морское путешествие до Индии и обратно. За этими путе­шествиями последовали другие, принесшие Португалии территориальные приобретении в Африке и Азии и обеспечившие ей относительно тесные связи с захваченными землями. До этого (в нач. XV в.) Португалия захва­тила о. Мадейру и часть Азорских островов.

В 1519-1521 гг. испанский мореплаватель Фернан Магеллан (португа­лец по происхождению) предпринял кругосветное путешествие, так же, как и Колумб, отправившись в западном направлении через Атлантический океан. Сам он погиб в борьбе с туземцами на Филиппинах, а один из остав­шихся кораблей его эскадры в целом благополучно, хотя и с большими трудностями и потерями, привел в испанский порт, обогнув Африку и пройдя к западу от ее побережья, боцман, затем штурман экспедиции Эль Кано, баск по происхождению. Это путешествие принесло Испании Филип­пины. Еще ранее испанцы захватили Канарские острова у побережья Африки.

Таким образом, XV - XVI вв. в истории Португалии и Испании - это период захвата ими новых территорий и их интенсивной колонизации.

В последующие столетия и особенно в XIX в. происходит распределение сфер влияния европейских государств в Азии, Африке, на островах Оке­ании. Среди стран романской речи в разделе земель наиболее активно уча­ствовала Франция, колонизовавшая в 50-80-е гг. XIX в. ряд африканских территорий, островов Океании, Вьетнам, Лаос, Камбоджу в Юго-Восточной Азии. В колонизации земель африканского континента принимали участие также Бельгия и Италия. Характеризуя этот период, В.И. Ленин писал: «Капитализм перерос во всемирную систему колониального угнетения и финансового удушения горстью «передовых» стран гигантского большинства населения земли".

Великая Октябрьская социалистическая революция открыла эпоху национально-освободительных революций в колониальных и зависимых странах. Кризис колониальной системы империализма стал особенно оче­видным после второй мировой войны. Возрастание могущества государств социалистического содружества и усиление национально-освободительной борьбы привели к распаду колониальной системы империализма.

В 1945 г. была провозглашена Демократическая Республика Вьетнам, а в 1976г. в результате героической борьбы вьетнамского народа и его вооруженных сил произошло объединение страны и была образована Социа­листическая Республика Вьетнам. В течение 50-70-х гг. народы Лаоса и Камбоджи вели упорную борьбу за национальное и социальное освобожде­ние, завершившуюся образованием Лаосской Народно-Демократической Республики 1975) и Народной Республики Кампучия (1979) В 50-х годах процесс национального освобождения охватил Африку. За срок немногим менее тридцати лет большинство стран этого континента, ранее принадле­жавших Испании, Италии, Португалии, Франции, освободились от колони­альной зависимости.

Освобождение от колониальной зависимости создало необходимые условия для прогресса экономики и культуры развивающихся стран, для проведения ими внутренней и внешней политики, направленной на укреп­ление национального суверенитета и международных связей.

В государствах Африки, освободившихся от колониальной зависи­мости, в силу известных исторических причин сложилась довольно сложная языковая ситуация. Для нее характерны: 1) наличие в стране нескольких или даже значительного числа языков, из которых многие не имеют письменности; 2) сравнительно небольшое использование местных язы­ков в целях межэтнического и и межнационального общения; 3) приня­тие в качестве официальных европейских языков. Эти особенности явля­ются общими для многих государств Африки, в том числе тех, которые избрали в качестве официальных один из романских языков (см. § 4).

Правительства развивающихся стран проводят активную работу по лик­видации неграмотности, уделяют большое внимание подготовке квалифи­цированных кадров, прикладывают усилия к поиску путей унификации некоторых наиболее крупных африканских языков в целях превращения их в средство внутригосударственного и межгосударственного общения. Проведение языковой политики в странах Африки связано, однако, с опре­деленными трудностями и требует времени.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.246 (0.01 с.)