Связь собриологии с другими науками 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Связь собриологии с другими науками



Каждая наука связана с множеством других. Однако в зависимости от значимости существуют базисные и второстепенные (смежные) науки.

Собриология – молодая наука, и чтобы не заблудиться в идеологических спорах, очевидно, необходимо, обратиться за помощью к другим наукам.

Философия

Очевидно, что философия как наука о мире в целом является для молодой науки собриологии базисной.

Для собриолога одной из важнейших является философская проблема истины. Главная проблема истины – это ограничение истины от заблуждения. К ритериями научности истины являются: 1) логичность (причинно-следственная структура, проверка разумом) и 2) эмоционально-ценностное отношение (проверка чувствами). Но главным критерием проверки истины является практика. Доказать губительные последствия употребления алкоголя, табака и наркотиков нетрудно, если обратиться к реальной практике. Здесь уместны статистика, графики, таблицы, факты из жизни отдельных людей, микросоциальных групп, народов и целых государств.

Истину нередко приходится доказывать в споре. И здесь главный принцип – это объективность доказательства. Нельзя замалчивать аргументы противника, предмет надо рассматривать со всех сторон, иметь мужество признавать свои ошибки. Материалом для спора является аргументация, прием “Ad hominem” («переход на личности») считается недопустимым не только в споре, но и в любой корректной аргументации(29).

Собриолога также волнует и философская проблема сознания. Поле сознания по А.В. Иванову включает 4 сегмента: телесно-перцептивная способность (чувственная сфера); логико-понятийный компонент, эмоциональный и ценностно-мотивационный компоненты. Такой взгляд на сознание – еще одно напоминание о том, что логико-понятийный компонент отнюдь не единственный, к которому следует апеллировать собриологу.

Аппелирование к личностной совести содержит огромный потенциал для собриолога в противостоянии безраздельно господствующему «принципу наслаждения» «любой ценой».

В коллективном подсознании, по К.Г. Юнгу, господствуют архетипы как общечеловеческие прообразы коллективного бессознательного. Все самые мощные идеи, особенно религиозные, сводимы к архетипам. К ним также относятся и центральные научные, философские и моральные понятия (30). Не является исключением и обычай, и ритуал (питейный, в том числе). Однако учение Юнга об архетипах вызывает сомнения со стороны ряда ученых, т.к. если бы в коллективном сознании господствовали архетипы, оно было бы неспособно к коренным изменениям, а это не так. И такая точка зрения внушает оптимизм, т.к. сегодня нередко приходится слышать, что с пьянством и курением в России уже ничего не сделаешь, что это слишком глубоко засело в народе.

Вспомним недавнюю историю. В России после предоставления права местного запрета и введения закона трезвости в 1914 –1925 гг. трезвость стала нормой жизни для многих людей. Сегодня трезвость – норма жизни в России для незначительного меньшинства. Американцы смогли к 1919 году переориентировать массы народа к трезвости, а вначале 30-х гг. эти самые массы народа были легко вновь переориентированы на потребление алкоголя. Или еще один пример из истории СССР. В начале перестройки в устав КПСС был внесен пункт о личной трезвости – стремлении к ней. А к концу перестройки отношение к трезвости сменилось на противоположное.

Категория сущности в философии служит для выделения в системах таких свойств и отношений, которые обусловливают другие их свойства и отношения. А явление – это свойства и отношения самой системы, обусловленные сущностью. Например, сущность трезвого образа жизни состоит, прежде всего, в абсолютном воздержании от употребления одурманивающих веществ и является как единство трезвенной убежденности, трезвенной установки и трезвенного поведения (31).

Принцип детерминизма и принцип причинности нередко отождествляются в современной философии (32). Отношение причинности понимается как генетическая связь между явлениями, при которых одно явление, называемое причиной, при наличии определенных условий с необходимостью порождает другое явление, называемое следствием. Эффективность деятельности по отрезвлению общества, прежде всего и больше всего, зависит от понимания истинных причин проблемы наркотизма.

Существуют и непричинные виды обусловливания: вероятностная детерминация, целевая (зависит от воли человека или компьютерной программы, или политики государства и др.). Собриологи знают, как много в деле сохранения естественной трезвости и отрезвления людей может зависеть от конкретной личности и тем более от политики государства или религиозной идеологии. Провозглашает религиозная идеология принцип трезвости, будут трезвы и люди. Проводит государство жесткую ограничительную политику в отношении АТН, меньше будет и проблем.

Для правильной интерпретации научных фактов, многих явлений наркотизма и трезвости, а также статистических данных, собриолог должен опираться на философские законы развития – закон диалектического синтеза (отрицание отрицания), закон перехода количества в качество и закон диалектической противоречивости (33).

В заключение данного обзора, хотелось бы еще раз обратить внимание собриолога на то, что логический путь познания отнюдь не единственный, рассматриваемый современной философией. Такие понятия, как духовно-жизненные ценности, эмоционально-ценностное отношение, ценностно-мотивационный компонент сознания имеют не меньшее, а иногда и большее значение. И это особенно важно учитывать для разработки программ отрезвления общества.

Ценности наиболее полно изучаются наукой этикой. Без этических и нравственных принципов не возможны ни экономика, ни политика, ни бытие человека и общества в целом.

Этика

Этика как наука о нравственности или морали изучает интеллектуальную традицию, связанную с этическими добродетелями. Мораль – не просто то, что есть, она скорее то, что должно быть.

Разумное поведение является морально совершенным только тогда, когда оно направлено на высшую цель, - цель, которая считается безусловной (абсолютной), признается в качестве высшего блага (34). С этой точки зрения, разумное поведение выходит за пределы узкого эгоистического расчета и всегда несет в себе нравственный смысл. Многие лидеры трезвенного движения в России объясняют свой сознательный отказ от алкоголя и табака не тревогой о своей печени или легких, а тревогой за будущее России.

Для собриолога важны этические понятия идеала и ценностей. В структуре морального сознания именно идеалом определяется содержание должного и правильного и вотличие от других нравственных понятий идеал абсолютен, им провозглашается лишь добро.

И идеал, и ценности – не природные свойства предмета, события или явления, а отношение человека к ним. Профессиональный долг собриолога -способствовать формированию идеала трезвости и трезвенных ценностей, и они находятся в полной гармонии с тем, что думают великие мыслители.

Например, Аристотель утверждал, что высшее благо для человека заключается в разумной деятельности души.

Эрих Фромм видел базовую потребность человека, которой и задается иерархия его ценностей, в слиянии с другими.

Ни разумная деятельность души, ни удовлетворение потребности в слиянии с другими, ни идея богоуподобления не согласуются с употреблением одурманивающих веществ. Удовлетворяя, на первый взгляд, потребность в слиянии с другими и облегчая общение, в действительности все одурманивающие вещества приводят к отчуждению людей, а не сближению. Это такой вид псевдоединения, который создает лишь иллюзию единения, а в конечном итоге приводит к разъединению людей, к взаимной черствости, жестокости и даже убийствам.

С понятиями идеала и ценностей тесно связаны понятия «добро» и «зло». В широком смысле добро и зло обозначают положительные и отрицательные ценности вообще. Добро и зло осознаются как особого рода ценности, которые не касаются природных или стихийных событий, а только характеризуют намеренные действия, совершенные свободно.

Согласно одной из точек зрения на добро и зло, они соприсутствуют, как свет и тьма, бог и сатана. Это положение весьма важно, т.к. среди некоторых современных собриологов есть мнение, что в профилактической работе говорить о пьянстве, курении и наркомании не нужно вообще, а надо просто «утверждать трезвость». Рациональное зерно в таком рассуждении, конечно, есть. Вся предыдущая история собриологического образования – это чрезмерное увлечение негативными сторонами явления наркотизма (антиалкогольный, антикурительный, антинаркотический и т.п.). Однако и полный отказ от разоблачения этих явлений как зла, которое противопоставляется добру, тоже не правомерен. Это показывает опыт даже тех собриологов, которые ратуют исключительно за «утверждение трезвости», но все-таки вынуждены рассказывать и о зле нетрезвости.

С этой точки зрения, пьяница, валяющийся в канаве, в отличие от человека, пьющего «культурно» и соблазняющего других своим примером, даже приносит пользу, потому что показывает, к чему может привести пьянство. Недаром древние римляне напаивали рабов допьяна и водили по улицам, чтобы наглядно показать молодежи всю омерзительность пьянства.

Важнейшей проблемой этики является выбор между добром и злом. Как считают современные философы, зло никогда не перестает быть злом, даже если его немного, даже если это – наименьшее из зол. Проблема выбора порой осложняется тем, что иногда приходится выбирать только между положительными ценностями или только отрицательными. Но при выборе между положительными ценностями все-таки в конечном итоге выбирается добро, а между отрицательными ценностями – всегда выбирается зло, которое непредсказуемо как для окружения, так и для самого выбирающего (35). Эти положения этики чрезвычайно важны для собриологии, т.к. фактически отвергают концепцию «уменьшения вреда», господствующую в западной превентологии, по существу «умеренного зла».

Следование моральным ценностям осуществляется человеком через долг и совесть. Долг человека – следовать по пути добродетели, делать добро другим людям, не допускать порочности в себе, противостоять злу. Совесть же представляет собой способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному – исполнению долга. Совесть указывает человеку на соответствие поступка долгу, а высший моральный долг человека состоит в том, чтобы содействовать благу других людей и совершенствоваться самому (36).

В свете сказанного, и употребление, и производство и распространение одурманивающих веществ в немедицинских или хозяйственных целях находятся в антагонистическом противоречии с понятиями долга и совести. Человек наделен свободной волей, которая позволяет ему делать выбор между добром и злом, долгом и совестью. И здесь возникает еще одна проблема: в чем же состоят свобода и необходимость человека? Дело в том, что выбор весьма ограничивается тем, что человек живет не сам по себе, а в обществе, поэтому нет свободы вообще: она ограничена свободой другого или других. Как говорится, «моя свобода размахивать руками кончается там, где начинается нос соседа!» Вот почему и с точки зрения категорий свободы и необходимости демагогия о свободе выбора - «пить или не пить», «курить или не курить», «колоться или не колоться»» - не выдерживает критики. Пьянство, курение, наркомания всегда ущемляют свободу других людей – собственных детей, мужа, жены, сотрудников по работе, всего общества, которые несут моральные, духовные и материальные потери от всех проявлений наркотизма.

«Трезвость» как основное понятие собриологии также тесно связано с этическими понятиями добродетели и порока. Кант видел в добродетели исполнение своего долга. Русское слово «добродетель» - это деяние добра.

Нередко бывает, что человек знает одно, а поступает по-другому. По мнению мыслителей (Сократ, Аристотель и др.), это происходит потому, что у человека просто нет истинного знания, испытанного в практической деятельности. Получается, что добродетель всегда действенна, она проявляется в конкретных делах и поступках. Поэтому трезветь значит быть трезвым самому, заниматься трезвенной деятельностью – читать соответствующую литературу, смотреть трезвенные фильмы, лекции, помогать трезветь другим людям. «Спешите делать добро», «выбрался сам – помоги другому», «если не я, то кто же?» - призывал выдающийся собриолог современности Г.А. Шичко.

Концепция добродетелей и пороков как моральных достоинств и недостатков помогает взглянуть на человека как на непостоянную и неоднородную величину. В этом смысле понятен смысл заповеди «не судите…» и предупреждения философов и моралистов не судить о человеке по отдельным поступкам. И в этом для собриолога содержится огромный потенциал для трезвенной работы – в человеке, как не была бы велика степень его морального падения, почти всегда есть те или иные добродетели, которые могут стать основой для его возрождения.

Понятие «счастье» также расценивается современными учеными моралистами как одно из центральных в этике. Одни соотносят счастье с удачей, другие утверждают что счастье – это богатство, третьи, считают, что счастье – это власть, свобода, четвертые имеют в виду личное счастье, пятым счастье видится как удовольствие. Однако еще древние греки (Ксенофонт, Солон) и древние римляне (Сенека) считали, что «истинные удовольствия не укорачивают жизнь и пользуются расположением богов» (37).

Одурманивающие вещества крадут богатство, удачу, власть, свободу, делают несчастными близких и укорачивают жизнь, как самим потребителям, так и их близким, поэтому их употребление с точки зрения этики не может называться удовольствием вообще, скорее это - садо-мазохизм или квази-удовольствие.

Вообще-то стремление к удовольствию заложено в природе человека. Гуманистическая этика не призывает к отказу от наслаждений, но показывает потенциал этики пользы, этики совершенства, этики любви. Творчество как путь к совершенству содержит то, что аналогично наслаждению – страстность, свободу, самореализацию. Современные собриологи также называют такие истинные источники наслаждения, как общение с природой, общение с близкими людьми, половую любовь (не просто секс), гармоничную семейную жизнь, физкультуру и спорт, увлечения, чтение, слушание жизнеутверждающей музыки, созерцание полотен великих художников и т.д.

Принцип справедливости в этике понимается как уважение прав и достоинства людей, милосердие - как реализация заповеди любви к ближнему, нравственное совершенство - как самодостаточность, духовность, обращенность к высшим ценностям – к идеалу. Производство и распространение одурманивающих веществ не соответствует принципу справедливости, т.к. лишает человека права на здоровье, истинное счастье, нравственное совершенствование, саму жизнь.

Наконец, з олотое правило нравственности гласит: «Во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф., 7:12).

«Не делай другим того, чего не желаешь себе» (Конфуций).

«Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству» (Кант) (38).

Хотят ли совратители (все те, кто производит, продает и рекламирует одурманивающие вещества) для себя и своих близких ужасов алкоголизма или наркомании, или преждевременной смерти от табака? Вряд ли. Значит, они нарушают «золотое правило» нравственности.

Таким образом, с точки зрения основных этических понятий, явление наркотизма не выдерживает критики ни с точки зрения тех, кто разрушает в себе человеческое с помощью одурманивающих веществ, ни с точки зрения «поработителей» и растлителей, наживающихся на чужих пороках. И наоборот, трезвость есть, безусловно, Добро и является необходимым условием проявления добродетелей в человеке.

Правоведение

 

В отличие от этики, в которой отражены представления людей о «добре» и «зле» «добропорядочном» и «постыдном», «справедливом» и «несправедливом», право оперирует такими понятиями как «правомерное» и «неправомерное» поведение, «юридические права», «юридические обязанности», «юридическая ответственность», «правонарушение» и т.д.

По своим конечным целям мораль и право выполняют в обществе одинаковые функции – регулятивные и воспитательные, но сфера норм морали неизменно шире сферы, на которую распространяются нормы права. А некоторые отношения – дружбы, любви, семейных традиций и т.п. могут регулироваться только нормами морали. М. Гумплович рассматривает право как «кристализовавшуюся в законе» нравственность.

В идеале право должно выражать волю и интересы всех слоев и членов общества. Однако, как отмечают правоведы, стоящий у власти класс, конечно же, стремится защитить, прежде всего, собственные интересы (39).

В свете сказанного становится понятной проалкогольная, протабачная и пронаркотическая политика целых государств, которые на деле защищают не интересы народа, а интересы алкогольного или табачного капитала. Но не все так безнадежно. Если исходить из опыта мирового права, то хотя в праве зачастую и выражается воля господствующих классов, последние, опасаясь социальных взрывов, вынуждены идти на уступки. То, какие законы существуют в обществе, зависит и от активности каждого его члена. Поэтому, чтобы добиться принятия законов, способных отрезвить общество, необходимы серьезные усилия «снизу», а не только упование на благородство власть имущих, которые добровольно свои интересы ущемлять не станут. Активная жизненная позиция простых людей облегчает и действия властей: в противном случае им трудно, а порой и невозможно, противостоять натиску алкогольно-табачного капитала.

В системе социальных норм наряду с нормами морали и права определенное место занимают обычаи, которые в отличие от права никем сознательно не устанавливаются, а складываются стихийно, на уровне эмоционального, психического восприятия, в силу привычки. Привычка становится второй натурой, и человек ведет себя только так, а не иначе (40).

В современном российском обществе, за исключением Чечни, Ингушетии и Дагестана, прочно утвердились алкогольные обычаи. Вредная привычка к курению уже поразила значительную часть общества, в том числе детей, и способна переродиться во всеобщий обычай. Наркомания еще не распространилась так широко, но закономерности развития те же, только с еще более катастрофическими последствиями. Однако то, какие обычаи получают распространение в обществе, во многом зависит от правящих классов, от выразителей их интересов так называемых «свободных СМИ», а также некоторых продажных «художников» и ученых. При той постоянной прямой и косвенной пропаганде порочного образа жизни, которая ведется повсюду в современной России, не стоит удивляться внедрению дурных обычаев. Мы живем в те времена, когда, цитируя Шекспира, «добродетель должна просить прощенье у порока».

В любых условиях есть честные ученые, художники, журналисты. Благодаря таким людям, с 2009 года в России ситуация стала меняться к лучшему: появился проект «Общее дело», сняты антиалкогольные документальные фильмы и рекламные ролики, Президент Д.А. Медведев выделил проблему борьбы с пьянством в число приоритетных задач. Информационная блокада и заговор молчания вокруг проблемы пьянства в стране были прорваны.

Сущность правового государства состоит в том, что, как пишет Л. Гумплович, право сегодня хочет стать выше государства, право сдерживает и ограничивает государство. Право – одно на всех, невзирая на личности (41). Однако основным признаком права было и остается принуждение.

Опыт показывает, что «осушение прилавка» как принудительная мера при соответствующих условиях исторически оправдано. «Закон трезвости» в России 1914-1925 гг., будучи подготовленный полувековым трезвенническим движением, привел к реальному отрезвлению народа. Но «полусухой закон» СССР 1985-1987 гг., сведенный в основном к принудительным мерам и не подготовленный должным образом информационно, не был поддержан народом. Однако он дал реальное увеличение рождаемости и снижение смертности, сокращение преступности и другие позитивные эффекты. Зато алкогольно-табачный капитал правдами и неправдами использовал всю мощь информационных возможностей для провала той антиалкогольной кампании.

Либеральное отношение к проникновению иностранного капитала на пивной и табачный рынки России на рубеже тысячелетий привели к небывалой эпидемии пивомании и табакокурения, прежде всего, среди подростков и молодежи.

Еще одна проблема: в России с мая 2004 года по февраль 2006 года была фактически отчасти легализована наркоторговля после постановления правительства «О средних и разовых дозах», разрешающего иметь при себе до 9 доз наркотика. Из Уголовного кодекса также убрана статья, предусматривающая конфискацию имущества. Теперь из-за отсутствия этой статьи преступники (наркоторговцы, взяточники и т.п.) имеют возможность сохранять орудия и плоды своей преступной деятельности – деньги - и использовать их дальше в преступных целях. Так же неутешительна и судебная практика. Согласно московской статистике за 2005-2006 гг., суды выносили от 50 до 70 процентов приговоров наркоторговцам с условной мерой наказания. Получается, что мелкие наркоторговцы отправляются у нас за решетку лишь в 1 из 2-3 случаев, причем, наркоденьги из оборота не изымаются, а продолжают работать на наркобизнес. Что касается крупных наркоторговцев, то они практически неуязвимы (42). В таких условиях говорить об эффективной профилактике наркомании в России весьма проблематично.

Иные законы действуют, например, в Великобритании, Германии, Швеции, США, где господствует презумпция виновности по отношению к наркотикам. Если у тебя нашли наркотик, то вряд ли ты сможешь доказать, что это только для личного употребления. Если пойман наркоторговец, он должен доказать, что его имущество и имущество его родственников нажиты законным путем, а не за счет торговли наркотиками.

Таким образом, принуждение в чистом виде – мера недостаточная, но без нее не обойтись. Попустительство на алкогольно-табачно-наркотическом рынке в 90-е годы 20-го и в начале 21 столетий привело Россию к генетической и демографической катастрофе.

Правовой аспект проблемы отрезвления общества трудно переоценить. Успешность этого уровня профилактики зависит от силы и справедливости государства. Чтобы понять, что такое государство и какую роль оно может играть в отрезвлении общества, обратимся к науке политологии.

Политология

 

Политологию определяют как «учение о политических институтах, принципах организации и методах управления государством» (43).

Современные политологи к сфере политического относят не только политическое по своей сути и природе – политику, но и все остальные виды субъектов общественных отношений (экономических, социальных, культурных и т.д.) (44).

Некоторые трезвенники считают, что трезвости можно добиваться, находясь вне политики. Однакоеще в 1965 году ветеран трезвенного движения Я.К. Кокушкин с соратниками и коллегами заявили в газете «Правда», что алкогольный вопрос – это глубоко политический вопрос, и решать алкогольную проблему нужно политическими методами. И это правильно, потому что ситуация с трезвостью напрямую зависит от политики государства.

Еще одна «болезнь», которая угрожает собриологии, это полная деполитизация и деидеологизация. В политологии считают, что лозунг «деполитизации при наличии классов, государства, политических партий, движений и т.п. является иллюзорным». Идеология всегда отражает чьи-либо групповые интересы и всегда выступает как некая форма искажения действительности в угоду этим интересам. Общество не может обходиться и без идеологии как системы идей, доктрин, концепций, которые определяют практическую деятельность. Идеология может выступать в форме мифологии, религии, политических программ, философской концепции, но она была уже в первобытном обществе, и будет существовать в будущем.

Для собриолога важно понять, что с давних времен одурманивающие вещества были скрытым средством политического господства и манипулирования, затем экономической эксплуатации, а на современном этапе стали еще и новым средством ведения войны против народов и целых государств. Идеология и политика – это реальность, с которой собриолог должен считаться, отрезвление народа без политической и идеологической борьбы – цель недостижимая, потому что эксплуататорские классы, наживающие на наркотизации населения политический и экономический капитал, добровольно своих позиций сдавать не собираются.

Для собриолога важно знать главные отличия между тремя типами политической ориентации: д емократической, гуманистической, которая через народовластие ставит целью благо каждого человека; авторитарной, антигуманной, которая проявляется в соответствующей экономической эксплуатации и политических доктринах со стороны правящего класса и демагогической, лицемерной, утверждающей, что высшее благо – это люди, их благосостояние, свобода, а для этого нужны деньги. А если есть обездоленные в этом обществе, то они сами виноваты в этом: не работают, пьют, воруют…такова природа людей. (45). Поэтому, если мы действительно строим демократическое государство, не допустимо перекладывать ответственность только на самих граждан. Огромная доля ответственности за происходящее лежит на государстве. Государство как аппарат принуждения просто обязано взять под самый строгий контроль ситуацию с производством и реализацией «легальных» и «нелегальных» наркотиков. Это тот случай, когда насилие является благом во имя того, чтобы избежать большего зла. Но это – лишь одна сторона проблемы отрезвления общества.

Другая сторона проблемы связана с понятием политической субъектности. Пассивные аполитичные люди не могут быть подлинными субъектами политики, но объективно становятся объектом политических манипуляций. Как сказал Е.А. Ануфриев, «если современный человек не занимается политикой, то политика все равно занимается им» (46).

Речь идет об активности обычных граждан. Чтобы реально влиять на политику отрезвления, необходимо надеяться не только на официальные власти, но и повышать социальную активность общественных организаций, малых социальных групп, семьи, отдельной личности

Политика не была бы политикой, если бы не учитывала уроки истории. Более того, принцип историзма лежит в основе всех научных исследований. Поэтому еще одна базисная наука для собриологии – история.

 

История

 

Само слово «история» означает «бывшее раньше», «не сегодняшнее».

Из истории собриологу следует заимствовать принцип историзма, который сохраняется при изучении любых явлений в любых науках. Это значит, что каждое явление рассматривается во всей противоречивости, развитии, выделяются этапы, фазы и периоды, а также тенденции развития. Кроме истории объекта изучается история его понятий и основных идей.

 

Сегодня исторические собриологические исследования, опирающиеся на разнообразные источники, подтверждают, что трезвости в истории нашего народа было намного больше, чем пьянства, что пьянство – это в основном проблема последних полутора столетий и особенно последних десятилетий, а «извечное русское пьянство» - миф, чтобы усыпить бдительность в информационно-психологической войне против нашего народа (раз были всегда пьяницами и стали великой державой, значит и дальше ничего плохого от нашего пьянства не будет).

И здесь уместно напомнить людям уроки прошлого – о гибели Римской империи, в том числе от пьянства и разврата, об уничтожении американских индейцев с помощью алкоголя, об уничтожении вином Великой Скифии, о реальности закона трезвости для «извечных пьяниц» русских, который фактически продержался в России с 1914 по 1920 гг. и после ряда послаблений был полностью отменен только в 1925 году, причем, не по инициативе народа, а «сверху».

Важный вывод из истории алкогольной проблемы - периоды трезвости в истории России всегда зависели больше от воли правителей, а не от социальных катаклизмов.

Иногда в угоду политическим интересам история намеренно искажается. Специалисты называют следующие методы фальсификации истории: использование фальшивого источника, гиперболизация или замалчивание исторических фактов - замалчивается закон трезвости в России 1914-1920 гг., преувеличиваются промахи антиалкогольной кампании 1985-1987 гг. и игнорируются ее позитивные результаты.

К этой же группе относятся некоторые методы информационно-психологической войны, описанные академиком В.А. Лисичкиным и доктором физико-математических наук И.А. Шелепиным: метод большой лжи («наглая ложь», миф – русские всегда были пьяницами), метод малой лжи («всегда говорите правду… никогда не говорите всю правду». - Так, в 1987 году все советские газеты написали о том, что в течение года отравились алкоголем и его суррогатами 11 тысяч человек, что было правдой, но при этом противники отрезвления промолчали о том, что до антиалкогольного Указа в 1984 году отравлений было в 4 раза больше – 44 тысячи), метод пропаганды групповой исключительности (миф о пресловутом «русском умении пить» - вот мы какие крепкие и выносливые), метод расчленения правды, выделение истинных, но единичных фактов и отождествление их с самим явлением (мифы о «внезапной» эпидемии наркомании, эпидемии отравлений суррогатами, об экономических убытках как следствиях антиалкогольной кампании 1985-1987 и т.п.), метод проецирования современных проблем в прошлое (выискивание аргументов, подтверждающих нужную точку зрения в прошлом, мифотворчество о том, что «сухие законы» и законы трезвости в России, США и других странах ничего не дали), метод исторической войны (моральная ликвидация героев, расшатывание моральных устоев – было время, когда лидера V трезвенного движения в России Ф.Г. Углова объявили параноиком), метод подмены понятий (черное выдается за белое, и белое – за черное: быть трезвым противоестественно, а одурманенным - нормально) (47; 48; 49).

Если не остановить алкогольно-наркотический террор в России, то конец русской истории может наступить очень скоро.

Социология

 

Человек - существо социальное, он живет в обществе и поступает так, как принято в данном обществе. Поэтому базисной для собриологии является и социологиянаука об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования общества (50).

Для собриолога важными являются следующие социологические понятия: «общество» как отношения между индивидами и коллективами, «культура» как «система социально приобретенных и транслируемых от поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность», ценностные ориентации, под которыми принято понимать «устремления, желания, потребности человека, выступающие в качестве важнейших целей жизнедеятельности» (51).

Особое внимание собриологу следует уделить понятию «социальная норма».

Нормы – неотъемлемый элемент культуры, они тесно связаны с ценностями, идеалами, символами, верованиями. Одна и та же норма может позитивно расцениваться в одном обществе и негативно – в другом.

Вспоминается курьезный случай, произошедший с одним политическим лидером России, который, отправляясь в Ливийскую Джамахирию, решил преподнести лидеру Ливии У. Каддафи подарок – бутылку коллекционного вина, - за это был арестован на таможне, и потребовалось вмешательство на высшем уровне, чтобы освободить его от уголовной ответственности. Социальная норма, по странным современным российским понятиям, – бутылка вина в качестве подарка - здесь оказалась преступлением и наказывалась смертной казнью.

Социальная норма как эталон поведения регулируется обществом на двух основных уровнях – официальном и неофициальном.

К первому относятся нормы и правила поведения, которые официально одобряются обществом и его институтами. Их выполнение контролируется с помощью социальных санкций, которые могут быть поощрительными (благодарность, приз) и принудительными (выговор, предупреждение, штраф, вплоть до применения уголовного кодекса).

Ко второму уровню регуляции поведения относятся общественное мнение, обычаи, моральные заповеди, традиции, нравы, привычки.

Традиция – понятие наиболее широкое по своему содержанию и смыслу и представляет собой один из механизмов трансляции культуры, ценностей, знаний, верований, норм. Традиция, как правило, подразумевает обращение к прошлому опыту, стремится его сохранить и закрепить, т.к. она консервирует общественную жизнь, противостоит социальным изменениям. В общественное сознание современных россиян вбивается мысль о «вековых пьяных традициях», что не соответствует исторической правде, о ежедневном пьянстве, как социальной норме, в результате трезвые здоровые народные традиции почти полностью утрачиваются.

Термин «обычай» иногда употребляют как синоним традиции, хотя в действительности обычай есть лишь инструмент реализации традиции. Обычай подразумевает неуклонное следование определенному стереотипу поведения.

Еще одним инструментом реализации традиции является мода на одурманивание.

Понятия «обычаи», «привычки», «мода» тесно взаимосвязаны и формируют общественные нравы и общественную мораль. Эта сфера – наша повседневная жизнь, и в совокупности они образуют культуру и специфический образ жизни (52). Следовательно, средствами формирования трезвого образа жизни являются трезвые привычки, трезвая мода, трезвые обычаи.

Подводя итоги вышесказанному, с точки зрения социологии, можно обозначить два пути отрезвления общества: 1) внедрение трезвых социальных норм, прежде всего, с помощью СМИ и образования и 2) формирование трезвых привычек, обычаев и моды на трезвый здоровый образ жизни.

Для отрезвления общества (как и для всякой другой конструктивной деятельности) важно укрепление всех социальных институтов, к которым, прежде всего, относятся семья и брак, религия, политика, экономика, образование. Именно социальные институты несут главную ответственность за регуляцию поведения (53).

Для собриолога представляет интерес и такая новая междисциплинарная наука, как социальная психология.

Важны следующие сведения, почерпнутые из социальной психологии: психологические особенности группы школьников (студентов), психологический климат в этой группе, лидерство, принятие решений, виды взаимных влияний, принятые формы поведения, референтная группа и т.д.

Особый интерес представляют малые неформальные группы, играющие особую роль в жизни человека – первичные, вторичные и референтные (54).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.058 с.)