ТОП 10:

Состав диалоговых средств АС.



 

В состав ДС АС входят:

• МО и ЛО, содержащие инструкции и методики ведения диалогового режима, язык диалогового взаимодействия и язык внутреннего представления данных;

• ТО, в которое входят устройства ввода/вывода данных на электронных и других типах дисплеев, процессоры ЭВМ, устройства обмена данными;

• ПО, имеющие программы диалогового ввода и вывода данных, программы интерпретатора языка диалогового

• взаимодействия, программы управления процессом диалога, программы формирования результатов проектирования, программы вывода результатов на дисплей и их редактирование, программы взаимодействия с другими обслуживающими подсистемами АС, программы регистрации процесса диалога и выдачи пользователю справок, инструкций, сообщений об ошибках;

• ИО, в которое входят БД для процесса диалога, БД для регистрации и корректировки результатов автоматизации, библиотека типовых графических элементов, технических данных и параметров типовых элементов автоматизации. Рекомендуется предусматривать в составе ДС средства обучения и самообучения пользователя, а также адаптацию ДС по отношению к возможностям пользователя.

 

6. Показатели, используемые для оценки удобства диалоговой системы для пользователя: гибкость, ясность, легкость пользования и обучения, надежность.

7. Структуры диалога. Характеристика диалога типа "вопрос и ответ".

 

Структура диалога типа «вопрос-ответ» (Q&A) основана на аналогии с обыч­ным интервью. Система берет на себя роль интервьюера и получает информацию от пользователя в виде ответов на вопросы. Это наиболее известная струк­тура диалога; все диалоги, управляемые компьютером, в той или иной степени состоят из вопросов, на которые пользователь отвечает. Однако в структуре Q&A этот процесс выражен явно. В каждой точке диалога система выводит в качестве подсказки один вопрос, на который пользователь дает один ответ. В зависимости от полученного ответа система может решить, какой следующий вопрос задавать. Структура Q&A предоставляет естественный механизм ввода как управляющих сообщений (команд), так и данных. Никаких ограничений на диапазон или тип входных данных, которые могут обрабатываться, не накладывается. Существуют системы, ответы в которых даются на естественном языке, но чаще используются предложения из одного слова с ограниченной грамматикой.

Диалог в виде вопросов и ответов в достаточной степени обеспечивает поддер­жку пользователя, так как даже краткий наводящий вопрос при разумном построе­нии может быть самопоясняющим. Структура Q&A не гарантирует минимального объема ввода, оцениваемого по количеству нажатий клавиш, однако при подходя­щем подборе сокращений можно уменьшить любую избыточность. Вместе с тем, структура Q&A обладает одним существенным недостатком. Даже если ввод происходит достаточно быстро, для человека, который уже знает, какие вопросы задает система и какие ответы нужно на них давать, отвечать на всю серию вопросов довольно утомительно.

С появлением графического интерфейса структура Q&A несколько устарела, тем не менее у нее имеются определенные достоинства. Эта структура может удовлетворить требования различных пользователей и типов данных. В частности, такая структура особенно уместна при реализации диалога с множеством «ответвлений», т.е. в тех случаях, когда на каждый вопрос предусматривается большое число ответов, каждый из которых влияет на то, какой вопрос будет задан следующим. По этой причине структура Q&A часто используется в экспертных системах.

 

8. Структуры диалога. Характеристика диалога на основе "меню". Форматы "меню", особенности разработки “меню”.

 

Меню является, пожалуй, наиболее популярным вариантом организации запро­сов на ввод данных во время диалога, управляемого компьютером.

Существует несколько основных форматов представления менюна экране:

• список объектов, выбираемых прямым указанием, либо указаниемномера (или мнемонического кода);

• меню в виде блока данных;

• меню в виде строки данных;

• меню в виде пиктограмм.

Меню в виде строки данных может появляться вверху или внизу экрана и часто остается в этой позиции на протяжении всего диалога. Таким образом, посредством меню удобно отображать возможные варианты данных для ввода, доступных в любое время работы с системой. Если в системе имеется достаточно большое разнообразие вариантов действий, организуется иерархическая структура из соответствующих меню. Дополнительные меню в виде блоков данных «всплывают» на экране в позиции, определяемой текущим положением указателя, либо «выпадают» непосредственно из стро­ки меню верхнего уровня. Эти меню исчезают после выбора варианта.

Меню в виде пиктограмм представляет собой множество объектов выбора, раз­бросанных по всему экрану; часто объекты выбора содержат графическое представ­ление вариантов работы.

Пользователь диалогового меню может выбрать нужный пункт, вводя тексто­вую строку, которая идентифицирует этот пункт, указывая на него непосредственно или просматривая список и выбирая из него. Система может выводить пункты меню последовательно, при этом пользователь выбирает нужный ему пункт нажа­тием клавиши.

Меню можно с равным успехом применять для ввода как управляющих сообще­ний, так и данных. Приемлемая структура меню зависит от его размера и организа­ции, от способа выбора пунктов меню и реальной потребности пользователя в под­держке со стороны меню.

Структура типа меню является наиболее естественным механизмом для рабо­ты с устройствами указания и выбора: меню представляет собой изображение тех объектов, которые выбираются пользователем. Если диалог состоит исключи­тельно из меню, можно реализовать последовательный интерфейс, при котором пользователь применяет только устройства для указания; однако такое постоян­ство редко достижимо на практике. Следует также заметить, что, хотя работа с этими устройствами не требует профессионального владения клавиатурой, для подготовленного пользователя это не самый быстрый способ выбора из меню. Вместо указания пользователь может сообщить о своем выборе вводом соответ­ствующего идентификатора.

Меню — это наиболее удобная структура диалога для неподготовленных поль­зователей; жесткая очередность открытия и иерархическая вложенность меню мо­жет вызывать раздражение профессионала, замедлять его работу. Традиционная структура меню недостаточно гибка и не в полной мере согласуется с методами адаптации диалога, такими, например, как опережающий ввод, с помощью которого можно ускорить темп работы подготовленного пользователя.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.244.18 (0.006 с.)